СОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА В РЕШЕНИИ ЖИЛИЩНОЙ ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ РОССИИ
© Скороходов Е.Л.*
Амурский государственный университет, г. Благовещенск
В статье рассматривается одна из форм государственной поддержки молодежи в решении жилищного вопроса, представленная подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. Анализируется эффективность ее реализации и проблемы, с которыми сталкиваются молодые семьи -участники подпрограммы.
Ключевые слова молодежь, обеспечение жильем, господдержка.
Жилищная проблема молодых семей - одна из приоритетных, но в то же время сложных задач, стоящих перед органами государственной власти, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Актуальность данной проблемы определяется тем, что от качества жизни молодых семей, и в большей степени от их жилищной обеспеченности и благоустроенности в значительной степени зависит демографическая ситуация региона в частности и страны в целом. Многие авторы отмечают что, в России и мире стабильно сохраняется тенденция снижения рождаемости и старения населения, в результате предстоящие демографические изменения неизбежно будут иметь многочисленные социальные и экономические последствия [1]. Без решения жилищной проблемы молодежи, демографический кризис современной России будет затяжным и все более глубоким.
К институциональным способам решения жилищных проблем молодежи следует отнести приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» и действующие в его рамках программы государственной поддержки молодых семей. Одна из форм господдержки данной категории граждан представлена в виде подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
В 2013 году реализация мероприятий данной подпрограммы осуществлялась на территориях 78 субъектов Российской Федерации. Почти 18 млрд. рублей было выделено из бюджетов трех уровней на ее реализацию. Средства субсидии на улучшение жилищных условий получат более 25 тысяч молодых семей [2].
Интерес к подпрограмме растет. Но, лишь небольшой части молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, удается воспользо-
* Аспирант кафедры Финансов.
ваться указанной мерой государственной поддержки (менее 10 % от числа нуждающихся).
Проблемы организационно-правового (технического) характера в некоторых случаях обусловлены незначительными на первый взгляд недочетом в существующем законодательстве, но могут стать серьезным препятствием на пути молодых семей к собственному жилью.
Итак, с чем же может столкнуться молодежь при попытке получить субсидию на приобретение жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 20112015 годы.
Во-первых, отметим, молодая семья должна осознавать, что сумма субсидии, которую она получит, по условиям подпрограммы составляет не более 35 % от расчетной стоимости жилья. При этом верхний предел расчетной стоимости жилья зависит от норматива стоимости одного квадратного метра жилья устанавливаемого Минстроем РФ. К примеру, в Амурской области на четвертый квартал 2013 года Минстроем РФ утверждена стоимость 39345 рублей за квадратный метр жилья, что почти в два раза меньше рыночной стоимости жилья, которая составляет 62522 рублей [3].
Ограничивая условиями подпрограммы верхний предел расчетной стоимости жилья, молодая семья по факту получает субсидию, покрывающую не более 20 % от рыночной стоимости жилья, оставшиеся 80 % ложатся на плечи молодых семей. Многие семьи, подтвердив свои доходы в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, не в состоянии приобрести жилье даже с использованием средств субсидии.
В результате, анализируя опыт реализации программных мероприятий на территории Амурской области, заметим, что 30 % молодых семей получив долгожданное свидетельство, не могут его реализовать.
В качестве решения данной проблемы, считаем необходимым, прописать в условиях подпрограммы возможность расчета субсидии по среднерыночной стоимости по муниципальному образованию, но без ограничения нормативной стоимости жилья, установленного Минстроем РФ.
Во-вторых, молодые семьи, получившие свидетельство о праве на получение социальных выплат, могут направить средства субсидии строго в соответствии с условиями установленными подпрограммой. Но направления использования средств полученной молодой семьей социальной выплаты, четко прописанные в пункте втором подпрограммы, по нашему мнению, не в полной мере охватывают все возможные варианты предложение жилья на рынке. В соответствии с правилами предоставления молодым семьям социальных выплат, средства полученной субсидии могут быть использованы:
а) для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения;
б) для оплаты цены договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома;
в) для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива, после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность этой молодой семьи;
г) для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома;
д) для оплаты договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором) и (или) оплату услуг указанной организации;
е) для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 г, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам [4].
Данный перечень не охватывает всех жизненных ситуаций, что существенно снижает эффективность реализации подпрограммы и освоения бюджетных средств, так как ограничения в допустимых направлениях использования средств социальной выплаты могут послужить причиной невозможности реализовать полученное молодой семьей свидетельство в установленный срок.
По нашему мнению, следует расширить перечень возможных направлений использования субсидии. К примеру, позволить молодым семьям использовать субсидию при приобретении жилья путем участия в долевом строительстве. В данном случае существенную поддержку получат строительные организации региона, ускорятся темпы строительства и ввода нового жилья в эксплуатацию, что приведет к снижению рыночной стоимости жилья в субъекте РФ.
Так же, считаем необходимым, убрать ограничение, установленное в подпункте «е» в части даты оформленного кредита (до 01.01.2011). Наличие альтернативы направить субсидию на погашение ипотечного кредита вне зависимости от даты его оформления позволит молодым семьям уже сейчас улучшить жилищные условия, не дожидаясь средств социальной выплаты.
Комплексный анализ данного правового акта позволяет констатировать, что выполнение пункта «е» может стать для молодых семей невозможным в связи с коллизиями в законодательстве.
К примеру, многие молодые семьи, в период длительного (в среднем до 5 лет) ожидания своей очереди на получение государственной поддержки, смогли приобрести себе жилье при помощи ипотечного жилищного кредита, оформленного до 01.01.11. В таком случае молодая семья в зависимости от площади купленной квартиры могла утратить статус «нуждающейся в улучшении жилищных условий».
В соответствии с действующими правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, участницей подпрограммы может быть только молодая семья признанная нуждающейся в жилом помещении, что определяется в соответствии с Жилищным Кодексом РФ преимущественно по обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Следовательно, молодая семья может являться участницей подпрограммы при наличии в собственности приобретенного с помощью ипотечного кредита (полученного до 01.01.2011) жилого помещения, общая площадь которого менее учетной нормы на одного члена семьи, и направить средства полученной субсидии на погашение основной суммы долга по данному кредиту.
Однако, внесение в Постановление пункта «е» через полгода после начала реализации подпрограммы, обусловило возникновение законодательных коллизий, которые исполнителями данной подпрограммы в субъектах Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также различными контролирующими органами трактуются по-разному.
Так, в соответствии с п. 32 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат и их использования, общая площадь приобретаемого жилого помещения в расчете на каждого члена молодой семьи, учтенного при расчете размера социальной выплаты, не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Молодая семья, получив возможность направить средства социальной выплаты на погашение ипотечного (жилищного) кредита в соответствии с условиями подпрограммы, этим же документом такой возможности лишена.
Хотелось бы отметить, что некоторые руководители органов местного самоуправления, возможно понимая нелепость противоречащих норм, все же принимали решение оплатить свидетельство молодой семье в данной ситуации. На что незамедлительно реагировали различные контролирующие органы (прокуратура, росфиннадзор и др.) вынося представление главам городов и районов о необходимости устранения выявленного нарушения по факту нецелевого использования бюджетных средств.
В большинстве муниципальных образований, руководители отказывали молодым семьям в оплате свидетельств, ссылаясь на необходимость приоб-
ретения семьей жилья площадью достаточной для того чтобы снять семью с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
На основании вышеизложенного, в целях повышения качества и эффективности решения жилищной проблемы молодых семей и устранения противоречия норм, считаем, что необходимо внести в действующую подпрограмму соответствующие изменения либо пояснения, которые исключат множественность вариантов толкования пунктов подпрограммы, повысят размер предоставляемой семьям социальной выплаты, а также расширят возможности использования молодыми семьями средств полученной субсидии [5].
Список литературы:
1. Кудрин А., Гурвич Е. Старение населения и угроза бюджетного кризиса // Вопросы экономики. - 2012. - № 3.
2. Официальный сайт Минстроя РФ [Электронный ресурс]. - М., 2013. -Режим доступа: http://www.gosstroy.gov.ru.
3. Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 1050 // СЗ РФ. - 2011. - № 5. - Ст. 739.
4. Официальный сайт Амурстата [Электронный ресурс]. - Благовещенск, 2013. - Режим доступа: http://amurstat.gks.ru.
5. Скороходов Е.Л. Проблемы реализации государственной поддержки молодых семей в решении жилищного вопроса // Экономические науки. -2013. - № 6 (103).
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕХАНИЗМА АУТСОРСИНГА В ПРОЦЕССЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КЛАСТЕРА
© Степанов М.А.*
Рязанский государственный радиотехнический университет, г. Рязань
Рассматриваются особенности кластеризации промышленности, специфика аутсорсинга бизнес процессов в условиях функционирования производственного кластера, механизм принятия решения о переводе отдельных функций на аутсорсинг, риски, возникающие при этом.
Ключевые слова: производственный кластер, бизнес процессы, аутсорсинг, механизм принятия решений, риск.
Кластерные формы организации промышленных предприятий являются наиболее проработанными и распространенными в мировой практике способами производственной самоорганизации [1].
* Студент кафедры Экономики, менеджмента и организации производства.Научный руководитель: Евдокимова Е.Н., доцент кафедры Экономики, менеджмента и организации производства РГРТУ, кандидат экономических наук, доцент.