УДК 001 Научная статья
ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИЯ КАК ФАКТОР РИСКА ФОРМИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ В ПОДРОСТКОВОЙ СУБКУЛЬТУРЕ
Болдырева Д., Ербосынов Д. НАО Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)
Аннотация: В данной статье освещен вопрос влияния Интернет-зависимости на развитие конфликтной личности подростков. Путем исследования доказано, что связь между Интернет-зависимостью и агрессивным поведением приводит к трудностям с формированием межличностных коммуникаций, которые, в свою очередь, приводят к недопониманиям и конфликтам.
Ключевые слова: Интернет-зависимость, аддикция, аддиктивное поведение, межличностное общение, эмоции, подростки.
Для цитирования: Болдырева, Д. Интернет-аддикция как фактор риска формирования конфликтов в подростковой субкультуре./ Д. Болдырева, Д.Ербосынов // Наука и реальность. -2023. - № 1 (13). - С. 57-61.
Одной из важнейших потребностей человека является необходимость общения. Потребность к общению способствует укреплению разнообразных отношений, развитию сообщества, дружбе, способствует обмену знаниями, опытом, мыслями и т.д.
В данном случае интернет играет огромную роль. Большое количество чатов и форумов для интереса, досок объявлений, тематических чатов помогают находить собеседников, удовлетворить требования к общению.
В проведенных, российскими авторами, исследованиях [1, 2] подчеркиваются особенности межличностных отношений, характерные для интернет - зависимых. Они склонны к доминированию, самоуверенности, эгоцентризму, нетерпимости к критике, напористости, эгоцентризму, эмоциональной подавленности, изоляции отстраненности от других, подозрительности и обидчивости, а также характеризуются несоциальными стратегиями преодоления стрессовых ситуаций.
Этот тип сочетает характерный дефицит развития коммуникативной компетенции. Интернет-аддитивные пользователи не способны обращать внимания на эмоциональные состояния партнера. Онлайн-общение снижает психологические риски, связанные с общением (например, страх отказа).
Резюмируя мнение Т.В.Карабина [3], можно сказать, что одним из преимуществ межличностного общения в Интернете является:
- возможность деперсонализации себя и изменения своей идентичности;
- освобождение от негативных эмоций путем резких высказываний, имеется возможность быть максимально откровенным в разговоре;
- удовольствие от обсуждения тех аспектов своей деятельности и личности, о которых трудно говорить в реальной жизни.
Понятие «аддиктивное поведение» используется некоторыми учеными для описания поведения, предусматривающего применение различных психоактивных веществ и алкоголя на том этапе, когда еще не сформировалась физическая зависимость[4]. Аддикция (англ. addiction - зависимость, пагубная привычка) - неконтролируемая потребность индивида в определенном виде деятельности. [5].
Ц.П. Короленко, Т.А. Донских определяют аддиктивное поведение как один из типов девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций [6].
Первые и наиболее заметные признаки аддиктивного поведения проявляются в подростковом возрасте. Отклоняющееся поведение в определенной степени является нормой для подростков в этот период. Подростки пытаются почувствовать границы себя, экспериментируют с различными формами самовыражения, принимают собственные решения и пытаются соотнести себя со взрослой жизнью. Подростковый возраст-это время реальных испытаний и реального риска. Именно во время этих испытаний у подростков формируются ценности, но в тоже время эти испытания могут стать основой для зависимого поведения.
Если для формирования традиционных видов аддикций требуется определенное время (исключение составляют синтетические наркотики), то для интернет-аддикции этот срок резко сокращается [7].
По мнению И.Г. Малкиной-Пых., психологические признаки интернет-зависимости включают как специфические признаки, так и общие признаки, характерные для других форм аддиктивного поведения:
- повышенное настроение во время использования Интернета;
- неудержимое стремление к выходу в Интернет, увеличение количества времени нахождения в Интернете;
- трудности с прекращением работы в сети;
- негативные эмоции (раздражительность, апатия, пониженное настроение, чувство пустоты, скука) вне общения с компьютером.
Важным моментом процесса удовлетворения информационной потребности у интернет-аддиктов следует рассматривать наличие выраженного противоречия между отходом аддиктов от адекватного информационного взаимодействия с объективной действительностью и нарастающей потребностью в новой информации из сети. Как попытка псевдоразрешения указанного противоречия и может приниматься факт формирования у интернет-аддиктов представления виртуальной реальности, во многом противоречащего объективным связям и отношениям, но при этом регулирующего их жизнедеятельность.
Анализ различных фактов показывает, что многие люди рассматривают Интернет как полезный инструмент для приобретения знаний и начинают активно использовать его именно на этапе обучения.
С точки зрения психологии, причина этого пагубного пристрастия кроется в том, что элементы аддиктивного поведения свойственны каждому человеку, к примеру, страсть к азартным играм, лудоманию (игроманию), переедание или голодание, трудоголизм, алкоголизм, табакокурение, наркомания, когда патологическая зависимость начинает доминировать и постепенно подчинять себе другие цели, что и приводит к уходу от реальности. Когда эта зависимость начинает изменять сознание, человек вместо реальной
жизни и решения реальных проблем, находит для них заменителей (то есть аддиктивную реализацию), при этом достигая психического состояния как удовольствие, отрешенность, безмятежность и равнодушие.
Впервые расстройство было описано в 1995 году Нью-Йоркским психиатром Айвеном Голдбергом. А. Голдберг выделил следующие основные симптомы этого расстройства:
- болезненное негативное стрессовое состояние или дистресс;
- причиняет физический, психологический, межличностный, экономический или социальный вред [8].
По данным различных исследований, интернет-зависимыми сегодня являются около 10% пользователей во всём мире, к которым формируется определенное отношение [9]:
Таблица 1
Отношение к интернет-аддиктам_
Страна Отношение к интернет-аддиктам
Финляндия предоставляют отсрочку от армии
Китай с 2008 года первыми начали открывать клиники для интернет-зависимых, признав эту зависимость болезнью
США с 2009 года начали открывать клиники для интернет-зависимых
Используя данные с 2006 года, правительство Южной Кореи определило, что около 210 тысяч детей и подростков в возрасте 6-19 лет (2,1% от общего числа) страдают от интернет-зависимости и нуждаются в лечении. Четырем из пяти юношей придется употреблять психотропные препараты, а каждому четвертому или пятому придется лечь в больницу. В 2004 онлайн-опрос 13,5 тысяч корейских пользователей выявил интернет-аддикцию у 3,5%, а склонность к ней - у 18,4%. Аддикты жаловались на одиночество, депрессию, ощущение ухода от реальности [10].
Обобщая все выявленные признаки интернет-зависимых людей, психолог М.И. Дрепа для подростков выделила отдельные признаки, по которым можно распознать простое увлечение от интернет-зависимости:
- проблемы в процессе обучения (снижение успеваемости, систематические прогулы, отсрочка сдачи зачетов и экзаменов и др.);
- частые беспричинные перемены настроения, от вялого до приподнятого, от безучастного подавленного до приподнятого-эйфорического;
- болезненная и неадекватная реакция на критику, замечания и советы;
- нарастающая оппозиционность к родителям, родственникам, старым друзьям;
- значительное эмоциональное отчуждение;
- ухудшение памяти и внимания;
- приступы депрессии, страха, тревоги, появление фобий;
- ограниченное общение с друзьями, родителями, родственниками, значительное изменение круга общения;
- уход от дел, к которым наблюдался интерес, отказ от хобби;
- пропажа из дома ценностей или денег, появление чужих вещей, денежные долги;
- ранее не характерные изворотливость, лживость, неопрятность, неряшливость [11].
Выявленные результаты эмоционального и волевого аспекта интернет-зависимости
студентов свидетельствуют о предрасположенности к увеличению их использования среды Интернета благодаря возможности создания новых виртуальных личностей, получению эмоциональных поддержек и признаний [12].
В области мотивов зависимых от интернета студентов выявлено преимущество мотивации избежать неудач и мотивации достижения успехов, что свидетельствует о наличии у них сложностей в социальной адаптации. Оценка коммуникативного аспекта личности зависимых от интернета студентов показала высокий уровень одиночества, конфликта. Показатели коммуникационных сфер личности студентов Интернет-зависимых свидетельствуют, что у студентов Интернет-зависимых возникают трудности с формированием межличностных коммуникаций.
Таким образом, можно сделать вывод, что при увеличении степени Интернет-зависимости происходит возрастание уровней личностной тревожности, депрессии, агрессивности и снижение показателей силы воли, стрессоустойчивости, самооценки и уверенности в себе. Это может привести к ухудшению настроения, раздражительности, враждебности и более частым конфликтам с окружающими.
В целом, Интернет-аддикция может значительно повлиять на формирование конфликтной личности подростка, поэтому важно отслеживать время, проводимое подростком в интернете, и обеспечивать баланс между виртуальным и реальным миром. Также стоит обращать внимание на любые изменения в поведении подростка и реагировать на них своевременно, чтобы предотвратить возможные негативные последствия.
Библиографический список
1. Пережогин Л.О. Формирование расстройств личности у несовершен нолетних правонарушителей. Материалы III Международного конгресса «Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально психологического здоровья». - Казань 2006 - 348 с.
2. Теперик Р.Ф., Жукова М.А. Особенности общения Интернет зависимых пользователей. Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития. Ред. -сост. А.Е.Войскунский 2009.- С. 165-187.
3. Карабин Т.В. Особливост мiжособистiсного спшкування в мережi —Internet! // Актуальт проблеми психологи. Т. 1. Сощальна психолопя. 174 Психолопя управлшня. Оргатзацшна психолопя. - К., 2002. - Частина 5. - С. 41-47.
4. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике : [методическое пособие] / Н. А.Сирота, В. М. Ялтонский, И. И. Хажилина, Н. С. Видерман. - М. Генезис, 2004. - 216 с.
5. Психологический словарь [Электронный ресурс]. -URL:.https://www.psychologies.ru/glossary/01/addiktsiya/ (дата обращения 16.01.2023г).
6. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе: деструктивное поведение в современном мире.Новосибирск.Наука.Сиб. Отд-ние.1991. 224с.
7. Гоголева А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика. - 2-е изд.,стер. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 240 с. (Серия «Библиотека психолога»)
8. Янг, К. С, Годлдерг А. Интернет-зависимость / К. С. Янг // Мир Интернет. - 2000. - № 41. -С. 50-53.
9. Кунанбаева, М.Н., Токсанбаева, Н.К., Мендибаева Д., Кайранбекова Д., Тасмуратова Б. Влияние интернет зависимости на психологическое здоровье ученической молодежи в современных условиях/Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии.-2015.-№1 (52)- С.98-105.
10. Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития / сост. и ред. А.Е. Войскунский. - М.: Акрополь, 2009.-279 с.
11. Дрепа М. И. Интернет-зависимость как объект научной рефлексии в современной психологии // Знание.Понимание.Умение. - 2008. - № 2. - С. 189-193.
12. Дрепа М. И. Психологическая профилактика Интернет-зависимости у студентов. Автореферат дис. .. .канд.псих.наук Пятигорск - 2010.- 22 с.
Болдырева Д., студентка кафедры Педагогики и психологии, НАО Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова (г.Кокшетау, Республика Казахстан).
: dameli.boldyreva@mail.ru
Ербосынов Д., студент кафедры Педагогики и психологии, НАО Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова (г.Кокшетау, Республика Казахстан).
: damirerbolsynov@gmail.com
Лепешев Дмитрий Владимирович, научный руководитель, кандидат педагогических наук, академик АПН РК, ассоциированный профессор, заведующий кафедрой Педагогики и психологии, НАО Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)
: d_Lepeshev@mail.ru Дата поступления: 03.03.2023
© Болдырева Д., Ербосынов Д., 2023