Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ВИДОВ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ВИДОВ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА / СТУДЕНТЫ / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ОТКЛОНЕНИЯ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ХОДЬБА / ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА / ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ / SPECIAL MEDICAL GROUP / STUDENTS / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS / PHYSICAL CULTURE / DEVIATIONS IN STATE OF HEALTH / WELLNESS WALKING / WELLNESS GYMNASTICS / MOBILE GAMES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голушко Татьяна Викторовна, Колганова Елизавета Юрьевна, Алексеева Ольга Владимировна, Архипкин Иван Владимирович, Травникова Елена Валериевна

В статье рассмотрено использование новых видов физкультурнооздоровительной деятельности для работы со студентами специальной медицинской группы. В последнее время во всем мире наблюдается повышенный интерес к проблеме повышения числа заболеваний у студенческой молодёжи. К основной причине приводящих к развитию у студентов отклонений в здоровье является снижения объёма двигательной, физической активности. Усугубляет проблему несовершенство системы вузовского физкультурного образования: трудности с внедрением балльно-рейтинговой системы оценки; снижением времени, выделяемого на физическую культуру; недостаточностью материальных ресурсов и снижением кадрового потенциала университетов; недостатки физкультурнооздоровительной работы внеучебного процесса [4, 7]. На сегодняшний день к числу студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, отнесенных к специальной медицинской группе (далее - СМГ) относятся около 30% всех студентов, обучающихся в ВУЗах. Вышесказанное дает возможность полагать, что на занятиях по учебной дисциплине «Физическая культура» для студентов СМГ, в современной высшей школе требуется немедленное внедрение совокупности решений организационного характера, а также применение значимого дидактического обеспечения физкультурного образования для сохранения и укрепления здоровья у студента на основе новых, научно-обоснованных, педагогических технологий и подходов, учитывающих отклонения в здоровье и индивидуальные возможности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Голушко Татьяна Викторовна, Колганова Елизавета Юрьевна, Алексеева Ольга Владимировна, Архипкин Иван Владимирович, Травникова Елена Валериевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF NEW TYPES OF PHYSICAL EDUCATION AND RECREATION ACTIVITIES FOR WORK WITH STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUP

The article considers the use of new types of fitness activities to work with students of a special medical group. Recently, there has been an increased interest around the world in the problem of increasing the number of diseases among student youth. The main reason for the development of health abnormalities in students is a decrease in the volume of motor and physical activity. The imperfection of the university physical education system exacerbates the problem: difficulties with the introduction of a rating system; reducing the time allocated to physical culture; Insufficient material resources and reduced staff capacity of universities; disadvantages of physical and recreational work of extra-educational process Today, about 30% of all students studying at higher education institutions are among the students with health disorders assigned to a special medical group (hereinafter - SMG). Statistics on the analysis of medical records of students make it possible to state numerous pathologies and diseases in student youth. So one of the most common pathologies and disorders in students is diseases of the cardiovascular system, musculoskeletal system, visual disorders, digestive system, kidneys, urinary tract, respiratory and endocrine systems. High psycho-emotional, physical and mental activity, decreased motor activity, increased bad habits lead to exacerbation of existing diseases, addition of new ones, and as a result, an increase in missed studies by students on diseases that affect a decrease in professional fitness in general The above makes it possible to believe that in classes in the educational discipline “Physical Culture” for students of SMG, in modern higher school, it is necessary to immediately introduce a set of organizational decisions, as well as the use of significant didactic provision of physical education to preserve and strengthen the health of the student based on new, scientifically based, pedagogical technologies and approaches that take into account deviations in the health and individual capabilities of students. The basis of the recruitment of special medical groups should be the type of disease of the student. At the same time, the questions of recruiting study groups for physical education classes from students with various pathologies should be transferred to the doctor with the mandatory coordination of the teacher of physical education. It is advisable to plan the content of classes in the discipline “Physical Culture” for students of a special medical group, taking into account the following principles and patterns: - use of block-modular approach in student education; - Determining the orientation and content of physical education and rehabilitation classes, taking into account the choice of means of physical education in accordance with the nosology and level of psychophysical condition of students; - the use of such types of physical education and recreation activities as recreational walking, gymnastics and mobile games in each segment of recreational and corrective activities with a scientifically justified combination of the dosage of physical activity and organizational and methodological instructions for the performance of specific exercises [6].

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ВИДОВ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ»

Использование новых видов физкультурно-оздоровительной деятельности для работы со студентами специальной медицинской группы

Голушко Татьяна Викторовна,

к.псих.н., доцент кафедры «Физического воспитания и здоровья», Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)

E-mail: golushko-tv@ranepa.ru Колганова Елизавета Юрьевна,

к.п.н., доцент кафедры «Физического воспитания и здоровья», Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) E-mail: kolganova9@yandex.ru

Алексеева Ольга Владимировна,

ст. преподаватель кафедры «Физического воспитания и здоровья», Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)

E-mail: alekseeva-ov@ranepa.ru Архипкин Иван Владимирович,

ст. преподаватель кафедры «Физического воспитания и здоровья», Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)

E-mail: arkhipkin-iv@ranepa.ru Травникова Елена Валериевна,

ст. преподаватель кафедры «Физического воспитания и здоровья», Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)

E-mail: travnikova-ev@ranepa.ru

В статье рассмотрено использование новых видов физкультурно-оздоровительной деятельности для работы со студентами специальной медицинской группы. В последнее время во всем мире наблюдается повышенный интерес к проблеме повышения числа заболеваний у студенческой молодёжи. К основной причине приводящих к развитию у студентов отклонений в здоровье является снижения объёма двигательной, физической активности. Усугубляет проблему несовершенство системы вузовского физкультурного образования: трудности с внедрением балльно-рейтинговой системы оценки; снижением времени, выделяемого на физическую культуру; недостаточностью материальных ресурсов и снижением кадрового потенциала университетов; недостатки физкультурно-оздоровительной работы внеучебного процесса [4, 7]. На сегодняшний день к числу студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, отнесенных к специальной медицинской группе (далее - СМГ) относятся около 30% всех студентов, обучающихся в ВУЗах.

Вышесказанное дает возможность полагать, что на занятиях по учебной дисциплине «Физическая культура» для студентов СМГ, в современной высшей школе требуется немедленное внедрение совокупности решений организационного характера, а также применение значимого дидактического обеспечения физкультурного образования для сохранения и укрепления здоровья у студента на основе новых, научно-обоснованных, педагогических технологий и подходов, учитывающих откло-^ нения в здоровье и индивидуальные возможности студентов.

CJ

S Ключевые слова: специальная медицинская группа, студен-

сэ ты, высшие учебные заведения, физическая культура, откло-

сэ нения в состоянии здоровья, оздоровительная ходьба, оздоро-

<о вительная гимнастика, подвижные игры.

Анализ студентов, поступающих на 1 курс в РАНХиГС показал, что состояние здоровья студентов год от года ухудшается, процент студентов, имеющих 5 и более заболеваний увеличился с 0,5 до 4,9% за четыре года обучения у одних и тех же студентов, при этом по классу опорно-двигательного аппарата более чем в 5 раз.

В ходе разработки экспериментальной методики был сделан выбор студентов с патологиями опорно-двигательного аппарата для проведения оздоровительно-коррекционных занятий по физической культуре в университете.

Авторская программа по физическому воспитанию для студентов специальной медицинской группы очной формы обучения составлена на основании ФГОС типовой программой учебной дисциплины по физической культуре» используемой для студентов РАНХиГС.

Структура модульной программы предполагала использования 3 вида физкультурно-оздоровительной деятельности, а именно:

• «Оздоровительная ходьба» направлена на улучшение общего состояния организма студентов, повышения выносливости, увеличение двигательной активности.

• «Оздоровительная гимнастика» используется для коррекции патологий в опорно-двигательном аппарате, а также развития костно-мышечной системы студента.

• «Подвижные игры» применяются для повышения мотивации и интереса к оздоровительно-коррекционным занятиям, социальной адаптации студентов в условиях коллективной деятельности.

На основании цели и задач, представленных в авторской методике оздоровительно-коррекционных занятий физической культурой для студентов СМГ с учетом блочно-модульного принципа, структура конкретного модуля предполагает:

• учёт показаний и противопоказаний к учебным занятиям исходя из специфики заболеваний ОДА студентов;

• дозирование физической нагрузки, предполагающее корригирующую, развивающую и стабилизирующую направленность, либо их сочетание;

• учебный материал имеет строго выраженную направленность оздоровительной ходьбы, оздоровительной гимнастики и подвижных игр.

• Таким образом можно структурировать учебные занятия по физической культуре студентов СМГ по семестрам в течении всего периода обучения.

Содержание занятий по особенностям воздействия на динамику физической подготовленности и здоровья в авторской методике имеет 3 направленности: корригирующее, развивающее, стабилизирующее. Определение содержания занятий у нас осуществлялось посредством дозирования физической нагрузки каждого вида физкультурно-оздоровительной деятельности [3, 8].

Корригирующее содержание оздоровительно-коррекционного занятия отличается незначительным уровнем интенсивности физических нагрузок.

Развивающее содержание оздоровительно-коррекционного занятия подразумевает повышенные параметры физических нагрузок на занятии. Развивающее занятие также включает 3 комплекса упражнений с сочетанием дозировки различных видов физкультурно-оздоровительной деятельности.

Стабилизирующее содержание оздоровитель-но-коррекционного занятия предусматривает временную приостановку роста физических нагрузок на достигнутом уровне, что облегчает адаптацию к предъявленным до этого высоким корригирующим и развивающим требованиям, способствующим завершению и закреплению вызванных положительных адаптационных перестроек. При данной направленности занятия предусмотрено 2 комплекса упражнений с сочетанием дозировки различных видов физкультурно-оздоровительной деятельности.

На рисунке 1 представлено примерное содержание учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» для студентов специальной медицинской группы 2 курса обучения в III семестре.

Ш семестровый блок учебного процесса

Литера Группа Месяц сентябрь октябрь ноябрь декабрь 13

Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 И 16 17

Номер занятия 1 : 1 4 ; s 3 о 10 11 1J 1J 14 1; 15 17 13 1 = ю :i Ii а :4 7; 10 11 11 pj 14 15 15

Обязательный блок учебной программы

Содержательный блок оздоровительно-коррекционного занятия втягиваю учебного ш щая часть poipsxa базовая *часть учебного процесса S и базовая процесса часть учебного контрольная часть v^jefvHnro процесса

Т Все 1. Теория Ф Ф 4

М Все 2. Методика Ф 2

К Все 4. Контроль -г 2

Итого (в часах): 2 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 2 2 2 8

Вариативный блок учебной программы

П КГ |офп |х|х|х|х|х|х X х х|х|х|х|х|х X х|х|х|х|хх|хх|х|х|х|хх X X I X I X

Содержательный блок оздоровительно-коррекционного занятия втягивающая часть учебного процесса базовая часть vreÖHacö-poqneoca. S и базовая часть учебного процесса контрольная часть учебного процесса

П ЭГ*Г пг КЗ Оздоровительная ходьба Ф Ф Ф ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф ф Ф ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф t ■t Ф Ф Ф Ф t Ф Ф ф Ф

Подвижные игры Ф Ф Ф ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф ф Ф ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Г Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф ф Ф

Оздоровительная гимнастика Ф Ф Ф ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф ф Ф Т Ф Ф Ф Ф Ф Ф Т t t Ф Ф т Ф t Ф Ф ф Ф

Итого (в часах): 0 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 0 0 0 64

Всего (в часах): 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 72

Рис. 1. Примерное содержание учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» для студентов специальной медицинской группы 2 курса обучения в III семестре

IV семестровый блок учебного процесса

Литера Группа Месяц февраль март апрель май 3 и - у

Недели 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34

Номер занятия " 53 40 41 47 41 44 4; 4i 4" 43 4? 50 51 52 57 54 а 5i 57 53 50 51 и к 54 ¡5 55 67 63 57 70 "1 "7

Обязательный блок учебной программы Обязательный блок учебной программы

Содержательный блок оздоровительно-корекционного втягивающая часть учебного процесса базовая часть учебного процесса 2 а базовая часть учебного процесса контрольная часть учебного процесса

Т Все 1. Теория Ф Ф 4

М Все 2. Методика Ф 2

К Все 1 Контроль ■т 2

Итого (в часах): 2 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 2 2 2 S

Вариативный блок учебной программы Вариативный блок учебной программы

П | КГ ОФП |х|х|х|х|х|х|х х|х|х|х|х|х|х X х|х|х|х|х|ххх|х|х|х|хх X X X | X |

Содержательный блок оздоровительно корекциониого занятия втягиваю учебного ш щая часть роцесса базовая часть учебного процесса 2 а базовая часть учебного процесса контрольная часть учебного процесса

П эг пр Оздоровительная ходьба Ф Ф Ф Ф Ф ф Ф Ф Ф ф Ф ф Ф ф Ф Ф Ф Ф ■Т ■т t Ф Ф Ф ■т ■т ф 1" Ф Ф Ф Ф

^ Подвижные игры Ф Ф Ф Ф Ф ф Ф Ф Ф ф Ф ф Ф ф Ф Ф Ф Ф Ф ф t Ф Ф Ф ф t ф t Ф Ф Ф Ф

га Оздоровительная гимнастика Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф ф Ф t ■т t Ф Ф ■t ■t ■т ■т t Ф Ф ■t ■т ■т t t Ф Ф Ф Ф

Итого (в часах): 0 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 0 0 0 64

Всего (вчасах): 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 72

сз о

о Л о

о сз о в

Рис. 2. Примерное содержание учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» для студентов

специальной медицинской группы 2 курса обучения в IV семестре

Количество занятий по виду работы определялось исходя из контингента студентов: сколиозы - 30 человек (60%), плоскостопие - 14 человек (28%), функциональную недостаточность связок коленного сустава - 6 человек (12%). Соответственно работе на сколиоз отводилось 60% занятий (13), плоскостопие - 28% (6), функциональную недостаточность связок колена - 12% (3).

На рисунке 2 представлено примерное содержание учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» для студентов специальной медицинской группы 2 курса обучения в IV семестре. Мотивационная подготовленность студента определялась по модифицированной методике оценки системы отношений личности, адаптированной методике оценки учебной мотивации студента к занятиям по физической культуре. Так, общая оценка сформированности системы отношений личности у студентов экспериментальной группы увеличилась в абсолютном значении с 305,3 до 397,6 балла, у контрольной группы - с 304,8 до 369,3 балла (Р < 0,05) [9].

Для определения уровня мотивации к оздоровительно-коррекционным занятиям физической культуры у студентов СМГ была использована модифицированная методика Н.Г. Луска-новой. В процессе анализа итоговых результатов было установлено, что высокий уровень мотивации на оздоровительно-коррекционных занятиях по физической культуре в контрольной группе пропал, в тоже время он появился в экспериментальной группе и составил 6%, «средний» уровень составил 28%, а в контрольной - 6%. Положительное отношение к занятиям в экспериментальной группе составило 18%, в контрольной - 14%.

Для оценки физической подготовленности студентов были использованы следующие тесты: бег (ходьба) в течение 6 мин.; прыжок в длину с места; наклон вперед из положения сидя; сгибание и разгибание рук в упоре лежа от скамейки (девушки); подтягивание на перекладине (юноши); броски и ловля теннисного мяча двумя руками.

Анализ результатов уровня физической подготовленности у юношей экспериментальной и контрольной групп в начале эксперимента показал, что достоверных различий между ними не обнаружено, т.е. они были равны.

В конце эксперимента у студентов контрольной группы в тесте «бег (ходьба) в течение 6 минут» средний результат улучшился на 240 м (на 27%) и стал равняться 1120 м. В то же время у студентов экспериментальной группы улучшился на 212 м (на 65%) стал равняться 1447 м, что на 327 м. больше в сравнении со студентами контрольной группы (Р < 0,01).

В тесте «прыжок в длину с места» средний результат улучшился на 9 см. (на 4%) и стал равнять-е ся 228 см. В тоже время, у студентов эксперимен-Е тальной группы улучшился на 30 см. (на 13,7%) стал равняться 248 см., что на 21 см. больше ° в сравнении со студентами контрольной группы 1 (Р < 0,01).

В тесте «наклон вперед из положения сидя» у студентов контрольной группы в тесте «Наклон вперед из положения сидя» результат ухудшился на 1 см. (на 12,5%) и стал равняться 7 см. а у студентов экспериментальной группы улучшился на 4 см. (на 57%) стал равняться 1 см., что на 4 см. больше в сравнении со студентами контрольной группы (Р < 0,01).

В тесте «Подтягивание на перекладине» результат улучшился на 2,1 раз (на 53,8%) и стал равняться 6 подтягиваний, а у студентов экспериментальной группы - улучшился на 5,3 раз (на 143%) стал равняться 9 подтягиваний, что на 3 раза больше в сравнении со студентами контрольной группы (Р < 0,01).

В тесте «Броски и ловля теннисного мяча» у студентов контрольной группы средний результат улучшился на 7 раз (на 29,2%) и стал равняться 31 бросок, а у студентов экспериментальной группы улучшился на 13 раз (на 54,2%) стал равняться 37 бросков, что на 6 раза больше в сравнении со студентами контрольной группы (при статистически недостоверных различиях (Р> 0,05).

Анализ результатов уровня физической подготовленности у девушек экспериментальной и контрольной групп в начале эксперимента показал, что достоверных различий между ними не обнаружено, т.е. они были равны.

В конце эксперимента у студенток контрольной группы в тесте «бег (ходьба) в течение 6 минут» средний результат улучшился на 277 м. (на 35%) и стал равняться 1059 м. а у девушек экспериментальной группы улучшился на 618 м. (на 78,9%) стал равняться 1401 м., что на 342 м. больше в сравнении со студентками контрольной группы (Р> 0,01).

В тесте «прыжок в длину с места» результат у студенток контрольной группы улучшился на 14 см. (на 8,8%) и стал равняться 172 см., а у студенток экспериментальной группы улучшился на 38 см. (на 24,5%) стал равняться 193 см., что на 21 см. больше в сравнении со студентками контрольной группы (Р> 0,01).

В тесте «наклон вперед из положения сидя» средний результат в контрольной группе улучшился на 1 см (на 8,3%) и стал равняться 13 см, а у студенток экспериментальной группы - улучшился на 5 см (на 45,5%) стал равняться 16 см., что на 3 см. больше в сравнении со студентками контрольной группы (Р> 0,01).

В тесте «сгибание и разгибание рук в упоре лежа от скамейки у студенток контрольной группы результат улучшился на 1 повторение (на 15,4%) и стал равняться 7,5 отжиманий, а у девушек экспериментальной группы улучшился на 5,5 раз (на 82,1%) стал равняться 12,2 отжиманиям, что на 4,7 раз больше в сравнении со студентками контрольной группы (Р> 0,01).

В тесте «Броски и ловля теннисного мяча» у студенток контрольной группы результат улучшился на 9 раз (на 100%) и стал равняться 18 раз, а у студенток экспериментальной группы он

улучшился на 15 раз (на 166,6%) стал равняться 24 броска, что на 6 бросков больше в сравнении со студентками контрольной группы (при статистически недостоверных различиях (Р> 0,01).

У студентов экспериментальной группы в педагогическом эксперименте уровень физической подготовленности в целом увеличился, а у контрольной наблюдалось лишь незначительное увеличение при достоверных различиях по всем показателям.

Таким образом, у экспериментальной группы темпы прироста показателей физической подготовленности по итогам формирующего педагогического эксперимента в целом объективно значительно выше в сравнении с темпами прироста показателей физической подготовленности у контрольной группы [1, 2].

В целом, результаты исследования доказали эффективность разработанной методики с использованием новых видов физкультурно-оздоровительной деятельности включающих оздоровительную ходьбу, оздоровительную гимнастику, подвижные игры.

Литература

1. Козлов А.В., Бударников А.А., Шиман-ский О.В. Общекультурные компетенции по физической культуре в образовательных стандартах современных профессий. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016. № 5 (135). С. 122-127.

2. Кутьин И.В., Андропова Е.М., Юдашкина Е.Е., Шиманский О.В., Стеблев А.А. Влияние спортивно-оздоровительной занятий по физической культуре студентов специальных медицинских групп на уровень их мотивации к дисциплине «физическая культура» // Современное педагогическое образование. 2019. № 3. С. 98-101.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Кутьин И.В., Андропова Е.М., Шиманский О.В., Романенков А.И., Реутина Т.В. Прикладное значение использования индивидуального подхода к построению занятий по физической культуре для студентов специальной медицинской группы // Педагогический журнал. 2018. Т. 8. № 5А. С. 36-43.

4. Кутьин И.В., Андропова Е.М., Шиманский О.В., Голушко Т.В., Колганова Е.Ю. Формирование универсальной компетенции на занятиях физической культурой у студентов специальной медицинской группы непрофильного университета // Современное педагогическое образование. 2019. № 8. С. 57-59.

5. Руссу О.Н. Обеспечение учебного процесса в рамках элективной дисциплины «физическая культура и спорт» студентов специального медицинского отделения // В сборнике: Доклады ТСХА. 2020. С. 375-381.

6. Руссу О.Н. Модульно-компетентностный подход к структурированию содержания рабочей программы «прикладная физическая культу-

ра» ориентированной на ФГОС3+ // В сборнике: Инновации и традиции в современном физкультурном образовании. Сборник трудов межвузовской научно-практической конференции. Москва, 2017. С. 313-322.

7. Шиманский О.В., Колганова Е.Ю., Андропова Е.М., Кутьин И.В. Научно-методическое обоснование построения занятий физической культурой студентов специальной медицинской группы с учетом использования блочно-модульного принципа // Современный ученый. 2017. № 3. С. 153-157.

8. Шиманский О.В., Голушко Т.В., Журина И.И., Кутьин И.В. Формирование мотивации студентов специальной медицинской группы к занятиям физической культурой в высшем образовании. // Современный ученый. 2017. № 4. С.160-163.

9. Шувалов А.М., Евдокимов О.В., Шиманский О.В., Архипкин И.В., Солнышки-на Ю.О. Использование оздоровительно-коррекционных занятий студентами специальной медицинской группы в структуре дисциплины «физическая культура» высших учебных заведений // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. 2020. № 3. С. 41-45.

USE OF NEW TYPES OF PHYSICAL EDUCATION AND RECREATION ACTIVITIES FOR WORK WITH STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUP

Golushko T.V., Kolganova E. Yu., Alekseeva O.V., Arkhipkin I.V., Travnikova E.V.

Russian academy of national economy and state service under the President of the Russian Federation (RANEPA)

The article considers the use of new types of fitness activities to work with students of a special medical group. Recently, there has been an increased interest around the world in the problem of increasing the number of diseases among student youth. The main reason for the development of health abnormalities in students is a decrease in the volume of motor and physical activity. The imperfection of the university physical education system exacerbates the problem: difficulties with the introduction of a rating system; reducing the time allocated to physical culture; Insufficient material resources and reduced staff capacity of universities; disadvantages of physical and recreational work of extra-educational process [4, 7].

Today, about 30% of all students studying at higher education institutions are among the students with health disorders assigned to a special medical group (hereinafter - SMG). Statistics on the analysis of medical records of students make it possible to state numerous pathologies and diseases in student youth. So one of the most common pathologies and disorders in students is diseases of the cardiovascular system, musculoskeletal system, visual disorders, digestive system, kidneys, urinary tract, respiratory and endocrine systems.

High psycho-emotional, physical and mental activity, decreased motor activity, increased bad habits lead to exacerbation of existing diseases, addition of new ones, and as a result, an increase in missed studies by students on diseases that affect a decrease in professional fitness in general

The above makes it possible to believe that in classes in the educational discipline "Physical Culture" for students of SMG, in modern higher school, it is necessary to immediately introduce a set of organizational decisions, as well as the use of significant didactic provision of physical education to preserve and strengthen the health of the student based on new, scientifically based, pedagogical technologies and approaches that take into account deviations in the health and individual capabilities of students.

C3

о

о Л о

о сз о в

The basis of the recruitment of special medical groups should be the type of disease of the student. At the same time, the questions of recruiting study groups for physical education classes from students with various pathologies should be transferred to the doctor with the mandatory coordination of the teacher of physical education. It is advisable to plan the content of classes in the discipline "Physical Culture" for students of a special medical group, taking into account the following principles and patterns:

- use of block-modular approach in student education;

- Determining the orientation and content of physical education and rehabilitation classes, taking into account the choice of means of physical education in accordance with the nosology and level of psychophysical condition of students;

- the use of such types of physical education and recreation activities as recreational walking, gymnastics and mobile games in each segment of recreational and corrective activities with a scientifically justified combination of the dosage of physical activity and organizational and methodological instructions for the performance of specific exercises [6].

Keywords: special medical group, students, higher educational institutions, physical culture, deviations in state of health, wellness walking, wellness gymnastics, mobile games.

References

1. Kozlov A.V., Budarnikov A.A., Shimansky O.V. General cultural competences in physical culture in the educational standards of modern professions. // Scientific Notes of the University. P.F. Lesgaft. 2016. No. 5 (135). S. 122-127.

2. Kutin I.V., Andropova E.M., Yudashkina E.E., Shimansky O.V., Steblev A.A. Influence of sports and health related physical education of students of special medical groups on the level of their motivation to the discipline "physical culture" // Modern pedagogical education. 2019. No. 3. P. 98-101.

3. Kutin I.V., Andropova E.M., Shimansky O.V., Romanenkov A.I., Reutina T.V. Applied value of using an individual approach to building physical culture lessons for students of a special medical group // Pedagogical journal. 2018. Vol. 8. No. 5A. S. 36-43.

4. Kutin I.V., Andropova E.M., Shimansky O.V., Golushko T.V., Kolganova E. Yu. Formation of universal competence in physical culture lessons among students of a special medical group of a non-core university // Modern pedagogical education. 2019. No. 8. P. 57-59.

5. Russu O.N. Provision of the educational process within the elective discipline "physical culture and sport" of students of the special medical department // In the collection: Reports of the TSKHA. 2020. S. 375-381.

6. Russ O.N. Modular-competence-based approach to structuring the content of the work program "applied physical culture" focused on FSES3 + // In the collection: Innovations and traditions in modern physical education. Proceedings of the interuniversity scientific-practical conference. Moscow, 2017. S. 313-322.

7. Shimansky O.V., Kolganova E. Yu., Andropova E.M., Kutin I.V. Scientific and methodological substantiation of the construction of physical education classes for students of a special medical group, taking into account the use of the block-modular principle // Modern Scientist. 2017. No. 3. S. 153-157.

8. Shimansky O.V., Golushko T.V., Zhurina I.I., Kutin I.V. Formation of motivation of students of a special medical group for physical education in higher education. // Modern scientist. 2017. No. 4. S. 160-163.

9. Shuvalov A.M., Evdokimov O.V., Shimansky O.V., Arkhip-kin I.V., Solnyshkina Yu.O. The use of health-improving and correctional classes by students of a special medical group in the structure of the discipline "physical culture" of higher educational institutions // Medicine. Sociology. Philosophy. Applied research. 2020. No. 3. S. 41-45.

e

u

CM CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.