Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ДЕТЕЙ РАС'

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ДЕТЕЙ РАС Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
237
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАССТРОЙСТВО АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА / АУТИЗМ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / НАРУШЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ / ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лепешев Дмитрий Владимирович, Калымова Асель Кайратовна

В настоящее время рост количества детей с диагнозом аутизм происходит во всех странах, поэтому изучение этой проблемы становится одной из самых актуальных проблем в области практической психологии. Причины возникновения диагноза аутизма, проблемы правильного постановки диагноза в раннем детстве и правильная организация коррекционно-развивающих мероприятий в настоящее время требуют глубокого изучения. Авторы статьи детализированно и комплексно охватывают теоретические и методолгические аспекты проблемы современного психолого-педагогического сопровождения родителей и детей РАС. Обращают внимание на развитие подготовки кадров в данном сигменте организации профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лепешев Дмитрий Владимирович, Калымова Асель Кайратовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PROBLEMS OF ORGANIZING PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT IN THE INCLUSIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF CHILDREN OF RACES

Currently, the growth of children diagnosed with autism shows in all countries, so the study of this problem is becoming one of the most urgent problems in the field of practical psychology. The causes of the diagnosis of autism, the problems of correct diagnosis in early childhood and the correct organization of corrective and developmental activities currently require in-depth study. The authors of the article cover in detail and comprehensively the theoretical and methodological aspects of the problem of modern psychological and pedagogical support for parents and children of ASD. Pay attention to the development of training in this segment of the organization of professional activities

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ДЕТЕЙ РАС»

УДК 378

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ДЕТЕЙ РАС

Лепешев Д.В., Калымова А.К. НАО Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. В настоящее время рост количества детей с диагнозом аутизм происходит во всех странах, поэтому изучение этой проблемы становится одной из самых актуальных проблем в области практической психологии. Причины возникновения диагноза аутизма, проблемы правильного постановки диагноза в раннем детстве и правильная организация коррекционно-развивающих мероприятий в настоящее время требуют глубокого изучения.

Авторы статьи детализированно и комплексно охватывают теоретические и методолгические аспекты проблемы современного психолого-педагогического сопровождения родителей и детей РАС. Обращают внимание на развитие подготовки кадров в данном сигменте организации профессиональной деятельности.

Ключевые слова: расстройство аутистического спектра, аутизм, психолого-педагогическое сопровождение, нарушения эмоционально-

коммуникативного развития, психо-эмоциональное выгорание.

MODERN PROBLEMS OF ORGANIZING PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT IN THE INCLUSIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF CHILDREN OF RACES

Lepeshev D.V., Kalymova A.K. NAO Kokshetau University named after Sh. Ualikhanov (Kokshetau, Republic of Kazakhstan)

Annotation: Currently, the growth of children diagnosed with autism shows in all countries, so the study of this problem is becoming one of the most urgent problems in the field of practical psychology. The causes of the diagnosis of autism, the problems of correct diagnosis in early childhood and the correct organization of corrective and developmental activities currently require in-depth study. The authors of the article cover in detail and comprehensively the theoretical and methodological aspects of the problem of modern psychological and pedagogical support for parents and children of ASD.

Pay attention to the development of training in this segment of the organization of professional activities.

Keywords: autism spectrum disorder, autism, psychological and pedagogical support, disorders of emotional and communicative development, psycho-emotional burnout.

Современное международное сообщество втревожено растущей динамикой заболеваемости детей расстройства аутистического спектра. Данная проблема активно исследуется в разных областях: медицины, психологии, педагогики. Многие врачи и психологи, психиатры во всем мире стремятся к сформулировать и довести до международного прогрессивного сообщества мысль о том, что люди, страдающие аутизмом, могут научиться жить равноправным гражданином общества.

В современной межуднародной научной литературе расстройства аутистического спектра часто обозначают, как аутизм.

2 апреля ежегодно отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма (World Autism Awareness Day). Он был установлен резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 2007 года, в которой была выражена обеспокоенность высокой численностью детей, страдающих аутизмом.

Появление термина «расстройства аутистического спектра», широко используемого сегодня для обозначения сборной группы детей с различными аутистическими проявлениями (от вызывающих серьёзные диагностические затруднения стёртых до тяжёлых дизонтогенетических), связано с распространением Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам 5 пересмотра (American Psychiatric Association, Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders / DSM-5 /, Fifth Edition, 2013) [1].

Как самостоятельное расстройство аутизм впервые был описан в 1942 году американским ученым Лео Каннером. В 1943 году сходные расстройства у старших детей описал австрийский ученый Ганс Аспергер , а в 1947 году - советский ученый Самуил Мнухин. Аутизмом страдают дети независимо от пола, расовой принадлежности или социально-экономического положения [2].

В настоящее время рост детей с диагнозом аутизм показывает во всех странах, поэтому изучение этой проблемы становится одной из самых актуальных проблем в области практической психологии. Причины возникновения диагноза аутизма, проблемы правильного постановки диагноза в раннем детстве и правильная организация коррекционно-развивающих мероприятий в настоящее время требуют глубокого изучения.

Аутизм - нарушение развития, связанное с изменениями работы мозга. Симптомы аутизма: повторяющееся поведение, сложности с коммуникацией, негативная реакция на изменения в привычном расписании и сложности с социальным взаимодействием [3].

Общие характеристики детей с расстройствами аутистического спектра таковы: плохой зрительный контакт, социальная отчуждённость, сложности со словесным выражением просьб, повторяющиеся слова или фразы, а также особая реакция на сенсорные стимулы.

Для аутизма в первую очередь характерны уникальные особенности в плане социального взаимодействия, сложности в повседневном общении и нестандартный способ обработки информации от органов чувств.

Одна из проблем детей и подростков с расстройствами аутистического спектра (РАС) заключается в том, что на их трудности и способности, которых им не хватает и которые требуют развития, часто постоянно обращают внимание. Однако у этих детей тоже есть свои сильные стороны, поэтому очень важно обращать внимание на их самооценку и подчеркивать, что у них получается хорошо, в чем они проявляют свои способности лучше всего. Основой для развития здоровой самооценки и уверенности в себе у ребенка с аутизмом является признание и укрепление его сильных сторон, интересов и талантов. Для этой цели вы можете использовать множество возможностей в своей повседневной жизни. Уделение внимания сильным сторонам ребенка с РАС может тем самым укрепить его уверенность в себе и способностях, а также укрепить его самооценку. Таким образом, чтобы повлиять на самооценку ребенка, педагогу-психологу нужно обратить внимание на его сильные стороны, поговорить и отметить моменты, когда ребенок справился даже с небольшой задачей [4].

Проблема аутизма стала актуальной и в Казахстане, рост числа детей, страдающих аутизмом, требует всестороннего рассмотрения этой проблемы и в нашей стране.

В целях выполнения Конституции Республики Казахстан [5] и констиуционных прав граждан Казахстана, а также опираясь на Конвенцию ООН о правах ребенка [6], принятую резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года, ратифицированную Правительством Республики

Казахстан в 1994 году, в соответствии с Закон Республики Казахстан от 8 августа 2002 года № 345 «О правах ребенка в Республике Казахстан» [7], поставлен вопрос социализации детей с врожденными пороками развития и их поддержки в обучении. На этой основе в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании» [8] от 27 июля 2007 года «Об образовании» (с поправками из Закона Республики Казахстан от 26 июня 2021 года № 56-УП «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам инклюзивного образования»): «Организации образования для обучения лиц (детей) с особыми образовательными потребностями адаптируют образовательные программы в соответствии с индивидуальными особенностями развития и потенциальными возможностями обучающихся и воспитанников», создаются специальные коррекционно-развивающие образовательные программы.

На сегодняшний день включение детей с особыми образовательными потребностями в систему социализации, обучения и воспитания является приоритетной задачей на уровне государства. В соответствии с поручением Министра образования и науки Республики Казахстан от 02 апреля 2022 года НАО Кокшетауским университетом им. Ш. Уалиханова учеными кафедры Педагогики и психологии, лаборатории «Педагогическая инноватика» взят курс на разработку элективных дисциплин для всех педагогических специальностей по изучению психолого -педагогического сопровождения в инклюзивной образовательной среде обучающихся с диагнозом РАС.

Мы считаем, что важно не только знать психологический характер аутистических проявлений, чтобы оказать правильную психологическую помощь обратившимся детям с диагнозом аутизм и их родителям, но и активно развивиать психолого-педагогическую поддержку данной категории граждан Казахстана.

Так, по данным Акмолинского областного управления образования, количество детей обучающихся в общеобразовательных школах области с диагнозом РАС имеет прогрессивную шкалу роста: 2017 год обучалось - 102 ребенка, 2018 год - 205 детей, 2019 год - 303 ребенка, 2020 год - 379 детей, 2021 год - 448 детей.

В научной работе авторского коллектива Демьянчука Л.Н., Демьянчука Р.В., Кац Е.Э. обратили внимание на ими выделенный обязательный компонент, который заключается в последовательной и грамотно организованной комплексной диагностики детей с РАС, которая по их мнению, является оценкой уровня сформированности и структурных особенностей речевого, когнитивного, эмоционального и личностного развития, что составляет основу для определения стратегии и содержания психолого-педагогического сопровождения ребёнка, включая обоснованный и индивидуализированный отбор коррекционных подходов и технологий, а также оптимального сочетания психологического, логопедического, социального и медицинского сопровождения [9].

Также, учеными лаборатории «Педагогическая инноватика» НАО КУ им. Ш. Уалиханова: Мурзиной С.А., Ескендировой С.Б., Лепешевым Д.В. [10-14], проведено исследование по выявлению особенностей психологического состояния родителей, воспитывающих детей с нарушением эмоционально-коммуникативного развития. На основании результатов исследований группа ученых разработала и уже внедряет через сайт для психолого-педагогического сопровождения родителей детей с нарушением эмоционально - коммуникативного развития методики для снятия психологического стресса у родителей.

В целях поддержки и развития и в соответствии с профессиональным стандартом педагога -психолога основной целью деятельности Служб психолого-педагогического сопровождения в организациях образования[15], работающего с детьми с РАС, является оказание психолого-педагогической помощи по сопровождению обучающихся с ООП, в том числе и учащихся данной категории, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, в их развитии и социальной адаптации.

Педагог-психолог, работающий с детьми с РАС должен владеть следующими методиками и технологиями:

- эмоционально-уровневый подход;

- DIR/FLOORTIME («Игровое время»);

- прикладной анализ поведения;

- программа TEACCH (Treatment and Education of Autistic and Related Communication Handicapped Children). Развитие межличностных отношений (РМО);

- коммуникационная система обмена изображениями - PECS;

- обладать знаниями работы по дисциплине Монтессори-педагогика;

- составление социальных историй.

Специалист, работающий с детьми с РАС должен иметь представление об особенностях данной категории детей и оказания им психолого-педагогической помощи, что предполагает стандарт «Педагога-психолога».

Педагог - психолог должен знать и уметь проводить качественный анализ нарушенного развития (подразумевает анализ трех групп феноменов - первично нарушенных функций, вторично задержанных и сохранных).

Хотелось бы отметить, что, исходя из вышесказанного, можно отметить, что на формирование адекватной самооценки ребенка с расстройствами аутистического спектра влияет окружение и грамотные специалисты, но в первую очередь влияет семья. Именно в семье формируется первое представление ребенка о себе, о себе как о личности, о своих внешних данных, оценка его личностных особенностей и способностей. Дальнейшая успешная социализация зависит от веры родителей в своего ребенка, подчеркивания его сильных сторон и способностей. Для того чтобы родители могли правильно и адекватно влиять на самооценку и дальнейшую социализацию ребенка с расстройствами аутистического спектра, важно сначала поддержать родителей, воспитывающих этого ребенка. Поскольку только психологически здоровый родитель может правильно повлиять на своего ребенка. Для этого важно оказывать организациям образования консультативную психолого-педагогическую помощь семьям, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра для формирования адекватной самооценки и социализации, в первую очередь, родителей, так как именно родители являются основным источником формирования самооценки и социализации ребенка.

Библиографический список

1. Мелешкевич О., Эрц Ю. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА): принципы коррекции проблемного поведения и стратегии обучения детей с расстройствами аутистического спектра и другими особенностями развития. - Самара: Издательский Дом «Бахрат-М», 2017. - 208 с.

2. Сопровождение, обучение и воспитание лиц с РАС: обзор зарубежного опыта /Под общей ред. СВ. Алехиной. - М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. - 321 с.

3. Аутизм /Под.ред. проф. Э.Г. Улумбекова. - М.: Гэотар-мед, 2002.

4. Хачанян З.Т. Психолого-педагогические рекомендации по работе с детьми с расстройством аутистического спектр: Методическая разработка. - Ставрополь, 2020. - 48 с.

5. Конституция Республики Казахстан (с изменениями и дополнениями по состоянию на 23.10.2019 года) [Электронный ресурс] https://adilet.zan.kz/rus/docs/k950001000

6. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Ратифицирована Правительством РК в 1994 году [Электронный ресурс] https://adilet.zan.kz/rus/docs/B940001400_#z0

7. Закон Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан» от 08.08.2002 года (с изменениями и дополнениями по состоянию на 12.10.2021 г.) [Электронный ресурс] https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z020000345

8. Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2022 г.) [Электронный ресурс] https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z070000319

9. Демьянчук Л.Н., Демьянчук Р.В., Кац Е.Э. Методические рекомендации по обеспечению комплексного сопровождения развития детей с расстройствами аутистического спектра в условиях непрерывного образования. - СПб., 2019. [Электронный ресурс] http://autismspb.ru/Innovacii/metodicheskie_rekomendacii_po_obespecheniju_komple.pdf

10. Лепешев Д.В. Современные проблемы инклюзивной культуры: вызовы времени. // Наука и реальность. -2021. - № 2(6). - С. 4-8.

11. Ескендирова С.Б., Лепешев Д.В. Аутизмi бар балаларды тэрбиелейтш ата-аналардьщ психологиялы; -педагогикалы; ерекшелiктерi. //Вестник Кокшетауского университета имени Ш. Уалиханова, серия ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. - 2021. - № 3. - С. 61-67.

12. Мурзина С.А., Ескендирова С.Б., Лепешев Д.В. Особенности психологического состояния родителей, воспитывающих детей с нарушением эмоционально-коммуникативного развития (анализ результатов исследования) // Наука и реальность. - 2021. - № 4(8). - С. 51 - 56.

13. Ескендирова С.Б., Лепешев Д.В. Анализ результатов исследования особенностей психологического состояния родителей, воспитывающих детей с нарушением эмоционально-коммуникативного развития. //Вестник Кокшетауского университета имени Ш. Уалиханова, серия ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ, 2021. - № 4. - С. 49-57.

14. Мурзина С.А., Ескендирова С.Б., Лепешев Д.В. Разработка и экспериментальная апробация сайта для психолого-педагогического сопровождения родителей детей с нарушением эмоционально -коммуникативного развития. // Наука и реальность. - 2022. - № 2(10). - С. 15 -23.

15. Об утверждении Правил психолого-педагогического сопровождения в организациях образования. Приказ МОН РК от 12 января 2022 года № 6 [Электронный ресурс] https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2200026513.

Лепешев Дмитрий Владимирович, кандидат педагогических наук, академик Академии педагогических наук Казахстана, ассистент профессора кафедры Педагогики и психологии, НАО Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

ORCID 0000-0002-9899-2831 е-mail: d_Lepeshev@mail.ru

Калымова Асель Кайратовна, доктор PhD, и.о. доцента кафедры Педагогики и психологии НАО Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

е-mail: aselkalymova@mail.ru

Дата поступления: 23.04.2022

© Лепешев Д.В., Калымова А.К., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.