Научная статья на тему 'Этапы социально - реабилитационной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей'

Этапы социально - реабилитационной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2625
312
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
1. ДЕТИ-СИРОТЫ / ГРУППА РИСКА / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ЭТАПЫ РЕАБИЛИТАЦИИ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОМПЛЕКСНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бабенкова Екатерина Валерьевна

Значительный рост социального сиротства в России привел к увеличению опекаемых и приемных семей. В этой связи Управлениями социальной защиты населения, предпринимаются активные попытки по реабилитации детей группы риска этой категории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Бабенкова Екатерина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этапы социально - реабилитационной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей»

УДК 346.6

Бабенкова Екатерина Валерьевна

Специалист по охране прав детства, отдела семьи, назначения и выплаты детских пособий Управления социальной защиты населения Октябрьского муниципального района Челябинской области, Katrin.24.10.1976@mail.ru, Челябинск

ЭТАПЫ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Аннотация. Значительный рост социального сиротства в России привел к увеличению опекаемых и приемных семей. В этой связи Управлениями социальной защиты населения, предпринимаются активные попытки по реабилитации детей группы риска этой категории.

Ключевые слова: дети-сироты, группа риска, ресоциализация, социальная реабилитация, этапы реабилитации, индивидуальная комплексная реабилитация.

Babenkova Ekaterina Valerievna

Expert on the protection of childhood, offamily, allocation and payment of Child Benefit Office of Social Welfare October municipal district of Chelyabinsk region, Katrin.24.10.1976@mail.ru, Chelyabinsk

STAGES SOCIALLY - REHABILITATION WORK WITH CHILDREN, REMAINING WITHOUT CARE OF PARENTS

Annotation. A significant increase in child abandonment in Russia led to an increase in wards and foster families. In this regard, Department of Social Welfare, made active efforts to rehabilitate children at risk in this category.

Key words: orphan children, vulnerable group, resocialization, social rehabilitation, the stages of rehabilitation, Individual comprehensive rehabilitation

В современной России существенными признаками стали: значительное увеличение размеров социального сиротства, появление, его новых характеристик, определяемых продолжающимся ухудшением жизни российской семьи, падением нравственных устоев, безнадзорность огромного количества детей, практически во всех регионах страны. Основной причиной детской безнадзорности, является нежелание многих родителей заниматься воспитанием своих детей, пьянство и аморальный образ жизни.

Динамика последних пяти лет показывает, что медленно, но неуклонно растет количество детей переданных под опеку, попечительство, приемные семьи в Октябрьском муниципальном районе Челябинской области (рисунок 1).

Основными причинами неблагополучия семей в Октябрьском муниципальном районе Челябинской области, дети из которых были переданы под опеку, попечительство, приемные семьи являются: неисполнение родительских обязанностей по какой-либо

причине - 73 ребенка; алкоголизм родителей или одного из них - 61; трудное материальное положение семьи - 54; дети родители которых умерли - 23; родители детей, находящие в местах лишения свободы - 7; родители, имеющие заболевания (признаны недееспособными, туберкулез, ВИЧ) - 5; родители, находящиеся в розыске - 2. Во многих случаях причины неблагополучия сочетаются.

Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - это приемная семья, опека или попечительство. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. В семье такой ребенок получает не первый жизненный опыт, поэтому очень важно, правильно подбирать кандидатов в опекуны или приемные родители.

120

100

2007 год 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год

Количество детей в приемных семьях

^ Количество детей под опекой и попечительством

Дети, добровольно переданные родителями по заявлению о назначении опекуна, попечителя их р ебенку

Рис. 1. Динамика увеличения численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за период с 2007 по 2011 годы

Особенностью детей группы риска является то, что они находятся под воздействием объективных нежелательных факторов, которые могут сработать или нет. Поэтому требуется особое внимание и комплексный подход с целью нивелирования неблагоприятных факторов и создания условия для оптимального развития детей. Слово «риск» означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда речь идет о детях группы риска, подразумевается, что несовершеннолетние находятся под воздействием нежелательных факторов [4].

По данным нашего исследования, несовершеннолетние группы риска - это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения

родителей, имеют следующие социальные приоритеты (диаграмма рисунок 2).

Смысл жизни и ценностные ориентации у детей группы риска отличаются по многим проявлениям от детей, воспитывающихся в нормальных условиях. Реализация ценностей осуществляется путем самоутверждения в том, что кажется им особенно важным: проявления независимости, смелости граничащей с нарушением закона, путем принятия особой жизненной позиции в обществе.

Дети подверженные риску уверены в том, что от них ничего не зависит, поэтому ищут себе покровителей, их не интересует общественное признание, а собственный статус в обществе. Склонность к свободе, независимости приводит к поиску деятельности, которая приносит только материальное

□ Материальное обеспечение

□ Личные связи

□ Семья

□ Здоровье

□ Образование

□ Хорошая работа

□ Не определились с приоритетами

Рис. 2. Диаграмма приоритетов детей под опекой, попечительством, приемных детей

удовлетворение, а в способах «добывания» средств проявляется неразборчивость.

Опрос, проведенный среди сотрудников МКУСО СРЦ «Надежда», инспекторов по охране прав детства школ, социальных педагогов Октябрьского муниципального района дал следующие результаты. Для детей группы риска характерны следующие специфические особенности личности и жизни:

1) неумение общаться с людьми вне учреждения, трудности с установлением контактов со взрослыми и сверстниками, отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них - считает 42% опрошенных;

2) нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать и принимать других, опора только на свои желания и чувства -считает 37 %;

3) низкий уровень социального интеллекта, мешающий понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им, находить себе подобных и свой круг общения - 48 %;

4) слабо развитое чувство ответственности за свои поступки, безразличие к судьбе тех, кто связал с ними свою жизнь - 59 %;

5) потребительская психология отношения к близким, государству, обществу и нежелание отвечать самому за свои поступки, что выражается в рентных установках - 66 %;

6) неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержки с их стороны - 41 %;

7) несформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь, чаще всего целеустремленность проявляется в достижении ближайших целей: получить желаемое, привлекательное и др. - 66 %;

8) несформированность жизненных планов, потребность в жизненных ценностях, связанных с удовлетворением самых насущных потребностей (в еде, одежде, жилище, развлечениях) - 69 %;

9) низкая социальная активность, проявление желания быть незаметным человеком, не привлекать к себе внимания - 42 %;

10) склонность к аддиктивному поведению - злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами без признаков зависимости (курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных веществ и т.д.) - 71 %;

11) склонны к свободе и независимости -считают 84 % опрошенных;

12) склонны к такой деятельности, которая приносит только материальное удовлетворение - 84 %;

13) 73 % опрошенных считают, что несовершеннолетние группы риска неразборчивы в «добывании» средств - для красивой жизни.

Дети группы риска, заканчивающие школу хотят жить самостоятельно, отдельно, не зависеть ни от кого, однако боятся самостоятельности, так как понимают, что без поддержки им не выжить. Эта двойственность чувств и желаний приводит к неудовлетворенности своей жизнью и собой.

Реабилитация детей группы риска, создание для них оптимальных условий для полноценной жизнедеятельности, интеграция в общество относятся к числу главных государственных задач.

Реабилитационная работа с детьми группы риска неотъемлимая часть социализации несовершеннолетних. Социальная реабилитация - системный, целенаправленный процесс возвращения, включения, реинтеграции в общество (семью, школу, класс, коллектив сверстников), который способствует полноценному функционированию в качестве социального субъекта.

Психолого-педагогическая реабилитация нами рассматривается как процесс восстановления психических проявлений и способностей ребенка группы риска после какого-либо нарушения. Вследствие чего создается определенное равновесие в психике и поведении ребенка, отвечающее норме, адекватной его возрасту и требованиям среды. Дающее возможность восстановления ребенка - как субъекта деятельности, общении в условиях обучения и воспитания. Эта реабилитация - является перевоспитанием [5].

Правильно организованный социальнореабилитационный процесс помогает в восстановлении социального статуса, утраченных или несформированных социальных навыков детей группы риска, переориентация их социальных установок за счет включения в новые позитивно ориентированные отношения и виды деятельности педагогически организованной среды. Несовершеннолетний, оставшийся без попечения родителей проходит три этапа: адаптационный,

период частичной неустойчивой ресоциализации и полной ресоциализации.

Первый адаптационный этап: изна-

чально несовершеннолетний группы риска, переживает процесс адаптации, который значительной степени определяет его с друзьями. Период адаптации предполагает ломку стереотипа «трудный ребенок», в глазах ребенка должна быть развенчана вся атрибутика уличной субкультуры, которая имела большое значение. Изначально большинство детей внешне мотивированы: им нравится физическая закалка, приобретение чувства уверенности, защищенности в своей дворовой среде. На этом этапе основной задачей является формирование внутренней мотивации.

Второй этап характеризуется частичной неустойчивой ресоциализацией. Несовершеннолетние вовлекаются в коллективную деятельность, принимаются нормы и правила коллектива, это время отказа от асоциальных форм поведения, пересмотр прежних социальных установок, оценок своего поведения, общественного мнения в школе, в кругу друзей. Для преодоления негативных установок необходима тесная работа основных институтов социализации (школы, семьи, органа опеки и попечительства).

Третий этап: окончательной ресоциализации, на этом этапе происходит завершение процесса ресоциализации. У ребенка складываются более или менее твердые убеждения, социальные ориентации, взгляды, происходит профессиональное самоопределение, формируется способность к самоанализу, самовоспитанию, самосознание, появляется желание участвовать в общественной жизни, в труде. Перевоспитание - это основа процесса ресоциализации, внесение изменений в ценностные ориентации, смысловые установки совместно с влияниями, предполагающими изменения в развитии личности определяют как коррекцию. Коррекция имеет свои функции [1]:

- восстановительную, она предполагает восстановление положительных качеств, которые были у несовершеннолетнего группы риска до появления трудновоспитуемости, обращение к памяти подростка о его добрых делах;

- компенсирующую, которая заключается в формировании у ребенка группы ри-

ска стремления компенсировать недостатки успехом в увлекающей его деятельности (в спорте, труде, других видах деятельности);

- стимулирующую, направленную на активизацию положительной общественно полезной деятельности несовершеннолетнего оставшегося без попечения родителей; эта функция осуществляется посредством осуждения или одобрения (небезразличного, эмоционального отношения к личности ребенка и его поступкам);

- исправительную, связанную с исправлением отрицательных качеств несовершеннолетнего, которая предполагает применение разнообразных методов коррекции поведения (поощрение, убеждение, пример и др.).

По мнению С. А. Беличевой процесс ресоциализации часто затруднен тем, что социальная дезадаптация всегда представлена не в «чистом виде». Встречаются сложные сочетания различных форм социальной, психической, патогенной дезадаптации. В таких случаях применяются реабилитационные меры воздействия на личность несовершеннолетнего группы риска.

Реабилитация - подразумевает комплекс медицинских, социально-экономических, профессионально-педагогических и юридических мер, направленных на восстановление нарушенных функций, социального отклонения. Реабилитацию можно выделить стихийную и организованную. Стихийная предполагает, что несовершеннолетний группы риска интуитивно налаживает отношения с собственным организмом и окружающей средой на приемлемом для себя уровне [2; 6].

Процесс социальной реабилитации имеет длительный характер. Своевременно организованная реабилитация сокращает сроки восстановления социальной нормы, повышает качество самостоятельной работы личности за счет профессиональной помощи. Дети - сироты и дети, оставшиеся без полпечения родителей нуждаются в мерах социальной реабилитации. В Октябрьском муниципальном районе индивидуальные мероприятия по комплексной социальной реабилитации начинаются с момента издания определения ребенка под опеку/попечительство/приемную семью.

Опираясь на исследования О. Зыкова, Л. Я. Олифиренко, Т. И. Шульга [3; 5; 6] был

разработан план индивидуальной комплексной социальной реабилитации детей группы риска.

Успешная реализация модели индивидуальной комплексной реабилитации возможна при создании определенных условий и проведении ряда мероприятий на каждом из этапов в разных сферах реабилитации.

1) определение первоначального реабилитационного потенциала:

а) социально-бытового: проверка документов (свидетельство о рождении, документы по ограничению и лишению родительских прав, приговор суда, справка о прописке и т.д.); сбор информации об уровне социально-бытовой реабилитации; оценка возможностей развития социально-бытовых навыков;

б) медицинского: первичное медицинское обследование; сбор анамнестических данных; плановое медицинское обследование для подготовки рекомендаций;

в) психологического: выявление острых психологических проблем; сбор психологического анамнеза; оказание психологической поддержки при наличии кризисного состояния;

г) педагогического: проверка соответ-

ствия знаний уровню образования; выявление педагогических проблем; подготовка рекомендаций по обучению;

д) социально-трудового: сбор информации о трудовой установке и профессиональных интересах; наблюдение за отношением к труду и определение профессиональных способностей; выработка рекомендаций по профессиональной адаптации.

2) составление индивидуальной комплексной программы реабилитации:

а) социально-бытовой: разработка плана формирования и развития навыков самообслуживания; участие в составлении комплексной программы;

б) медицинской: разработка программы медицинской реабилитации; участие в составлении комплексной программы;

в) психологической: разработка программы психологической реабилитации; участие в составлении комплексной программы;

г) педагогической: разработка плана индивидуального обучения и физического воспитания; участие в составлении комплексной программы;

д) социально-трудовой: разработка плана профессионального обучения; участие в составлении комплексной программы.

3) реализация разработанной программы и ее периодическая корректировка:

а) социально-бытовая: адаптация ребенка к условиям жизни учреждения, социально-бытовое обучение и воспитание; корректировка комплексной программы реабилитации;

б) медицинская: периодическое медицинское обследование; направление на санаторно-курортное лечение по показаниям; корректировка комплексной программы реабилитации;

в) психологическая: психологическая

диагностика; психологическая коррекция выявленных нарушений адаптации; индивидуальные психологические консультации; корректировка комплексной программы реабилитации;

г) педагогическая: развивающее обучение; организация воспитательной работы; корректировка комплексной программы реабилитации;

д) социально-трудовая: профессиональная ориентация; выявление профессиональных способностей; трудовое обучение и воспитание положительного отношения к труду; корректировка комплексной программы реабилитации.

4) выдача рекомендаций воспитаннику: социально-бытовых, медико-физиологических, медико-психологических, психолого-педагоги-ческих: рекомендации по обучению и физическому воспитанию, социально-трудовых.

5) непосредственное отслеживание жизнедеятельности воспитанника:

а) социально-бытовой: консультации по социально-бытовым вопросам и оказание помощи в кризисных бытовых ситуациях;

6) медицинской: медицинские консультации и оказание медицинской помощи;

в) психологической: психологические

консультации и оказание психологической помощи;

г) педагогической: психолого-педагогиче-ские консультации;

д) социально-трудовой: психолого-педа-гогические консультации.

Нами был разработан комплекс педагогических условий, который включает в себя:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- организацию социально-экономической поддержки,

- организацию оказания юридической помощи несовершеннолетним,

- реализация индивидуального и дифференцированного подходов при организации социально-педагогической поддержки,

- патронажное сопровождение семей, в которых находятся несовершеннолетние группы риска,

- создание групп детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с рефлексивной направленностью (коррекционно-развивающее направление),

- использование педагогических технологий в процессе социально-реабилитационной поддержки (мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних группы риска),

- повышение социально-реабилитационной компетентности специалистов работающих с детьми группы риска,

- создание структуры социально-реабилитационной поддержки (взаимодействие органов государственной власти),

- включение опекаемых, подопечных, приемных детей в значимую деятельность семьи, школ.

Таким образом, эффективность условий по социальной реабилитации детей группы риска достигается комплексом реабилитационных мер: медицинских, психологических, профессиональных, социальных. Степень социально-реабилитационной эффективности определяется уровнем социализации ребенка, его способностью адаптироваться в обществе.

Библиографический список

1. Беличева С. А. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации детей и подростков: Пособие для психологов, педагогов, психосоциальных и социальных работников. - М.: Просвещение, 1999. - 182 с.

2. Беличева С. А. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением: учеб. пособие. - М.: РИЦ «Социальное здоровье России», 1999. - 182 с.

3. Зыков О. О реализации модели реабилитационного пространства для несовершеннолетних группы риска на территории Юго-Западного административного округа города Москвы. - М.: Фонд НАН, 2005. - 85 с.

4. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 480 с.

5. Олиференко Л. Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие для студентов высших педагогических заведений. - М.: Издат. Центр «Академия», 2008. - 256 с.

6. Шульга Т. И., Спаниярд Х. Методика работы с детьми группы риска. - М.: УРАО, 2001. -128 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.