Научная статья на тему 'Московский дом национальностей в координатах этнокультурных коммуникаций: опыт, уроки, перспективы'

Московский дом национальностей в координатах этнокультурных коммуникаций: опыт, уроки, перспективы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
219
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Коммуникология
ВАК
Ключевые слова
МОСКОВСКИЙ ДОМ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ИНТЕГРАЦИЯ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ / MOSCOW HOUSE OF NATIONALITIES / STATE NATIONAL POLICY / MIGRATION POLICY / INTERETHNIC RE- LATIONS / SOCIAL STRUCTURE OF SOCIETY / NATIONAL PUBLIC ORGANIZATIONS / INTEGRATION / INTERNATIONAL DIALOGUE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Комаров Николай Петрович

В статье анализируется деятельность Государственного бюджетного учреждения «Московский дом национальностей» в системе координат этнокультурных коммуникаций московского региона и Российской Федерации. На обширном фактическом материале показано место Дома национальностей в данной системе, его роль в развитии межнационального и межкультурного диалога в России. Автор анализирует взаимоотношения ГБУ «МДН» с органами государственной власти, научно-экспертным сообществом и научными центрами и институтами гражданского общества национальными общественными организациями; дает оценку мероприятиям, которые проводятся и инициируются Домом; отмечает большой вклад Дома национальностей в гармонизацию межэтнических отношений в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MOSCOW HOUSE OF NATIONALITIES IN COORDINATES OF ETHNOCULTURAL COMMUNICATIONS: E PERIENCE, LESSONS, PROSPECTS

Thearticle analyses activity of State budgetary institution "Moscow House of Nationalities" in the system of coordinates of ethnocultural communications of the Moscow region and the Russian Federation. On an extensive actual material the place of the House of nationalities is shown in this system, its role in development of international and cross-cultural dialogue in Russia. The author analyzes relationship of State Budgetary Institution “Moscow House of Nationalities” with public authorities,scientific and expert community, and institutes of civil society-national public organizations; gives an assessment of events which are carried out and held by the House; notes a big contribution of the House of nationalities to harmonization of the interethnic relations in modern Russia

Текст научной работы на тему «Московский дом национальностей в координатах этнокультурных коммуникаций: опыт, уроки, перспективы»

■ ■ ■ МОСКОВСКИЙ ДОМ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ В КООРДИНАТАХ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ:

ОПЫТ, УРОКИ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Автор: КОМАРОВ Н.П.

КОМАРОВ Николай Петрович - кандидат психологических наук, член-корреспондент Академии военных наук Российской Федерации, директор Государственного бюджетного учреждения «Московский дом национальностей». Адрес: 107078, Россия, г. Москва, улица Новая Басманная, 4, С. 1. Тел.: +7(495) 625-9018, E-mail: office@mdn.ru

Аннотация: в статье анализируется деятельность Государственного бюджетного учреждения «Московский дом национальностей» в системе координат этнокультурных коммуникаций московского региона и Российской Федерации. На обширном фактическом материале показано место Дома национальностей в данной системе, его роль в развитии межнационального и межкультурного диалога в России. Автор анализирует взаимоотношения ГБУ «МДН» с органами государственной власти, научно-экспертным сообществом и научными центрами и институтами гражданского общества - национальными общественными организациями; дает оценку мероприятиям, которые проводятся и инициируются Домом; отмечает большой вклад Дома национальностей в гармонизацию межэтнических отношений в современной России.

Ключевые слова: Московский дом национальностей; государственная национальная политика; миграционная политика; межэтнические отношения; социальная структура общества; национальные общественные организации; интеграция; межнациональный диалог.

2013 год показал, что вопросы регулирования межнациональных отношений в нашей стране и, как следствие, укрепления единства нации, остаются первоочередными.

В настоящее время вектор общественного развития России направлен на формирование единой гражданской нации при сохранении всего этнокультурного многообразия нашей Родины. Это неоднократно подчеркивалось в выступлениях руководителей нашего государства, сформулировано в Стратегии государственной национальной политики и отражено в многочисленных документах и публикациях.

Несмотря на целый ряд очевидных успехов в решении сложных вопросов обеспечения межнационального единства, ситуация в данной сфере по-прежнему остается весьма острой. Ушедший год был ознаменован массовыми беспорядками и столкновениями на национальной почве в г. Пугачев Саратовской области в июле и столичном районе Западное Бирюлево в октябре 2013 года.

Опросы общественного мнения показывают, что межнациональная напряженность в столичном регионе, к сожалению, растет. Так, по данным аналитического центра «Левада-центр», в 2013 г. больше половины москвичей (55%) в качестве главной проблемы, беспокоящей их, назвали «увеличение количества мигрантов» [1]. Данные опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) также подтверждают эту тенденцию: 49% россиян полагают, что за последний год межнациональные отношения в нашей стране стали «напряженнее и нетерпимее», при этом доля

тех, кто разделяет подобное утверждение, особенно велика в Москве и Санкт-Петербурге (64%, т.е. практически две трети опрошенных) [2].

Подобные настроения, связаны, на наш взгляд, с продолжающейся массовой трудовой миграцией в Российскую Федерацию граждан сопредельных государств, которая зачастую приобретает неконтролируемые формы. Слабое знание значительной частью мигрантов (особенно высок этот процент среди молодежи, получившей образование уже после распада СССР) русского языка, российских культурных норм и традиций, отсутствие у них потребности придерживаться общепринятых образцов поведения и традиций жителей Москвы провоцируют рост ксенофобских настроений в обществе [3]. Озабоченность москвичей вызывают и намечающиеся тенденции формирования сфер занятости по этническому признаку и создания обособленных зон компактного расселения мигрантов [4].

Таким образом, вопросы национальной и миграционной политики выходят на авансцену политической жизни современной России и требуют грамотного, взвешенного подхода к их разрешению. Для успешного достижения этих целей необходимы согласованные действия основных субъектов системы координат этнокультурных коммуникаций. В связи с этим, прежде чем перейти к характеристике роли Московского дома национальностей, нам нужно обозначить данную структуру и вычленить составляющие ее элементы.

Прежде всего, это - органы государственной власти федерального, регионального и муниципального уровня. Вплоть до 2001 года в нашей стране существовал специальный орган, занимавшийся вопросами государственной национальной политики -Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ, однако после его упразднения вопросы, входившие в его компетенцию, были распределены между рядом ведомств. Это: Администрация Президента РФ (Управление внутренней политики); Государственная Дума Федерального Собрания РФ (Комитет по делам национальностей); Министерство регионального развития РФ (Департамент национальной политики); Министерство культуры РФ; Федеральная миграционная служба РФ; Правительство Москвы (Департамент межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями г. Москвы); префектуры административных округов г. Москвы и т.д.

Очевидно, что гармонизация межнациональных отношений в Российской Федерации, сохранение гражданского мира и стабильности возможны только при условии привлечения общественности к реализации государственной национальной политики. Институты гражданского общества должны стать полноправным партнером государственных и муниципальных органов власти, занимающихся решением этой задачи [5]. К ним можно отнести национальные общественные организации различного уровня (федеральные, региональные, местные) и типа: национально-культурные автономии (НКА), национальные общественные объединения (НОО), некоммерческие организации (НКО), неправительственные фонды, центры, землячества и т.д., объединяющие представителей этнических групп, проживающих на территории нашей страны и занимающиеся вопросами сохранения и развития национальных языков, культуры, традиций, быта, а также адаптацией и интеграцией внешних и внутренних мигрантов, оказывающие им юридическую, консультативную и иную помощь.

Третьим участником этнокультурных коммуникаций является научно-экспертное сообщество, изучающее процессы миграции, этнической мобилизации, межнационального и межкультурного общения, и данными которых пользуются в своей работе

представители государственной власти (этнологи, антропологи, социологи, демографы, историки и т.д.). В нашей стране функционирует целый ряд научно-исследовательских центров, завоевавших признание мирового сообщества. Это - Академия Наук РФ (Институт этнологии и антропологии; Институт социологии); Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова; Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ и др.

Насущные задачи, встающие перед нашим обществом, настойчиво требуют скоординированного действия всех участников этнокультурных коммуникаций, их совместной работы, основанной на принципах диалога, партнерства и сотрудничества. Из этого вытекает необходимость в создании некой площадки, где представители федеральной и региональной власти, национальных общественных организаций и объединений, ученые-эксперты, могли бы регулярно встречаться для обсуждения возникающих проблем, поиска путей их решения, подготовки и реализации совместных проектов и мероприятий.

Вот уже более 15 лет в Москве функционирует Государственное бюджетное учреждение «Московский дом национальностей» (ГБУ «МДН») - уникальная структура в составе Правительства Москвы, специфика работы которого заключается в том, что он является «связующим звеном» между официальными органами московской власти, научными и учебными центрами и национальной общественностью столицы. Дом национальностей был образован 1 октября 1998 г. Распоряжением Мэра Москвы № 994-РМ «О целях реализации национальной политики в г. Москве с учетом ее специфики как многонационального мегаполиса, столицы и субъекта Российской Федерации, обеспечения разностороннего участия национальных организаций города в процессе совершенствования национальной политики» [6].

Основные цели, поставленные перед ГБУ «МДН», - проведение государственной национальной политики в городе Москве, содействие деятельности этнокультурных общественных организаций в целях улучшения межнациональных отношений. Главные задачи - обеспечение взаимодействия органов власти и институтов гражданского общества в сфере межэтнических отношений; работа с национально-культурными автономиями, национальными общественными организациями, молодежными объединениями; деятельность в сфере национальных культур, способствующая реализации этнокультурного потенциала национальных сообществ Москвы.

Московский дом национальностей с самого начала стал организационно-методическим центром многогранной культурно-просветительской работы, обеспечивающим разнообразную деятельность национальных организаций и культурное сотрудничество в целях взаимного духовного обогащения народов. Принципами работы МДН являются уважение к традициям каждого народа, его истории и культуре. Свою цель Дом видит в том, чтобы выступать в качестве проводника государственной национальной политики, всемерно содействовать деятельности этнокультурных общественных организаций в целях оптимизации межнациональных отношений. В этом контексте перед ним стоят задачи по содействию реализации национальной политики, обеспечению взаимодействия органов власти и институтов гражданского общества в сфере межэтнических отношений, работе с национальными общественными организациями и молодежными объединениями, культурно-просветительской работе [7, С. 3].

Московский дом национальностей создавался как учреждение регионального уровня для удовлетворения национально-культурных, образовательных, информационных, правовых запросов этнокультурных общественных организаций, жителей Москвы и в пер-

вые годы работал по реализации среднесрочных городских целевых программ - таких как «Москва на пути к культуре мира: формирование установок толерантного сознания, профилактика экстремизма, воспитание культуры мира (2002-2004 гг.), «Москва многонациональная: формирование атмосферы межэтнической солидарности, культуры мира и ненасилия в столичном мегаполисе (2005-2007 гг.)».

Сегодня ГБУ «МДН», являясь неотъемлемой частью системы этнокультурных учреждений Москвы, в своей деятельности вышел далеко за пределы города и региона, проводя и участвуя в целом ряде мероприятий федерального значения, посвященных проблемам национальной политики, межнациональных отношений. Для участия в этих мероприятиях привлекаются видные политические и общественные деятели, представители культуры, органов власти различных уровней и лидеры национальных общественных объединений.

Рассмотрим деятельность Московского дома национальностей в рамках его взаимодействия с участниками этнокультурных коммуникаций столичного региона. Домом осуществляется тесное сотрудничество с целым рядом высших федеральных органов, в частности, с Управлением Президента РФ по внутренней политике, где инициативы Дома находят поддержку и практическое воплощение - например, в организации совместных мероприятий. Так, в Доме национальностей проводятся заседания Комиссии по мониторингу и разрешению конфликтных ситуаций в сфере межнациональных отношений Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям - с участием представителей Управления. Тесные деловые отношения сложились и с Комитетом по делам национальностей Государственной Думы Федерального Собрания РФ. После подписания в 2002 г. Соглашения о сотрудничестве между Комитетом и МДН эксперты Дома регулярно принимают участие в мероприятиях, организуемых Комитетом. Только в 2013 году в МДН проведено два совместных круглых стола - «Защита прав и интересов женщин и детей мигрантов в России» и «Правоприменительная практика миграционного законодательства в РФ: проблемы, перспективы, развитие» [7, С. 5].

МДН тесно сотрудничает с Федеральной миграционной службой России и Управлением ФМС по г. Москве по проблемам социокультурной адаптации мигрантов в Москве, правового и информационного взаимодействия. Позитивные результаты дает практика проведения рабочих встреч Общественных советов ГБУ «МДН» и ФМС России, участия представителей МДН в заседаниях Научного совета ФМС России и Общественно-консультативного совета при УФМС по г. Москве, организации различных круглых столов и слушаний по проблемам мигрантов.

Важнейшим направлением деятельности Московского дома национальностей является сотрудничество с национальными общественными объединениями, который представляют собой действенный и эффективный элемент российского гражданского общества и являются ключевым участником этнокультурного диалога. ГБУ «МДН» осуществляет сотрудничество с 4 домами национальностей, 14 региональными национально-культурными автономиями, 60 региональными общественными организациями, 8 общероссийскими национальными общественными организациями, 8 межрегиональными общественными организациями [7, С. 5].

Давними партнерами нашего Дома являются Региональный общественный фонд «Якутский Дом», Культурно-образовательный туристический центр «ЭТНОМИР». Совместно с «Фондом Альбины Тажевой» реализуется уникальный проект «Международный детско-юношеский фестиваль-конкурс изобразительного искусства «Сокровище нартов», получивший всероссийское признание и удостоенный премии Правительства РФ 2012 г. в области культуры [8] .

Следует упомянуть также о плодотворном сотрудничестве Дома национальностей с такими ключевыми элементами гражданского общества России, как Общественная палата РФ и Совет по делам национальностей при Правительстве Москвы. Присутствие на заседаниях, где рассматриваются вопросы национальной политики, в том числе проблемы в сфере межэтнических отношений, дает возможность обмениваться актуальной и достоверной информацией, необходимой для выработки совместных решений. Так, сотрудники Дома принимали участие в обсуждении проекта Стратегии государственной национальной политики РФ, в торжественном открытии Многофункционального центра адаптации мигрантов в Москве, в работе V Международного форума «Миграция в России: сотрудничество и безопасность».

Дом национальностей сотрудничает с известными этнологами, журналистами, путешественниками, проявившими себя в области современных гуманитарных исследований. Совместно с Институтом этнологии и антропологии РАН реализуется ряд проектов - в частности, постоянный лекторий «Государственная национальная политика и межэтнические отношения в РФ». В 2011 году МДН совместно с ИЭА РАН, Московским государственным университетом им. М.В. Ломоносова приступил к реализации проекта «Народы России: историко-этнографические очерки», который посвящен широкому спектру социокультурных явлений современности: формированию историко-культурного ландшафта и этнографического облика России и стран ближнего зарубежья. В занятиях курса, проводимых в рамках проекта, принимают активное участие студенты из разных регионов России и члены Союза студенческих землячеств города Москвы [7, С. 10].

За 15 лет своего существования ГБУ «МДН» накопил уникальный опыт проведения различного рода мероприятий, активное участие в которых принимают все участники этнокультурных коммуникаций. Это круглые столы, семинары и конференции, презентации книг, журналов, фильмов по национальной тематике, фестивали и конкурсы, выставки, мероприятия национальных организаций и многое другое. Выросло количество самих мероприятий и число участников и посетителей. Если в 2000 году проведено 198 мероприятий, которые посетило 12800 человек, то в 2012 году - 1129 и 48600, соответственно.

С 2010 года активно развивается новая форма работы - проведение мероприятий в других регионах России, административных округах столицы. На них идет обмен опытом, обсуждаются новые проекты и направления работы в соответствии с утвержденной Президентом РФ «Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». Результатом стало проведение совместных мероприятий, в ряде случаев одновременно в нескольких регионах. Здесь следует выделить такие проекты как «Красота спасет мир», конкурс национального костюма «Этно-Эрато», «Территория мира и согласия» и особенно традиционный фестиваль национальных культур «Многоцветие России», демонстрирующий достижения различных национальных культур, ставший международным проектом.

На протяжении 15 лет важным направлением деятельности МДН является сохранение, пропаганда и развитие культурного наследия и традиций народов России, формирование у представителей разных этнических групп интереса к культурной жизни других этносов, позитивных эмоционально-оценочных суждений о них и стремления к взаимопониманию и сотрудничеству. Именно к этому направлению работы МДН относятся крупнейшие проекты МДН, проводимые на протяжении ряда лет и не только в Москве, но и в российских регионах.

Это - ежегодный межрегиональный фестиваль национальных культур «Многоцветие России», посвященный празднованию Дня России. Его программа предусматривает презентацию культурных проектов разных республик, регионов, федеральных округа с участием творческих коллективов, показ видеосюжетов, отражающих национальный колорит разных народов. В 2013 году в фестивале участвовали творческие коллективы, представлявшие многонациональное население Тверской области [7, С. 13].

Особое внимание уделяется работе с молодежью. В работе с молодежными национальными организациями, землячествами, школами с этнокомпонентом ставится задача донести главную мысль - мы один народ, у нас прекрасная Родина, и человек, который рядом с тобой, - такой же гражданин России, как и ты.

Конкурс детских творческих работ «Территория мира и согласия» - проект МДН, ориентированный на этническую молодежь. Он проводится с 2004 года в рамках организованного под эгидой ЮНЕСКО Международного десятилетия культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты - и пользуется большой популярностью. За это время в нем приняло участие более 6 тысяч ребят.

Проект «Единство в многообразии» направлен на формирование мировоззрения молодежи в вопросах межэтнических отношений.

Уроки дружбы «История и фольклор народов мира» - серия выездных, до 15 в год, мероприятий, направленных на формирование у подростков позитивного отношения к полиэтничности городского сообщества, интереса и положительной мотивации для налаживания сотрудничества с представителями различных этнических групп. Постоянно проводится в школах музыкально-познавательная программа «О народах и культурах языком искусства». Популярностью среди многонациональной московской молодежи пользуются регулярные акции «Аллея дружбы» по совместной посадке деревьев в парках столицы. Межнациональные вечера «Москва в ритмах народов мира» ориентированы на познание жизни других народов через их музыкальную культуру [7, С. 11].

ГБУ «МДН» проводит ряд других музыкально-познавательных программ, таких как: «О народах и культурах в национальном искусстве», «Ими гордится Москва», «Московские семьи разных национальностей», «Литературно-музыкальная гостиная на Басманной».

Коллектив Учреждения, при участии постпредств республик в г. Москве и посольств стран ближнего и дальнего зарубежья, проводит мероприятия, посвященные укреплению добрососедских отношений между странами и регионами. Как правило, они приурочены к юбилеям культурных и общественных деятелей или к национальным праздникам.

В качестве наиболее ярких можно отметить проведенные в 2013 г.: вечер памяти казахского композитора Газизы Ахмедхановны Жубановой (Посольство Республики Казахстан в РФ); вечер памяти заслуженного деятеля искусств России, Лауреата государственной премии СССР кинорежиссера Динары Асановой (Посольство Республики Кыргызстан в РФ); Праздник Республики Алтай «Чага Байрам» (Постпредство Республики Алтай в г. Москва); концерт национального оркестра Республики Тыва (Постпредство Республики Тыва в г. Москва); арт-проект «Легенды и предания народа Коми»; Межрегиональный молодежный этнофорум «Мы - россияне. Мелодии единства - от архаики до авангарда»; Международный фестиваль хомусной музыки «Khomusic Proms», этноартфе-стиваль «Прямая линия - современное искусство Якутии» (Постпредства Республики Коми и Республики Саха (Якутия) при Президенте Российской Федерации.

Подводя итоги, следует отметить, что сегодня ГБУ «МДН», являясь неотъемлемой частью системы этнокультурных учреждений Москвы и этнокультурного ландшафта не

только Москвы, но и всей России, расширил сферу деятельности далеко за пределы столичного региона, участвуя и проводя мероприятия федерального значения, посвященные проблемам национальной политики и межнациональных отношений. В настоящее время Московский дом национальностей - не просто площадка для проведения мероприятий и взаимодействия между субъектами этнокультурных коммуникаций столицы, но и активный, равноправный участник межнационального диалога. Дом национальностей выступает инициатором и организатором проведения целого комплекса мероприятий, способствует гармонизации межэтнических отношений в столице, вовлекает представителей всех этнических групп московского региона, а также научное сообщество и органы государственной власти в реализацию совместных проектов, которые способствуют укреплению их связей друг с другом, усилению центростремительных тенденций в московском социуме.

Список литературы

1. Больше всего москвичей беспокоят мигранты. // Московские новости. - 2013. 11 июля

2. Межнациональные отношения в России: Мониторинг. // ВЦИОМ. - Пресс-выпуск № 2501. 28 января 2014

3. Гранина Н. Москвичи станут нацией. // Известия. 2010. 2 июня

4. ДмитриевА.В., Назарова Е.А. Конфликтный потенциал этнокультурных коммуникаций в миграционной сфере Москвы. // Коммуникология. 2013. Том 1. №1.

5. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года // Интернет-ресурс: http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1;1644521

6. Распоряжение Мэра от 01.10.98 N 994-РМ О Создании Государственного Учреждения «Московский дом национальностей». // Интернет-ресурс: http://zakon.law7.ru/base42/part8/d42ru8258.htm

7. Отчет о результатах деятельности Московского дома национальностей за 2013 год. М., 2014

8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. N 2492-р г. Москва "О присуждении премий Правительства Российской Федерации 2012 года в области культуры". // Российская Газета. 2012. 29 декабря.

9. Отношения москвичей к трудовой миграции и трудовым мигрантам. М., 2010

10. De Genova N.P. (2002) Migrant «illegality» and deportability in every day life, Annual Review of Antropol-ogy, vol.31, pp. 419-447

11. Nauck, B (1989) Assimilation process and group integration of migrant families, International Migration, vol. 27, no. 1, pp. 27-48

12. Olweny, C (1994) The ethics and conduct of cross-cultural research in developing countries, Psychology, vol. 3,no. 1, pp. 11-20

■ ■ ■ THE MOSCOW HOUSE OF NATIONALITIES IN COORDINATES OF ETHNOCULTURAL COMMUNICATIONS: EXPERIENCE, LESSONS, PROSPECTS

Author: KOMAROV N.P.

KOMAROV Nikolay Petrovich - candidate of psychological sciences, Corresponding member of Academy of military sciences of the Russian Federation, Director of the State budgetary institution "Moscow House of Nationalities". Address: 107078, Russia, Moscow, Novaya Basmannaya Street,4, blg.I.Tel.: +7(495) 625-9018, E-mail: office@mdn.ru

Annotation. The article analyses activity of State budgetary institution "Moscow House of Nationalities" in the system of coordinates of ethnocultural communications of the Moscow region and the Russian Federation. On an extensive actual material the place of the House of nationalities is shown in this system, its role in development of international and cross-cultural dialogue in Russia. The author analyzes relationship of State Budgetary Institution “Moscow House of Nationalities” with public authorities, scientific and expert community, and institutes of civil society - national public organizations; gives an assessment of events which are carried out and held by the House; notes a big contribution of the House of nationalities to harmonization of the interethnic relations in modern Russia.

Keywords: Moscow House of Nationalities; state national policy; migration policy; interethnic relations; social structure of society; national public organizations; integration; international dialogue.

References

1. Bolshe vsego moskvichei bespokoyat migranty. // Moscovskie novosti. 2013. 11 iulya [Most of all Muscovites are disturbed by migrants. // Moscow news. 2013 . July 11]

2. Meznatsionalnye otnosheniya v Rossii: Monitoring. // VTSIOM. - Press-Vipusk № 2501. 28 yanvarya 2014 [The international relations in Russia: Monitoring. // All-Russian Public Opinion Research Center. Press release No. 2501. January 28, 2014]

3. Granina N. Moskvichi stanyt natsiyey. // Izvestiya. 2010. 6 iyunya. [Granina, N. (2010) Muscovites will be a nation, Izvestiya, 2 June]

4. DmitrievA.V., Nazarova E.A. Konfliktnyi potentsial etnokulturnykh kommunikatsiy v migratsionnoi sfere Moskvy. // Kommunikologiya. 2013. Tom 1. №1. [DmitriyevA.V. Nazarova E.A.(2013). Conflict potential of ethnocultural communications in the migratory sphere of Moscow. // Kommunicology. 2013. Volume 1. No. 1.]

5. Strategiya gosudarstvennoi natsionalnoi politiki v Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda // Intenet-resurs http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1;1644521 [Strategy of the state national policy of the Russian Federation for the period till 2025//the Internet resource: http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx? 1; 1644521]

6. Rasporyazhenie Mera ot 01.10.98 N 994-PM O Sozdanii Gosydarstvennogo Ychrezhdeniya «Moskovskii dom natsionalnostei» // Intenet-resurs http://zakon.law7.ru/base42/part8/d42ru8258.htm [The order of the Mayor of 01.10.98 N 994-PM About Creation of Public Institution "Moscow house of nationalities". // Available: http://zakon.law7.ru/base42/part8/d42ru8258.htm]

7. Otchet o rezultatax deyatelnosti Moskovskogo doma natsionalnostey za 2013 god. M., 2014 [The report on results of activity of the Moscow house of nationalities for 2013.(2014). Moscow]

8. Rasporyazhenie Pravitelstva Rossiiskoi Federatsii ot 22 dekabrya 2012 r. N 2492-p g. Moskva «O prisyzhdenii premii Pravitelstva Rossiiskoi Federatsii v oblasti kultury» // Rossiiskaya Gazeta. 2012. 29 dekabrya [The order of the Government of the Russian Federation of December 22, 2012 of N 2492-p Moscow "On awards of the Government of the Russian Federation of 2012 in the field of culture". // Russian Newspaper. 2012. December 29.]

9. Otnosheniya moskvichei k trudovoi migratsii I trudovym migrantam. M., 2010 [Attitudes of Muscovites to labor migration and labor migrants. M, 2010]

10. De Genova N.P. (2002) Migrant «illegality» and deportability in every day life, Annual Review of Antropol-ogy, vol. 31, pp. 419-447.

11. Nauck, B. (1989) Assimilation process and group integration of migrant families, International Migration, vol. 27, no. 1, pp. 27-48.

12. Olweny, C. (1994) The ethics and conduct of cross-cultural research in developing countries, Psychology, vol. 3,no. 1, pp. 11-20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.