УДК 796:338.28; 796.078
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ СО СТУДЕНТАМИ СПБГУП СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ
Владимир Петрович Липовка, доктор педагогических наук, профессор,
Елена Викторовна Ивченко, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,
(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург),
Анна Юрьевна Липовка, кандидат педагогических наук, доцент,
Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов (СПбГУП)
Аннотация
В статье рассматривается проблема организации физкультурно-оздоровительной студентов вузов со специальной медицинской группой (СМГ). Представлены результаты исследования влияния занятий оздоровительной направленности на здоровье, физическое развитие и функциональное состояние студентов первого курса СМГ СПбГУП.
Ключевые слова: специальная медицинская группа, физкультурно-оздоровительная деятельность, студенты вузов.
STRUCTURE AND CONTENT OF HEALTH IMPROVING LESSONS AMONG THE SPECIAL MEDICAL GROUP STUDENTS OF SAINT-PETERSBURG UNIVERSITY OF HUMANITIES AND SOCIAL SCIENCES Vladimir Petrovich Lipovka, the doctor of pedagogical sciences, professor,
Elena Viktorovna Ivchenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg,
Anna Jurevna Lipovka, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, Saint-Petersburg University of Humanities and Social Sciences
Annotation
The article analizes the problem of organization of health improving lessons among the special medical group students of higher schools. Results of the research of influence of health improving lessons on health, physical development and functional condition of students of Saint-Petersburg University of humanities and social sciences have been presented.
Keywords: special medical group, sports and health improving activity, students of higher
schools.
ВВЕДЕНИЕ
Разработка новых средств и методов, организация и планирование занятий оздоровительной физической культурой для студентов специальной медицинской группы является актуальной и своевременной в виду того, что в последнее время все больше студентов имеют отклонения в состоянии здоровья различной степени.
В 2010-2011 учебном году был проведен анализ диагнозов студентов первого курса Санкт-Петербургского университета профсоюзов, отнесенных к специальной медицинской группе. По результатам этого анализа было выявлено, что около 27% всех диагнозов - это вегето-сосудистая дистония по гипотоническому и гипертоническому типу, 34% - заболевания, связанные с позвоночником (нарушения осанки, межпозвоночные грыжи, компрессионные переломы позвоночника различной тяжести, остеохондроз и т.д.), 13% - болезни зрения (миопия различной степени), 3% - болезни слуха, 12% - болезни внутренних органов (легких, почек), 6% - последствия после травм и переломов, 3% - серьезные нарушения сердечной деятельности (аритмия, пролапс митрального кла-
пана) и 2% - других хронических заболеваний.
Всего в исследовании приняло участие 37 студентов первого курса специальной медицинской и 4 студента подготовительной группы. Эксперимент проводился на базе спортивно-оздоровительного комплекса СПбГУП со 2 октября 2010 года по 2 апреля 2011. Оздоровительные занятия проводились два раза в неделю, продолжительностью 120-130 минут.
Арсенал оздоровительной физической культуры в настоящее время очень обширен и выбор средств зависит от материальной базы вуза, профессиональной подготовки специалистов по физической культуре. Методика лечебной и оздоровительной физической культуры зависит от стадии болезни, преобладания тех или иных ее проявлений и общего состояния здоровья. Занятия лечебной и оздоровительной физкультурой — прекрасное средство тренировки организма и повышения работоспособности, в частности улучшения показателей в учебе.
МЕТОДИКА
На базе Санкт-Петербургского университета профсоюзов со студентами специальной медицинской группы проводятся следующие занятия: ]здоровительная аэробика, корригирующая гимнастика «Без боли в спине», дыхательные упражнения, йога, стрет-чинг, кинезитерапия.
Урок представляет собой комплекс упражнений из вышеперечисленных видов оздоровительной физической активности и наполняется в зависимости от состояния здоровья, физического развития и функционального состояния студентов специальной медицинской группы.
При выполнении упражнений мы руководствовались следующими правилами:
- учитывали состояние здоровья на данный момент времени (общее самочувствие, возможное обострение хронического заболевания);
- физическую нагрузку соразмеряли с возрастом и тренированностью организма;
- не использовали в занятиях игры, при которых возможны столкновения играющих, нанесение ударов по голове, а также игры, требующие большого напряжения;
- не использовали упражнения, связанные с сотрясением тела (прыжки, подскоки) и требующие напряжения.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Предварительные результаты после 6 месяцев занятий при посещении занятий физической культурой 2 раза в неделю показали положительную тенденцию к улучшению самочувствия испытуемых, снижению порога заболеваемости простудными заболеваниями, увеличению подвижности в суставах, увеличению подвижности позвоночного столба. Студенты специальной медицинской группы были обучены навыкам самоконтроля и ведению дневника самоконтроля. Особенно заметные сдвиги наблюдались в улучшении состояния опорно-двигательного аппарата. Данные, которые мы получили в ходе начального тестирования гибкости позвоночного столба, имели очень сильный разброс от -16 до 24см, поэтому мы разделили испытуемых на две подгруппы с низкими и высокими результатами. В подгруппе А результат 3,5±9,8см был улучшен до 8,0±6,9см, в подгруппе Б результат 15,4±4,2 был улучшен до 18,1±4,2 см. Также произошли достоверные положительные изменения в следующих показателях: проба Ромберга II (в среднем увеличилось время удержания позы на 15-20 секунд), частота пульса в покое снизилась у студентов с повышенной частотой сердечных сокращений в начале эксперимента, улучшилась быстрота реакции по контрольному упражнению - ловля линейки.
ВЫВОДЫ
1. Дифференцированный подход, использование нетрадиционных и других средств оздоровительной физической культуры, смена двигательной деятельности вызвали большой интерес у студентов специальной медицинской группы, ранее вообще не занимавшихся физической культурой.
2. Дифференцированный подход формирует потребность в регулярных занятиях, что, безусловно, положительно скажется на состоянии здоровья студентов и увеличит возможность реализации их потенциала в учебе и профессиональной деятельности.
3. Регулярные занятия улучшили общее состояние здоровья студентов специальной медицинской группы.
4. Показатели улучшения состояния здоровья и общего самочувствия (по дневникам самоконтроля) явились сильной мотивирующей единицей к занятиям оздоровительной физической культурой.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белов, В.И. Определение уровня здоровья и оптимальной физической нагрузки у лиц занимающихся оздоровительной тренировкой // Теория и практика физической культуры. - 1989. - № 3. - С. 6-9.
2. Нормирование физической нагрузки на занятиях оздоровительной направленности : учебное пособие / Гаврилов Д.Н., Потапчук А.Н., Утенко В.Н., Шашкин Г. А. ; С-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. : [б.и.], 1996. - 65 с.
3. Зубкова, А.Ю. Оздоровительная физическая культура для лиц различных возрастных групп на основе сочетания восточных и западных гимнастических систем : авто-реф. дис. ... канд. пед. наук / Зубкова Анна Юрьевна ; Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. - М., 2006. - 25 с.
4. Колтошова, Т.В. Оздоровительная физическая культура во вторичной профилактике функциональных нарушений и заболеваний позвоночника у студентов специальных медицинских групп / Т. В. Колтошова, Ж. Б. Сафонова, С. Н. Туморин // Теория и практика физ. культуры. - 2005. - № 4. - С. 60-63.
5. Лисицкая, Т. С. Основы оздоровительной тренировки // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 2. - С. 6-14.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.011.3
ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ШКОЛЬНИКОВ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП ЗДОРОВЬЯ
Светлана Валерьевна Любека, учитель высшей квалификационной категории, Муниципальное образовательное учреждение средняя образовательная школа № 2,
г. Шимановск,
Ольга Валентиновна Юречко, кандидат педагогических наук, доцент, Благовещенский государственный педагогический университет (БГПУ)
Аннотация
В статье представлены сравнительные характеристики физического состояния школьников различных групп здоровья по основным морфологическим и функциональным показателям, а также показатели заболеваемости, что позволяет комплексно оценить уровень физического здоровья учащихся.
Ключевые слова: физическое состояние, индекс, школьники различных групп здоровья, заболеваемость.