Научная статья на тему 'Технология педагогического проектирования физкультурно-оздоровительных занятий со студентками специальных медицинских групп'

Технология педагогического проектирования физкультурно-оздоровительных занятий со студентками специальных медицинских групп Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
249
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / INSTRUCTIONAL DESIGN / ТЕХНОЛОГИЯ / TECHNOLOGY / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА / СТУДЕНТКИ / STUDENTS / СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ГРУППЫ / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ / SPECIAL MEDICAL GROUP HEALTH AND FITNESS CLASSES / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / SPORTS AND HEALTH TECHNOLOGY / PROCESS FLOW CHART

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Степанова О.Н., Венгерова Н.Н., Савин С.В., Бородулина О.В.

В статье рассмотрены сущность и этапы технологии педагогического проектирования физкультурно-оздоровительных занятий со студентками специальных медицинских групп (СМГ). Приведено авторское определение понятия «педагогическое проектирование». Охарактеризованы методы, пробы и тесты, рекомендуемые для оценки уровня физической кондиции студенток СМГ, даны рекомендации по выбору и использованию физкультурно-оздоровительных технологий на специальном медицинском отделении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Степанова О.Н., Венгерова Н.Н., Савин С.В., Бородулина О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF PEDAGOGICAL DESIGNING OF HEALTH AND FITNESS CLASSES WITH STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUPS

The article examines the nature and stages of technology of pedagogical designing of health and fitness classes with students of special medical groups (SMG). The author's definition of the notion of «instructional design» is given. Methods, samples and tests that are recommended for the assessment of the level of physical condition of SMG students are described. Recommendations on the selection and use of health and fitness technology at a special medical department are given.

Текст научной работы на тему «Технология педагогического проектирования физкультурно-оздоровительных занятий со студентками специальных медицинских групп»

quality of control of natural movements at the senior preschool age (rationale for research problems)

Postgraduate student, S. Seropyan. Adygea State University, Maykop.

Contact information: 385000, Maykop city, Pervomayskaya str.,

Maturation and function of physiological systems define the human motor development. Late preschool age is characterized as a sensitive period for the study of the quality control of movements while providing feedback. The objects of this study are the management structure of

the functional system and criteria for ensuring the implementation of motor actions, as well as evaluation parameters achievable with these executable movements.

Key words: functional system; foresight; natural locomotion; conceptual model.

УДК 378.037.1

технология педагогического проектирования

физкультурно-оздоровительных занятий

со студентками специальных медицинских групп

Доктор педагогических наук, профессор О. Н. Степанова, кандидат педагогических наук, доцент Н. Н. Венгерова, кандидат педагогических наук С. В. Савин, аспирант О. В. Бородулина,

Московский педагогический государственный университет, г. Москва.

Контактная информация для переписки: 119571, г. Москва, проспект Вернадского, д. 88.

в статье рассмотрены сущность и этапы технологии педагогического проектирования физкультурно-оздоровительных занятий со студентками специальных медицинских групп (СМГ). Приведено авторское определение понятия «педагогическое проектирование». Охарактеризованы методы, пробы и тесты, рекомендуемые для оценки уровня физической кондиции студенток СМГ, даны рекомендации по выбору и использованию физкультурно-оздоровительных технологий на специальном медицинском отделении.

Ключевые слова: педагогическое проектирование; технология; технологическая карта; студентки; специальные медицинские группы; физкультурно-оздоровительные

занятия; физкультурно-оздоровительные технологии.

Современный этап развития российского общества характеризуется выраженным ухудшением состояния здоровья населения, что находит подтверждение в результатах обязательного медицинского осмотра студенческой молодёжи. Систематически увеличивается количество учащихся с ослабленным здоровьем, которые определяются в специальные медицинские группы (СМГ) и нуждаются в особом подходе при занятиях по физической культуре. Численность таких студентов в некоторых вузах РФ достигает 35-40% [1], что обусловливает необходимость поиска эффективных средств адресно направленной нозологической коррекции [2].

16

№3 l 2014

ю о и

Таблица 1

Технологическая карта проектирования физкультурно-оздоровительных занятий со студентками специальных медицинских групп (СМГ)

Этап

Цель

Задачи

Методы и процедуры

Предполагаемый результат

ф ё ю 5

Определить характер нозологии, оценить уровень функционального состояния, установить характер нарушений в деятельности органов и/или систем организма.

Контент-анализ медицинских карт, пульсометрия, спирометрия, измерение артериального давления, функциональные пробы и тесты, метод индексов, сопоставление полученных данных с их должными _(нормативными) значениями._

Оценить уровень физического развития, выявить особенности телосложения.

Методы антропометрии, соматоскопии, калипероме-трии, динамометрии, расчет коэффициентов и индексов, сопоставление полученных данных с показателя-ми нормы.

ё § .

и- та х х ф

о >ч с;

Э - ш ст

О.

о « О

* -е- о

и и с ^ о

1 ^ о х

£ ю ^

л о

X [=

А

ш о

о 5

ЁI

Оценить уровень физической подготовленности и определить перечень «отстающих» физических качеств.

Метод контрольных упражнений с последующей педагогической оценкой их выполнения (тестирование),

расчет коэффициентов и индексов, сопоставление фактических результатов с их должными значениями.

Определить уровень и характер ежедневной двигательной активности.

Выявить особенности психоэмоционального состояния.

Педагогические наблюдения, хронометрирование движений, опросы, вычисление коэффициента двигательной активности и сопоставление с уровнем нормы.

Результаты комплексной медико-биологической, педагогической и социологической диагностики как ориентиры: - для выбора стратегии и выстраивания проекта программы физкультурно-оздоровительных занятий; - для комплектования учебных групп.

Оценить степень удовлетворённости уровнем и различными сторонами своего физического и психоэмоционального состояния. Оценить уровень мотивации к занятиям физическими упражнениями. Выявить физкультурные интересы и потребности, а также предпочитаемые виды двигательной активности.

Психологическое тестирование (оценка тревожности, уровня самооценки, опросный тест САН и др.).

Методики изучения удовлетворенности, уровня мотивации, мотивов физкультурной деятельности (анкетирование, опрос).

ы г

■с

ф

г>

ж

о ф

00 о

г>

ш

X

г ф

За

ф

н

ф

V; ■с

ш

Е

ф г<

г> 20

3 о

о

За

ф

£

<и о а.

с

ф

О.

ф Ф

о. с

о

I I £

й та О

£

аг з ^

О и

Я °

О. и

На основе педагогической оппозиции «реальный уровень» и «идеальный результат» сформулировать: - цель (цели), задачи и критерии эффективности физкультурно-оздоровительных занятий со студентками СМГ;

- рекомендации по выстраиванию проекта занятий

- выбору средств и методов обучения и оздоровительной тренировки, параметров нагрузки и отдыха,

приёмов организации занимающихся и т. п.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

та ф О. ^ ю а. .а о

Обобщение, систематизация и анализ эмпирических данных, полученных входе комплексной медико-биологической, педагогической и социологической диагностики.

Изучение (анализ, конкретизация, обобщение, сравнение, систематизация данных) научной и методической литературы. Обобщение передового педагогического опыта. Аналитические (опрос, обсуждение, «консилиум» и др.) и креативные (мозговой штурм, экспертное фокусирование, метод интеграции решений, дискуссия и

др.) экспертные методы. Прогнозирование (поисковое и нормативное), выдвижение гипотез, экстраполяция, моделирование, конструирование, мысленный эксперимент и др.

Сформулированные цель, задачи, критерии и условия эффективности физкультурно-оздоровительных занятий со

студентками СМГ. Рекомендации по выстраиванию проекта физкультурно-оздоровительных занятий с учащимися специального медицинского отделения.

И ■ч

и

00

Продолжение табл. 1

ы г

■с

ф

г>

ж О ф 00 о

г>

ш

ф

За

ф

н

ф

V; £ ш

£

ф

2

о

о

За

ф

£

Этап

Цель

Задачи

Методы и процедуры

Предполагаемый результат

01 о

|= 3 О X X =г

ю о и

Ь ГО I

, о ..

§. <Ь :

и о- !

3 >- | !

-о ;

2 | : О " <

г 1-!

£ г !

О и !

О. ^ ,

Разработать проекты: - типового физкультурно-оздоровительного занятия (нескольких типовых занятий);

- микро-, мезо- и макроциклов оздоровительной тренировки студенток СМГ с описанием комплекса

средств, методов, методических приемов, параметров нагрузки и отдыха, обеспечивающих достижение планируемых результатов;

- программы учебной дисциплины «Физическая культура» для учащихся специального медицинского

_отделения._

Методы проектирования (эвристические, экспериментальные, формализованные) и фиксации проектных решений.

План-схема (модель) физкультурно-оздоровительного занятия (занятий) со студентками СМГ. Разработанные микро-, мезо- и макроциклы оздоровительной тренировки студенток СМГ.

Рабочая программа учебной дисциплины «Физическая культура» для учащихся специального медицинского отделения.

Педагогические условия, определяющие специфику и обусловливающие успешную реализацию предложенной системы физкультурно-оздоровительных занятий со сту-_дентками СМГ._

. о

о о.

ю О

ПЗ СЕ

О. го

го о Л

О. О

,— X

.а а. £

то |— •

Ш -О

о с; ^

го >, £

С; ГО X

(П I П]

ш -е-00

о. -я ><

¥¡1

^ I- с

Ё £ I

та и ^

Е-Ё "

2 3

£ Е

а.

сг з

х 1

т та

Повысить двигательную активность студенток до уровня возрастных норм. Добиться сближения фактических показателей психофизической кондиции занимающихся с их запланированными (нормативными) значениями. Повысить уровень мотивации, сформировать устойчивую потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, ведении здорового образа жизни.

Методы обучения (овладения знаниями, двигательными умениями и навыками): словесные, сенсорные, показ, методы целостного и расчлененного упражнения.

Методы оздоровительной тренировки (совершенствования двигательных умений и навыков, развития физических качеств): равномерный, переменный, повторный, интервальный, круговой и др.

Должное среднесуточное количество выполняемых локо-моций.

Снижение уровня заболеваемости, достижение нормативных значений показателей, характеризующих деятельность основных жизненно важных систем организма (сердечнососудистой, дыхательной, опорно-двигательной, центральной нервной и др.). Позитивные сдвиги (как минимум, до своих должных значений) в показателях физического развития, телосложения, функционального состояния и физической подготовленности.

Нормализация психоэмоционального состояния. Высокая степень удовлетворённости студенток процессуальной стороной и достигнутыми результатами занятий. Высокий уровень мотивации, устойчивая потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, _ведении здорового образа жизни._

00

ю о и

ф

а. а.

о

.а ф I— и >ч 1— и О. ф ^ 3"

О ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и ее

^ >ч с;

О ^ X со

X I— .£) го X

X с; 1— ф

го ш О О. X го го х ф 1- го * О и 2 3 Ф а

^ О. >ч X

н ф X .а

СЕ .£) X

Ф О с; н

о Ф 1- ^ и го ^

о. 1= .£) 1— >ч 1— ф о

и Сй ГО С Ф =г X а

.£) 1- и О О. о 1- О ю с X

| з ё £

* i

X ^

-е-

- о а. *

а?

Ш 1:1

ш °

I- О

Провести комплексную экспертизу результатов реализации проекта физкультурно-оздоровительных занятий - оценить уровень двигательной активности, психофизической кондиции, удовлетворённости достигнутыми результатами и процессуальной стороной физкультурно-оздоровительных занятий, мотивации к занятиям физическими упражнениями и ведению

здорового образа жизни. Внести необходимые коррективы в содержание и структуру отдельных занятий, микро-, мезо- и макроциклов оздоровительной тренировки, программы учебной дисциплины «Физическая культура» для учащихся СМГ в целях обеспечения возможно более полного сближения фактических и запланированных показателей.

При необходимости внести коррективы в формулировки целей, задач, критериев и показателей эффективности занятий.

Методы медико-биологической, педагогической и социологической диагностики (см. методы и процедуры диагностического этапа). Сводка, группировка, математико-статистическая обработка и интерпретация эмпирических данных, полученных в ходе диагностики. Сравнение фактических результатов диагностики с их запланированными (в том числе должными) значениями.

Методы экспертизы (стандартизированный и не-стандартизированный экспертный опрос, экспертное обсуждение, экспертная оценка, консилиум, метод суда и др.).

Методы проектирования - доработки и фиксации проектных решений.

Уточнённые:

- план-схема (модель) физкультурно-оздоровительного

занятия;

- структура и содержание микро-, мезо- и макроциклов

оздоровительной тренировки;

- рабочая программа учебной дисциплины «Физическая культура» для учащихся специального медицинского отделения;

- перечень педагогических условий эффективности физкультурно-оздоровительных занятий со студентками СМГ. Должный (соответствующий возрастным нормам) уровень

двигательной активности и психофизической кондиции учащихся.

Высокая степень удовлетворённости студенток процессуальной стороной и достигнутыми результатами физкультурно-оздоровительных занятий. Высокий уровень мотивации, устойчивая потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, _ведении здорового образа жизни._

Решением данной проблемы может стать использование возможностей педагогического проектирования, под которым мы понимаем создание прообраза (модели) предстоящей педагогической деятельности с заранее запланированным результатом.

В нашем исследовании объектом педагогического проектирования выступает процесс физкультурно-оздоровительных занятий со студентками СМГ. Раскроем основные этапы (технологию) проектирования указанных занятий (табл. 1) [3]:

1 этап (диагностический) - комплексная медико-биологическая, педагогическая и социологическая диагностика, предваряющая собственно проектировочную деятельность.

Такого рода диагностика служит для выявления мотивов занятий физическими упражнениями, предпочитаемых видов двигательной активности и оценки уровня физической кондиции обучающихся. Чем выше объективность данных, полученных в ходе диагностики, тем точнее ориентиры для проектирования процесса занятий.

2 этап (предпроектировочный) - выбор стратегии занятий - определение ориентиров для выстраивания проекта системы физкультурно-оздоровительных занятий.

В таблице 2 представлены пробы и тесты, рекомендуемые для оценки уровня физической кондиции студенток СМГ.

По нашим данным, указанные занятия со студентками СМГ должны быть нацелены на:

- нивелирование последствий перенесённых заболеваний;

- восстановление утерянного вследствие малоподвижного образа жизни и перенесённых заболеваний уровня функционирования основных жизненно важных систем организма;

- повышение двигательной активности, коррекцию имеющихся двигательных нарушений;

- достижение нормативных показателей проявления («подтягивание» отстающих) физических качеств;

- нормализацию психоэмоционального состояния, улучшение самочувствия;

- повышение мотивации к участию в физкультурно-оздоровительной деятельности, формирование устойчивой потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, ведении здорового образа жизни;

- учёт интересов, потребностей и индивидуальных склонностей в выборе средств и планируемых результатов занятий физическими упражнениями.

3 этап (собственно проектировочный) - разработка модели типового занятия и программы занятий в целом, включая подбор средств, методов, методических приёмов, параметров нагрузки и отдыха, обеспечивающих достижение планируемых результатов.

С учётом наиболее распространённых заболеваний студенток СМГ нами определены виды физкультурно-оздоровительных технологий, которые рекомендованы и, наоборот, не рекомендованы для включения в содержание занятий (табл. 3).

Разработка проекта программы по физической культуре для студенток СМГ подразумевает выбор и распределение содержания занятий по семестрам (2 макроцикла). Каждый семестр подразделяется на мезо- (месяцы) и микроциклы (недели). Занятия проводятся 2 раза в неделю, длительность каждого занятия - 2 академических часа.

Модель отдельного практического занятия имеет традиционную трёхчастную структуру, в рамках которой реализуются средства и методы оздоровительной и адаптивной физической культуры, включая современные физкультурно-оздоровительные технологии (табл. 3).

Показатели Методы, пробы и тесты

Характер нозологии Анамнез

Показатели телосложения Антропометрические измерения окружности груди, талии, бёдер, запястий

Показатели физического развития Измерение длины и массы тела, окружности грудной клетки. Расчёт индексов Ливи, Кетле, массы тела

Показатели функционального состояния Спирометрия, пробы Штанге, Генчи, Руффье, измерение систолического и диастолического артериального давления и ЧСС в покое ( тесты выполняются под наблюдением медицинского работника)

Уровень двигательной активности Хронометрирование, вычисление коэффициента двигательной активности

Показатели физической подготовленности Двигательные тесты: сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, подъёмы туловища в сед (кол-во раз за 30 с), подъёмы ног до угла 90° в тазобедренном суставе из положения лёжа на спине (кол-во раз за 30 с), тесты «ловля линейки», «бросок-реакция», проба Ромберга («аист»). Расчёт индексов уровня физического здоровья по Г. Л. Апанасенко и физической кондиции по Ю. Н. Вавилову. Вычисление «двигательного возраста»

Самочувствие, активность, настроение Методика САН (анкетирование)

Таблица 2

Методы и процедуры (пробы и тесты), рекомендуемые для оценки уровня физической кондиции

студенток специальных медицинских групп

Таблица 3

виды физкультурно-оздоровительных технологий, рекомендуемых и не рекомендуемых для использования на занятиях по физической культуре со студентками специальных медицинских групп

№ Системы организма вид заболевания Рекомендуется (виды нагрузки) Не рекомендуется (виды нагрузки)

1 Органы зрения Миопия, гипермитропия средней и высокой степени, астигматизм и др. Оздоровительное плавание, дозированный бег, ходьба, ОРУ, упражнения на расслабление, циклические упражнения на тренажёрах (низкой и средней интенсивности) Ограничено: продолжительный бег, кувырки, силовые упражнения с натуживанием и задержкой дыхания, любые упражнения в быстром темпе и с резкими изменениями положения тела Запрещено: поднятие тяжестей, прыжковые упражнения

2 Сердечнососудистая система Вегето-сосудистая дистония Прогулки на лыжах, плавание, закаливание, силовые упражнения низкой и средней интенсивности, суставная и релаксационная гимнастика, дозированный бег, ходьба, ОРУ Ограничено: ударная, прыжковая, беговая нагрузка, перевёрнутые позы Запрещено: дыхание ртом на открытом воздухе, длительные статические упражнения, силовые упражнения с задержкой дыхания; резкие и напряжённые движения

3 Опорно-двигательный аппарат Нарушение осанки, сколиоз, дегенеративно-дистрофичное заболевание позвоночника, остеохондропатия Специальный комплекс индивидуальных упражнений, направленный на формирование осанки, упражнения, направленные на улучшение подвижности в суставах, силовые упражнения, комплекс на растяжку, мелкоамплитудные движения, направленные на улучшение подвижности позвоночника, оздоровительное плавание Ограничено: выполнение движения с определенной амплитудой в «проблемном» суставе, в дальнейшем постепенно и последовательно увеличивая ее, вести дозировку физической нагрузки Запрещено: подъем и перенос тяжестей, статические повороты, осевая, асимметричная, ударная, прыжковая, беговая нагрузка, силовые упражнения с отягощениями

4 этап (реализационный) - реализация программы физкультурно-оздоровительных занятий, в ходе которой происходит поступательное сближение фактических показателей психофизической кондиции и моти-вационно-потребностной сферы занимающихся с их запланированными значениями.

5 этап (контрольно-корректировочный) - производится оценка эффективности проведённых занятий, которая определяется, с одной стороны, личными успехами обучающихся в плане повышения уровня здоровья и общей физической кондиции и, с другой стороны, удовлетворённостью студенток достигнутыми результатами занятий. В ходе оперативного контроля при необходимости вносятся коррективы в план отдельных занятий и всей программы оздоровления с целью обеспечения возможно более полного соответствия планируемых и реальных показателей.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Пивнева, М. М. Оздоровительная аэробика как средство повышения соматического здоровья студентов специальных медицинских групп: автореф. дис. ... канд. пед. наук / М. М. Пивнева. - Малаховка: Московская государственная академия физической культуры, 2013. - 24 с.

2. Румба, О. Г. Системные механизмы регулирования двигательной активности студентов специальных медицинских групп: монография / О. Г. Румба. - Белгород: ЛитКараВан, 2011. - 460 с.

3. Савин, С. В. Концептуальные и прикладные аспекты тех-нологизации проектировочной деятельности в сфере оздоровительной физической культуры // Подготовка педагога по физической культуре в условиях модернизации Российского образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции / С. В. Савин, О. Н. Степанова. - М.: МПГУ, 2007. - С. 149-156.

20

№3 I 2014

Теория и методика спортивной тренировки

technology of pedagogical designing of health and fitness classes with students of special medical groups

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, O. Stepanova Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, N. Vengerova Candidate of Pedagogical Sciences, S. Savin Post-graduate student, O. Borodulina. Moscow State Pedagogical University, Moscow

Contact information for correspondence: 119571, Moscow, Vernadsky Avenue, 88.

The article examines the nature and stages of technology of pedagogical designing of health and fitness classes with students of special medical groups (SMG). The author's definition of the notion of «instructional design» is given. Methods, samples and tests that are recommended for the assessment of the level of physical condition of

SMG students are described. Recommendations on the selection and use of health and fitness technology at a special medical department are given.

Key words: instructional design, technology, process flow chart, students, special medical group health and fitness classes, sports and health technology.

УДК 796.853.23:796.012

вариативность техники бросков спортивного

дзюдо при собственной согнутой стойке

Кандидат педагогических наук, профессор Ю. М. Схаляхо, кандидат педагогических наук, и. о. профессора И. В. Тихонова,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.

в настоящее время ортодоксальное дзюдо обеспечивает эффектность бросков в условном контакте (без сопротивления противника). в спортивном поединке изменения кинематических условий вводят дополнительные помехи при реализации структуры бросков. в целях обеспечения спортсмена собственной защитой при использовании атакующим низкосогнутой стойки необходимо адаптировать технику бросков к измененным кинематическим условиям.

Ключевые слова: кинематические условия; проекция на сагиттальную плоскость; разнонаправленность бросков и эффективность бросков.

введение. После выхода на мировую спортивную арену методология дзюдо претерпела значительные изменения как в области техники исполнения бросков, так и в области методики подготовки борцов [1]. Связано это с тем, что условия квалификационной оценки в традиционном дзюдо предполагают оценку по признаку «зачет - незачет», что не только не стимулирует дзюдоистов к принципиальному сопротивлению, но и обязывает их к условному контакту.

В спортивных условиях противоборства дзюдоистами в целях повышения эффективности соревновательной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.