Научная статья на тему 'Особенности коррекции социального поведения воспитанников социальнореабилитационного центра для несовершеннолетних «Феникс»'

Особенности коррекции социального поведения воспитанников социальнореабилитационного центра для несовершеннолетних «Феникс» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1072
343
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шапошникова Татьяна Дмитриевна

В статье рассматриваются причины асоциального поведения несовершеннолетних, раскрываются особенности коррекции социального поведения детей в условиях СРЦ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности коррекции социального поведения воспитанников социальнореабилитационного центра для несовершеннолетних «Феникс»»

Т.Д. ШАПОШНИКОВА

ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «ФЕНИКС»

В статье рассматриваются причины асоциального поведения несовершеннолетних, раскрываются особенности коррекции социального поведения детей в условиях СРЦ.

В нашем обществе наряду с позитивными изменениями протекают процессы, характеризующиеся негативными тенденциями: изменяется уклад и образ жизни людей, углубляется социальная дифференциация, усиливается конфликтность и бездуховность, прослеживается тенденция увеличения числа семей так называемой «группы риска», растет количество несовершеннолетних, вовлеченных в преступную деятельность, хранение, продажу и употребление наркотиков, произошел резкий рост беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.

В Костромской области и ряде регионов России по данным статистики наблюдается рост противоправных действий и преступлений, совершённых несовершеннолетними. Каждые 5 лет этот показатель увеличивается на 14-17 %, даже если в обществе приняты достаточно суровые меры в отношении этого вида правонарушений.

На уровне изучения Конвенции о правах ребенка, международных правовых актов и законодательства Российской Федерации, изучение отечественного и зарубежного опыта и профилактики социального неблагополучия детей, которая осуществляется в рамках федеральной программы «Дети России» и находится под постоянным контролем Правительства Российской Федерации, а также государственных структур при Президенте и Государственной Думе, осуществляется социально-педагогическая защита и поддержка несовершеннолетних с девиантным поведением.

Поскольку в российском обществе наблюдается нарушение общепринятых норм поведения, то трудности в период взросления подростков многократно усиливаются, что увеличивает шанс попадания в группу риска. Исследование проблемы отклоняющегося поведения изучаются таки-

ми отраслями наук как педагогика, социология и психология. Об этом свидетельствуют работы отечественных и зарубежных ученых (В.П. Бочарова, Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Р.Ф.Овчарова, Ф.Танненбаум, В.Томас и др.), в которых девиан-тность в поведении рассматривается с точки зрения состояния общества, социальной дезорганизации, негативной социальной реакции.

Непосредственное отношение к обозначенной проблеме имеют исследования, показывающие зарубежный опыт реабилитации дезадаптированных детей (Р. Бэндлер, М.Ибука, С. Лупан, Н. Пезешкиан, В. Сатир, М. Эриксон и др.).

Нормальное поведение подростка полагает взаимодействие его с микросоциумом. Адекватно отвечающее потребностям и возможностям его развития и социализации. Если окружение подростка способно своевременно и адекватно реагировать на те или иные его способности, то его поведение всегда (или почти всегда) будет нормальным.

Девиантное поведение подростков можно определить как вид социального поведения, связанный с нарушением соответствующих подростковому возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений и малых половозрастных групп.

Необходимость в регулировании поведения подростков всегда будет оставаться актуальной, поскольку существует неразрешимое противоречие между потребностями (как у любого человека) и возможностями их удовлетворения. Стремление к удовлетворению потребностей (от низших - потребность в еде, до высших - потребность в самоутверждении в социально значимом окружении, самореализации) является тем внутренним мотивом, который побуждает подростка с недостаточно развитой социальной ориентаци-

214

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, том 15

© Т.Д. Шапошникова, 2009

ей к поступкам и действиям, не соответствующим общепринятым нормам поведения.

На основе системного анализа и обобщения практики мы проанализировали содержание понятия «педагогическая деятельность», под которой понимается активность субъекта, направленная на изменение мира, на производство или порождение определенного объектированного продукта материальной или духовной культуры. Понятие «педагогическая деятельность в учреждениях социального патронирования» М.А. Гала-гузова определяет как разновидность педагогической деятельности, направленной на передачу социокультурного опыта, на создание условий для повторной социализации, включающей коррекцию поведения и реабилитацию подростков с девиантным поведением. Педагогическая деятельность имеет регламентируемый, непрерывный, планомерный характер, она направлена на всех детей. Объектом педагогической деятельности в социально - реабилитационном центре становятся несовершеннолетние с проблемами в развитии и поведении.

Основная цель деятельности СРЦ - социальная защита и поддержка детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, их реабилитация и помощь в жизненном самоопределении, развитие социально адаптированной личности, способной к самопознанию и самосовершенствованию, что приводит в результате к ресоциализации.

Поскольку у несовершеннолетних, поступивших в СРЦ отмечается нарушение соответствующих данному возрасту социальных норм и правил поведения, то педагогическая деятельность с такими детьми должна быть ориентирована на замещение асоциальных ценностей, установок и норм поведения просоциальными.

Педагогическое содействие ресоциализации представляет собой внедрение в практику СРЦ комплекса необходимых и достаточных педагогических условий.

Основной целью СРЦдН «Феникс» стало создание эффективной системы профилактики социального сиротства, детской безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, оказание комплексной и психолого-педагогической, медико-социальной помощи детям и подросткам, находящимся в социально - опасном положении.

В Центре функционируют следующие отделения :

Приёмное отделение действует с целью обес-

печения своевременной, квалифицированной социально-медико-психологической помощи несовершеннолетним, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Отделение перевозки несовершеннолетних действует с целью организации перевозки и приёма несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей.

Отделение социально - правовой помощи предназначено для защиты имущественных, жилищных и других прав детей, представления интересов детей в различных учреждениях и организациях, восстановление социального статуса детей.

При отделении функционирует служба сопровождения семьи с целью совершенствования системы работы с семьёй по реализации новых современных технологий, усиления межведомственного взаимодействия по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, социального, физического, психологического оздоровления семей на раннем этапе выявления и оказания им экстренной помощи по месту жительства.

Отделение диагностики и социальной реабилитации предназначено для оказания комплексной медико-психолого-педагогической и социально-правовой помощи несовершеннолетним и их семьям; поэтапного выполнения индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации, обеспечивающие восстановление утраченных контактов с семьёй и внутри семьи; оздоровления системы межличностных отношений несовершеннолетних, восстановление их социально статуса; содействия несовершеннолетним в профессиональной ориентации и получения специальности; способствования в достижении оптимальных вариантов жизнеустройства детей.

Дневное отделение - предназначено для оказания помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; патронажа несовершеннолетних, возвращённых в родные семьи, переданных под опеку или попечительство; помощь детям в овладении навыками конструктивного взаимодействия с ближайшей социальной средой; содействие ребёнку в преодолении учебных трудностей; выполнения комплекса оздоровительных мероприятий; оказание реабилитационных услуг детям с ограниченными возможностями; развитие навыков культуры поведения; приобщение детей к труду. Проведение летних оздоровительных лагерей для различных категорий детей.

В основе деятельности Центра лежит система психолого-педагогического, медико-социального сопровождения ребенка и его семьи в разрешении трудной жизненной ситуации. Сопровождение в логике программ Центра понимается в единстве четырех составляющих:

• Комплексное обследование и социальная диагностика детей и их семей, имеющих проблемы различного характера;

• Информирование и консультирование родителей, педагогов, специалистов, работающих с семьей, с ребенком и его семьей;

• Проектирование и реализация индивидуально-ориентированных программ помощи детям и их семьям;

• Прогнозирование развития ситуации.

Работа специалистов Центра «Феникс» строится в соответствии с «Комплексной программой социальной реабилитации детей и подростков социально-реабилитационного центра».

Целью программы является социальная реабилитация.

Задачи программы следующие:

• приобретение несовершеннолетними навыков совместного сотрудничества;

• оказание психологической, педагогической, медицинской, правовой помощи несовершеннолетним, их родителям (лицам, их заменяющим) в ликвидации трудной жизненной ситуации;

• восстановление социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту жительства, содействие возвращению их в семьи;

• защита прав и законных интересов несовершеннолетних , повышение их информационно - правовой компетенции ;

• укрепление здоровья воспитанников центра посредством системы закаливающих процедур и через введение новых форм оздоровления;

• создание оптимальных условий для организации временного проживания и социальной реабилитации детей и подростков г.Шарья и п.Вет-лужский, попавших в трудную жизненную ситуацию;

• взаимодействие с органами и учреждениями профилактики безнадзорности и правонарушений по выявлению детей, нуждающихся в социальной помощи;

• внедрение современных методик и технологий социальной реабилитации несовершеннолетних.

В каждом из подразделений Центра данная программа выполняет свою функцию.

Процесс ресоциализации в центре «Феникс» складывался из трех этапов, которые характеризуются различными по содержанию задачами, разной степенью включенности ребят в жизнедеятельность, разным уровнем их социального развития и социальной активности.

1-й этап - адаптационный - длится 5- 10 дней. Специалисты Центра проводят социальную диагностику уровня социальности несовершеннолетнего, степени и причин нарушения социализации, уровня его адаптации к условиям СРЦ, диагностику уровней здоровья, умственного развития, интересов, целей, способностей и возможностей.

На адаптационном этапе процесса ресоциа-лизации продолжается активное применение диагностических методик. Показатели диагностических методик выявляются и фиксируются педагогами в процессе воспитательной работы в начале и в конце пребывания несовершеннолетнего в СРЦ. Методом независимых характеристик нами параллельно выявляются несовершеннолетние, склонные к девиантному поведению.

Здесь очень важна роль педагога, который в данных условиях для воспитанника, потерявшего привычное окружение, становится близким человеком. Это позволяет включить ребенка в интенсивное, эмоционально окрашенное, коллективное взаимодействие, в котором демонстрируются образцы для подражания.

Правила и традиции Центра отражают общечеловеческие ценности и преподносятся детям в такой форме, которая делает их легкими для понимания, восприятия и принятия всеми участниками педагогического процесса.

Первичная информация о поступившем несовершеннолетнем собирается специалистом по социальной работе, который совместно с инспекторами ПДН, ОВД проводят обследование семьи несовершеннолетнего, ведут первичный сбор информации о ребёнке, ближайшем его окружении, выявляют проблемы и обсуждают пути их решения. [19].

Деятельность специалистов заключается в следующем:

1. Разрабатывается индивидуальная программа реабилитации несовершеннолетнего, предполагающая действия по оказанию ему помощи. Информация заслушивается и обсуждается спе-

циалистами на социальном консилиуме Центра, что позволяет своевременно корректировать направления служб с семьёй и несовершеннолетним.

Важную роль играют тематические беседы, когда темой для разговора являются философские категории и общечеловеческие ценности: добро и зло, истина, человек, любовь, дружба, взаимопонимание, общение. Совместное обсуждение, поиск информации позволяют воспитаннику выразить собственное мнение, сформировать ценностное отношение к теме обсуждения, найти для себя ответы на волнующие вопросы.

Ведущими механизмами в реализации первого этапа методики ресоциализации несовершеннолетних в СРЦ являются замещение (замена образцов асоциального поведения в сознании ребенка на социально одобряемые образцы поведения) и вытеснение (удаление возможности реализовать имеющиеся модели асоциального поведения).

2-й этап - восстановительный - предполагает включение несовершеннолетнего в социально значимую деятельность, создание и апробирование им ситуаций-образцов в практической деятельности, организацию переноса приобретенного опыта в новую социальную ситуацию. Это самый длительный период ресоциализации, который характеризуется снижением интенсивности деятельности, ритм жизни в центре становится более размеренным.

Данный этап характеризуется опробованием и деятельностным опосредованием принятых коллективных норм взаимодействия, отработкой его средств и форм. В этот период происходит обучение базовым умениям и навыкам общения, моделируются ситуации для развития личности подростка. На данном этапе происходит предоставление ребятам пространства для самореализации и развития, реабилитация положительных сторон характера личности каждого воспитанника, самоопределение их в пространствах реализации своих интересов, способностей, достижения целей, помощь в преодолении трудностей, мешающих им достичь результата в ходе организации процесса сотрудничества взрослого и ребенка, поддержка достижений на основе положительного опыта его поведения.

Работа специалистов центра « Феникс » строится в соответствии с комплексной социально-реабилитационной программой «Формирование

и развитие межличностных отношений».

В каждом из подразделений данная программа выполняет свою функцию в следующих подпрограммах:

«Страна здоровячков», целью и задачами которой является формирование представлений детей о здоровом образе жизни.

«Учись играя!», целью и задачами которой является повышение учебной мотивации путём развития логического мышления методом игро-терапии, расширение общего кругозора, обогащение жизненного опыта, формирование системы нравственных отношений, стимулирование процессов психического и физического развития детей, преодоление негативного отношения к школе, ликвидация педагогической запущенности, восполнение пробелов в знаниях.

«Рука в руке», целью и задачами которой является оказание комплексной помощи и поддержки ребёнку, попавшему в трудную жизненную ситуацию, снятие тревожности, овладение навыками конструктивного поведения и общения в конфликтах, овладение морально-этическими нормами общества.

«Именем закона», целью и задачами которой является формирование у детей информационного поля в области правовых основ, приобретение знаний и практических навыков в использовании законодательной базы, формирование чувства ответственности и гражданской сознательности во взаимодействии подростка с законами РФ, приобретение знаний и формирование практических навыков использования правовых и законодательных документов.

«Учись общению», целью и задачами которой является формирование и развитие межличностных отношений во всех аспектах жизнедеятельности подростка.

«Дорога к дому», целью которой является возвращение ребёнка в кровную семью или предоставление ему других форм жизнеустройства.

«Люби и знай свой родной край», целью которой является расширение и углубление знаний детей о «малой Родине» через знакомство с традициями и историей посёлка.

«Формирование и развитие межличностных отношений через декоративное рисование», целью которой является развитие у детей художественно-эстетического вкуса, воспитание интереса к предметам искусства в быту, усвоение различных приёмов изображения декоративного

узора.

Программа по теме «Использование малых фольклорных жанров в обучении детей дошкольного возраста», проводится с целью развития певческих навыков и умений у детей дошкольного возраста через использование малых фольклорных жанров.

«Праздники, традиции, обряды русского народа», с целью развития и формирования навыков межличностного и других видов общения через расширение кругозора путём знакомства с различными видами народного творчества; формирования у детей устойчивого понимания добра к окружающему миру.

«Трудовая деятельность - как средство социальной реабилитации и воспитания несовершеннолетних», целью которой является формирование у воспитанников психологической и практической готовности к труду.

Организация деятельности биржи труда является одной из форм стимулирования труда, личностного роста и приобретения и развития у воспитанников трудовых навыков, которые являются значимыми в коррекционно-реабилитационном процессе.

«Биржа труда» функционирует постоянно. Единицей оценки труда принят 1 эльф, который представлен талончиком с символикой и выдаётся непосредственно воспитаннику по окончанию работы.

Работодателями считаются все сотрудники Центра. Каждый вид работы оценивается от1 до 3 Эльф. .

При выполнении заказа оценивается: объём работы, качество и время, затраченное на выполнение работы .

Штрафные санкции предусматривают снятие эльфов:

за непосещение школы и прогулы уроков снимаются все заработанные эльфы;

нарушение распорядка дня - от 1 до 5 эльфов;

нарушение правил поведения в Центре - от 3 до 7 эльфов;

курение - от 5 до 7 эльфов;

плохая успеваемость - за каждую « 2 » - 3 эльфа.

По решению детского коллектива, возможно введение поощрения дополнительными эльфами за хорошую учёбу.

Подведение итогов работы проводится в конце месяца на общем собрании детского коллек-

тива. На собрании, путём голосования, проводится выдача дополнительных эльфов за хорошую работу, либо снятие за нарушение.

Ярмарка по отовариванию эльфов проводится в конце месяца. Накопление товара для ярмарки проводится за счёт спонсорской помощи.

Основными механизмами процесса ресоциа-лизации на данном этапе является компенсация и восстановление недоразвитых или нарушенных социальных функций воспитанника и формирование норм, моделей социально одобряемого поведения и опыта их реализации.

3-й этап - рефлексивного опосредования опыта. Это заключительный период пребывания в центре, который продолжается последние дни пребывания воспитанников в СРЦ и предполагает подготовку несовершеннолетнего к переносу опыта взаимодействия в привычные условия жизни.

Особое внимание уделяется социально-психологическому тренингу, который включает систему упражнений с целью выработки навыков общения и позитивного отношения к себе. Использование его помогает сконцентрировать внимание на трудностях во взаимодействии и общении, отработать возможные варианты выхода из сложных ситуаций, получить положительный эмоциональный настрой на предстоящую деятельность. Организация рефлексивно-деятельно-стного опосредования заключается в педагогическом стимулировании деятельности, направленной на использование рефлексии.

На данном этапе происходит итоговая диагностика уровня социального развития, подведение итогов реабилитационной работы в Центре, анализ достижений каждого.

Переход с этапа на этап обеспечивается работой служб Центра.

Особенности педагогической деятельности СРЦ по ресоциализации несовершеннолетних заключается в адресной помощи детям, а также их семьям в выявлении причин, которые привели их к этому состоянию; в воспитании, обучении и развитии несовершеннолетних с учетом их педагогической запущенности, состояния здоровья и способностей; в разработке и внедрении методов безопасности среды и социальной адаптации.

Библиографический список

1. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск, 1986

Развитие мелкой моторики у младших школьников с нарушениями слуха ...

г.

2. Бочарова В.Г. О некоторых методических подходах к пониманию целостного процесса социализации воспитания и развития личности // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. - М.; Тула, 1993. -Т .1. - 460 с.

3. Винокуров Л.Н. Школьная дизадаптация и её предупреждение у учащихся. - Кострома ,2000. - 130 с.

4. Высотина Л.А. Формирование моральных качеств подростка. - Л., 1970. - 37 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Егорычева И.Д. Психологические особенности личностной направленности подростка и возможности ее коррекции: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М.,1994. - 18 с.

6. Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников: Книга для классных руководителей. - М., 1981. - 176 с.

7. Мусаелян Г.А. Формирование нравственных потребностей личности школьника в процессе деятельности и общения: Автореф. дис... д-ра пед. наук. - М., 1991. - 32 с.

8. Профилактика отклонений в нравственном развитии и поведении учащихся: Сб. науч.-тр./ под. ред. Ю.В. Гербеева. - М., 1991.

9. Профилактическая и реабилитационная работа специализированных учреждений для несовершеннолетних: Научно-методическое пособие. Под.ред. Г.М. Иващенко. - М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2001. - 208 с.

10. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. - М., 1989. - 286 с.

11. Холостова Е.И. Социальная работа с де-задаптивными детьми. - М., 2007. - 278 с.

12. Ширнина Е.В. Методика работы по ресо-циализации подростков с девиантным поведением. Методическое пособие. - Челябинск: Изд-во ЧГАКИ, 2005. - 70 с.

13. Ширнина Е.В. Педагогическая деятельность социально-реабилитационного центра с подростками с девиантным поведением: Методическое пособие. - Челябинск: Изд-во ЧГА-КИ,2005. - 100 с.

14. Ширнина Е.В. Профилактика отклоняющегося поведения//Теория и практика педагогики и психологии профессионального и общего образования: Вестник ЧГАКИ. - Челябинск, 2004 -Вып. 12 (№1).

15. Ширнина Е.В. Особенности процесса реабилитации девиантных подростков в социально-реабилитационном центре // Теория и практика формирования культуры детей и подростков: Вестник института культуры детства / ЧГАКИ. - Челябинск, 2004 - Вып. 3.

16. Ширнина Е.В. Социально - педагогическая реабилитация детей и подростков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации // В.А.Сухом-линский и современная школа Урала, Сибири. Материалы региональной научно - практической конференции. Оренбург, 12 -14 марта 2003 г.. часть 3. - Оренбург: Издательство 0ГПУ2003.

17. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1978. - 264 с.

18. Эриксон Э. Детство и общество. - Обнинск, 1996. - 56 с.

19. Ресоциализация несовершеннолетних : проектный опыт // Под ред. Г.И. Симоновой, 2005 г. - 140 с.

О.В. САНТАШОВА

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В статье представлены результаты экспериментального исследования мелкой моторики у младших школьников с нарушениями функций слухового анализатора в сравнении с нормально слышащими сверстниками.

Ключевые слова: мелкая моторика, точность, скорость движения рук, дифференциация движений кистей рук, зрительно-двигательная координация.

© О.В. Санташова, 2009

219

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.