Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ УРОВНЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧИТЕЛЕЙ В ПОСТКОВИДНЫЙ ПЕРИОД'

ПРОБЛЕМЫ УРОВНЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧИТЕЛЕЙ В ПОСТКОВИДНЫЙ ПЕРИОД Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
269
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ / ДИДАКТОФОБИЯ / «ZOOM-ИСТОЩЕНИЕ» («ИСТОЩЕНИЕ ОТ ВИРТУАЛЬНЫХ ВСТРЕЧ») / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ракишева Гульмира Мадиевна, Лепешев Дмитрий Владимирович, Сабитова Диана Сайрановна, Жантемирова Мадина Балтабаевна

Представлены результаты исследования на тему: «Оценка уровня психологического здоровья субъектов образовательного процесса» выполненное по заказу ГУ «Городской отдел образования г. Кокшетау при Управлении образования Акмолинской области» (договор № 299,300 от 25.11.2021 г.), которое было проведено в декабре 2021 года НАО «Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова», лабораторией «Педагогическая инноватика» кафедры Педагогика и психология. Группа исследователей, опираясь на современные теоретические и методологические подходы, представила содержательный анализ постковид-рефлексии школьной практики. Для реализации задач исследования была разработана и апробирована экспресс-диагностика (скрининг) «Пазл-тест на определение уровня психологического здоровья» для школьников и учителей общеобразовательных учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ракишева Гульмира Мадиевна, Лепешев Дмитрий Владимирович, Сабитова Диана Сайрановна, Жантемирова Мадина Балтабаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ УРОВНЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧИТЕЛЕЙ В ПОСТКОВИДНЫЙ ПЕРИОД»

ПЕДАГОГИКА, ПСИХОЛОГИЯ

УДК 371.124+379.8.092.3

ПРОБЛЕМЫ УРОВНЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧИТЕЛЕЙ В

ПОСТКОВИДНЫЙ ПЕРИОД

Ракишева Г.М., Лепешев Д.В., Сабитова Д.С., Жантемирова М.Б.

НАО Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова

(г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. Представлены результаты исследования на тему: «Оценка уровня психологического здоровья субъектов образовательного процесса» выполненное по заказу ГУ «Городской отдел образования г. Кокшетау при Управлении образования Акмолинской области» (договор № 299,300 от 25.11.2021 г.), которое было проведено в декабре 2021 года НАО «Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова», лабораторией «Педагогическая инноватика» кафедры Педагогика и психология. Группа исследователей, опираясь на современные теоретические и методологические подходы, представила содержательный анализ постковид-рефлексии школьной практики.

Для реализации задач исследования была разработана и апробирована экспресс-диагностика (скрининг) «Пазл-тест на определение уровня психологического здоровья» для школьников и учителей общеобразовательных учебных заведений.

Ключевые слова: психологическое здоровье, профессиональное выгорание, тайм-менеджмент, дидактофобия, «£оот-истощение» («Истощение от виртуальных встреч»), психологическая грамотность.

Введение.

Ситуация почти мгновенного перехода в формат дистанционного обучения в условиях пандемии потребовала нескольких радикальных изменений в организации образовательного процесса. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения всех участников образовательного процесса, таких как повышение уровня тревожности, возникновение невротических расстройств, психосоматических заболеваний и профессионального выгорания.

Проблема сохранения психологического здоровья педагога и обучающегося в образовательном учреждении проявилась особенно остро.

Теоретико-методологические подходы.

В современной психологической науке представлены различные взгляды на феномен «психологическое здоровье», причем имеется разница не только в сущностной характеристике, но и в названии. Так в западных психологических школах используется понятие «Ментальное здоровье», в российских источниках используются одновременно два равнозначных понятия -«Психологическое здоровье» и «Психическое здоровье». Проанализировав содержание данных понятий различных авторов, пришли к выводу, что в русле нашего научного поиска наиболее соответствует понимание термина «Психологическое здоровье» в контексте экзистенциально-психологической концепции В. Франкла и позитивной психологии М. Чиксентмихайи.

Согласно их теорий, человек в любом состоянии и любой ситуации стремится к смыслу, обоснованности своего существования. Таким образом, психологическое здоровье - это состояние

личности, характеризующееся полным включением, вовлечением в деятельность и нацеленностью на успех [1,2].

Педагог с высоким уровнем психологического здоровья характеризуется повышенной и обоснованной уверенностью в себе, ярко выраженным повышением коммуникативных способностей, умением четко и ясно выражать свои мысли, убеждать собеседника, эффективно решать проблемы любой сложности или находить неординарные способы их решения и получением удовольствия от самореализации [2].

Ряд зарубежных исследований и их результаты позволяют рассматривать эмоциональный интеллект как одно из главных условий для формирования и развития психологического здоровья учителей [3]. Согласно их выводам, была выявлена стойкая взаимосвязь между уровнем эмоционального интеллекта и состоянием психологического здоровья. На основе экспериментально полученных данных и, исходя из предмета нашего исследования, было выявлено, что структурные компоненты эмоционального интеллекта педагога входят в основу его психологического здоровья.

Приоритетная роль образования в воспитании и развитии ребёнка заключается в том, что педагог создает и транслирует вокруг себя особенную среду, обеспечивая базисную потребность в социализации, самореализации, саморазвитиии. С такой позиции взаимодействие участников образовательного процесса должно быть направлено в первую очередь на создание безопасных и комфортных условий для становления и развития личности обучающегося. Однако, одним из факторов риска снижения качества обучения в современной педагогической практике является неустойчивый характер психоэмоционального состояния и поведенческого проявления в педагогической деятельности. Именно от его психологического настроя, настроения, характера взаимоотношений на уроке, во многом зависит качество образовательного процесса.

Ввиду выше сказанного, мы рассматриваем психологическое здоровье учителей как генеральный фактор формирования самости у школьников. Самость есть ядро формирования мировоззрения личности и развития человеческого потенциала. Поэтому структурные компоненты самости выполняют роль маркеров психологического здоровья школьников.

Таким образом, под психологическим здоровьем учителя понимается внутреннее состояние социально-психологического благополучия, при котором личность учителя способна реализовать свой внутренний потенциал, качественно выполнять профессиональные функции, обеспечивая условия для формирования личности школьников и развития их внутренних ресурсов.

Для разработки скрининга по фокус-группам был использован принцип пазла по методологии американского психолога A. Fantini. В основе пазл-теста лежит когнитивная, аффективно-мотивационная, деятельностная сферы личности учителя/школьников. Данный тест измеряет степень выраженности аспектов психологического здоровья, т.е. эмоциональный интеллект учителей и проявления самости у школьников.

На основе анализа теоретических и методологических подходов за основу взяты теории эмоционального интеллекта Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R., Bar-On R., Goleman D., Гоулмана [4,5]. Эмоциональный интеллект основывается на способностях понимания субъектом социального взаимодействия и выступает как способность к направленности на новые впечатления, переживания, состояния.

Профессиональная деятельность педагога выстроена в плоскости диалога, где развитый эмоциональный компонент способствует эмоциональной открытости и эмпатии у педагога. Эмоциональный интеллект, выступающий в нашем исследовании в качестве маркеров психологического здоровья, развивает у личности способности, готовящие ее к взаимодействию с социумом. Эмоциональный интеллект относится к сферам - внутриличностной, межличностных отношений, адаптивности, управления стрессом, общего настроения, которые влияют на способность человека справляться с жизненными ситуациями.

В структуру эмоционального интеллекта входят следующие компоненты, которые были взяты в нашем исследовании в качестве маркеров психологического здоровья учителей:

1. Самосознание

2. Самореализация

3. Мотивация

4. Эмпатия

5. Социальные навыки и виртуальное общение

Ниже представлена характеристика маркеров по фокус-группе «Учителя».

Самосознание - это образ себя и отношение к себе, которые формируют у педагога стремления к самоизменению и самосовершенствованию.

Самореализация - это процесс реализации себя, осуществление самого себя в жизни и профессиональной деятельности, поиск и утверждение своего профессионального пути.

Мотивация - это устойчивая система причин, способствующих успешной деятельности учителя на его рабочем месте и в соответствии с функциями и задачами деятельности, а также причин, влияющих на удовлетворенность трудом и его результатом.

Эмпатия - осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения происхождения этого переживания.

Социальные навыки и виртуальное общение - компетенция, способствующая взаимодействию и общению с другими людьми, где социальные правила и отношения создаются, передаются и изменяются вербальным и невербальным способами, в том числе в виртуальном пространстве с помощью электронных средств.

Результаты исследования.

Для реализации задач исследования была разработана и апробирована экспресс-диагностика (скрининг) «Пазл-тест на определение уровня психологического здоровья» для школьников и учителей общеобразовательных учебных заведений. Получено авторское свидетельство (Авторское свидетельство НЦИТ МЮ РК за № 22557 от 23 декабря 2021 года).

Данная экспресс-диагностика позволяет:

1) выявить степень выраженности маркеров психологического здоровья у учителей (самосознание, саморегуляция, мотивация, эмпатия, социальные навыки) и школьников (самооценка, тревожность, самоорганизация, лидерство, социализация);

2) определить скрытые взаимосвязи маркеров как между фокус-группами, так и внутри

них;

3) определить и дать характеристику по уровням психологического здоровья учителей и школьников.

Содержание вопросов Пазл-теста на определение уровня психологического здоровья» учителей базируется на основных аспектах теории эмоционального интеллекта Э.И. Гоулмана и концепции самости К. Юнга.

Методом прямой субъективной оценки величины стимулов были определен удельный вес переменных показателей маркеров психологического здоровья учителей: 1 - низкий, 2 - средний, 3- высокий. Для фокус-группы были разработаны 15 вопросов (3 вопроса по каждому маркеру).

Исходя из удельных весов переменных, обозначенных выше, предлагается следующая шкала:

- низкий уровень сформированности маркера - 3-4 балла;

- средний уровень сформированности маркера - 5-7 баллов;

- высокий уровень сформированности маркера - 8-9 баллов.

Обработка результатов проводилась с помощью программного обеспечения MS Excel, Statistica/R.

Предложенная экспресс-диагностика реализована на платформе Google Cloud Platform с помощью клиент-серверного приложения Google Форм.

Анализ результатов эмпирического исследования.

В исследовании приняло участие 1926 учителей (с ранжированием по гендеру, стажу и направлению образовательной деятельности) из 25 школ г.Кокшетау.

Эмпирическая часть исследования проводилась в соответствии с поставленными задачами по следующему алгоритму:

- разработана экспресс-диагностика (скрининг) «Пазл-тест на определение уровня психологического здоровья» для учителей общеобразовательных учебных заведений;

- проведена процедура информированного согласия;

- полученные эмпирические данные систематизированы для проведения анализа;

- сформирован банк данных результатов с целью исключения выброса репрезентативной выборки с дальнейшим проведением статистической обработки данных;

- проведена статистическая обработка всех данных исследования.

- составлены рекомендации для администрации, педагогов-психологов и отдела образования.

В ходе эмпирического исследования все полученные данные обработаны, ранжированы и систематизированы. Анализ результатов исследования наглядно представлен в таблицах и диаграммах. Дана полная интерпретация результатов проведенного исследования с практическими рекомендациями.

В ходе цифрового анкетирования в фокус-группе «Учителя» наиболее низкими показателями являются: 2 маркер - самореализация, 5 маркер - социальное развитие и виртуальное общение (табл. 1).

Общие данные по пяти маркерам указывают на высокий уровень по 1 маркеру -самосознание, 4 маркеру - эмпатия.

В свою очередь, 3 маркер - мотивация показывает средний уровень по общей совокупности выборки «Учителя».

Таблица 1.

Общие результаты цифрового анкетирования по фокус-группе «Учителя»

Уровень Самосознание Самореализация Мотивация Эмпатия Соц.развитие

Низкий 0,4 3,8 0,5 0,4 5,3

Средний 15,1 64,2 34,2 9,6 63,9

Высокий 84,6 32,0 65,3 90,0 30,7

Рис. 1. Психологическое здоровье по фокус-группе «Учителя»

Далее представим сравнительный анализ в разрезе гендера по фокус группе «Учителя» по маркерам психологического здоровья (см. табл.2,3).

Таблица 2

Сравнительный анализ в разрезе гендера по фокус группе «Учителя - мужчины»

Уровень Самосознание Самореализация Мотивация Эмпатия Соц.развитие

Низкий 0,8 2,6 0,8 1,1 2,6

Средний 19,2 61,3 36,1 12,0 48,1

Высокий 80,1 36,1 63,2 86,8 49,2

Таблица 3

Сравнительный анализ в разрезе гендера по фокус группе «Учителя - женщины»

Уровень Самосознание Самореализация Мотивация Эмпатия Соц.развитие

Низкий 0,3 3,9 0,5 0,2 5,8

Средний 14,4 64,7 33,9 9,2 66,4

Высокий 85,3 31,4 65,6 90,5 27,8

Рис. 2. Сравнительный анализ в разрезе гендера по фокус группе «Учителя» по маркерам

психологического здоровья

1 маркер - САМОСОЗНАНИЕ представлен достаточно высоким уровнем как у учителей-мужчин, так и учителей-женщин. Однако эмпирические данные свидетельствуют о наличии низких показателей данного маркера у мужчин, проявляющееся в импульсивном поведении, что свидетельствует о внутриличностном конфликте с такими проявлениями как неудовлетворенность выбором роли учителя, низкий статус профессии учителя- мужчины в обществе, во взаимодействии с коллегами-женщинами.

САМОСОЗНАНИ1

90,0

SO,О

70,0

бО.О

50.0

40,0

зо,о

20,0

1 О,О

о,о

85,3 80 , ^^^^^^

19,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14,4

О,8 О,3

Высоким

мужской

женским

Рис. 3. Показатели по маркеру «Самознание» в разрезе гендера в фокус - группе «Учителя»

2 маркер - САМОРЕАЛИЗАЦИЯ в данном исследовании показывает равномерно низкий уровень в обеих гендерных группах. Объяснением этой тенденции является диссонанс в понимании роли учителя в современном социуме, т.е. учитель в глазах казахстанского общества уже не воспринимается как единственный источник знаний и авторитет для учеников. В целом такая тенденция присуща как для мужчин, так и для женщин, проявляющаяся у учителей-мужчин в феминизации педагогической профессии, отсутствии перспектив карьерного роста и негативном окрасе образа учителя-мужчины в условиях работы с детьми; у учителей-женщин проявляется в социально-ролевом конфликте «Мать-жена-учитель», когда профессиональная деятельность доминирует над другими социальными ролями женщины при отсутствии волевых усилий к самореализации.

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

70.0

50,0

40,0

зо,о

20,0

О,О

2,6 3 Э

Низкии

Средним

мужской ■ женский

Высоким

Рис. 4. Показатели по маркеру «Самореализация» в разрезе гендера в фокус - группе

«Учителя»

3 маркер - МОТИВАЦИЯ. У учителей-мужчин и у учителей-женщин наблюдается равномерно средний уровень, который определяется потребностью избегания срыва, порицания, наказания, неудачи в случае неуспешности в педагогической деятельности. Другими словами, учителя заранее избегают возможной неудачи, не думая о способах достижения успеха. Согласно

полученных данных ведущим мотиватором в педагогической деятельности учителей является финансовое благополучие, которое подталкивает учителей к получению квалификационных категорий. В целом, показатели по данному маркеру служат доказательством низкого уровня по предыдущему маркеру «Самореализация», объясняется отсутствием желания карьерного роста.

МОТИВАЦИЯ

то,о

©о,о

50,0

40,0

30,0

20,0

1 О,О

О,О

65,© 63,2 ^ ^^

36,1 33,9

о,8 0,5

Средний

| мужской ■ женский

Высокий

Рис. 5. Показатели по маркеру «Мотивация» в разрезе гендера в фокус - группе «Учителя»

4 маркер ЭМПАТИЯ у учителей-мужчин и у учителей-женщин указывает на достаточно высокий уровень. С точки зрения психологии способность к эмпатии является нормой, которая характеризуется умением войти в состояние собеседника, прочувствовать его переживания на протяжении всего общения. Данные исследования свидетельствуют о наличии у учителей обеих групп богатого профессионального опыта, умения настроится на одну эмоциональную волну с учениками и коллегами. В целом для профессии учителя способность к эмпатии является ключевой профессиональной компетенцией, которая высоко развита у учителей г.Кокшетау.

Э М ПАТИЯ

1 со,о

80,0

ТО,О

50,0

4С.О

зо,о

20,0

1 О,О

о,о

ЭО ,5

1 2,0 _ „ _ _ 9,2

1.1 С,2

Низкии

Средний

Высокий

мужской

женским

Рис. 6. Показатели по маркеру «Эмпатия» в разрезе гендера в фокус - группе «Учителя»

5 маркер СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И ВИРТУАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ. Как следствие низких показателей по маркерам «Самореализация» и «Мотивация» в обеих гендерных группах преобладают низкие показатели. Это объясняется нарушениями в коммуникативной сфере в карантинный период, что привело к хронической усталости и стрессу, и эмоциональному выгоранию, в котором до сих пор пребывают учителя мужчины и женщины. Данный маркер проявляется у учителей погруженностью в себя, мнительностью, тревожностью и неуверенностью в профессиональной сфере.

Рис. 7. Показатели по маркеру «Социальное развитие и виртуальное общение» в разрезе

гендера в фокус - группе «Учителя»

Далее представим сравнительный анализ в разрезе педагогического стажа по фокус группе «Учителя» по маркерам психологического здоровья (см. Табл.4,5,6,7,8,9,10,11,12).

Таблица 4.

Сравнительный анализ в разрезе педагогического стажа от 1 до 5 лет по фокус группе «Учителя»

Уровень Самосознание Самореализация Мотивация Эмпатия Соц.развитие

Низкий 0,0 4,2 0,0 1,1 5,7

Средний 19,5 64,1 28,2 13,4 63,0

Высокий 80,5 31,7 71,8 85,5 31,3

Таблица 5.

Сравнительный анализ в разрезе педагогического стажа от 6 до 10 лет по фокус группе «Учителя»

Уровень Самосознание Самореализация Мотивация Эмпатия Соц.развитие

Низкий 0,8 4,5 0,8 0,4 8,2

Средний 17,2 64,3 34,0 8,2 60,7

Высокий 82,0 31,1 65,2 91,4 31,1

Таблица 6

Сравнительный анализ в разрезе педагогического стажа от 11 до 15 лет по фокус группе

«Учителя»

Уровень Самосознание Самореализация Мотивация Эмпатия Соц.развитие

Низкий 0,4 3,1 0,4 0,0 5,1

Средний 12,5 64,6 38,5 12,1 61,1

Высокий 87,2 32,3 61,1 87,9 33,9

Таблица 7

Сравнительный анализ в разрезе педагогического стажа более 15 лет по фокус группе «Учителя»

Уровень Самосознание Самореализация Мотивация Эмпатия Соц.развитие

Низкий 0,3 3,3 0,6 0,2 4,7

Средний 12,8 63,6 35,0 9,0 66,7

Высокий 86,9 33,1 64,5 90,8 28,6

Таблица 8

Сравнительный анализ в разрезе педагогического стажа от 21 до 25 лет по фокус группе «Учителя»

Уровень Самосознание Самореализация Мотивация Эмпатия Соц.развитие

Низкий 0,0 2,8 0,0 1,2 3,7

Средний 19,5 65,4 29,3 12,2 64,2

Высокий 80,5 31,7 70,7 86,6 32,1

Таблица 9

Сравнительный анализ в разрезе педагогического стажа от 25 до 35 лет по фокус группе «Учителя»

Уровень Самосознание Самореализация Мотивация Эмпатия Соц.развитие

Низкий 0,6 4,9 1,0 0,2 7,3

Средний 18,0 64,4 32,8 9,7 57,9

Высокий 81,4 30,8 66,2 90,1 34,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 10

Сравнительный анализ в разрезе педагогического стажа от 36 до 45 лет по фокус группе «Учителя»

Уровень Самосознание Самореализация Мотивация Эмпатия Соц.развитие

Низкий 0,7 4,6 0,4 0,4 6,3

Средний 14,2 67,0 33,3 10,1 64,8

Высокий 85,1 28,4 66,3 89,5 28,9

Таблица 11

Сравнительный анализ в разрезе педагогического стажа от 46 до 55 лет по фокус группе «Учителя»

Уровень Самосознание Самореализация Мотивация Эмпатия Соц.развитие

Низкий 0,2 3,5 0,4 0,2 4,1

Средний 13,3 63,7 37,3 9,2 68,0

Высокий 86,5 32,7 62,4 90,6 27,8

Таблица 12

Сравнительный анализ в разрезе педагогического стажа более 55 лет по фокус группе «Учителя»

Уровень Самосознание Самореализация Мотивация Эмпатия Соц.развитие

Низкий 0,0 1,5 0,4 0,0 3,9

Средний 10,0 59,1 37,1 6,9 65,6

Высокий 90,0 39,4 62,5 93,1 30,5

Рис. 8. Сравнительный анализ в разрезе педагогического стажа от 1 до 15 лет по фокус группе

«Учителя»

Рис. 9. Сравнительный анализ в разрезе педагогического стажа от 21 и старше 55 лет по фокус

группе «Учителя»

1 маркер - САМОСОЗНАНИЕ в разрезе педагогического стажа старше 55 лет показывает высокие позиции, что свидетельствует о сформированной профессиональной стратегии учителя, осознается собственная социальная ценность как учителя. В свою очередь низкий уровень самосознания наблюдается у категории со стажем от 6 до 10лет, который трактуется как кризис в профессиональной сфере и поиска себя в профессии.

САМОСОЗНАНИЕ

100,0

от 1 до 3 пет от 3 до 5 лет отбдоЮлет от11до15лет Ё1опее15лет ст21до25пет от25до35пет от 36 до 45 лет от46до55пет старше 55 пет

Высокий "Средний "Низкий

Рис. 10. Показатели по маркеру «Самосознание» в разрезе педагогического стажа в фокус

- группе «Учителя»

2 маркер - по САМОРЕАЛИЗАЦИИ относительно педагогического стажа наблюдаются достаточно низкие показатели от 3 до 5 лет. Это можно объяснить тем, что в этот период происходит становление личности учителя, но наблюдается нехватка творческой атмосферы в профессиональной педагогической среде; диссонанс в личностном и профессиональном становлении учителя, т.е. программа адаптации и формирования личности молодого учителя не в полной мере соответствует современной философии образования, методам обучения и воспитания и т.д. Например, ситуация действовать под руководством опытного наставника за счет подавления собственных творческих резервов, неуверенности в творческих способностях, несформированностью психологической готовности к созданию авторской идеи и ее реализации.

В целом, независимо от стажа работы показатели по маркеру «Самореализация» показывают средний уровень, что является настораживающим фактором, который напрямую влияет на качество преподавания и личностное самосовершенствование учителя.

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

80,0

от 1 до 3 пет от 3 до 5 лет отбдоЮлет от11до15лет Бопее15лет от21до25пет от25до35пет от 36 до 45 лет от46до55пет старше 55 пет

Высокий I Средний "Низкий

Рис. 11. Показатели по маркеру «Самореализация» в разрезе педагогического стажа в

фокус - группе «Учителя»

3 маркер - МОТИВАЦИЯ у учителей со стажем от 1 до 3 лет уровень мотивации несколько выше. Наблюдается тенденция к снижению уровня мотивации у более опытных учителей. В целом маркер «Мотивация» располагается на среднем уровне, что объясняется потребностью избегания срыва, порицания, наказания, неудачи. В основе такой мотивации лежит идея избегания и идея негативных ожиданий. То есть средний уровень по данному маркеру указывает на сформированную установку личности учителя на неудачу, что находит свое логическое подтверждение в показателях по маркеру «Самореализация»

МОТИВАЦИЯ

от1доЗлет от 3 до 5 лет отбдоЮпет от11до15пет Более15лет от21до25лет от25до35лет от36до45лет от46до55лет старше 55 пет

I Высокий Средний ■ Низкий

Рис.12. Показатели по маркеру «Мотивация» в разрезе педагогического стажа в фокус -

группе «Учителя»

4 маркер ЭМПАТИЯ - эмпирические данные по этому маркеру указывают на достаточно высокий уровень, т.е. учителя независимо от педагогического стажа имеют осознанное понимание внутреннего мира школьника, развито умение сопереживать другому вне зависимости от позитивного или негативного оттенка эмоций. В профессиональной деятельности учителя чаще сдерживают негативные эмоции, стараясь не допустить раздражения и гнева.

ЭМПАТИЯ

с 3, 1, i 87,9 90,8 як » 90,1 89,5 90,6 с 3,

3,4 В 1 5,2 2,1 9,0 2,2 9,7 0,1 ),2 6,9

Hi ,1 0,6 0,4 0,0 0,2 1,2 0,2 0,4 0,2 |0,0

от 1 до 3 лет отЗдо5лет отбдоЮлет от11до15лет Более15лет от21до25пет от25доЗ£лет от36до45лет от46до55лет старше55лет

Высокий Средний ■ Низкий

Рис.13. Показатели по маркеру «Эмпатия» в разрезе педагогического стажа в фокус -

группе «Учителя»

5 маркер СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И ВИРТУАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ. По данному маркеру наблюдается стойкая тенденция к снижению уровня навыков социального общения. Этому поспособствовала ситуация внезапного и достаточно длительного профессионального взаимодействия в онлайн формате. Ситуация, вызванная карантинными мерами во время пандемии COVГО-19, создала почву для распространения феномена «£оот-истощения» или «Истощение от виртуальных встреч» в педагогической среде [11], которая характеризуется несколькими отрицательными факторами:

1) Непрерывное частичное внимание - множество участников видеоконференции требует от учителя концентрации внимания, что является раздражителем для центрального зрения, заставляя его одновременно расшифровывать невербальные сигналы учеников, а также осмысливать их речь.

2) Перегруженная работа мозга - вследствие постоянного и интенсивного внимания к процессу коммуникации. Учитель прилагает больше усилий, чтобы лучше понять ученика и считывать их мимику, жесты, эмоции. Все усугубляется, если качество связи оставляет желать лучшего.

3) Хроническая усталость как отрицательный фактор характеризуется перегруженностью мозга из-за чрезмерной фокусировки на поиске невербальных сигналов учеников, которые учитель не всегда может считать.

4) Хронический стресс приводит к тому, что учитель сильно реагирует на сенсорные триггеры, такие, как громкий шум и яркий свет от экрана, поэтому испытывает дополнительный стресс от онлайн-занятий.

5) Несоблюдение тайм-менеджмента в условиях удаленной работы - приводит к стиранию личных и профессиональных границ учителя, нарушению психогигиенических норм и правил, что негативно сказывается на психосоматическом и социальном здоровье учителей.

Таким образом, выше перечисленные факторы проявляются в поведении, взаимоотношениях с учениками, родителями, коллегами, что привело к деформации в профессиональной деятельности и личностном саморазвитии учителя.

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

80,0 -г— —— —— —— —— —— ——

от 1 да 3 лет атЗдайлет отбдаЮпет от11да15лет Более15пет ат21да25лет ат25до35лет от36да45пет от46до55лет старше 55 лет

■ Высоким «Средний ■ Низкий

Рис. 14. Показатели по маркеру «Социальное развитие и виртуальное общение» в разрезе педагогического стажа в фокус - группе «Учителя»

Далее рассмотрим результаты по итогам исследования в разрезе ступеней образования -начальная, средняя, старшая школа.

Анализ эмпирических данных по маркерам психологического здоровья в разрезе звеньев (начальная школа, среднее звено, старшее звено) и предметной специализации не выявил существенных отклонений от нормы по маркерам Самосознание, Мотивация, Эмпатия.

Рис. 15. Показатели психологического здоровья в разрезе звеньев в фокус - группе

«Учителя»

Интерес вызывают эмпирические данные по маркеру «Самореализация» демонстрирует стабильно средний уровень как в начальном, так и в средним и старшем звеньях. Однако наблюдается снижение уровня по данному маркеру у учителей, преподающих в 9-11 классах. Это объясняется внедрением в систему среднего общего образования программ обновленного содержания и поиском, адаптацией, апробацией собственных инновационных методик преподавания. Деятельность учителя сопряжена трансформацией его роли в обществе: возросли личная ответственность учителя и требования к профессиональным компетенциям. Данная ситуация вносит дисбаланс в сферу самореализации, что оказывает влияние на общий уровень психологического здоровья.

Рис. 16. Показатели по маркеру «Самореализация»в разрезе звеньев в фокус - группе

«Учителя»

Также маркер «Социальное развитие и виртуальное общение» у учителей среднего звена имеют низкие показатели, ввиду того, что педагогическая практика в подростковой среде сопряжена с трудностями в коммуникации в силу возрастных особенностей школьников. По нашему мнению, акты коммуникации с подростками нарушаются в пользу виртуального общения, что влияет на уровень доверительных отношений между учителем, учеником и родителями.

Рис. 17. Показатели по маркеру «Социальное развитие и виртуальное общение» в разрезе

звеньев в фокус - группе «Учителя»

Рис. 18. Показатели по маркеру «Самосознание» в разрезе звеньев в фокус - группе

«Учителя»

МОТИВАЦИЯ

0,0 10,0 20,0 30,0 40,0 50,0 60,0 70,0

1 -4 классы (начальная школа) ■ 5-8 классы (среднее звено) 9-11 классы (старшее звено)

Рис. 19. Показатели по маркеру «Мотивация» в разрезе звеньев в фокус - группе «Учителя»

ЭМПАТИЯ

91,8 88,3

90,1

3,0 11,2 9,7

0,0 10,0 20,0 30,0 40,0 50,0 60,0 70,0 80,0 90,0 100,0 1 -4 классы (начальная школа) ■ 5-8 классы (среднее звено) 9-11 классы (старшее звено)

Рис. 20. Показатели по маркеру «Эмпатия» в разрезе звеньев в фокус - группе «Учителя»

Рассмотрим результаты по маркерам психологического здоровья в разрезе предметной специализации учителей.

Рис. 21. Показатели психологического здоровья в разрезе предметной специализации в

фокус - группе «Учителя»

Рис. 22. Показатели маркера «Самосознание» в разрезе предметной специализации в фокус

- группе «Учителя»

Рис. 23. Показатели маркера «Мотивация» в разрезе предметной специализации в фокус -

группе «Учителя»

В целом уровень психологического здоровья у учителей на средних позициях. Хотелось бы отметить наиболее высокие показатели по всем маркерам у учителей НВП и физической культуры.

Объясняется этот факт, тем, что преобладающее большинство по данным предметам учителя-мужчины, которые эмоционально стабильнее чем женщины, о чем свидетельствую данные в разрезе гендера, где уровень эмпатии у учителей-мужчин значительно ниже чем у женщин. В пользу эмоциональной стабильности у учителей НВП и Физической культуры говорит тот факт, что содержание программ и методы обучения по данным предметным специализациям не претерпели значительных изменений в отличие от других предметов. Отметим, что характерной особенностью у данной группы учителей является высокоразвитые волевые качества, навыки саморегуляции, самоконтроля, что отличает их от других учителей, которым в свою очередь свойственна эмоциональная лабильность.

Рис. 24. Показатели маркера «Эмпатия» в разрезе предметной специализации в фокус -

группе «Учителя»

Вызывает опасение группа учителей по предмету «Самопознание» по маркерам «Самореализация» и «Социальное развитие и виртуальное общение», имеющие самые низкие показатели. Специфика предмета предполагает полную погруженность учителя в процесс развития самости личности, однако результаты исследования указывают на обратный эффект, т.е. наблюдается явное противоречие между содержанием предмета и внутренним состоянием учителей самопознания. Исходя из результатов наблюдения и бесед с учениками школ (№1, НИШ физмат направления по Г.Кокшетау, № 5, № 19 и др.) можно предположить, что методика преподавания по курсу «Самопознания» не находит должного отклика у учеников. Однако, выявленный аспект требует более детального изучения в рамках отдельного исследования.

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

языкового направления

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4,0

художественного искусства и труда химико-биопогичес кого направления

64,5

■ 1,3

67,6 7,6

физической культуры и спорта

54,1

1 0,9

физико-математического направления

3.7

56,9 6,2

НВП

71,4

0,0

историко-географичес кого направления

64,1 Ш 2,2

59,7 ^■ 0.2

0 10,0 20,0 30,0 40,0 50,0 60,0 70,0 80,0 ■ Высокий * Средний "Низкий

Рис. 25. Показатели маркера «Самореализация» в разрезе предметной специализации в

фокус - группе «Учителя»

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

0,0 10,0 20,0 30,0 40,0 50,0 60,0 70,0 80,0 90,0

Высокий Средний "Низкий

Рис. 26. Показатели маркера «Социальное развитие и виртуальное общение» в разрезе предметной специализации в фокус - группе «Учителя»

В целом, можно сделать вывод, что в разрезе предметной специализации уровень психологического здоровья находится в допустимых нормах и не требует особого внимания.

Результаты корреляционных взаимосвязей маркеров психологического здоровья учителей.

Согласно результатам обработки, эмпирических данных была обнаружена и подтверждена устойчивая взаимосвязь маркеров психологического здоровья учителей. Маркеры, расположенные в ранговом порядке, имеют значимые статистические значения, что свидетельствует об их взаимосвязи и взаимодополнении. Наиболее значимый в контексте психологического здоровья является маркер «Социальное развитие и виртуальное общение» (р - 0,67).

Далее располагаются маркеры «Самореализация» (р - 0,62), «Мотивация» (р - 0,57), «Самосознание» (р - 0,54) и «Эмпатия» (р - 0,32). (табл. 13, 14).

Таблица 13

Ранговые корреляции Спирмена по фокус-группе «Учителя»

Перем. Ранговые корреляции Спирмена (Статистика_учителя.з1а в Статистика_учителя1 ПД попарно удалены Отмеченные корреляции значимы на уровне р <,05000

Самосознание Самореализа! ия Мотивация Эмпатия Социальное развитие Психологичес! ое здоровье

Самосознание 1,000001 0,247331 0,21459: 0,07815! 0,25136: 0,547851

Самореализация 0,247331 1,000001 0,19296! 0,16945: 0,20099 0,62581:

Мотивация 0,21459: 0,19296! 1,000001 0,07033: 0,19541! 0,57862:

Эмпатия 0,07815! 0,16945: 0,07033: 1,000001 0,06584: 0,32723'

Социальное развитие 0,25136: 0,20099 0,19541! 0,06584: 1,000001 0,67434

Психологическое здоровье 0,547851 0,62581: 0,57862: 0,32723' 0,67434 1,000001

В ходе исследования было доказано, что данные маркеры как структурные компоненты эмоционального интеллекта, влияют на социально-психологическое благополучие и на качество обучения, где решающую роль выполняет маркер «Социальное развитие и виртуальное общение». Представленные данные свидетельствуют о положительной взаимосвязи между маркерами. Наиболее значимыми положительными характеристиками обладают взаимосвязи «Социальное развитие/самосознание», «Социальное развитие/ самореализация». Т.е. можно сделать вывод, что уровень социального развития и виртуального общения у учителей в большей степени влияет на уровень самосознания и самореализации и наоборот.

Таблица 14

Ранговые корреляции Спирмена по маркерам фокус-группы «Учителя»

Ранговые корреляции Спирмена (Статистика_учителя. ПД попарно удалены

Отмеченные корреляции значимы на уровне р <,05000

Пара перем. Число набл. Спирмена R t(N-2) р-уров.

Самосознание & Самосознание

Самосознание & Самореализация 1 966 0,24733! 1 1 ,31 27! O.OOOOOI

Самосознание & Мотивация 1 966 0,21 459: 9,7369: O.OOOOOI

Самосознание & Эмпатия 1 966 0,0781 5! 3,4743! 0,00052:

Самосознание & Социальное развитие 1 966 0,251 36! 1 1 ,5092! O.OOOOOI

Самосознание & Психологическое здоровье 1 966 0,54785! 29,0224: O.OOOOOI

Самореализация & Самосознание 1 966 0,24733! 1 1 ,31 27! O.OOOOOI

Самореализация & Самореализация

Самореализация & Мотивация 1 966 0,1 9296! 8,71 56( O.OOOOOI

Самореализация & Эмпатия 1 966 0,1 6945! 7,61 99< O.OOOOOI

Самореализация & Социальное развитие 1 966 0,20099 9,09291 O.OOOOOI

Самореализация & Психологическое здоровье 1 966 0,62581 ! 35,5580! O.OOOOOI

Мотивация & Самосознание 1 966 0,21 459: 9,7369: O.OOOOOI

Мотивация & Самореализация 1 966 0,1 9296! 8,71 56( O.OOOOOI

Мотивация & Мотивация

Мотивация & Эмпатия 1 966 0,07033: 3,1 246( 0,001 80l

Мотивация & Социальное развитие 1 966 0,1 9541 ! 8,8306: O.OOOOOI

Мотивация & Психологическое здоровье 1 966 0,57862! 31 ,4408! O.OOOOOI

Эмпатия & Самосознание 1 966 0,0781 5! 3,4743! 0,00052:

Эмпатия & Самореализация 1 966 0,1 6945! 7,61 99< O.OOOOOI

Эмпатия & Мотивация 1 966 0,07033: 3,1 246( 0,001 80l

Эмпатия & Эмпатия

Эмпатия & Социальное развитие 1 966 0,06584: 2,9242! 0,00349:

Эмпатия & Психологическое здоровье 1 966 0,32723 1 5,3471 ! O.OOOOOI

Социальное развитие & Самосознание 1 966 0,251 36! 1 1 ,5092! O.OOOOOI

Социальное развитие & Самореализация 1 966 0,20099 9,09291 O.OOOOOI

Социальное развитие & Мотивация 1 966 0,1 9541 ! 8,8306: O.OOOOOI

Социальное развитие & Эмпатия 1 966 0,06584: 2,9242! 0,00349:

Социальное развитие & Социальное развитие

Социальное развитие & Психологическое здоровье 1 966 0,67434 40,471 з: O.OOOOOI

Психологическое здоровье & Самосознание 1 966 0,54785! 29,0224: O.OOOOOI

Психологическое здоровье & Самореализация 1 966 0,62581 ! 35,5580! O.OOOOOI

Психологическое здоровье & Мотивация 1 966 0,57862! 31 ,4408! O.OOOOOI

Психологическое здоровье & Эмпатия 1 966 0,32723 1 5,3471 ! O.OOOOOI

Психологическое здоровье & Социальное развитие 1 966 0,67434 40,471 з: O.OOOOOI

Психологическое здоровье & Психологическое здоровье

Результаты корреляционного анализа данных маркеров служат эмпирическим основанием для проверки гипотезы о существовании взаимосвязей (положительных/отрицательных) между маркерами психологического здоровья учителей. Анализ показал наличие только положительных взаимосвязей между маркерами психологического здоровья учителей, т.е. развитие хотя бы одного из маркеров запускает положительные изменения во всех других маркерах, что существенно повышает уровень психологического здоровья и снижает риски эмоционального выгорания учителей.

Выводы.

Анализ эмпирических данных проведенного исследования по оценке уровня психологического здоровья в фокус-группе «Учителя» позволяет сделать следующий вывод:

1. Детальное исследование психологического здоровья по маркерам указывает на критически низкий уровень по маркерам «Самореализация» и «Социальное развитие и виртуальное общение», которые характеризуются перегруженностью, хронической усталостью, хроническим стрессом, несоблюдением тайм-менеджмента ввиду удаленной работы в период карантинных мер в РК во время пандемии COVID-19. Вследствие этого существенно снизились показатели самореализации, что и доказывают результаты исследования.

2. Недостаточно высокий уровень психологического здоровья учителей (60,5% из 100%) свидетельствует о ежедневной психической перегрузке учителя, дисбалансе между энергетическими затратами и ресурсными восполнениями, возникновении ролевых конфликтов, дефицитом времени для близких.

На снижение уровня психологического здоровья учителей также оказывает существенное влияние негативный прессинг со стороны общества, в частности родительского сообщества, особенно возросший в период посткарантина, наблюдаемый в соцсетях. Это обнажило проблему саморегуляции ресурсного состояния учителя, которая в силу указанных факторов деформирует поведение педагога и методику преподавания, что негативно влияет на качество обучения и воспитания школьников и вызывает негативное психическое состояние учащегося, ученическая боязнь учения, школы, учителя, так называемую дидактофобию как разновидность психогении, при которой травмирующим психику фактором является поведение педагога и методика его преподавания.

Библиографический список

1. Франкл В. Человек в поисках смысла: пер. с англ. - М.: Прогресс, 1990. - 372 с.

2. Чиксентмихайи М. Поток. Психология оптимального переживания / пер. с англ. Е. Перовой. - М., 2011. - 461 с.

3. Ширко С.М. Эмоциональный интеллект как предиктор психологического здоровья у студентов. Белорусский государственный униеврситет, Минск, 2019 г.

4. Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R., Sitarenios G. Emotional intelligence as a Standart intelligence //Emotion. - 2001. - Vol. 1. - P. 232-242.

5. Bar-On R. The model of emotional-social intelligence (ESI) // Psicothema. - 2006. - Vol. 18. - Р. 13-25.

6. Юнг К.Г.Нераскрытая самость/ Litres, 2021// ISBN5043520698, 9785043520692

7. Zoom-истощение — новый бич современности/

https://zoom.cnews.ru/rnd/article/item/zoomistoshchenie_novyj_bich_sovremennosti, режим доступа -

27.12.2021 г.

Ракишева Гульмира Мадиевна, доктор PhD, асс. профессор, заведующий кафедрой Педагогики и психологии, НАО Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова. e-mail: gishulmira_rakeva@mail.ru

Лепешев Дмитрий Владимирович, кандидат педагогических наук, академик Академии педагогических наук Казахстана, профессор кафедры Педагогики и психологии, НАО Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

ORCID 0000-0002-9899-2831 е-mail: d_Lepeshev@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сабитова Диана Сайрановна, доктор PhD, асс. профессор кафедры Педагогики и психологии, НАО Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

е-mail: dianasabitova@mail.ru

Жантемирова Мадина Балтабаевна, магистр педагогических наук, старший преподаватель кафедры Педагогики и психологии, НАО Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

ORCID 0000-0002-3476-2439

е-mail: madina-z99@mail.ru

Дата поступления статьи: 05.02.2022

© Ракишева Г.М., Лепешев Д.В., Сабитова Д.С., Жантемирова М.Б., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.