Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ СНИЖЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ'

ФАКТОРЫ СНИЖЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
198
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / АДДИКЦИЯ / АГРЕССИЯ / КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ / ПОДРОСТКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лепешев Дмитрий Владимирович, Ербосынов Д., Болдырева Д.

В статье представлены итоги проведенного исследования при кафедре Педагогики и психологии в рамках реализации проекта общественного объединения школьников, студентов «Жас Тулпар» и освещаются вопросы психологического здоровья. Раскрыты понятия «психологическое здоровье», «аддиктивное поведение», «аддикция», «кофликт», «агрессия». Авторским коллективом выделены критерии психологического здоровья. Экспериментальным путем доказана взаимосвязь аддикции и агрессивного поведения, являющимися причиной возникновения конфликтных ситуаций, что в свою очередь ведет к ухудшению психологического здоровья личности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ СНИЖЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ»

УДК 159.9 Научная статья

ФАКТОРЫ СНИЖЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ

Лепешев Д.В., Ербосынов Д., Бодырева Д. НАО Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. В статье представлены итоги проведенного исследования при кафедре Педагогики и психологии в рамках реализации проекта общественного объединения школьников, студентов «Жас Тулпар» и освещаются вопросы психологического здоровья.

Раскрыты понятия «психологическое здоровье», «аддиктивное поведение», «аддикция», «кофликт», «агрессия». Авторским коллективом выделены критерии психологического здоровья.

Экспериментальным путем доказана взаимосвязь аддикции и агрессивного поведения, являющимися причиной возникновения конфликтных ситуаций, что в свою очередь ведет к ухудшению психологического здоровья личности.

Ключевые слова: психологическое здоровье, аддикция, агрессия, конфликтная ситуация, подростки.

Для цитирования: Лепешев, Д.В. Факторы снижения психологического здоровья подростков. / Д.В. Лепешев, Д. Ербосынов, Д. Бодырева // Наука и реальность. - 2023. - № 1 (13). -С. 82-88.

Рассматривая современные теоретические научные подходы обратили внимание на современную психологическую терминологию, которая определяет психическое состояние как «состоянием психического здоровья, которое обеспечивает соответствие регулирования поведения и деятельности условиям реальности».

Однако И.В. Дубровина заявила, что нужно также разграничить понятие "психологическое здоровье" и «психическое здоровье». В то время как термин "психическое здоровье" относится к психическим процессам и механизмам отдельного человека, термин "психологическое здоровье" относится ко всей личности и тесно связан с высшими проявлениями человеческой психики, что позволяет нам противопоставлять психологические аспекты вопросов психического здоровья аспектам медицины, социологии, философии и т.д. [1].

Братусь Б.С. указывает на тесную связь между этими понятиями, например, выделяя три уровня здоровья: психофизиологический, личностно-психологический и индивидуальный, причем первый - психическое здоровье, второй и третий -психологическое благополучие или психологическое здоровье [2].

Вопросы психологического здоровья рассматриваются в работах Ананьева В.А., Кулешовой Л.Н., Шувалова А.В., и др. [3; 4; 5].

Согласно Маслоу, истинное здоровье - это здоровье не в медицинском смысле, а в экзистенциальном смысле, или психологическое здоровье, которое означает творческий рост и саморазвитие [6].

В исследованиях Перлза Ф. психологическое здоровье человека - это его способность перейти из состояния «опоры на среду» к состоянию «опоры на себя», что проявляется в саморегуляции и самоуправлении, в том числе и управлением собственного здоровья [7].

Калитиевская Е. Р. так же утверждала, что психологическое здоровье - это зрелость, сохранность и активность механизмов личностной саморегуляции, мера способности человека трансцендировать свою биологическую, социальную и смысловую детерминированность, и действовать в своей жизни как активный и автономный субъект. [8].

Эти исследования позволили Плугиной М.И [9] выделить несколько критериев психологического здоровья. В качестве одного из критериев она определяет личностно-смысловой критерий. Его показателями являются перечисленные выше личностные качества, а также адекватная самооценка, способность и готовность личности к саморазвитию, построению позитивной Я-концепции.

Другой не менее важный критерий-когнитивный. Показатели могут включать широкий спектр знаний о здоровье, всех его составляющих, путях и способах сохранения и укрепления здоровья, осознание роли здоровья и его влиянияна основные и жизненно важные функции человека, понимание основных факторов риска и противодействия риску для жизни. Без этого трудно представить себе человека здоровым в любом отношении.

Следующим критерием правомерно считать мотивационно-поведенческий критерий. Показателями этого критерия являются способы и характеристики конструктивного поведения для успешной адаптации к изменяющимся условиям среды, потребность и способность человека планировать эффективные стратегии поведения и стратегии решения проблем, активность и гиперактивность по отношению к различным видам социально приемлемой деятельности.

Представляется важным выделение эмоционального критерия, среди показателей которого можно рассматривать высокий уровень саморегуляции и самоуправления, стрессоустойчивость к воздействия негативных факторов окружающей среды,

и ' и и 1 т-ч \j

положительный общий эмоциональный фон и т.д. Безусловно, это не полный перечень возможных критериев и показателей психологического здоровья личности.

Если обобщить взгляды многих авторов на проблему психологического здоровья, то психологическое здоровье является важнейшей характеристикой благополучия личности и включает в себя несколько элементов: социальные, эмоциональные и интеллектуальные аспекты развития личности. Важным критерием психологического здоровья является характер и динамика главных процессов, определяющих душевную жизнь индивида, особенно изменения их характера и характеристик на разных возрастных

В этом контексте проблема растущего числа зависимостей, способов самовыражения, стилей жизни и поведения, оказывающих разрушительное воздействие на здоровье и психику молодежи, приобретает сегодня первостепенное значение. Помимо очевидных химических зависимостей (алкоголизм, наркомания), в настоящее время растет список социокультурных зависимостей.

Понятие «аддиктивное поведение» используется некоторыми учеными для описания поведения, предусматривающего применение различных психоактивных веществ и алкоголя на том этапе, когда еще не сформировалась физическая зависимость [10].

Аддикция (англ. addiction - зависимость, пагубная привычка) - неконтролируемая потребность индивида в определенном виде деятельности [11].

По мнению Э.Дж. Ханзян, аддикция - это попытка решения жизненных проблем индивидами, обладающими различными уровнями уязвимости и способности к быстрому восстановлению сил [12].

Короленко Ц.П., Донских Т.А определяют аддиктивное поведение как один из типов девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций [13].

Ильин Е.П. под аддиктивным поведением понимает (англ. addiction - склонность, пагубная привычка) - злоупотребление одним или несколькими химическими веществами, протекающее на фоне измененного состояния сознания [14].

Риск зависимости, по мнению Б.И. Хасана, Е.Ю. Федоренко, И.А. Кухаренко, Т.И. Привалихиной [15], является показателем наличия некоторых дефицитов у человека, таких как: дефицит эмоционально-волевой сферы, дефицит самостоятельных форм поведения и функциональные дефициты (нарушения определенных функциональных систем). Именно в конфликтных взаимодействиях подростков, подверженных риску аддиктивного поведения, обнаруживаются такие недостатки. Первые и наиболее заметные признаки аддиктивного поведения проявляются в подростковом возрасте. Отклоняющееся поведение в определенной степени является нормой для подростков в этот период. Подростки пытаются почувствовать границы себя, экспериментируют с различными формами самовыражения, принимают собственные решения и пытаются соотнести себя со взрослой жизнью. Подростковый возраст-это время реальных испытаний и реального риска. Именно во время этих испытаний у подростков формируются ценности, но в тоже время эти испытания могут стать основой для зависимого поведения. Дефициты, присутствующие у подростков, определяют их поведение в конфликтных ситуациях, поскольку они вызывают активацию ресурсов для разрешения противоречий в конфликтном взаимодействии. Любой конфликт-это актуализированное противоречие, то есть противоположные ценности, установки и мотивы, воплощенные во взаимодействии. Конфликтная ситуация характеризуется высокой степенью неопределенности.

На поведение подростка в конфликтных ситуациях влияет уровень агрессии. Агрессия понимается как черта личности, которая выражается в готовности быть агрессивным. Таким образом, агрессия - это совокупность определенных форм поведения, причиняющих вред другим объектам, а агрессивность-это черта личности, которая выражается в готовности вести себя агрессивно по отношению к другим. Хотя агрессивные подростки различаются по личностными поведенческим характеристикам, у них есть некоторые общие черты. К ним относятся бедность ценностей, примитивизм, отсутствие увлечений, узкие интересы, в том числе познавательные. Для них характерна эмоциональная грубость и резкость, как по отношению к сверстникам, так и к окружающим взрослым. Такие подростки имеют или максимально положительную либо максимально отрицательную самооценку, повышенную тревожность, страх перед более широкими социальными конфликтами, эгоцентризм, неумение находить выход из сложных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, контролирующими поведение.

Учитывая актуальность данного вопроса, мы провели исследование среди подростков для выявления взаимосвязи аддикции и агрессии, являющейся поводом возникновения конфликта.

Нами были проведено исследование, которое позволило судить об уровне агрессивности и конфликтности в среде подростков, причинах возникновения. Также были

разработаны коррекционные действия по предотвращению конфликтов и способы их решения. Данные действия проводились в одном из двух классов, что позволило впоследствии судить о различии в классах при ведении или отсутствии коррекционной работы.

Полученные данные исследования, по методики Басса - Дарки на определения уровня агрессивности, экспериментальной группы свидетельствуют о высоком уровне агрессии большинства детей данной класса.

10 "б" класс

чувство вины вербальная агрессия подозрительность обида негативизм раздражительность косвенная агрессия физитческая агрессия

высоким средний I низкий

10

15

0

5

Рис. 1. Результаты экспериментальной группы (10 «Б» класс). Методика определения уровня агрессии Басса-Дарки.

Методикой для определения агрессии, страха, привязанности и зависимости был выбран «Тест Руки».

Анализируя сравнительные данные, мы можем четко увидели, что высокие значения по категориям «Открытая агрессия», «Страх» «Зависимость» имеют учащиеся 10 «Б» класса, тогда как в 10 «А» классе высокий показатель по ктаегории «Привязанность».Следовательно агрессивное поведение с большей вероятностью могут проявлять ученики 10 «Б» класса (экспериментальная группа).

Рис. 2. Сравнительная диаграмма контрольной (10«А») и экспериментальной групп

(10 «Б»). Методика «Тест Руки»

Следующая методика была выбрана для определения интернет зависимости (К.Янг) у подростков. Учитывая гипотезу исследования, нами были определены уровни интернет зависимости у учеников 10-х классов, и далее была определена взаимосвязь интернет аддикции и агрессией, которая чаще всего является предпосылкой и причиной конфликта. Так, полученные данные экспериментальной группы показали, что 40% учеников класса имеет статус «чрезмерное увлечение интернетом» и 25% «интернет зависимость», и 35% «обычный пользователь».

Рис. 3. Результаты экспериментальной группы (10 «Б»). Методика для определения

интернет зависимости К.Янг.

Таким образом, сопоставив полученные данные, можно говорить о том, что существует зависимость между интернет аддикцией и агрессивностью.

Таблица 1.

Коэффициент Пирсона

Коэффициент Пирсона 10 «А» 10 «Б»

Физическая агрессия и аддикция 0,6 0,5

Вербальная агрессия и аддикция 0,4 0,4

Чем выше уровень аддикции, тем выше уровень агрессии. Так, согласно коэффициента Пирсона существует прямая умеренная (0,4) связь между интернет аддикцией и вербальной агрессией, а также заметная (0,6 и 0,5) связь между физической агрессией и интернет зависимостью.

Для проведения коррекционной работы был выбран 10 «Б» класс, так он в большей степени нуждается в коррекционных действиях.

Программа коррекционной работы проходила в течение десяти дней, на протяжении которых детям было предложено поучаствовать в программе «Раскрой себя». Коррекционная работа, состояла из бесед, психологических тренингов, различных педагогических ситуациях и мероприятий.

Выводом коррекционной работы можно служить то, что в ходе проведения тренинговой работы нами были получены положительные отзывы детей о проводимых занятиях, ими отмечены, что в ходе работы отношения в коллективе улучшились, дети сблизились, конфликты происходили реже обычного. Об этом так же свидетельствуют и результаты контрольного проведения диагностических методик.

Используя методы математической статистики, а именно Т-критерий Стьюдента было достоверно установлено положительное воздействие коррекционной программы на межличностные отношения подростков и снизила их агрессию, что соответственно уменьшило количество конфликтных ситуаций.

Таблица 2.

Т-кр.Стьюдента

Т-кр. Стьюдент Физ. агр. Косв. агр. Раздр. Негатив. Обида Подоз. Верб. агр. Чувст. вины

2,093 4,045 3,057 2,236 2,155 2,410 4,305 5,623 2,864

Полученные данные в ходе сравнения результатов до и после проведения коррекционной работы, свидетельствуют о том, что проводимая коррекционная работа благоприятно повлияла на учащихся и помогла некоторым из них преодолеть такие чувства как вина, страх, подозрительность, агрессия. Раскрыть и проявить себя для одноклассников, так как некоторые упражнения смогли настолько раскрепостить детей, что они забыли обо всем. Это и помогло им лучше понять друг друга и принять такими, какие они есть, улучшило их психологическое состояние и здоровье в целом.

Библиографический список

1. Дубровина И.В. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 176 с.

2. Братусь Б.С. Аномалии личности. - М.: Мысль, 1988.- С. 67-74.

3. Ананьев В. А. Психология здоровья: синтез знаний о личностном росте //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2006. №3. - С. 54-62.

4. Кулешова Л. Н. Позитивное психическое здоровье. В кн. «Здоровый город -здоровые дети». - Ставрополь, 2000.

5. Шувалов А.В. Гуманитарно-антропологические основы теории психологического здоровья //Вопросы психологии. 2004. № 6. - С. 18-33.

6. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. [Электронный ресурс]. URL: https://psylib.org.ua/books/masla01/index.htm (дата обращения: 21.02.2023)

7. Перлз Ф. Гештальт-семинары / пер. с англ. М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2007. - 352 с.

8. Калитиевская Е.Р. Психическое здоровье как способ бытия в мире: от объяснения к переживанию // Психология с человеческим лицом / под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. -М.: Смысл, 1997. - С. 230-238.

9. Плугина М.И.Критерии и показатели психологического здоровья личности/ Психологическое здоровье личности: теория и практика: сборник научных трудов по материалам III Всероссийской научно-практической конференции / отв. ред. И. В. Белашева. Ставрополь: Изд-во СКФУ, -2016.- С.112-114

10. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике : [методическое пособие] / Н. А.Сирота, В. М. Ялтонский, И. И. Хажилина, Н. С. Видерман. - М. : Генезис, 2004. - 216 с

11. Психологический словарь [Электронный ресурс]. -URL:.https://www.psychologies.ru/glossary/01/addiktsiya/ (дата обращения 16.01.2023г).

12. Ханзян Э.Дж. Уязвимость сферы саморегуляции у аддиктивных больных: возможные методы лечения. В кн.: Психология и лечение зависимого поведения. Под ред. С. Даулинга. М: Независимая фирма «Класс» 2007. - С. 28—54

13.Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе: деструктивное поведение в современном мире.Новосибирск. Наука.Сиб. Отд-ние.1991. - 224с.

14. Ильин Е.П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. СПб: Питер, 2011. - 541 с.

15. Образование в области профилактики наркозависимости и других аддикций: организационно-методическое пособие /Б.И. Хасан, Н.Н. Дюндик, Е.Ю. Федоренко, И.А. Кухаренко, Т.И. Привалихина, Красноярский госуниверситет. - Красноярск, 2003. - 335 с.

Лепешев Дмитрий Владимирович, кандидат педагогических наук, академик АПН РК, ассоциированный профессор, заведующий кафедрой Педагогики и психологии, НАО Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

(ШЬ

I_\: d_Lepeshev@mail.ru

Ербосынов Д., студент кафедры Педагогики и психологии, НАО Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова (г.Кокшетау, Республика Казахстан).

I_I: damirerbolsynov@gmail.com

Болдырева Д., студентка кафедры Педагогики и психологии, НАО Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова (г.Кокшетау, Республика Казахстан).

I_I: dameli.boldyreva@mail.ru

Дата поступления: 22.02.2023

© Лепешев Д.В., Ербосынов Д., Бодырева Д, 2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.