Научная статья на тему 'Превенция социальной депривации детства в контексте социального анализа'

Превенция социальной депривации детства в контексте социального анализа Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
290
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Превенция социальной депривации детства в контексте социального анализа»

СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА

О.И. Спесивцева

ПРЕВЕНЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИИ ДЕТСТВА В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНОГО АНАЛИЗА

Положение ребенка в обществе отличается от положения взрослого. Ребенок не обладает суверенитетом, не имеет возможности отстаивать свои права, бороться за свои интересы, хотя такого рода потребности у него существуют. Важные решения, касающиеся жизни и развития ребенка, принимают взрослые. Гарантии основных прав ребенка зафиксированы в Конвенции ООН о правах ребенка, которая была ратифицирована Российской Федерацией в июне 1990 г. Принятие этого документа ознаменовало переход на качественно новый уровень отношения государства к проблеме детей и детства. Детство - это структурный компонент общества, отражающий изначально социальные, экономические и культурные изменения в развитии общества.

В предстоящее десятилетие в мировом масштабе ожидается сохранение темпов ослабления потребности в детях и репродуктивных установках. Порог простого воспроизводства населения составляет 2,1 ребенка в среднем на одну женщину на всю жизнь. В России он в 1997 г. составил 1,23 ребенка, в Англии и Франции -1,7, Швеции - 1,6, Германии - 1,3, Италии - 1, 24.

Демографические процессы пущены на самотек. Депопуляция и разваливание института семьи будут, вероятно, продолжаться до тех пор, пока негативные последствия не станут угрожать самосохранению властных структур.

Переход к режиму постоянной убыли населения требует проработки, по крайней мере, вопросов о том, как будут адаптироваться все сферы жизнедеятельности к перестройке структуры населения, резкому изменению пропорций между возрастами.

Положение детей и отношение к ним государства - одна из важнейших характеристик общества и свидетельство уровня социально-экономической жизни.

Необходимо прямо сказать, что современная ситуация с детьми в России складывается крайне неблагоприятно. Детей сегодня можно без преувеличения отнести к особой маргинальной группе, поскольку дети (детство как структурный компонент общества) лишены возможности удовлетворять свои основные потребности в развитии, получении образования, медицинской помощи в достаточной мере и в течение длительного времени. Современный ребенок воспитывается и развивается в таких социально-экономических и культурных условиях, где присутствует ограничение, недостаточность условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания и развития ребенка. А это признаки социальной депривации детства.

Классифицируя источники социальной депривации, мы выделяем три основные группы.

К первой относятся нарушения в функционировании социальной системы в целом, обострение существующих и возникновение новых противоречий на мак-росоциальном уровне: падение реальных денежных доходов и уровня жизни населения, рост безработицы, возникновение острых социальных конфликтов в ряде отраслей экономики и регионов страны. Все это приводит к нарушению сложившихся условий жизни детей, создавая опасность для их жизни. Нередки случаи, когда дети оказываются жертвами экологических и производственных катастроф,

нелегка судьба детей беженцев. Возникла угроза неудовлетворения первичных потребностей определенных групп детей в питании, одежде, жилище, не говоря уже о вторичных потребностях, доступности детских дошкольных учреждений, учреждений образования, культуры, досуга, где многие услуги стали платными.

В структуре социальных приоритетов личность ребенка вот уже более десяти лет оказывается на одном из последних мест. Решая сложные экономические и политические проблемы, государство не имеет право откладывать на завтра решение детских проблем. Главной превентивной мерой является то, что последствия экономической нестабильности в наименьшей степени должны сказываться на подрастающем поколении.

Социальные гарантии, провозглашенные в юридических актах, должны стать формами реальной защиты. Они могут стать таковыми, если будут подкреплены экономическими мерами. Существенных материальных затрат потребует восстановление детского здравоохранения, перестройка системы образования, воспитания, профессиональной подготовки.

Сосредоточение мер социальной защиты исключительно на общегосударственном уровне не всегда целесообразно из-за ограниченности ресурсов и крайней неэффективности той помощи, которая доходит до конкретного ребенка. Государство, исходя из интересов больших групп детей, не охватывает более узкие депри-вированные категории из-за громоздкости бюрократических процедур. Сочетание усилий государства, региональных, городских, районных органов власти позволит компенсировать депривацию в материальных условиях жизни, в образовании, здравоохранении, культуре.

Второй тип депривирующих факторов - нарушение функционирования институтов, связанных с социализацией, воспитанием и обучением. Как следствие, дети не осваивают целые пласты социальных связей и отношений, необходимых им для полного становления и развития своей личности.

Основными субъектами социализации, оказывающими детерминирующее влияние на процесс формирования личности ребенка являются семья, школа, группа сверстников, труд во всех видах культуры, средства массовой информации и различные организации (общественные, спортивные, религиозные и т.п.) [2] .

Нет сомнения, что основополагающим институтом социализации сегодня является семья. Депривация здесь ни в коем мере не связана с основной тенденцией развития семьи как социального института. Мы далеки от мысли, что нуклеаризация семьи, малодетность, эгалитаризация семейных отношений - как супружеских, так и родительско-детских - ведет к депривации. Общее ухудшение социально-экономической ситуации в обществе не позволяет определенным категориям семей обеспечивать своим детям полноценные условия жизнедеятельности. Они оказываются депривированными, лишенными на длительный период возможности удовлетворять свои потребности.

Особенно остро проблема депривации стоит в семьях, где родители либо не могут, либо не хотят взять на себя ответственность за воспитание детей. Здесь ребенок сталкивается с явлениями проституции, тунеядства, экстремальных форм асоциального поведения, стяжательства и воровства. Воспитательный потенциал фактически сведен к нулю, дети подвергаются различным формам насилия, унижения человеческого достоинства, находятся на грани безнадзорности. Степень социальной депривации в семьях данной группы столь велика, что в детях не только отражаются, но и аккумулируются пороки родителей, приобретая агрес-сивно-коллапсическую, а иногда и необратимую форму.

Согласно данным социологического опроса, каждый седьмой школьник хоть один раз пробовал наркотики. Это побудило в конце 1999 г. в г.Челябинске соз-

дать городской благотворительный Фонд «Жизнь без наркотиков», первейшая задача деятельности которого - координация действий всех заинтересованных структур и лиц, кому не безразлично будущее подрастающего поколения, тех, кто не хочет мириться с этим злом. Основное направление деятельности - профилактика наркомании в детской и молодежной среде: добровольческие дружины, беседы со школьниками и студентами, проведение публичных лекций.

Детство как социально-демографическая группа представляет собой группу риска в силу ряда причин. Прежде всего, это неопределенность социального положения представителей раннего юношеского возраста - подростков. Девиантное поведение детей и подростков имеет компенсаторный характер: восполняется нехватка общения, внимания со стороны близких, эмоционального тепла. Детям остро не хватает ярких впечатлений; серость, обыденность бытия, лишенная положительных эмоций и удовольствий, подталкивает к асоциальному поведению, выполняющему функцию «бегства» от трудностей, реальных проблем. У многих детей и подростков нет недостатка в свободном времени. Коммерциализация досу-говой сферы не позволяет им проводить свободное время интересно и с пользой для физического и духовного здоровья. Для многих подростков характерно неумение получать удовольствие от повседневной работы, достигнутой цели, победы над собой. Это зачастую приводит к различным девиациям в поведении, таким как бродяжничество и беспризорность.

Выявление беспризорных детей, устранение причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, оказание социальной, психологической помощи несовершеннолетним и их родителям, восстановление статуса несовершеннолетних, осуществление социальной реабилитации является одним из приоритетных направлений деятельности ЦСЗН г.Челябинска. Социально-реабилитационный центр (СРЦ) для несовершеннолетних работает с 1998 г. С 1999 г. добавилось еще 3 подобных учреждения в Ленинском, Курчатовском и Металлургическом районах. С открытием СРЦ, несколько стабилизировалась ситуация с бродяжничающими детьми. В 1998 г. их было выявлено 291, в 1999-м -280, в 2000-м - только 1 60.

В последнее время остро встала проблема безответственного отношения родителей к детям. Все больше обращений в Управление и центры от родителей с просьбой, а порой и требованием, забрать детей. Эти родители забывают о том, что ответственность за воспитание и содержание детей лежит прежде всего на них. Решение данной проблемы мы видим в формировании общественного мнения в отношении таких родителей через средства массовой информации. В 2000 г. в СРЦ, проходили реабилитацию 275 несовершеннолетних. В результате деятельности всех подразделений СРЦ был возвращен в семью 51 ребенок. Неустроенными остались 174. Только для 37% детей, поступивших в СРЦ решены проблемы устройства. Причин здесь несколько: и слабое взаимодействие с органами опеки, и длительное рассмотрение гражданских дел в судах. Необходима работа, основанная на скоординированных действиях.

Дети попадают под опеку государства часто уже надломленые психически, соматически и интеллектуально запущенные, эмоционально заторможенные. Подавляющее большинство воспитанников детских домов страдают в той или иной степени замедленным умственным развитием. Профилактика здоровья - это еще одна область превенции депривации. Дети получают в интернатных учреждениях хорошее медицинское обслуживание, элементарные знания о гигиене быта, профилактике распространения заболеваний. В семье это осуществляется естественным путем в процессе накопления бытовой информации. Превентивные меры включают обучение простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи,

профилактике различных заболеваний. Это придаст детям в будущем уверенность при включении во взрослую жизнь.

Воспитанники СРЦ, дети из малообеспеченных семей ежегодно в летний оздоровительный период будут проходить частичную реабилитацию на базе загородного лагеря «Утес». Ввод планируется к лету 2001 г., наполняемость 1 смена -280 чел., за 4 смены возможно организовать отдых 1120 детям.

Не менее опасна форма проявления депривации в неполных или конфликтных семьях, стоящих на грани развода. Отсутствие одного из родителей порождает как материальные, так и духовные трудности, искажает психологическую структуру отношений.

Экстренной социальной помощи и поддержки требуют дети, рождаемые вне брака, дети несовершеннолетних родителей, дети, изначально лишенные отца. Отсутствие социальной помощи и поддержки в данных случаях в большинстве своем оборачивается эскалацией такого явления, как сиротство при живых родителях. У детей, воспитывающихся вне семьи, значительно снижаются возможности развития. Депривирующими факторами для них выступают замкнутость жизненного пространства и слабый контакт с социальным окружением, невключенность в организацию быта и питания, недостаточное общение со взрослыми.

Нынешняя ситуация с детьми-сиротами складывается крайне неблагополучно. Сегодняшних питомцев специализированных учреждений в основном лишь условно можно назвать сиротами: их родители, как правило, живы и документально известны. Определение в детские дома обусловлено прежде всего антиобщественным поведением родителей - алкоголизмом, тунеядством, наркоманией - и необходимостью социальной изоляции несовершеннолетних путем их насильственного изъятия из неблагополучных семей.

Другая категория воспитанников детских домов - «отказные дети», родители которых отказались от них в младенческом возрасте.

Определенную часть питомцев составляют дети из малообеспеченных семей, переданные родителями на попечение государства в связи с материальными трудностями при условии сохранения родительских прав.

Численность осиротевших детей и оставшихся без попечения родителей имеет устойчивую тенденцию к увеличению, около 500 человек нуждаются в устройстве в социально-реабилитационные центры, детские дома, школы-интернаты. В целях решения проблемы устройства и социальной реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в кризисных ситуациях, действуют 4 СРЦ. Они обеспечивают лишь крайнюю потребность в определении детей, оставшихся без попечения родителей,- таких учреждений в городе должно быть не менее 21.

В 4 СРЦ Челябинска нашли приют 176 детей оставшихся без попечения родителей. В 2000 г. открыт Центр постинтернатной адаптации для выпускников детских домов, школ-интернатов, профессиональных училищ. Данное учреждение не имеет аналогов в Российской Федерации. Основной задачей Центра является оказание социальной, педагогической и психологической помощи выпускникам интернатных учреждений на начальном этапе их самостоятельной жизни.

Новыми формами устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является развитие института приемной семьи и семейной воспитательной группы в СРЦ для детей и подростков.

Сегодняшняя жилищная практика предполагает, что после выхода из детского дома подростки, у которых есть родители, должны вернуться в их квартиру. Этот факт перечеркивает все предшествующие усилия государства, направленные на воспитание полноценных членов общества. Дети вновь погружаются в асоциальную среду неблагополучной родительской семьи. Превентивные меры социальной

адаптации выпускников интернатных учреждений включают необходимость в обязательном порядке выделения выпускникам сиротских учреждений жилой площади, отдельной от неблагополучной социальной среды проживания их родителей.

Ежегодно около 120 выпускников сиротских учреждений входят во взрослую жизнь, из них до 25% не имеют закрепленного жилья. Основная задача Центра постинтернатной адаптации выпускников сиротских учреждений - предоставить временное жилье, помочь обрести постоянное место жительства, устроиться на работу, восстановить утраченные документы, помочь адаптироваться в самостоятельной жизни.

Сиротские учреждения не формируют у своих воспитанников позитивный стереотип семьи. Превентивные меры по социальной адаптации включают изменения организационной структуры этих домов, чтобы их социализирующие функции неизмеримо возросли. В противном случае эти ребята будут в будущем активно пополнять статистику неудавшихся браков. Детская память, сохранившая лишь непривлекательные стороны супружеских отношений, является благодатной почвой для репродуцирования собственных неудач.

С июня 1998 г. в действующих детских дошкольных учреждениях организованы социальные группы. Главная цель работы социальных групп - оказание материальной поддержки семьям с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, обеспечение полноценного питания, физического и психического развития детей, предупреждение безнадзорности детей, родители которых ведут асоциальный образ жизни.

В 1998 г. социальные группы посещали 540 детей в месяц. В 1999 г. их стало 228, к концу 1999 г. - 157. В 2000 г. наметилась тенденция к уменьшению количества посещений социальных групп в ДОУ: в 1-м квартале - 97 чел. в месяц; во 2-м - 79, в 3-м - 71.

Сегодня мы можем констатировать, что рождение большего числа детей -признак неблагополучия, асоциального поведения родителей: пьянства, аморального образа жизни. Различия в мотивах деторождения усложняют, дифференцируют картину социальной депривации в многодетных семьях. В одних случаях она может быть вызвана затруднительным материальным положением семьи, в других - недостаточностью заботы о них.

Общим последствием депривации ребенка в семье является то, что он не осваивает весь комплекс необходимых ему социальных ролей, у него не формируются те личностные свойства и качества, которые нужны, чтобы адекватно воспринимать социальную реальность, оценивать ее и принимать сознательные решения о собственных действиях в конкретной ситуации.

В 1998 г. на учете в органах социальной защиты состояло 22 411 малообеспеченных семей с детьми (с доходом не более 3 МРОТ на 1 члена семьи). В 1999 г. их количество увеличилось до 25 089, на начало 2000 г. их стало 24 610. В связи с повышением заработной платы работникам бюджетных организаций тенденция к снижению численности малообеспеченных семей с вышеуказанным доходом сохраняется.

Ежегодная организация оздоровления и отдыха детей социально незащищенных категорий позволила обеспечить льготными путевками в загородные и городские лагеря в 1997 г. 4 058 чел., в 1998 г. - 5 611 чел., в 1999 г. - 5 730 чел., в 2000 г. -5 209 чел.

Невыполнение семьей своей социализирующей функции затрудняет или искажает взаимоотношения ребенка с другим социальным институтом - школой, которая сама в немалой степени сегодня служит источником депривации. И это

только часть общей проблемы. Мы не рассмотрели факторы социальной деприва-ции, ведущие к потере талантливых детей, падению престижа образования. Развитые страны вкладывают огромные средства в образование, инвестируя своё будущее. У нас в России всё как будто делается для того, чтобы доступ к образованию ограничить, облегчить его не способным, а богатым. Вряд ли это соответствует принципам демократии и общечеловеческим ценностям, социальной свободе.

Проблема усугубляется тем, что молодёжи после окончания учебного заведения трудно получить работу по профилю. И это тоже не содействует росту престижа образования.

К третьей группе причин возникновения социальной депривации следует отнести особенности физического, психического, интеллектуального развития ребенка, состояние его здоровья или же специфические особенности его жизненного пути. Эти обстоятельства только обостряют существующие проблемы, делают их трудноразрешими.

Дети-инвалиды находятся в социальной изоляции. Они сталкиваются с немалыми трудностями в приобретении профессии. Для них недоступны музеи, нет условий для занятий спортом.

По данным организации здравоохранения число детей дошкольного и школьного возраста в г.Челябинске составляет 217 118 чел. Динамика состояния детской инвалидности остается неблагоприятной. На начало 1997 г. в городе было 3 808 детей с ограниченными возможностями, а к 2000 г. их стало 4 466.

Создание муниципального учреждения «Центр медико-социальной реабилитации с ограниченными возможностями "Здоровье"» имеет целью проведение комплексной социальной, медицинской и педагогической реабилитации детей-инвалидов для обеспечения максимально полной адаптации к жизни в обществе, обучению и труду на основе традиционных современных научных методов и технологий.

К Дню города в 2001 г. предполагается открытие социально-реабилитационного центра для детей-инвалидов г.Челябинска на 50 мест.

Программа «Дети-инвалиды» г. Челябинска предусматривает профилактику детской инвалидности, оказание необходимой реабилитационной и адаптационной помощи детям-инвалидам и укрепление стабильности семьи, воспитывающей ребёнка-инвалида.

Реабилитация детей с ограниченными возможностями является одной из первоочередных мер по выполнению положений Всемирной Декларации об обеспечении, выживании, защиты и развитии детей в XXI в.

Это далеко не полный анализ социальных проблем, ведущих к социальной депривации ребёнка в современном обществе.

Преодоление социальной депривации детей, связанной с недостатками функционирования социальных институтов, а также с особенностями индивидуального развития, возможно, через комплекс экономических, юридических и социальных мер со стороны государства. Такой подход должен лечь в основу целостной системы социальной политики в области детства, исходящей из оценки реального положения детей в российском обществе.

Список литературы

1. Антонов А.И. Демографическое будущее России: депопуляция навсегда? // Социс. 1999. №6. С. 80-87.

2. Гидденс Э. Социология 90-х: Учеб. Челябинск, 1993. С.57.

3. Лагмейер Й., Матвейчик З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984. С. 19.

4. Ложкин Д. Дети России: Итоги первого полугодия // Соц. обеспечение. 1998. № 11. С. 28-33.

5. Муниципальная комплексная программа «Равные возможности» на 20002001 гг. Челябинск, 2000.

6. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон. Принят Государственной Думой 3 июля 1998 // Рос. газ. 1998. 5 авг. С.4-6.

7. Права детей будут защищены // Соц. обеспечение. 1998. № 6. С.22-25.

8. Проблемы правового регулирования жизнедеятельности семьи и детей // Соц. обеспечение. 1998. № 5. С. 12-13.

9. Прогноз социально-экономического развития города Челябинска на 2001 г. Челябинск, Приложение к решению Челябинской городской Думы от 21.11.2000 № 63/3.

1 0. Реан А. А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестн. СпбГУ. Сер. 6. 1995. Вып. 3, № 20. С. 74-79.

11. Рыбинский Е.М., Кузнецова Л.В., Несмеянова М.И. Государственная социальная политика в интересах детей // Социс. 1998. № 12. С. 79-82.

1 2. Тарасов В. Актуальные проблемы социальной политики в современных условиях // Из выступления главы города Челябинска на научно-практическом совещании. Челябинск, 10 окт. 2000 г.

13. У каждого ребенка должна быть семья // Человек и труд. 2000. № 3. С.64-65.

А. А. Тараданов

БЛАГОПОЛУЧИЕ СЕМЬИ: ПРОБЛЕМА АДРЕСНОСТИ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ

Удачный брак и семейное счастье и благополучие неизменно занимают первое место в рейтингах жизненных ценностей. И именно через призму своей семейной жизни прежде всего и в первую очередь воспринимает человек окружающую действительность. Поэтому и на укрепление государства, и на благо общества, и на авторитет политика, и на личное счастье индивида скорейшим образом повлияет разработка и реализация соответствующей семейной политики и составляющих ее «механизм» программ.

Сами же программы должны быть конкретными, с точно обозначенными целями, приоритетами, объектами и размерами финансирования, прогнозируемыми результатами и реальными сроками их достижения. В нашем случае это значит, что организационно-финансовые мероприятия наиболее целесообразно ориентировать не на семью вообще, а на такую семью, «вложения» в которую с наибольшей гарантией дадут максимальный положительный результат. А для этого необходимо решить, как минимум, три задачи: 1) сформировать критерии выделения таких семей; 2) создать методику их выявления; 3) и, наконец, выявить сами эти семьи.

Удовлетворительный подход к их решению может подсказать общепринятая система подбора и подготовки персонала. Как известно, здесь присутствует два основных направления: а) найм специалистов со стороны и б) подготовка их собственными силами. При этом предпочтение отдается найму, хотя он и обходится весьма дорого. Причины, обусловившие выбор в пользу найма, известны, выделим основные из них: 1 ) в итоге найм обходится дешевле; 2) нанятый специалист может сразу приступить к исполнению обязанностей без адаптационного периода;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.