Научная статья на тему 'ПРОГРАММА ТРЕНИРОВОК ДЛЯ ДЕВУШЕК-ПЕРВОКУРСНИЦ, ОСВАИВАЮЩИХ РАЗДЕЛ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ»'

ПРОГРАММА ТРЕНИРОВОК ДЛЯ ДЕВУШЕК-ПЕРВОКУРСНИЦ, ОСВАИВАЮЩИХ РАЗДЕЛ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВУШКИ-ПЕРВОКУРСНИЦЫ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ЗДОРОВЬЕ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миронова О. В., Булавченко К. В., Шаронова А. В., Кипрушина И. И.

Цель исследования - обоснование эффективности включения в раздел самостоятельной работы дисциплины «Физическая культура и спорт», разработанной программы тренировок для девушек первого года обучения. Методика и организация исследования. Проведен анализ уровня физической и функциональной подготовленности девушек-первокурсниц из Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, Санкт-Петербургского государственного университета, Российского государственного гидрометеорологического университета и Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. Динамика прослеживалась с 2018 по 2020 г. по следующим показателям: антропометрические измерения, индекс Гарвардского степ-теста, пробы Ромберга, Штанге и Генча, результаты двигательных тестов (контрольных упражнений). Результаты исследования и выводы. В результате эксперимента была разработана и апробирована программа тренировок, включающая систему оздоровительных упражнений. Формирование установки на самосовершенствование позволило девушкам более тщательно подойти к изучению новых комплексов упражнений, выбору интересных средств физической культуры и достичь регулярности в дополнительных занятиях во внеаудиторное время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Миронова О. В., Булавченко К. В., Шаронова А. В., Кипрушина И. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-RELIANT TRAINING MODEL FOR BEGINNER FEMALE STUDENTS IN PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS DISCIPLINE

Objective of the study was to test benefits of a self-reliant training model for the first-year female students in Physical Education and Sports discipline. Methods and structure of the study. We sampled for the physical and functional fitness tests the beginner female students from V.B. Bobkov Saint Petersburg branch of the Russian Customs Academy, St. Petersburg State University, Russian State Hydrometeorological University and Herzen State Pedagogical University of Russia. The physical fitness / functional fitness progress of the sample in 2018 through 2020 was tested by anthropometrics; Harvard step test; Romberg test; Stange-Gench Breath-Holding Test and standard motor skills tests. Results and conclusion. The self-reliant training model testing experiment showed benefits of the new model with wellness practices making a special emphasis on the progress mindsets. The girls were enthusiastic in the physical education practices showing a special interest in the extracurricular physical education elements of individual appeal and motivations for self-reliant physical/ health practices.

Текст научной работы на тему «ПРОГРАММА ТРЕНИРОВОК ДЛЯ ДЕВУШЕК-ПЕРВОКУРСНИЦ, ОСВАИВАЮЩИХ РАЗДЕЛ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ»»

программа тренировок для девушек-первокурсниц, осваивающих раздел самостоятельной работы дисциплины «физическая культура и спорт»

УДК/UDC 796.011.3

Поступила в редакцию 15.07.2021 г.

Информация для связи с автором: [email protected]

Кандидат педагогических наук, доцент О.В. Миронова1, 2 К.В. Булавченко2

Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Шаронова3 Кандидат педагогических наук, доцент И.И. Кипрушина4

Фоссийская таможенная академия, Санкт-Петербург 2Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург 3Российский государственный гидрометеорологический университет, Санкт-Петербург

4Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

SELF-RELIANT TRAINING MODEL FOR BEGINNER FEMALE STUDENTS IN PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS DISCIPLINE

PhD, Associate Professor O.V. Mironova1, 2 K.V. Bulavchenko2

PhD, Associate Professor A.V. Sharonova3 PhD, Associate Professor I.I. Kiprushina4

1 Russian Customs Academy, St. Petersburg

2 Saint Petersburg State University, Saint Petersburg

3 Russian State Hydrometeorological University, St. Petersburg

4 Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

Аннотация

Цель исследования - обоснование эффективности включения в раздел самостоятельной работы дисциплины «Физическая культура и спорт», разработанной программы тренировок для девушек первого года обучения. Методика и организация исследования. Проведен анализ уровня физической и функциональной подготовленности девушек-первокурсниц из Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, Санкт-Петербургского государственного университета, Российского государственного гидрометеорологического университета и Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. Динамика прослеживалась с 2018 по 2020 г. по следующим показателям: антропометрические измерения, индекс Гарвардского степ-теста, пробы Ромберга, Штанге и Генча, результаты двигательных тестов (контрольных упражнений).

Результаты исследования и выводы. В результате эксперимента была разработана и апробирована программа тренировок, включающая систему оздоровительных упражнений. Формирование установки на самосовершенствование позволило девушкам более тщательно подойти к изучению новых комплексов упражнений, выбору интересных средств физической культуры и достичь регулярности в дополнительных занятиях во внеаудиторное время.

Ключевые слова: девушки-первокурсницы, физическое развитие, здоровье, оздоровительные фитнес-технологии.

Abstract

Objective of the study was to test benefits of a self-reliant training model for the first-year female students in Physical Education and Sports discipline. Methods and structure of the study. We sampled for the physical and functional fitness tests the beginner female students from V.B. Bobkov Saint Petersburg branch of the Russian Customs Academy, St. Petersburg State University, Russian State Hydrometeorological University and Herzen State Pedagogical University of Russia. The physical fitness / functional fitness progress of the sample in 2018 through 2020 was tested by anthropometrics; Harvard step test; Romberg test; Stange-Gench Breath-Holding Test and standard motor skills tests. Results and conclusion. The self-reliant training model testing experiment showed benefits of the new model with wellness practices making a special emphasis on the progress mindsets. The girls were enthusiastic in the physical education practices showing a special interest in the extracurricular physical education elements of individual appeal and motivations for self-reliant physical/ health practices.

Keywords: first-year female students, physical education, health, wellness fitness technologies.

Введение. В современных условиях урбанизации жизнедеятельности человека важным фактором приспособле-

ния является формирование базовых адаптивных установок, ориентированных на поддержание здорового образа

82

http://www.teoriya.ru

№12^ 2021 Декабрь | December

жизни в мегаполисе. Перед преподавателями физической культуры и специалистами в этой области на этапе, когда общество находится в состоянии «новой реальности», наиболее важной задачей является сохранение и укрепление здоровья молодежи [1]. Решение данной проблемы основано, прежде всего, на формировании в студенческой среде активности, направленной не только на искоренение вредных привычек, но и на заботу о состоянии своего здоровья и физического развития, что и объясняет актуальность темы исследования, особенно в период вынужденного дистанционного обучения и восстановления после него.

Цель исследования - обосновать эффективность включения в раздел самостоятельной работы дисциплины «Физическая культура и спорт», разработанной программы тренировок для девушек первого года обучения.

Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие 300 девушек, поступивших на первый курс по направлению подготовки бакалавров 38.03.01 -«Экономика» (очная форма обучения).

В рамках решения задач исследования на протяжении 2018-2020 гг. проводился мониторинг физического развития и подготовленности, а также состояния здоровья первокурсниц перечисленных в аннотации вузов. Для получения объективных данных в начале первого года обучения с будущими экономистами проводились антропометрические измерения (длина и масса тела, окружность: грудной клетки, талии, бедер), пробы Ромберга, Штанге и Генча, а также индекс Гарвардского степ-теста. А девушки 2018 года поступления на протяжении трех курсов обучения в начале осеннего семестра сдавали контрольные упражнения.

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты мониторинга физического развития и здоровья будущих экономистов свидетельствуют об устойчивой тенденции снижения исследуемых показателей на протяжении трех наборов первокурсников. Анализируя показатели функционирования сердечно-сосудистой системы, важно отметить, что значения частоты сердечных сокращений и артериального давления находятся в пределах нормы, но по показателям индекса Гарвардского степ-теста (ИГСТ), выявлен невысокий уровень адаптоспособности к работе циклического характера. Аналогичная ситуация была отмечена и в результатах пробы Ромберга (усложненной) и при выполнении функциональных проб с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.

Для более ясной картины нами были проанализированы результаты заключений спортивных врачей ведущих университетов. Так, по годам поступления от 13 до 20 % студенток по состоянию здоровья были направлены на занятия лечебной физической культурой, порядка 80-87 % допущены к занятиям на базе университетов, но из них еще 25-33 % имеют отклонения в состоянии здоровья и им были рекомендованы оздоровительные занятия физической культурой.

В рамках исследования для получения более объективной картины был проведен анализ уровня физической подготовленности девушек-первокурсниц 2018 г. поступления. На протяжении трех лет обучения в начале осеннего семестра девушки сдавали контрольные нормативы. Полученные данные свидетельствует о том, что к третьему курсу обучения отмечается снижение результатов практически в выполнении всех рассматриваемых нами упражнений. Огромную роль в этом играет снижение уровня двигательной актив-

ности в связи с уменьшением до двух академических часов в неделю практических занятий по физической культуре и возрастающими учебными нагрузками по профилирующим дисциплинам, а в 2020 г. еще и локдауном и последующим дистанционным форматом обучения.

Для выбора направления практических занятий среди студенток СПбРТА, СПбГУ, РГГМУ и РГПУ, обучающихся на первом курсе по направлению подготовки бакалавров 38.03.01 -«Экономика» (очная форма обучения), проводился опрос, по результатам которого наибольший интерес был проявлен к фитнес-йоге, дыхательным практикам и пластической гимнастике в двух направлениях - калланетика и антистресс.

Таким образом, в нашем случае, мы предлагаем консолидацию выбранных фитнес-технологий в оздоровительную программу, являющуюся одной из частей самостоятельной работы в рамках освоения дисциплины «Физическая культура и спорт». Выбор количества упражнений и темпа их выполнения ориентирован на придание занятию оздоровительного характера. Представленные упражнения оказывают положительное воздействие на все системы организма и его более успешную адаптацию к неблагоприятным условиям жизнедеятельности.

Учитывая опыт многих исследователей, нами была разработана программа тренировок для девушек-первокурсниц на месяц (см. рисунок). Данная программа включалась в раздел самостоятельной работы по дисциплине «Физическая культура и спорт» и повторялась в период всего освоения дисциплины.

Фитнес-йога, как рекреативно-оздоровительный вид деятельности, в разработанной программе тренировок была направлена на формирование специфических координаци-

Мотивы, выбранные студентками для дополнительных заняпш фшнческон культурен

Улучшить СБОЮ физическую подготовленность (563 %) Достичь определенных спортивных результатов (63 %) Улучшить СБОЮ физическую форму (28:1 %) Друга е: втом числен псих олсгичес кие (9,4%)

Программа занятой на месяц

Продолжительность занятия: 90 мин. Периодичность занятий: 2 раза б неделю (одно в первую половину дня. второе-вечером) Пульсовой режим: Подготовительная изаклкяигелшая части занятия ЧСС не превышага 115-120 ул. Мин. В основной части: ри нагрузке средней интешивности - 125-140 уд..мин: при высотой интенсивности ЧСС не более 145-160 уд. мин.

1-я неделя 2-я незеля 3-я неделя 4-я неделя

• Фитнес-йога «Приветствие Солнцу) 3-4 раза; • комплекс упражнений калланетики для мышц пресса; • комплекс асан на вестибулярную \стойчивость • Комплекс «Приветствие Солнцу» 4-6 раза; • комплекс калланетики для мышц КОЙ и спины: • столб с веревками, цапля, роли 1ц сфинкс и кобра • Танцевальная аэробика; • Калгане тика (весь комплекс); • АПГ • Танцевальная аэробира; • калланетика (весь кем плеве У или комплекс по системе Пилатес с 4 недели занятий

• АПГ; • натовские дыхательные практики • Танцевальная аэробика: • АПГ; • Бодифлекс с упражнениями на растяжку • АПГ; • комплекс асан на вестибулярную устойчивость • фитнес-йога: • йсговские дыхательные практики

Индикатор ы д остнжен ня

Двигательные тесты на определение уровня физической подготовпенн ости Двигательные тесты по выбранной специ ализац ии График изменения ИМГ. индекса тали я бедра, индекса крепости телосложения Опросник БЕ-Зб. САН ндр

Программа тренировок для девушек-первокурсниц на месяц

№12 • 2021 Декабрь | December

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

онных навыков (способность к ориентированию в пространстве; способность к быстрому реагированию; способность к перестроению двигательной деятельности; способность к поддержанию равновесия; статокинетическая устойчивость) и развитию гибкости [4-6]. По мнению девушек, наиболее эффективными оказались следующие упражнения и асаны: столб с веревками, цапля, ролик, сфинкс и кобра.

Снятию умственного утомления и напряжения, способствовала АПГ - антистрессовая пластическая гимнастика. Комплекс упражнений обусловлен релаксирующим характером и оказывает положительное влияние на регуляцию систем организма. Все упражнения АПГ динамического характера, плавные, со сменой режимов напряжения и расслабления мышц, с элементами «скручивания» и «раскручивания». Многие обучающиеся отметили, что в данном виде оздоровительных занятий их привлекло использование «мыслеобразов», позволяющих испытать различные чувства. Положительный эффект от регулярного выполнения комплекса был выявлен при стрессовых состояниях (особенно предэкзаменационной лихорадке), вегетососудистой дисто-нии и остеохондрозе.

Девушки-первокурсницы высоко оценили влияние калла-нетики. Калланетика - это пластическая гимнастика, разновидность фитнеса, основанная на сокращении и растяжении глубоких мышц. «Гимнастика неудобных поз» выполняется в медленном, спокойном формате. 92,3 % девушек отметили снижение веса (индекс Кетле у девушек 2020 г поступления в конце эксперимента снизился до 23,5+0,27) и улучшение форм своего тела после регулярных выполнений даже сокращенных комплексов из данной системы упражнений.

Проанализировав работы В. И. Григорьева (2016) и других исследователей о роли дыхательных практик в оздоровительных программах, нами были выбраны упражнения из йоги и гимнастика «Бодифлекс» [2, с. 67; 3, с. 118; 7]. Все девушки, принимавшие участие в эксперименте, подтвердили, что правильное дыхание и комплексы упражнений позволили им избавиться от депрессии в осен-не-весенний период, быстро успокоиться в стрессовых ситуациях, снять усталость после загруженного учебного дня. 23,5 % студенток утверждали, что вместо утренней зарядки стали включать гимнастику «Бодифлекс», из них 42,9 %о отметили, что уже через месяц регулярных занятий они заметили ощутимый результат, также произошли достоверные изменения в показателях проб Штанге и Генча (время задержки дыхания на вдохе увеличилось до 29,3+1,47 с, а на выдохе - до 20,8+1,73 с).

Вывод. Таким образом, комплексирование фитнес-йо-ги, антистрессовой пластической гимнастики, калланетики и различных дыхательных практик в программу тренировок способствовало неоспоримому оздоровительному эффекту от использования физических упражнений в рамках самостоятельной работы во время освоения дисциплины «Физическая культура и спорт». Литература

1. Болотин А.Э. Организационно-педагогические условия, необходимые для эффективного формирования личностных качеств у специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях на этапе адаптации к профессиональной деятельности в вузе / А.Э. Болотин, А.В, Токарева // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. - 2013. - Т. 8. - № 1. - С. 166-167.

2. Григорьев В.И. Дыхательные гимнастики на занятиях физической культурой со студентами специальной медицинской группы

/ В.И. Григорьев, О.В. Миронова, А.В. Токарева и др. // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 2 (132). - С. 67-71. Миронова О.В. Модель построения программы занятий по физической культуре со студентами специальной медицинской группы на основе дыхательной гимнастики BODYFLEX / А.В. Токарева, О.В. Миронова, О.В. Пристав и др. // Международный журнал «Путь науки». - 2015. - № 2 (12). - С. 117-120. Токарева А.В. Фитнес-йога на занятиях по физической культуре со студентами специальной медицинской группы / А.В. Токарева // Социально-педагогические аспекты физического воспитания молодежи: сборник научных трудов III Международной науч.-практ. конференции. - 2015. - С. 233-236. Шаронова А.В. Использование йоги в целенаправленной вестибулярной тренировке студенток строительного факультета на занятиях по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре и спорту» / А.В. Шаронова, Н.С. Лешева, В.Г. Кривощеков // Физическая культура в системе профессионального образования: идеи, технологии и перспективы. Сборник материалов IV всероссийской научно-практической конференции. - 2019. -С. 31-35.

Ярчиковская Л.В. Включение современных фитнес-технологий в академические занятия по физической культуре / Л.В. Ярчиковская, А.В. Токарева, О.В. Миронова // Физическая культура и спорт в системе образования России: инновации и перспективы развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - СПб: Золотое сечение, 2015. - С. 189-192. Ярчиковская Л.В. Место дыхательных упражнений в комбинированных оздоровительных программах / Л.В. Ярчиковская, Т.Е. Коваль, С.М. Лукина и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2017. - № 10. - С. 35-37.

References

Bolotin A.E., Tokareva A.V. Organizatsionno-pedagogicheskie us-loviya, neobkhodimye dlya effektivnogo formirovaniya lichnostnykh kachestv u spetsialistov po zashchite v chrezvychaynykh situatsiyakh na etape adaptatsii k professionalnoy deyatelnosti v vuze [Organizational-educational conditions necessary for effective building of personal qualities in specialists in protection in emergency situations at stage of adaptation to professional academic performance]. Zdoro-vye - osnova chelovecheskogo potentsiala: problemy i puti ikh resh-eniya. 2013. V. 8. No. 1. pp. 166-167.

Grigorev V.I., Mironova O.V., Tokareva A.V. et al. Dykhatelnye gim-nastiki na zanyatiyakh fizicheskoy kulturoy so studentami spetsialnoy meditsinskoy gruppy [Respiratory gymnastics in physical education classes with special health group students]. Uchenye zapiski un-ta im. P.F. Lesgafta. 2016. No. 2 (132). pp. 67-71. Mironova O.V., Mironova O.V., O.V. Pristav et al. Model postroeniya programmy zanyatiy po fizicheskoy kulture so studentami spetsialnoy meditsinskoy gruppy na osnove dykhatelnoy gimnastiki BODYFLEX [Model of design of physical education training program for special health group students based on BODYFLEX breathing exercises]. International journal «Put nauki». 2015. No. 2 (12). pp. 117-120. Tokareva A.V. Fitnes-yoga na zanyatiyakh po fizicheskoy kulture so studentami spetsialnoy meditsinskoy gruppy [Fitness yoga at physical education classes with special health group students]. Sotsialno-pedagogicheskie aspekty fizicheskogo vospitaniya molodezhi [Socio-pedagogical aspects of physical education of young people]. Proc. III International research-practical conference. 2015. pp. 233-236. Sharonova A.V., Lesheva N.S., Krivoshchekov V.G. Ispolzovanie yogi v tselenapravlennoy vestibulyarnoy trenirovke studentok stroitelnogo fakulteta na zanyatiyakh po distsipline «Elektivnye kursy po fiziches-koy kulture i sportu» [Yoga in targeted vestibular training of Civil Engineering Faculty female students at classes in Elective courses in physical education and sports]. Fizicheskaya kultura v sisteme pro-fessionalnogo obrazovaniya: idei, tekhnologii i perspektivy [Physical education in professional education system: ideas, technologies and prospects]. Proc. IV national research-practical conference. 2019. pp. 31-35.

Yarchikovskaya L.V., Tokareva A.V., Mironova O.V. Vklyuchenie sovre-mennykh fitnes-tekhnologiy v akademicheskie zanyatiya po fiziches-koy kulture [Inclusion of modern fitness technologies in academic physical education classes]. Fizicheskaya kultura i sport v sisteme obrazovaniya Rossii: innovatsii i perspektivy razvitiya [Physical education and sports in Russian education system: innovations and development prospects]. Proc. national research-practical conference. St. Petersburg: Zolotoe sechenie publ., 2015. pp. 189-192. Yarchikovskaya L.V., Koval T.E., Lukina S.M., Ustinova O.N Mesto dykhatelnykh uprazhneniy v kombinirovannykh ozdorovitelnykh pro-grammakh [Role of breathing exercises in combined health programs]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2017, no. 10, pp. 35-37.

http://www.teoriya.ru

№12^ 2021 Декабрь | December

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.