Научная статья на тему 'Коррекция индивидуальных моделей здоровья как коррекция асоциального поведения подростков *'

Коррекция индивидуальных моделей здоровья как коррекция асоциального поведения подростков * Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
232
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / ТРЕНИНГ АКТИВНОГО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ / МИШЕНИ КОРРЕКЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Яковлева Наталья Валентиновна

в статье представлен опыт исследования и коррекции асоциального поведения подростков. Приведены психодиагностические данные о личностных свойствах, особенностях социальной адаптации подростков, демонстрирующих асоциальное поведение. Показаны преимущества авторского тренинга ресоциализации, включающего в себя коррекцию индивидуальных моделей здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коррекция индивидуальных моделей здоровья как коррекция асоциального поведения подростков *»

39. Freud A. Introduction to psychoanalysis. Lectures for child analysts and teachers (19221935). — London: The Hogarth Press, 1974.

40. Freud A. Assessment of childhood disturbances // The Psychoanalytic Study of the Child. — New York: International Universities Press, 1962. — Vol. 17. — P. 149-158.

41. Freud A. Beating fantasies and daydreams // A. Freud. Introduction to psychoanalysis. Lectures for child analysts and teachers (1922). - London: The

Hovarth Press, 1974. — P. 137-157.

КОРРЕКЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ ЗДОРОВЬЯ КАК КОРРЕКЦИЯ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ*

Н. В. Яковлева

Аннотация: в статье представлен опыт исследования и коррекции асоциального поведения подростков. Приведены психодиагностические данные о личностных свойствах, особенностях социальной адаптации подростков, демонстрирующих асоциальное поведение. Показаны преимущества авторского тренинга ресоциализации, включающего в себя коррекцию индивидуальных моделей здоровья.

Ключевые слова: асоциальное поведение, ресоциализация, тренинг активного здоровьесбережения, мишени коррекции индивидуальных моделей здоровья.

Summary: in article experience of research and correction of asotsialny behavior of teenagers is presented. Psychodiagnostic data on personal properties, features of social adaptation of the teenagers showing asotsialny behavior are provided. Are shown the advantage of author's training of a resotsializatsiya including correction of individual models of health.

Keywords: asotsialny behavior, resotsializatsiya, training of an active zdor-ovyesberezheniye, target of correction of individual models of health.

В настоящее время большинство отечественных исследователей отмечают рост асоциальных проявлений, а также многообразие форм асоциального поведения современных подростков (Э.Г. Костяшкин, Д.И. Фельдштейн, Т.В. Писарёва, Н.И. Болдырев, А.И. Кочетов, Н.Ю. Максимова и др.) [1, 4, 8, 11]. Асоциальное поведение, как пишет И.А. Епифанова, — это субъективноиндивидуальное или групповое, отклоняющееся от нравственных ценностей, общественных норм и правил поведение, вследствие которого происходит закрепление опыта дезадаптации,десоциали-зации, деморализации личности [4].

В качестве причин асоциального поведения в отечественной литературе исследователи чаще всего рассматривают средовые факторы: от биологических до социальных. Возникает закономерный

* Исследования проведены при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) и Правительства Рязанской области — проект № 12-16-62001а(р).

Рис. 1. Сравнительная таблица показателей социальной адаптированности группы трудных подростков и контрольной возрастной группы

вопрос: почему в одной и той же среде один склонен к асоциальному поведению, а другой нет? Ответ на данный вопрос лежит в области личностных особенностей и смысложизненных ориентаций подростков. Средовое неблагополучие является катализирующим условием развития асоциальности личности. На наш взгляд, работа психолога с асоциальными личностями может существенно оптимизировать процесс ресоциализации, проводимый социальными работниками, педагогами, юристами и врачами. Только психолог (еще лучше

— клинический психолог, хорошо осведомленный не только в области психической нормы, но и патологии) может изучить психологические причины и механизмы ценностного выбора асоциального поведения, следовательно, сформировать оптимальную коррекционную программу ресоциализации конкретной личности.

В нашем исследовании представлен опыт работы клинического психолога по ресоциализации трудных подростков. Работа проводилась на базе Центра психолого-педагогической и медикосоциальной помощи детям и подросткам г. Рязани в марте-мае 2010 г. Было исследовано 57 подростков в возрасте

от 12 до 15 лет (средний возраст 13,2 +0,8 года). Из них 42 человека (73,6 % юноши). Первичное психодиагностическое обследование выявило достоверное отклонение (для р<0,05) исследуемой группы в сравнении с контрольной выборкой подростков этого возраста по следующим характеристикам:

- вербальной агрессии (тест Басса-Дарки);

- личностной тревожности (тест Спилбергера-Ханина (шкала STAI);

- выраженности отдельных типов акцентуаций характера (гипертимиче-ской, циклотимической, демонстративной) (тест Смишека).

Различные индивидуально-типические сочетания агрессивности, тревожности и отдельных форм акцентуаций характера достаточно часто упоминаются в литературе как наиболее характерные особенности подростков, склонных к асоциальным проявлениям, что подтверждает репрезентативность выборки нашего исследования [9).

Для исследования уровня социальной дезадаптации трудных подростков использовалась шкала социальнопсихологической адаптивности Роджерса-Даймонда (шкала СПА в адаптации А.К. Осницкого) [12].

Были получены данные о достоверном отличии экспериментальной группы (для р<0,1) по следующим показателям дезадаптированности (рис. 1):

- низкое самопринятие;

- конфликт с окружением;

- моциональный дискомфорт.

В экспериментальной и контрольной выборке наблюдалось также различие по шкалам «интернальность» и «ведомость». Однако эти различия не достигали порога достоверных различий.

Итак, подростки, составляющие экспериментальную группу «асоциальные», действительно отличались от контрольной группы не только по личностным особенностям («асоциальный преморбид»), но и по уровню и качеству социальной адаптации.

Основной практической задачей нашего исследования было создание программы ресоциализации. Трудность этой задачи состояла в том, что подростки данной группы сложно интегрируются в психокоррекционный процесс. Их представления о социальном поведении, базирующиеся на сложном, иногда жестоком опыте выживания во враждебной среде, создают сложности как в установлении контакта с группой, так и в организации коррекционного воздействия. Традиционно используемые для ресоциализации тренинги общения и педагогические технологии моделирующих коммуникативных игр, на наш взгляд, имеют относительно невысокую эффективность для подростков с подобным личностным профилем. Агрессивные, тревожные, часто неуверенные в себе юноши и девушки неоднозначно реагируют на жесткую нормативную за-данность смоделированных в тренинге коммуникативных ситуаций. Как указы-

вает в фундаментальном исследовании социализации подростков Т.В. Костяк, «невозможность соответствовать значимым критериям оценки взрослых... приводит к формированию эмоционально амбивалентного отношения детей не только к конкретным правилам, но и к общим культурным и нравственным ценностям мира взрослых» [7].

Для создания эффективной стратегии психологической ресоциализации подростков, на наш взгляд, нужен более широкий контекст психокоррекционного воздействия. Наша точка зрения созвучна с мнением М.Н. Добруновой, которая указывает на необходимость направлять коррекционный процесс не столько на изменение сложившихся у подростка с девиантным поведением асоциальных установок, ценностей, мотивов и стереотипов поведения, сколько на формирование новых высокофункциональных поведенческих стратегий [3]. Именно такой высокофункциональной интегральной поведенческой стратегией мы считаем активное здоровьесбере-жение [15]. Здоровьесберегающее поведение личности — базовый процесс в конструировании человеком социальной реальности. Здоровье воспринимается личностью как основной базовый ресурс жизни: «Я считаю себя здоровым, если я считаю, что мне хватит сил осуществить свои жизненные планы». Индивидуальное здоровье человек соотносит не только и не столько с текущей оценкой состояния, а со всем жизненным путем, с возможностями реализации жизненных сил и прогнозом успешности в социуме. Подобное представление о здоровье хорошо вписывается в социально-психологический контекст исследований. Оно созвучно с базовы-

пространство ресоциашзации

Тренинг Социально-

активного психологическии

здоровьесбережения тренинг

Социально-психолошческий тренинг

Рис. 2. Пространство ресоциализации

ми понятиями социально-когнитивной теории самоэффективности Банудры, теории самодетерминации Деси и Райана, теории вынужденной беспомощности Селигмана, современными работами по мотивации достижений [10, 14]. Нам представляется, что опора на ценность здоровья и осознание необходимости усилий по его поддержанию может стать основой коррекции асоциального поведения человека, развить умения управлять собой. Возможно, связь асоциального поведения и неэффективного здо-ровьесбережения глубже. Так, исследователи Кардиффского университета (Уэльс, Великобритания) доказали, что продолжительность жизни и уровень соматического здоровья лиц, демонстрирующих асоциальное поведение, значительно ниже. По результатам наблюдения (1961-2011 гг.) за 411 жителями Южного Лондона было выяснено, что среди тех, кто в 10-летнем возрасте отличался асоциальным поведением, к 48 годам умер или стал нетрудоспособным каждый шестой, то есть 16,3 % (исследователи рассматривали только сомати-

ческие заболевания и причины нетрудоспособности). Среди мужчин, не создававших в детстве проблем окружающим, умирал или становился инвалидом лишь каждый сороковой (2,6 %) [5].

Согласно нашему теоретическому конструкту, тренинг здоровьесберегающего поведения основывается на следующих процессах личностной психодинамики.

Во-первых, десоциализация. Процесс работы с телом, исследование функциональных возможностей своего организма снимает остроту проблемы жесткого самоутверждения, межличностных конфликтов в группе. Каждый участник тренинга работает со своим состоянием и формирует индивидуальные стратегии здоровьесбережения. Такой подход приводит к снижению конфликтности в группе. Асоциальные навыки самоутверждения теряют актуальность. Происходит «погружение в себя», что часто является новым опытом для подростков данной категории.

Во-вторых, формирование осознанной стратегии управления собственным

здоровьем посредством развития системы метакогнитивной регуляции поведения: процессов рефлексии, жизненного планирования, программирования, тактической реализации здоровьесберегающих действий, анализа и контроля достигнутых результатов. Управленческие навыки универсальны. Навыки жизненного планирования, рефлексии психического состояния, контроль поведения, сформировавшись в области здоровьесбережения, могут быть успешно использованы в социальных ситуациях.

В-третьих, смыслообразование. Оценка уровня своего здоровья, как указывалось выше, — это оценка жизненных сил и возможностей. Работа со здоровьесбережением всегда актуализирует смысложизненные ориентации. Перед участниками тренинга активного здоровьесбережения встают вопросы: «Зачем мне нужно здоровье? Для чего мне быть здоровым?». Смыслообразование проходит красной нитью через все пространство тренинга: от мотивации участия в тренинговых занятиях до области целеполагания и планирования своей будущей жизни.

Цель тренинга активного здоровьесбережения —коррекция индивидуальных моделей здоровья. В качестве методической основы для коррекционной работы могут быть использованы социальнопсихологические модели здорового поведения: модели представлений о здоровье (Health belief model) (Becker, Maiman, Sheeran, Abraham), модель защитной мотивации (Rogers), модель планируемого поведения ( Fieshbein, Ajzen 1975) [2, 6]. Мишени коррекции соответствуют отдельным уровням индивидуальных моделей здоровья:

1) системообразующий уровень: интегрированность ценности здоровья в общую концепцию жизни;

2) интрасистемный уровень: развитие социальных критериев здоровья;

3) интерсистемный уровень: формирование эффективных стратегий здоровьесберегающего поведения;

4) интегральный уровень: повышение самоэффективности в области здоровья.

Обязательным компонентом тренинга ресоциализации был социальнопсихологический тренинг. Он проводился по стандартной схеме [13] . Схема эксперимента предполагала сравнение эффективности тренинга ресоциализации в двух группах (рис. 2).

Тренинг активного здоровьесбере-жения проводился в экспериментальной группе (30 человек из числа обследованных) как этап тренинга ресоциализации. В контрольной группе подростков (27 человек из числа первично обследованных) тренинг ресоциализации проводился в традиционном коммуникативном русле без опоры на активное здоро-вьесбережение. Исследование показало, что позитивная личностная динамика в экспериментальной группе была более ярко выражена. Психодиагностические показатели адаптированности (шкала СПА Роджерса-Даймонда) имели хорошую устойчивость в среднедальной перспективе (ретестирование проводилось через 4 месяца) (рис 3).

В экспериментальной группе наблюдалась тенденция к снижению выраженности «асоциального преморбида»: вербальной агрессивности, личностной тревожности, уровня выраженности демонстративной и циклотимической акцентуации по Смишеку. В контрольной

40

30 --

20 --

10

адаптированность в экспериментальной группе_____________

-адаптированность в контрольной группе

до тренинга

17,4

17,4

после тренинга

35,5

21,1

4 месяца после тренинга

32,1

18,9

Рис. 3. Динамика показателей адаптированности в экспериментальной и контрольной тренинговых группах

группе данные психодиагностические показатели не имели однонаправленной динамики.

Таким образом, эффективность более широкого социально-психологического контекста в психокоррекционной работе данного профиля подтвердилась. Коррекция индивидуальных моделей здоровья позволяет создать позитивное отношение к себе как уникальной психосоматической целостности, сформировать базовые навыки метакогнитивной регуляции поведения, особую атмосферу статусного равенства и позитивного принятия в тренинговой группе.

Литература

1. Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе. — М., 1974.

2. Гордеева Т.О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы // Современная психология мотивации / под ред. ДА. Леонтьева. — М., 2002. — С. 47-103.

3. Добрунова М.Н. Коррекция девиантного поведения подростков в условиях оздоровительнообразовательных центров: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Ярославль, 2008.

4. Епифанова И.А. Виды и формы дезадаптации подростков с отклоняющимся поведением // Воспитание школьников. — 2006. — № 1. С. 23-25.

5. Исследование влияния асоциальности на эффективность здоровьесбережения [Электронный ресурс]. — URL: http://medici.ru/news/4803. 1пПт.

6. Климчук В.А. Тренинг внутренней мотивации. — М., 2006.

7. Костяк Т.В. Границы формирования индивидуального стиля социализации детей и подростков [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. — 2009. — № 6(8). —

URL: http://psystudy.ru.

8. Кочетов А.И. Педагогическая диагностика в школе. — Минск, 1987.

9. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. — Л., 1985.

10. Майерс Д. Социальная психология. — М., 2005.

11. Максимова НЮ. О склонности подростков к аддиктивному поведению // Психологический журнал. — 1996. — Т. 17. — № 3. — С. 23-27.

12. Осницкий А.К. Психологический анализ

агрессивных проявлений учащихся // Вопр. психологии. — 1994. — № 3. — С. 61-68.

13. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. — М., 1982.

14. Хьюстон М., Штребе В. Введение в социальную психологию. Ч. 5. Психология здоровья:

социально-психологическая перспектива. — М.,

2004. — С. 502-540.

15. Яковлева Н.В. Метажизнедеятельность: опыт применения метасистемного подхода к анализу жизнедеятельности человека // Прикладная юридическая психология. — 2011. — № 2. - С. 18-22.

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

И. Е. Бобкова

Аннотация: в статье рассматриваются особенности психологического консультирования руководителей подразделений территориальных органов внутренних дел. Автором выделены основные цели и этапы психологического консультирования субъектов управленческой деятельности, рассмотрены трудности эффективного взаимодействия психолога с руководителями.

Ключевые слова: руководитель, подразделения органов внутренних дел, психологическое консультирование, управленческая деятельность, коучинг.

Summary: the main features of psychological consultation of heads of divisions of territorial law-enforcement bodies are considered in the article. The author puts emphasis on objectives and stages of psychological consultation of subjects of administrative activity as well as on difficulties of effective interaction of the psychologist with their heads.

Keywords: head, divisions of law-enforcement bodies, psychological consulting, administrative activity, couching.

Психологическое консультирование руководителей подразделений территориальных органов внутренних дел является одним из важных направлений работы психолога с субъектами управленческой деятельности. Руководство по морально-психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденное приказом МВД России от 11 декабря 2010 г. № 80, предписывает психологам осуществлять повышение психологопедагогической компетентности лиц руководящего состава. Так, одна из форм психологического сопровождения — это консультирование руководителей по проблемам личного и профессиональноуправленческого характера.

Психологическое консультирование как самостоятельный вид психологической помощи возникло сравнительно недавно. Многие авторы тесно связывают консультирование с психотерапией, когда в ходе беседы психолог выступает в роли терапевта, способного оказать помощь в решении актуальных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.