Научная статья на тему 'Система психологической поддержки профессиональной деятельности педагога в условиях инновационного образования'

Система психологической поддержки профессиональной деятельности педагога в условиях инновационного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1334
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / TEACHERS / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / INNOVATIVE EDUCATION / PROFESSIONAL QUALITIES / AND INTERACTIVE METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виноградова Галина Александровна, Брылёва Ульяна Владимировна

Статья содержит результаты введения и реализации системы психологической поддержки профессиональной деятельности педагога в условиях инновационного образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological support system of teacher training in innovative education

This article contains the results of the introduction and implementation of a system of psychological support professional educator in terms of innovative education

Текст научной работы на тему «Система психологической поддержки профессиональной деятельности педагога в условиях инновационного образования»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Г. А. Виноградова © У. В. Брылёва

Виноградова Галина Александровна

доктор психологических наук, профессор

заведующая кафедрой обшей и социальной психологии филиал Самарской гуманитарной академии в г. Тольятти

Брылёва

Ульяна Владимировна

аспирант

Тольяттинский

государственный университет Uliana-a-a@mail.ru

Статья солержит результаты ввеления и реализации системы психологической поллержки профессиональной леятельности пелатота в условиях инновационного образования.

Ключевые слова: педагоги; психологическая поддержка; инновационное образование; профессионально важные качества, интерактивные методы.

Профессиональная деятельность педагога является одним из наиболее напряженных видов социальной деятельности. По степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, т. е. других профессионалов, непосредственно работающих с людьми. По данным НИИ медицины труда, к неврозам, связанным с профессиональной деятельностью, склонны около 60% учителей. У таких педагогов выражены так называемые субъективные факторы напряженности педагогической деятельности. Это такие особенности личности, которые провоцируют чрезмерную чувствительность к определенным профессиональным трудностям [2, с. 4].

Необходимость все время сдерживать вспышки гнева, раздражения, тревоги, отчаяния повышает внутреннее эмоциональное напряжение, пагубно сказывается на здоровье. Такие заболевания, как гипертония, астма, язва желудка, становятся профессиональными заболеваниями учителей. Не случайно

в последние годы все чаще говорят о синдроме эмоционального выгорания педагога. Эмоциональное выгорание педагога обусловлено целым рядом факторов. Это и фактическое отсутствие права на ошибку, которое приводит к расширению трудового времени за счет работы на дому, и неудовлетворенность профессиональным статусом, и страх потерять работу из-за сокращения рабочих мест вследствие снижения уровня рождаемости, и отсутствие условий для самовыражения и самореализации, и низкая зарплата. Не следует забывать, что за стенами школы учитель сталкивается со всеми теми факторами социального стресса, которые характерны для любого взрослого россиянина [5, с. 6].

Не секрет, что профессия школьного учителя чаще, чем большинство других профессий, приводит человека к ситуации сверхстресса, т.е. стресса, превышающего «повседневный»психический потенциал человека. В этой ситуации наибольшую опасность для психики представляют чувства неизвестности, неопределенности и беспомощности, так характерные для современных учителей. Следствием повышенной напряженности труда учителя нередко становятся подавленность, апатия, чувство постоянной усталости, а иногда и грубость, несдержанность, оскорбления учеников. Подобные эмоциональные взрывы не приносят облегчения, заставляя испытывать чувство вины, так как профессиональный долг педагога предполагает, что он обязан держать себя в руках. Равнодушие учителя так же как и его агрессивные реакции, становится одной из причин школьного стресса детей [6, с. 8].

Учителя, оказавшись втянутыми в водоворот реформы образования, постоянно сталкиваются с различными, не всегда продуманными, нововведениями, часто меняющимися требованиями, бесконечными проверками. Эти нарушающие привычный размеренный ход школьной жизни события создают дополнительное напряжение.

Таким образом, учитель, являясь одним из субъектов образовательного процесса, так же, как школьник и его родители, подвергается разрушительному воздействию стресса. При этом следует учитывать, что учитель, находясь в состоянии стресса, способен серьезно (пусть даже неумышленно) навредить ученику. Нередко педагоги переносят на учащихся свои негативные эмоции и переживания. Те же, кто искренне стараются удержать негатив в себе, как правило, сами приходят к соматическим заболеваниям и, как следствие, к профессиональной несостоятельности.

Исходя из тезиса, что психологическое здоровье педагогов является необходимым условием здоровья детей, мы должны задуматься о психогигиене — системе мероприятий, направленных на сохранение и укрепление психологического здоровья учителей. Психогигиена возникла как научное направление в конце XIX века, а в конце XX века получила широкое распространение во всем мире, включая Россию. Она является таким же необходимым атрибутом педагогической работы, как гигиена санитарная. Существуют определенные методы ее осуществления, в том числе самостоятельные (за счет методов саморегуляции), однако начинать эту работу лучше под руководством психологов [5, с. 13—15].

Сразу хочется отметить, что психогигиенические мероприятия в рамках психологической поддержки профессиональной деятельности педагога в условиях инновационного образования встречают немалое сопротивление в школах, в первую очередь со стороны самих педагогов. Возвращаясь к причинам стресса, испытываемого учителем, выделим его основные факторы:

— перегрузки;

— конфликтные ситуации;

— частые проверки вышестоящих организаций;

— предъявление противоречивых требований;

— нововведения и частые изменения в образовательных программах;

— неудовлетворенность социальным статусом [7, с. 7].

Психологическая поддержка профессиональной деятельности педагога в условиях инновационного образования стала острой необходимостью. Эту задачу вполне может решать психологическая служба школы. Мы предлагаем программу тренинговых занятий по эмоциональной поддержке учителя, формированию профессионально значимых личностных качеств в рамках системы психологической поддержки профессиональной деятельности педагога в условиях инновационного образования, в основе которой лежат интерактивные методы. Очевидна необходимость внедрения интерактивных методов в профессиональное педагогическое образование, в том числе и в психологическую поддержку учителей, поскольку они по своей сути адекватны целям и содержанию психологической поддержки. Этого требует программа модернизации российской школы. Интерактивные методы могут и должны быть использованы практическими психологами совместно с педагогами в контексте требований современности.

Цель коррекционной программы — развитие профессионально важных качеств, необходимых для работы в условиях инновационного образования, эмоциональной устойчивости педагогов, мотивации на инноватику в педагогической деятельности, саморегуляции и рефлексии.

Задачи коррекционной программы:

1. Создать условия для развития профессионально важных качеств педагогов.

2. Расширить знания педагогов о профессионально важных качествах, мотивации, креативности, направленности личности, эмпатических способностях, саморазвитии, самообразовании.

3. Способствовать формированию креативности, эмпатии, общительности, организованности.

4. Внедрить применение интерактивных методов обучения в практическую педагогическую деятельность учителей в условиях инновационного образования.

Коррекционная программа разработана с учетом следующих принципов инновационного образования, предложенных Н. В. Клюевой [4, с. 8—12]:

— принцип личностно-гуманистического подхода;

— принцип демократизации;

— принцип развития;

— принцип целостности;

— принцип природосообразности;

— принцип культуросообразности.

При осуществлении коррекционной деятельности профессионально важных качеств педагога в условиях инновационного образования педагог-психолог использует следующие основные группы методов в зависимости от того, что именно в процессе становления профессионально значимых личностных качеств они преимущественно обеспечивают.

Методы формирования профессионально значимых личностных качеств педагога в условиях инновационного образования:

— интерактивные методы (тренинг, игра, проектный семинар);

— беседы, лекции, дискуссии.

Методы формирования мотивов, навыков применения инноваций в профессиональной деятельности:

— единые требования;

— пример;

— использование творческой игры;

— соревнование.

Понятие «интерактивные методы» («interactive» с англ.: «inter» означает «между», «меж»; «active» — от «act» — действовать, действие) можно перевести как методы взаимодействия участников между собой, а обучение, осуществляемое с помощью данных методов, можно считать интерактивным, то есть построенным на взаимодействии. Под интерактивными методами обучения мы будем понимать систему правил организации продуктивного взаимодействия в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при котором происходит освоение нового опыта и получение новых знаний. Термин «интерактивные методы» связан с двумя группами взаимосвязанных методов: обучение, построенное на общении с компьютером и посредством компьютера, и вторая группа — бескомпьютерное, непосредственно между людьми осуществляемое специально организованное учебное взаимодействие, где акцентированы «технологические» моменты [5, с. 120].

Интерактивные методы обучения требуют соблюдения следующих правил:

— запрещена критика выдвинутых идей и промежуточные критические оценки высказываний;

— не допускаются суждения о неразрешимости проблемы;

— чем больше выдвинуто предложений, тем больше вероятность появления новой и ценной идеи;

— при решении трудноразрешимой проблемы она расчленяется на составные части;

— наличие ролей;

— доброжелательная, творческая атмосфера проведения;

— активное взаимодействие всех участников игры [5, с. 121].

Под тренингами понимают такой интерактивный метод, в котором основное внимание уделяется практической отработке изучаемого материала, когда в процессе моделирования специально заданных ситуаций

педагоги имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, изменить свое отношение к собственному опыту и применяемым в работе подходам. Понятие «тренинг» имеет общее собирательное значение. В тренингах обычно широко используются различные методы и техники активного обучения: деловые, ролевые и имитационные игры, разбор конкретных ситуаций и групповые дискуссии. Большинство ученых в сфере профессиональной педагогики считают, что игровые методы обучения обладают наибольшим потенциалом в обеспечении профессионального развития руководителей, позволяют совершенствовать деятельность и создавать новые модели профессиональной практики, что соответствует целям актуализации управленческого профессионализма в современных условиях инновационного образования. Главная задача проектного семинара — выдвижение новых идей и доведение их до стадии проектов. В дальнейшем авторы проектов могут самостоятельно воплощать свои замыслы в реальность [4, с. 56—57].

Дискуссия как интерактивный метод обучения в переводе с лат. «discussion» означает исследование или разбор. Дискуссией называется целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями в группе. Эффективность использования дискуссии как интерактивного метода определяется целым рядом факторов: актуальность выбранной проблемы; сопоставление различных позиций участников дискуссии; информированность, компетент-ность и научная корректность дискутантов; владение педагогами методикой дискуссионной процедуры; соблюдение правил и регламента и др. Каждая дискуссия обычно проходит три стадии: ориентация, оценка и консолидация. Последовательное рассмотрение каждой стадии позволило выделить следующие их особенности. Стадия ориентации предполагает адаптацию участников дискуссии к самой проблеме, друг другу, что позволяет сформулировать проблему, цели дискуссии; установить правила, регламент дискуссии. В стадию оценки происходит выступление участников дискуссии, их ответы на возникающие вопросы, сбор максимального объема идей, предложений, пресечение личных амбиций, отклонений от темы дискуссии. Стадия консолидации заключается в анализе результатов дискуссии, согласовании мнений и позиций, совместном формулировании решений и их принятии [4, с. 57].

Беседы, лекции на тему применения инноваций в профессиональной педагогической деятельности являются методами словесно-эмоционально-го воздействия. Беседа — метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон — педагога-психолога и учителей. Пример — метод наглядно-практического воздействия исключительной силы, психологической основой которого служит подражательность [4, с. 57].

Названные методы формирования профессионально важных качеств педагога и стимулирования применения инноваций в педагогической профессиональной деятельности выступают в тесном единстве.

Коррекционная программа развития профессионально важных качеств

педагога в условиях инновационного образования разработана для педагогов средних общеобразовательных школ. Предлагаемый цикл тренинговых занятий состоит из 5 полуторачасовых (90 мин.) занятий. Оптимальным временем проведения этого цикла являются школьные осенние или весенние каникулы. В эти периоды педагоги особенно остро ощущают физическую усталость и эмоциональное напряжение. Занятие желательно проводить ежедневно в течение недели в одно и то же время. Для подобных занятий хорошо подойдет учительская, если в ней можно разместиться по кругу и если там есть возможность свободно перемещаться. Содержание системы психологической поддержки профессиональной деятельности педагога состоит из телесно-ориентированных упражнений, упражнений по формированию самоидентификации, развитию креативности, эмпатии. Упражнения проводятся индивидуально, в парах и в группе. Каждое занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. В основе тренинговой программы лежат материалы В. А. Родионова и М. А. Ступницкой [7], И. И. Рыдановой [8], Е. М. Семеновой [9], а также методические рекомендации М. И. Берковской.

Таблица

Тематический план занятий коррекционной программы План коррекционных занятий

Д. Н-азание заютдо Часы

1 [1 водка г. :антг]1е чМоя Д хшнЗи (ИяциП Г5

2 аСнндэом с есчш - налр;«:;нны: с5[туацЕ2[ шдиогнческоЛ взаимодействия вуи лйеес:?:-: иннввЩИоннаИ ра -ое шзея

ъ Пещ^шчгзккое иыосоаюше. ■иЯ пецагоо 1>

4 кулиг гтпрггагя' гфС-цикЦЦСЧч ямлятга эмоц^аиагалая гибкость, экспрессия и процессе [[[ПЕОпащюзшсга образошшя ■ Л

5 Способы сокорегулзцни ншцвояыьяого состояния□ тппонш: [[[веолощеЛ Способи ширитнаМ виврегулацЕШ 0 каДршл енным. исгуащиия. РбБШКшшя нВДффшиННк! ыеибяид]1мы ЩицфШЫЦ: (АСгилннн б Приц ей: г ьшиишццшшиии аДидОШШЯ в

Занятие 1. Вводное занятие. «Моя жизненная позиция»

Цель: знакомство участников группы с предстоящей работой, актуализация опыта участия в психологических тренингах (или знакомство с особенностями участия в тренинговой группе), обсуждение тематики курса и ее значимости для участников, выявление ожидания участников от предстоящей работы.

Задачи:

— сплочение участников тренинговой группы (игра);

— ознакомить с правилами работы в тренинговой группе (беседа);

— ознакомить с тематикой предстоящих занятий (лекция);

— осознать свою жизненную позицию (игра, проектный семинар);

— осознать способы достижения жизненных целей (игра);

— осмыслить свое эмоциональное состояние.

Упражнения: «Приветствие в зеркале»—сплочение группы, развитие эмпатических способностей, социальной и личностной креативности для эффективной работы в условиях инновационного образования; «Дерево»

— осознание своей жизненной позиции, самодиагностика парциальной диагностики личности, уровня саморазвития в условиях инновационного образования; «Автобус»— осознание способов достижения жизненных целей, снятие физических и эмоциональных зажимов; «Продолжи фразу»— развитие групповой сплоченности, эмпатических способностей, социальной креативности; «Комплименты» — позитивная обратная связь, групповое сплочение; «Цвет моего настроения»— осмысление своего эмоционального состояния.

Занятие 2. «Синдром свечи»— напряженные ситуации педагогического взаимодействия в условиях инновационного образования

Цель: знакомство участников с причинами, проявлениями и последствиями синдрома профессионального выгорания педагога; развитие навыков педагогической рефлексии и мотива к развитию эмоциональной устойчивости.

Задачи:

— сплочение участников тренинговой группы (игра);

— развитие умения самопрезентации в условиях инновационного образования (проектный семинар);

— познакомить с понятиями «эмоциональное напряжение», «синдром эмоционального выгорания» педагогов в условиях инновационного образования (лекция, беседа, дискуссия);

— осмыслить собственные сильные и слабые стороны (проектный семинар).

Упражнения: «Нос-пол-потолок», «Те, кто...» — разогрев, снятие эмоциональных и физических зажимов; «Самопрезентация» — развитие личностной и социальной креативности, полинаправленности и саморазвития личности педагога в условиях инновационного образования; «10 из 30» — осмысление собственных сильных и слабых сторон, саморазвитие личности, развитие эмпатических способностей, необходимых для успешной педагогической деятельности в условиях инновационного образования; «Коллективный счет»— сплочение группы, развитие эмпатических способностей.

Занятие 3. Педагогическое самосознание, «Я-концепция»педагога

Цель: знакомство участников с проблемой профессиональной Я- концепции, развитие позитивной Я-концепции (мотивировать к поиску личностных ресурсов).

Задачи:

— сплочение участников тренинговой группы (игра);

— познакомить с понятием «самопознание» (лекция, беседа);

— познакомить с важнейшим условием педагогической деятельности в процессе инновационного образования (лекция, беседа);

— осмыслить свой стиль работы в условиях инновационного образования (проектный семинар, игра);

— осознать личностный и профессиональный ресурс в процессе модернизации образования (проектный семинар, игра);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— стабилизировать эмоциональное состояние.

Упражнения: «Цвет моего настроения» — осмысление своего эмоционального состояния; «Ассоциации» — получение обратной связи от группы, ее сплочение, развитие личностной и социальной креативности; «Стиль работы»— осознание своего стиля работы, анализ, самодиагностика парциальной направленности личности педагога и его саморазвития в профессионально-педагогической деятельности в условиях инновационного образования; «Вопросы для интервью» — осознание личностного и профессионального роста, развитие креативности, самодиагностика уровня саморазвития в профессионально-педагогической деятельности в условиях инновационного образования; «Вверх по радуге»—стабилизация эмоционального состояния.

Занятие 4. «Эмоциональная культура педагога: эмоциональная гибкость, эмпатия, экспрессия»

Цель: знакомство участников с содержанием понятий «эмоциональная гибкость», «эмпатия», «экспрессия»; объяснение профилактического потенциала эмпатии и экспрессии, помощь в осознании собственного эмпатийно-экспрессивного арсенала, формирование мотива к развитию эмо-циональной гибкости как важной составляющей успешной педагогической деятельности.

Задачи:

— сплочение участников тренинговой группы (игра);

— познакомить с понятиями «эмоциональная гибкость», «эмпатия», «экспрессии» (лекция, беседа);

— развитие навыков вербальной и невербальной эмпатии и экспрессии в условиях инновационного образования (игра);

— развитие экспрессии (игра);

— развитие эмоциональной гибкости (игра).

Упражнения: «Нос-пол-потолок», «Те, кто...», «Коллективный счет»— разогрев, снятие эмоциональных и физических зажимов, сплочение группы, развитие эмпатических способностей; «Отражение чувств»— развитие эмоциональной гибкости, экспрессии, личностной и социальной креативности в условиях инновационного образования; «Зеркало молчащее и говорящее»

— развитие навыков вербальной и невербальной эмпатии и экспрессии, креативности, саморазвитие в условиях инновационного образования; «Неожиданный гость»— развитие экспрессии, социальной и личностной креативности; «Вверх по радуге»— стабилизация эмоционального состояния.

Занятие 5. Способы саморегуляции эмоционального состояния в условиях инноваций. Способы ситуативной саморегуляции в напряженных ситуациях. Реабилитация и профилактика необходимых эмоциональных состояний в процессе инновационного образования

Цель: знакомство участников с различными способами регуляции своего эмоционального состояния, в том числе в напряженных ситуациях: освоение приемов восстановления эмоционального равновесия и профилактики негативных последствий профессионального выгорания.

Задачи:

— сплочение участников тренинговой группы (игра);

— ознакомить педагогов с различными техниками аутотренинга, применение которых повысит эффективность инновационного образования (лекция, беседа, игра);

— снятие эмоциональных и физических зажимов;

— развитие навыков вербальной и невербальной эмпатии и экспрессии, социальной и личностной креативности, саморазвитие в условиях инновационного образования (игра);

— подвести итоги тренинговых занятий.

Упражнения: «Коллективный счет», «Цвет моего настроения» — осмысление своего эмоционального состояния; развитие эмпатических способностей; «Нос-пол-потолок», «Те, кто...»— снятие эмоциональных и физических зажимов, сплочение группы, развитие эмпатических способностей; «Подарок»— развитие навыков вербальной и невербальной эмпатии и экспрессии, социальной и личностной креативности, саморазвитие в условиях инновационного образования.

Таким образом, мы рассмотрели систему психологической поддержки профессиональной деятельности педагога в условиях инновационного образования, которая включает в себя планирование и практическую реализацию программы тренинговых занятий по развитию профессионально важных качеств педагога в условиях инновационного образования. Мы определили цели и задачи коррекционной деятельности педагога-психолога по психологической поддержке профессиональной деятельности педагога в условиях инновационного образования. Также нами предложена коррекционная программа тренинговых занятий по развитию профессионально значимых личностных качеств педагога, которая состоит из ряда занятий, проводимых с помощью интерактивных методов обучения: игра, проектный семинар, беседа, лекция, дискуссия в форме тренинга.

Методика исследования

Экспериментальной базой явилась МОУ Гимназия № 22 г. Майкопа. В эксперименте принимали участие педагоги в количестве 82 человек. Среди них 77 женщин, 5 мужчин. Возраст респондентов колеблется от 20 до 67 лет. Педагогический стаж работы — от 1 года до 35 лет. Для выявления уровня профессионально значимых качеств педагогов в условиях инновационного образования мы использовали следующие методы исследования:

1. Диагностика парциальной направленности личности учителя.

2. Диагностика уровня саморазвития в профессионально-педагогиче-ской деятельности (Л. Н. Бережновой).

3. Методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко.

4. Диагностика личностной креативности (Е. Е. Туник).

5. Определение социальной креативности личности.

Наше исследование было организованно в 3 этапа.

На 1-ом этапе мы осуществили констатирующее исследование педагогов МОУ Гимназия № 22 г. Майкопа.

На 2-ом этапе был осуществлен формирующий эксперимент, мы применили на практике систему психологической поддержки профессиональной деятельности педагога в условиях инновационного образования.

На 3-ом этапе было проведено повторное исследование, позволяющее сделать выводы о результативности нашего варианта системы психологической поддержки профессиональной деятельности педагогов в условиях инновационного образования.

Результаты исследования

Результаты методики «Диагностика парциальной направленности личности учителя», в которой заложена идея оценки и сравнения работников образования в зависимости от их ведущей направленности (общительность, организованность, направленность на предмет, интеллигентность, мотивация одобрения). Наличие полинаправленности свидетельствует об оптимальном уровне применения инноваций в профессиональной деятельности педагога в условиях инновационного образования. А мононаправленность — о недостаточном использовании инноваций в профессиональной деятельности педагога в развитии инновационного образования. По итогам первичного и итогового эксперимента можно сделать вывод о повышении среднего уровня полинаправленности личности учителя: уровень общительности в среднем увеличился с 65% до 79,4%, уровень организованности — с 62% до 76,5%, направленность на предмет осталась на том же уровне, показатели мотивации одобрения (шкала лжи) понизились с 20,6% до 12%, что свидетельствует о повышении искренности респондентов.

Далее нами была использована методика «Диагностика уровня саморазвития в профессионально-педагогической деятельности»!!. Н. Бережновой, с помощью которой мы выявили уровни саморазвития педагогов в своей профессионально-педагогической деятельности в процессе инновационного образования. По итогам эксперимента делаем вывод об улучшении уровня саморазвития педагогов в профессионально-педагогической деятельности: низкий уровень снизился с 23,4% до 9%, вследствие этого уровень ниже среднего повысился с 26,5% до 32,3%; показатель среднего уровня саморазвития повысился с 42,2% до 53%, а показатель выше среднего, наоборот, с 8,8% снизился до 6%.

Чтобы определить уровень эмпатических способностей учителей, используем «Методику диагностики уровня эмпатических способностей» В. В. Бойко. По результатам первичного и итогового эксперимента делаем

вывод о повышении уровня эмпатических способностей учителей: очень низкий уровень снизился с 9% до 3%, заниженный снизился с 41,2% до 30,2%, а средний уровень эмпатических способностей увеличился с 50% до 59%.

Для определения уровня личностной креативности как важного качества в инновационном процессе школы мы использовали методику «Диагностика личностной креативности»Е. Е. Туник, которая позволяет определить особенности творческой личности: любознательность, воображение, сложность, склонность к риску. По результатам первичного и итогового эксперимента мы делаем вывод о повышении личностной креативности выше среднего уровня с 9% до 18% и среднего — с 59% до 67%. В свою очередь уровень ниже среднего понизился с 32% до 15%.

Опросник для определения уровня социальной креативности личности с помощью самооценки поведения в нестандартных ситуациях жизнедеятельности позволяет определить уровень социальной креативности. На основе суммарного числа набранных баллов определяем уровень творческого потенциала личности педагога. По итогам констатирующего и формирующего эксперимента делаем вывод об улучшении уровня социальной креативности личности педагога в условиях инновационного образования: низкий уровень снизился с 9% до 3%, уровень ниже среднего — с 15% до 6%, чуть ниже среднего — с 15% до 9%, прослеживается тенденция в увеличении показателей среднего уровня с 29,4% до 50%, уровень чуть выше среднего остался на том же числовом значении — 15%, как и уровень выше среднего — 18%.

Для того чтобы достоверно установить, оказалась ли система психологической поддержки профессиональной деятельности педагога в условиях инновационного образования эффективной, была проведена статистическая проверка результатов исследования с помощью х2 критерия Пирсона.

Выводы

1. Осуществлен теоретический анализ понятия психологической поддержки профессиональной деятельности педагога в условиях инновационного образования.

2. Разработан вариант системы психологической поддержки профессиональной деятельности педагога в условиях инновационного образования.

3. Практически реализована система психологической поддержки профессиональной деятельности педагога в условиях инновационного образования.

4. Экспериментально доказана эффективность и необходимость системы психологической поддержки профессиональной деятельности педагога в условиях инновационного образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Берулава, Г. А. Методические основы деятельности практического психолога. — М. : Эксмо, 2003. — 385 с.

2. Вербицкий, А. А. Проблемы гуманизации образования в условиях новой образовательной парадигмы / А. А. Вербицкий, Н. В. Жуков. — Нижний Тагил : ЭЛБИ, 2006. — 214 с.

3. Зеленова,Н. В. Программа деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении // Школьный психолог. — 2005. — № 13. — С. 24—36.

4. Клюева, Н. В. Психологическое обеспечение педагогической деятельности (технологии работы психолога с педагогом). — М. : ACT, 1998. — 143 с.

5. Коминская,М. В. Активизация личностных регуляторов профессионального роста учителя в условиях гуманизации образования. — М. : Иваново, 1995. — 368 с.

6. Ляудис,В. Я. Психологические предпосылки проектирования моделей инновационного обучения в школе. — М. : Просвещение, 1994. — 214 с.

7. Родионова,В. А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе / В. А. Родионова, М. А. Ступницкая. — ПИТЕР, 2009. — 137 с.

8. РыдановаМ■ И. Педагогические конфликты: пути преодоления : учебное пособие для студентов педагогических специальностей вузов. — СПб. : Питер, 2008. — 68 с.

9. Семенова, Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагогов. — СПб. : ПИТЕР, 2009. — 213 с.

10. Фетискин,Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. — М. : Психотерапия, 2009. — 544 с.

11. Чепель,Т. Л. Психологическое просвещение как путь к развитию креативности педагога и их готовности к инновационной деятельности // Педагогический профессионализм в современном образовании : матер. Международ. науч.-практ. конф. (20—22 февраля 2006 г.) Ч. 2 / под науч. ред. Е. В. Андриенко и др. — Новосибирск : НГПУ, 2006. — С. 120—127.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.