ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF SOCIAL PROTECTION IN
RURAL AREAS
А. Б. Урусова - доцент кафедры «Финансы и кредит», к.э.н., СевероКавказская государственная академия, г. Черкесск, [email protected] A. B. Urusova - associate Professor of " Finance and credit», Ph. D., North Caucasus state Academy, Cherkessk, [email protected]
Аннотация. Перед нами стоит задача создания такой системы социальной защиты, которая смогла бы достаточно быстро и качественно поднять уровень жизни социально неблагополучных групп населения и в то же время не оказывать сдерживающего влияния на развитие экономики в целом и в сельской местности. Решение этой задачи может быть найдено в создании гибких, способных быстро адаптироваться в новых экономических условиях программ социальной защиты в сельской местности, основывающихся на лучших мировых достижениях и учитывающих национальные особенности развития. Требуется повышение роли органов местного самоуправления в решении проблем финансирования социальной защиты путем увеличения степени ответственности за организацию социальной защиты на уровне муниципальных программ в сельской местности, а также переориентация ресурсов в местные бюджеты в целях финансирования мероприятий социальной защиты. Исследования в области социальной защиты нельзя назвать традиционными для отечественной науки, что можно объяснить тем, что в настоящее время только начинает складываться научное направление, для которого характерно комплексное изучение вопросов организации, финансирования и управления системой социальной защиты в российских условиях.
УДК 369.041 DOI:10.24411/2588-0209-2020-10140
Abstract. We are faced with the task of creating a system of social protection that could quickly and efficiently raise the standard of living of socially disadvantaged groups of the population and at the same time not have a restraining effect on the development of the economy as a whole and in rural areas. The solution to this problem can be found in the creation of flexible social protection programs in rural areas that can quickly adapt to new economic conditions, based on the best world achievements and taking into account national characteristics of development. It is necessary to increase the role of local governments in solving the problems of financing social protection by increasing the level of responsibility for organizing social protection at the level of municipal programs in rural areas, as well as reorienting resources to local budgets in order to Finance social protection measures. Research in the field of social protection can not be called traditional for domestic science, which can be explained by the fact that at present a scientific direction is only beginning to develop, which is characterized by a comprehensive study of the organization, financing and management of the social protection system in Russian conditions.
Ключевые слова: Социальная поддержка, сельская местность, социальная защита, социальная политика, пенсионное обеспечение, социальная услуга, материнский капитал, пособия.
Keywords: Social support, social protection, social policy, pension provision, social service, maternity capital, benefits.
Социальная поддержка (содействие) - это комплекс мер, направленных на оказание помощи социально незащищенным слоям населения, которые по определенным причинам не в состоянии обеспечить себя доходом. Предоставляются в виде наличных платежей, услуг и льгот и в натуральной форме. Это важнейший элемент социальной политики государства в борьбе с бедностью в особенности на селе.
Цели и задачи социальной защиты населения выражаются в функциях-относительно самостоятельных, но тесно взаимосвязанных видах деятельности по социальной защите или группах лиц, оказавшихся в обстоятельствах, обусловливающих потребность в социальных услугах:
-экономическая функция;
- бытовые функции;
- психолого-педагогическая функция;
- социальные и медицинские функции;
- правовая функция;
- функции организации труда и отдыха и др. [5, c. 120].
Основные функции социальной защиты:
- каждое государство перераспределяет часть национального дохода в целях выравнивания материального благосостояния богатых и уязвимых слоев населения. Например, путем предоставления определенных категорий льгот и пособий;
- социальная реабилитация-восстановление социального статуса личности в случае возникновения социальных рисков (болезнь, травма, инвалидность, безработица, старость, беременность и др.);
- политическая-реализация основных направлений социальной политики, которые были заявлены;
- демографическая-обеспечение численности населения, снижение смертности и увеличение продолжительности жизни.
Организационно-правовые формы социальной защиты населения:
- пенсионное обеспечение;
- предоставление социальных выплат, субсидий, компенсаций и льгот категориям населения, нуждающимся в государственной социальной помощи;
- государственное социальное страхование;
- социальная услуга.
В условиях трансформации российской экономики развитие социальной защиты населения в сельской местности имеет важное значение, поскольку является одной из важнейших основ стабилизации, развития и повышения эффективности социально -экономической сферы. Основные функции социальной защиты населения - избавление от абсолютной бедности, оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях, содействие адаптации уязвимых слоев населения к условиям современной экономики, сохранение и обеспечение нормального социального положения, достойного уровня жизни. [3, с.369].
Особое внимание всегда уделялось людям с ограниченными возможностями. В 2016 году в этом направлении была проделана большая работа. Во-первых, российское законодательство приведено в соответствие с Конвенцией ООН о правах инвалидов. Во -вторых, ведется подготовка к реализации Федерального закона от 1 декабря 2014 года № 419-ФЗ"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" с 1 января 2016 года. Создание правовых механизмов поэтапного создания безбарьерной среды для инвалидов.
В-третьих, принято 36 нормативных правовых актов, определяющих порядок обеспечения доступности объектов, услуг и помощи инвалидам во всех сферах их жизнедеятельности.
В-четвертых, специалисты государственных и негосударственных органов были проинструктированы о работе и услугах инвалидов и оказали им соответствующую помощь. Также были подготовлены и утверждены" дорожные карты " по созданию безбарьерной среды для инвалидов, созданы нормативные акты, по которым населению предоставляются государственные услуги [1, с.104]. Большая часть мероприятий проводилась с участием общероссийских общественных организаций инвалидов. Для того чтобы сделать работу социальных служб более заметной, был создан Федеральный реестр инвалидов. С помощью реестра можно увидеть, насколько эффективна деятельность государственных служб по оказанию помощи и восстановлению здоровья нуждающихся граждан. Этот шаг позволит улучшить процесс интеграции в общество и повысить уровень жизни около 40 миллионов человек. Постановлением Правительства Российской Федерации от 1.12.2015 № 1297 утверждена государственная программа Российской
Федер ации "Доступная среда" на 2011-2020 годы". Госпрограмма предусматривает продолжение поддержки в 2016-2018 годах региональных программ по созданию безбарьерной среды для инвалидов в приоритетных сферах жизнедеятельности. Кроме того, расширен перечень приоритетных направлений. Это сферы: здравоохранение, социальная защита, образование, физическая культура и спорт, культура, транспорт, информация и связь, жилищно-коммунальное хозяйство, потребительский рынок и сфера услуг. На сегодняшний день он добавил занятости и пешеходной инфраструктуры. (Таблица 1)
Таблица 1 - Показатель доли приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, доступных для инвалидов по КЧР (%), составлено автором по: [7]
80 70 60 50 40 30 20 10 0
Показатель доли доступных для инвалидов приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов составило в 2015 г. - 41 %, в 2016 г. - 44,4 %, в 2017 г. - 54,2 %, в 2018 г. планируется - 64 %, в 2019 г. - 66,1 %, в 2020 г. - 68,2 %. Государственная программа предполагает совершенствование системы комплексной реабилитации и реабилитации инвалидов. Одно из значимых мест в системе социальной защиты населения занимает Пенсионный фонд Российской Федерации. Большое количество персональных данных граждан нашей страны находиться в его использовании. Этими сведениями могут пользоваться и другие органы власти для предоставления услуг. Одним из полномочий Пенсионного фонда является регистрация и выдача СНИЛС - уникального номера, служащего идентификатором персональных данных в системе предоставления государственных услуг.
Еще одним важным направлением социальной сферы являются многодетные семьи, которые подтверждаются удостоверением, выдаваемые по месту жительства семьи. Удостоверение выдается органами социальной защиты населения. Многие субъекты Российской Федерации закрепили право считать многодетной семьей, имеющих 3 и более детей. На конец 2018 г. в России насчитывается 1 миллион 250 тысяч многодетных семей. В Указе Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной
поддержке многодетных семей» представлены льготы для многодетных семей и социальная поддержка. Иными нормативно-правовыми актами также представлено:
- пособие на ребенка;
- ежемесячные денежные выплаты родителям при рождении третьего ребенка до достижения его трех лет;
- субсидии родителям на оплату детского сада;
- региональный материнский капитал (РМК), назначаемый при рождении третьего или последующего ребенка выплачивается из регионального бюджета;
- льготы родителям при уплате налогов;
- поддержка со стороны социальных учреждений при строительстве жилья;
- бесплатное предоставление муниципальными органами власти земельного участка;
- матерям, родившим и воспитавшим пятерых детей, предоставляется право досрочно выйти на пенсию;
- многодетные матеря, могут иметь компенсацию трудового стажа;
- один из родителей может единовременно получить денежную выплату и орден «Родительская Слава» [8]
Установление регионального материнского капитала очень важная мера, так как это способствует повышению жилищных условий особенно в сельской местности и решения прочих проблем. Ведь большинство многодетных семей имеют жилищные проблемы. Также в некоторых регионах существует единовременная выплата на приобретение жилого помещения. Такая выплата установлена в Карачаево-Черкесской республике федеральным законом «О социальной поддержке многодетных семей в Карачаево -Черкесской республике» от 17.11.2002 г. В КЧР при рождении трех и более детей одновременно или рождение одновременно двух детей, в период до трех лет возраста другим детям, закон предполагаем улучшение жилищных условий, где проживает семья. Также закон предусматривает покупку или строительство жилья. Жилая площадь, которого, рассчитывается исходя из количества членов семьи и 18 квадратных метров площади жилья, приходящейся на каждого члена семьи, и утвержденной средней стоимости 1 квадратный метр. С 1 марта 2018 г. были внесены изменения в Земельный кодекс Российской Федерации. В статье 35.5 закрепили право многодетным семьям и лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий, выделять государственную поддержку на улучшение жилищных условий альтернативную на выдачу бесплатного земельного участка. В действующей редакции Земельного кодекса РФ сказано, что семьи, имеющие трех и более детей должны состоять на учете, как нуждающиеся в жилых помещениях. По согласованию сторон (органов социальной защиты и многодетной семьи) имеется право на иные меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями. В Указе № 431 перечислены основные меры социальной поддержки и льгот для многодетных семей:
- скидка не менее 30 % на оплату газа, воды, канализации, электроэнергии и отопления;
- бесплатные лекарства детям до 6 летнего возраста по рецептам врачей; -льготный (бесплатный) проезд на городском транспорте (наземном и подземном);
- без очередного приема детей в дошкольные учреждения;
- бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений;
- бесплатное обеспечение детей школьной и спортивной формами в общеобразовательных школах;
- бесплатное ежемесячное посещение музеев, выставок и парков культуры, и отдыха.
Также Указом № 431 предусмотрена помощь родителям, которые желают
организовать фермерские хозяйства, малые предприятия и прочие. Для этих целей государство выделяет земельный участок и предусматривает ряд льгот. Льготы могут предоставляться в виде полного или частичного освобождения от налогов и арендных платежей. А также в первую очередь для многодетных семей выделяются садово-огородные участки в основном в сельской местности и государственное содействие в получении льготных кредитов, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья.
Для лиц с ограниченными возможностями государством была проделана большая работа. Были приняты ряд законов для улучшения адаптации инвалидов в современном обществе. В данное время и в перспективе ведется работа по улучшению услуг и качества жизни инвалидов. Пенсионный Фонд Российской Федерации по состоянию на 2018 г. имел большие расходы на пенсионное обеспечение, что снижает его эффективность. Возможно, такая проблема связана с наделением его многочисленными полномочиями. Должную поддержку оказывает государство многодетным семьям. Это и льготы, и скидки, и размер материнского капитала, право на без очередного поступления в дошкольные учреждения. Но, к сожалению, в нашей стране существует дефицит мест в дошкольные учреждения, а также их плохое качество. Хочется выделить также низкую эффективность работы системы социальной защиты населения, так как большинство многодетных семей, не пользуются принадлежащим им правам. Необходимо проводить информирование каждой семьи о принадлежащим им правах. Анализ существующей организационной структуры ряда отделов социальной защиты населения показал, что в настоящее время она отвечает требованиям системы управления социальной сферой. Принимаемые программы, выплачиваемые пособия, предоставляемые льготы удовлетворяют и поддерживают многих тысяч нуждающихся. [4, с.18]
Сегодня численность населения России составляет почти 147 миллионов человек, и благодаря мерам, принимаемым с середины 2000-х годов, России удалось добиться положительных результатов в демографии. Сейчас основная проблема в том, что семьи создает малочисленное поколение 90-х годов. И «острейшая проблема», которая является прямой угрозой демографическому будущему, - это низкие доходы значительной части граждан [6].
В начале января 2020 года президент предложил выплачивать материнский капитал не только за второго и третьего ребенка. Семьи с первенцами получат выплату 466 617 рублей. При рождении второго ребенка эта сумма увеличится на 150 000, и материнский капитал составит 616 617 рублей. Изменения вступают в силу с 1 января 2020 года, то есть те, у кого в этом году появился ребенок, могут рассчитывать на капитал.
Малообеспеченным семьям президент предложил выплачивать пособия, пока ребенку не исполнится семь лет. В первый год выплата будет составлять половину от суммы прожиточного минимума в регионе. Если этой выплаты будет недостаточно, в
следующий год она будет составлять один прожиточный минимум - в среднем по стране это 11 000 рублей.
Социальное развитие государства играет важную роль в формировании благосостояния общества в стране. Без социально обеспеченного человека невозможно экономическое развитие государства. Регулирование государством данной сферы и создание всех необходимых условий для его нормального функционирования обеспечивает возможность и для экономического роста страны.
Таким образом, можно сделать вывод, что в нашем государстве существует достаточное количество проблем, связанных с социальной поддержкой населения как в общем так и на селе. Однако уже намечены пути решения данных проблем. Государство на данный момент делает акцент на социальную сферу нашей страны как в городской так и в сельской местности, ведь данная сфера для населения является самой важной.
Библиографический список
1. Ларицкая М. Л. Права лиц с ограниченными возможностями и механизмы их защиты на международном, европейском и российском уровнях /М. Л. Ларицкая// Вестник Томского государственного университета. -2013. - № 373. С. 104-107.
2. Мысляева И. М. Государственные и муниципальные финансы: учебник / И. М. Мысляева. - М: ИНФРА-М., 2014. - 360с.
3. Урусова А. Б. Пути улучшения социального обеспечения населения /а. б. Урусова// Kant.- 2019.- № 3 (32).- С. 369-373.
4. Усова О. А., Грищук В. А. Социальная поддержка различных категорий населения в Российской федерации: эффективность, проблемы функционирования системы /О. А. Усова, В.А. Грищук// Общество, экономика, управление. 2019 - часть 4, № 1. - С. 1823.
5. Ходжаева М. И. Социальная защита как важнейшая составляющая социальной политики /М. И. Ходжаева// Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия гуманитарных наук, - 2013. - №1 (53). С. 120-127.
6. Вести экономика - аналитические материалы. - Режим доступа: http:// www.vestifinance.ru/
7. Официальные сайт Министерства труда и социального развития Карачаево-Черкесской республики. - Режим доступа: URL: http://mintrudkchr.ru/
8. Официальные сайт Министерства труда и социального развития РФ. - Режим доступа: URL: http://rosmintrud.ru/
Bibliograficheskij spisok
1. Larickaya M. L. Prava lic s ogranichennymi vozmozhnostyami i mekhanizmy ih zashchity na mezhdunarodnom, evropejskom i rossijskom urovnyah /M. L. Larickaya// Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. -2013. - № 373. S. 104-107.
2. Myslyaeva I. M. Gosudarstvennye i municipal'nye finansy: uchebnik / I. M. Myslyaeva. -M: INFRA-M., 2014. - 360s.
3. Urusova A. B. Puti uluchsheniya social'nogo obespecheniya naseleniya /a. b. Urusova// Kant.- 2019.- № 3 (32).- S. 369-373.
4. Usova O. A., Grishchuk V. A. Social'naya podderzhka razlichnyh kategorij naseleniya v Rossijskoj federacii: effektivnost', problemy funkcionirovaniya sistemy /O. A. Usova, V.A. Grishchuk// Obshchestvo, ekonomika, upravlenie. 2019 - chast' 4, № 1. - S. 18-23.
5. Hodzhaeva M. I. Social'naya zashchita kak vazhnejshaya sostavlyayushchaya social'noj politiki /M. I. Hodzhaeva// Vestnik Tadzhikskogo gosudarstvennogo universiteta prava, biznesa i politiki. Seriya gumanitarnyh nauk, - 2013. - №1 (53). S. 120-127.
6. Vesti ekonomika - analiticheskie materialy. - Rezhim dostupa: http:// www.vestifinance.ru/
7. Oficial'nye sajt Ministerstva truda i social'nogo razvitiya Karachaevo-CHerkesskoj respubliki. - Rezhim dostupa: URL: http://mintrudkchr.ru/
8. Oficial'nye sajt Ministerstva truda i social'nogo razvitiya RF. - Rezhim dostupa: URL: http://ro smintrud. ru/