совершенствование механизма федеральной программы обеспечения жильем молодыхсемей
и.ф. гареев,
кандидат экономических наук, старший преподаватель Казанский государственный архитектурно-строительный университет
Реализация федеральной программы обеспечения жильем молодых семей осуществляется с 2003 г. С тех пор в Российской Федерации накоплен значительный успешный опыт государственной поддержки. Вместе с тем специфика ее мероприятий в Республике Татарстан свидетельствует о необходимости дальнейшего развития ее механизма. Изменение правил предоставления субсидий позволит существенно повысить государственные гарантии, эффективнее использовать целевые средства и расширит перечень семей, имеющих право на государственную поддержку.
Ключевые слова:жилье, программа, инвестиции, недвижимость, строительство, молодые семьи, кредит.
Улучшение жилищных условий молодежи сегодня выступает как важное средства укрепления института молодой семьи, улучшения демографической ситуации. В осуществлении молодежной жилищной политики в Республике Татарстан в настоящее время реализуется комплекс государственных мер.
Государственная поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий в Республике Татарстан осуществляется с 1997 г. в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.05.1997 № 397 «О республиканской программе государственной поддержки молодых семей в приобретении жилья». В дальнейшем в целях законодательного закрепления права молодой семьи на получение государственной поддержки был принят Закон Республики Татарстан от 21.10.1999 № 2443 «О государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий» (далее — Закон).
В целях создания на федеральном уровне системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы и улучшения демографической ситуации постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2002 № 638 была утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», входящая в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002—2010 годы (далее — подпрограмма) [1]. Для реализации подпрограммы средства федерального бюджета направлялись в субъекты Российской Федерации с целью оказания адресной помощи молодым семьям — участникам соответствующих региональных и муниципальных программ — на компенсацию части стоимости построенного (строящегося) или приобретенного жилья в случае рождения (усыновления) ребенка.
При подобном механизме выделенная одной молодой семье федеральным бюджетом субсидия произвела двойной эффект, позволив двум молодым семьям решить свои жилищные проблемы. Первая молодая семья в связи с рождением ребенка сократила или погасила полностью задолженность и получила возможность развития жизненных планов. Вторая молодая семья быстрее получает государственную поддержку, улучшает свои жилищные условия и приобретает реальный стимул для деторождения.
Механизм реализации Закона направлен на категорию молодых семей, обладающих определенными денежными накоплениями, достаточными для первоначального взноса, но уровень доходов которых не позволяет им обратиться за ипотечным кредитом. Вместе с тем, даже имея достаточный
уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, молодые семьи также не могут получить доступ на рынок жилья, поскольку не могут оплатить первоначальный взнос при получении кредита. Молодые семьи в основном являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит, не имеют в собственности жилья, которое можно было бы использовать как актив при получении ипотечного кредита, а также еще не имели возможности накопить средства для оплаты первоначального взноса. При этом данная категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная поддержка в улучшении жилищных условий будет являться для них хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста.
Участником первого этапа подпрограммы могла быть молодая семья, имеющая задолженность за приобретенное (строящееся) жилье, для которой возможность получения субсидии за счет средств федерального бюджета была обусловлена рождением (усыновлением) ребенка. В новой редакции подпрограммы решение демографической проблемы не ставится в качестве прямой цели, а рассматривается как ее дополнительный социальный эффект. Решение жилищного вопроса молодой семьи создаст условия и для роста рождаемости.
Основной целью 2-го этапа является оказание государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, путем предоставления субсидий.
Субсидия предоставляется на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома и может быть использована в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам. Право использовать субсидию на погаше-
ние основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома предоставляется молодым семьям — участникам подпрограммы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа) [1].
В сложившихся условиях актуально дальнейшее расширение механизмов государственной поддержки молодых семей. По результатам исследования реализации федеральной подпрограммы в Республике Татарстан, а также, сравнивая ее механизм с региональными жилищными программами, нами сформулированы несколько предложений, внедрение которых позволит существенно расширить систему мер по поддержке молодых семей.
В настоящее время молодым семьям предоставляется дополнительная субсидия в размере не менее 5 % от средней стоимости жилья при рождении (усыновлении) 1 ребенка для погашения части кредита или займа либо для компенсации затраченных собственных средств на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья (табл. 1).
Оценивая абсолютные суммы субсидии по рождению ребенка, отметим, что в условиях, когда в стоимости жилого помещения более 60 % молодой семье приходится оплачивать самостоятельно, дополнительные 5 % государственной поддержки рассматриваются автором как незначительные и низко эффективной мерой по стимулированию рождаемости. При этом механизм подпрограммы непосредственно на это указывает (т. е. решение демографической проблемы не ставится в качестве прямой цели, а рассматривается как ее дополнительный социальный эффект).
Таким образом, с целью повышения рождаемости, размер субсидии по рождению ребенка необходимо увеличить до 10 % и более от расчетной стоимости жилья.
Важным аспектом является источник финансирования данной субсидии. Сейчас дополнитель-
Таблица 1
Размер субсидии по рождению ребенка на 2-й квартал 2009 г. (нормативная стоимость 1 кв. м общей площади по Республике Татарстан — 28,2 тыс. руб.)
Состав семьи Нормативная площадь жилья, кв. м Размер субсидии, % Размер субсидии, тыс. руб. Субсидия по рождению ребенка (5 %), тыс. руб.
Муж, жена (без детей) 42 35 414 540 59 220
1 родитель и 1 ребенок 42 40 473 760 59 220
Муж, жена и 1 ребенок 54 40 609 120 76 140
Муж, жена и 2 ребенка 72 40 812 160 101 520
Муж, жена и 3 ребенка 90 40 1 015 200 126 900
ная субсидия предоставляется молодым семьям за счет средств бюджета субъекта Федерации или местного бюджета. В условиях падения доходов региональных бюджетов и практически вечного дефицита на муниципальном уровне, по нашему мнению, данные мероприятия необходимо финансировать из федерального бюджета.
Реализация федеральной подпрограммы в Республике Татарстан сформировала свою, особо эффективную специфику ее механизма. В частности, практически все участники программы используют средства субсидии для приобретения нового жилья. Цена реализации жилых помещений соответствует нормативной стоимости, определяемой в соответствии с Министерством регионального развития РФ, что значительно ниже рыночных.
Однако у данной формы есть определенные недостатки. Молодые семьи в выборе приобретаемого жилого помещения ограничены теми многоквартирными домами, которые возводятся уполномоченными застройщиками, что ограничено определенными районами, типом строительства, особенностями планировок и т. д.
Важно отметить об источниках финансирования строительства жилых домов для молодых семей. Изначально многоквартирные дома строятся на средства застройщиков, где среди прочих присутствуют и заемные ресурсы. Невозможность использования средств субсидий ограничена механизмом программы, в соответствии с которым приобретаемое жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов молодой семьи, которой предоставлена субсидия. Другими словами, субсидия может быть направлена только на оплату части стоимости готового жилья в многоквартирном доме. Таким образом, в современных условиях крайне актуальна возможность прямого использования механизма подпрограммы на этапе строительства.
Более существенным недостатком подпрограммы является особенность ее реализации в сельской местности. В силу установленных на региональном уровне правил, строительство жилья на селе осуществляется лишь по утвержденным проектам и подрядным способом, и, что самое важное, по единым с городом ценам. В итоге, стоимость жилых домов в сельской местности оказывается сопоставимой с городской и в 1,5—2 раза выше действующей в сельском поселении. Для снятия ограничений, установленных на региональном уровне, в механизме подпрограммы необходимо ввести возможность использования средств субсидий на завершение ранее начатого строительства, проведение работ по реконструкции жилого дома,
принадлежащего молодой семье на праве собственности, с возможностью освоения предоставленных средств хозяйственным способом.
Участником подпрограммы в настоящее время может быть молодая семья, возраст обоих супругов в которой не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей. Рассматривая статистику бракосочетаний можно отметить, что в большинстве случаев семейный состав различен по возрасту. Более того, в последние годы отмечается ярко выраженная тенденция по более позднему вступлению в брачные отношения. В итоге, зачастую только один член молодой семьи подпадает под условия подпрограммы. В подтверждение выдвинутых положений добавим, что за последние несколько лет темпы прироста количества молодых семей, поставленных на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, сократились. И одной из причин является сокращение доли молодых семей, соответствующих условиям подпрограммы.
В связи с этим для расширения категорий молодых семей, подпадающих под условия реализации федеральной подпрограммы, необходимо изменить требование к соответствию обоих супругов вышеуказанным правилам на соответствие лишь одного из членов молодой семьи. Другими словами, участником подпрограммы должна быть молодая семья, возраст одного из супругов в которой не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей.
Вместе с тем помимо снижения требований к возрастным ограничениям супругов, расширению перечня семей, имеющих право на государственную поддержку, будет способствовать снятие еще одного важнейшего ограничения. В соответствии с установленными правилами возраст супругов определяется на день принятия органом исполнительной власти субъекта Федерации решения о включении молодой семьи — участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году [2].
При самостоятельном рассмотрении действующее правило можно охарактеризовать как логически выверенное. Однако детальный анализ государственной жилищной политики в Республике Татарстан позволяет сделать выводы о том, что в реализации регионального механизма присутствует более выгодный для молодых семей механизм. Дело в том, что в данной программе возраст определяется на момент постановки молодых семей на учет
- 15
в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Данная схема, по мнению разработчиков программы, адекватна объемам бюджетного финансирования. При острой нуждаемости в государственной поддержке большого количества молодых семей бюджетных средств всегда недостаточно. Таким образом, ограниченность финансирования мероприятий программы вынуждает молодые семьи долго пребывать в очереди в качестве нуждающихся, что приводит к выходу из возрастных ограничений. Решением подобной коллизии и явилось установление лояльного подхода к определению момента, при котором фиксируется возраст участников программы — подача заявления о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, для сохранения условий по исполнению обязательств перед молодыми семьями, возраст которых по причине недостаточного целевого финансирования вышел за рамки, установленные правилами предоставления субсидий, порядок определения возраста необходимо зафиксировать по вышеописанной методике.
Совокупность описанных выше предложений по совершенствованию подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» позволит улучшить демографическую ситуацию, обеспечит интенсификацию жилищного строительства, расширит перечень целевой группы участников мероприятий и сохранит объявленные перед молодыми семьями гарантии по оказанию государственной поддержки в улучшении жилищных условий (табл. 2).
Таблица 2
Предложения по повышению эффективности реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002—2010 гг.
№ Действующие положения подпрограммы Предлагаемые изменения Основание для внесения изменений Последствия
Положительные Отрицательные
1 Субсидия на рождение ребенка — 5 % от расчетной стоимости жилья Субсидия на рождение ребенка — 10 %(и более) от расчетной стоимости жилья Необходимость стимулирования рождаемости Реальная поддержка молодой семьи Дополнительная нагрузка на бюджет субъекта Российской Федерации и муниципального образования
2 Субсидия на рождение ребенка... за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета Субсидия на рождение ребенка. за счет средств бюджета Российской Федерации Повышение доля бюджета Российской Федерации в финансировании программы Поддержка субъектов Российской Федерации и муниципальных образований Уровень рождаемости заранее неизвестен, что усложняет процесс резервирования бюджетных средств
3 Варианты использования субсидии: 1) приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома (т. е. оплата части стоимости готового жилья в многоквартирном доме); 2) оплата первоначального взноса по ипотечному кредиту при приобретении готового жилья Использование средств субсидии на: 1) строительство квартиры в многоквартирном доме; 2) завершение или реконструкция индивидуального жилого дома (актуально для сельской местности) В Республике Татарстан ведущими застройщиками активно используется ФЗ № 214 от 30.12.2004 «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов.», обеспечивающий защиту прав дольщиков при строительстве нового жилья Строительство нового жилья будет вестись на эти средства (средства молодых семей и банков) и не будут изыматься оборотные средства уполномоченных организаций Несмотря на наличие ФЗ-214, риски сохраняются (в основном это несвоевременность завершения строительства), что может вызвать недовольство значительной части населения
4 Возраст каждого из супругов не превышает 35 лет на момент включения в список Возраст одного из супругов не превышает 35 лет Тенденция на позднее вступление в брачные отношения Повышение доступности программы для более широкого круга молодых семей Возрастет число нуждающихся в улучшении жилищных условий, что потребует увеличения целевого финансирования
5 Возраст каждого из супругов. на день принятия... решения о включении молодой семьи — участницы подпрограммы в список претендентов Возраст каждого из супругов определяется на день принятия признания молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий Сохранение гарантий государства по исполнению взятых на себя обязательств
В настоящее время в большинстве регионов Российской Федерации наблюдается снижение платежеспособности участников подпрограммы. В основном, из-за повышения процентных ставок по ипотечному кредитованию, в связи с чем на правительственном уровне предлагаются меры по субсидированию процентной ставки по ипотечным кредитам для участников подпрограммы, и, что самое интересное, за счет бюджета субъекта Российской Федерации. В ответ на предлагаемое предложение считаем необходимым отметить, что данная мера для республики не актуальна. Дело в том, что уполномоченным по подпрограмме «Ак Барс» Банком кредитование молодых семей осуществляется по ставке 12,9 % [3]. В этих условиях более актуально увеличение размера безвозмездной субсидии, например, до 70 % от расчетной стоимости жилья. Данная величина применяется в рамках подпрограммы поддержки молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности, федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года».
Таким образом, сформулированные выше первоочередные мероприятия по совершенствованию механизма реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой
программы «Жилище» на 2002—2010 гг. позволят существенно повысить государственные гарантии перед социально защищаемыми категориями граждан и эффективнее использовать бюджетные средства на развитие реального сектора экономики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», входящая в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002—2010 годы [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 865.
2. Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002—2010 годы [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 г. № 285.
3. Кредиты в рамках приоритетного национального проекта «Жилище» // «Ак Барс» Банк. URL: http://www.akbars.ru/person/credits/hypothec/ young_family/ (дата обращения: 24.05.2009).