Научная статья на тему 'Усовершенствование инвестиционно-инновационных механизмов управления предприятием'

Усовершенствование инвестиционно-инновационных механизмов управления предприятием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / INNOVATION DEVELOPMENT / ТРАНСФЕР ТЕХНОЛОГИЙ / TECHNOLOGY TRANSFER / МОДЕЛЬ / MODEL / ИННОВАЦИОННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / INNOVATIVE ORGANIZATION / ИННОВАЦИЯ / INNOVATION / НОВОВВЕДЕНИЕ / РЕЗУЛЬТАТ / RESULT / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / РЕСУРСЫ / RESOURCES / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / NOVELTY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Минакова Светлана Михайловна

В условиях рыночной экономики мотивом развития выступают внутренне и внешне факторы деятельности предприятий, в отличие от централизованного управления, где основными мотивационными факторами развития предприятий есть план и централизованные капиталовложения или долгосрочные государственные кредиты. Инновация это реализация объективных законов развития общества, которые, в свою очередь, являются частным случаем общих законов развития систем. Проте в світовому масштабі відбувається безперервне позитивний інноваційний розвиток економіки. Світовий досвід свідчить, що баланс, рівновага в державі, його цілісність і стабільний розвиток можуть бути забезпечені лише за умови активізації участі регіонів у проведенні економічної політики. Поэтому в последние годы чрезвычайно актуальным является исследование места экономики региона в экономике страны, определение уровня ее развития, оценка тесноты межрегиональных связей и уровня интеграции региона с мировой экономикой. Инновационные предприятия работают на свое развитие, развитие работников предприятия и общества в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Минакова Светлана Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE INVESTMENT AND INNOVATIVE MECHANISMS OF COMPANY MANAGEMENT

In the conditions of market economy, in contrast to centralized control, where the main motivational factors in the development of the enterprise were the plan and centralized capital investments or long-term government loans, the motives of development due to internal and external factors of the business. Innovation is the realization of the objective laws of development of society, which, in turn, are a special case of the General laws of development of systems. Innovative companies working on its development, employees and society in General.

Текст научной работы на тему «Усовершенствование инвестиционно-инновационных механизмов управления предприятием»

УДК: 65.012.34

УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОННЫХ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

© 2014

С.М. Минакова, кандидат экономических наук, доцент кафедры системного анализа и логистики

Одесский национальный морской университет, Одесса (Украина)

Аннотация: В условиях рыночной экономики мотивом развития выступают внутренне и внешне факторы деятельности предприятий, в отличие от централизованного управления, где основными мотивационными факторами развития предприятий есть план и централизованные капиталовложения или долгосрочные государственные кредиты. Инновация - это реализация объективных законов развития общества, которые, в свою очередь, являются частным случаем общих законов развития систем. Инновационные предприятия работают на свое развитие, развитие работников предприятия и общества в целом.

Ключевые слова: инновационное развитие, трансфер технологий, модель, инновационная организация, инновация, нововведение, результат, управление, ресурсы, эффективность.

Постановка проблемы в общем виде и её связь с важными научными и практическими задачами. Современные учёные, в частности, специалисты инве-стиционно-иновационной деятельности предприятий (В.В. Василенко [1], О.Е. Кузьмин [2], П.С. Харев [3] и др.) справедливо заметили, что стимулом инновационного развития предприятия служат собственные интересы, которые для разных участников процесса трансфера технологий различаются весьма и весьма значительно. Во время работы по трансферной технологии менеджер должен постоянно отслеживать и ненавязчиво стимулировать эти интересы, создавая инновационную модель развития предприятия в целом [4, с. 56].

Переход к рыночному механизму хозяйствования требует изменения всей системы производственных отношений. Рыночная экономика не может развиваться и успешно функционировать только при одной форме собственности, одной из объективных основ ее функционирования является многоукладность экономики, разнообразие форм собственности, независимо от того, на какой форме собственности построено производство [5, с. 125].

Рынок требует действия экономических законов, регулирующих спрос и предложение, общественные потребности в форме платежеспособного спроса, экономической обособленности производителей товаров и услуг.

Анализ последних исследований и публикаций. Усовершенствование инвестиционно-инновационных механизмов находят свои отражения в работах А. Н. Антонова, А. М. Бабича, М. А. Громовой, Л.С. Демидовой, В.И. Дмитриева, Е.В. Егорова, Л.И. Ерохиной, Е.Н. Жильцова, П.Н. Иванова, Л. В. Казака, Т.И. Львова, В.Ю. Морозова, А.Г. Новицкого, Н. М. Рутгайзера, А.В. Селезнева, В.Н. Соловьева, И.А. Стрелец, Л. Б. Сульповара, В. Тамбовцева, В.Ф. Уколова, В.А. Шаститко, Л. И. Якобсона. Современным особенностям инвестиционных управлений предприятий посвящены специальные исследования ученых О.Л. Гаврилюка, Л.Р. Ивановой, М.И. Алексина, Ю.Г. Соколовой, Л.Д. Певец.

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью статьи является исследование условий и механизмов управления инвестиционно - инновационной деятельности предприятий.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Для управления инновационным предприятием характерным является творческая деятельность, которая есть ключевым источником постоянного их роста и развития. При этом управление инвестициями осуществляется не изолированно от управления другими функциями (производством, маркетингом и т.д.), а в тесной взаимосвязи, на базе глубокой интеграции. Фактически это стает неотъемлемым составным элементом всей организации, задающим вектор ее развития, во многом определяющим ее стратегию и культуру [5, с. 90].

Если в предыдущих управленческих подходах в раз-

витии предприятия рассматривалось управление внутри организации, то для модели управления инновационным предприятием характерно управление нововведениями в масштабах расширенного воспроизводства, т.е. включая потребителей, поставщиков, стратегических партнеров. Для управления инновационным предприятием понятие расширенной организации и воспроизводства является принципиально важным.

Другими весомыми отличительными чертами модели управления инновационным предприятием являются разработка эффективной инновационной стратегии, а также акцент на формировании межфункциональных проектных команд.

При построении модели управления инновационным предприятием необходимо исходить из самого широкого понятия нововведения, инновации, когда инновационный процесс включает в себя все: от начала до конца создания новых продуктов, услуг и процессов. Поверхностное рассмотрение проблем повышения эффективности инновационной деятельности предприятий, служит преградой на пути к усовершенствованию механизмов управления им.

В отличие от традиционных функциональных подходов к управлению предприятием, модель управления инновационным предприятием базируется на двух основных принципах [2, с. 166].

Первый принцип заключается в том, что менеджеры предприятия для повышения эффективности инновационной деятельности должны управлять процессами создания и распространения нововведений в масштабах расширенной организации и воспроизводства, создавая такие организационные структуры, которые дают возможность развивать необходимые знания, компетенции, поддерживать постоянный процесс обучения на предприятии.

Второй принцип модели управления инновационным предприятием предусматривает, что для эффективного управления предприятием необходимо создавать платформы его развития на базе интеграции технологий и компетенций с целью поддержания и развития определенного портфеля инноваций. Такие платформы технологий и компетенций ориентированы на стимулирование инновационной деятельности, которая является ключевым фактором в развитии промышленных предприятий.

В условиях многоукладной экономики и многообразия форм собственности внутрихозяйственные экономические отношения должны учитывать интересы собственников и способствовать формированию эффективной системы ведения хозяйства. В настоящее время каждая организационно-правовая форма хозяйствования отличается своей системой экономических отношений, которая определяет мотивацию труда отдельных работников, первичных подразделений и степень их финансово-хозяйственной деятельности.

Существует две сферы управления: сфера выработки и реализации стратегии и сфера разработки организа-

ционной структуры - в их системном единстве с целью выделить управленческие средства повышения эффективности инновационной деятельности, развития предприятий.

Инновационный процесс включает следующие события: осознание возможности реализации инновационного проекта, поиск источников финансирования, развитие и реализация идеи и после пусковое развитие. Основными этапами инновационного процесса, являются: генерация идеи; начальное финансирование, которое показывает возможности дальнейшего развития; запуск производства в зависимости от спроса и предложения на рынке.

Инновационный процесс подобен трубке с широким начальным концом, где возникает множество разнообразных идей и далеко идущим вниз потоком, который «выносит» множество продуктов и услуг предприятий потребителям [3, с. 78]. Он имеет несколько стадий.

На первой стадии инновационного процесса появляется «сырье» идеи, из которых моделируются новые идеи по ходу того, как команды используют свое чутье, чтобы расшифровать неопределенное будущее: предприятия должны учитывать в процессе осуществления инновационного процесса возможность появления новой техники и технологии; новых правительственных распоряжений, указов, законов; неудовлетворенного спроса на рынке; изменение ценностей для будущих потребителей.

Очевидно, что некоторые идеи, которые даже наилучшим образом предвидели будущее, никогда не станут продуктами по той или иной причине. Важными ресурсами инновационного предприятия являются ее партнеры.

Эффективные предприятия демонстрируют желание работать с другими на равных в ходе упорных поисков выгод от инноваций. Это означает совместное использование информации и опыта, а также означает обучение тому, как уважительно обращаться с партнерами, совместно разрабатывать взаимовыгодные проекты [5, с. 118].

Ключевыми ресурсами инновационного предприятия являются работники и их компетенции. Все вносят свой вклад в развитие промышленных предприятий в целом.

В соответствии с моделью управления инновационным предприятием, его ресурсы - это активы, которыми необходимо систематически управлять для повышения эффективности их использования.

Усовершенствование инвестиционно-инновационных механизмов управления предприятием исходит из следующих основных положений [5, с. 105].

Во-первых, структура инновационного предприятия является подвижной. Идеи, знания, информация движутся беспрепятственно от одной части предприятия к другой - между главными руководителями, менеджерами, работниками, потребителями, партнерами и поставщиками - нет необходимости проходить через сложную систему проверок и сопоставлений. Даже если предприятие расположено на большой территории и охватывает различные культуры, языки, информационные системы, инновационные идеи распространяются быстро и свободно через все границы и достигают тех, кому они необходимы для практического воплощения и использования.

Во-вторых, для структуры инновационного предприятия характерно руководство инновациями сверху вниз и снизу вверх. Роль руководителей в системе управления инновациями является ключевой для всего предприятия. Эта роль выходит далеко за рамки централизации или децентрализации в управлении.

Успешные руководители в управлении инновациями - это не просто технологически мыслящие автократы. Они по существу подобны тренерам в лидирующих ко-

мандах, которые создают условия, позволяющие предприятию возглавить организацию [4, с. 95].

В-третьих, структура инновационного предприятия является сетевой. Сети, которые основаны на взаимном признании возможностей и вкладов каждого участника, не замещают существующую организационную структуру и процессы.

Сети инновационной структуры предприятия могут быть разделены на три типа.

Первый тип «Интеллектуальные и мониторинговые сети» - они ориентируются на будущее и уделяют внимание потребителям, конечным пользователям, рынкам, отраслям, технологиям.

Второй тип «Сети высокого мастерства и развития способностей» - устанавливают и поддерживают связи по поводу ключевых инновационных платформ, активно управляют этими платформами и поддерживают их.

Третий тип «Сети инноваций и развития» - ответственны за получение результатов, имеющих высокую ценность и значимость. Эти сети поддерживаются хорошо скоординированными инвестициями и хорошо связанными между собой проектными командами, так же как и внутренними и внешними источниками.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, инвестиционно-инновационное развитие предприятий - это процесс качественных и количественных изменений системы, предпосылкой, условием и содержанием которых выступают инновации и нововведения, обеспечивающие ее оптимальное и устойчивое развитие. Инновационный тип развития предполагает не только изменения, но и одновременно сохранение системного качества развивающегося предприятия.

Такое развитие работает на построение качественно новых моделей функционирования. Очень сложно разграничить процессы инвестиционного и инновационного развития, но если такая необходимость возникает, то различение можно проводить исходя из потенциала системы. Поэтому, мы рассматриваем инновационное развитие как процесс выявления новых возможностей инновационных предприятий и обогащение персонала новыми идеями, а их наличие и качество следует рассматривать, как доказательство и критерий возможности развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Василенко В.А. Менеджмент устойчивого развития предприятий: монография/ Василенко В.А. - К.: ЦУЛ, 2005. 644 с.

2. Инвестиционная и инновационная деятельность: монография / А. Е. Кузьмин, С. В. Князь, Н. В. Тувакова и др. - Львов: ЛБИ НБУ, 2003. 233 с.

3. Харив П.С. Активизация инновационной деятельности промышленных предприятий региона: монография / П. С. Харив, А. Н. Собко. - Тернополь: изд. «Экономическая мысль», 2003. 180 с.

4. Чухрай Н. И. Формирование инновационного потенциала предприятия: маркетинговое и логистическое обеспечение: монография. - Львов: изд-во НУ «Львов политехника», 2002. 316 с.

5. Яковец Ю.В. Инновации: закономерности, механизмы, перспективы/ Ю.В. Яковец. - М.: Экономика, 2003. - 246 с.

IMPROVEMENT OF THE INVESTMENT AND INNOVATIVE MECHANISMS OF MANAGEMENT

© 2014

S.M. Minakova, candidate of economical sciences, associate professor of the chair

«System analysis and logistics»

Odessa National Maritime University, Odessa (Ukraine)

Annotation: In the conditions of market economy, in contrast to centralized control, where the main motivational factors in the development of the enterprise were the plan and centralized capital investments or long-term government loans, the motives of development due to internal and external factors of the business. Innovation is the realization of the objective laws of development of society, which, in turn, are a special case of the General laws of development of systems. Innovative companies working on its development, employees and society in General.

Keywords: innovation development, technology transfer, model, innovative organization, innovation, novelty, result, management, resources, efficiency.

УДК 316.422.42

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ЦЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ (по результатам исследования в период с 2006-2013 гг.)

© 2014

М.В. Манова, кандидат социологических наук, доцент кафедры «Социология»

Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация: Сегодня российские социологи вплотную занялись проблемой культуры, считая ее самой больной точкой современного общества. По словам Б. Дубинина, современное значение слова «культура» можно разбить на четыре пласта: общий пласт - «мы», все как один; «глянец» - глянцевая культура, в которой человек не ест, он пробует; «аварийный» - в котором культура куда-то «завалилась» и интеллигентская культура 1960-х, 1970-х годов - годы толстых журналов.

Ключевые слова: культура, современное общество, предпринимательство, микрогруппы, ценности.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

В России «кодекс предпринимательского поведения» менялся несколько раз. Частая смена предпринимательской субкультуры происходила, видимо, из-за несоответствия ее цели основным целям русской национальной культуры. Получение «барыша» большего, чем у основной массы населения, живущего по законам общины, не поощрялось русским самосознанием, склонным к уравнительному (общинному) распределению доходов. Предпринимательское поведение всегда обусловлено предпринимательской культурой.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Среди исследований проблем этики, делового взаимодействия предпринимателей можно назвать публикации Р.Г.Апресяна, В.И.Бакштановского, Н.А.Макашовой, Ю.Ю.Петрунина, Ю.В.Согомонова, П.Н.Шихирева и др. Общие организационные принципы современного управления разрабатываются также в исследованиях Л.К.Аверченко, Д.М.Гвишиани, А.И.Кравченко, Ю.Д.Красовского, Б.З.Мильнер, Е.Ф.Молевича, О.И.Шкаратана, П.Ф.Друкера, и др. Работы Ю.М.Беспалова[1], М.Б.Брянцева[2], М.С.Кагана, В.А.Кондакова[3], О.Г.Леонова, О.В.Токаренко[5] рассматривают вопросы ценностных ориентаций предпринимателей и их духовные истоки.

Формирование целей статьи (постановка задания).

Интерес к состоянию культуры неслучаен. Занимаясь изучением состояния современного предпринимательства, возникли вопросы: «Существует ли в городе культура предпринимательства?», «Каково отношение жителей города к предпринимателям?».

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Рассматривая влияние предпринимательства на культуру общества, мы провели исследование с целью проведения сегментации населения на ценностные (особенности поведения) группы, формирующиеся в ходе развития малого и среднего предпринимательства в г. Тольятти и определения восприятия местного предпринимательства горожанами.

На вопрос: «Какие обстоятельства определяют сегодня социальное положение человека в г.о. Тольятти?» лидером рейтинга являются материальные ценности, с этим согласилось 63% (от общего числа опрошенных респондентов), обладание властью - 57% и служебное положение - 50% соответственно.

Промежуточными обстоятельствами, входящими в диапазон 20 - 26% являются - личные качества человека, его личные достижения и его социальный статус. 77% учащихся и 76% наемных работников отдают предпочтение влиянию материальных ценностей, 75% госслужащих отдают предпочтение служебному положению, 54% рабочих - обладанию властью, большая часть работников бюджета выделяет личные природные качества и служебное положение.

Раскрывая влияние предпринимательской культуры нас интересовал вопрос: «Что получает общество от развития предпринимательства?».

как хорошее, так и плохое свободу выбора повышение уровня жизни различные пути развития благотворительность стабильная работа качество товаров и услуг развитые рыночные отношения доступность товаров и услуг благополучие личную выгоду разнообразие товаров экономическую выгоду налоги

новые рабочие места

3

Z13 Z13

=13

Z13 Z13 Z13

Ю

И"

ШП

]17

I I I I I I

]41

и значения

10 15 20 25 30 35 40 45

Рисунок 1 - Значение предпринимательства для общества (в % от общего числа опрошенных)

Были перечислены ответы: «как хорошее, так и пло-

7

7

7

7

10

0

5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.