Научная статья на тему 'Фитнес как средство формирования у студентов моделей гендерного поведения и здорового образа жизни'

Фитнес как средство формирования у студентов моделей гендерного поведения и здорового образа жизни Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1401
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИТНЕС / ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИИ / ВАЛЕОЛОГИЯ / ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ГЕНДЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ФЕМИННОСТЬ / МАСКУЛИННОСТЬ / FITNESS / FITNESS TECHNOLOGY / VALEOLOGY / GENDER SOCIALIZATION / GENDER BEHAVIOR / FEMININITY / MASCULINITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозова Лада Владимировна, Кирьянова Людмила Александровна

В статье рассматривается проблема использования фитнес-программ на занятиях по физической культуре в РАНХиГС. Тренировочные занятия, построенные на стандартных общеразвивающих упражнениях, не нравятся современным молодым людям, так как однообразная физическая нагрузка, не соответствующая их психическим особенностям, не приносит им эмоционального и физического удовлетворения. На сегодняшний день наиболее высокий рейтинг среди студенческой молодежи имеют уроки с фитнес-направленностью. Фитнес как дисциплина изучения в вузе представляет собой комплекс мероприятий. В нем используются силовые, аэробные тренировки; тренировки на развитие гибкости (стретчинг); для занятий характерны широкий спектр используемых физических упражнений, связь двигательной активности с музыкой. Кроме силовых тренировок общий фитнес включает формирование представлений о полноценном здоровом питании и ведении здорового образа жизни. Спортивным центром ≪Виктория≫ совместно с кафедрой физической культуры СЗИУ РАНХиГС были введены в практику регулярные занятия фитнесом среди девушек-студенток во внеучебное время. Результаты трехлетней работы секции по фитнесу позволили сделать вывод о том, что фитнес-тренировки обладают высоким коэффициентом полезного действия. О положительном эффекте фитнес-программ также свидетельствуют результаты анкетирования, проведенного авторами статьи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морозова Лада Владимировна, Кирьянова Людмила Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fitness as Tool of Formation with Students Models of Gender Behavior and a Healthy Lifestyle

In article the problem of use of fitness programs on classes in physical culture in North-West Institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration is considered. The training occupations constructed on standard all-developing exercises, aren’t pleasant to modern young people as the monotonous physical activity not corresponding to their mental features, doesn’t bring them emotional and physical satisfaction. Today among student’s youth lessons with a fitness orientation have the highest rating. Fitness as the discipline of studying in higher education institution represents a complex of actions. In it power, aerobic trainings are used; trainings on flexibility development (stretching); for occupations the wide range of used physical exercises is characteristic; communication of physical activity with music. Except power trainings, the general fitness includes formation of ideas of a good healthy nutrition and maintaining a healthy lifestyle. The sports center ≪Victoria≫ together with chair of physical culture of North-West Institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration entered into practice regular occupations by fitness among girls students in nonlearning time. Results of three years’ work of section on fitness allowed to draw a conclusion that fitness trainings possess high efficiency. Results of the questioning which has been carried out by authors of article also testify to a positive effect of fitness programs

Текст научной работы на тему «Фитнес как средство формирования у студентов моделей гендерного поведения и здорового образа жизни»

3

Л. В. Морозова L. V. Morozova

Л. А. Кирьянова L. A. Kiryanova

Фитнес как средство формирования у студентов моделей гендерного поведения и здорового образа жизни

Fitness as Tool of Formation with Students Models of Gender Behavior and a Healthy Lifestyle

Морозова Лада Владимировна Morozova Lada Vladimirovna

Северо-Западный институт управления — North-West Institute of Management —

филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) branch of the Russian Presidential Academy of National

Старший преподаватель кафедры физической Economy and Public Administration (Saint-Petersburg)

культуры Assistant Professor of the Chair of Physical Training

lada-69@inbox.ru lada-69@inbox.ru

Кирьянова Людмила Александровна Kiryanova Ludmila Alexandrovna

Северо-Западный институт управления — филиал North-West Institute of Management — branch РАНХиГС (Санкт-Петербург) of the Russian Presidential Academy of National Economy

Доцент кафедры физической культуры and Public Administration (Saint-Petersburg)

Кандидат педагогических наук, доцент Associate Professor of the Chair of Physical Training

ludasport@mail.ru PhD in Pedagogic, Associate Professor

ludasport@mail.ru

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

фитнес, фитнес-технологии, валеология, гендерная социализация, гендерное поведение, феминность, маскулинность

KEY WORDS

fitness, fitness technology, valeology, gender socialization, gender behavior, femininity, masculinity

РЕФЕРАТ

В статье рассматривается проблема использования фитнес-программ на занятиях по физической культуре в РАНХиГС.

Тренировочные занятия, построенные на стандартных общеразвивающих упражнениях, не нравятся современным молодым людям, так как однообразная физическая нагрузка, не соответствующая их психическим особенностям, не приносит им эмоционального и физического удовлетворения. На сегодняшний день наиболее высокий рейтинг среди студенческой молодежи имеют уроки с фитнес-направленностью.

Фитнес как дисциплина изучения в вузе представляет собой комплекс мероприятий. В нем используются силовые, аэробные тренировки; тренировки на развитие гибкости (стретчинг); для занятий характерны широкий спектр используемых физических упражнений, связь двигательной активности с музыкой. Кроме силовых тренировок общий фитнес включает формирование представлений о полноценном здоровом питании и ведении здорового образа жизни.

Спортивным центром «Виктория» совместно с кафедрой физической культуры СЗИУ РАНХиГС были введены в практику регулярные занятия фитнесом среди девушек-студенток во внеучебное время. Результаты трехлетней работы секции по фитнесу позволили сделать вывод о том, что фитнес-тренировки обладают высоким коэффициентом полезного действия.

О положительном эффекте фитнес-программ также свидетельствуют результаты анкетирования, проведенного авторами статьи.

ABSTRACT 3

In article the problem of use of fitness programs on classes in physical culture in North-West Insti- J tute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and o Public Administration is considered. ®

The training occupations constructed on standard all-developing exercises, aren't pleasant to Q-modern young people as the monotonous physical activity not corresponding to their mental fea- ^ tures, doesn't bring them emotional and physical satisfaction. Today among student's youth lessons m with a fitness orientation have the highest rating. q

Fitness as the discipline of studying in higher education institution represents a complex of ac- ^ tions. In it power, aerobic trainings are used; trainings on flexibility development (stretching); for lq occupations the wide range of used physical exercises is characteristic; communication of physical 0 activity with music. Except power trainings, the general fitness includes formation of ideas of a good healthy nutrition and maintaining a healthy lifestyle.

The sports center «Victoria» together with chair of physical culture of North-West Institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration entered into practice regular occupations by fitness among girls students in nonlearn-ing time. Results of three years' work of section on fitness allowed to draw a conclusion that fitness trainings possess high efficiency.

Results of the questioning which has been carried out by authors of article also testify to a positive effect of fitness programs.

Известно, что ежедневные многочасовые академические и самостоятельные занятия, сидение за компьютером вынуждают студентов вести малоподвижный образ жизни. Результатом негативного влияния фактора гиподинамии становится все возрастающий разрыв между достижениями студентов в освоении профессии и ухудшением состояния их здоровья. Поэтому для студента очень важно уделять своему физическому состоянию должное внимание и систематически заниматься спортом.

Однако тренировочные занятия, построенные на подвижных играх и стандартных общеразвивающих упражнениях, которые проходят по традиционной программе физического воспитания и напоминают уроки в средней школе, не нравятся современным молодым людям. Однообразная физическая нагрузка, не соответствующая их психическим особенностям, не приносит им двигательной радости. Это способствует негативно-скептическому отношению к такому предмету, как физическая культура, в вузе вообще и снижает посещаемость занятий. Зачастую студенты отрицательно оценивают подобные занятия, так как не получают физического удовлетворения от рутинных движений, которые не соответствуют их эмоциональному на-

строю. В связи с этим в работе со студентами становится особенно значимым поиск новых современных форм их оздоровления, приобщения к здоровому образу жизни, повышения уровня их физической активности.

Для того чтобы заинтересовать студентов, заставить их целенаправленно заниматься физической культурой, необходимо идти в ногу со временем: использовать современные направления физической культуры, применять новые методики ведения занятий. Представляется, что универсальным видом двигательной активности, привлекательной для современной молодежи, является фитнес. Уроки с фитнес-направленно-стью на сегодняшний день имеют наиболее высокий рейтинг среди студенческой молодежи, регулярные же занятия им позволяют увеличить эмоциональный фон, плотность и эффективность процесса обучения в целом.

Само понятие «фитнес» происходит от английского глагола ^ be fit ^г — «быть в форме, быть бодрым, здоровым». В современном фитнесе существует множество направлений: аэробика, степ-аэробика, фитбол, слайд-аэробика, тай-бо, пилатес, йога, аква-аэробика, шейпинг и т. д. Термин «фитнес» в различных источниках трактуется по-разному и имеет

з несколько значений. В специальной ли-о_ тературе разделяют понятия физическо-§ го и общего фитнеса. Физический фит-£ нес — это «оптимальное состояние по-^ казателей здоровья, дающих возможность ° иметь высокое качество жизни» [4, с. 10]. о Он подразделяется на фитнес оздоро-^ вительный, направленный на достижение ш и поддержание физического благополучия и снижение риска развития заболеваний, и на спортивно-ориентированный фитнес, направленный «развитие способностей к решению двигательных и спортивных задач на достаточно высоком уровне» [Там же]. Кроме того, выделяют общий фитнес — «оптимальное качество жизни, включающее социальные, умственные, духовные и физические компоненты» [Там же], который более всего ассоциируется с нашими представлениями о здоровье и здоровом образе жизни. Таким образом, в русском языке слово «фитнес» приобрело целый ряд значений.

Не умаляя значимости спортивного фитнеса, так привлекающего молодых людей сегодня, представляется, что в учебных заведениях основной упор необходимо делать именно на фитнес общий, обеспечивающий разностороннее физическое развитие человека, укрепление и поддержание его здоровья.

Фитнес как предмет преподавания и дисциплина изучения в вузе представляет собой некий комплекс мероприятий. В нем используются силовые тренировки (как правило, с отягощениями или на тренажерах), которые направлены на укрепление и формирование мышечного корсета; аэробные или кардио-тренировки, улучшающие деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем; тренировки на развитие гибкости (стретчинг) [2]. Для занятий фитнесом характерны широкий спектр используемых физических упражнений (с предметами, с отягощениями, на тренажерах и т. д.), функциональная связь двигательной активности с музыкой, высокая эмоциональность занятий. Кроме силовых тренировок, общий фитнес включает основы валеологии — формирование

у студента представлений о полноценном здоровом питании и ведении здорового образа жизни [См.: 1]. Фитнес, как никакое другое направление, дает молодому человеку возможность творческого самовыражения, а также способствует приобретению им специальных знаний и умений по самоконтролю.

Важен фитнес и еще в одном аспекте — гендерном. Известно, что пол человека является его важнейшей природной характеристикой,которая определяет не только особенности физического функционирования индивида, спектр его возможностей в процессе осуществления жизнедеятельности, но и его социальную роль, модели его поведения в обществе. Между тем сегодня специалисты с тревогой констатируют негативную тенденцию к нарастанию у подрастающего поколения противоположных их полу качеств: развития феминности (женских качеств) у мужчин и мускулинности (мужских качеств) у женщин. Поэтому сегодня от преподавателя физической культуры, помимо всего прочего, требуется еще и выработка таких методик преподавания, которые бы способствовали формированию стереотипов мужского и женского поведения. Физическая культура, безусловно, достаточно мощное средство гендерной социализации; с помощью подбора средств физкультурной деятельности закрепляются модели поведения и личностные качества молодого человека, формирующие гендер [3, с. 129-130].

Фитнес, безусловно, способствует формированию моделей мужского и женского поведения: силовые тренировки и занятия на тренажерах популярны среди юношей, между тем как аэробика, фит-бол, степ-аэробика, пилатес, аквааэро-бика, шейпинг являются типично женскими направлениями.

По данным психологов, у юношей потребность в двигательной активности выше, чем у девушек; они хотят быть сильными, мужественными, выносливыми, при этом их интересует то, что углубляет и развивает уже имеющиеся у них навыки и имеет выраженную конкретную

о

ш

ш

О

Скорее да, чем нет

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос о введении фитнес-программ

в учебный процесс

направленность. Девушки более эмоциональны, у них ярче выражена потребность в эстетической направленности занятий физической культурой, они предпочитают упражнения, связанные с музыкой, пластикой, артистичностью. Учитывая гендерные особенности при выполнении одних и тех же движений, у юношей следует обращать внимание на четкость, ритмичность, затраты дополнительных усилий, а у девушек на пластичность, выразительность, грациозность.

Предполагаем, что использование фит-нес-программ повысит интерес к занятиям по физической культуре, а также улучшит основные показатели физической подготовленности. Спортивным центром «Виктория» совместно с кафедрой физической культуры СЗИУ РАНХиГС были введены в практику регулярные занятия фитнесом среди девушек-студенток во внеучебное время. При этом была поставлена задача исследования возможностей использования различных направлений оздоровительной аэробики для студентов, а также задача оценки эффективности использования фитнес-про-грамм при организации учебного процесса. По результатам трехлетней работы секции по фитнесу уже можно сделать вывод о том, что фитнес-тренировки обладают высоким коэффициентом полез-

ного действия. У студенток, занимающихся в секции, были выявлены повышение иммунитета (снижение заболеваемости), улучшение функционирования сердечнососудистой, дыхательной и нервной систем; также занятия положительно повлияли на развитие физических качеств: общую выносливость, силу, ловкость, гибкость.

Авторами статьи было проведено исследование в форме анкетирования среди студентов с целью определения их отношения к введению фитнес-про-грамм на занятиях по физической культуре. В исследовании приняло участие 128 человек, ограничением при выборе респондентов стала гендерная характеристика (только девушки). Анкетирование показало, что студентки с большим удовольствием посещают занятия, получают положительные эмоции и оптимальную физическую нагрузку.

На рис. 1 изображена диаграмма, характеризующая отношение студенток к введению в учебный процесс фитнес-программ. Распределение мнений очевидно: 64% респондентов безусловно хотели бы, чтобы на занятиях по физической культуре использовались фитнес-программы, так как занятия способствуют нормализации жизненно важных функций организма, развивают и укрепляют

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос о выборе фитнес-программ в рамках учебной программы

все мышечные группы, формируют правильную осанку и повышают мотивацию к регулярным физическим занятиям.

На рис. 2 видно, какие направления фитнеса более привлекательны для девушек и вызывают в рамках учебной дисциплины «Физическая культура» наибольший интерес. Лидирующую позицию (48%) заняла танцевальная аэробика. Занятия аэробикой привлекают девушек тем, что они проходят под современную музыку, развивают пластику и гибкость, формируют красивую фигуру и характеризуются повышенным эмоциональным фоном. На второе место студентки поставили фитбол (42%). Занятия на специальных мячах в щадящем для позвоночника режиме укрепляют весь мышечный корсет и тренируют вестибулярный аппарат. 34% респондентов хотели бы заниматься степ-аэробикой. Эти занятия характерны высокой интенсивностью, способствуют развитию координации, выносливости, укреплению мышц ног и ягодичных мышц. На тренажерах предпочитают заниматься 25% девушек — те, которые более физически подготовлены. Стретчингом и йогой готовы заниматься 23% и 18% соответственно. Эти фитнес-программы позволяют познавать свое тело, чувствовать его. Занятия проходят под спокойную, медитирующую музыку.

В процессе анкетирования были названы и другие позитивные черты фитнеса. Выяснилось, что систематические занятия им помогают студенткам успешно преодолевать физическое напряжение и стрессы; повышать творческую активность и работоспособность; формировать и совершенствовать физические качества, умения и навыки; развивать гибкость и формировать правильную осанку; гармонично развивать основные мышечные группы; контролировать вес; преодолевать страх и стеснительность, беспокойство за свой внешний вид, повышая при этом самооценку. Также было отмечено, что во время занятий никто не сидит на скамейке с освобождением, так как занятия по аэробике, фитболу, степ-аэробике, шейпингу, стретчингу проводятся в формате нон-стоп с музыкальным сопровождением.

Таким образом, мы пришли к выводу, что ведение занятий с использованием фитнес-программ внесет разнообразие в учебный процесс, а это, в свою очередь, повысит уровень физической подготовленности студентов и интерес к занятиям в рамках учебной дисциплины «Физическая культура» СЗИУ. Кроме того, использование фит-нес-технологий в учебном процессе поможет студентам в правильном вы-

боре досуга с использованием столь популярных сегодня средств фитнеса. Ну и, конечно, фитнес как современная форма физического воспитания в СЗИУ должен быть направлен на выработку

здорового образа жизни, формирование правильных моделей гендерного поведения, воспитание активной позиции личности в достижении ею гармоничного развития.

Литература

1. Вайнер Э. Н. Валеология: Учебник для вузов. М.: Флинта; Наука, 2005.

2. Девис Б. Фитнес: Мини-энциклопедия / Пер. с англ.; Под ред. Т. Казьминой. М.: Олимп, 2000. 79 с.

3. Слепова Л. Н., Хаирова Т. Н., Дижонова Л. Б. Гендерный подход к физическому воспитанию студентов // Современные наукоемкие технологии. 2010. № 5. С. 129-130.

4. Хоули Э. Т., Френкс Б. Д. Руководство инструктора оздоровительного фитнеса. Киев, 2004.

о

ш

ш

О

References

1. Viner E. N. Valeology. The textbook for higher education institutions. M.: Flint; Science, 2005.

2. Devis B. Fitnes: Mini-encyclopaedia / Translation from English; Under the editorship of. T. Kazmina. M.: Olympus, 2000. 79 p.

3. Slepova L. N., Hairova T. N., Dizhonova L. B. Gender approach to physical training of students // Modern knowledge-intensive technologies. 2010. N 5. P. 129-130.

4. Howley E. T., Franks B. D. Guide of the instructor of health fitness. Kiev, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.