КОММУНИКОЛОГИЯ - соммимсоюоу
■ ■ ■ СОВРЕМЕННЫЕ ЭТНОМИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СИСТЕМЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ: КОММУНИКАЦИОННЫЙ АСПЕКТ
Автор: НАЗАРОВ А.Д.
НАЗАРОВ Александр Данилович, доктор исторических наук, профессор, заместитель заведующего кафедры общественных связей и медиаполитики Института государственной службы и управления персоналом Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (ИГСУП РАНХиГС). Адрес: 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, 84. Тел.: +7 (495) 933-80-30. Е-таН: information@rane.ru.
Аннотация: статья посвящена проблеме межнациональных отношений в контексте развития российской государственности. Автор показывает значение анализа проблем межнационального взаимодействия для развития российской государственности, выделяет факторы сложности реализации межнациональных отношений.
Ключевые слова: этномиграционные процессы, глобальные коммуникации, коммуникации, гражданская идентичность, этнокультурное согласие, межнациональные отношения, многонациональность, поликонфессиональность, этничность и социальный класс, транснациональная миграция.
Первое десятилетие XXI века стало весьма важным и значимым периодом в социально-демографическом развитии планеты и ознаменовалось появлением в октябре 2011 года 7-миллиардного ее жителя. В мировых масштабах безоговорочно возобладала идея всеобщей глобализации, которая дала неоспоримые преимущества для интеллектуального и социально-экономического прогресса, возвела в ранг повседневных усилий повысившуюся человеческую мобильность, придала миграции населения качественно новое значение, признав ее позитивной силой, значительно способствующей развитию человека.
Более того, не без влияния миграции, огромных потоков трудовых мигрантов - носителей не только дешевой рабочей силы, как считают некоторые международные эксперты [1, С. 27-28], но и другой языковой и культурной принадлежности, за последние 20 лет произошли существенные изменения в природе самого общества.
Несомненный интерес, на наш взгляд, вызывают прогнозы, посвященные современным миграционным и этнодемографическим тенденциям и проблемам, которые сформулированы П.Кеннеди, осуществившим проекцию известной Мальтусовой теории народонаселения на условия конца XX века [2]. Он приходит к парадоксальному выводу, что у пророчеств Мальтуса больше шансов сбыться в XX веке, нежели в XIX веке. Принципиальное различие между ними в том, что наш современник П.Кеннеди в отличие от Мальтуса или, скажем, Д. Рикардо уже не верит в «железные» экономические и иные общественные законы, а исходит из того, что человечество само распоряжается своей судьбой, что люди могут изменить неблагоприятный ход истории. Благодаря этому, доказывает он, мальтусовские пророчества не сбылись в XIX веке. Вместе с тем он предостерегает от излишнего оптимизма, а тем более благодушия при взгляде на этнодемографические тенденции рубежа ХХ - XXI веков.
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ
Особенно, на наш взгляд, реалистично рассматривает П. Кеннеди такую важную часть демографической проблемы, отсутствовавшую во времена Мальтуса, как массовые миграции - своего рода объекты коммуникации в системе общественных трансформаций, и их социальные последствия. Динамика этих последствий такова, отмечает Кеннеди, что возможно предсказать нарастание потоков переселенцев из Африки, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, Восточной Европы в два самых благополучных региона мира - США и Западную Европу. И здесь им делается важнейший вывод: это создает реальную перспективу обострения межкультурной напряженности, ведущей к межрасовым и межэтническим конфликтам, к которым должны быть готовы государства и политики1. Полагаем, что этот важный методологический посыл сколько-нибудь серьезно не воспринимается большинством развитых стран (в отличие от недавно прибывших, например, в США мигрантов [3]). Весьма актуальной эта проблема является и для современной России, где этническая окраска миграционных потоков из некоторых государств СНГ все больше сказывается на этнодемографической структуре населения, в первую очередь, - мегаполисов, и в частности - Москвы [4, С. 312-334].
В духе демократического патриотизма П. Кеннеди вскрывает жгучие социальные проблемы Америки, являющейся наиболее привлекательной для мигрантов со всего света. Как показано в его книге, США являются главным мировым должником, что блестяще подтвердилось в ходе разразившегося в 2008 года всемирного финансового кризиса. Уровень преступности, детской смертности, функциональной неграмотности в этой стране самый высокий среди развитых стран. Зато уровень медицинского страхования и обслуживания - самый низкий. Соединенные Штаты являются главным производителем и распространителем массовой культуры, откровенно эксплуатирующей «первичные инстинкты» человека и разрушающей гуманистическую традицию. Страна преисполнена расовых и национальных антагонизмов, до поры до времени дремлющих под сенью экономического благополучия, - подчеркивает П. Кеннеди.
Внутренние механизмы этих противоречий вскрыл акад. В. А. Тишков, который долгие годы изучал иммигрантские проблемы США. Он считает, что каждая новая иммигрантская волна подверглась сверх-эксплуатации предыдущими миграционными волнами и доминирующим обществом. Сложилась своего рода традиция - каждая новая волна жертвовала собой, чтобы детям жилось лучше, а потом отыгрывались на следующей волне вновь прибывших. Такой коллективный эгоизм характерен и в других сферах жизнедеятельности и политики США.
В отличие от Фукуямы и его поклонников, в том числе и российских, П. Кеннеди отнюдь не считает западную либеральную модель оптимальной. По его убеждению, страны, в том числе посткоммунистические, вставшие на путь модернизации и одобрившие идеалы гражданского общества, частной собственности, рынка, должны искать собственную модель устойчивого развития, соответствующую их историческим, со-
1 Данное предостережение, сделанное задолго до 11 сентября 2001 г., и оставшееся без внимания со стороны властных структур, ответственных за безопасность США, свидетельствует, на наш взгляд, об упрощенном подходе к этносоциальной адаптации мигрантов, даже из числа уже состоявшихся граждан Соединенных Штатов, выходцев из мусульманских государств. Последовавшие затем теракты в Англии, продолжительные беспорядки в пригородах Парижа, других городах Франции и Западной Европы, продемонстрировали неспособность этих стран эффективно противостоять этим, набирающим силу тенденциям в общественном развитии стран Запада.
КОММУНИКОЛОГИЯ - СОММиМСОЮОУ
циокультурным и, наконец, цивилизационным характеристикам, в том числе в миграционной и национальной политике.
Одним из серьезных прорывов в отечественной научной мысли и реальной практике современной России стало утвердившееся в последние годы на государственном уровне и в общественном сознании, взвешенное и конструктивное отношение к демографическим процессам. Что особенно немаловажно, связанная с ними миграция населения, в силу субъективных причин, получившая в свое время стойкое отрицательное отражение в общественном мнении2[5]. Возникшие после распада СССР невиданные по масштабам стихийные потоки в Россию сначала вынужденных переселенцев из числа русского и русскоязычного населения, а затем бежавших от экономических неурядиц и безработицы представителей коренных народов новых государств Закавказья, Средней Азии, Казахстана, Украины и Молдовы, на много лет вперед предопределили болезненный характер этих и сопутствующих им социально-экономических процессов в российском социуме.
Принятые в последние годы меры политического и социального характера, облаченные в форму таких приоритетных национальных проектов, как «Развитие агропромышленного комплекса», «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», «Образование», «Здоровье», благотворно отразились на общественной и демографической ситуации в стране. Так, например, в 2009 году впервые за многие годы удалось прервать тенденцию естественной убыли населения.
И хотя раздаются прогнозы о недолговечности наблюдающегося ныне всплеска рождаемости [6], факт остается фактом - благодаря политической воле руководства России, умению сконцентрировать усилия и ресурсы, в стране возможен рост численности населения, а значит, и ориентация исключительно на зарубежных трудовых мигрантов уже не является безальтернативным рецептом. Так, согласно расчетам Всемирного банка, 12 млн. иммигрантов потребуются России в ближайшие 20 лет для компенсации сокращения трудовых ресурсов [7, С. 10], а если учесть, что по данным Фонда ООН в области народонаселения [8, С. 12], доля мигрантов среди экономически активного населения нашей страны составляет 10 % (по данным Росстата на начало 2010 года численность экономически активного населения составляла 74,6 млн. человек), то можно прогнозировать, что через два десятилетия 15-20 % населения будут вчерашние иностранцы, что переводит проблему уже в разряд неотложных задач национальной безопасности.
В этой связи характерен пример Москвы, где прилагаются огромные и действенные усилия, чтобы многонациональный мегаполис не знал межнациональной вражды, межэтнической агрессивности. Как считает руководство Москвы, «Кондопога - грозный знак для огромной России, в том числе и для Москвы. Горящие парижские окраины, разгул вандализма под националистическими лозунгами - не менее опасный знак для западной цивилизации, поставившей во главу угла меркантильную беспощадность рынка, выгоды, прибыли, попрание чужих интересов» [9, С. 5].
Эксперты отмечают, что не только борьба с ранней смертностью, смертностью от внешних причин (болезни, убийства, самоубийства, ДТП, несчастные случаи, травмы),
2 Пресса нередко обрушивает на рядовых читателей сенсации такого рода, что образ мигранта всегда представляется как хищный, живущий за счет россиян, малокультурный, чаще всего выходец с Кавказа. Что стоит такой, например, факт, широко растиражированный в печати: «В Москве и области проживает около двух млн лиц одной закавказской республики, а из них на учете в налоговой инспекции числятся всего 12 человек». Цит по.: Чернов Д. Мигранты крадут у России миллиарды. // Время новостей. М., 2002. 10 декабря.
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ
а мировой опыт показывает, что с ними можно справиться, способна внести перелом в ситуацию. Действенным может стать особый социально-психологический феномен, отмечаемый в столице, где динамика продолжительности жизни имеет устойчивый характер. Это объясняется, во-первых, высоким уровнем жизни в Москве, где сосредоточены главные силы отечественного здравоохранения. Оно лучше, чем в среднем по России. Во-вторых, динамика продолжительности жизни связана еще и с социальной структурой населения, в которой весома доля успешно укоренившихся вчерашних мигрантов. В Москве больше доля среднего класса, являющегося носителем неких иных жизненных стандартов, жизненной активности, социального оптимизма и заботы о себе [6]. Несомненно, что это очень важная культурная черта, которая, на наш взгляд, со временем будет активно развиваться и в других мегаполисах и крупных городах России.
Активизация усилий органов государственной власти в сфере социальной политики, приносящая ощутимые результаты, сказалась благоприятно на авторитете власти. Так, за последние 10 лет в российском обществе почти вдвое возросло число сторонников укрепления полномочий центральной власти. Если в 1998 году 25 % граждан видели свою страну единым централизованным государством с руководителями местной власти, назначаемыми из Центра, то в настоящее время сторонников укрепления центральной власти стало 46 %. При этом, меньше стало тех, кто считает, что местные власти должны быть наделены широкими полномочиями, - соответственно с 52 % до 36 %3.
За расширение прав местных властей высказываются чаще всего респонденты 18 - 24 лет (44,0 %), с высшим образованием (48,0 %) и жители Москвы (48,0 %) [10], что позволяет полагать, что в среде молодежи и образованных граждан кроется серьезный демографический потенциал, аналогичный московскому, позволивший столице за короткий срок обрести собственную социальную и этнодемографическую структуру населения, выстроить особый образ жизни, гарантирующий повышенную продолжительность жизни москвичей.
Таким образом, первое десятилетие XXI века отмечено в мире растущим пониманием того, что миграция инокультурного населения, особенно её экономически обусловленные виды и формы, выступает важным ресурсом развития как для принимающих стран, так и для стран происхождения, но при этом становится одной из самых острых проблем, волнующих человечество. По мнению экспертов, численность мигрантов в мире, превышая 200 млн. человек, свидетельствует о появлении своеобразной «нации мигрантов», сопоставимой по численности с наиболее населенными странами [13, С. 8].
Действительно, в условиях неравномерности демографического и экономического развития стран мира этнически окрашенная миграция превращается в «инструмент кооперации» между более развитыми и менее развитыми государствами, когда первые предоставляют вторым рабочие места и возможность заработка в своих странах, а вторые предоставляют первым рабочую силу, в которой нуждаются.
На фоне глобального финансового кризиса, начавшегося в 2008 году, сложившиеся на мировом рынке труда такие тенденции, как сокращение производства и связанное с ним уменьшение числа рабочих мест, неизбежно затронули как местную, так и иностранную рабочую силу в принимающих странах. Рост безработицы среди местного населения повсеместно порождает популистские призывы к ограничению миграции и
3 Социологический опрос проводился Левада-Центром в конце февраля - начале марта 2010 г. в 44 регионах РФ.
КОММУНИКОЛОГИЯ - СОММиМСОЮОУ
высылке этнических мигрантов на родину, что ведет к нарастанию антимигрантских настроений во многих странах.
Еще одной общемировой тенденцией, наблюдающейся и в России, является увеличение женщин в качестве самостоятельных трудящихся-мигрантов. Гендерный аспект миграции важен, прежде всего, потому что женщины, участвующие в международной миграции, более уязвимы и подвержены дискриминации в силу своей естественной незащищенности, социально детерминированной роли и особенностей работ, которые они выполняют на мигрантском рынке труда. Труд женщин-мигрантов востребован преимущественно в сфере услуг, и именно в этом сегменте рынка труда теневые отношения между работником и работодателем распространены в наибольшей степени.
К числу новых тенденций, зафиксированных в странах Восточной Европы и Центральной Азии, следует отнести изменившееся отношение государства к трудовой миграции за рубеж части граждан. Так, например, в большинстве стран СНГ в 1990-х гг. такой выезд рассматривался в контексте вынужденной миграции и воспринимался, скорее, как нежелательное явление. Стихийный характер трудовой миграции, неформальные каналы денежных переводов, отсутствие исследований о роли трудовой миграции для домохозяйств стран происхождения - все это способствовало тому, что проблема трудовой миграции оставалась вне поля зрения государства [12].
Ситуация изменилась к середине первого десятилетия 2000-х гг. К примеру, получившие устойчивость потоки трудящихся-мигрантов в Россию и встречные потоки денежных переводов, заставили правительства стран происхождения по-новому взглянуть на потенциал российского рынка труда как средство обеспечения занятости для относительно избыточного населения и источник дохода для мигрантов и страны [13, С. 10-26].
Исходя из приведенных общемировых тенденций, представляются логичными следующие выводы и предложения по стабилизации социальной, этнодемографической и миграционной ситуации в Российской Федерации.
Первое. Приходится констатировать, что на ближайший период демо-графические перспективы России будут все же недостаточно благоприятны. В результате сокращения численности населения, прежде всего, трудоспособных возрастов, и старения населения, которые вскоре будут нарастать, к 2025 году демографическая нагрузка пожилыми на одного трудоспособного возрастет почти на 50 % [14, С. 295]. Посткризисное развитие потребует кадрового обе-спечения экономики, а трудящиеся-мигранты (желательно, культурно более близкие России граждане бывших союзных республик) будут востребованы еще больше, чем в докризисный период.
Второе. Вовлекая инокультурных мигрантов на свой рынок труда и обеспечивая им доход, исчисляемый в десятки млрд. долларов, пересылаемых в страны происхождения, Россия тем самым обеспечивает безопасность своих границ. Несомненно, что социальная стабильность государств ближнего зарубежья может подвергнуться серьезному испытанию в том случае, если трудящиеся-мигранты массово вернутся на родину, а поток денежных переводов существенно сократится. Разрушение миграционных связей может иметь крайне негативные последствия и для России, и, наоборот, в случае позитивных отношений может способствовать росту ее международного авторитета.
Одновременно предстоит разработать и реализовать прагматичную программу «задействования» в развитии восточных регионов страны временных трудовых мигрантов из КНР. При этом китайская трудовая миграция отнюдь не панацея. В свое время руководство Бангладеш предлагало России услуги двух миллионов своих соотечественников
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ
для легальной работы в нашей стране [15, С. 18]. Общеизвестно, что граждане Бангладеш прекрасные работники: не пьют, не курят, наркотиков не употребляют, строят очень качественно и на арабском Востоке, и в Лондоне, к тому же, дешевле турок, - отмечал Л. П. Починок в бытность работы министром труда и социального развития РФ [15].
Третье. Соответственно, ужесточение мер, направленных против трудящихся-мигрантов, приведет к уходу миграции «в подполье». Расширение неформальных отношений на рынке труда неизбежно повлечет за собой сужение сферы социальной и правовой защиты мигрантов, нарушения прав, увеличение межнациональной напряженности, ксенофобских настроений в принимающем социуме.
Четвертое. Следовало бы положить в основу создаваемой миграционной инфраструктуры принципы государственно-частного партнерства. Сферой деятельности государства может стать выработка миграционной стратегии и политики, обновление миграционного законодательства, его реализация через соответствующие государственные институты, контроль за исполнением миграционного законодательства мигрантами, работодателями и другими участвующими сторонами. Со своей стороны, частные коммерческие и некоммерческие структуры могут взять на себя подбор и привлечение необходимых иностранных работников, определение их квалификации, размещение, медицинское обслуживание, обеспечение разного рода сервисами - информационными, юридическими, риэлтерскими и т.д. Включение неправительственных организаций в единую миграционную инфраструктуру обеспечит эффективную интеграцию мигрантов, приведет к повышению уровня толерантности в российском обществе.
Пятое. Принятие комплексных мер по борьбе с ксенофобией должно быть важным неотъемлемым направлением миграционной политики. Необходимо публично осудить расизм, ксенофобию и дискриминацию, а также расистские заявления со стороны отдельных государственных служащих, средств массовой информации или частных лиц. Все политические партии должны воздерживаться от какого-либо выражения враждебности по отношению к мигрантам.
Шестое. Разработать механизмы взаимодействия со странами происхождения мигрантов. Следует усилить информационные кампании для потенциальных трудящихся-мигрантов, наладить каналы взаимодействия со странами-донорами для организованного набора рабочей силы и обеспечения профессиональной подготовки потенциальных трудовых мигрантов по специальностям, которые востребованы на российском рынке труда.
Таким образом, как показывает изучение, этнически окрашенная миграция населения в условиях глобализации обретает новые качества, становится не только одной из самых острых проблем, волнующих человечество, но и ключевым аспектом человеческой свободы, от расширения которого происходят изменение и улучшение жизни тех, кто переезжает в другую страну или местность и тех, кто остается дома, а также тех, в чью страну приезжает мигрант. Одним словом, миграция на деле становится позитивной силой, значительно способствующей развитию человека, что все больше ощущается в повседневной жизни современной России.
Список литературы
1. Кинг А. Позвольте коту повернуться. Путешествие одного человека через двадцатый век. // Экономические стратегии. М., 2009. №4. С. 26-34.
2. Кеннеди П. Вступая в двадцать первый век. / Предисловие В. Соврина. М., 1997. 480 с.
3. Живущие в США уроженцы Сомали опасаются, что их дети уехали, чтобы принять участие в джихаде. // Коммерсант. М., 2008. 9 декабря.
КОММУНИКОЛОГИЯ - COMMUNICOLOGY
4. Назаров А.Д., Назарова Е.А. Роль общественных объединений в гармонизации межнациональных отношений и адаптации мигрантов как элемент социальной политики (на примере столичного мегаполиса). // Социальная политика в контексте межсекторного взаимодействия. Инст. соц. РАН. / Отв. ред. А.С. Автономов, И.Н. Гаврилова. М., 2009.
5. Чернов Д. Мигранты крадут у России миллиарды. // Время новостей. М., 2002. 10 декабря.
6. Образцова М. Ожидания демографической ямы. // Независимая газета. М., 2010. 23 апреля.
7. Россия в цифрах. // Коммерсантъ - власть. М., 2010. 29 марта.
8. Россия в цифрах. // Коммерсантъ - власть. М., 2010. 5 апреля.
9. Лужков Ю.М. Мы за развитие культуры с глубокими народными корнями. // Этносфера. М., 2007. № 3, С. 4-5.
10. Репрезентативный опрос. // Независимая газета. М., 2010. 18 марта.
11. Ивахнюк И.В. Влияние экономического кризиса на миграционные тенденции и миграционную политику в Российской Федерации и регионе Восточной Европы и Центральной Азии в период экономического спада: современная реальность и долгосрочные перспективы. Аналитический доклад. М., 2009. 76 с.
12. Проблема незаконной миграции в России: реалии и поиск решений. М., 2004.
13. МаксаковаЛ.П. Миграция и рынок труда в Узбекистане. // Миграция и рынок труда в Средней Азии. / Под ред. Л.П. Максаковой. Москва-Ташкент, 2002. С. 10-26.
14. Вишневский А.Г. Население России 2006. Четырнадцатый ежегодный демографический доклад. М., 2008. 299 с.
15. Сухов С. Человека дефицит. // Итоги. М., 2002. 13 августа.
16. Шарков Ф.И. Коммуникология: коммуникационный консалтинг: Учебное пособие. М., 2010. 407 с.
17. Moya, J.C. (2005) 'Immigrants and associations: A global and historical perspective', Journal of Ethnic and Migration Studies, vol. 31, no 5, pp. 833-864.
18. Rampton, B. (2011) 'Style contrasts, migration and social class', Journal of Pragmatics, vol. 43, no 5, pp. 1236-1250.
19. Schiller, N.G., Basch, L. and Blanc, C.S. (1995) 'From immigrant to transmigrant: Theorizing transnational migration', Anthropological Quarterly, vol. 68, no. 1, pp. 48-63.
20. De Genova, N.P. (2002) 'Migrant "illegality" and deportability in everyday life', Annual Review of Anthropology, vol. 31, pp. 419-447.
21. Taylor, J.E. (1999) 'The new economics of labor migration and the role of remittances in the migration
process', International Migration, vol. 37, no. 1, pp. 63-88.
22. Vertovec, S. (2004) 'Migrant transnationalism and modes of transformation', International Migration Review, vol. 38, no. 3, pp. 970-1001.
■ ■ ■ MODERN ETHNOMIGRATION PROCESSES IN THE SYSTEM OF GLOBAL PUBLIC RELATIONS: COMMUNICATIVE ASPECT
Author: NAZAROV A.D.
NAZAROV Alexandr Danilovich, Doctor of Historical Science, Professor, Deputy Head of the Public Relations and Media Policy Department of the Institute of State Service and Human Resources of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (IGSUP RANE). Address: 84, Vernadskogo prospect, Moscow, Russia, 119571. Tel.: +7 (495) 933-80-30. E-mail: information@rane.ru.
Annotation. The article covers the problem of interethnic relations in the context of development of the Russian statehood. The author shows the value of the analysis of international cooperation problems for development of the Russian statehood, highlights the factors of interethnic relations.
Keywords: civil identity, ethnocultural consent, interethnic relations, multinationality, polyconfes-sional basis, ethnicity and social class, transnational migration.
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ
References
1. King A. Pozvol'te kotu povernut'sya. Puteshestviye odnogo cheloveka cherez dvadtsatyy vek. // Ekonomich-eskiye strategii. М., 2009. № 4. S. 26-34. [King, A. (2009) 'Allow the cat to turn around. Journey of one man through the twentieth century', Economic strategies, no. 4, pp. 26-34, Moscow].
2. KennediP. Vstupaya v dvadtsat' pervyy vek. / Predisloviye V. Sovrina. M., 1997. 480 str. [Kennedy, P. (1997) Entering the twenty first century, Foreword Sovrin, B., Moscow].
3. Zhivushchiye v SShA urozhentsy Somali opasayutsya, chto ikh deti uyekhali, chtoby prinyat' uchastiye v dzhikhade. // Kommersant. M., 2008. 9 dekabrya. ['Natives of Somalia who lives in the United States are concerned that their children are left to take part in jihad', Kommersant ( 9 December 2008)].
4. Nazarov A. D., Nazarova E. A. Rol' obshchestvennykh ob"yedineniy v garmonizatsii mezhnatsional'nykh otnosheniy i adaptatsii migrantov kak element sotsial'noy politiki (na primere stolichnogo megapolisa). // Sotsial'naya politika v kon-tekste mezhsektornogo vzaimodeystviya. Inst. sots. RAN. / Otv. red. A.S. Avtonomov, I. N. Gavrilova. M., 2009. [Nazarov, A.D. and Nazarova, E.A. (2009) 'Role of public associations in the harmonization of the international relations and the integration of migrants as an element of social policy (with the example of the capital metropolis', in Avtonomov, A.S. and Gavrilova, I.N. (ed.) Social policy in the context of cross-sector collaboration / Institute of the sociology RAS, Moscow].
5. ChernovD. Migranty kradut u Rossii milliardy. // Vremya novostey, 2002. 10 dekabrya. [Chernov, D. (2002) 'Migrants are stealing billions from Russia', Vremya Novostey, 10 December].
6. Obraztsova M. Ozhidaniya demograficheskoy yamy. // Nezavisimaya gazeta. M., 2010. 23 aprelya. [Obraztsova, M. (2010) 'Expectations of the demographic hole', Nezavisimaya Gazeta, 23 April].
7. Rossiya v tsifrakh. // Kommersant - vlast'. M., 2010. 29 marta. ['Russia in numbers', Kommersant - Vlast' (29 March 2010)].
8. Rossiya v tsifrakh. // Kommersant - vlast'. M., 2010. 5 aprelya. ['Russia in numbers', Kommersant - Vlast' (5 April 2010)].
9. Luzhkov Y. M. My za razvitiye kul'tury s glubokimi narodnymi kornyami. // Etnosfera. M., 2007. № 3. S. 4-5. [Luzhkov, Y.M. (2007) 'We support the development of folk culture with deep roots', Ethnosphere, no. 3, pp. 4-5].
10. Reprezentativnyy opros. // Nezavisimaya gazeta. 2010. 18 marta. ['Representative survey', Nezavisimaya Gazeta (18 March 2010)].
11. Ivakhnyuk I. V. Vliyaniye ekonomicheskogo krizisa na migratsionnyye tendentsii i migratsionnuyu politiku v Rossiyskoy Federatsii i regione Vostochnoy Yevropy i Tsentral'noy Azii v period economicheskogo spada: sovre-mennaya realnost I dolgosrochnie perspektivi. Analiticheskiy doklad. M., 2009. 76 str. [Ivakhnyuk, I.V. (2009) Impact of the economic crisis on migration trends and migration policy in Russia and Eastern Europe and Central Asia regions. An analytical report, Moscow].
12. Problema nezakonnoy migratsii v Rossii: realii i poisk resheniy. M., 2004. [The problem of illegal migration in Russia: realities and solutions (2004) Moscow].
13. Maksakova L. P. Migratsiya i rynok truda v Uzbekistane. // Migratsiya i rynok truda v Sredney Azii. / Pod red. L. P. Maksakovoy. Moscow - Tashkent, 2002. S. 10-26. [Maksakova, L. P. (2002) 'The migration and the labor market in Uzbekistan', The migration and the labor market in the Middle Asia, Moscow-Tashkent, pp. 10-26].
14. VishnevskiyA. G. Naseleniye Rossii 2006. Chetyrnadtsatyy yezhegodnyy demograficheskiy doklad (2008). M., 2008. 299 str. [Vishnevsky, A.G. (ed.) (2008) The population of Russia 2006, The fourteenth Annual Demographic Report, Moscow].
15. SukhovS. Cheloveka defitsit. // Itogi. M., 2002. 13 avgusta. [Suhov, C. (2002) 'Human deficit', Itogi, 13 August].
16. SharkovF.I. Kommunikologiya: kommunikatsionnyy konsalting: Uchebnoye posobiye. M., 2010. 407 str. [Sharkov, F.I. (2012) Communicology: communication consulting: Textbook, Moscow].
17. Moya, J.C. (2005) 'Immigrants and associations: A global and historical perspective', Journal of Ethnic and Migration Studies, vol. 31, no 5, pp. 833-864.
18. Rampton, B. (2011) 'Style contrasts, migration and social class', Journal of Pragmatics, vol. 43, no 5, pp. 1236-1250.
19. Schiller, N.G., Basch, L. and Blanc, C.S. (1995) 'From immigrant to transmigrant: Theorizing transnational migration', Anthropological Quarterly, vol. 68, no. 1, pp. 48-63.
20. De Genova, N.P. (2002) 'Migrant "illegality" and deportability in everyday life', Annual Review of Anthropology, vol. 31, pp. 419-447.
21. Taylor, J.E. (1999) 'The new economics of labor migration and the role of remittances in the migration process', International Migration, vol. 37, no. 1, pp. 63-88.
22. Vertovec, S. (2004) 'Migrant transnationalism and modes of transformation', International Migration Review, vol. 38, no. 3, pp. 970-1001.
-$--