Научная статья на тему 'ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАСТНИЦ МЕЖВУЗОВСКИХ СОРЕВНОВАНИИЙ ПО ЧИР-СПОРТУ'

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАСТНИЦ МЕЖВУЗОВСКИХ СОРЕВНОВАНИИЙ ПО ЧИР-СПОРТУ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
71
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FEMALE STUDENTS / CHEERSPORT / CHEERLEADING / PSYCHOPHYSIOLOGICAL INDICATORS / TAPPING TEST / REACTION TO MOVING OBJECT / СТУДЕНТКИ / ЧИР-СПОРТ / ЧИРЛИДИНГ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ТЕППИНГ-ТЕСТ / РДО

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Лукина С.М., Митенкова Л.В., Демеш В.П., Гетьман В.Д.

Цель исследования - выявить особенности психофизиологического развития девушек, занимающихся чир-спортом в условиях вуза. Методика и организация исследования. В работе приняло участие 54 девушки-первокурсницы Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета, Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета. Для оценки психофизиологических показателей проводилось тестирование по скорости сенсомоторных реакций на световой и звуковой раздражитель, точности реакции на движущийся объект (РДО) и двигательной реакции с помощью теппинг-теста. Результаты исследования и выводы. Проведенный анализ результатов исследования подтверждает, что комплексные тренировочные занятия чирлидингом оказывают положительное воздействие на изучаемые психофизиологические особенности и психомоторные процессы, проявляемые в улучшении реакции на движущийся объект, снижении уровня личностной тревожности, увеличении объема внимания и улучшении его переключаемости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Лукина С.М., Митенкова Л.В., Демеш В.П., Гетьман В.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOPHYSIOLOGICAL CHARACTERISTICS OF FEMALE PARTICIPANTS OF INTERUNIVERSITY CHEERSPORT COMPETITIONS

Objective of the present study was to identify the peculiarities of psychophysiological development of girls engaged in university cheersport. Methods and structure of the study. Sampled for the study were the 1st-year female students of Saint Petersburg State University, Saint-Petersburg State Pediatric Medical University, and Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering (n=54). The psychophysiological characteristics of the subjects were tested in the following sensorimotor response tests: light response time, sound response time, reaction to a moving object, and tapping test. Results of the study and conclusions. The analysis of the study findings confirmed that the full-scale cheerleading training process had a positive impact on the psychophysiological characteristics and psychomotor processes, manifested in the improvement of the reaction to a moving object, reduced trait anxiety, increased attention span and improved attentional set-shifting.

Текст научной работы на тему «ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАСТНИЦ МЕЖВУЗОВСКИХ СОРЕВНОВАНИИЙ ПО ЧИР-СПОРТУ»

психофизиологические особенности участниц межвузовских соревнованиий по чир-спорту

УДК/UDC 612.821

Поступила в редакцию 16.03.2020 г.

Информация для связи с автором: svetlanaueg@rambler.ru

Доцент С.М. Лукина1

Кандидат педагогических наук, доцент Л.В. Митенкова2 Кандидат педагогических наук, доцент В.П. Демеш3 Кандидат педагогических наук, профессор В.Д. Гетьман3 ^анкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург 2Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет, Санкт-Петербург

3Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Санкт-Петербург

PSYCHOPHYSIOLOGICAL CHARACTERISTICS OF FEMALE PARTICIPANTS OF INTERUNIVERSITY CHEERSPORT COMPETITIONS

Associate Professor S.M. Lukina1 PhD, Associate Professor L.V. Mitenkova2 PhD, Associate Professor V.P. Demesh3 PhD, Professor V.D. Getman3 1St. Petersburg State University, St. Petersburg 2St. Petersburg State Pediatric Medical University, St. Petersburg 3St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, St. Petersbur

Аннотация

Цель исследования - выявить особенности психофизиологического развития девушек, занимающихся чир-спортом в условиях вуза. Методика и организация исследования. В работе приняло участие 54 девушки-первокурсницы Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета, Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета. Для оценки психофизиологических показателей проводилось тестирование по скорости сенсомоторных реакций на световой и звуковой раздражитель, точности реакции на движущийся объект (РДО) и двигательной реакции с помощью теппинг-теста.

Результаты исследования и выводы. Проведенный анализ результатов исследования подтверждает, что комплексные тренировочные занятия чирли-дингом оказывают положительное воздействие на изучаемые психофизиологические особенности и психомоторные процессы, проявляемые в улучшении реакции на движущийся объект, снижении уровня личностной тревожности, увеличении объема внимания и улучшении его переключаемости.

Ключевые слова: студентки, чир-спорт, чирлидинг, психофизиологические показатели, теппинг-тест, РДО.

Annotation

Objective of the present study was to identify the peculiarities of psychophysiological development of girls engaged in university cheersport. Methods and structure of the study. Sampled for the study were the 1st-year female students of Saint Petersburg State University, Saint-Petersburg State Pediatric Medical University, and Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering (n=54).

The psychophysiological characteristics of the subjects were tested in the following sensorimotor response tests: light response time, sound response time, reaction to a moving object, and tapping test.

Results of the study and conclusions. The analysis of the study findings confirmed that the full-scale cheerleading training process had a positive impact on the psy-chophysiological characteristics and psychomotor processes, manifested in the improvement of the reaction to a moving object, reduced trait anxiety, increased attention span and improved attentional set-shifting.

Keywords: female students, cheersport, cheerleading, psychophysiological indicators, tapping test, reaction to moving object.

Введение. Современный этап реализации программ высшего образования происходит с включением в процесс различных педагогических систем и инновационных технологий, повышая уровень психоэмоционального и интеллектуального напряжения. Основным путем решения инновационных задач является перестройка работы кафедры на индивидуально (личностно) ориентированное, спортивно и профессионально ориентированное физическое воспитание [2]. Адаптационные реакции организма профессиональных спортсменов на различные виды нагрузок достаточно изучены, а в отношении адаптации к нагрузкам в чир-спорте, в том числе и умственного характера, студентов-спортсменов, начавших заниматься только в вузе, нет однозначной информации. Для таких обучающихся учебная деятельность включает в себя непосредствен-

но процесс обучения и физический труд, являющийся необходимым условием их спортивного совершенствования. Одним из наиболее востребованных для студенток вузов, участвующих в исследовании, оказался сложнокоординационный вид спорта - чирлидинг, требующий проявления различных умений, навыков и качеств. Девушки выделили чир-спорт как вид, который характеризуется большим разнообразием тренировочных средств и нагрузок, позволяет выработать привычку к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, развивает организаторские способности и обостряет чувство коллективизма и взаимопомощи [1, 3-4].

Цель исследования - выявить особенности психофизиологического развития девушек, занимающихся чир-спортом в условиях вуза.

Таблица 1. Психофизиологические показатели студенток первого курса обучения, начавших заниматься чир-спортом

Исследуемые показатели Год поступления, x+m

2017 2018

n=30 n=24

Простая реакция на свет, м/с 259,4+31,7 261,2+32,1

Простая реакция на звук, м/с 219,2+26,4 221,6+27,3

РДО 0,8+0,3 0,7+0,2

Теппинг-тест 74,9+13,2 75,1+13,6

Методика и организация исследования. В исследовании в течение 2017/2018 и 2018/2019 учебных годов приняло участие 54 девушки-первокурсницы Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета, Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета.

Для оценки психофизиологических показателей нами проводилось тестирование по скорости сенсомоторных реакций на световой и звуковой раздражитель, точности реакции на движущийся объект (РДО) и двигательной реакции с помощью теппинг-теста.

Результаты исследования и их обсуждение. Достаточный уровень развития психофизиологических свойств личности повышает базовые адаптивные установки, позволяя успешно противостоять изменяющимся не в лучшую сторону условиям окружающей среды, жизни и труда [5]. Л. М. Крылова и В. А. Никишкин считают, что результаты исследования психофизических и психофизиологических показателей позволяют выявить отстающие характеристики и в сравнении с разработанными ими психофизическими моделями профессий обосновать соответствующие рекомендации по доведению уровня «профессионального здоровья» и профессионально важных характеристик студентов до модельных [1].

Анализ результатов психофизиологических показателей студенток свидетельствует о том, что на всем протяжении наблюдений скорость простой условно-двигательной реакции на световой и звуковой раздражитель находится примерно на одинаковом уровне, точность реакции на движущийся объект отмечается преждевременной.

Результаты теппинг-теста свидетельствуют о том, что темп работы снижается после первых 10-15 с, что свидетельствует о средне-слабом развитии нервной системы. По результатам теппинг-теста количество обучающихся со слабым типом нервной системы среди спортсменок первого курса несколько выше, чем среди представительниц старших курсов, также выявлено, что их нервная система характери-

Таблица 2. Динамика показателей психического состояния студен-ток-чирлидеров в начале и конце года регулярных тренировок

Показатели психического состояния 2017 год поступления 2018 год поступления

09.2017 06.2018 09.2018 06.2019

Уровень психической работоспособности Ниже среднего Высокий Средний Высокий

Уровень нервно-психической напряженности Ниже среднего Средний Средний Средний

Уровень невроти-зации Сниженный Оптимальный Сниженный Оптимальный

зуется пониженной продуктивностью, но при этом отмечается повышенная чувствительность.

По прошествии года регулярных тренировок в сборной команде по чир-спорту показатель теппинг-теста у первокурсниц достоверно улучшился, также произошло снижение величины тремора на 2,8 %. Таким образом, можно говорить о повышении двигательной реакции у исследуемых студенток после физической нагрузки в конце года регулярных занятий, что свидетельствует об увеличении порога утомления, улучшении ловкости и в целом работоспособности.

На протяжении всего периода исследования нами также изучалось психическое состояние студенток. Полученные результаты свидетельствуют об улучшении психоэмоционального состояния девушек-спортсменок (табл. 2).

Среднегрупповые оценки САН характеризуют изменение эмоционального состояния выполняемой двигательной деятельности.

Выводы. Комплексные тренировочные занятия чирлидин-гом оказывают положительное воздействие на изучаемые нами психофизиологические особенности и психомоторные процессы, проявляемые в улучшении реакции на движущийся объект, снижении уровня личностной тревожности, увеличении объема внимания и улучшении его переключаемости.

Литература

1. Крылова Л.М. Физическое воспитание студентов МГСУ / Л.М. Крылова, В.А. Никишкин // Казанская наука. - 2014. - № 5. - С. 150-152.

2. Лукина С.М. Освоение дисциплины «Физическая культура и спорт» в вузе с применением инновационных технологий / С.М. Лукина, Ю.Я. Лобанов, А.В. Шаронова и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 4. - С. 44-46.

3. Миронова О.В. Формирование навыков организации самостоятельных аэробных тренировок у студентов вузов для успешной сдачи экзаменационной сессии / О.В. Миронова, А.В. Токарева, И. С. Москаленко и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2016. - № 9. - С. 12-15.

4. Миронов В.В. Инновационные педагогические технологии в системе подготовки специалистов физической культуры, физической подготовки и спорта / В.В. Миронов, Л.В. Ярчиковская // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2014. - № 1. - С. 46-51.

5. Токарева А.В. Педагогическая технология формирования базовых адаптивных установок будущих специалистов в вузе (на примере подготовки специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях): авто-реф. дис. ... канд. пед. наук / А.В. Токарева. - СПб., 2014. - 25 с.

References

1. Krylova L.M., Nikishkin V.A. Fizicheskoe vospitanie studentov MGSU [Physical education of MSSU students]. Kazanskaya nauka. 2014. No, 5. pp. 150-152.

2. Lukina S.M. Lobanov Yu.Ya., Sharonova A.V. Osvoenie distsipliny «Fiz-icheskaya kultura i sport» v vuze s primeneniem innovatsionnykh tekh-nologiy [Innovative technologies for academic physical education and sport service]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. No.4. pp. 44-46.

3. Tokareva A.V., Mironova O.V., Moskalenko I.S. et al. Formirovanie na-vykov organizatsii samostoyatelnykh aerobnykh trenirovok u studentov vuzov dlya uspeshnoy sdachi ekzamenatsionnoy sessii [Forming self-reliant aerobic training process management skills for success in examinations]. Teoriya i praktika fiz. kulturyi. 2016. no. 9. pp. 12-15.

4. Mironov V.V., Yarchikovskaya L.V. Innovatsionnye pedagogicheskie tekhnologii v sisteme podgotovki spetsialistov fizicheskoy kultury, fiz-icheskoy podgotovki i sporta [Innovative pedagogical technologies in specialists training system in physical education, physical training and sports]. Aktualnye problem fizicheskoy i spetsialnoy podgotovki si-lovykh struktur. 2014. No. 1. pp. 46-51.

5. Tokareva A.V. Pedagogicheskaya tekhnologiya formirovaniya bazovykh adaptivnykh ustanovok budushchikh spetsialistov v vuze (na primere podgotovki spetsialistov po zashchite v chrezvychaynykh situatsiyakh) [Pedagogical technology for formation of basic adaptive attitude of future specialists at university (case study of specialists training for protection in emergency situations)]. PhD diss. abstr.. St. Petersburg, 2014. 25 p.

ВЫПУСК ГОТОВИЛИ:

Главный редактор - Людмила Лубышева Верстка - Ольга Терёшина Фотооформление - Александр Лубышев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.