Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДЭКЗАМЕНАЦИОННЫМ СОСТОЯНИЕМ СТУДЕНТОК СРЕДСТВАМИ И МЕТОДАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ'

УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДЭКЗАМЕНАЦИОННЫМ СОСТОЯНИЕМ СТУДЕНТОК СРЕДСТВАМИ И МЕТОДАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STUDENTS / EXAMINATION SESSION / EXERCISES / PHYSICAL EDUCATION / EMOTIONAL STATE / СТУДЕНТЫ / ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ СЕССИЯ / УПРАЖНЕНИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярчиковская Л.В., Шаронова А.В., Устинова О.Н., Кривощеков В.Г.

Цель исследования - выявить возможности внедрения и эффективности использования средств и методов физической культуры, позволяющих управлять предэкзаменационным состоянием студентов. Методика и организация исследования. В работе приняли участие студентки Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого и девушки-курсанты из Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева (126 человек). Обучающиеся были разделены на контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) группы. Для оценки состояния тревожности использована методика Ч.Д. Спилбергера, адаптированная Ю.Л. Ханиным. Результаты исследования и выводы. В ходе исследования выявлены изменения эмоционального состояния студентов в предэкзаменационный период. Знания об уровне тревожности и его причинах позволили разработать комплексы специальных упражнений и своевременно контролировать ситуацию. Использование дистанционных форм обучения для подготовки студентов к самостоятельному использованию многообразия средств и методов физической культуры способствовало улучшению результатов экзаменационной сессии. Выявлено, что уровень тревожности у обучающихся в предэкзаменационный период не повышается при включении в режим дня аэробных упражнений различной интенсивности, дыхательных упражнений, включающих несколько типов циклического дыхания и йоги. Применение различных средств и методов физической культуры позволило снизить количество конфликтных ситуаций на экзамене, что способствовало повышению эффективности процесса обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ярчиковская Л.В., Шаронова А.В., Устинова О.Н., Кривощеков В.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Physical education to manage female students’ pre-examination state

Objective of the study was to identify the possibilities of implementation and effectiveness of using means and methods of physical education to manage the pre-examination state of the students. Methods and structure of research. Subject to the study were students of St. Petersburg State University, St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, St. Petersburg Polytechnic University of Peter the Great and cadets from the Military Academy of Logistics named after Army General A.V. Khrulev (126 people). Students were split into control and experimental group. Anxiety was estimated by the Ch.D. Spielberger method, adapted by Yu.L. Hanin. Research results and conclusions. The study revealed changes in the students’ emotional state in the pre-examination period. Knowing the level of anxiety and its causes one can develop special exercise sets and control the situation in a timely manner. The use of distance learning forms to training students for independent use of a variety of means and methods of physical education contributed to improving the results of the examination session. It was revealed that the level of anxiety in the students in the pre-examination period does not increase when aerobic exercises of various intensities, breathing exercises, including several types of cyclic breathing and yoga, are included in the daily regimen. The use of various means and methods of physical education enabled the authors to reduce the number of conflict situations during examinations, which helped to increase the effectiveness of the learning process.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДЭКЗАМЕНАЦИОННЫМ СОСТОЯНИЕМ СТУДЕНТОК СРЕДСТВАМИ И МЕТОДАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

управление предэкзаменационным состоянием студенток средствами и методами физического воспитания

УДК/UDC 796.01:159.9

Поступила в редакцию 20.03.2020 г.

Информация для связи с автором: Ludayarchi9913@mail.ru

Кандидат педагогических наук, доцент Л.В. Ярчиковская1 Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Шаронова2 Кандидат педагогических наук, доцент О.Н. Устинова3 В.Г. Кривощеков4

1 Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

2 Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Санкт-Петербург

3 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург

4 Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева, Военный институт (инженерно-технический) филиал, Санкт-Петербург

PHYSICAL EDUCATION TO MANAGE FEMALE STUDENTS' PRE-EXAMINATION STATE

PhD, Associate Professor L.V. Yarchikovskaya1 PhD, Associate Professor A.V. Sharonova2 PhD, Associate Professor O.N. Ustinova3 V.G. Krivoshchekov4

1 St. Petersburg State University, St. Petersburg

2 St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, St. Petersburg

3 Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg

4 Military Academy of Logistics and Transport n.a. General of the Army A.V. Khrulev, Military Institute (Engineering) branch, St. Petersburg

Аннотация

Цель исследования - выявить возможности внедрения и эффективности использования средств и методов физической культуры, позволяющих управлять предэкзаменационным состоянием студентов. Методика и организация исследования. В работе приняли участие студентки Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого и девушки-курсанты из Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева (126 человек). Обучающиеся были разделены на контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) группы. Для оценки состояния тревожности использована методика Ч.Д. Спилбер-гера, адаптированная Ю.Л. Ханиным.

Результаты исследования и выводы. В ходе исследования выявлены изменения эмоционального состояния студентов в предэкзаменационный период. Знания об уровне тревожности и его причинах позволили разработать комплексы специальных упражнений и своевременно контролировать ситуацию. Использование дистанционных форм обучения для подготовки студентов к самостоятельному использованию многообразия средств и методов физической культуры способствовало улучшению результатов экзаменационной сессии. Выявлено, что уровень тревожности у обучающихся в предэкзаменационный период не повышается при включении в режим дня аэробных упражнений различной интенсивности, дыхательных упражнений, включающих несколько типов циклического дыхания и йоги. Применение различных средств и методов физической культуры позволило снизить количество конфликтных ситуаций на экзамене, что способствовало повышению эффективности процесса обучения.

Ключевые слова: студенты, экзаменационная сессия, упражнения, физическая культура, эмоциональное состояние.

Annotation

Objective of the study was to identify the possibilities of implementation and effectiveness of using means and methods of physical education to manage the pre-examination state of the students.

Methods and structure of research. Subject to the study were students of St. Petersburg State University, St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, St. Petersburg Polytechnic University of Peter the Great and cadets from the Military Academy of Logistics named after Army General A.V. Khrulev (126 people). Students were split into control and experimental group. Anxiety was estimated by the Ch.D. Spielberger method, adapted by Yu.L. Hanin.

Research results and conclusions. The study revealed changes in the students' emotional state in the pre-examination period. Knowing the level of anxiety and its causes one can develop special exercise sets and control the situation in a timely manner. The use of distance learning forms to training students for independent use of a variety of means and methods of physical education contributed to improving the results of the examination session. It was revealed that the level of anxiety in the students in the pre-examination period does not increase when aerobic exercises of various intensities, breathing exercises, including several types of cyclic breathing and yoga, are included in the daily regimen. The use of various means and methods of physical education enabled the authors to reduce the number of conflict situations during examinations, which helped to increase the effectiveness of the learning process.

Keywords: students, examination session, exercises, physical education, emotional state.

№ 6 • 2020 Июнь | June

http://www.teoriya.ru

Введение. Неумение управлять своими состояниями, снижать или повышать уровень эмоционального возбуждения является одной из причин срывов студентов на экзамене. В связи с этим встает задача обучения студентов самоконтролю. Самоконтроль позволяет избегать неоправданных конфликтных ситуаций. Одним из генерализованных свойств, определяющих способность человека к самоконтролю, является свойство тревожности. В условиях ограниченности в проведении занятий под руководством преподавателя во время экзаменационной сессии актуальным становится вопрос об уровне готовности студентов к грамотному самостоятельному использованию средств и методов физической культуры для контроля за уровнем тревожности и поддержания умственной работоспособности.

Цель исследования - выявить возможности внедрения и эффективности использования средств и методов физической культуры, позволяющих управлять предэкзаменационным состоянием студентов.

Методика и организация исследования. В работе приняли участие студентки Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого и девушки-курсанты из Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А. В. Хрулева (126 человек). Обучающиеся были разделены на контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) группы.

Для оценки состояния тревожности И. А. Афанасьева с соавторами (2017) рекомендует использовать методику Ч. Д. Спилбергера. Проанализировав научно-методическую литературу, мы остановились на использовании данной методики, но адаптированной к нашим условиям Ю. Л. Ханиным [2, с. 98; 3, с. 77].

Успешность обучения девушек оценивалась по показателям умственной работоспособности: показатели успеваемости (по 5-балльной шкале), концентрация внимания (тест) и объем памяти (анкетирование).

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ научно-методической литературы позволил выявить три основных предэкзаменационных состояния, а также соотнести их физиологические и психические признаки с формой проявления на экзамене, а также средствами физической культуры, позволяющими управлять данными состояниями (см. таблицу) [1, с. 22; 7, с. 13]. В результате опроса было выявлено, что предэкзаменационные состояния, связанные с торможением и возбуждением, чаще проявляются у девушек в первый год обучения.

Время проявления предэкзаменационного состояния зависит от ряда факторов, слишком рано возникающие изменения

Типы и признаки эмоциональных состояний студентов в период экза!

приводят к быстрой истощаемости нервного потенциала и, как следствие, снижают психическую готовность к предстоящему испытанию. В связи с этим за 7-14 дней до начала экзаменационной сессии студентам было рекомендовано включать в режим своего дня доступные средства физической культуры: аэробные упражнения (ходьба, бег, плавание и др.), йога, дыхательные практики [2, с. 28; 3, с. 44]. Обучающиеся СПбГУ имели возможность самостоятельно разрабатывать индивидуальные оздоровительные программы, по которым в дальнейшем занимались, применяя полученный объем знаний в процессе занятий, тематические презентации, мастер-классы специалистов по оздоровительной физической культуре, лекционные, методико-практические материалы и интернет-ресурсы [4, с. 9]. Для этого в Санкт-Петербургском государственном университете активно использовались различные методы и формы интерактивного и дистанционного обучения с дифференцированным подходом к каждому студенту на платформе Blackboard (BB) [6, с. 45]. Студенты СПбГАСУ могли ознакомиться с примерными комплексами упражнений для самостоятельного использования на портале дистанционного обучения своего учебного заведения, например LMS Moodle, там же с помощью обратной связи имелась возможность проконсультироваться с преподавателем по вопросам составления индивидуального комплекса с учетом особенностей предэкзаменационного состояния, интересов и уровня подготовленности [5, с. 145]. Высокая эффективность предлагаемых физических упражнений и комплексов в улучшении умственной работоспособности и психоэмоционального состояния студентов в предэкзаменационный период отражена в полученных результатах исследования.

Наибольшие изменения в результате были в показателях уровня тревожности (46±7,9 в ЭГ - до и 25±7,2 - после использования индивидуальных комплексов упражнений), концентрации внимания (ЭГ - 4,5±0,4 и КГ - 4,6±0,3 в начале исследования, а в конце: ЭГ - 7,1±0,8 и КГ - 5,7±0,4), объема памяти (в начале: ЭГ - 5,2±0,2, КГ - 5,3±0,2, в конце: ЭГ - 7,0±0,3 и КГ - 5,8±0,3), изменения достоверны (р<0,05). Произошли изменения и в успеваемости, так, показатели улучшились в среднем на 0,8 в ЭГ и 0,2 балла - в КГ.

Выводы. Выявленные изменения эмоционального состояния в предэкзаменационный период, знания об уровне тревожности и его причинах позволяют разработать комплексы специальных упражнений и своевременно контролировать ситуацию. Использование дистанционных форм обучения для подготовки студентов к самостоятельному использованию многообразия средств и методов физической культуры способствовало улучшению результатов экзаменационной

национнойсессии

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

2 CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Состояние Физиологические признаки Психологические признаки Формы проявления Средства коррекции состояния

Лихорадка Значительное распространение нервных процессов, острая вегетативная перестройка (учащение пульса, обильное потоотделение, чувство слабости) Сильная нервозность, затрудненность концентрации, забывчивость, страх перед преподава-телем,беспокойство Дезорганизованные действия, заикание, потеря голоса, искажение звуков речи, потеря чувства темпа речи, дрожание рук Малоинтенсивная разминка, теплый душ, йога, дыхательные практики (преимущественно медленные, успокаивающие упражнения)

Апатия Сильное распространение процессов торможения центральной нервной системы, снижение возбудимости (утомление, чувство слабости, «свинцовая тяжесть») Снижение чувствительности, внимания, памяти, мышления, попытка отказаться от экзамена Безразличное выражение лица, замедленная реакция, медленная реакция, паузы в процессе речи, отсутствие желания отвечать на поставленные вопросы. Включение в утреннюю зарядку интенсивных упражнений, возбуждающего массажа, холодного душа. Использование аэробной тренировки, дыхательные практики (упражнения быстрые, стимулирующие)

Готовность Оптимальное состояние физиологических систем Положительные эмоции, вера в собственные возможности, оптимальное состояние интеллектуальных качеств Адекватные реакции на преподавателя, готовность ответить на вопросы Аэробные упражнения, дыхательные упражнения (от медленных до быстрых ритмов дыхания) и др.

30

http://www.teoriya.ru

№ 6 • 2020 Июнь | June

сессии. Выявлено, что уровень тревожности у обучающихся в предэкзаменационный период не повышается при включении в режим дня аэробных упражнений различной интенсивности, дыхательных упражнений, включающих несколько типов циклического дыхания и йоги.

Литература

1. Афанасьева И.А. Коррекция уровня тревожности у первокурсников средствами физической культуры / И.А. Афанасьева, И.Г. Виноградов, А.В. Токарева, Д.Д. Дальский // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 6 (148). - С. 20-23.

2. Гетьман В.Д. Самоконтроль и методы оценки физического и функционального состояния студентов: учеб. пособие / В.Д. Гетьман, А.В. Токарева, Л.Б. Ефимова-Комарова; СПбгАсУ. -СПб., 2016. - 101 с.

3. Ефимова-Комарова Л.Б. Физическая культура. Практикум по самоконтролю: учеб. пособие / Л.Б. Ефимова-Комарова, В.Ю. Ефимов-Комаров, А.В. Токарева. - СПб., 2016. - 74 с.

4. Коваль Т.Е. Информационно-коммуникационные технологии в реализации оздоровительных программ в вузе / Т.Е. Коваль, Л.В. Ярчиковская, С.М. Лукина // Теория и практика физ. культуры. -2016. - № 7. - С. 9-11.

5. Лобанов Ю.Я. Использование элементов дистанционного обучения в процессе освоения дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту» / Ю.Я. Лобанов, А.В. Шаронова, О.В. Миронова и др. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 12 (166). - С. 144-148.

6. Лукина С.М. Освоение дисциплины «Физическая культура и спорт» в вузе с применением инновационных технологий / С.М. Лукина, Ю.Я. Лобанов, А.В. Шаронова и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 4. - С. 44-46.

7. Токарева А.В. Формирование навыков организации самостоятельных аэробных тренировок у студентов вузов для успешной сдачи экзаменационной сессии /А.В. Токарева, О.В. Миронова,

И.С. Москаленко и др. // Теория и практика физ. культуры. -2016. - N 9. - С. 12-15.

References

1. Afanaseva I.A., Vinogradov I.G., Tokareva A.V., Dalskiy D.D. Korrek-tsiya urovnya trevozhnosti u pervokursnikov sredstvami fizicheskoy kul-tury [Physical education to correct anxiety level in freshmen]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2017. No. 6 (148). pp. 20-23.

2. Efimova-Komarova L.B., Tokareva A.V., Getman V.D. Samokontrol i metody otsenki fizicheskogo i funktsionalnogo sostoyaniya studen-tov. Ucheb. posobie [Self-control and methods to assess students' physical and functional states. Study guide]. SPbSASU publ., St. Petersburg, 2016, 101 p.

3. Efimova-Komarova L.B., Efimov-Komarov V.Yu., Tokareva A.V. Fiziches-kaya kultura. Praktikum po samokontrolyu [Physical Culture. Workshop on self-monitoring]. Study guide. St. Petersburg, 2016. 74 p.

4. Koval' T.E.,Yarchikovskaya L.V., Lukina S.M. Informatsionno-kommu-nikatsionnye tekhnologii v realizatsii zdorovitelnykh programm v vuze [Information and communication technologies in university health programs implementation]. Teoriya i praktika fiz. kultury,2016, no. 7, pp. 9-11.

5. Lobanov Yu.Ya., Sharonova A.V., Mironova O.V. et al. Ispolzovanie elementov distantsionnogo obucheniya v protsesse osvoeniya dist-sipliny «Elektivnye kursy po fizicheskoy kulture i sportu» [Use of distance learning elements in Elective courses in physical education and sports discipline mastering process]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2018. no. 12 (166). pp. 144-148.

6. Lukina S.M., Lobanov Yu.Ya., Sharonova A.V. et al. Osvoenie distsiplinyi «Fizicheskaya kultura i sport» v vuze s primeneniem innovatsionnykh tekh-nologiy [Innovative technologies for academic physical education and sport service]. Teoriya i praktika fiz. kulturyi. 2019. No. 4. pp. 44-46.

7. Tokareva A.V., Mironova O.V., Moskalenko I.S. et al. Formirovanie na-vykov organizatsii samostoyatelnykh aerobnykh trenirovok u studen-tov vuzov dlya uspeshnoy sdachi ekzamenatsionnoy sessii [Forming self-reliant aerobic training process management skills for success in examinations]. Teoriya i praktika fiz. kulturyi. 2016. no. 9. pp. 12-15.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

применение здоровьесберегающих педагогических технологий в домах ребенка

Доктор педагогических наук, доцент Т.В. Тимохина1 Кандидат педагогических наук Н.М. Толкова1 "Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Московская область

УДМ^С 376.1

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, ОВЗ, инвалидность, ранний возраст, дом ребенка, двигательный режим, мониторинг здоровья.

Введение. В последнее десятилетие в домах ребенка России произошли кардинальные изменения, направленные на повышение качества жизни детей раннего возраста, создание условий, приближенных к домашним, способствующих развитию личностных качеств и природных способностей воспитанников. На базе домов ребенка открылись отделения восстановительного лечения, целью которого является сохранение и укрепление здоровья воспитанников через приобщение к здоровому образу жизни и применение адекватных возрасту здоровьесберегающих технологий.

Цель исследования - выявить оптимальные критерии эффективного формирования здоровьесберегающих педагогических технологий в домах ребенка.

Методика и организация исследования. Работа проводилась на базе ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» го. - Всего в образовательном эксперименте приняло участие 428 детей раннего возраста. Исследование включало в себя анализ содержания здоровьесберегающего педагогического процесса.

Результаты исследования и их обсуждение. Были выделены 4 универсальных показателя и соответствующие им

application of health promotion educational technologies in child care centers

Dr.Hab., Associate Professor T.V. Timokhina1 PhD N.M. Tolkova1

1State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuevo, Moscow Region

Поступила в редакцию 11.04.2020 г.

критерии качества здоровьесбережения. Теоретически и практически обоснованы, описаны и раскрыты условия формирования уровней здоровьесберегающего педагогического процесса. Выявлено, что высокий уровень организации здоровьесберегающего педагогического процесса определяется следующими показателями: оптимальное соблюдение требований СанПиНа, организация адекватного возрасту двигательного режима, применение физкультурных занятий, мониторинг здоровья детей раннего дошкольного возраста.

Выводы. В ходе трехлетнего исследования теоретически обоснована и доказана эффективность применения здо-ровьесберегающей педагогической технологии в работе с детьми раннего возраста в домах ребенка. Были выявлены уровни формирования педагогической технологии (высокий, средний, низкий) в соответствии с критериями интенсивности, устойчивости, валидности, осознанности.

Использованная литература

1. Сафронов А.И. Формирование ценностного отношения к здоровью у младших школьников с ОВЗ и инвалидностью / А.И. Сафронов, Т.В. Тимохина // Теория и практика физ. культуры. - 2019.

- № 8. - С. 38.

2. Толкова Н.М. Подготовка будущих педагогов к взаимодействию с детьми раннего возраста в условиях инклюзивных групп дошкольных образовательных организаций / Н.М. Толкова, Т.В. Тимохина, И.В. Енова // Перспективы науки и образования. - 2019.

- № 4. - С. 322-334.

Информация для связи с автором: timohina.tv@mail.ru

№ 6 • 2020 Июнь I June

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.