Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ФИТНЕС-ПРОГРАММЫ И ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ В ПОДДЕРЖАНИИ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ'

СОВРЕМЕННЫЕ ФИТНЕС-ПРОГРАММЫ И ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ В ПОДДЕРЖАНИИ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА / СТУДЕНТЫ / СОВРЕМЕННЫЕ ФИТНЕС-ПРОГРАММЫ / ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенов А.В., Бакешин К.П., Москаленко И.С., Дудус А.Н.

Цель исследования - обосновать и проверить эффективность методики физической подготовки, построенной на основе современных фитнес-программ и дыхательных программ для поддержания умственной работоспособности будущих специалистов таможенной службы. Методика и организация исследования. В научном эксперименте приняли участие 50 обучающихся Санкт-Петербургского им. В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. В рамках исследования изучалось влияние регулярных занятий физической культурой с использованием комплексов упражнений из современных фитнес-программ (пилатеса, стретчинга, BodyBalance, Flex) и дыхательных практик на умственную работоспособность занимающихся. Для оценки умственной работоспособности использовались корректурные таблицы (кольца Ландольта) и тест умственной работоспособности и стрессоустойчивости. Результаты исследования и выводы. Анализ полученных в ходе эксперимента результатов показал динамику снижения умственного утомления после небольших нагрузок, а также возможность поддержания высокого уровня как физической, так и умственной работоспособности при регулярности и разнообразии предлагаемых физических упражнений. Установлено, что занятия по программе экспериментальной методики физической подготовки вызывают как срочный эффект, так и кумулятивный (отставленный) эффект повышения тренированности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семенов А.В., Бакешин К.П., Москаленко И.С., Дудус А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN FITNESS PROGRAMS AND BREATHING PRACTICES IN MAINTAINING THE MENTAL PERFORMANCE OF FUTURE CUSTOMS SERVICE SPECIALISTS

Objective of the study was to substantiate and test the effectiveness of the physical training methodology, built on the basis of modern fitness programs and breathing programs to maintain the mental performance of future customs service specialists. Methods and structure of the study. The scientific experiment was attended by 50 students of St. Petersburg. V.B. Bobkov branch of the Russian Customs Academy. As part of the study, the influence of regular physical education using sets of exercises from modern fitness programs (Pilates, stretching, BodyBalance, Flex) and breathing practices on the mental performance of those involved was studied. To assess mental performance, correction tables (Landolt rings) and a test of mental performance and stress tolerance were used. Results and conclusions. The analysis of the results obtained during the experiment showed the dynamics of reducing mental fatigue after small loads, as well as the possibility of maintaining a high level of both physical and mental performance with the regularity and variety of the proposed physical exercises. It has been established that classes according to the program of experimental methods of physical training cause both an urgent effect and a cumulative (delayed) effect of increasing fitness.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ФИТНЕС-ПРОГРАММЫ И ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ В ПОДДЕРЖАНИИ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ»

современные фитнес-программы и дыхательные практики в поддержании умственной работоспособности будущих специалистов таможенной службы

УДК/UDC 796.011

Информация для связи с автором: mironova.olga2014@gmail.com

Поступила в редакцию 09.01.2022 г.

Кандидат юридических наук, доцент А.В. Семенов1

Кандидат педагогических наук, доцент К.П. Бакешин1

Кандидат педагогических наук, доцент И.С. Москаленко2

Кандидат педагогических наук, доцент А.Н. Дудус1

1Санкт-Петербургский им. В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, Санкт-Петербург

2Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Санкт-Петербург

MÜDERN FiTNEss pRÜGRAMs AND BREATHiNG pRAOTicEs iN MAiNTAiNiNG THE MENTAL PERFÜMANCE ÜF FUTURE CUSTOMS SERViOE SPECiALiSTS

PhD, Associate Professor A.V. Semenov1 PhD, Associate Professor K.P. Bakeshin1 PhD, Associate Professor I.S. Moskalenko2 PhD, Associate Professor A.N. Dudus1

1 Bobkov Saint Petersburg branch of Russian Customs Academy, St. Petersburg

2 Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Saint Petersburg

Аннотация

Цель исследования - обосновать и проверить эффективность методики физической подготовки, построенной на основе современных фитнес-про-грамм и дыхательных программ для поддержания умственной работоспособности будущих специалистов таможенной службы. Методика и организация исследования. В научном эксперименте приняли участие 50 обучающихся Санкт-Петербургского им. В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. В рамках исследования изучалось влияние регулярных занятий физической культурой с использованием комплексов упражнений из современных фитнес-программ (пилатеса, стретчинга, BodyBalance, Flex) и дыхательных практик на умственную работоспособность занимающихся. Для оценки умственной работоспособности использовались корректурные таблицы (кольца Ландольта) и тест умственной работоспособности и стрессоустойчивости.

Результаты исследования и выводы. Анализ полученных в ходе эксперимента результатов показал динамику снижения умственного утомления после небольших нагрузок, а также возможность поддержания высокого уровня как физической, так и умственной работоспособности при регулярности и разнообразии предлагаемых физических упражнений. Установлено, что занятия по программе экспериментальной методики физической подготовки вызывают как срочный эффект, так и кумулятивный (отставленный) эффект повышения тренированности.

Ключевые слова: физическая подготовка, умственная работоспособность, таможенная служба, студенты, современные фитнес-программы, дыхательные практики.

Abstract

Objective of the study was to substantiate and test the effectiveness of the physical training methodology, built on the basis of modern fitness programs and breathing programs to maintain the mental performance of future customs service specialists.

Methods and structure of the study. The scientific experiment was attended by 50 students of St. Petersburg. V.B. Bobkov branch of the Russian Customs Academy. As part of the study, the influence of regular physical education using sets of exercises from modern fitness programs (Pilates, stretching, BodyBalance, Flex) and breathing practices on the mental performance of those involved was studied. To assess mental performance, correction tables (Landolt rings) and a test of mental performance and stress tolerance were used. Results and conclusions. The analysis of the results obtained during the experiment showed the dynamics of reducing mental fatigue after small loads, as well as the possibility of maintaining a high level of both physical and mental performance with the regularity and variety of the proposed physical exercises. It has been established that classes according to the program of experimental methods of physical training cause both an urgent effect and a cumulative (delayed) effect of increasing fitness.

Keywords: physical training, mental performance, customs service, students, modern fitness programs, breathing practices.

Введение. Федеральная таможенная служба предъявляет все больше требований к будущим сотрудникам, в связи с повышением напряженности и усложнением труда в условиях глобализации современной экономики [1, 3]. Специалист в области таможенного дела должен хорошо ориентироваться в юриспруденции, экономике и финансах, от него требуется поддержание высокого уровня умственной рабо-

тоспособности, при сохранении повышенных требований к развитию профессиональных и психофизических качеств, а также физической подготовленности [5].

По мнению специалистов по психологической работе, молодые сотрудники зачастую подвержены синдрому эмоционального выгорания, формирующегося как следствие эмоционального, физического и, что более важно, умственного

□ и

переутомления. Сами же молодые специалисты отмечают, что в первые месяцы наиболее сложным является поддержание умственной работоспособности в новых для них условиях, так как помимо запоминания и обработки поступающей информации, необходимо оперативно производить еще и умственные перестановки, и адаптацию уже имеющихся знаний.

Для борьбы с данным негативным явлением необходимо применение инновационных подходов к организации образовательного процесса, в том числе и в сфере физического воспитания студентов Федеральной таможенной службы Российской Федерации. Согласно исследованиям многих специалистов, процесс адаптации студентов к профессиональной деятельности можно сократить за счет применения специальных физических упражнений, лимитирующих деятельность функциональных систем, несущих основную нагрузку [4-6]. Физическая активность вызывает перестройку систем организма и его функций, воздействует на умственную работоспособность, внимание, оперативное мышление и объем переработанной информации и эффективность протекания других психических процессов. Непосредственное влияние физических нагрузок на умственную работоспособность неоднозначно, что и объясняет актуальность данного исследования.

Цель исследования - обосновать и проверить эффективность методики физической подготовки, построенной на основе современных фитнес-программ и дыхательных программ для поддержания умственной работоспособности будущих специалистов таможенной службы.

Методика и организация исследования. В научном эксперименте приняли участие 50 обучающихся по направлению подготовки специалистов 38.05.02 - «Таможенное дело» (очная форма обучения) 2016 г поступления, по 25 респондентов в экспериментальной и контрольной группах. Исследование проходило с февраля по апрель 2021 г Для оценки умственной работоспособности использовались корректурные таблицы (кольца Ландольта) и тест умственной работоспособности и стрессоустойчивости (ТУРС), позволяющие также определить степень утомления, концентрацию внимания и скорость работы в исследуемый отрезок времени.

Методика физической подготовки носит комплексную направленность и включает в себя следующие составные элементы:

• организационно-педагогические условия подготовки;

• программу дисциплины, содержащую в обязательном порядке упражнения для развития профессионально важных физических качеств, рекомендованные отделом физической подготовки Федеральной таможенной службы;

• дополнительные комплексы физических упражнений с элементами современных фитнес-программ (пилатеса, стретчинга, BodyBalance, Flex) и дыхательных практик, используемые в заключительной части занятия и регулярной самостоятельной двигательной активности в конце трудового дня.

Результаты исследования и их обсуждение. В ходе исследования было установлено, что с нарастанием умственного утомления в течение учебного дня увеличивает-

ся количество ошибок во второй части корректурного теста и снижается количество правильных ответов в ТУРС, что характеризуется изменением баланса возбуждения и торможения в деятельности второй сигнальной системы.

Анализ закономерностей адаптационных реакций и результатов исследования, полученных в ходе эксперимента, позволил выявить динамику снижения умственного утомления после небольших нагрузок, а также возможность поддержания высокого уровня как физической, так и умственной работоспособности при регулярности и разнообразии физической активности (см. таблицу). В то же время было выявлено, что увеличение интенсивности и объема нагрузки может не оказывать необходимого влияния при условии несоответствия подготовленности человека.

При анализе результатов ТУРС были выявлены наиболее типичные ошибки: в вопросах с определением количества фигур студенты не пытались разделить поле на абстрактные сектора, что занимало больше времени для подсчета; ограничение времени прохождения теста заставляло обучающихся переживать и способствовало снижению внимательности, так, не отмечались слова с утроенными, пропущенными или замененными на символ буквами.

В ходе исследования было установлено, что занятия по программе с экспериментальным содержанием и методикой физической подготовки вызывают как срочный эффект, так и кумулятивный (отставленный) эффект повышения тренированности. Например, студенты перед проведением ТУРС использовали дыхательные практики; те, кто сильно переживали, выполняли искусственную задержку дыхания в комфортной для них пропорции, а при выраженной апатии практиковали упражнения с учащенной частотой дыхания -капалабхати и бхастрику. Непосредственно после занятий студенты экспериментальной группы (ЭГ) в феврале 2021 г. повысили средний балл по всем исследуемым показателям, которые сохранились на протяжении нескольких недель и даже месяцев.

К концу марта достоверные различия в оценке исследуемых нормативов наблюдались: N - общее количество знаков в ЭГ составило 1048±34,9 элемента, а в КГ - 883±97,4; С - скорость переработки информации в ЭГ 2,14±0,10 бит/с, в КГ 1,49±0,11 бит/с. Также согласно опросам 87 % студентов ЭГ отмечали пролонгированное влияние физических упражнений и после занятий. Так, согласно опросу студентов ЭГ было выявлено, что после использования в заключительной части занятия упражнений из BodyBalance увеличение вовлеченности и активность на семинарских и практических занятиях отметили 38,5 % обучающихся, а после Flex или стретчинга - около 45 %, а также практически все отметили улучшение способности концентрировать свое внимание при выполнении контрольных и тестовых заданий. По статистическим данным учебного отдела, студенты ЭГ в среднем на 0,53 балла лучше сдали экзаменационную сессию, чем обучающиеся из КГ.

Вывод. Проведенное исследование позволило обосновать эффективность внедрения в образовательный процесс модели физической подготовки с включением

£ г. CL

ч—

О OJ и

2 CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Показатели умственной работоспособности будущих специалистов Федеральной таможенной службы в начале и конце исследования

№ Показатель Февраль 2021 Апрель 2021

ЭГ КГ ЭГ КГ

1 N - общее количество знаков, шт. 805,7± 17,1 761± 17,9 1331± 20,2 920± 98,8

2 С - скорость переработки информации, бит/с 1,38±0,32 1,26±0,3 2,40±0,04 1,54±0,14

3 А - показатель точности, баллы 0,93±0,05 0,89±0,14 0,99±0,01 0,89±0,06

4 Р - показатель продуктивности, баллы 707,4±138 718,4±194 1321±23,4 821±79,8

5 ТУРС, количество верных ответов из 40 вопросов за 3,5 мин, шт. 11,6±1,8 10,9±2,1 28,1±1,2 18,9±1,4

38

http://www.teoriya.ru

№4^ 2022 Апрель | April

комплексов упражнений из наиболее популярных современных фитнес-программ (пилатеса, стретчинга, BodyBalance, Flex) и дыхательных практик. Обнаружена прямая зависимость между нарастающим умственным утомлением в течение учебного дня и увеличением количества ошибок в предлагаемых тестах.

Полученные данные позволяют утверждать о положительном влиянии регулярной физической нагрузки небольшой интенсивности на изменение умственной работоспособности будущих специалистов Федеральной таможенной службы Российской Федерации. Изменения в изучаемых показателях наблюдались как сразу после серии занятий, так и на протяжении более длительного времени. Литература

1. Миронова О.В. Программа тренировок для девушек-первокурсниц, осваивающих раздел самостоятельной работы дисциплины «Физическая культура и спорт» / О.В. Миронова, К.В. Булавченко, А.В. Шаронова и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2021. - № 12. - С. 82-84.

2. Москаленко И.С. Методика совершенствования профессионально важных двигательных качеств будущих специалистов женского пола на основе профессиограммы / И.С. Москаленко, И.Н. Венедиктов, А.В. Шаронова и др. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 12 (202). - С. 242-247.

3. Токарева А.В. Формирование навыков организации самостоятельных аэробных тренировок у студентов вузов для успешной сдачи экзаменационной сессии / А.В. Токарева, О.В. Миронова, И.С. Москаленко и др. // Теория и практика физ. культуры. -2016. - № 9. - С. 12-15.

4. Токарева А.В. Изменение работоспособности в зависимости от способа выполнения общеразвивающих упражнений / А.В. Токарева // Современные научные исследования и инновации. -2013. - № 8 (28). - С. 28.

5. Ярчиковская Л.В. Управление предэкзаменационным состоянием студенток средствами и методами физического воспитания

/ Л.В. Ярчиковская, А.В. Шаронова, О.Н. Устинова и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2020. - № 6. - С. 29-31.

6. Ярчиковская Л.В. Место дыхательных упражнений в комбинированных оздоровительных программах / Л.В. Ярчиковская, Т.Е. Коваль, С.М. Лукина и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2017. - № 10. - С. 35-37.

References

1. Mironova O.V., Bulavchenko K.V., Sharonova A.V. et al. Programma trenirovok dlya devushek-pervokursnic, osvaivayushchih razdel sa-mostoyatelnoj raboty discipliny «Fizicheskaya kultura i sport» [The training program for first-year girls mastering the section of independent work of the discipline "Physical culture and sport"]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2021. No. 12. pp. 82-84.

2. Moskalenko I.S., Venediktov I.N., Sharonova A.V. et al. Metodika sovershenstvovaniya professionalno vazhnyh dvigatelnyh kachestv budushchih specialistov zhenskogo pola na osnove professiogrammy [Methods of improving the professionally important motor qualities of future female specialists based on the professiogram]. Uchenye za-piski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2021. No. 12 (202). pp. 242-247.

3. Tokareva A.V., Mironova O.V., Moskalenko I.S. et al. Formirovanie na-vykov organizacii samostoyatelnyh aerobnyh trenirovok u studentov vuzov dlya uspeshnoj sdachi ekzamenacionnoj sessii [Formation of the skills of organizing independent aerobic training among university students for the successful passing of the examination session]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2016. No. 9. pp. 12-15.

4. Tokareva A.V. Izmenenie rabotosposobnosti v zavisimosti ot sposoba vypolneniya obshcherazvivayushchih uprazhnenij [Changes in working capacity depending on the method of performing general developmental exercises]. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innova-cii. 2013. No. 8 (28). p. 28.

5. Yarchikovskaya L.V., Sharonova A.V., Ustinova O.N. et al. Upravlenie predekzamenacionnym sostoyaniem studentok sredstvami i meto-dami fizicheskogo vospitaniya [Management of the pre-examination state of female students by means and methods of physical education]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2020. No. 6. pp. 29-31.

6. Yarchikovskaya L.V., Koval T.E., Lukina S.M. et al. Mesto dyhatelnyh uprazhnenij v kombinirovannyh ozdorovitelnyh programmah [The place of breathing exercises in combined health programs]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2017. No. 10. pp. 35-37.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

блоковый вариант подготовки студентов-самбистов

Кандидат биологических наук, профессор С.М. Воронин1 С.А. Зверев2

1Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, Ярославль

2Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, Санкт-Петербург

УДМ^С 796.015

Ключевые слова: блоковая подготовка, студенты-самбисты, соревнования.

Введение. В спортивной практике существует достаточно много способов периодизации тренировки. Работа со студентами имеет свои особенности: совмещение напряженной учебы с большими физическими нагрузками, сочетание расписания занятий с календарем состязаний и т.п. [1].

Блоковая система предполагает решение определенных задач в каждом блоке. Особенности этого вида подготовки опробованы нами на студентах-самбистах ЯрГУ им. П. Г. Демидова.

Цель исследования - научно обосновать методику блоковой тренировки студентов-самбистов.

Методика исследования. В ходе педагогического эксперимента проводились многолетние наблюдения студентов-самбистов и проверка метода блоковой подготовки на самбистах вуза.

Результаты исследования и их обсуждение. Апробация блоковой тренировки студентов-самбистов проводилась на базе ЯрГУ им. П. Г. Демидова. Блоки представляют собой определенный вид подготовки.

BLOCK VARiANT OF TRAiNiNG SAMBO STUDENTS

PhD, Associate Professor S.M. Voronin1 S.A. Zverev2

1P.G. Demidov Yaroslavl State University, Yaroslavl 2State Marine Technical University, St. Petersburg

Поступила в редакцию 22.03.2022 г.

Так, блок беговой тренировки включает в себя беговые упражнения различные по интенсивности; силовой блок состоит из упражнений со своим весом и отягощением; технический блок - отработки бросков 1-, 2-, 3-й очереди и т.п.

Всего опробовано 8-10 блоков, которые использовались в соответствии с календарем соревнований. После ответственных стартов целесообразно использовать восстановительный блок (медикаменты, массаж, водные процедуры и т.п.).

Выводы. Использование блоковой подготовки студентов-самбистов дало положительный результат (I командное место на Всероссийских студенческих соревнованиях). Данный вид планирования тренировок очень удобен при подготовке к ответственным стартам. Варьируя блоками в соответствии с календарем соревнований и учебным планом, тренер может вести целенаправленное подведение студентов спортсменов к ответственным стартам.

Литература

1. Иссурин Б.Б. Блоковая периодизация спортивной тренировки. -

2010. - 283 с.

Информация для связи с автором: vsm@uniyar.ac.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.