Научная статья на тему 'ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
579
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стукаленко Нина Михайловна, Просандеева Ирина Александровна, Лепешев Дмитрий Владимирович

В статье рассматривается проблема здорового образа жизни в современном обществе, которая стала главной и приоритетной задачей в укреплении здоровья и гармоничного развития личности ребёнка. Сейчас увеличиваются информационные перегрузки, повышается стрессогенность, что сильно воздействует на учебную мотивацию обучающихся, снижает их креативность, замедляет их физическое и психическое развитие. Было выявлено, что здоровьесберегающие образовательные технологии включают формирование, укрепление здоровья и воспитание у учащихся культуры здоровья и норм здорового образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стукаленко Нина Михайловна, Просандеева Ирина Александровна, Лепешев Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

УДК 371. 7 Научная статья

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

ПРОСТРАНСТВЕ

Стукаленко Н.М., Просандеева И.А., Лепешев Д.В. НАО Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. В статье рассматривается проблема здорового образа жизни в современном обществе, которая стала главной и приоритетной задачей в укреплении здоровья и гармоничного развития личности ребёнка. Сейчас увеличиваются информационные перегрузки, повышается стрессогенность, что сильно воздействует на учебную мотивацию обучающихся, снижает их креативность, замедляет их физическое и психическое развитие. Было выявлено, что здоровьесберегающие образовательные технологии включают формирование, укрепление здоровья и воспитание у учащихся культуры здоровья и норм здорового образа жизни.

Ключевые слова: здоровье, психологическое здоровье, здоровьесберегающая технология, обучающиеся, образование.

Для цитирования: Стукаленко, Н.М. Здоровьесберегающие технологии в образовательном пространстве. / Н.М. Стукаленко, И.А. Просандеева, Д.В. Лепешев // Наука и реальность. - 2023. -№ 1 (13). - С. 121-123.

Состояние здоровья подрастающего поколения считается главным критерием благополучия социума и страны, который не только отражает текущую ситуацию, но и дает прогноз на будущее. За последнее десятилетие увеличилось количество неблагоприятных факторов, способствующих ухудшению психического и физического здоровья детей и взрослых. В частности, из года в год увеличиваются академические нагрузки, все больше свободного времени уделяется просмотру видео и компьютерных игр, что приводит к гиподинамии, нарушениям осанки и ухудшению зрения. В свою очередь, это создает проблемы с проявлениями эмоционально-волевой, когнитивной и коммуникативной сфер и т. д. [1, с.88].

Состояние здоровья считается преобладающей значимостью для всех людей во все времена. Посмотрим, как трактуется здоровье Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ), где написано, что «здоровье - это состояние полного психофизиологического и общественного удовлетворения, а не лишь отсутствие заболевания или физических повреждений» [1]. Можно заметить из этой трактовки, что здоровье есть категория многоаспектная, где психологическое здоровье считается значимой составляющей единого здоровья. На основе этого, можно сказать о том, что психологическое здоровье предполагает собой изменчивую совокупность психических свойств персоны, дающих равновесие между нуждами человека и социума, являющихся предпосылкой ориентировки человека на исполнение своей жизненной цели. В случае, если попробовать изложить психологическое здоровье одним «ключевым» словом, то таким словом является «гармония». По этой причине, в качестве главного свойства психологически здоровой личности можно назвать

саморегулируемость, т. е. способность адекватно адаптироваться как к благоприятным, так и к неблагоприятным обстоятельствам, воздействиям [2].

Образующаяся в последнее время концепция «здоровьесберегающих образовательных технологий» предполагает объединение всех усилий образовательных учреждений, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья учащихся и студентов. Здоровьесберегающие технологии решают задачи сохранения и укрепления здоровья современных учеников, что даст возможность им продолжить традицию воспитания и развития здорового следующего поколения [1, с.88].

Главная цель здоровьесберегающих технологий воспитания и обучения — обеспечить обучающимся возможность сохранить и преумножить своё здоровье за период прохождения обучения в образовательных учреждениях, сформировать у них необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, развить умение пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни. Состояние здоровья нынешних учеников образовательных учреждений во многом зависит от организации специализированной системы условий образовательной сферы, способствующих формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся, реализация которых возможна при тесном взаимодействии специалистов всех уровней образовательного и воспитательного процессов, внедряющих в учебный процесс здоровьесберегающие технологии. Правильная организация учебного процесса в образовательном учреждении даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у обучающихся, а также помогает ученикам осознать важность сохранения здоровья [4, с. 50].

Здоровьесберегающая образовательная технология - функциональная концепция организационных способов управления учебной и практической деятельностью обучающихся, позволяющая сохранять и улучшать здоровье учеников и педагогов. Данная технология соединяет в себе все сферы деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья [5].

Под здоровьесберегающими образовательными технологиями понимают систему мер по охране и укреплению здоровья, формированию культуры здоровья учеников в учебно -воспитательном процессе, принимающую во внимание специфику этого процесса, главные характеристики образовательного пространства и особенности учащихся. Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать в двух ипостасях: как качественную характеристику любой образовательной технологии; как комплекс тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные образовательные технологии задачами здоровьесбережения. Выделяют целевые установки здоровьесберегающих образовательных технологий:

- пробуждение у учащихся желания жить и быть здоровым;

- научить их чувствовать радость каждого прожитого дня;

- продемонстрировать им, что жизнь прекрасна;

- пробуждать у них положительную самооценку [6, с.5].

Здоровьесберегающие образовательные технологии имеют ряд особенностей:

- отсутствие назидательности и авторитаризма со стороны учителя;

- приоритет воспитания, а не исследования культуры здоровья;

- индивидуализация обучения;

- наличие мотивации преподавателей и учащихся к здоровому образу жизни;

- наличие у учащихся интереса к учебе, желания ходить в образовательные учреждения;

- осуществление гигиенического контроля [6, с.5-6].

Таким образом, выявлено, что качество обучения напрямую связано с состоянием здоровья учеников. Поэтому одной из главных задач в образовании считается сбережение и укрепление нравственного, физического и психического здоровья учеников, формирование у них ценностного здоровья, прививание здорового образа жизни, выбор образовательных технологий, ликвидирующих перегруженность и сохраняющих их здоровье.

Библиографический список

1. Белоус О.В., Василенко В.Г., Тютюнникова Е.Б., Арушанян Ж.А. Здоровьесберегающие технологии в условиях образовательного пространства // Управление образованием: теория и практика. - 2022. - Т. 12. - № 4. - С. 86-92

2. Всемирная организация здравоохранения [Электронный ресурс]. URL: https://www.who.int/ru (дата обращения: 01.03.2023)

3. Приказчикова О.А. Возможности технологии коучинга по сохранению психологического здоровья обучающихся [Электронный ресурс]. URL: https: https://multiurok.ru/files/kouchingh-kak-zdorov-iesbierieghaiushchaia-tiekhnologhiia.html (дата обращения: 01.03.2023)

4. Сигаева Е.В. Здоровьесберегающие технологии в современном образовательном процессе // Молодой ученый. - 2021. - № 28 (370). - С. 50-53 [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/370/83190/ (дата обращения: 14.03.2023)

5. Здоровьесберегающие технологии в образовании обучающихся [Электронный ресурс]. URL: https: // infourok.ru/zdorovesberegayuschie-tehnologii-v-obrazovanii-2544768.html (дата обращения: 01.03.2023)

6. Костецкая Г.А., Резниковый М.А. Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе: Методичсекие рекомендации. - СПб.: Гос. бюджетное учреждение доп. проф. образ-я СПБФППО. - 2019. - 15 с.

Стукаленко Нина Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, академик АПН РК, МАИН, НАО Кокшетауский университет им. Ш.Уалиханова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

: nms.nina@mail.ru

Просандеева Ирина Александровна, магистрант образовательной программы «Педагогика и психология», НАО Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

: happiness.21.12.1.2@gmail.com

Лепешев Дмитрий Владимирович, кандидат педагогических наук, академик АПН РК, заведующий кафедрой педагогики и психологии, НАО Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

: d_Lepeshev@mail.ru Дата поступления: 10.03.2023

© Стукаленко Н.М., Просандеева И.А., Лепешев Д.В, 2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.