диагностика физического состояния студентов как определяющий фактор подбора средств физкультурно-оздоровительных технологий
УДК/UDC 796.01
Поступила в редакцию 04.09.2020 г.
Информация для связи с автором: [email protected]
Кандидат педагогических наук, доцент Н.Н. Венгерова1 Т.М. Пискун1
Доктор педагогических наук, профессор В.А. Щеголев1
Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Мухина1
1 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург
new physical training and health improvement model for
UNIVERSITY STUDENTS BASED ON pHYSICALITY AND FUNCTIONALITY TESTS
PhD, Associate Professor N.N. Vengerova1 T.M. Piskun1
Dr. Hab., Professor V.A. Shchegolev1 PhD, Associate Professor A.V. Mukhina1
1 Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg
Аннотация
Цель исследования - на основе комплексного подхода к оценке физического и функционального состояния студентов определить средства физкультурно-оздоровительных технологий в условиях вуза. Методика и организация исследования. По результатам обязательного медицинского осмотра студентов младших курсов (п=370) Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого выявлены молодые люди с отклонениями в состоянии здоровья и сформированы учебные специальные медицинские группы (СМГ) по физической культуре. Использование известных методик определения уровня физического развития (антропометрические показатели) и показателей проявления физических качеств (сила, выносливость, гибкость, координационные способности) позволили определить соответствие возрастно-половым нормам развития организма студентов. Исходя из общепринятых рекомендаций, для работы со студентами различных нозологических групп на практических занятиях использовались доступные средства физкультурно-оздоровительных технологий (ФОТ).
Результаты исследования и выводы. По результатам медицинского осмотра определено, что наибольшее число студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, относятся к группе с проблемами опорно-двигательного аппарата. При нормальном уровне физического развития практически все студенты (девушки и юноши) 17-18 лет, обучающиеся в специальных медицинских группах, имеют низкий уровень физической и функциональной подготовленности. Использование адаптированных средств физкультурно-оздоровительных технологий студентами СМГ с учётом заболеваний позволило повысить показатели физической подготовленности и работоспособности.
Ключевые слова: оценка, показатели физической подготовленности, студенты, соответствие половозрастным нормам развития, коррекция.
Annotation
Objective of the study was to design, based on the students' physicality and functionality tests, and test benefits of a new special health group-specific physical training and health model.
Methods and structure of the study. We sampled the 17-18 year old students of the St. Petersburg Polytechnic University's Institute of Mechanical Engineering, Materials and Transport ((n=148) and Institute of Computer Science and Technology (n=64), and used the standard medical examination reports to qualify them for the special health groups for academic Physical Education service. The physical development of the sample was rated by the traditional anthropometrics method, functionality tests and physical fitness tests versus the age- and gender-specific standards. The group physical training and health service was customized to the nosological groups (diagnoses).
Results and conclusion. Based on the entrance medical examination reports, most of the unhealthy sample was attributed to special health groups. The 1718 year old sample was generally tested within the age- and gender-specific standards albeit low physical fitness and functionality test rates. The special health group sample was trained as required by the new physical training and health model of our design customizable to the actual somatic health issues -and the post-experimental tests found the model being beneficial as verified by the significant progress of the girls and boys special health groups in the physicality and functionality tests - versus the traditionally trained control special health groups that demonstrated poorer progresses in the tests.
Keywords: tests, physical fitness, physical activity, university students, physical development, functionality, anthropometrics, age- and gender-specific standards, physical training and health model, special health groups, physical education.
Введение. В настоящее время многие специалисты высшей школы отмечают низкий уровень соматического здоровья студентов, что определяется как наследственными факторами, так и приобретёнными заболеваниями в период обучения в средней школе [1, 6, 7].
Объём суточной двигательной активности студента не соответствует физиологической норме, что негативно сказывается на функционировании организма и снижает его защитные функции. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что количество студентов с отклонениями
№ 12 • 2020 Декабрь | December
http://www.teoriya.ru
в состоянии здоровья значительно (до 30,0 %) и неуклонно увеличивается [4, 5].
Цель исследования - на основе комплексного подхода к оценке физического и функционального состояния студентов определить средства физкультурно-оздоровительных технологий в условиях вуза.
Методика и организация исследования. По результатам обязательного медицинского осмотра студентов младших курсов Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого {институт машиностроения, материалов и транспорта (ИММИТ) (п = 158), инженерно-строительный институт (ИСИ) п = 148, институт компьютерных наук и технологий (ИКНТ) (п = 64)} выявлены студенты с различными отклонениями в состоянии здоровья и определены в специальную медицинскую группу (СМГ) по физической культуре. Использование известных методик по определению уровня физического развития (антропометрические показатели), функциональной подготовленности (функциональные пробы) и показателей проявления физических качеств позволило определить соответствие возрастно-половым нормам развития организма студентов. В зависимости от принадлежности студентов к соответствующей нозологической группе на практических занятиях по физической культуре использовались доступные и адаптированные средства физкультурно-оздоровительных технологий (ФОТ) [8, 9, 11].
Определено, что наиболее многочисленная группа студентов политехнического университета имеет заболевания опорно-двигательного аппарата и органов зрения, что соотносится с данными других авторов [10].
В результате антропометрических измерений студентов выявлено, что показатели физического развития как у девушек, так и у юношей соответствуют возрастно-половой норме (табл. 1). Следует отметить, что показатели частоты сердечных сокращений значительно (на 31,7 %%) превышают значения нормы, а показатель силового индекса соответствует «низкому» уровню.
Уровень физической работоспособности и проявления физических качеств определялся по результатам выполнения двигательных тестов (табл. 2). Показатель физической работоспособности (аэробная выносливость) оценивался по результатам выполнения пробы Руфье, и отмечено, что как у девушек (в 5 раза ниже нормы), так и у юношей (в 4 раза) значения соответствуют «низкому» уровню. Проявление координационных способностей (простая двигательная реакция) у студентов значительно ниже нормы.
Отмечено отрицательное отклонение от нормы в проявлении физических качеств: гибкость (девушек - на 36,1 %%, юношей - на 57,7 %%), скоростно-силовая выносливость мышц верхнего (на 44,6 %% и 56,6 %% соответственно) и нижнего пресса (на 19,3 %% и 29,4 %% соответственно), силовая выносливость мышц плечевого пояса у юношей (на 31,2 %%).
Таблица 1. Физическое развитие студентов 17-18 лет, обучающихся в специальной медицинской группе по элективной дисциплине «Физическая культура»
Показатели Девушки (п=161) Юноши(п=180)
Хср.±с Хср.±с
Рост, см 167 ± 5,6 178 ± 6,6
Масса, кг 56,6 ± 8,1 71,8 ± 6,6
ИТМ (б) 20,2 ± 3,0 22,5 ± 5,9
СД (систолическое давление) 116 ± 13 126 ± 14
ДД (диастолическое давление) 77 ± 10 77 ± 10
ПД (пульсовое давление) 39,4 ± 8,7 49 ± 8,5
ЧСС в покое, уд/мин 89 ± 16 84 ± 12
ЖЕЛ, мл 3634 ± 452 4617±814
Динамометрия, % Правая рука 30,6 ± 7,6 45,2 ± 11,8
Левая рука 26,9 ± 7,4 42,7 ± 9,7
Гипоксическая устойчивость, с Проба Штанге 43 ± 14 51 ± 18
Проба Генчи 27 ± 9 30 ± 13
Таблица 2. Проявление физических качеств студентов, обучающихся по физической культуре в специальной медицинской группе
Показатели Девушки (п=161) ВПН Юноши (п=180) ВПН1
Хср.±с Хср.±с
Физическая работоспособность (б) 15,2 ±7,9 0-3 11,5 ± 5,3 0-3
Гибкость, см 11,5 ±7,8 18 5,5 ± 9,4 13
Координационные способности, см 13,8 ± 4,2 0 14,7 ± 5,6 0
Скоростно-силовая выносливость мышц Верхнего пресса 17 ± 4 45 22 ± 5 50
Нижнего пресса 14 ± 3 20 17 ± 3 30
Спины 28 ± 6 45 32 ± 8 50
Плечевого пояса2 17 ± 5 17 26 ± 11 32
□ и
£ г.
а
ч—
о (и и
2 а
■
с
га
^
О (и .с Н
Примечание: 1возрастно-половая норма; 2скоростно-силовая выносливость мышц плечевого пояса определялась по результатам выполнения сгибания-разгибания рук в упоре лёжа (юноши); в упоре стоя на коленях (девушки).
74
http://www.teoriya.ru
№ 12 • 2020 Декабрь | December
Таблица 3. Средства физкультурно-оздоровительных технологий для использования на занятиях со студентами различных нозологических групп
Нозологическая группа Девушки Юноши
Опорно-двигательный аппарат Классическая и танцевальная аэробика, адаптированная хореография, стретчинг Силовые упражнения без и с отягощениями, пилатес, стретчинг
Органы зрения Силовые упражнения - пилатес (низкой интенсивности); на растягивание - стретчинг, йога
Сердечно-сосудистая система Циклические упражнения на кардиотренажёрах, классическая аэробика (низкой интенсивности)
Фитболы, полусферы «босу», дыхательная гимнастика Пилатес, атлетическая гимнастика (упражнения 1, 3 и 5-й групп)
Дыхательная система Йога, стретчинг, пилатес, дыхательная гимнастика Бодифлекс, йога, дыхательная гимнастика, калланетика с предметами (гантели, резиновые жгуты)
С учётом нозологии заболевания выделены группы студентов (юноши и девушки), которые обучались по разработанной и внедренной в практику комплексной программе по физической культуре (элективный курс) для студентов СМГ с использованием физкультурно-оздоровительных технологий (табл. 3), а также группа студентов, обучающихся по традиционной программе [2, 3].
Результаты исследования и их обсуждение. В результате использования средств физкультурно-оздоровительных технологий на занятиях со студентами СМГ на протяжении учебного года нами получены достоверные (р<0,05) изменения показателей проявления физических качеств и работоспособности. Наиболее существенные изменения отмечены по показателям у девушек: ОДА - физической работоспособности (50,0 %), координационных способностей (27,5 %); органов зрения - гибкости (30,4 0%) и нижнего пресса (28,5 %); ССС - нижнего пресса (35,7 %), физической работоспособности (30,9 %); у юношей: ОДА - гибкость и координационные способности (54,5 % и 28,4 % соответственно); органов зрения - нижнего пресса и координационных способностей (47,0 % и 44,2 % соответственно), ССС - нижний пресс и гибкость (35,3 %% и 32,7 %%).
В группе студентов, занимающихся по традиционной методике, наиболее значимые результаты отмечены при выполнении заданий на координацию (у девушек - 27,5 %; у юношей - 21,4 %%).
Выводы. По результатам медицинского осмотра определено, что наибольшее число студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, относятся к группе с проблемами опорно-двигательного аппарата. При нормальном уровне физического развития практически все студенты (девушки и юноши) 17-18 лет, обучающиеся в специальных медицинских группах, имеют низкий уровень физической и функциональной подготовленности.
В результате использования комплексных двигательных программ средств физкультурно-оздоровительных технологий для студентов специальных медицинских групп с учётом их соматического здоровья достигнута коррекция показателей физической подготовленности как у юношей, так и у девушек. Положительные изменения показателей физической подготовленности у студентов, занимающихся по традиционной методике, отмечены, но не в столь значимой степени.
Литература
1. Антонов И. Проблемы и задачи, стоящие перед медицинско-физическим образованием студентов, изучаемых на «Инспектор здравоохранения»: матер. конф. AIP Conference Proceedings / И. Антонов, Л. Атанасова, Н. Христова-Авакумова, В. Хаджими-това. - 2019.
2. Венгерова Н.Н. Реализация ФГОС «3+» по физической культуре в высшей школе / Н.Н. Венгерова, Л.В. Люйк, О.Е. Пискун // Теория и практика физ. культуры. - 2016. - № 6. - С. 12-15.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
9.
Венгерова Н.Н. Кинезиологический конструкт элективного курса по физической культуре в высшей школе / Н.Н. Венгерова, Л.Т. Кудашова // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). - 2016. - № 4. - С. 232-237. Загревская А.И. Построение содержания физкультурного образования студентов специальной медицинской группы педагогического вуза / А.И. Загревская // Теория и практика физ. культуры. - 2008. - № 10. - С. 21-25.
Степанова О.Н. Технология педагогического проектирования физкультурно-оздоровительных занятий со студентками специальных медицинских групп / О.Н. Степанова, Н.Н. Венгерова, О.В. Бородулина и др. // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2014. - № 3. - С. 16-20.
References
Antonov I., Atanasova L., Khristova-Avakumova N., Khadzhimitova V. Problemy i zadachi, stoyashchie pered meditsinsko-fizicheskim obra-zovaniem studentov, izuchaemykh na «Inspektor zdravookhraneni-ya» [Problems and challenges of medical and physical education of students in health inspector course]. AIP Conference Proceedings. 2019.
Vengerova N.N., Lyuik L.V., Piskun O.E. Realizatsiya FGOS «3 » po fiz-icheskoy kulture v vysshey shkole [University implementation of «3+» FSES for physical education]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2016, no. 6, pp. 12-15.
Vengerova N.N., Kudashova L.T. Kineziologicheskiy konstrukt elek-tivnogo kursa po fizicheskoy kulture v vysshey shkole [Kinesiological construct of elective physical education course in higher education]. European Social Science Journal (Evropeyskiy zhurnal sotsialnykh nauk), 2016. No. 4. pp. 232-237.
Zagrevskaya A.I. Postroenie soderzhaniya fizkulturnogo obrazovaniya studentov spetsialnoy meditsinskoy gruppy pedagogicheskogo vuza [Design of content of physical education for special health group students of pedagogical university]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2008. No. 10. pp. 21-25.
Stepanova O.N., Vengerova N.N., Borodulina O.V. et al. Tekhnologiya pedagogicheskogo proektirovaniya fizkulturno-ozdorovitelnykh zan-yatiy so studentkami spetsialnykh meditsinskikh grupp [Technology of pedagogical design of health and fitness classes with female special health group students]. Fizicheskaya kultura, sport - nauka i praktika. 2014. No. 3. pp. 16-20.
Cherepov E., Epishev V., Terekhina E. (2018). Effects of modern fitness technologies on physical qualities in students with locomotor disorders. Minerva Ortopedica e Traumatologica, 69(3), 43-48. doi:10.23736/S0394-3410.18.03879-1;
Kondakov V.L., Voloshina L.N., Balysheva N.V., Kopeikina E.N., Skrug D. A. (2015). Correction of the state of cardiovascular system of undergraduates by means of dosed constitutional walking and jogging. Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences, 6(5), 1567-1571;
Maksimova T.A., Kuchin R.V., Nenenko N.D., Chernitsyna N.V., Stogov M. V. (2018). Assessment of the efficiency of aerobics for physical education lessons in a special medical group. Human Sport Medicine, 18(S), 147-153;
Poperekov V.S., Buldakova N.V., Bandakov M.P., Suetina K.M., Ovsyannikova E.Y. (2018). Application of static and dynamic experimental exercises during Pe lessons with students from special medical groups. Human Sport Medicine, 18(3), 120-134;
10. Rumba O.G. (2015). System of pedagogical regulation of motor activity of students of special medical groups. Teoriya i Praktika Fiz-icheskoy Kultury, (2), 11-14;
11. Zheleznyakov A.G. (2013). The peculiarities of using breathing exercises at physical education classes for students of special medical group. Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kultury, (9), 19-21.
№ 12 • 2020 Декабрь | December
http://www.teoriya.ru