Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ В ОБЩЕСТВЕ КАК ФАКТОР БЕЗОПАСНОСТИ БУДУЩЕГО'

СОВРЕМЕННЫЕ ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ В ОБЩЕСТВЕ КАК ФАКТОР БЕЗОПАСНОСТИ БУДУЩЕГО Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
160
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ДЕВИАЦИЯ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ / КУЛЬТУРА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лепешев Дмитрий Владимирович

В статье обозначается автором современная проблема психологического здоровья личности в постковидный период. Также, автором выдвинута гипотеза о том, что последствия, повлиявшие на временную изоляцию людей могут в дальнейшем привести к разрушению и не полному восстановлению коммуникативных способностей, особенно у школьников, что может отразиться на развитии их общения в социуме, образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лепешев Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ В ОБЩЕСТВЕ КАК ФАКТОР БЕЗОПАСНОСТИ БУДУЩЕГО»

УДК 364.428 Научная статья

СОВРЕМЕННЫЕ ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ В ОБЩЕСТВЕ КАК ФАКТОР БЕЗОПАСНОСТИ БУДУЩЕГО

Лепешев Д.В.

НАО Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. В статье обозначается автором современная проблема психологического здоровья личности в постковидный период. Также, автором выдвинута гипотеза о том, что последствия, повлиявшие на временную изоляцию людей могут в дальнейшем привести к разрушению и не полному восстановлению коммуникативных способностей, особенно у школьников, что может отразиться на развитии их общения в социуме, образовании.

Ключевые слова: психологическое здоровье, девиация, ресоциализация, социальная дезадаптация, культура образования.

Для цитирования: Лепешев, Д.В. Современные глобальные вызовы психологического здоровья в обществе, как фактор безопасности будущего. / Д.В. Лепешев //Наука и реальность. - 2023. - № 1 (13). - С. 6-9.

Жители XXI века сталкиваются с глобальными вызовами в контексте: экологических, демографических, геополитических, этнических и моральных кризисов, а также беспрецедентной скоростью развития информационно - социальных изменений, социального сектора экономики стран мира.

События международного сообщества, как показывает современное состояние, значительно усложняет условия для жизни людей, существует множество факторов, вызывающих психический стресс, напряжение и эмоциональную нестабильность, которые могут оказать разрушительное воздействие на физическое и психологическое здоровье, которому подвержены и взрослые, и дети.

Идет интенсивная информационная борьба за умы людей, где сам человек и ценности семьи, общества проходят, через грань духовно-нравственного выгорания. У человека появляется вакуум духовной пустоты, который проявляется в неуверенности в завтрашнем дне, своей незащищенности, те происходит дезориентация во времени и пространстве.

На данном эволюционном этапе развития современное научное сообщество психологов ищет и исследует причины, которые вызывают кризис в развитии психологического здоровья человека.

Глубокий анализ феноменологии здоровья в культурологии и психологии был проведен О.С. Васильевой, Ф.Р. Филатовым и др. В этой литературе были выделены три идеологии определений и норм здоровья: Традиционная медицина, валеологическая и психологическая. Медицина рассматривает нормы как меру вероятности возникновения заболевания, валеология - как баланс между организмом и средой, а психология - как позитивные силы внутри человека, обеспечивающие здоровье [1].

В. Дубровина утверждает, что психологическое здоровье основано на полноценном психическом развитии на всех этапах онтогенеза. Можно сказать, что психологическое здоровье формируется на протяжении всей жизни. Конечно, оно постоянно меняется в результате взаимодействия внешних и внутренних факторов в течение жизни человека,

причем не только внешние факторы могут преломляться через внутренние, но и внутренние факторы могут модифицировать внешние воздействия [2].

Среди различных взглядов и школ мысли постепенно сложились общие контуры теории "психологического здоровья":

1. Концепция психологического здоровья фиксирует чисто человеческие аспекты и по сути является научным эквивалентом психического здоровья;

2. Проблема психологического здоровья - это проблема нормы и патологии в психическом развитии человека;

3. Основой психологического здоровья является нормальное развитие человеческой субъективности;

4. Определяющим критерием психологического здоровья является направление развития и характер реализации человеческого в человеке [3, 4].

По нашему мнению, психологическое здоровье - это эффект и результат продуктивной социализации, формирования адекватного образа мира, позитивного самопознания и конструктивных моделей жизнедеятельности. Процессуально психологическое здоровье отражается и укрепляется в процессе самореализации и выполнения ее основной задачи - развития потенциала человека как разносторонне развитого и способного субъекта деятельности (трудовой, учебной, научной, профессиональной, спортивной, культурной, досуговой, и др.). Успешная самоактуализация является потенциальным ресурсом и индикатором для построения качественных образовательных практик и жизненной среды, обеспечивающих адекватное психологическое здоровье будущих поколений.

Так, последние события, порождённые пандемией COVID - 19 стали сложным испытанием для всех, последствия данного явления находятся в активном исследовании учеными. Мы предполагаем, что тот урон, который был вызван изоляцией людей от процесса активной коммуникации, социализации и друг сфер полноценного развития еще отзовется большим резонансом в подрастающих поколениях, что может отразиться в широком спектре нарушений в девиации, ресоциализации, социальной дизадаптации, культуры образования и других стратегических сферах человеческого развития.

Пидемия COVID -19 - это период большой неопределенности. Люди во всем мире не могли знать, что именно произойдет в их жизни. Эта ситуация усугублялась отсутствием достоверной информации о заболевании, вариантах лечения и профилактики, жертвах и вариантах оказания медицинской помощи, а также обилием информации, распространяемой СМИ и социальными сетями, которая не всегда являлась достоверной. В результате многие люди начали испытывать страх, растерянность и депрессию по поводу своей способности продолжать жить и работать, безопасности своих детей и близких людей.

Влияние карантина было предиктором симптомов посттравматического стресса у персонала больницы даже три года спустя [5]. А примерно 34% (938 из 2760) владельцев лошадей были помещены в карантин на несколько недель из-за эпидемии конского гриппа и сообщили о сильном психологическом стрессе во время эпидемии, по сравнению с примерно 12% среди населения Австралии [6].

Изоляция также может повлиять на психологическое здоровье ребенка и привести к посттравматическому стрессовому расстройству. Сравнение симптомов ПТСР у разлученных детей по сравнению с детьми, не разлученными с родителями, показало, что средняя частота ПТСР у разлученных детей была в четыре раза выше, чем у детей, не разлученных с родителями. В этом исследовании примерно 28% (27 из 98) разлученных родителей сообщили о симптомах, диагностируемых как психические расстройства, связанные с травмой, по сравнению с 6% (17 из 299) не разлученных родителей [7].

Столкнувшись с пандемией, каждый из нас должен был постоянно принимать непривычные решения о том, как организовать свою жизнь. Следует учитывать также эмоциональные факторы, т.е. как менялась способность человека понимать, контролировать и управлять своими и чужими эмоциями в стрессовых ситуациях. По сообщениям СМИ, на период карантина выросло количество разводов, поэтому важно оценивать такую характеристику эмоционального интеллекта, как экспрессивный контроль. Способность анализировать поведение и эмоции других людей может определить успех или неудачу межличностных отношений.

Поведение людей во время пандемии в значительной степени зависело и от их способности брать на себя ответственность за свои решения. В неоднозначных ситуациях люди часто перекладывают ответственность на других, избегают или откладывают принятие самостоятельных решений, колеблются между неоправданными решениями, основанными на эмоциональном, а не интеллектуальном поиске решений. В то же время на поведение человека сильно влияет его вера в эффективность собственных действий (мотивация, импатия и тд).

Можно отменить следующие «психологические эффекты» во время и после карантина: страх, апатия, ступор, эмоциональное расстройство; депрессия, стресс, плохое настроение; раздражительность, бессонница; симптомы посттравматического стресса; гнев и эмоциональное истощение, сниженное настроение и раздражительность.

Однако, несмотря на глобальные проблемы со здоровьем человека, мы не должны пренебрегать профилактическими мерами. Профилактика, в данном случае психологическое здоровье, является ключом к безопасному будущему наших детей.

В наше время большое внимание и потребность к высокому уровню психологических служб сопровождения, высокому уровню и профессионализму психологов и педагогов-психологов. Современные учебные заведения должны создавать безопасные зоны для успеха учащихся при активном участии всех субъектов образовательного процесса: родителей, учителей, учащихся.

В настоящее время существует два основных направления профилактики психологического здоровья личности в образовательной сфере

1. систематическая и согласованная работа психологов, педагогов-психологов и субъектов образовательного процесса (администраторов, учителей, родителей, учащихся), нуждающихся в психологической поддержке и помощи: создание благоприятных ситуаций, направленных на профилактику психологических перегрузок и кризисных ситуаций.

2. психологическое консультирование, психологическая коррекция, психологическая реабилитация, психологический тренинг, психологическое просвещение.

Психологическая профилактика предполагает своевременное выявление личностных особенностей, которые приводят к девиантному поведению, установкам и деятельности индивида.

Психологам необходимо учитывать осложнения и психические нарушения, которые могут быть вызваны возрастными и социальными кризисами тех, кто вовлечен в образовательный процесс. Необходимо оценивать и контролировать условия жизни, включая экологический комфорт, условия деятельности и режим отдыха. Несоблюдение этих стандартов может привести к чрезмерному психическому и физиологическому стрессу, психологической перегрузке и негативным переживаниям, что ведет к снижению производительности труда и эмоциональному выгоранию.

Из этого можно сделать вывод, что работа психолога по проектированию и оптимизации среды играет важную роль в поддержании психологического здоровья школьного коллектива.

Это деятельность включает в себя обеспечение среды, в которой учителя могут эффективно работать, и профилактику различных психологических расстройств и отклонений у учащихся. Организация психологического сопровождения безопасной и оптимальной среды основывается на следующих задачах

- психологи проводят курсы и тренинги по формированию и развитию психологических качеств, помогающих справляться с трудными ситуациями и предотвращать негативные ситуации и нервные расстройства. Основная цель этих занятий -повышение эмоциональной устойчивости и способности к саморегуляции своего поведения и эмоционального состояния.

- целенаправленное исследование и оптимизация внешних факторов образовательной среды направленную на профилактику по предотвращению нарушений безопасности субъектов образовательного пространства.

Поэтому работа, которую педагоги-психологи проводят с директорами школ, учителями, родителями и учениками, должна быть направлена на выявление и оценку рисков и формирование безопасного поведения [8]. Эти меры способствуют сохранению и улучшению психологического здоровья всех сторон, вовлеченных в процесс обучения и преподавания.

Библиографический список

1. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека. - М., 2001.

2. Дубровина И.В. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. - Екатеринбург, 2000.

3. Басалаева Н.В., Захарова Т.В. Отношение к здоровью как критерий психологического здоровья студентов-первокурсников // Международный журнал экспериментального образования. - 2012. - № 1. - С. 53-57.

4.Басалаева Н.В. Проблема психического и психологического здоровья в отечественной психологии // Успехи современного естествознания. - 2013. - № 4. - С. 169170.

5. Reynolds DL., Garay JR., Deamond SL. Understanding, compliance and psychological impact of the SARS quarantine experience.Epidemiol Infect. 2008.

6. Taylor MR., Agho KE., Stevens GJ., Raphael B.Factors influencing psychological distress during a disease epidemic: data from Australia's first outbreak of equine influenza. BMC Public Health. 2008

7. Wang Y, Xu B., Zhao G., Cao R. at all. Is quarantine related to immediate negative psychological consequences during the 2009 H1N1 epidemic? Gen Hosp Psychiatry 2011.

Лепешев Дмитрий Владимирович, кандидат педагогических наук, академик АПН РК, ассоциированный профессор, заведующий кафедрой Педагогики и психологии, НАО Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

: d_Lepeshev@mail.ru Дата поступления: 03.03.2023

© Лепешев Д.В., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.