Научная статья на тему 'Изучение социального здоровья современных подростков'

Изучение социального здоровья современных подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
490
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТИРОВАННОСТЬ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СОЦИАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / SOCIAL HEALTH / PSYCHOLOGICAL HEALTH / SELF-ACTUALIZATION / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / LIFE MEANING ORIENTATIONS / SOCIAL ORIENTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Комарова Оксана Николаевна

в статье отражены результаты теоретического и экспериментального исследования по проблеме психологического и социального здоровья. Раскрывается сущность социального здоровья, уточнены его критерии и показатели, обобщены результаты психодиагностики 592 школьников 6-11 классов. Даны рекомендации по сохранению и укреплению психологического и социального здоровья детей и подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение социального здоровья современных подростков»

Изучение социального здоровья современных подростков

Комарова О.Н.

Комарова Оксана Николаевна /Komarova Oksana Nikolaevna - кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии

развития и инноваций Институт психологии, социологии и социальных отношений, Московский городской педагогический университет, г. Москва

Аннотация: в статье отражены результаты теоретического и экспериментального исследования по проблеме психологического и социального здоровья. Раскрывается сущность социального здоровья, уточнены его критерии и показатели, обобщены результаты психодиагностики 592 школьников 6-11 классов. Даны рекомендации по сохранению и укреплению психологического и социального здоровья детей и подростков. Abstract: In article are presented results of a theoretical and pilot study on a problem of psychological and social health . The essence of social health reveals, its criteria and indicators are specified, results of psychodiagnostics of592 school students of 6-11 classes are generalized. There are given recommendations about preservation and strengthening of psychological and social health of children and teenagers.

Ключевые слова: социальное здоровье, психологическое здоровье, самоактуализация, социально-психологическая адаптированность, смысложизненные ориентации, социальная направленность.

Keywords: social health, psychological health, self-actualization, social and psychological adaptation, life meaning orientations, social orientation.

Здоровье - одно из фундаментальных, предельно общих понятий, позволяющих выделить широкий круг явлений человеческого бытия. Понятие здоровья долгое время рассматривалось как отсутствие болезни. Новое определение здоровья впервые было сформулировано Всемирной организацией здравоохранения в 1940 г. Было признано, что здоровье - это не просто отсутствие болезней, а состояние физического, психического и социального благополучия. В наши дни понимание здоровья значительно расширяется. Оно привязывается не только к физиологическому и психофизиологическому пространству, но воспринимается как более сложный феномен, заключающий новые смыслы и значения. «Здоровье, во все большей степени осознаваемое на уровне не только условия жизни индивида, но и фактора собственного социального бытия, становится особой проблемой человека, его будущего в качестве носителя социального, «сохранителя» человеческого» [1, с.3]. Здоровье приобретает ценность для индивида не только в плане сохранения возможностей своей действенности, но и как личностно необходимый компонент.

Проведенное нами исследование дает основания считать, что социальное здоровье представляет собой сложное личностное образование, один из компонентов целостной сложной системы сознания современного человека. Социальное здоровье - это основание самоопределения и мера свободы индивида в качестве субъекта деятельности, организующая и действенная сила человеческой активности. Составляющими категории социального здоровья являются соматическое, психическое, психологическое здоровье. Социальное здоровье -это личностно необходимый компонент, обеспечивающий соответствующую личную представленность человека в обществе.

Адекватным термином по отношению к категории «социальное здоровье» выступает развитие (а не охрана), основной акцент ставится на необходимость развития собственных ресурсов человека, решение проблемных задач, ответственный выбор конструктивных жизненных сценариев.

С учетом всего сказанного, мы согласимся с подходом А.Л. Каткова [2, с.100-101], который предлагает следующее определение социального здоровья. Под категорией интегрального социального здоровья подразумевается фундаментальная способность человека к активному улучшению собственных свойств через улучшение свойств окружающей среды; к процессу, который, являясь сутью устойчивого, гармоничного развития, обеспечивает высокое качество жизни каждого индивидуума и общества в целом. Составляющими категории социального здоровья являются соматическое, психическое, психологическое здоровье.

Соматическое здоровье - способность присутствия в мире как объекта, обеспечивающего энергетику психических процессов.

Психическое здоровье - способность осознавания себя как субъекта, взаимодействующего с окружающим миром.

Психологическое здоровье - способность критического осмысливания и генерирования информации, необходимой для осуществления своего пути в микро- и макросреде.

Целью нашей работы явилось изучение социального здоровья школьников Рязанской области. В исследовании приняли участие 592 школьника 6-11 классов Рязанской области.

Критериями социального здоровья являются:

- социально-психологическая адаптированность;

- самоактуализация;

- социальная направленность.

Показатели социального здоровья подростков:

Показатели критерия «социально-психологическая адаптированюсть»: ценностные ориентации, адекватные общечеловеческим ценностям; умения сотрудничать, вести диалог, разрешать конфликты на основе сотрудничества.

Показатели критерия «самоактуализация»: готовность к самопознанию; субъектная позиция в общении и совместной социально значимой деятельности (умения целеполагания, планирования, самоконтроля и саморегуляции); креативность.

Показатели критерия «социальная направленность»: социальная мотивация; социальная активность; нравственная самооценка.

Показатели социального здоровья старшеклассников:

Показатели критерия «социально-психологическая адаптированность»: ценностные ориентации, адекватные общечеловеческим ценностям; наличие достаточно широкого спектра личностно значимых позитивных ценностей; сформированная положительная Я-концепция, чувство собственного достоинства; рефлексивные умения.

Показатели критерия «самоактуализация»: готовность к саморазвитию; профессиональное и личностное самоопределение; креативность; временная перспектива и способность к целеполаганию.

Показатели критерия «социальная направленность»: социальная мотивация; социальная активность; выбор будущей профессии на основе трудовых ценностных ориентаций, приоритетными из которых являются труд на благо общества, профессия как средство самореализации, проецирование в будущее определенной нравственной позиции; профессия выступает как средство самореализации и саморазвития через внесение своего вклада в развитие общества; наличие представлений о путях достижения этих целей [3, с. 166-170].

Был использован психодиагностический комплекс, включающий в себя Методику изучения мотивации учения (А.К. Маркова, Т.Д. Матис и А.Б. Орлова), Методику диагностики межличностных отношений Т. Лири, Тест описания поведения К. Томаса, Методику «Ценностных ориентаций» М. Рокича, Методику выявления коммуникативных и организаторских склонностей.

Сопоставив уровень развития познавательных и социальных мотивов учебной деятельности, мы отчетливо видим преобладание группы познавательных мотивов у школьников Рязанской области. Установлено место, занимаемое каждым из выделенных типов мотивации в их иерархии. Так, например, оказалось, что в семи районах области первое место в общей иерархии мотивов устойчиво занимают широкие социальные мотивы, что объясняется подготовкой учащихся к активному вхождению в общество; в четырех - широкие познавательные мотивы и в трех - учебно-познавательные. На последнем месте у школьников всех районов находятся позиционные мотивы и мотивы сотрудничества.

Для диагностики межличностных отношений и свойств личности школьников, существенных при взаимодействии с другими людьми, мы использовали тест Лири. Результаты исследования показывают, что значения баллов по большинству октантов методики находятся в пределах нормы. Было установлено, что у школьников имеются характерные, обычные для возраста фоновые особенности. Необходимо отметить особую значимость генерального вектора «доминирование» (1 октант), который отражает «властный-лидирующий» тип межличностных отношений, характеризующийся тенденцией к доминированию, быстротой принятия решения, гомономностью (т.е. ориентацией в основном на собственное мнение), экстравертированностью. Абсолютное большинство подростков склонно демонстрировать наличие черт поведения доминирующего типа. Это обстоятельство созвучно возрастной ориентации на отделение, независимость, отказ от подчинения (пуберантный криз). Опасным является преобладание слишком высоких показателей авторитарности в % части случаев (экстремальное поведение). В то же время данные показатели сочетаются с дружелюбием и альтруизмом. Скорее всего, потребность в доминировании у подростков реализуется за счет установления теплых, доверительных отношений. Психограммы сельских школьников почти ни в одном из октантов не превышают 8 баллов, что свойственно гармоничным личностям.

Была выявлена группа (около 15% испытуемых) с подчиняемым, зависимым типом отношений. Для таких подростков характерна некоторая внутренняя неуверенность, робость, которые ведут к трудностям в общении. У этих подростков более низкий статус в группе, а также наблюдается конфликт самооценки (расхождение самооценки и оценки сверстников). Мы считаем, что внутренний конфликт подростка ведет к трудностям в общении, взаимодействии и проявлении социальных чувств к окружающим. Чем выше конфликт самооценки подростка, тем меньше проявляется стремление к сотрудничеству, гибкости в отношениях. При этом проявляется неуверенность и склонность подростков подчиняться более сильному без учета ситуации.

Для определения общих тенденций поведения в конфликтных ситуациях нами использовался тест описания поведения К. Томаса. На основе анализа полученных данных мы установили, что испытуемыми используются все стратегии конфликтного поведения. Преобладающими стратегиями являются приспособление (уступчивость), компромисс, сотрудничество. Две из них (компромисс и сотрудничество) считаются конструктивными при разрешении конфликтной ситуации. Они предполагают частичное или полное удовлетворение собственных интересов и интересов партнера. Тенденция к выбору этих стратегий может быть обусловлена тем, что школьники стремятся сохранить дружеские контакты, а также использование этих стратегий дает возможность избежать лишних потерь.

Доминирование стратегии приспособления можно толковать двояко: в коллективах с жесткими лидерами происходит подавление других членов коллектива, лидер сам определяет цели, задачи и пути их достижения. В то же время определенные качества стратегии «приспособления» необходимы для успешного взаимодействия:

желание сохранить мир и добрые отношения с другими людьми, понимание важности итога для другого, сохранение стабильности и спокойствия. В данных случаях следует провести диагностику внутреннего состояния конкретных коллективов, чтобы сделать достоверные выводы о приемлемости подобной схемы поведения. Если личностные акценты будут смещены в сторону негативных моментов «приспособленчества», таких, как несогласие признать собственную неправоту, безразличие к случившемуся, нежелание тратить время и силы на отстаивание своей точки зрения, можно говорить о деструктивном влиянии данной стратегии на личность ученика.

На основании анализа результатов данной методики можно сделать вывод о том, что практически все стратегии подчиняются закону нормального распределения показателей по каждой шкале. С помощью методики М. Рокича были получены результаты, раскрывающие структуру ценностей школьников Рязанской области. В структуре терминальных ценностей (жизненных целей) школьников приоритетное положение занимают ценности здоровья и любви. Следующими по значимости являются общение с друзьями и материальная обеспеченность. Выбор «здоровья» выступает как момент самоидентификации, условие независимости и самостоятельности, предпосылка реализации возможного будущего. Ценности «наличие хороших и верных друзей» и «любовь» представляют собой структуры опыта жизнедеятельности, наполнившиеся переживанием, значением и смыслом в период реализации подростковых потребностей в общении и аффилиации. Ценность семьи ранжируется, как правило, 5-й в списке из 18 ценностей целей. 6-7-е ранговые позиции в структуре ценностных ориентаций занимают уверенность в себе и работа, а 8-й в ранговом ряду терминальных ценностей является свобода. Ближе к концу списка оказались такие ценности как счастье других, творчество, красота природы и искусства. Наиболее значимыми инструментальными ценностями у сельских школьников являются воспитанность, образованность (1-2-е место), аккуратность, жизнерадостность (3-4-е места), независимость (5-е место) и ответственность (5-6-е место). Низкие ранговые места оказались у высоких запросов, чуткости, исполнительности, самоконтроля. При этом система ценностей учащихся не претерпевает существенных изменений за период обучения с 9 по 11 класс.

Таким образом, для современных школьников характерна индивидуализированная ориентация на личные ценности, а также наблюдается снижение значимости качеств личности, особенно важных в контактах с другими людьми, таких, как счастье других, чуткость, исполнительность, эмпатия. Вызывает тревогу тот факт, что школьниками отвергаются такие ценности как «счастье других» и «чуткость», принимая во внимание, что эти ценности далеко немаловажны в таких сферах как «счастливая семейная жизнь», «любовь» и «наличие хороших и верных друзей», оцениваемые как высокозначимые. Непринятие такой ценности, как «активная деятельная жизнь», скорее всего, связано с пассивной жизненной позицией, неготовностью ко взрослой жизни, непониманием собственной ответственности за происходящее. Это соответствует возрастным особенностям школьников. Самые низкие ранги у «творчества», «красоты природы и искусства», возможно, объясняется отсутствием эстетического воспитания в школах, а также возрастающим в настоящее время преобладанием материальных ценностей над духовными, ростом «потребительского настроения». Изучение ценностно-смысловой сферы школьников подтверждает точку зрения Д.И. Фельдштейна о том, что современный подросток стал менее романтичным, перспективу своей полезности для других, общества он видит в обогащении собственной индивидуальности.

Итак, остроактуальной задачей в настоящее время является сохранение, укрепление и целостное развитие духовной, психической, социальной и соматической составляющих здоровья детей и подростков. Ведущая роль в решении этой задачи принадлежит школе и, прежде всего, учителю.

Образовательное пространство школы должно быть организовано как событийная общность, социокультурная среда, способствующая самоизменению, поэтому важно развитие рефлексивности у школьников, как ведущего мотиватора самоизменения и самоактуализации. Учитель должен выступать примером психологически компетентного человека, демонстрировать успешные стратегии жизнедеятельности. Только педагог изменяющийся может оценить и актуализировать потребность в самоизменении у ученика, что и выступает условием сохранения психологического и социального здоровья в образовательной среде, причем не только школьников, но и учителей.

В нашей стране разработаны отдельные программы, направленные на сохранение психологического и социального здоровья детей и подростков, реализующие комплексный подход в решении данной проблемы.

Направления работы можно охарактеризовать следующим образом:

1. Работа с детьми (подростками) представляет эмоциональное, когнитивное и поведенческое направление профилактики. При этом, эмоциональное направление предполагает формирование у детей «эмоциональной грамотности», то есть умения осознавать и адекватно выражать собственные чувства, понимать чувства другого. Это позволяет им избежать школьной, а затем, и социальной дезадаптации, использовать ненасильственные формы разрешения конфликтов.

Когнитивное направление предполагает активное внедрение в учебный процесс психосберегающих технологий, в том числе при отклоняющемся развитии, формирование внутренней мотивации, связанной с познавательным процессом, гармонизацию самосознания детей и подростков.

Поведенческое направление направлено на обеспечение адекватного ролевого развития, то есть формирование умений выполнять роли, различные по содержанию и статусу. Это является предпосылкой самоактуализации будущей взрослой жизни, гарантией социальной успешности.

Средствами для реализации перечисленных задач являются еженедельные групповые и индивидуальные занятия с использованием различных средств воздействий (психомоторные, мимические, дыхательные, ритмические упражнения; творческие, подвижные, спортивные игры; коммуникативные тренинги, тренинги личностного роста).

2. Работа с родителями имеет целью оптимизацию детско-родительских отношений, достигаемую путем психотерапевтических семинаров и тренингов. Особое внимание уделяется обучению родителей пониманию внутреннего мира ребенка, его возрастных особенностей, приемам и способам помощи детям в трудных ситуациях.

3. Работа с педагогами предполагает оптимизацию процесса педагогического общения, достигаемую путем методических семинаров-тренингов, ориентированных на изучение индивидуальных психофизических и половозрастных особенностей учащихся; организацию сеансов групповой и индивидуальной психотерапии, направленной на решение вопросов, связанных с профессиональной деятельностью. Последнее представляется весьма важным, учитывая стрессогенность профессии педагога и существующую негативную практику переноса проблем учителя на формы его общения с учеником.

Литература

1. Здоровье как явление социального бытия и основание действенной силы человека в его эволюции // Мир психологии, 2000, № 1, с.3.

2. Катков А.Л. Развивающая медицина новый этап становления науки о социальном здоровье // Психология и экология человека: психологические факторы культуры мира и ненасилия современной России. Тезисы международной конференции: Москва, 1999. С. 97-102.

3. Комарова О.Н. Проблема психологического и социального здоровья в современной психологии // Человек: преступление и наказание. Рязань, 2009. № 1. С. 166-170.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.