Научная статья на тему 'Особенности организации и проведения первичной психолого-педагогической профилактики компьютерной игровой аддикции среди подростков'

Особенности организации и проведения первичной психолого-педагогической профилактики компьютерной игровой аддикции среди подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
631
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ПЕРВИЧНАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА" / "КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРОВАЯ АДДИКЦИЯ" / "ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР" / "ИГРОК" / "ГЕЙМЕР"

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Филатова Т.П.

В данной статье изложены основные формы взаимодействия, концептуальные подходы, а также проведен анализ наиболее масштабных исследований психосоциальных факторов риска формирования данного вида аддиктивного поведения для руководства при составлении и наиболее эффективном проведении первичной психолого-педагогической программы профилактики компьютерной игровой аддикции у подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности организации и проведения первичной психолого-педагогической профилактики компьютерной игровой аддикции среди подростков»

Педагогическая и коррекционная психология

37

Список литературы:

1. Зинкевич-Евстегнеева, Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. - СПб.: Речь, 2010. - 340 с.

2. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. -СПб.: Речь, 2006.

3. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. - СПб.: Речь, 2008. - 176 с.

4. Дора Калфф. «Sandplay». - 1980.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРВИЧНОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ИГРОВОЙ АДДИКЦИИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ

© Филатова Т.П.*

Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя, г. Москва

В данной статье изложены основные формы взаимодействия, концептуальные подходы, а также проведен анализ наиболее масштабных исследований психосоциальных факторов риска формирования данного вида аддиктивного поведения для руководства при составлении и наиболее эффективном проведении первичной психолого-педагогической программы профилактики компьютерной игровой аддикции у подростков.

Ключевые слова «первичная психолого-педагогическая профилактика», «компьютерная игровая аддикция», «психологическая зависимость от компьютерных игр», «игрок», «геймер».

В связи с развитием компьютерной игровой индустрии, ставшей доступной людям практически любого социального положения и уровня дохода, все чаще в средствах массовой информации представителями по взаимодействию со средствами массовой информации Следственных комитетов при прокуратурах Российской Федерации оглашаются официальные версии совершенных подростками уголовно наказуемых деяний, причин суицидов и летальных исходов от чрезмерно длительных компьютерно-игровых марафонов, некоторые из которых указанны в хронологическом порядке в табл. 1.

* Соискатель кафедры Психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности, старший лейтенант.

38

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

Таблица 1

Анализ хронологии происшествий в средствах массовой информации связанных с чрезмерным увлечением компьютерными играми

Год | Страна, город, ФИО | Возраст | Происшествие

Уголовно-наказуемые деяния

2015 Россия, Челябинская область, г. Миасс 15 Из-за запрета играть в компьютерную игру «World ofWarcrafl», подросток нанес удары ножом матери и отцу. От полученных ножевых ранений женщина скончалась, а за жизнь отца борются врачи

2015 США, штат Кентукки Джейсон Хендрикс (англ. Jason Hendrix) 16 Воспитанник кадетского корпуса, расстрелял в доме родителей и 12-летнюю сестру. После совершенного подросток взял из дома ружья, коробку с патронами и внедорожник, направившись в Балтимор где и попал в аварию. При задержании вступил в перестрелку с полицейскими в которой ранил одного из них. Подросток был убит ответным огнем. По словам свидетелей, проходивших по делу Сара Хендрикс (мать подростка) за несколько дней до происшествия рассказывала на работе, что их сын стал очень раздражительным после того как ему запретили играть в компьютерные игры

2011 Россия, Волгоградская область, Горо-дищенский район, посёлок Фруктовый Рудяков Алексей 10 25 апреля нанес два удара лезвием топора по голове спящей матери, далее обвязав ее голову простыней, спрятал тело убитой под своей кроватью, после чего лег спать. Утром следующего дня закопал труп на пустыре за огородом. На допросе А. Рудяков объяснил причину отказом матери оплачивать ремонт компьютера, из-за чего не смог продолжать играть в компьютерную игру «Golden Axe»

2010 Россия, Краснодарский край, Туапсинский район, поселок Новомихайловский Ярослав Мельниченко 14 Нанес шесть ударов кувалдой по голове спящему отцу и потребовал у матери вернуть клавиатуру от компьютера, которую забрали чтобы подросток не играл на протяжении всей ночи в любимую игру «Gothic». Судебная психофизиологическая экспертиза с использованием полиграфа признала Я. Мельниченко виновным. Туапсинский районный суд Краснодарского края приговорил подростка к восьми годам лишения свободы

2008 Россия, Удмуртская республика, Усти-новский район, г. Ижевск 17 Подросток из-за запрета играть в компьютерные игры нанес отцу три удара кухонным ножам в грудную клетку. От полученных ударов мужчина скончался. Психолого-психиатрическая экспертиза в институте им. Сербского (гМосква) признала подростка вменяемым. Устиновский районный суд г. Ижевска приговорил подростка к двум годам лишения свободы

Самоубийства

2014 Россия, Санкт-Петербург, Красносельский район 17 Подросток выбросился с 4-го этажа многоэтажного дома после проигрыша в длительном компьютерно-игровом марафоне

2011 Россия, Забайкальский край, г.Чита Старчиков Алексей 14 Прохожие заметили подростка стоявшего на краю крыши и позвонили в 02. На место прибыли спасатели, полицейские и врачи, которые в последствии рассказывали что при разговоре с подростком он неоднократно повторял о том, что у него нет друзей и любимой девушки, а тут еще и в «Counter-Strike» запретили играть. Впоследствии подросток выбросился с девятого этажа

Педагогическая и коррекционная психология

39

Окончание табл. 1

Год Страна, город, ФИО Возраст Происшествие

2009 Таиланд Понгсаторн Ватта-набенясофа Подросток сбросился с многоэтажного дома из-за родительского запрета играть в компьютерные игры. После этого происшествия правительство Таиланда приняло решение о закрытии многочисленных онлайн игровых сайтов. Результатом такой политики на сегодняшний день стало закрытие более 72 игровых сайтов

Летальные исходы при длительных игровых сеансах

2014 Россия, Республика Башкортостан 17 Подросток провел за беспрерывной игрой более 2000 часов

2012 КНР, Тайвань 18 Юноша играл более 40 часов в Интернет-кафе в игру «Diablo III», не делая перерыв для сна или принятия пищи

Относительно недавно, мировым медицинским сообществом в 2006 году, для описания явно дающего о себе знать недуга, но так и не признанного официально, был создан и принят для обращения в медицинской практической деятельности термин «Кибернетическая лудомания» (англ. kiber - приставка обозначающая отношение к компьютеру и робототехнике, ludo - игра и mania - мания, зависимость, одержимость), означающий форму психологической зависимости, проявляющейся в навязчивом увлечении видеоиграми и компьютерными играми. Но несмотря на нововведенный термин в медицинской области, из-за неофициального статуса возникшего недуга, в разных областях науки существует множество своих терминов, свободно употребляемых в обращении, таких как: навязчивая игра в компьютерные игры, компульсивное использование видеоигр, чрезмерная игра в видеоигры, чрезмерная игра в онлайн-компьютерные игры [12], видеоигровая ад-дикция, компьютерная игровая зависимость, кибер-аддикция [6], патологическая игра в компьютерные игры [11], геймомания [7]. Приведенный перечень терминологий одного и того же недуга, не исчерпывает себя. Стоит отметить, что при введении и использовании многими исследователями в своих научных трудах ранее неупотребляемого термина, часто не дается обоснование подобного нововведения, как и определения используемой терминологии. Подобная неопределенность и несогласованность действий порождает затруднения в создании комплекса методов по выявлению и последующей психологической коррекции данного недуга у человека. С другой стороны благодаря многочисленным исследованиям последних лет, в подавляющей части которых были сделаны выводы о деструктивном воздействии чрезмерного увлечения компьютерными играми на психику и здоровье геймеров, что дало основание в 2013 году после долгих дискуссий Американской Психиатрической Ассоциацией, все-таки было принято в Диагностическое и Статистическое руководство по психическим расстройствам пятого пересмотра приложение к III разделу, в котором говорится о рекомендации для дальнейшего исследования негативного влияния компью-

40

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

терных игр на психику человека, с целью дальнейшего включения диагноза справочник. Невзирая на отсутствие официального признания нового вида нехимической зависимости, психологи, психиатры и педиатры всего мира единогласно заключают о необходимости принятия радикальных мер и введении профилактических и психокоррекционных программ при государственной поддержке для помощи людям с психологической зависимостью от компьютерных игр. Так, КНР, Южная Корея, Вьетнам, Финляндия, Рим, Швейцария, США, Нидерланды, Германия, Австралия, Великобритания, Бразилия, Греция, Украина, а также республика Литва и Беларусь, вынуждены были отреагировать на уровне своих законодательных и исполнительных органов по предотвращению дальнейшего распространения этого недуга в обществе. Но несмотря на существенное продвижение в столь дискуссионном вопросе, оказание помощи гейминг-зависимым ведется на уровне частных практик и коммерческих клиник. В нашей стране, начало положил Центр интегративной медицины Николаевской больницы Петродворца (г. Санкт-Петербург), специалисты которого стали осуществлять квалифицированную помощь по всем направлениям компьютерной аддикции. Вслед за этим, в 2013 году на базе научно-исследовательского психоневрологического института им. Бехтерева, также расположенном в Санкт-Петербурге, был открыт первый в России круглосуточный стационар для гейминг-зависимых. Но стоит учитывать, что при обращении компьютерного игрового аддикта за квалифицированной помощью, в основном специалисты руководствуются программами при оказании помощи лудоманам или алко- и нарко-зави-симым («12 шагов»), тогда как специфика психологического помощи компьютерным игровым аддиктом несомненно различается. У компьютерных игровых аддиктов происходит интеграция Я-реального с Я-виртуальным, что влечет за собой неадекватную оценку Я-образа, а также часто фиксируются завышенные уровни агрессии, тревожности и неадаптивные формы способов совладающего поведения. Невзирая на двадцатилетнюю историю исследований в области психологии, направленную на выявление особенностей влияния компьютерных игр на психику человека и около четырех тысяч проведенных исследований о деструктивном воздействии медианасилия, в настоящее время дальнейшее развитие в данном направлении остается актуальным и требует более детального изучения, но положительные изменения последних лет, свидетельствуют о признании специалистами существования новой проблемы нашего общества и ее стремительного развития, что способствует активизации проведения исследований в нашей стране в этом направлении.

В связи с глобальной компьютеризацией нашего общества, руководствуясь крылатым выражением Гиппократа «Болезнь легче предупредить, чем лечить», необходимо разрабатывать и внедрять профилактические и психокоррекционные программы в практическую деятельность инспекторов от-

Педагогическая и коррекционная психология

41

делов по делам несовершеннолетних, школьных психологов и социальных работников. Первичная психолого-педагогическая профилактика должна осуществляться при комплексном взаимодействии всех уровней специалистов и базироваться на фундаменте государственной поддержки в соответствии с рис. 1.

Рис. 1. Взаимодействие осуществляемое при организации и проведении первичной психолого-педагогической профилактики компьютерной игровой аддикции

Стоит отметить, что низкая результативность психопрофилактических и психокоррекционных программ, обуславливается не только отсутствием диагностических критериев компьютерной игровой аддикции, но и систематизацией психосоциальных факторов риска, знание которых необходимо при непосредственной разработке и проведении этих мероприятий. Отсутствие информрационно-когнитивной подготовки родителей приводит к обращению за специализированной помощью уже на этапе уже сформированной компьютерной игровой аддикции ребенка. Для предотвращения формирования и наиболее эффективной профилактической работы, на основе анализа результатов наиболее масштабных научных исследований зарубежных и российских ученых в области психологии и психофизиологии, нами были выделены ведущие психосоциальные факторы риска указанные в табл. 2.

42

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

Таблица 2

Факторы риска формирования компьютерной игровой аддикции

Субъективные факторы

Факторы прямого воздействия

1. Низкая самооценка личности

2. Невротический тип личности [9]

3. Склонность к негативизму [4]

4. Низкий уровень эмпатических способностей

5. Низкий уровень коммуникативной культуры

6. Потребность в риске

7. Импульсивный тип личности

8. Низкий уровень социальной адаптации [4]

9. Социофобия

10. Агрессивный или враждебный тип личности [4; 10]

11. Эмоциональная нестабильность [14]

12. Интровертивный социально-психологический тип личности

13. Инфантильность

14. Подверженность к фрустрациям [4]

15. Высокий уровень реактивной и (или) личностной тревожности

16. Непринятие Я-реального, а представление о Я-идеальном завышены [3]

17. Индивидуалистическо-примиренческое стремление личности в форме ухода от действительности [5]

18. Нерешительность и робость в поведении

19. Избегание личностной ответственности

20. Чувство психологической незащищенности

21. Склонность к депрессии

22. Чувство одиночества___________

Типы акцентуаций характера

По А.Е. Личко [2]:

1. Шизоидный; 2. Истероидный; 3. Лабильный; 4. Эпилептоидный.

По К. Леонгарду[4]:

1. Возбудимый; 2. Гипертимный; 3. Цик-лотимный; 4. Эмотивный; 5. Экзальтированный._________________________

_____________Хронотип______________

Вечерний__________________________

_____Физиологические факторы_______

1. Низкий уровень дофамина (допамина) и серотонина в крови

2. Высокий уровень тестостерона [13]

3. Интенсивное воздействие андрогенов в перинотальном периоде на мужской мозг [13]

1. Проявление агрессии со стороны сверстников

2. Проблемы в социализации личности

3. Параллельно с рассматриваемым видом аддиктивного поведения, подросток подвержен другим видам нехимических или химических аддикций

4. Увлесение компьютерными играми сверстников и близких людей

5. Отсутствие других увлечений (инте-

ресов) или сложность в их реализации ________Семейные факторы_________

1. Стили воспитания: а) авторитарный [1]; б) гипопротекция в форме эмоционального отвержения и восприятия ребенка как равного партнера; в) ги-перпротекциия проявляющаяся в доминировании и потворствовании [4]

2. Неполноценная семья [15]

3. Эмоциональное отвержение (дистанция) между матерью и ребенком

4. Проявление заботы и интереса к другим детям в семье со стороны родителей

5. Снижение авторитета отца

6. Наличие семейных подструктур (мать-муж, мать-бабушка, мать-сестра, отец-брат и т.д.)

7. Желание эмоционально-психологического взаимодействия

8. Завышенные требования к ребенку и отвержение его желаний, потребностей и интересов

9. Жестокое обращение к ребенку [44]

10. Частые конфликтные ситуации в семье

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Отсутствие запретов, правил и норм в поведении ребенка

12. Поощрение видеоигровых достижений ребенка

13. Отсутствие профилактической и разъяснительной работы с ребенком

14. Неорганизованность семейного быта

Факторы косвенного воздействия

1. Неофициальное положение компьютерной игровой аддикции как формы аддик-тивного поведения

2. Отсутствие установленных диагностических критериев характеризующих наличие и уровень компьютерной игровой аддикции

3. Неэффективное использование результатов исследований в области компьютерной аддикции и их учета при разработке психопрофилактических и психокоррекционных программ

4. Игнорирование установленных законом возрастных цензов при продаже компьютерных игр

5. Отсутствие внедрения специальных программ поддерживающихся за счет государства

Педагогическая и коррекционная психология

43

С учетом психосоциальных факторов риска, при разработке психопрофилактической программы должны учитываться основные направления нацеленные на:

I. Информационное просвещение не только подростков, но и всех участников педагогического процесса, которое заключается в информировании:

- о факторах риска формирования компьютерной игровой аддикции;

- о способах воздействия на психику человека компьютерных игр в зависимости от жанровых предпочтений;

- о процессе формирования компьютерной игровой аддикции и ее последствиями как на психологическом, так и на физическом уровне.

Информационное просвещение реализуется за счет лекционных занятий, просмотра научно-популярных и художественных фильмов по данной тематике с последующим дискуссионным разбором на основе полученной информации из курса лекций, практикумов направленных на закрепление пройденного материала (исследовательские проекты, экскурсии), выступлений специалистов в области психологии, медицины и программировании.

II. Формирование ценностно-смыслового образа мира у подростков, которое заключается в формировании социальных навыков и стратегий поведения, направленных на:

- раскрытие личностного потенциала подростка;

- создание условий для дальнейшего развития потенциальных возможностей подростка, способствующих его будущей самореализации и социальному становлению за счет мобилизации личностных ресурсов, развития необходимых навыков и формировании системы целеполагания в на фоне творческой атмосферы.

А. Превентивное воспитание подростков, которое заключается в предварительной диагностике склонностей (к примеру по методике «Дифференциально-диагностического опросника» Е.А. Климовой или профессионального самоопределения по тесту Голланда) и последующим привлечением в зависимости от результатов проведенных методик в такие виды просоциальной деятельности:

- национально-патриотическому воспитанию (помощь МВД в поддержке ветеранов и родственников погибших сотрудников);

- общественно-полезным работам (вовлечение в волонтерские движения на базе молодежных общественных объединений);

- физическому совершенствованию и здоровому образу жизни (организация походов и спортивных соревнований и сборов).

- ориентация на жизненное самоопределение (организация мастерклассов с специалистами разных профессий).

Б. Развитие творческого потенциала как совокупность и взаимодействие природных, социальных и субъективных составляющих личности.

44

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

III. Диагностика компьютерной игровой аддикции.

В рамках данного блока посредством тестирования проводится выявление эффективности профилактической работы в сочетании с выявлением подростков с сформированной компьютерной игровой аддикцией и подростков склонных к ее формированию для привлечения с следующему этапу психокоррекционных работ.

Проведение программы первичной психолого-педагогической профилактики компьютерной игровой аддикции позволяет:

1. Информировать всех участников педагогического процесса и подростков о новом виде аддиктивного поведения, рисках и особенностях его формирования с возможными негативными последствиями для психологического и физического здоровья;

2. Формировать у подростков просоциальное поведение и переориентацию на перспективу развития для личностного становления;

3. Выявлять подростков с сформированной компьютерной игровой аддикцией и подростков склонных к ее формированию для последующего проведения психокоррекционной работы.

Список литературы:

1. Влияние семейного воспитания на формирование аддиктивного поведения подростков [Электронный ресурс] / Т.П. Злова [и др.]. - Режим доступа: http://www.fesmu.ru/dmj/20114/2011414.pdf.

2. Егоров А.Ю. Особенности личности подростков с интернет-зависимостью / А.Ю. Егоров, Н.А. Кузнецова, Е.А. Петрова // Вопросы психического здоровья детей и подростков. - 2005. - № 2 (5). - С. 20-27.

3. Иванов М.С. Особенности самореализации личности в компьютерной игровой деятельности: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Иванов Михаил Сергеевич. - Кемерово, 2005. - 152 с.

4. Интернет-зависимое поведение у подростков. Клиника, диагностика, профилактика / В.Л. Малыгин [и др.]. - М.: Арсенал образования, 2010. -136 с.

5. Фомичева Ю.В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми / Ю.В. Фомичева, А.Г Шмелев, И.В. Бурмистров // Вестник Московского университета. - 1991. - № 3 (14). - С. 27-39.

6. Charlton J.P., Danforth I.D.W. Distinguishing addiction and high engagement in the context of online game playing // Computers in Human Behavior. -2007. - № 23. - Р. 154.

7. Chiu S., Lee J., Huang D. Video game addiction in children and teenagers in Taiwan // CyberPsychology & Behavior. - 2004. - № 7. - Р. 571.

8. Conrad, B. Child video game addiction - facts and solutions [Electronic resource] / B. Conrad. - Аccess mode: http://www.techaddiction.ca/child-video-game-addiction.html.

Педагогическая и коррекционная психология

45

9. Griffiths M.D. Online gaming addiction: the role of sensation seeking, self-control, neuroticism, aggression, state anxiety, and trait anxiety / M.D. Griffiths, М. Mehroof // Cyberpsychology, behavior, and social networking. - 2010. -No. 13(3). - Р. 313-316.

10. Griffiths M.D. Risk factors in adolescence: The case of gambling, videogame playing, and the internet / M.D. Griffiths, R. Wood // Journal of Gambling Studies. - 2000. - No. 16. - Р 225.

11. Keepers G.A. Pathological preoccupation with video games // Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry. - 1990. - № 29 (1). -Р. 49.

12. Ko C., Yen J., Chen C., Chen S., Yen C. Gender differences and related factors affecting online gaming addiction among Taiwanese adolescents // Journal of Nervous and Mental Disease. - 2005. - Р. 273.

13. Low 2D:4D values are associated with video game addiction [Electronic resource] / J. Kornhuber [et al.] // Plos One. - 2013. - No. 8 (11). - Access mode: http://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0079539#abstract0.

14. Pathological video game use among youths: a two-year longitudinal study / D.A. Gentile [et al.] // Pediatrics. - 2011. - No. 2, Vol. 127. - P. 19-329.

15. Rehbein, F. Family, media and school-related risk factors of video game addiction: a 5-year longitudinal study / F. Rehbein, D. Baier // Journal of Media Psychology. - 2013. - No. 25 (3). - Р 118-128.

ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

© Ходос Ю.В.* *, Шкляр Н.В.*

Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема,

г. Биробиджан

Центр образования «Ступени», г. Биробиджан

В статье представлены теоретические аспекты изучения особенностей познавательной деятельности школьников с ограниченными возможностями здоровья, в частности с задержкой психического развития, а также направления коррекционной работы.

* Магистрант по направлению Специальное (дефектологическое) образование Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема, учитель географии Центра образования «Ступени».

* Доцент кафедры Коррекционной педагогики, психологии и логопедии Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема, кандидат психологических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.