Научная статья на тему 'Развитие регионального механизма государственной поддержки молодых семей в улучшении жилищных условий'

Развитие регионального механизма государственной поддержки молодых семей в улучшении жилищных условий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
363
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛЬЕ / ПРОГРАММА / ИНВЕСТИЦИИ / НЕДВИЖИМОСТЬ / СТРОИТЕЛЬСТВО / МОЛОДЫЕ СЕМЬИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гареев И.Ф., Бахарева О.В., Сарваров Р.И., Набиуллина К.Р.

Исследуется передовой опыт реализации государственных программ поддержки молодых семей в улучшении жилищных условий в Республика Татарстан. За 12 лет реализации программ внесены разнообразные изменения в их механизмы, большинство из которых направлены на повышение доступности приобретения жилья. В условиях финансового кризиса и снижения благосостоянии населения реализация мер, адекватных реалиям выдвигается органами государственной власти как первоочередная задача в региональной политике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие регионального механизма государственной поддержки молодых семей в улучшении жилищных условий»

Проблемы ЖКХ

РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ

И. Ф. ГАРЕЕВ, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономики и предпринимательства в строительстве E-mail: igareev@mail.ru О. В. БАХАРЕВА, кандидат экономических наук, ассистент кафедры экономики и предпринимательства в строительстве Тел. 8 (906) 326-74-20 Р. И. САРВАРОВ, соискатель кафедры экономики и предпринимательства в строительстве E-mail: sarvarov2001@mail.

К. Р. НАБИУЛЛИНА, аспирант кафедры экономической теории E-mail: nabiullina-karina@rambler.ru Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Исследуется передовой опыт реализации государственных программ поддержки молодых семей в улучшении жилищных условий в Республике Татарстан. За 12 лет реализации программ внесены разнообразные изменения в их механизмы, большинство из которых направлены на повышение доступности приобретения жилья. В условиях финансового кризиса и снижения благосостояния населения реализация мер, адекватных реалиям, выдвигается органами государственной власти как первоочередная задача в региональной политике.

Ключевые слова: жилье, программа, инвестиции, недвижимость, строительство, молодые семьи.

В Татарстане — в одном из первых субъектов Российской Федерации утверждена программа государственной поддержки молодых семей в приобретении жилья. В 1999 г. это право молодых семей

было закреплено Законом РТ «О государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий» (Закон).

В рамках Закона, молодые семьи — возраст одного из супругов до 30 лет, получают в рассрочку до 300 тыс. руб. на 15 лет без уплаты каких-либо процентов на строительство (приобретение) жилья. Положительным аспектом для семей является дата определения возраста — на момент подачи заявления. Другими словами, если молодая семья, подав заявление, например, в 29-летнем возрасте, простояла в очереди три года, то она сохраняет свое право на получение государственной поддержки независимо от своего текущего возраста. По заявлению молодой семьи, имеющей ребенка в возрасте до трех лет на момент получения государственной

поддержки, предусматриваются условия об отсрочке платежей до момента достижения ребенком трехлетнего возраста, что стимулирует молодую семью к рождению детей.

Особо следует отметить такую форму государственной поддержки, как обеспечение завершения строительства в сельской местности. Благодаря поставкам строительных материалов, молодой семье предоставляется возможность завершить строительство. Общее количество молодых семей, улучшивших свои жилищные условия на селе, составляет 25 % от общего числа молодых семей, получивших государственную поддержку по республике. Кроме того, в этом случае предусматриваются условия об отсрочке платежей до завершения строительства до 9 месяцев.

На начало 2009 г. в рамках Закона оказана государственная поддержка 3 322 молодым семьям республики. Общий объем средств, направленных в строительный сектор и на приобретение жилья в рамках Закона, превысил 1,3 млрд руб., из них доля бюджетного финансирования составляет 512,672 млн руб., в том числе 264,4 млн руб. — средства бюджета РТ.

Механизм Закона позволяет реинвестировать и дополнительно привлекать другие источники, тем самым снижается доля республиканского бюджета к суммарному объему финансирования. Средства, получаемые молодыми семьями в виде государственной поддержки, возвращаются ими без процентов и в последующем предоставляются другим молодым семьям.

Существенным фактором, влияющим на масштабы реализации Закона, является объем финансирования. Его недостаток предполагает малый объем возвратных ресурсов. Развитие финансовой цепочки ограничено, возвратные средства незначительны и не могут существенно увеличить фонд целевых средств.

Недостаточный за 12 лет реализации Закона объем финансирования не позволил полноценно развиться двухступенчатой схеме, когда для дальнейшей реализации Закона была бы достаточной незначительная бюджетная подпитка.

В целом же, на 1 рубль, направленный на предоставление государственной поддержки в рамках Закона, привлекается дополнительно 7,2 руб. из других источников — средства бюджетов муниципальных образований, собственные средства молодых семей, средства кредитных учреждений и предприятий. Кроме того, строительство жилья создает налогооблагаемую базу, обеспечивающую

постоянные поступления в бюджеты. Еще один важный аспект — эффект экономического мультипликатора, благодаря чему активно развиваются смежные отрасли экономики. Результаты реализации Закона множатся еще и тем, что целевые средства продолжают работать в Законе, т. к. возвращаемые семьями средства направляются на оказание государственной поддержки другим семьям.

Впоследствии во многих регионах России были приняты аналогичные программы, а затем — и подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002—2010 гг. (далее — федеральная подпрограмма).

Благодаря действию Закона с 2003 г в республике стала возможна реализация 1-го этапа федеральной подпрограммы. Так, с 2003 по 2006 г. 830 молодых семей получили безвозмездные субсидии по рождению ребенка на сумму 124 млн руб., что позволило им сократить, а в отдельных случаях полностью погасить свою задолженность по оказанной государственной поддержке. Общий объем субсидий, полученных молодыми семьями Республики Татарстан, составил около 5 % от общего объема средств, предусмотренных на реализацию программы по всей России.

С 2006 г. в Республике Татарстан в рамках приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» успешно реализуются два этапа федеральной подпрограммы, в рамках которой молодым семьям предоставляется безвозмездная субсидия на приобретение жилья. Республика Татарстан принимает активное участие в конкурсных отборах субъектов Российской Федерации на участие в реализации федеральной подпрограммы, проводимые Росстроем. На протяжении нескольких лет Республика Татарстан занимает первое место в России по объемам финансовых средств, направляемых на реализацию подпрограммы (табл. 1).

Так, в 2006 г. суммарное бюджетное финансирование подпрограммы в РТ составило 399,9 млн руб., в том числе средства бюджета России — 100,0 млн руб. и Республики Татарстан — 299,9 млн руб. В 2007 г. (в преддверии объявления Года Семьи в России) объем финансирования составил 1,04 млрд руб., в том числе бюджет Российской Федерации — 260,0 млн руб. и бюджет Республики Татарстан — 780,0 млн руб. В 2008 г. из федерального бюджета поступили 315,847 млн руб., из республиканского бюджета — 258,479 млн руб.

Доля средств федерального бюджета, направляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации

Таблица 1

Реализация подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002—2010 гг.

в Республике Татарстан*

Год Условия финансирования Объемы финансирования из бюджетов, млн руб. Количество молодых семей, получивших субсидии Количество муниципальных образований — участников подпрограммы Средний размер субсидии, тыс. руб. Объем привлеченных средств в строительный сектор, млн руб.

2006 ФБ - 10 %. РБ - 30 % Всего - 399,9 в том числе: ФБ-100 (8,1 %); РБ - 299,9 1 319 33 289,44 1 023,0

2007 ФБ - 10 %. РБ - 30 % Всего - 1040 в том числе: ФБ - 260 (10,5 %) РБ - 780 2 154 31 464,40 2 609,36

2008 ФБ - 22 %. РБ - 18 % Всего - 615,847 в том числе: ФБ - 315,847 РБ - 258,479 967 31 594 919,381

* ФБ — федеральный бюджет, РБ — республиканский бюджет.

на софинансирование мероприятий подпрограммы, с 2008 г. рассчитывается по формуле с учетом показателя уровня бюджетной обеспеченности (УБО). Таким образом, доля федерального бюджета равна 22 %, бюджета Республики Татарстан — 13 % для молодых семей, не имеющих детей, и 18 % для неполных семей и семей, имеющих одного и более ребенка [1].

Уполномоченным по обслуживанию субсидий молодых семьей определен ОАО «Ак Барс» банк, который, в свою очередь, предоставляет ипотечные кредиты молодым семьям на условиях под 12,9 % с рассрочкой до 20 лет.

Правительством Республики Татарстан в целях усиления социальной значимости подпрограммы и повышения доступности участия в ней молодых семей было принято решение об обеспечении молодых семей — участников подпрограммы доступным, а главное, новым, жильем на всей территории республики по стоимости значительно ниже рыночной через некоммерческую организацию «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан». Например, по итогам 1-го кв. 2009 г., среднерыночная цена на первичном рынке составила 36 тыс. руб. за 1 кв. м., а стоимость для участников программы — в соответствии с нормативной стоимостью — 28,2 тыс. руб. (на 2-й кв. 2009 г.).

В условиях финансового и экономического кризиса несколько усложнилась реализация государственных программ поддержки населения в улучшении жилищных условий. Наибольшее влияние последствия кризиса оказали на плате-

жеспособность молодых семей, в основном из-за сокращения банками объемов и ужесточения условий ипотечного кредитования.

С нашей точки зрения, мероприятия, предусматривающие повышение платежеспособности молодых семей и доступности приобретения жилья в рамках реализации Закона Республики Татарстан «О государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий» в 2009 г., должны предусматривать следующие мероприятия.

1. Увеличение максимального размера государственной поддержки до 600 тыс. руб.

В рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002—2010 гг., размер субсидии, предоставляемой молодой семье, составляет 35—40 % от стоимости жилья, а денежный эквивалент безвозмездной государственной поддержки, в среднем, превышает в 2 раза (табл. 2).

2. Увеличение объемов финансирования мероприятий Закона из бюджета Республики Татарстан до 100 млн руб. в год.

В настоящее время около 25 % молодых семей (более 5 тыс.), в которых хотя бы один из супругов имеет возраст более 35 лет. Например, в г. Казани таких семей — 1,4 тыс., в г. Набережные Челны — 1,2 тыс., в Альметьевском муниципальном районе — 0,4 тыс., в Бугульминском муниципальном районе — 0,3 тыс., в Бавлинском муниципальном районе — 0,3 тыс.

Для сокращения времени ожидания государственной поддержки до приемлемых для молодых семей 3—5 лет, а также, учитывая стоимость жилья

Таблица 2

Размер государственной поддержки на 2-й квартал 2009 г. (при установленной нормативной стоимости 1 кв. м общей площади по Республике Татарстан в размере 28,2 тыс. руб.)

Состав семьи Нормативная площадь жилья, м2 Размер субсидии, % Размер субсидии, тыс. руб.

Муж, жена (без детей) 42 35 414 540

1 родитель и 1 ребенок 42 40 473 760

Муж, жена и 1 ребенок 54 40 609 120

Муж, жена и 2 ребенка 72 40 812 160

Муж, жена и 3 ребенка 90 40 1 015 200

и количество молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, необходимо существенное увеличение финансирования Закона из средств регионального бюджета и на протяжении 2009—2012 гг. должен составлять не менее 100 млн руб. в год. Впоследствии сохранение границ доступности жилья для молодых семей на приемлемом уровне станет возможным и при уменьшающемся бюджетном финансировании, когда будет достаточным использование возвратных средств.

3. Увеличение возраста молодых семей, участников мероприятий Закона, до 35 лет.

В настоящее время в рамках Закона молодая семья — семья, в которой один из супругов не достиг возраста 30 лет. Участником федеральной подпрограммы может быть молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет [2]. Таким образом, для приведения законодательства Республики Татарстан в соответствие с федеральным необходимо внесение соответствующих поправок в региональный механизм.

4. Необходимо соглашение о взаимодействии с ведущими банками Республики Татарстан в области льготного кредитования молодых семей, участников мероприятий Закона.

Условия кредитования молодых семей, участников федеральной подпрограммы, предусматривают льготные условия кредитования. В частности, молодым семьям ипотечные кредиты предоставляются на условиях под 12,9 % годовых (на рынке — от 15 %).

В рамках Закона у молодых семей также существует необходимость получения банковских кредитов. В настоящее время для этих молодых семей льготных условий кредитования не предусмотрено.

5. Использование молодыми семьями средств материнского капитала для оплаты части стоимости жилья, приобретаемого в рамках закона.

Семьи, имеющие детей, с 01.01.2007 обладают правом на получение материнского капитала, в том числе на улучшение жилищных условий.

В соответствии с правилами направления средств материнского капитала на улучшение

жилищных условий жилые помещения, приобретаемые молодыми семьями в рамках закона, оформляются в общую собственность родителей, детей и с определением размера долей по соглашению.

В договорах, заключаемых с молодыми семьями, содержится обязательство возвратить задолженность и период времени, в течение которого оно должно быть исполнено.

В настоящее время молодые семьи — участники Закона обращаются в районные отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФРФ) с целью получения средств материнского капитала, по результатам которого получают отказ в представлении указанных средств.

Специалисты ПФРФ мотивируют свой отказ следующим. Согласно п. 13 Правил, в качестве документа, подтверждающего получение гражданином кредита или займа, принимается кредитный договор или договор займа. Реализация же жилого помещения молодой семье, в отношении которой принято решение об оказании государственной поддержки осуществляется в соответствии с договором купли-продажи, долевого инвестирования строительства жилья или мены жилого помещения, заключаемым уполномоченной организацией с молодой семьей в соответствии с гражданским законодательством.

Сотрудники ПФРФ усматривают, что жилое помещение приобретается с рассрочкой платежа путем участия в долевом строительстве, а не кредитного договора или договора займа. В связи с этим направить средства материнского капитала на уплату участия в долевом строительстве не представляется возможным.

Вместе с тем при оплате товара в рассрочку этот товар также признается находящимся в залоге у продавца для обеспечения покупателем его обязанности по оплате, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, с момента передачи товара покупателю и до его оплаты (п. 5 ст. 488 ГК РФ).

Факт, что договора, заключаемые Объединением, влекут возникновение ипотеки в силу закона, а не на основании отдельного договора, указан также

РЕгиомьнАя экономикА: теория и практика

79

в свидетельстве о государственной регистрации права собственности на недвижимость, где в строке «Существующие ограничения (обременения) права собственности» сделана запись «Ипотека в силу закона». Кроме того, в подтверждение данной позиции можно указать то, что при заключении договоров купли-продажи уполномоченная организация действует во исполнение закона. Данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с оказанием молодым семьям государственной поддержки в улучшении жилищных условий. А сам Федеральный закон о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, прямо указывает, что средства материнского капитала направляются на улучшение жилищных условий.

Вместе с тем, в соответствии с п. 9 Правил, средства материнского капитала можно направить на уплату договора участия в долевом строительстве. Однако специалисты ПФРФ отмечают, что Правилами не предусмотрено использование средств материнского капитала при оформлении отношений через договор уступки права требования.

Применяемые объединением договора являются договорами коммерческого кредита, поскольку содержат обязательство о рассрочке оплаты. Так, в силу ст. 823 ГК РФ коммерческим кредитом признаются договора, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, с условием предоставления рассрочки оплаты.

При этом Федеральный закон от 26.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» не содержит запрета на использование средств материнского капитала в погашение долга по коммерческому кредиту, одному из видов кредита.

Таким образом, на уровне Республики Татарстан необходимо заключение соглашения о порядке использования средств материнского (семейного) капитала для оплаты участия в мероприятиях Зако-

на, что существенно повысит платежеспособность молодых семей.

6. Предоставление молодым семьям, получившим государственную поддержку по факту рождения ребенка, рассрочки по уплате средств государственной поддержки до достижения ребенком трех лет.

Действующее правило предусматривает подобную отсрочку только для семей, имеющих ребенка в возрасте до трех лет на момент получения государственной поддержки. Данное условие позволит семье более рационально использовать семейный бюджет, а вкупе с использованием средств материнского капитала стимулировать рождение второго ребенка.

В целом, рассмотренные выше меры окажут существенную социальную поддержку молодым семьям, как получившим государственную поддержку, так и находящимся в очереди на улучшение жилищных условий в рамках Закона Республики Татарстан «О государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кто может получить такую поддержку? До какого возраста муж и жена считаются молодой семьей? // Совет при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. URL: http: //www.rost.ru/projects/habitation/hab3/h32/ ah32.shtml (дата обращения: 22.05.2009).

2. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ. Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Сборник документов. Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан в 2008 году / Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан. Казань, 2009. CD-ROM. Загл. с этикетки диска.

1 декабря 2009 г. в Конгресс-центре ТПП РФ (г. Москва, ул. Ильинка, д. 6) Торгово-промышленная палата Российской Федерации проводит V Всероссийский налоговый Форум.

Информационный партнер - Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ». В ходе Форума будет представлен доклад ТПП России «О состоянии налогового законодательства и практики в 2009 году. Пути реформирования в условиях финансового кризиса». Дополнительная информация: (495) 620-02-91, 620-03-71, fadeev@tpprf.ru. sbezhnev@tpprf.ru

Участие в Форуме бесплатное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.