ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012
УДК 371
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
© н. А. МАЛИ
Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, кафедра педагогики и психологии начального и специального образования e-mail: [email protected]
Мали Н. А. - Проблема формирования социального здоровья младших школьников // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 863-867. - Статья посвящена проблеме формирования социального здоровья младших школьников, определению понятия «социальное здоровье» и его основных показателей.
Ключевые слова: здоровье, социальное здоровье, показатели социального здоровья.
Mali N. A. - Social health as a pedagogical category // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 863-867. - The article is devoted to the problem of social health formation of primary school children, to the definition of the social health concept and its main indicators.
Keywords: health, social health, indicators of social health.
В последние годы вопрос сохранения и укрепления здоровья детей и подростков становится все более и более актуальным. Согласно последним исследованиям, 90 % школьников России имеют существенные отклонения в состоянии здоровья. Загрязнение окружающей среды отходами вредных промышленных производств, социально-экономический кризис, снижение уровня жизни - все это негативно влияет на здоровье каждого человека и общества в целом.
В связи с этим первоочередной задачей нашего государства постепенно становится забота о здоровье нации, и особенно подрастающего поколения. Важность здоровья несомненна, ведь само понятие «здоровье» является одним из основных компонентов структуры человеческой личности. Несмотря на это, в науке не существует однозначного определения термина «здоровье». В связи с этим является важным определение понятия «здоровье» и его составляющих. В педагогике, валеологии, медицине, социологии, психологии, философии даются разные трактовки данного понятия.
Согласно «Словарю русского языка» [20], здоровье - «это состояние организма, при котором правильно, нормально действуют все его органы». Данное определение характеризует здоровье с физической точки зрения, то есть здоровье - это отсутствие болезни. Сходную трактовку понятию «здоровье» дает академик Н. М. Амосов. Согласно его определению, здоровье организма определяется количеством его, которое можно оценить максимальной производительностью органов при сохранении качественных пределов их функций [1]. Таким образом, с точки зре-
ния медицины, здоровье - это правильная работа всех органов человека.
Валеология - наука о здоровье - обращает внимание на взаимосвязь здоровья человека с окружающей средой. И. И. Брехман определяет здоровье как «способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации» [4]. В этом определении особо подчеркивается влияние окружающей среды на здоровье человека, которое является совокупностью внутренних, природных его качеств, которые подвергаются определенным внешним воздействиям, иногда положительным, а иногда и нет.
Подобная характеристика понятию «здоровье» дается в определении С. В. Попова. По его мнению, «понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды; состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов» [17]. Он же выделяет несколько компонентов здоровья:
1. Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем человека, - основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития.
2. Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма, - основу которо-
го составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
3. Психическое здоровье - состояние психической сферы, - основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию.
4. Нравственное здоровье - комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информатив-ной сферы жизнедеятельности, - основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.
В соответствии с данным определением, только при условии нормального функционирования всех четырех компонентов можно говорить о хорошем здоровье человека. Кроме того, здесь выделяются факторы, влияющие на состояние здоровья: внешние (природные и социальные) и внутренние (наследственность, возраст и т. д.), но не раскрывается механизм их влияния.
Психологи несколько иначе рассматривают это понятие. Б. Г. Ананьев подчеркивает, что нормальное функционирование организма человека, то есть здоровье, определяют социально-экономические, техникокультурные, морально-психологические условия жизни людей, «единство социального и биологического всегда учитывается при объяснении механизма действия социальной причинности через совокупность внутренних условий человеческого организма» [2].
В педагогике понятие «здоровье» имеет несколько определений. Педагогический словарь определяет здоровье как «состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений, т. е. здоровье - это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия» [8]. Словарь по образованию и педагогике дает такое определение здоровью: «Здоровье - нормальное функционирование всех органов и систем человека; состояние полного физического, духовного и социального благополучия индивида; способность детей и подростков адаптироваться к постоянно меняющимся условиям окружающей среды» [16]. В понятие «здоровье» здесь входят три компонента: физическое (телесное) здоровье, духовное здоровье, которое у С. В. Попова определяется как нравственное, душевное здоровье (т. е. психическое). Обращает внимание наличие в определении социального компонента как необходимого условия здоровой жизни. Этот компонент присутствует и в определении здоровья, данном Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), согласно которой «здоровье - это не отсутствие болезни как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия». По мнению некоторых ученых (Е. В. Макаревич, Е. Н. Приступа), определение, предложенное ВОЗ, наиболее полно и цельно раскрывает понятие «здоровье».
Но это не единственная точка зрения современных исследователей на определение понятия «здоровье». Ю. В. Смирнова придерживается мнения, что здоровье - «это следствие и результат здорового обра-
за жизни, являющегося доминирующим фактором, определяющим состояние здоровья человека» [21]. М. В. Малютина считает, что понятие здоровья -«это качество приспособления организма к условиям внешней среды (природных и социальных) и внутренних факторов (наследственность, пол, возраст)» [12]. И. В. Кузнецова, проанализировав имеющиеся определения понятия «здоровье», делает вывод о том, что здоровье индивида - это «динамическое состояние сохранения и развития его физических, психических, социальных и духовных функций, как совокупности сообразностей природе, обществу и самому себе в сиюминутном состоянии и в будущем» [10].
В нашей работе мы будем придерживаться мнения, что здоровье человека - это совокупность трех компонентов: физического, психического и социального, которые находятся в относительном благополучии. Можно предположить, что под физическим благополучием подразумевается благополучие тела, под душевным - благополучие души. Труднее всего, на наш взгляд, дать определение социальному благополучию или «социальному здоровью человека, хотя наличие данного компонента является для современного человека не менее важным, чем здоровье тела и души. Поэтому мы убеждены, что понятие «социальное здоровье» требует к себе пристального внимания.
Ранее понятие «социальное здоровье» в качестве самостоятельного показателя наряду с физическим и психическим здоровьем выделяется только в социологической литературе [7, 23]. Ученые-социологи чаще определяют социальное здоровье как здоровье общества, здоровье населения. Примером такого подхода является определение, предложенное А. Б. Соколовым, который рассматривает социальное здоровье как социально-политическую категорию, которая характеризуется «статистическими показателями воспроизводства населения, его физического и духовного развития, сохранностью потенциала и активности жизни популяции, обусловленными уровнем воспроизводства общественных ресурсов, качества окружающей среды и качества жизни» [22].
Другой вариант определения предложен
О. А. Рагимовой, которая определяет категорию социального здоровья как «здоровье общества или его общностей (страт, групп)» [24] и предлагает рассматривать его как многоуровневую систему, которая состоит из двух оснований. Первое основание - индивидуальноличностное или психофизическое, включающее два компонента:
• биологическая составляющая, которая связана с физическим развитием индивида и наличием или отсутствием заболеваний и отклонений;
• психологическая составляющая, которая отражает особенности психики, психическое развитие индивида.
Второе основание - социально-психологическое, которое определяется через социальную адаптацию и социализацию и непосредственно связано с социальными институтами общества и конкретной социальной средой. О. А. Рагимова считает необходимым оце-
нивать социальное здоровье человека с точки зрения значимости этого феномена для развития и общества, и индивида. На наш взгляд, в данном определении не уделяется должного внимания индивидуальному социальному здоровью личности.
Термин «индивидуальное социальное здоровье» не так давно появился в педагогической науке. Его предлагает использовать Е. Н. Приступа. По ее мнению, «индивидуальное социальное здоровье» представляет собой сформированность социально приемлемого, нравственно нормативного опыта взаимодействия ребенка с социумом, проявляющегося в саморегуляции поведения в изменяющихся условиях, направленной на согласие с самим собой, а также способность к удовлетворению социальных интересов и потребностей, к интеграции в социум [18]. Структура социального здоровья школьника, по ее мнению, включает следующие компоненты:
• духовно-нравственный (следование социальным нравственным нормам, наличие социальных знаний, умений, навыков);
• социально-поведенческий (устойчивость личности к социально-неблагоприятным факторам среды и сформированность навыков саморегуляции поведения);
• социально-психологический (социальная направленность личности школьника, удовлетворительная социальная адаптивность);
• социокультурный (высокий уровень социального развития, сформированная социальная готовность, социально полезный опыт).
Е. Н. Приступа считает, что в связи с тем, что в процессе становления личности школьника возможно возникновение отклонений в индивидуальном социальном здоровье. По ее мнению, феномен социального здоровья ребенка связан с нравственными нормами, поскольку они выступают регулирующим механизмом, помогающим построить гармоничные отношения между формирующейся личностью ребенка и его изменяющимся социальным окружением на разных возрастных этапах. Большое внимание она уделяет созданию модели социально-педагогической профилактики девиаций социального здоровья школьника в условиях общеобразовательного учреждения.
Некоторые исследователи подчеркивают связь социального здоровья с психологическими особенностями человека. Так, понятие «социальное здоровье» определяется как количество и качество межличностных связей индивидуума и степень его участия в жизни общества и находит отражение в следующих характеристиках: адекватное восприятие социальной действительности, интерес к окружающему миру, адаптация (равновесие) к физической и общественной среде; направленность на общественно полезное дело, культура потребления; альтруизм, эмпатия, ответственность перед другими; бескорыстие, демократизм в поведении [19].
Взаимосвязь психического, психологического и социального здоровья в контексте метасистемного подхода теоретически обосновала Л. А. Байкова. По ее мнению, ядром здоровой личности является психи-
ческое здоровье, являющееся основанием для психологического здоровья, которое, в свою очередь, детерминирует социальное здоровье человека. Исходя из данного положения, социальное здоровье человека она определяет как «состояние гармонии между личностными смыслами и деятельностью человека, способствующее его самоактуализации и позитивному развитию социума» [3]. К критериям социального здоровья л. А. Байкова относит социально-психологическую адаптированность, самоактуализацию, социальную направленность.
Продолжая исследование л. А. Байковой,
Э. И. Поднебесная определила эти критерии как основополагающие для теоретического обоснования показателей социального здоровья старших подростков. Она считает старший подростковый возраст самым важным для формирования социального здоровья в учебно-воспитательном процессе школы, так как в социально-психологическом аспекте он характеризуется активностью познавательных процессов, становлением мировоззрения, расширением круга интересов, развитием самосознания, нового опыта общения со сверстниками и взрослыми, ростом социально ценностных побуждений и переживаний. Э. И. Поднебесная предлагает рассматривать социальное здоровье подростка как интегративное личностное образование, которое характеризуется гармоничными взаимоотношениями его со сверстниками, другими людьми, социумом, обществом, культурой, и способствует его эффективному развитию, а также позитивному влиянию, которое подросток оказывает на сверстников, других людей, общество и культуру в целом [15]. В соответствии с данным положением автор выделяет три уровня социального здоровья старших подростков (социально здоровый, условно социально здоровый, социально нездоровый) и несколько показателей социального здоровья старших подростков, к которым относятся:
• адаптированность к социальной среде, проявляющаяся в чувстве собственного достоинства;
• социальная направленность, проявляющаяся в готовности подростка решать социально значимые проблемы в масштабах школы, города и т. д.;
• социальная активность, проявляющаяся в умении привлечь для решения социально значимой проблемы других людей и участвовать самим в ее решении;
• осознание социальной значимости своей деятельности, проявляющееся в интересе подростков к дальнейшей общественной работе;
• готовность к саморазвитию, проявляющаяся в способности познать самого себя как личность и в готовности изменить себя;
• креативность, проявляющаяся в реализации творческого подхода к решению поставленной социально значимой проблемы.
На наш взгляд, определение социального здоровья, предложенное Э. И. Поднебесной, достаточно полно раскрывает сущность данного понятия применительно к детям подросткового возраста. Вместе с тем формирование социального здоровья ребенка
должно начинаться с младшего школьного возраста, так как именно в этот период закладываются и культивируются основы многих качеств личности. Кроме того, современные требования к образовательному процессу, подробно изложенные в «ФгОС начального общего образования» [13], призваны обеспечить сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования.
Социальное здоровье имеет психологическую основу и может проявляться не только внешне, т. е. в отношениях человека с окружающими людьми, но и внутренне, т. е. в отношениях с самим собой [3]. Поэтому для того, чтобы определить, каковы особенности социального здоровья ребенка младшего школьного возраста, необходимо рассмотреть основные психологические характеристики этого периода.
Младший школьный возраст как конкретная, относительно ограниченная во времени ступень физического и психического развития индивида и его развития как личности, характеризуется совокупностью объективно существующих физиологических, психологических и социальных изменений [9]. К физиологическим изменениям, происходящим в данный возрастной период, относятся: значительное укрепление скелетно-мышечной системы, появление относительно устойчивой сердечно-сосудистой деятельности, увеличение веса лобных долей мозга, играющих большую роль в формировании высших и наиболее сложных функций психической деятельности человека, в связи с чем процессы нервного возбуждения и торможения приобретают большее равновесие [6].
К психологическим изменениям на этом этапе относится появление у ребенка нового вида ведущей деятельности - учению, которое существенно изменяет мотивы его поведения, способствует развитию его познавательных и нравственных возможностей. усвоение ребенком основ наук расширяет их кругозор, развивает мышление, изменяет характер всех психических процессов - восприятия, памяти, внимания, делая их более сознательными и управляемыми [5].
Особое внимание нам хотелось бы уделить социальным изменениям личности младшего школьника, так как личность - это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые являются устойчивыми, социально обусловлены и проявляются в общественных по природе связях и отношениях [14]. Поступление ребенка в школу коренным образом меняет его социальное положение: если раньше у него не было серьезных и ответственных постоянных обязанностей, то теперь, с приобретением новой позиции - школьника и новым ведущим видом деятельности - учением, требуется много времени, сил, старания, необходимо усвоить новые требования, касающиеся правил поведения в классе, норм отношений с товарищами, распорядка дня. Ребенок впервые начинает заниматься общественно значимой деятельностью, от уровня выполнения которой зависит его место среди окружающих и его взаимоотношения с ними. Эта новая социальная ситуация обусловливает формиро-
вание особенностей личности детей школьного возраста [5]. Изменяются его отношения со взрослыми, прежде всего, с родителями. Младший школьник может претендовать на их серьезное отношение к своему учебному труду, получая хорошую оценку, он может ждать по отношению к себе не только похвалы, но и уважения.
Огромное влияние на развитие личности ребенка оказывает вступление в школьный коллектив. Под влиянием коллектива сверстников у ребенка постепенно формируется более высокий тип социальной направленности личности, а общение с товарищами приобретает все большее значение. В младшем школьном возрасте ребенок начинает особенно активно стремиться к обществу других детей, начинает интересоваться общественными делами, хочет сам определить свое место в коллективе сверстников [5]. К концу младшего школьного возраста стремление к одобрению товарищей иногда выражено даже более сильно, чем стремление к одобрению взрослых, дети больше считаются с мнением и оценкой сверстников, чем учителей и родителей. Это говорит о том, что у ребенка младшего школьного возраста формируется новая общественная направленность личности, которая выражается в его отношении к окружающим людям.
К семи годам ребенок становится способным осознавать себя и свое положение в окружающем его мире. В сознании ребенка происходит субъективное отражение его нового положения в обществе, он начинает воспринимать и переживать себя в качестве «социального индивида», что приводит к осознанию ребенком своего социального «Я» и возникновению на этой основе внутренней позиции, т. е. некоторого целостного отношения к окружающему миру и самому себе [5]. Таким образом, к психологическим характеристикам младшего школьного возраста относится появление таких личностных новообразований, как определенный уровень самосознания и внутренняя позиция.
Анализ различных подходов к определению понятия «социальное здоровье», требований ФгОС к организации образовательно-воспитательного процесса, психологических особенностей ребенка младшего школьного возраста позволяет нам рассматривать социальное здоровье младшего школьника как интегративное качество личности, которое характеризуется внутренними и внешними проявлениями. К внешним относится наличие гармоничных взаимосвязей с окружающими людьми (семья, школьный коллектив, сверстники), к внутренним - наличие устойчивого желания приобретать новый социальный опыт, т. е. овладение новыми социальными ролями, появление самосознания и внутренней позиции, приобретение новых способов деятельности и общения. Исходя из данного определения, показателями социального здоровья будут являться:
• адаптированность к социальной среде, которая проявляется в гармоничных взаимоотношениях ребенка с семьей, школьным коллективом и сверстниками;
• социальная направленность личности ребенка, которая проявляется в стремлении занять определенное место в обществе, коллективе;
• осознание ребенком своего социального «я», которое проявляется в способности понимать самого себя и свое место в окружающем мире;
• сформированность внутренней позиции ребенка, которая проявляется в положительном отношении к учению, проявлении особого интереса к новым знаниям, предпочтении коллективных занятий индивидуальным.
успешное развитие личности ребенка невозможно без знания основных характеристик социального здоровья, закономерностей и условий его формирования, что требует глубокого теоретико-методологического обоснования и практической реализации модели формирования социального здоровья младших школьников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. М.: Молодая гвардия, 1987. 102 с.
2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
3. Байкова Л. А. Исследование социального здоровья детей и учащейся молодежи: теоретико-методологические основы // Педагогическое образование и наука. 2006. № 3. С. 59-63.
4. Брехман И. И. Валеология - наука о здоровье. М.: Физкультура и спорт 1990. 208 с.
5. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 352 с.
6. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. В. Петровского. М.: Просвещение, 1973. 288 с.
7. Дмитриева Е. В. Теоретико-методологические и методические основы социологии здоровья. Дис. ... д-ра социол. наук. Москва, 2004. 423 с.
8. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 176 с.
9. Коджаспирова Г. М. Педагогика. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 352 с.
10. Кузнецова И. В. Психолого-педагогические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях. Дисс. ... д-ра психол. наук: Москва, 2003. 415 с.
11. Макаревич Е. В. Организационно-педагогические условия формирования у школьников потребности в здоровом образе жизни. Дис. ... канд. пед. наук. Москва,
2000. 169 с.
12. Малютина М. В. Формирование культуры здорового образа жизни подростков в учреждении дополнительного образования. Дис. . канд. пед. наук. Магнитогорск, 2005. 176 с.
13. Модернизация педагогического образования в условиях перехода к федеральным государственным образовательным стандартам общего образования и высшего профессионального образования: Сборник материалов к семинару-совещанию ректоров педагогических высших учебных заведений России / Сост.: Л. А. Трубина, Е. Н. Геворкян, П. Е. Кондратов. М.: МГПУ, 2010. 104 с.
14. Немов Р. С. Психология. В 3-х книгах М.: ВЛАДОС,
2001. Кн. 1. 688 с.
15. Поднебесная Э. И. Педагогические аспекты формирования социального здоровья подростков. Автореф. дис. . канд. пед. наук. Рязань: Рязан. гос. пед. ун-т им. С. А. Есенина, 2010. 24 с.
16. Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике. М.: Высшая школа, 2004. 512 с.
17. Попов С. В. Валеология в школе и дома (О физическом благополучии школьников). СПб.: СОЮЗ, 1997. 256 с.
18. Приступа Е. Н. Социально-педагогическая профилактика девиаций социального здоровья школьника. Автореф. дис. ... доктора пед. наук. Москва: РГСУ, 2008. 43 с.
19. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Питер, 2006. 607 с.
20. Словарь русского языка. В 4-х т. / Под ред. А. П. Ев-геньевой. М.: Русский язык, 1981. Т. 1. 555 с.
21. Смирнова Ю. В. Формирование у младших школьников ценностной ориентации на здоровый образ жизни. Автореф. дис. . канд. пед. наук. Челябинск: ЮжноУральский государственный университет, 2009. 24 с.
22. Соколов А. Б. Социальное здоровье населения в контексте трансформационных процессов в современном российском обществе. Автореферат дис. ... канд. филос. наук. Краснодар: Краснодар. ун-т МВД России, 2010. 26 с.
23. Соколова Т. Б. Здоровье населения в социальном контексте. Дис. ... канд. социолог. наук. Хабаровск, 2005. 169 с.
24. Рагимова О. А. Социальное здоровье младших школьников в условиях трансформации российского общества. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004. 228 с.