Научная статья на тему 'Современные аспекты влияния предпринимательства на ценности населения (по результатам исследования в период с 2006-2013 гг. )'

Современные аспекты влияния предпринимательства на ценности населения (по результатам исследования в период с 2006-2013 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
32
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / CULTURE / СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО / MODERN SOCIETY / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ENTREPRENEURSHIP / МИКРОГРУППЫ / ЦЕННОСТИ / VALUES / MICRO GROUPS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Манова Маргарита Викторовна

Сегодня российские социологи вплотную занялись проблемой культуры, считая ее самой больной точкой современного общества. По словам Б. Дубинина, современное значение слова «культура» можно разбить на четыре пласта: общий пласт «мы», все как один; «глянец» глянцевая культура, в которой человек не ест, он пробует; «аварийный» в котором культура куда-то «завалилась» и интеллигентская культура 1960-х, 1970-х годов годы толстых журналов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN ASPECTS OF THE IMPACT OF ENTREPRENEURSHIP ON THE VALUES OF THE POPULATION (ACCORDING TO A STUDY IN THE PERIOD 2006-2013)

Today Russian sociologists focused on the problem of culture, considering it is the most painful point of the modern society. According to B. Dubinin, the modern meaning of the word "culture" can be divided into four strata: total reservoir "we", all as one; satin glossy culture in which the person is not eating, he tries; "emergency" in which culture somewhere "collapsed" and the intellectual culture of the 1960's, 1970's-years thick magazines.

Текст научной работы на тему «Современные аспекты влияния предпринимательства на ценности населения (по результатам исследования в период с 2006-2013 гг. )»

IMPROVEMENT OF THE INVESTMENT AND INNOVATIVE MECHANISMS OF MANAGEMENT

© 2014

S.M. Minakova, candidate of economical sciences, associate professor of the chair

«System analysis and logistics»

Odessa National Maritime University, Odessa (Ukraine)

Annotation: In the conditions of market economy, in contrast to centralized control, where the main motivational factors in the development of the enterprise were the plan and centralized capital investments or long-term government loans, the motives of development due to internal and external factors of the business. Innovation is the realization of the objective laws of development of society, which, in turn, are a special case of the General laws of development of systems. Innovative companies working on its development, employees and society in General.

Keywords: innovation development, technology transfer, model, innovative organization, innovation, novelty, result, management, resources, efficiency.

УДК 316.422.42

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ЦЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ (по результатам исследования в период с 2006-2013 гг.)

© 2014

М.В. Манова, кандидат социологических наук, доцент кафедры «Социология»

Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация: Сегодня российские социологи вплотную занялись проблемой культуры, считая ее самой больной точкой современного общества. По словам Б. Дубинина, современное значение слова «культура» можно разбить на четыре пласта: общий пласт - «мы», все как один; «глянец» - глянцевая культура, в которой человек не ест, он пробует; «аварийный» - в котором культура куда-то «завалилась» и интеллигентская культура 1960-х, 1970-х годов - годы толстых журналов.

Ключевые слова: культура, современное общество, предпринимательство, микрогруппы, ценности.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

В России «кодекс предпринимательского поведения» менялся несколько раз. Частая смена предпринимательской субкультуры происходила, видимо, из-за несоответствия ее цели основным целям русской национальной культуры. Получение «барыша» большего, чем у основной массы населения, живущего по законам общины, не поощрялось русским самосознанием, склонным к уравнительному (общинному) распределению доходов. Предпринимательское поведение всегда обусловлено предпринимательской культурой.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Среди исследований проблем этики, делового взаимодействия предпринимателей можно назвать публикации Р.Г.Апресяна, В.И.Бакштановского, Н.А.Макашовой, Ю.Ю.Петрунина, Ю.В.Согомонова, П.Н.Шихирева и др. Общие организационные принципы современного управления разрабатываются также в исследованиях Л.К.Аверченко, Д.М.Гвишиани, А.И.Кравченко, Ю.Д.Красовского, Б.З.Мильнер, Е.Ф.Молевича, О.И.Шкаратана, П.Ф.Друкера, и др. Работы Ю.М.Беспалова[1], М.Б.Брянцева[2], М.С.Кагана, В.А.Кондакова[3], О.Г.Леонова, О.В.Токаренко[5] рассматривают вопросы ценностных ориентаций предпринимателей и их духовные истоки.

Формирование целей статьи (постановка задания).

Интерес к состоянию культуры неслучаен. Занимаясь изучением состояния современного предпринимательства, возникли вопросы: «Существует ли в городе культура предпринимательства?», «Каково отношение жителей города к предпринимателям?».

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Рассматривая влияние предпринимательства на культуру общества, мы провели исследование с целью проведения сегментации населения на ценностные (особенности поведения) группы, формирующиеся в ходе развития малого и среднего предпринимательства в г. Тольятти и определения восприятия местного предпринимательства горожанами.

На вопрос: «Какие обстоятельства определяют сегодня социальное положение человека в г.о. Тольятти?» лидером рейтинга являются материальные ценности, с этим согласилось 63% (от общего числа опрошенных респондентов), обладание властью - 57% и служебное положение - 50% соответственно.

Промежуточными обстоятельствами, входящими в диапазон 20 - 26% являются - личные качества человека, его личные достижения и его социальный статус. 77% учащихся и 76% наемных работников отдают предпочтение влиянию материальных ценностей, 75% госслужащих отдают предпочтение служебному положению, 54% рабочих - обладанию властью, большая часть работников бюджета выделяет личные природные качества и служебное положение.

Раскрывая влияние предпринимательской культуры нас интересовал вопрос: «Что получает общество от развития предпринимательства?».

как хорошее, так и плохое свободу выбора повышение уровня жизни различные пути развития благотворительность стабильная работа качество товаров и услуг развитые рыночные отношения доступность товаров и услуг благополучие личную выгоду разнообразие товаров экономическую выгоду налоги

новые рабочие места

3

Z13 Z13

Z13 Z13 Z13

Ю

И 17

ШП

]17

I I I I I I 1=1

] 41

и значения

10 15 20 25 30 35 40 45

Рисунок 1 - Значение предпринимательства для общества (в % от общего числа опрошенных)

Были перечислены ответы: «как хорошее, так и пло-

7

7

7

7

10

0

5

хое», «качество товаров и услуг», «стабильную работу», «развитие благотворительности», «различные пути развития», «повышение уровня жизни», «свободу выбора»

- получившие по 3,5%; «личную выгоду», «благополучие», доступность товаров и услуг», «развитые рыночные отношения» - 7%; разнообразие товаров - 10,34%; новые рабочие места 41,38%.Можно отметить, что в Тольятти городское бизнес-сообщество слабо развито, о чем свидетельствует низкая информированность жителей города о самой предпринимательской деятельности.

Анализ ценностей показывает, что на сегодняшний день в обществе значимыми являются инструментальные ценности: «получение выгоды» - 79%, образование

- 76%, собственность - 73%. Ценность «свободы» сместилась по значимость на 4 место.

выгода партнерство солидарность сотрудничество собственность свобода образование полезность

1 1 1 1 1

79 9 1

1 1 1

57 23

1 1 1

29 48

1 1 1

59 20

1 1 1

73 14

1 1 1 1

67 18

1 1 1 1

76 17

1 1 1 1

61 20

-1-1-1-1-

□ да

□ нет

Рисунок 2 - Значимость ценностей в обществе (в % от общего числа опрошенных)

Предпринимательская культура в целом имеет мощное влияние на развитие общества. Значение конкуренции на культуру с положительной стороны оценило 14% опрошенных респондентов, на городское сообщество -33%, на человека - 51%.

на городское сообщество

на человека

14 27

33 9

□ положительно

□ отрицательно

Рисунок 3 - Влияние конкуренции (% от общего числа опрошенных)

Если на человека конкуренция оказывает положительное воздействие, можно предположить воспитывает его личные и деловые качества, то на культуру в целом конкуренция оказывает разрушающее действие, не привносит в нее ничего нового.

В представлении жителей города присутствуют убеждения, что предприниматели «создают рабочие места» - 40%, «ничем не отличаются от других людей» - 21%, «ради успеха готовы пожертвовать всем» - 12%, «стимулируют развитие коррупции» - 7%.

В целом анализ влияния предпринимательской культуры позволяет сказать, что некоторые улучшения можно наблюдать в содержании кино и литературы - 40%, содержании развлекательных программ - 38%, в остальных сферах присутствуют совсем неутешительные цифры. Так отрицательное влияние предпринимательской культуры наблюдается в эстетическом воспитании молодежи - 73%, отношении к духовным ценностям 64%, к разговорному языку и стоимости культурных благ - 62% соответственно.

При этом состояние общей культуры населения по оценкам опрошенных оценивается как низкое, более 51% отметили ухудшения поведения, как молодежи, так и старшего населения.

Наиболее активными областями предпринимательства в г.о. Тольятти являются: оптовая и розничная торговля - 33%, строительство и наука - 22%, промышленность, финансы, страхование, недвижимость - 11%.

Итоги нашего мониторинга дают основание сделать вывод о трех тенденциях складывающихся в культуре общества под влиянием предпринимательства.

Первая тенденция охватывает период с 2000-2003 гг. и отражает сохранявшуюся в это время устойчивость основных жизненных ценностей россиян. Несмотря на возникшую остроту материальных проблем, крушение многих прежних идеалов и стандартов жизни, иерархия ценностных ориентаций до начала 2000-х годов оставалась в российском обществе практически неизменной. В число ценностей-лидеров входили ценности, связанные с комфортностью внутреннего мира человека и его микромира: спокойная совесть, семья, интересная работа. В число же ценностей-аутсайдеров входили: власть, признание, успех; отмечалась также относительно небольшая значимость ценностей материального характера.

Вторая тенденция проявила себя в период 2003-2006 гг. и выразила качественные сдвиги в размывании ранее устойчивых и традиционных для России ценностных систем. Ценности духовно-нравственного характера, всегда преобладавшие в российском менталитете, начали вытесняться ценностями сугубо материального, прагматического характера. В отношении некоторых базовых жизненных ценностей знак их предпочтения сменился на прямо противоположный. Так, если в первые годы реформ две трети населения России отдавали приоритет ценности свободы над ценностью материального благополучия, то с 2006 г. более половины населения страны стало оценивать материальное благосостояние значительно выше ценности свободы. Причем коренные изменения в предпочтении этих двух базовых жизненных ценностей затронули примерно 30% россиян.

Аналогичным образом поменялись местами ценность интересной работы с ценностью высокой зарплаты. И опять же в количественном плане смена этих ценностных предпочтений охватила почти треть населения страны.

Особое внимание обращает на себя тот факт, что к началу 2000-х годов произошел серьезный сдвиг в отношении к такой очень важной для подавляющего большинства россиян ценности, как спокойная совесть. Если в течение первых лет социологического мониторинга именно эта ценность прочно занимала лидирующее положение в иерархии ценностных предпочтений населения страны и носителями ее являлись почти 95% россиян, то с 2006 г. ценность спокойной совести, хотя и оставалась ведущей, но с меньшей долей поддержки. А вот число людей, которые власть стали ценить выше сохранения спокойной совести, возросло к 2007 г. в три раза (с 6,0% до 18,0%). Заметим также, что за обозначенный период заметно уменьшилась часть населения, которая ранее предпочитала жить в условиях равенства возможностей для каждого, и наоборот, возросла часть населения с уравнительными устремлениями, которая стала выше ценить жизнь в условиях равенства доходов.

Значительно (от 30% до 50%) увеличилась часть населения России, для которой стало характерным так называемое амбивалентное сознание, связанное с таким проявлением человеческой психики и натуры, которое выражается в раздвоении сознания, в одновременном стремлении к противоположным ценностям.

Будучи вполне совместимой с основами современной модели экономического развития, ценностная система россиян отражает в то же время их национальный характер и психологию. Для них характерна сосредото-

0

20

40

60

80

100

51

4

0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10

20

30

40

50

60

ченность на своем «малом» мире, при котором «большой» мир, жизнь страны в целом выступают определенным фоном.

В то же время необходимо иметь в виду, что трансформационные процессы, которые идут в стране, проявляются не столько во внутреннем кризисе ценностных систем, сколько в сосуществовании групп населения с полярно различными ценностными системами и изменении их численности по отношению друг к другу. Главными дифференцирующими факторами при этом выступают возраст и место жительства.

Наиболее последовательно выражены установки на западный путь развития, либерально-демократические ценности (равенство возможностей, свобода, возможность сильной социальной дифференциации) в группе молодежи до 30 лет.

Возрастные особенности отражаются на распространенности и значимости и других ценностей. В целом можно сказать, что с возрастом:

1) растет ценность внутреннего мира и практически до нуля падает ценность власти, возможности влиять на других;

2) растет ценность содержания работы и падает значимость заработка;

3) возрастает поддержка «закрытости» общества -очень резко падает лояльность к эмиграции за рубеж и растет неодобрение тех, кто покидает Родину;

4) индивидуалистическая ориентация заменяется на прямо противоположную и, начиная примерно с 50 лет, доминирующей становится конформистская ориентация.

В то же время есть и некоторые консенсусные ценности, общие для всех возрастных групп. К их числу относится, например, ценность интересной работы (ее разделяют от 59,5% в группе до 21 года до 65,9% в группе старше 60 лет). К такому же типу консенсус-ных установок относятся и убеждения в важности для России «твердой руки», которая наведет в ней порядок, или того, что «Россия - особая цивилизация», которая не может жить по тем же правилам, что и современные западные страны. Хотя процент разделяющих эти взгляды в различных возрастных группах колеблется довольно сильно, все же во всех этих группах они составляют большинство.

На иерархию ценностных систем и на происходящие в них качественные сдвиги огромное влияние оказывают региональные особенности массового сознания.

Что же касается ценностного сознания жителей Самарского региона, то для него характерна преимущественно патерналистски-конформистская ориентация. Именно здесь наиболее широко распространены уравнительные тенденции, ориентация на общество равных доходов. И вместе с тем здесь имеет место весьма толерантное отношение населения к людям, разбогатевшим за годы реформ. Это, вероятно, в значительной степени объясняется традиционным уважением в этом регионе к зажиточности. Свобода для жителей Самарского региона достаточно значима, но трактуется она прежде всего как воля, как возможность быть самому себе хозяином. Западная интерпретация свободы здесь слабо воспринимается. Зато гораздо сильнее, в этом регионе выражена потребность в сильном лидере, «жесткой руке». Как и в других регионах - носителях традиционной российской ментальности - сдвиги в ценностном сознании выразились здесь в первую очередь в ослаблении духовно-нравственных и демократических ориентиров и в усилении значимости материальных факторов.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

Подводя итог проведенного исследования можно выделить 4 группы населения г.о. Тольятти, с определенным стилем жизни - микрокультурами, отличающимся друг от друга своей системой ценностей, установками,

мотивами и поведением.

1. Утилитаристская микрогруппа - характеризуется стандартным потреблением, стремлением к экономии, к положительному соотношению «качество - цена», вниманием к полезным свойствам товара, индивидуализмом, привязанностью к традициям и пассивным уважением имеющихся структур. В данную микрогруппу входят люди как молодого, так и более старшего возраста, главным отличием которых является разборчивость к предлагаемым товарам и услугам. Состав группы смешанный: от наемного рабочего, до предпринимателя. Предпринимательские ценности в данной группе трансформируются, в чистом виде не заимствуются. Как правило, представители данной группы приверженцы традиционных ценностей.

2. Пассивная группа - проявляющая склонность к пассивной безопасности и к уходу в личную сферу, -для этой группы характерно стремление к равновесию в частной жизни, к бесконфликтным межличностным и социальным отношениям, естественному порядку в материальной и социальной сторонах жизни, будучи чувствительными к предложению услуг и информации, люди такой группы мало открыты к каким бы то ни было инновациям и «дикому», или стихийному, прогрессу. Самая многочисленная группа на сегодняшний день, отличающаяся рациональностью потребления предлагаемых товаров и услуг.

3. Прогрессивная группа, представители которой мыслят категориями производства и потребления, отличаются духом предпринимательства. В данную группу входят исключительно предприниматели.

4. Хаотичная группа или перемен, характеризуется стремлением получать удовольствия от жизни, склонностью к непредвиденным заранее расходам на мгновенное достижение желаемого и сиюминутные утехи: люди этой группы хотели бы получить «все и сразу». Основные представители данной группы - молодежь, активная часть потребителей предлагаемых товаров и услуг. Наибольшее влияние предпринимательская культура имеет в данной группе.

Таким образом, в России в настоящее время сосуществуют две различные модели ценностного сознания. Одна из них тяготеет к постиндустриальной индивидуалистической модели ценностей западного типа, а другая - связана с носителями традиционалистской российской ментальности и тяготеет к патриархально-коллективистской модели ценностей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Беспалова Ю.М. Ценностные ориентации предпринимательства В России (на материалах западносибирского предпринимательства второй половины XIX начала XX веков). СПб., 2009. С. 78.

2. Брянцев М.Б. Религиозно-этические основы предпринимательства в России (XIX век). М., 2010. 232 с.

3. Кондаков В.А. Духовные основы экономической жизни общества в русской философии и современность. Тюмень, 2009. 98 с.

4. Леонова О.Г. Духовные основы предпринимательской деятельности. М., 2010. С. 76-87.

5. Токаренко О.В. Теоретико-методологические подходы к анализу ценностных ориентаций и предпринимательского поведения// Мир России. М., 1998, Т.7. №3.

6. Токаренко О.В. Ценностные ориентации русского предпринимательства: экономико-социологический анализ. Автореф. дисс. М., 1998.

MODERN ASPECTS OF THE IMPACT OF ENTREPRENEURSHIP ON THE VALUES OF THE POPULATION (according to a study in the period 2006-2013)

© 2014

M.V. Manova, candidate of sociological sciences, associate professor of the chair «Sociology»

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Annotation: Today Russian sociologists focused on the problem of culture, considering it is the most painful point of the modern society. According to B. Dubinin, the modern meaning of the word "culture" can be divided into four strata: total reservoir - "we", all as one; satin - glossy culture in which the person is not eating, he tries; "emergency" - in which culture somewhere "collapsed" and the intellectual culture of the 1960's, 1970's-years thick magazines.

Keywords: culture, modern society, entrepreneurship, micro groups, values.

УДК 338.43.01:636.2:658.512

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЙ ОТРАСЛИ СВИНОВОДСТВА

© 2014

В.В. Лагодиенко, доктор экономических наук, професор кафедры «Мирового сельского хозяйства и экономического отношения»

Николаевский национальный аграрный университет, Николаев (Украина) В.М. Орел, кандидат економических наук, доцент кафедры «Менеджмента и логистики» Одесская национальная академия пищевых технологий, Одесса (Украина)

Аннотация: В статье рассмотрено понятие эффективного повышения и совершенствования организационного и экономического потенциала предприятий отрасли свиноводства. Показано, что влияние организационно-экономического потенциала на предприятие эффективно влияет на его хозяйственную функцию и обеспечивает устойчивое развитие отрасли на рынке товаров. И достижение высоких темпов роста производства продукции свиноводства возможно на основе организационно-экономических мероприятий. Методическое использование этих мер к моделированию производства и реализации мяса и мясопродуктов позволяет провести исследование системы взаимосвязанных мероприятий, которые охватывают всех участников и все стадии процесса воспроизводства, а практическая реализация данных мероприятий на длительный период вызывает необходимость определения приоритетных направлений становления мясного подкомплекса.

Ключевые слова: организационно-экономический потенциал; региональные конкурентные преимущества; финансово-промышленные группы; обратная волна; прогрессивный рынок; конкурентоспособность; финансовая нестабильность; экономика.

Постановка проблеми у загальному виглядг та и зв'язок з важливими науковими чи практичними за-вданнями. Галузь свинарства завжди займала мюце в нацюнальному господарствi кра!ни i вщгравала значну роль у забезпеченш населення продуктами харчування. Також слад ввдмггити, що свинина на думку мiжнародних експерпв-це продукт харчування, який повнощнно збе-реже сво! лщерсьш позици в найближчi десятирiччя. Але слад вщмггати i негативш сторони ще! галуз^ насамперед це щни, як значно перевищують закутвельну щну ввд собiвартостi продукту, що в свою чергу призводить до збитковосп виробництва. Також впливовим чинником е те, що в даний момент вщбуваеться перерозподш мiж господарствами населення та сшьськогосподарськими пщприемствами виробництва продукту.

Тому напрямки вдосконалення оргашзацшно-економiчного потенщалу тдприемств галузi свинарства, дають нам змогу чигсо визначати шляхи напрямку ефек-тивного впровадження економiчних i оргашзацшних показнишв для подальшого розвитку в штенсивних умо-вах, щодо тдвищення прибутковосп та виведення дано! галузi на конкурентоспроможний ринок. Тому дана тема, яка проаналiзована в статп викликае безумовний iнтерес та мае актуальний характер в сучасному свiтi продовольчого ринку.

Анал/зостанн/хдосл/джень/публ/кац/й.Проблематика застосування органiзацiйно-економiчного потенцiалу пiдприемств галузi свинарства та напрямки !! вдосконалення на пiдприемствi е вiдносно малодослвдженою. Тому аспекти впливу i вдосконалення висвгтленш такими вiдомими вченими, як Пелих В.Г., Саблука П.Т., Макаркша А.П., Бойка В.1., Лушнов I.I.Деякi аспекти впливу фiнансово-промислових груп, що впливають та взаемозв'язанi з управлшням пiдприемств свинарства, розкритi в роботах таких дослвднишв як РибалкоВ.П. [1, с.81]; висвiтлила основнi шляхи розвитку, Бурковська А.В., яка визначила, що дгяльтсть та вдосконалення

шдприемств залежить вад прогнозування, проектуван-ня, планування, контролю, нормування, аналiзу та регу-лювання [2,с.106], що в свою чергу е першочерговими чинниками, яш пiдвищують органiзацiйно-економiчний потенцiал пщприемств галузi свинарства.

Формулювання щлей статтг. Сьогодш пiдприемництво стикаеться з труднощами в процесi управлiння, що викликаш непередбачуванiстю розвитку ринку. Достатньо актуальним постае питання управлiння змшами та пошуку шляхiв подолання не-гативних наслiдкiв, викликаних непередбачуванiстю розвитку бiзнесу. Викликае сумнiв точка зору економюпв про сутнiсть управлiння як складово! ча-стини оргашзацп виробництва [3, с.43], оскiльки вони е самостшними пiдсистемами загально! системи виробництва. Визначення управлiння як структури, на наш погляд, е також не точними, осшльки кожна система, в тому чи^ система управлшня, природно, мае пев-ну упорядковашсть елементiв, тобто структуру. У той же час, система управлшня може бути як в статищ, так i в динамщ, але це вщноситься, знову ж таки, не до правлшня, а до системи управлшня, що впливае на вдосконалення органiзацiйно-економiчний потенщал пiдприемств галузi свинарства.

До тепершнього часу немае однозначного виршення питання визначення поняття функцп управлiння пiдприемств в галузi свинарства. Вщ науково-обгрунто-ваного рiшення даного питання залежить об'ектившсть класифiкацi! функцш, !х змiст. Функцii управлiння обумовлеш рiзноманiттям суспiльного виробництва i складнiстю управлiння ним. Наслiдком цього е вщокремлення окремих видiв управлшсько! дiяльностi. Розглянутий автором аналiз та напрямки вдосконалення органiзацiйно-економiчного потенщалу пщприемств галузi свинарства.

Виклад основного матер1алу дослгдження. Досягнення високих темшв зростання виробництва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.