Научная статья на тему 'Игровая компьютерная зависимость и профилактическая деятельность по ее преодолению'

Игровая компьютерная зависимость и профилактическая деятельность по ее преодолению Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1588
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архивариус
Ключевые слова
ИГРОВАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / СТАДИИ ИГРОВОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ / COMPUTER GAMING ADDICTION / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ПРОФИЛАКТИКА ИГРОВОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ / PREVENTION OF COMPUTER GAME ADDICTION / STAGES OF COMPUTER GAME ADDICTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лузько Алена Владимировна

В статье рассматриваются особенности игровой компьютерной зависимости в студенческой среде, дается определение игровой компьютерной зависимости, раскрываются стадии формирования компьютерной аддикции, затрагиваются актуальные вопросы профилактики данного вида зависимости в студенческой среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPUTER GAME ADDICTION AND PREVENTIVE EFFORTS TO OVERCOME IT

The article discusses the features of computer gaming addiction among students, the definition of computer game addiction, reveal the stage of formation of computer addiction, topical issues of prevention of this type of dependency in the student's environment.

Текст научной работы на тему «Игровая компьютерная зависимость и профилактическая деятельность по ее преодолению»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИГРОВАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЮ

Лузько Алена Владимировна

аспирант кафедры психологии и педагогического мастерства Республиканского института высшей школы

г. Минск, Беларусь

Аннотация: В статье рассматриваются особенности игровой компьютерной зависимости в студенческой среде, дается определение игровой компьютерной зависимости, раскрываются стадии формирования компьютерной аддикции, затрагиваются актуальные вопросы профилактики данного вида зависимости в студенческой среде.

Ключевые слова: игровая компьютерная зависимость, стадии игровой компьютерной зависимости, студенты, профилактика игровой компьютерной зависимости.

Annotation: The article discusses the features of computer gaming addiction among students, the definition of computer game addiction, reveal the stage of formation of computer addiction, topical issues of prevention of this type of dependency in the student's environment.

Keywords: computer gaming addiction, stages of computer game addiction, students, prevention of computer game addiction.

Существование психологической зависимости детей, подростков, юношей от компьютерных игр уже давно не вызывает сомнения у специалистов: педагогов, психологов, работников социальных учреждений. Количество людей, увлеченных виртуальной реальностью, в настоящее время вызывает все больше и больше опасений. Уже доказано теоретически и подтверждено экспериментально отрицательное влияние компьютерных игр на психику человека, а особенно на неокрепшую и формирующуюся психику ребенка.

В настоящее время растет число научных исследований, посвященных данной теме. Изучаются различные аспекты: критерии интернет-зависимости (А.Е. Войскун-ский); типы интернет-зависимых личностей (В.Д. Менделевич); причины компьютерной зависимости (Ю.В. Фомичева, А.Г. Шмелев, И.В. Бурмистров, К. Янг); факторы личностной предрасположенности к интернет-зависимости (О.Н. Арестова, Л.Н. Бабанин, Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войкунский, А.В. Худяков, Ю.В. Староверова, М.С. Киселева, М. Коул, К. Янг, А.В. Гришина); особенности личности интернет-зависимых пользователей (А.Е. Жичкина, А.Ю. Егоров, Н.А. Кузнецова, Е.А. Петрова, И.В. Чудова, М.И. Дрепа, А.А. Максимов, Н.В. Омельченко); психологические последствия интернет-зависимости для индивида (И.В. Бурлаков, М.С. Иванов, Г.М. Авилов, О.К. Тихомиров, О.Н. Арестова, А.Е. Войкунский); особенности профилактики интернет-зависимого поведения на разных возрастных этапах (И.В. Андреев, М.И. Дрепа, С.К. Рыженко).

В современных научных работах рассматриваются также психологические аспекты формирования игровой компьютерной зависимости на разных возрастных этапах (В.С. Собкин, С.К. Рыженко, О.В. Дубровина, А.А. Максимов, К.Ю. Галкин, М.И. Дре-па, Ю.Н. Мураткина). Однако, не смотря, интерес исследователей в большинстве своем прикован к младшему школьному возрасту и подросткам, при этом проблема игровой компьютерной зависимости у студентов не достаточна разработана, и требует дальнейшего изучения и исследования.

Специфические условия обучения в вузе, необходимость адаптации к значительным эмоциональным и физическим нагрузкам требуют от студента повышенного самоконтроля, ответственности и дисциплинированности. Мобилизация всех ресурсов организма приводит к росту усталости и напряжения, нервным срывам, эмоциональным конфликтам, возникновению большого количества негативных переживаний. В качестве средства защиты от напряжения, стресса, студенты прибегают к использованию компьютерных игр, уходя с их помощью от фрустрирующей реальности. И, как итог, чрезмерное увлечение компьютерными играми приводит к формированию и развитию игровой компьютерной зависимости. Следовательно, при отсутствии своевременной диагностики психологических характеристик студентов и профилактики игровой компьютерной аддикции, чрезмерное использование компьютерных технологий существенным образом отразится на результатах профессиональной подготовки и развитии личности будущего специалиста.

Согласно психолого-педагогическим исследованиям, игровая компьютерная зависимость представляет собой новую форму психологической аддикции, качественно отличающуюся от других нехимических форм зависимостей, выходом на безграничные возможности виртуального пространства, своеобразным процессом восприятия и усвоения потока компьютерной информации [ 1].

С точки зрения Е. Щепилиной, данная форма зависимости представляет собой обычную поведенческую зависимость, спецификой которой является непосредственная связь с компьютером, навязчивое желание войти в виртуальное пространство и нежелание выходить из него. При этом происходит уход от реальности [2].

Игровая компьютерная зависимость представляет собой нехимическую поведенческую зависимость человека от виртуальной реальности, создаваемой миром компьютерной игры и сознанием человека. Кроме того, компьютерная игровая зависимость определяется как навязчивая потребность в компьютерной игре, сопровождающаяся социальной дезадаптацией и выраженными психологическими симптомами [3, С. 233].

В психолого-педагогической литературе дается описание следующих этапов формирования психологической зависимости от компьютерных игр [4]. Сначала идет этап адаптации, при котором человек «входит во вкус», затем наступает период резкого роста, быстрого формирования зависимости. В результате роста, величина зависимости достигает некоторой точки максимума, положение которой зависит от индивидуальных особенностей личности и средовых факторов. Далее сила зависимости на какое-то время остается устойчивой, а затем идет на спад и опять же фиксируется на определенном уровне и остается устойчивой в течение длительного времени.

На основании предложенной динамики исследователи выделяют четыре стадии развития психологической зависимости от компьютерных игр, каждая из которых имеет свою специфику [4].

Стадия легкой увлеченности. На данной стадии человек испытывает положительные эмоции от компьютерной игры, что способствует удовлетворению потребности в удовольствии. Специфика этой стадии в том, что игра в компьютерные игры носит ситуационный характер. Устойчивая потребность в игре на этой стадии не сформирована и игра не является значимой ценностью для человека.

Стадия увлеченности. Игра в компьютерные игры на этом этапе принимает систематический характер. Если человек не имеет постоянного доступа к компьютеру, т.е. удовлетворение потребности фрустрируется, возможны достаточно активные действия по устранению фрустрирующих обстоятельств.

Стадия зависимости. По данным А.Г. Шмелева на данной стадии происходит ин-тернализация локуса контроля, изменение самооценки и самосознания. Зависимость может оформляться в одной из двух форм: социализированной и индивидуализированной.

Стадия привязанности. Эта стадия характеризуется угасанием игровой активности человека, сдвигом психологического содержания личности в целом в сторону нормы. Отношения человека с компьютером на этой стадии характеризуются наличием дистанции между субъектом и компьютером, однако полностью оторваться от психологической привязанности к компьютерным играм не может.

Следовательно, очень важно распознать игровую компьютерную зависимость еще на ранних стадиях ее формирования, и оказать своевременную психологическую помощь личности. С этой целью очень важную роль играет выявление диагностических критериев, помогающих определить наличие патологического пристрастия по отношению к компьютерным играм.

Игровая компьютерная зависимость, как форма аддиктивного поведения личности, относится к той категории поведения, которая внешне не противоречит правовым, морально-этическим и культурным нормам, но вместе с тем нарушает целостность личности студента, задерживает его развитие, делает его односторонним и осложняет межличностные взаимоотношения со сверстниками, что существенным образом может отразиться на результатах профессиональной подготовки и развитии личности будущего специалиста.

Профилактика игровой компьютерной аддикции у студентов является целостной системой мер, имеющей этапы, содержание, динамику развития и определенный конечный результат. В рамках зависимого поведения профилактика рассматривается как комплекс медико-психологических и социально-образовательных мероприятий, которые направлены на выявление и устранение условий и причин, способствующих распространению зависимости, предупреждение развития и ликвидацию негативных личностных, медицинских и социальных ее последствий (А.В. Котляров, С.А. Кулаков) [5, С. 75].

Л.Г. Леонова, Н.Л. Бочкарева выделяют следующие этапы профилактики зависимого поведения: диагностический этап, заключающийся в диагностике личностных характеристик, оказывающих влияние на формирование зависимого поведения; информационно-просветительский этап, включающий в себя рассмотрение механизмов и динамики развития аддиктивного поведения, видов аддикций, последствий зависимого поведения; расширение компетенции аддикта в межличностных отношениях, способах преодоления стрессовых ситуаций; тренинги личностного роста, включающего в себя упражнения, направленные на формирование и развитие навыков работы над собой и коррекцию личностных характеристик и форм поведения [6].

Согласно Всемирной Организации Здравоохранения профилактика аддиктивного поведения, в том числе и игровой компьютерной зависимости, предполагает первичную, вторичную и третичную профилактику. При этом под первичной профилактикой понимается комплекс медико-психологических, социальных и образовательных мероприятий, которые направлены на развитие психологических характеристик личности, обеспечивающих общую ее устойчивость к зависимому поведению и предупреждающих таким образом приобщение личности к зависимому поведению. Вторичная профилактика - это комплекс мероприятий, которые направлены на предупреждение формирования зависимого поведения и его осложнений у лиц, ранее имевших контакт с ад-диктивным агентом, но не обнаруживающих признаков зависимости и предотвращения рецидивов после лечения ранних форм зависимого поведения. Третичная профилактика включает комплекс мероприятий, направленных на предупреждение рецидивов зависимого поведения [2].

Изучение вопросов психологической профилактики игровой компьютерной зависимости позволило представить ее в виде комплексного развития психологических характеристик личности, обеспечивающих ее устойчивость к зависимому поведению и формированию навыков здорового образа жизни с целью предупреждения развития и прогрессирования игровой компьютерной зависимости. 156

Психологическая профилактика игровой компьютерной зависимости должна быть направлена на изменение психологических характеристик личности игровых компьютерных аддиктов, создание благоприятного доверительного климата в студенческом коллективе и их психологическую и социальную адаптацию. Основная цель реализации данного компонента - психолого-педагогическая поддержка студента; помощь в преодолении чувства тревоги, депрессии; формирование уверенности в себе, адекватной самооценки, повышение уровня стрессоустойчивости, нацеленности на успех в достижении поставленных задач [3. С. 236].

Таким образом, наличие проблемы игровой компьютерной зависимости в студенческой среде в настоящее время существует и требует актуальных профилактических мероприятий. Психологическая профилактика игровой компьютерной зависимости у студентов может и должна включать как своевременную диагностику психологических характеристик личности, так и комплекс мероприятий: психогимнастические упражнения, тренинги личностного роста и др.

Список использованных источников:

1. Змановская, Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.В. Змановская. - М.: Академия, 2003. - 118 с.

2. Юрьева, Л.Н., Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: монография / Н.Л. Юрьева, Т.Ю. Больбот. - Днепропетровск : Пороги, 2006. - 196с.

3. Ларионова, С.О., Дегтерев, А.С. Интернет-зависимость у студентов: вопросы профилактики / С.О. Ларионова, А.С. Дегтерев // Педагогическое образование в России, 2013. - № 2. - С. 232 - 239.

4. Иванов М.С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека / М.С. Иванов // Флогистон [Электронный ресурс] - 1999. - Режим доступа: http://flogiston.ru/articles/netpsy/gameaddict2. - Дата доступа: 17.01.2016.

5. Дрепа, М.И. Психологическая профилактика интернет-зависимости у студентов: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / М.И. Дрепа. - Ставрополь, 2010. - 254 с.

6.Леонова, Л.Г., Бочкарева, Н.Л. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте / под ред. Ц.П. Короленко. - Новосибирск, 1998. - 41с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.