State Language and Sociology of the Tajik Technical University named afier M. Osimi, E-mail: rahmatova1972@mail. ru.
Samadova Sozhidakhon Saidmahmadovna - Candidate of Philology, Senior Lecturer of the Department of English, Khujand State University. Academician B. Gafurov. E-mail: sojidakhon@mail. ru
УДК 05-035.462(470.344) СОВРЕМЕННЫЕ ГЛЯНЦЕВЫЕ ЖУРНАЛЫ ЧУВАШИИ
Васильева Л. А., Хораськина Г. В., Студенцов О. Р.
Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова
На современном региональном рынке глянцевых изданий Чувашской Республики можно выделить следующие журналы: «ДЕТКГОБ» и «ИКРА».
Отличительной чертой регионального «глянца» является удовлетворение потребностей жителей региона. Именно эта особенность приносит большую часть прибыли региональным изданиям. В основном региональный глянец позиционирует себя как рекламно-информационное и информационно-развлекательное издание.
Аудиторию привлекают медиа тексты об известных людях своего региона, которые добились успеха в различных сферах: бизнесе, политике, культуре и т.д. Издания подробно рассказывают об их жизни, печатают интервью, фотоотчеты с героем публикаций.
Глянцевые издания на федеральном уровне давно привлекают к себе внимание исследователей: Буряковской В.А. [1], Засурского Я.Н. [6], Марчан К.В. [9], Надыршиной А.А. [10], Писаревской Н.С. [11] и др. Региональный сегмент изданий таким вниманием не отличается в силу разных причин: национальной и территориальной специфики, узостью аудитории и полиграфическими возможностями. Среди исследований регионального аспекта можно выделить коллективные работы Васильевой Л.А., Студенцова О.Р., Хораськиной Г.В., Шваргиной [2], две работы соавторов Васильевой Л.А., Студенцова О.Р., Хораськиной Г.В. [3; 4], Дякиевой Б.Б., Овшинова А.Н., Усалко О Н. [5], Кольги А.А. [7], Маевской А.Ю. [8] и др.
Исследования глянцевых изданий Чувашской Республики отсутствуют. В связи с этим в работе представлены отдельные категории современного журнального сегмента Чувашской Республики в жанрово-содержательном и типологическом аспекте.
Материалом исследования послужила региональная глянцевая периодика. В работе использованы методы контент-анализа (содержательного, структурного), сравнительно-типологического описания современных глянцевых журналов «ДЕТКГОБ» и «ИКРА».
К глянцевым изданиям Я.Н. Засурский относит «...престижный журнал, рассчитанный на покупателя с уровнем доходов выше среднего и имеющий качественные отличия, как в содержательном, так и в маркетинговом отношении» [6, с. 12].
В Чувашской Республике первыми глянцевыми изданиями стали шопинг-гиды - «Ваш бутик» и «Моя покупка». Они быстро вошли на рынок средств массовой информации республики. Издания просуществовали около 10 лет и успели стать знаковыми журналами для региона. Эти издания обеспечивали свою аудиторию актуальной информацией (выгодные покупки, новинки и т.д.), также давали полезный контент, связанный с образом жизни людей.
В дальнейшем выпускались похожие издания, например, «Мы женимся», «Байер», ««LIFE&LOVE», «Мир отдыха». Особняком стоит журнал «Вишневый сад», выходивший около 6 лет. Арт-издание содержало качественные публикации о литературе, архитектуре, музыке. Следует заметить, что большинство перечисленных журналов ориентировались преимущественно на женскую аудиторию: «Ваш бутик», «Моя покупка», «Байер», «Вишневый сад». В то же время в регионе были предприняты попытки издания мужских журналов, таких как «Moby Dick» (вышел один номер), и «А^овестник», который завоевал популярность среди мужской части населения. Многие из них закрылись вследствие экономического кризиса и конкуренции с интернет-пространством.
«ДЕТKГОS» - это семейный журнал на актуальные темы в сфере детства и родительского воспитания. В журнале - полезные статьи, яркие фотопроекты, конкурсы и развлечения для детей и родителей. Учредитель и издатель журнала: АНО «Издательско-просветительский центр «Пятое измерение». Генеральный директор и главный редактор - Мария Смирнова. Журнал распространяется бесплатно. Среди основных точек распространения: детские развлекательные и развивающие центры, детские сады, магазины одежды и детских товаров, крупные торговые центры города, кинотеатры, перинатальные центры, женские консультации и поликлиники.
«ДЕТKГОS» издается с мая 2014 года. Тираж журнала? составляет 3000 экземпляров, периодичность: 4-6 номеров в год. В журнале представлены основные жанры информационной, аналитической и художественной публицистики: интервью и репортажи с места событий, корреспонденции и статьи, очерки и зарисовки. Тематика публикаций разнообразна: о беременности, родах, здоровье, трендах и брендах, об образовании и развитии личности, досуге и праздниках. Все фотографии оригинальные: работают профессиональные фотографы журнала, в редких случаях иллюстрации предоставляют читатели. Также печатаются советы, вопросы и комментарии читателей.
Основные финансовые вливания - продажа рекламы (более 80%); продажа фотопроектов (510%); проведение публичных коммерческих мероприятий - 5-10%.
По мнению главного редактора Марии Смирновой, «секрет успеха издания в том, что они пишут о полезных вещах. Цель - давать максимально полезный контент: от рождения ребёнка до развлечений, здоровья и т.д. По сравнению с другими журналами мы выходим большим тиражом. Наш журнал расходится очень быстро. Мы проводим массовые мероприятия: фирменные раздачи, которые никто до нас не проводил; приглашаем тех, кто попал в номер, они приводят с собой друзей и знакомых на наши мероприятия. Налаженный с аудиторией контакт обеспечивает журналу огромный резонанс. К этому можно добавить живое общение, рекламу и полезный контент с профессиональными фотографиями детей».
Благодаря таким мероприятиям, журнал постоянно отслеживает настроения целевой аудитории и налаживает интерактивные связи.
Журнал имеет следующую рубрикацию: Вселенная ДЕТKlDS, содержащая всевозможные местные новости, фотопроекты, информацию об успехах и победах детей в различных сферах преимущественно в формате заметки и интервью, о новинках, детской моде, покупках, одежде, обуви, аксессуарах, мебели; Здоровые ДЕТШББ - все о детском здоровье; Консультация ПРО (ответы на вопросы читателей); В ожидании счастья - о беременности и родах, о взаимоотношениях, вопросах психологии и воспитания; ДЕТKlDS и путешествия - о путешествиях с детьми, о городах и странах; Планета ДЕТKIDS - содержит информацию о досуге и развлечениях, кружках и секциях, праздниках, новинках и гаджетах, игрушках, афишу мероприятий города на месяц, смешные высказывания детей, игры, шуточный гороскоп; Под вопросом - предназначена в большей степени для отцов, включает два противоположных мнения на одну и ту же проблему.
В каждом номере также присутствует рубрика «Доброта спасёт мир», в которой рассказывается об особенных детях: о детях, которым нужны средства на лечение, о благотворительных организациях, о заболеваниях и реабилитации. По соглашению с Министерством образования журнал публикует информацию о детях-сиротах, благодаря чему дети, оставшиеся без попечения родителей, обрели свои новые семьи.
Кроме того, «ДЕТKГОS» освещает важную информацию от ГИБДД и МЧС: о законодательных новшествах, а также полезные справки о том, как вести себя в экстренных случаях и куда обращаться. Социальная составляющая «ДЕТKГОS» очень важна. Таким образом журнал не отстраняется от проблем, возникающих в жизни региона. Это делает его более привлекательным и востребованным.
Журнал «ДЕТКГОБ» представлен в социальных сетях. Группа «Вконтакте» - первая социальная сеть, в которой развернул свою деятельность журнал. В группе насчитывается 14000 подписчиков. У каждого проекта журнала также имеется своя группа (Планета ДЕТИ, Фотомодель по-детски, Танцы с ДЕТKIDS). Редакция трансформирует журнальные публикации в электронный формат, вместе с читателями продумывает рубрики и новые идеи для журнала, периодически обновляет
фотоотчеты с мероприятий и проектов. Все онлайн-версии журнала и франчайзи дополнительно публикуются на сайте Calameo - сервисе интерактивных публикаций.
Журнал «ИКРА» - премиальный глянец для широкой аудитории. Слоган журнала: Красиво. Дерзко. Неизбежно. Концептуальный деликатес для вашего ума. Для него. Для неё. Для каждого из нас. На рынке регионального СМИ с 2016 года. Тираж журнала 2000 экземпляров, выходит 2 раза в год. Формат журнала - А4. Объем: от 80-ти листов.
По словам Марии Смирновой, «в основе концепции журнала смех и юмор. «ИКРА» такой и должна остаться. Я сразу увидела эту концепцию, черное и красное - это мужчина и женщина, хорошее и плохое, смех и разговор о серьезном. Если «ДЕТКГОБ» прежде всего польза, то «ИКРА» для развлечения».
«ИКРА» распространяется бесплатно в ресторанах, кафе, бутиках, в частных медицинских центрах, фитнес-клубах, центрах и салонах красоты, отелях и автосалонах. Возрастная категория 16+.
Журнал состоит из статей и блогов, интересных рубрик и красивых, ярких, смелых фотографий. «ИКРА» - премиальный и, в то же время, демократичный глянец, который наполнен разнообразным контентом.
Рубрики журнала: ВСЕМ ИКРЫ! - пишется от лица редакции (одного из сотрудников) о пяти вещах, которые рекомендованы лично им. Рубрика КРАСИВО повествует об искусстве, персонах, истории, науке, моде и прочее. Состоит из блогов людей, которые пишут на разные темы. Рубрика ДЕРЗКО: о сексе, отношениях, о взглядах на жизнь, о политике, о реальности. НЕИЗБЕЖНО пишет о эзотерике (и всём, что с этим связано), о личностном развитии, об интересных вещах, о юморе, о смешных ситуациях. Вся наша жизнь - ИКРА и ИКРАМЕТНЫЕ СТРАНИЦЬ1 - это юмор, но юмор со смыслом, чтобы что-то осознать, переосмыслить. Здесь же TRUE: что было бы, если бы все говорили друг другу правду? Рубрика ХОЛОСТЯК И ХОЛОСТЯЧКА рассказывает о людях, которые не связали себя узами брака.
Наряду со статьями, очерками, эссе, интервью, беседами, в «ИКРЕ» регулярно появляются материалы с элементами фельетона. Например, в публикации «Научить ученого: больная философия» высмеиваются люди, которые обращаются к профессионалам за помощью, но сами при этом учат, как и что делать. Публикации в жанре фельетон довольно часто встречаются рубриках «Дерзко» и «Вся наша жизнь - икра».
Большинство материалов написаны в жанре житейской истории, где люди делятся личным, сокровенным. Темы являются актуальными, востребованными. В данным жанре рассказывается почти обо всем - о психологии, политике, красоте, личных взаимоотношениях и т.д. («Простые истины про ложь и красоту» и пр.). Житейские истории объединены в блоги («Блог разумного человека», «Блог Люси Справедливости», «Блог хулиганки», «Блог острой на язык»).
В конце 2016 года компания запустила еще один проект - студию бизнес-идей «Точка сборки». «Мы поняли, что у многих наших клиентов нет упаковки, нет бренда, нет продвижения в различных СМИ, порой даже нет хорошего логотипа. Так мы стали маркетинговой компанией полного цикла и сейчас оказываем множество услуг по продвижению, упаковке, созданию брендов. В перспективе выход на рекламный рынок других регионов. В настоящее время работаем с заказчиками из Казани, Москвы и других городов» - рассказывает генеральный директор компании Мария Смирнова. -«Через 10 лет я вижу эти журналы на рынке региональных СМИ. Мы (журналисты) не можем представить себя без этих журналов. Хочется надеяться, что «ДЕТКГОБ» будет выходить хотя бы 6 раз в год, «ИКРА» хотя бы 3: осень, весна и зима. Столько интересного контента копится, которым хочется делиться».
Одной из основных причин появления региональных глянцевых журналов явилось активное развитие сферы товаров и услуг, которые нуждались в рекламе. На начальном этапе развития глянцевые журналы явились отличной площадкой для рекламы, которая эффективно работала и собирала вокруг себя аудиторию. Они позиционировали себя как рекламно-информационные и информационно-развлекательные издания.
Дальнейшее развитие показало, что присутствия только рекламы и развлекательного контента недостаточно, необходимо обратить внимание и на проблемы региона; постоянный мониторинг
аудитории; знание потенциального читателя журнала; сформировать слаженный коллектив единомышленников-журналистов.
Журналы «ДЕТКГОБ» и «ИКРА» сумели сохранить журналистику в формате глянцевого издания. Они отличаются богатой рубрикацией, интересным контентом и наличием основных жанров журналистики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Буряковская В.А. Глянцевый журнал как феномен массовой культуры: речевое и прагматическое представление // Политическая лингвистика. 2012. №1. С. 169-172.
2. Васильева Л.А., Студенцов О.Р., Хораськина Г.В., Шваргина Е.А. Жанровые и тематические особенности газеты «Хыпар» // Медиатолерантность - 2019. Материалы научно-практической конференции. ЧУВО «Российский исламский институт». Казань, 2020. С. 50-58.
3. Васильева Л.А., Студенцов О.Р., Хораськина Г.В. К вопросу о новых трендах в развитии журналистики здорового образа жизни // Ашмаринские чтения. Сборник статей XII Международной научно-практической конференции. Чебоксары, 2020. С. 240-243.
4. Васильева Л.А., Студенцов О.Р., Хораськина Г.В. Региональные издания Чувашии в условиях медиаконвергенции // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2021. N° 1 (110). С. 12-17.
5. Дякиева Б.Б., Овшинов А.Н., Усалко О.Н. Тенденции развития региональной журналистики. Глянцевые издания. «БАЙРТА LIFE» // Вестник Калмыцкого университета. 2019. №2. С. 13-19.
6. Засурский Я.Н. Десять лет свободы печати в России // Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика. 2001. № 1. С. 10-16.
7. Кольга А.А. Рынок глянцевых изданий Екатеринбурга: специфика спроса и новые направления позиционирования // Вестник МГТУ им. Г.И. Носова. 2012. №4. С. 93-95.
8. Маевская А.Ю. Глянцевые журналы в регионе (на примере СМИ г. Архангельска) // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманит. и социальные науки. 2012. №6. С. 36-47.
9. Марчан К. В. Женская пресса: историко-типологический ракурс рассмотрения // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2019. №2. С. 123-126.
10. Надыршина А. А. «Элитарность» как типообразуюшая характеристика премиум изданий // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2017. №2 (24). С. 71-76.
11. Писаревская Н. С. Женские глянцевые журналы и пути идентификации личности // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2017. С. 182-186.
СОВРЕМЕННЫЕ ГЛЯНЦЕВЫЕ ЖУРНАЛЫ ЧУВАШИИ
В статье исследуются тенденции развития печати Чувашии на примере современных глянцевых журналов «ffETKIDS» и «ИКРА». Рассматривается вопрос о специфике глянцевых изданий данного формата; анализируется типологическое и жанрово-тематическое наполнение журналов.
В современном региональном сегменте Чувашской Республики представлены журналы «ffETKIDS» и «ИКРА», которые является частью группы компаний «КИТ МЕДИА» (студия бизнес-идей «ТОЧКА СБОРКИ»; продюсерский центр «Театр моды ffETKIDS»; клуб будущих мам «ffETKIDS»; центр вертикального развития жизни «Пятое измерение»).
Возникновение глянцевых журналов на региональном уровне в первую очередь связано с развитием рынка рекламы товаров и услуг. В начале 2000-х годов в регионах стали преобладать глянцевые издания, бесплатно распространяющие рекламу. Основная цель - сообщать аудитории информацию о новинках в сфере товаров и услуг. Дальнейшее развитие журналов показало, что отсутствие аналитики может привести к исчезновению подобного рода изданий.
Ключевые слова: глянцевый журнал, «ffETKIDS», «ИКРА», Чувашская Республика, жанры СМИ, контент, аудитория СМИ.
MODERN GLOSSY MAGAZINES OF CHUVASHIA
The article examines the trends in the development of the press in Chuvashia on the example of modern glossy magazines «DETKIDS» and «IKRA». The issue of the specifics of glossy publications of this format is considered; the typological and genre-thematic content of the journals is analyzed.
In the modern regional segment of the Chuvash Republic, the magazines DETKIDS and IKRA are represented, which are part of the KIT MEDIA group of companies (studio of business ideas ASSEMBLY POINT; production center DETKIDS Fashion Theater; expectant mothers club DETKIDS; center for the vertical development of life «The Fifth Dimension»).
The emergence of glossy magazines at the regional level is primarily associated with the development of the market for advertising goods and services. In the early 2000s, glossy publications distributing advertising free began to predominate in the regions. The main goal is to inform the audience about novelties in the field of goods and services. The further development of the magazines showed that the absence of serious analytics could lead to the disappearance of the publication.
Key words: glossy magazine, DETKIDS, IKRA, Chuvash Republic, press, media genres, content, media audience.
Сведения об авторах:
Васильева Л. А. - Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова, Россия, 428015, г. Чебоксары, Московский проспект, 15, email: milavas71@mail.ru Хораськина Г. В. - Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова, Россия, 428015, г. Чебоксары, Московский проспект, 15, email: ahmer_hor@mail.ru Студенцов О. Р. - Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова, Россия, 428015, г. Чебоксары, Московский проспект, 15, email: studor2@yandex.ru
About the authors:
Vasilyeva Ь.А. - I. N. Ulyanov Chuvash State University, 15 Moskovsky Prospekt, Cheboksary, 428015, Russia, e-mail: milavas71@mail.ru
Khoraskina G.V. -1. N. Ulyanov Chuvash State University, 15 Moskovsky Prospekt, Cheboksary, 428015, Russia, e-mail: ahmer hor@mail.ru
Studentsov O. - Budgetary Scientific Institution of the Chuvash Republic «Chuvash State Institute of Humanities» of the Ministry of Education and Youth Policy of the Chuvash Republic, 29 Moskovsky Prospekt, 428015, Cheboksary, Russia; I. N. Ulyanov Chuvash State University, 15 Moskovsky Prospekt, 428015, Cheboksary, Russia, e-mail: studor2@yandex.ru
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ В РУССКОМ И АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКАХ
Малыхина Л. Ш.
Российско-Таджикский славянский Университет
Интернациональная лексика всегда привлекала особое внимание многих известных ученых-лингвистов, которые отмечают важную роль иностранных терминов в разных областях языкознания. Иностранные слова стремительно вошли в различные языки мира, обогатив их большим числом заимствований. Такую лексику можно, в частности, очень часто наблюдать в художественной литературе, где она является наиболее легко воспринимаемым элементом текста. Также известно, что современные информационные и образовательные технологии значительно оснащены иностранной терминологией и ее понимание весьма актуально.
По мнению лингвистов, интернациональная лексика составляет особую группу, которая имеет в большинстве случаев элементы заимствования. Если слово заимствуется одновременно в несколько языков, то в этом случае может создаться международный фонд лексики, которая состоит из иноязычной терминологии различных сфер деятельности, в частности, экономики, политики, науки, техники, искусства и т.д. Определенная часть интернациональной лексики является результатом взаимного обогащения языков по причине использования древней латинской и греческой лексики.
Например: (philosophy, synonym, democracy) [1, стр.231]
Как отмечает известный лингвист Аракин В.Д., в английском языке не так многочисленны заимствования из русского языка. Причина в том, что связи между русскими и английскими народами были установлены только в XVI веке. Позднее, в XVII-XIX веках число иностранных слов значительно увеличилось. Появились следующие слова: astrakhan- каракуль; samovar - самовар; zakuska- закуска; steppe -степь; versta - верста; vodka -водка и др. Известный лингвист утверждает также, что «английский язык значительно изменился в течение своей истории, тем не менее, его грамматический строй и словарный состав продолжают сохранять основные черты языка германской группы, хотя словарный состав включает множество иноязычных заимствований».[2, стр.260]