Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ'

МОДЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
35
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / БАЗОВЫЕ АДАПТИВНЫЕ УСТАНОВКИ / ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА / СТУДЕНТЫ / МЕТОДИКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Миронова О. В., Шаронова А. В., Ярчиковская Л. В., Устинова О. Н.

Цель исследования - обосновать модель физической подготовки будущих специалистов таможенной службы с использованием элементов фитнес-программ с акцентом на развитие профессионально важных физических качеств, повышение умственной работоспособности и психоэмоционального состояния. Методика и организация исследования. В рамках решения задач исследования на протяжении всего периода обучения (с 2016 по 2021 г.) проводился анализ динамики уровня физической подготовленности, умственной работоспособности и психоэмоционального состояния 50 обучающихся Санкт-Петербургского им. В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. Результаты исследования и выводы. В результате эксперимента была разработана и апробирована модель физической подготовки будущих специалистов Федеральной таможенной службы Российской Федерации. Модель объединила в себе организационно-педагогические условия ее эффективного функционирования, уровни адаптации к профессиональной деятельности и непосредственно средства физической культуры, выбранные с учетом профессиограммы для занятий со студентами экспериментальной группы. Эффективность разработанной модели подтверждают не только данные о приросте уровня физической подготовленности и уровня психоэмоционального состояния, но и процент выпускников, оставшихся в профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Миронова О. В., Шаронова А. В., Ярчиковская Л. В., Устинова О. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF PHYSICAL TRAINING OF FUTURE SPECIALISTS OF THE CUSTOMS SERVICE

Objective of the study was to substantiate the model of physical training of future customs service specialists using elements of fitness programs with an emphasis on the development of professionally important physical qualities, increasing mental performance and psycho-emotional state. Methods and structure of the study. As part of solving the research problems throughout the entire period of study (from 2016 to 2021), an analysis was made of the dynamics of the level of physical fitness, mental performance and psycho-emotional state of 50 students of the St. V.B. Bobkov branch of the Russian Customs Academy. Results and conclusions. As a result of the experiment, a model of physical training of future specialists of the Federal Customs Service of the Russian Federation was developed and tested. The model combines the organizational and pedagogical conditions for its effective functioning, the levels of adaptation to professional activities and directly the means of physical culture, chosen taking into account the professiogram for classes with students of the experimental group. The effectiveness of the developed model is confirmed not only by the data on the increase in the level of physical fitness and the level of psycho-emotional state, but also by the percentage of graduates who remained in the profession.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ»

модель физическом подготовки Будущих специалистов таможенной службы

УДК/UDC 796.011

Поступила в редакцию 11.02.2022 г.

Информация для связи с автором: [email protected]

Кандидат педагогических наук, доцент О.В. Миронова1, 3

Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Шаронова2

Кандидат педагогических наук, доцент Л.В. Ярчиковская3

Кандидат педагогических наук, доцент О.Н. Устинова4

1Санкт-Петербургский им. В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, Санкт-Петербург

2Российский государственный гидрометеорологический университет, Санкт-Петербург

3Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург 4Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург

MODEL OF PHYSiCAL TRAINiNG FOR FUTURE SPECiALiSTS OF THECUSTOMS SERViCE

PhD, Associate Professor O.V. Mironova1, 3 PhD, Associate Professor A.V. Sharonova2 PhD, Associate Professor L.V. Yarchikovskaya3 PhD, Associate Professor O.N. Ustinova4

1 Bobkov Saint Petersburg branch of Russian Customs Academy, St. Petersburg

2 Russian State Hydrometeorological University, St. Petersburg

3 Saint Petersburg State University, St. Petersburg

4 Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

Аннотация

Цель исследования - обосновать модель физической подготовки будущих специалистов таможенной службы с использованием элементов фитнес-программ с акцентом на развитие профессионально важных физических качеств, повышение умственной работоспособности и психоэмоционального состояния.

Методика и организация исследования. В рамках решения задач исследования на протяжении всего периода обучения (с 2016 по 2021 г.) проводился анализ динамики уровня физической подготовленности, умственной работоспособности и психоэмоционального состояния 50 обучающихся Санкт-Петербургского им. В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии.

Результаты исследования и выводы. В результате эксперимента была разработана и апробирована модель физической подготовки будущих специалистов Федеральной таможенной службы Российской Федерации. Модель объединила в себе организационно-педагогические условия ее эффективного функционирования, уровни адаптации к профессиональной деятельности и непосредственно средства физической культуры, выбранные с учетом профессиограммы для занятий со студентами экспериментальной группы. Эффективность разработанной модели подтверждают не только данные о приросте уровня физической подготовленности и уровня психоэмоционального состояния, но и процент выпускников, оставшихся в профессии.

Ключевые слова: физическая подготовка, базовые адаптивные установки, таможенная служба, студенты, методика.

Abstract

Objective of the study was to substantiate the model of physical training of future customs service specialists using elements of fitness programs with an emphasis on the development of professionally important physical qualities, increasing mental performance and psycho-emotional state. Methods and structure of the study. As part of solving the research problems throughout the entire period of study (from 2016 to 2021), an analysis was made of the dynamics of the level of physical fitness, mental performance and psycho-emotional state of 50 students of the St. V.B. Bobkov branch of the Russian Customs Academy.

Results and conclusions. As a result of the experiment, a model of physical training of future specialists of the Federal Customs Service of the Russian Federation was developed and tested. The model combines the organizational and pedagogical conditions for its effective functioning, the levels of adaptation to professional activities and directly the means of physical culture, chosen taking into account the professiogram for classes with students of the experimental group. The effectiveness of the developed model is confirmed not only by the data on the increase in the level of physical fitness and the level of psycho-emotional state, but also by the percentage of graduates who remained in the profession.

Keywords: physical training, basic adaptive attitudes, customs service, students, methodology.

Введение. Современные требования, предъявляемые к поступлению на государственную службу, а также характер

и условия труда становятся все более напряженными и сложными по содержанию [1, 3]. Профессия таможенного инспек-

тора предъявляет не только высокие требования к уровню развития профессиональных качеств, психофизических особенностей личности, но и к определенному уровню развития физических способностей. Профессиональная деятельность специалиста-таможенника, реализующего организаторскую и технологическую функции, требует формирования определенных базовых адаптивных установок, сенсомоторной координации, а также способности к быстрому овладению новыми типами технических устройств, сопровождающихся нестереотипными двигательными действиями. Следствием этого важную роль приобретает поддержание физической работоспособности и умение корректировать свое эмоциональное напряжение в сложных служебных ситуациях [6-7]. В связи с данными показателями, можно судить о необходимости изменения требований к подготовке будущих таможенников. Согласно исследованиям многих специалистов, именно на занятиях по дисциплинам «Физическая культура и спорт» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту» происходит формирование базовых адаптивных установок, позволяющих сократить сроки профессиональной адаптации, улучшить физическую подготовленность как основу работоспособности за счет более быстрого освоения профессионально важных двигательных качеств [1-4, 8, 9].

Цель исследования - обосновать модель физической подготовки будущих специалистов таможенной службы с использованием элементов фитнес-программ с акцентом на развитие профессионально важных физических качеств, повышение умственной работоспособности и улучшение психоэмоционального состояния.

Методика и организация исследования. В эксперименте приняли участие 50 девушек, поступивших на первый курс по направлению подготовки специалистов 38.05.02 -«Таможенное дело» (очная форма обучения).

В рамках решения задач нашего исследования на протяжении всего периода обучения проводился анализ динамики уровня физической подготовленности, умственной работоспособности и психоэмоционального состояния обучающихся Санкт-Петербургского им. В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. В исследовании приняли участие 50 студенток 2016 года поступления, по 25 респондентов в экспериментальной и контрольной группах.

Динамика обучения прослеживалась с 2016 по 2021 г. по следующим показателям: прыжок в длину с места, бег на 30 и 500 метров, подтягивание в висе с опорой, бросок

Модель физической подготовки будущих специалистов Федеральной таможенной службы Российской Федерации

мяча из-за головы, статическое удержание полуприседа, наклон вперед из положения стоя (гибкость), индекс Гарвардского степ-теста (ИГСТ), опросник САН (методика и диагностика самочувствия, активности и настроения) и тест на оптимизм-пессимизм (по Р. С. Немову).

Результаты исследования и их обсуждение. При разработке модели физической подготовки будущих специалистов Федеральной таможенной службы Российской Федерации (см. рисунок), были учтены:

• специфика профессиональной деятельности таможенного инспектора (трудности и опасности в трудовой деятельности);

• уровни адаптации к профессиональной деятельности;

• физические качества, необходимые таможенному инспектору согласно профессиограмме;

• особенности организационно-педагогических условий при реализации программ дисциплин «Физическая культура и спорт» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту» в Санкт-Петербургском имени В. Б. Бобкова филиале Российской таможенной академии.

Анализ специальной литературы по проблеме исследования показал, что физическая подготовка студентов не должна сводиться лишь к развитию профессионально важных физических качеств, целесообразно влиять и на психофизическую подготовленность к будущей профессиональной деятельности. Основу подготовительной и основной частей занятия составили упражнения и комплексы, предусмотренные программой физической подготовки сотрудников, рекомендованной отделом физической подготовки Федеральной таможенной службы. Дополнительно часть упражнений были адаптированы с учетом профессиограммы.

Согласно проведенному опросу обучающихся, многие хотели улучшить гибкость и подвижность в суставах, научиться быстро и эффективно снимать мышечное и эмоциональное напряжение, а также бороться с утомляемостью и потерей концентрации внимания во время работы в сложных профессиональных ситуациях. С учетом предъявляемых требований для заключительной части занятия были выбраны элементы из фитнес-йоги, пилатеса, стретчинга, BodyBalance, а также различные дыхательные практики. Комплексам упражнений, основанным на представленных фитнес-программах, в конце каждого занятия уделялось не менее 20-30 мин. Они рекомендовались к ежедневному выполнению в домашних условиях в конце трудового дня.

По данным проведенного опроса, наиболее популярными оказались дыхательные практики, в частности искусственная задержка дыхания в пропорциях 1:2:2:2 (реже 1:4:2:2) зачастую использовалась девушками во время аудиторных занятий и на рабочем месте во время производственной практики, как способ регуляции психоэмоционального напряжения. В дни без занятий физической культурой в домашних условиях 87 % опрошенных девушек из экспериментальной группы регулярно выполняли комплексы из стретчинга и фитнес-йо-ги, по их мнению, упражнения из этих фитнес-программ позволяли им сконцентрироваться на себе и своих ощущениях, не концентрировать внимание на переживаниях и расслабиться, а также улучшить физическую форму.

В 2016 г. с целью определения исходного уровня физической подготовленности обучающихся было проведено первичное тестирование, контрольные упражнения выполнялись также в конце каждого года обучения. Для большей наглядности эффективности разработанной модели физической подготовки будущих специалистов таможенной службы в таблице представлены полученные данные в контрольной (п=25)

№4 • 2022 Апрель | Арп!

http://www.teoriya.ru

Динамика уровня физической подготовленности и умственной работоспособности студенток экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ)

Показатель 1-й семестр обучения 10-й семестр обучения

ЭГ КГ ЭГ КГ

Прыжок в длину с места, см 173,4± 9,9 172,2± 8,5 190,9± 7,4 169,8± 6,3

Бег на 30 м, с 5,3±0,4 5,4±0,3 4,93±0,6 5,39±0,3

Бег на 500 м, с 120,1±2,6 119,6±2,5 110,7±1,9 115,1±2,2

Подтягивание в висе с опорой за 10 с, раз 5,3±1,4 5,0±1,4 7,25±1,4 4,75±0,8

Бросок мяча из-за головы (3 кг), см 459±84,3 456±84,3 587,3±89,2 483±82,6

Статическое удержание полуприседа, с 38,5±3,2 33±3,4 49±4,3 32±4

Гибкость, см 10±3 8,4±3,2 13,3±3,9 7,6±2,8

ИГСТ, баллы 62,4±2,7 57±2,7 74,3±2,3 58,4±2,5

□ и

£ г. CL

ч—

о

0J и

CL ' -о с га

О (U .с I-

и экспериментальных (n=25) группах за первый и последний годы обучения.

Результаты анализа опроса студентов экспериментальной группы по методике САН в начале первого года обучения выявили плохое самочувствие и настроение у 68,9 % респондентов. Они связывали это с адаптацией к новому коллективу, месту обучения и требованиям, предъявляемым к ним. Уже к концу первого семестра данный процент снизился до 45,7, а первая производственная практика способствовала ухудшению самочувствия и настроения, но большая часть обучающихся, принявших участие в исследовании, отмечали, что навыки саморегуляции психоэмоционального состояния посредством дыхательных упражнений позволили им меньше реагировать на стрессовые ситуации в профессиональной деятельности. Согласно результатам теста на оптимизм, в начале занятий доля оптимистов составляла 35 %, в конце исследования - 63 0%, пик данного показателя приходился на конец 3-го курса - 91 %. Снижение процента оптимистов в конце 5-го курса мы связываем с переживаниями по поводу предстоящей итоговой государственной аттестации, защиты диплома и непосредственно трудоустройством. Таким образом, психоэмоциональное состояние человека изменяется на протяжении всей жизни под влиянием множества факторов, которым при определенных навыках можно противостоять.

Вывод. Уровень физической и психоэмоциональной подготовленности будущего специалиста Федеральной таможенной службы Российской Федерации так же важен, как и уровень его специальной подготовленности. Таким образом, консолидация организационно-педагогических условий подготовки и поэтапная адаптация к профессиональной деятельности на занятиях физической культурой с элементами фитнес-йоги, пилатеса, стретчинга, BodyBalance и комплексов дыхательных упражнений в модель физической подготовки будущих специалистов таможенной службы способствовали неоспоримому положительному эффекту.

Литература

1. Бакаев В.В. Структура педагогической модели адаптации будущих специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях к профессиональной деятельности / В.В. Бакаев, А.В. Токарева // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. - 2016. - № 8 (88). - С. 53-55.

2. Бакешин К.П. Наглядно-образное моделирование как метод обучения студентов двигательным спортивным навыкам / К.П. Бакешин // Теория и практика физ. культуры. - 2020. - № 12. - С. 49-51.

3. Болотин А.Э. Организационно-педагогические условия, необходимые для эффективного формирования личностных качеств у специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях на этапе адаптации к профессиональной деятельности в вузе / А.Э. Болотин, А.В, Токарева // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. - 2013. - Т. 8. - № 1. -С. 166-167.

4. Вольский В.В. Физическая подготовка сотрудников федеральной службы исполнения наказаний на этапе реформирования /

В.В. Вольский, К.П. Бакешин, А.Е. Батурин // Теория и практика физ. культуры. - 2016. - № 7. - С. 47-49.

5. Лобанов Ю.Я. Методика тренировки студентов с низким уровнем физической подготовленности / Ю.Я. Лобанов, В.Н. Коваленко, О.В. Миронова и др. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 2 (156). - С. 126-130.

6. Прохорова И.В. Методика физической подготовки будущих специалистов таможенного дела / И.В. Прохорова, Г.А. Дзержинский, С.Г. Дзержинский // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - №3 (121). - С. 113-118.

7. Токарева А.В. Изменение работоспособности в зависимости от способа выполнения общеразвивающих упражнений / А.В. Токарева // Современные научные исследования и инновации. -

2013. - № 8 (28). - С. 28.

8. Эльмурзаев М.А. Построение моделей физической рекреации: инновационный вектор развития / М.А. Эмульзиев, И.А. Панченко // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 3. - С. 47-48.

9. Эльмурзаев М.А. Социокультурный потенциал физической рекреации / М.А. Эльмурзаев // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 2. - С. 52-54.

References

1. Bakaev V.V., Tokareva A.V. Struktura pedagogicheskoj modeli adap-tacii budushchih specialistov po zashchite v chrezvychajnyh situaci-yah k professionalnoj deyatelnosti [The structure of the pedagogical model of adaptation of future specialists in emergency situations protection to professional activities]. Novaya nauka: Teoreticheskij i prakticheskij vzglyad. 2016. No. 8 (88). pp. 53-55.

2. Bakeshin K.P. Naglyadno-obraznoe modelirovanie kak metod obu-cheniya studentov dvigatelnym sportivnym navykam [Visual-figurative modeling as a method of teaching students motor sports skills]. Teo-riya i praktika fiz. kultury. 2020. No. 12. pp. 49-51.

3. Bolotin A.E., Tokareva A.V. Organizacionno-pedagogicheskie us-loviya, neobhodimye dlya effektivnogo formirovaniya lichnostnyh kachestv u specialistov po zashchite v chrezvychajnyh situaciyah na etape adaptacii k professionalnoj deyatelnosti v vuze [Organizational and pedagogical conditions necessary for the effective formation of personal qualities in emergency protection specialists at the stage of adaptation to professional activity at the university]. Zdorove - os-nova chelovecheskogo potenciala: problemy i puti ih resheniya. 2013. Vol. 8. No. 1. pp. 166-167.

4. Volsky V.V., Bakeshin K.P., Baturin A.E. Fizicheskaya podgotovka sotrudnikov federalnoj sluzhby ispolneniya nakazanij na etape re-formirovaniya [Physical training of employees of the federal penitentiary service at the stage of reform]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2016. No. 7. pp. 47-49.

5. Lobanov Yu.Ya., Kovalenko V.N., Mironova O.V. et al. Metodika tre-nirovki studentov s nizkim urovnem fizicheskoj podgotovlennosti [Training methodology for students with a low level of physical fitness]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2018. No. 2 (156). pp. 126-130.

6. Prokhorova I.V., Dzerzhinsky G.A., Dzerzhinsky S.G. Metodika fizicheskoj podgotovki budushchih specialistov tamozhennogo dela [Methods of physical training of future customs specialists]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2015. No. 3 (121). pp. 113-118.

7. Tokareva A.V. Izmenenie rabotosposobnosti v zavisimosti ot sposoba vypolneniya obshcherazvivayushchih uprazhnenij [Changes in working capacity depending on the method of performing general developmental exercises]. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innova-cii. 2013. No. 8 (28). p. 28.

8. Emulzaev M.A., Panchenko I.A. Postroenie modelej fizicheskoj rek-reacii: innovacionnyj vektor razvitiya [Building models of physical recreation: an innovative vector of development]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. No. 3. pp. 47-48.

9. Elmurzaev M.A. Sociokulturnyj potencial fizicheskoj rekreacii [Socio-cultural potential of physical recreation]. Teoriya i praktika fiz. kultury.

2014. No. 2. pp. 52-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.