Научная статья на тему 'Психологическая поддержка профессиональной деятельности педагога в условиях инновационного образования'

Психологическая поддержка профессиональной деятельности педагога в условиях инновационного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
543
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брылёва Ульяна Владимировна

В статье рассматривается психологическая поддержка профессиональной деятельности педагога на этапе процесса введения и реализации инноваций в системе образования. Необходимым является создание системы психологической поддержки профессиональной деятельности педагога в условиях инновационного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Брылёва Ульяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическая поддержка профессиональной деятельности педагога в условиях инновационного образования»

_ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ_

УДК 37.0+378

Брылёва Ульяна Владимировна

Аспирант Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тольяттинского государственного университета», Uliana-a-a@mail.ru, Майкоп.

психологическая поддержка профессиональной деятельности педагога в условиях инновационного

образования

аннотация: В статье рассматривается психологическая поддержка профессиональной деятельности педагога на этапе процесса введения и реализации инноваций в системе образования. Необходимым является создание системы психологической поддержки профессиональной деятельности педагога в условиях инновационного образования.

Ключевые слова: Профессиональная деятельность педагога, психологическая поддержка, инновационное образование, интерактивные методы, система психологической поддержки

Bryliova Uliana Vladimirovna

Post-graduate student of the Togliatti state university, Uliana-a-a@mail.ru, Maykop.

psychological support of the teacher's professional work in the conditions of innovative education

Abstract. Methods of psychological support of the teacher's professional work at a stage of introduction process and innovation realization in an educational system are investigated in the article. It's necessary to create the system of teacher's professional activity psychological support in the conditions of innovative education.

Keywords: professional activity of the teacher, psychological support, innovative education, interactive methods, system of psychological support.

Инновационное образование развивает основные принципы образовательной политики России, оно взаимосвязано с основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

Многие авторы (С. Г. Вершловский, Э. Н. Гусинский, Ю. Н. Турчанинова и др.) справедливо констатируют наличие кризиса профессиональной психологической поддержки, который испытывают педагоги, работающие в школе в условиях инновационного образования [4]. Существует ряд трудностей, которые в процессе педагогической деятельности выливаются в противоречие между личностно-развивающей функцией педагога и его реальными возможностями, отражающимися в уровне профессионального и личностного развития в условиях инновационного образования.

Педагоги постоянно сталкиваются с раз-

личными, не всегда продуманными нововведениями, часто меняющимися требованиями, бесконечными проверками [5, с. 18-24]. Эти нарушающие привычный размеренный ход школьной жизни события создают дополнительное напряжение. Педагог, являясь одним из субъектов образовательного процесса, так же, как школьник и его родители, подвергается разрушительному воздействию стресса. При этом следует учитывать, что педагог, находясь в состоянии стресса, способен серьезно (пусть даже неумышленно) навредить ученику. Нередко педагоги переносят на учащихся свои негативные эмоции и переживания. Те же, кто искренне старается удержать негатив в себе, как правило, сами приходят к соматическим заболеваниям и, как следствие, к профессиональной несостоятельности.

Традиционные методические службы до недавнего времени не уделяли данной про-

блеме серьезного внимания. Вместе с тем, в современной системе образования появились новые перспективы, связанные прежде всего с деятельностью школьных психологических служб. Реально взаимодействуя с педагогами, осуществляя психологическую поддержку, школьный психолог может помочь им адаптироваться в условиях инновации образовательной системы школы, способствуя их профессиональному росту [1, с. 36-38]. К сожалению, это важнейшее направление деятельности школьного психолога остается пока малоразработанным.

Для определения содержания психологической поддержки профессиональной деятельности педагога особое значение имеют теоретические положения, обозначенные в исследованиях современной психологии, педагогики и философии образования о : необходимости его инновации, гуманизации, субъектности всех участников педагогического процесса (В. П. Зинченко, В. А. Сухом-линский, К. А. Шварцман, Г. А. Виноградова и др.); взаимодействии как процессе, в ходе которого изменяется состояние его субъекта (А. Л. Аверьянов, Л. М. Архангельский, В. Г. Афанасьев, И. И. Жбанкова и др.); деятельности как активной форме отношений и о человеке как субъекте деятельности и отношений (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский и др.); возможности целенаправленного формирования профессионального самосознания учителя с помощью психологических средств в условиях инновационного образования (А. К. Маркова, Л. М. Митина, А. Б. Орлов и др.). Цель психологической поддержки мы видим не в манипулировании профессиональной деятельностью педагога, в русле выстроенной психологом модели его личности и поведения, а в создании условий для эффективного саморазвития личности в условиях инновационного образования, путем формирования у нее механизмов самообучения и самовоспитания. Психологическая поддержка профессиональной деятельности педагога в условиях инновационного обучения требует особого внимания не только современной психолого-педагогической науки, но и практики.

Наиболее эффективными способами психологической поддержки педагогов, с нашей точки зрения, в этом направлении будут интерактивные методы. [Там же, С. 8] Рассмо-

трены виды интерактивных методов: игра, дискуссия, проектный семинар, тренинг. [4, с. 120-127] Проведен анализ исследований отечественных психологов и педагогов в области психологии труда, психологии профессионального развития, посвященные исследованию эффективности активных методов обучения и описанию различных образовательных технологий, исследования в области интенсивного обучения (А. А. Вербицких, Ф. Н. Гоноболин, Ю. Н. Емельянов, И. А. Зимняя, М. В. Кла-рин, Н. Ф. Кузьмина, В. Я. Ляудис, А. К. Маркова, Л. К. Митина), доказывающие адекватность и эффективность интенсивного образования с использованием интерактивных методов для психологической поддержки и подготовки к инновационной деятельности педагогов современной школы. Еще более убедительны данные отечественных и зарубежных исследователей о влиянии социальных взаимодействий (а значит и интерактивных методов) на становление смысловой, ценностно-мотиваци-онной сфер личности.

Процесс психологической поддержки путем широкого использования в ней интерактивных методов, прежде всего, дискуссий, активных семинаров по конкретным психологическим или педагогическим темам, проектных семинаров по программированию или анализу педагогических ситуаций, дает возможность не только повысить качество уровня психологической поддержки, но и решить проблему внедрения в школьную практику методов интерактивного образования. Это позволит перейти от деклараций о парадигмальном сдвиге к реальному процессу смены парадигмы школьного образования. Такого рода изменения в образовательной практике могут опираться только на высокий креативный (творческий) потенциал педагогов и на их психологическую готовность принять перемены. Мы уверены, что понимание психологической сущности интрактивных методов, основанных на механизмах социального взаимодействия, и самих этих механизмов позволит школьным психологам понять их возможности и ограничения, оценить собственную готовность и мотивацию к использованию интерактивных методов в работе по психологической поддержке педагогов.

Ведущим направлением работы школьного психолога целесообразно считать организацию взаимодействия с учителями в целях развития психологической поддержки. Отсутствие такой системы в современных школах приводит к недостаточному уровню внедрения инноваций в образовательный процесс.

Экспериментальной базой явилась МОУ «Гимназия N° 22» г. Майкопа. В эксперименте принимали участие педагоги в количестве 82 человек. Среди них 77 женщина, 5 мужчин. Возраст респондентов колеблется от 20 до 67 лет. Педагогический стаж работы от 1 года до 35 лет. Для выявления уровня профессионально значимых качеств педагогов в условиях инновационного образования мы использовали следующие методы исследования.

1. Диагностика парциальной направленности личности учителя.

2. Диагностика уровня саморазвития в профессионально - педагогической деятельности (Л. Н. Бережнов).

3. Методика диагностики уровня эмпати-ческих способностей В. В. Бойко.

4. Диагностика личностной креативности (Е. Е. Туник).

5. Определение социальной креативности личности.

Результаты методики «Диагностика пар-циональной направленности личности учителя», в которой заложена идея оценки и сравнения работников образования в зависимости от их ведущей направленности (общительность, организованность, направленность на предмет, интеллигентность, мотивация одобрения). Наличие полинаправленности свидетельствует о оптимальном уровне применения инноваций в профессиональной деятельности педагога в условиях инновационного образования. А мононаправленность - о недостаточном использовании инноваций в профессиональной деятельности педагога в развитии инновационного образования. По итогам первичного и итогового эксперимента делаем вывод о повышении уровня полинаправленности личности учителя: уровень общительности увеличился с 65% до 79,4%, уровень организованности с 62% до 76,5%, направленность на предмет осталась на том же уровне, показатели мотивации одобрения (шкала лжи) понизились с 20,6% до 12%, что

свидетельствует о повышении искренности респондентов.

Далее нами была использована методика «Диагностика уровня саморазвития в профессионально-педагогической деятельности» Л. Н. Бережнова, с помощью которой мы выявили уровни саморазвития педагогов в своей профессионально-педагогической деятельности в процессе инновационного образования. По итогам первичного и итогового эксперимента делаем вывод об улучшении уровня саморазвития педагогов в профессионально-педагогической деятельности: низкий уровень снизился с 23,4% до 9%, в следствии этого уровень ниже среднего повысился с 26,5% до 32,3%; показатель среднего уровня саморазвития повысился с 42,2% до 53%, а показателем выше среднего, наоборот с 8,8% снизились до 6%.

Чтобы определить уровень эмпатический способностей учителей используем «Методику диагностики уровня эмпатических способностей» В. В. Бойко. По итогам первичного и итогового эксперимента делаем вывод о повышении уровня эмпатических способностей учителей: очень низкий уровень снизился с 9% до 3%, заниженный снизился с 41,2% до 30,2%, а средний уровень эмпатических способностей увеличился с 50% до 59%.

Для определения уровня личностной креативности как важного качества в инновационном процессе школы мы использовали методику «Диагностика личностной креативности» Е. Е. Туник, которая позволяет определить особенности творческой личности: любознательность, воображение, сложность, склонность к риску. По итогам первичного и итогового эксперимента мы делаем вывод о повышении личностной креативности выше среднего уровня с 9% до 18% и среднего с 59% до 67%. В свою очередь уровень ниже среднего понизился с 32% до 15%.

Опросник для определения уровня социальной креативности личности, с помощью самооценки поведения в нестандартных ситуациях жизнедеятельности позволяет определить уровень социальной креативности. На основе суммарного числа набранных баллов определяем уровень творческого потенциала личности педагога. По итогам констатирующего и формирующего экспе-

римента делаем вывод об улучшении уровня социальной креативности личности педагога в условиях инновационного образования: низкий уровень снизился с 9% до 3%, уровень ниже среднего с 15% до 6%, чуть ниже среднего с 15% до 9%, прослеживается тенденция в увеличении показателей среднего уровня с 29,4% до 50%, уровень чуть выше среднего остался на том же числовом значе-ни - 15%, как и уровень выше среднего - 18%.

Результаты эффективности и необходимости системы психологической поддержки профессиональной деятельности педагога в условиях инновационного образования еще раз были подтверждены результатами «Диагностики инновационного потенциала педагогического коллектива МОУ «Гимназия №22» МО «Город Майкоп» Комитета по образованию.

Таким образом, применение педагогом-психологом в своей практической деятельности интерактивных методов в организации психологической поддержки педагогов способствует эффективности их профессиональной деятельности в условиях инновационного образования. Для реализации данной системы были созданы благоприятные внешние и внутренние условия для саморазвития; старались создать психолого-педагогические условия, формирующие положительную мотивацию учителя

к инновационным процессам в системе современного образования. Наша гипотеза нашла свое подтверждение: применение педагогом-психологом в своей практической деятельности интерактивных методов в организации психологической поддержки педагогов будет способствовать эффективности их профессиональной деятельности в условиях инновационного образования.

Библиографический список

1. Берулава Г. А. Методические основы деятельности практического психолога. - М.: Экс-мо,2003. - 385 с.

2. Вербицкий А. А. Проблемы гуманизации образования в условиях новой образовательной парадигмы. - Нижний Тагил: ЭЛБИ,2006. - 214 с.

3. Виноградова Г. А. Климат в педагогическом коллективе и субъективное благополучие личности педагога: монография. - Тольятти: ТГУ,2010. - 100 с.

4. Заусенко И. В. Особенности самоотношения педагогов с разными показателями психологического благополучия // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 10, - С. 191-197.

5. Коминская М. В. Активизация личностных регуляторов профессионального роста учителя в условиях гуманизации образования. - М.: Иваново, 1995. - 368 с.

6. Ляудис В. Я. Психологические предпосылки проектирования моделей инновационного обучения в школе. - М.: Просвещение, 1994. - 214 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.