Научная статья на тему 'Инновационные потребности: понятие, классификация, тенденции изменения'

Инновационные потребности: понятие, классификация, тенденции изменения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2635
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО / PUBLIC REPRODUCTION / ИННОВАЦИОННАЯ ПОТРЕБНОСТЬ / ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / INDUSTRIAL ENTERPRISE / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / INNOVATIVE ACTIVITY / INNOVATIVE REQUIREMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Желнина Евгения Валерьевна

Статья посвящена изучению понятия «инновационная потребность». Выявлено, что источником инновационной активности является направленная на научно-техническое творчество хозяйственная деятельность самого предприятия по производству новых продуктов, внедрению новых технологий. В то же время, истоки инновационной активности необходимо искать в социальных отношениях, социальной действительности, реальности. В статье показано, что инновационная активность промышленных предприятий проявляется в двух аспектах: предприятия выступают активными разработчиками и производителями инноваций; в то же время они являются основными заказчиками и потребителями инноваций. В экономике инновационного типа происходит смена вектора приоритетов в определении доминирующих общественных ценностей. В статье представлена авторская модель расширяющейся воронки потребностей позволяет «увидеть» доминирующую структуру потребностей на определённой ступени развития общества. В статье дано авторское определение понятие «инновационной потребности» в аспекте конструктивистского и функционалистского подходов. Показано, что инновационная активность промышленных предприятий проявляется в том, что она формирует и актуализирует инновационные потребности (потребности в новых знаниях, технологиях, товарах и услугах) и тем самым определяет механизмы инновационного развития. Статья выполнена в рамках НИР темплана Проект № 383: «Работники промышленной и научно-технической сферы в условиях моногорода (на примере социологического анализа Тольятти)».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE REQUIREMENTS: CONCEPT, CLASSIFICATION, CHANGE TENDENCIES

Article is devoted to studying of the concept “innovative requirement”. It is revealed that a source of innovative activity is the economic activity of the enterprise for production of new products directed on scientific and technical creativity, to introduction of new technologies. At the same time, sources of innovative activity need to be looked for in the social relations, social reality, reality. In article it is shown that innovative activity of the industrial enterprises is shown in two aspects: the enterprises act as active developers and producers of innovations; at the same time they are main customers and consumers of innovations. In economy of innovative type there is a change of a vector of priorities in definition of the dominating social values. The author's model of the extending funnel of requirements is presented in article allows “to see” the dominating structure of requirements at a certain step of development of society. In article author's definition concept of “innovative need” for aspect of constructivist and functionalistic approaches is given. It is shown that innovative activity of the industrial enterprises is shown that it forms and staticizes innovative requirements (need for new knowledge, technologies, goods and services) and by that defines mechanisms of innovative development. Article is executed within the Project No. 383: “Workers of the industrial and scientific and technical sphere in the conditions of the monotown (on the example of the sociological analysis of Tolyatti)”.

Текст научной работы на тему «Инновационные потребности: понятие, классификация, тенденции изменения»

STATE AND PROBLEMS OF THE SANATORIUM SEGMENT OF THE TOURIST MARKET

OF THE REPUBLIC OF BURYATIA

© 2015

E.Yu. Bashkueva, candidate of historical sciences, associate professor, research fellow of Department of regional economic researches

Buryat scientific center of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Ulan-Ude (Russia)

Abstract. In article the state and problems of two large resorts of the Republic of Buryatia - "Goryachinsk" and "Arshan" is considered. The empirical base of research is made by materials of expert poll and the analysis of departmental statistics "Baykalkurort". An objective of this research is the assessment of potential of development of a sanatorium segment of the tourist market of the Republic of Buryatia. Competitive advantages are revealed, problems of functioning of resorts of "Arshan" and "Goryachinsk" are defined. Offers on support of development of sanatorium branch of the Republic of Buryatia are formulated. Measures of the state support of improving tourism are analysed: state marketing programs; financing from the state budget of expenses on modernization of material base of health resort and carrying out scientific researches in the field of balneology; introduction of system of the tax privileges concerning investments in infrastructure of health resort, various improving constructions and means of placement. It is shown that this list of measures of the state support of sanatorium branch is quite applicable for the Republic of Buryatia, however considering a region economy depression, dependence on subsidies of the budget, prospect of development of branch we see in public-private partnership development, involvement of foreign investors, inflow of foreign tourists. The author expresses gratitude to the CEO - to the chief physician "Baykalkurort" to Syrenova Tatyana Syrenovna and the deputy CEO - the chief physician on medical questions to Budayeva Marina Petrovna for the provided departmental materials.

Keywords: resorts, the Republic of Buryatia, Goryachinsk, Arshan, Baikal, "Baikalkurort", competitiveness, potential, expert poll, rest.

УДК 316.1: 65.01

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ

© 2015

Е.В. Желнина, кандидат социологических наук, доцент кафедры «Социология»

Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация. Статья посвящена изучению понятия «инновационная потребность». Выявлено, что источником инновационной активности является направленная на научно-техническое творчество хозяйственная деятельность самого предприятия по производству новых продуктов, внедрению новых технологий. В то же время, истоки инновационной активности необходимо искать в социальных отношениях, социальной действительности, реальности. В статье показано, что инновационная активность промышленных предприятий проявляется в двух аспектах: предприятия выступают активными разработчиками и производителями инноваций; в то же время они являются основными заказчиками и потребителями инноваций. В экономике инновационного типа происходит смена вектора приоритетов в определении доминирующих общественных ценностей. В статье представлена авторская модель расширяющейся воронки потребностей позволяет «увидеть» доминирующую структуру потребностей на определённой ступени развития общества. В статье дано авторское определение понятие «инновационной потребности» в аспекте конструктивистского и функционалистского подходов. Показано, что инновационная активность промышленных предприятий проявляется в том, что она формирует и актуализирует инновационные потребности (потребности в новых знаниях, технологиях, товарах и услугах) и тем самым определяет механизмы инновационного развития. Статья выполнена в рамках НИР темплана Проект № 383: «Работники промышленной и научно-технической сферы в условиях моногорода (на примере социологического анализа Тольятти)».

Ключевые слова: общественное воспроизводство, инновационная потребность, промышленное предприятие, инновационная активность.

В сфере общественного воспроизводства существуют и активно используются понятия «конкуренция» и «конкурентоспособность». В современных условиях перманентной нестабильности и жёсткой конкурентной борьбы в более выгодном положении находятся предприятия, способные гибко реагировать на изменения спроса [1]. Известный современный немецкий экономист-исследователь Герхард Менш утверждает, что основной импульс социально-экономического развития происходит от новых товаров, новых средств и методов производства. Важно отметить, что данный импульс наиболее очевиден в фазе рецессии длинной волны экономического цикла. Именно в это время социально-экономическая сфера и составляющие её элементы (предприятия, потребители и т. д.) оказываются структурно и социально готовыми для перехода к нововведениям [2]. В условиях интенсивно развивающихся глобализационных процессов [3] факторы циклического развития экономики в целом оказывают ощутимое влияние на инновационное развитие каждого отдельного промышленного предприятия. При более тщательном анализе инновационная активность промышленных предприятий может быть

рассмотрена в двух аспектах. С одной стороны, предприятия выступают активными разработчиками и производителями инноваций, например, обновление продуктовой линейки или изменение технологических процессов. С другой стороны, предприятия в то же время являются основными заказчиками и потребителями инноваций.

Высокий уровень инновационного развития промышленных предприятий может активно воздействовать на дальнейшее развитие инновационной деятельности как данного предприятия, так и его конкурентов и партнёров, а также на весь социально-экономический сектор региона. Советский учёный, экономист Н.Д. Кондратьев определяет инновации как «результат деятельности по обновлению, как процесс, в котором идея приобретает экономический смысл и расширяет сферу потребления инновационного продукта» [4]. Мы можем констатировать, что в экономике инновационного типа происходит смена вектора приоритетов в определении доминирующих общественных потребностей. Итак, до начала XX в. преобладающими признавались материальные потребности, а в структуре общественных ценностей доминировали ценности материальные.

Далее, в 20-30-х гг. ХХ в. начинают интенсивно актуализироваться социальные потребности, проявляющиеся в получении образования, повышении ожиданий от услуг в сфере здравоохранения, возрастанию интереса к культуре, а также защите окружающей среды как ареала проживания человека. Существенный поворот в сторону самых высоких потребностей (согласно иерархии А. Маслоу) наблюдался в 70-80-х гг. ХХ в. Данный период характеризуется ростом духовности и культурного уровня, творческим и креативным развитием личности, интенсификацией человеческого общения, расширением спектра способов и возможностей самовыражения и самообогащения личности.

Результаты исследований позволяют констатировать, что для большинства людей в развитых странах сегодня потребности первого, второго и третьего уровней в пирамиде А. Маслоу «практически достигли высокой степени удовлетворения и играют относительно незначительную роль»[5]. В обществе инновационного типа тенденции в изменении потребностей также можно отразить в рамках теории мотивации А. Маслоу[6]. Наиболее актуализированными сейчас являются так называемые потребности нового типа, которые формируются на базе тяготения современного человека к саморазвитию и самовыражению в процессе личной, общественной и профессиональной деятельности.

В целях иллюстрации изменения структуры потребностей мы предлагаем авторскую модель развития потребностей в зависимости от развития общества (рис. 1). Предложенная нами расширяющаяся воронка потребностей развивает теорию иерархии А. Маслоу, добавляя в неё такую составляющую, как уровень развития общества: первобытно-общинное, рабовладельческое, феодальное, индустриальное, постиндустриальное. Как видно на модели, пирамида потребностей слегка скошена вправо, поскольку в постиндустриальном обществе наблюдается достаточно широкий спектр потребностей, начиная от физиологических и заканчивая потребностью в саморазвитии и самоопределении.

Рисунок 1 - Изменение структуры потребностей в зависимости от уровня развития общества

Авторская модель позволяет «увидеть» доминирующую структуру потребностей на определённой ступени развития общества. Например, для первобытнообщинного этапа наиболее актуальными были физиологические потребности и потребности в безопасности. В эпоху рабовладельческого строя появляются некоторые социальные потребности, потребности в принятии. Важно понимать и принимать во внимание, что предложенная

нами модель расширяющейся воронки потребностей показывает лишь усреднённую структуру потребностей, характерную для определённого этапа общественного развития.

Само появление принципиально новых потребностей (ещё не удовлетворённых) вступает в острое противоречие с существующей структурой и уровнем развития имеющихся у человека способностей. Данное противоречие является импульсом к дальнейшему развитию, совершенствованию. Наличие данного противоречия является очень ценным для общества, поскольку даёт энергию для его совершенствования, является основанием динамики общественной жизнедеятельности.

Говоря о доминирующей в обществе системе потребностей, необходимо сделать акцент на инновационных потребностях. Очевидно, что существует причинно-следственная связь между деятельностью и потребностями. Потребность является единственным источником и побуждающим фактором любой человеческой деятельности, в том числе и инновационной активности. Есть все основания полагать, что если нет потребности, то нет и деятельности. В свою очередь, можно наблюдать и обратную связь: если существует деятельность, то есть и обусловливающие её потребности. Любую деятельность нет смысла изучать без всестороннего анализа потребностей, которые её обусловили, поскольку именно они могут показать её целесообразность и эффективность. С другой стороны, на основе комплексного анализа деятельности индивида можно делать выводы о потребностях (или их структуре), которые явились её причиной. Это в полной мере относится и к взаимодействующей паре «инновационная потребность - инновационная деятельность». В своей работе мы выявили два направления (подхода) к формированию определения понятия инновационной потребности. Во-первых, конструктивистский подход, согласно которому инновационная потребность представляет собой ощущаемую нужду в обновлении способов и видов деятельности, обусловленную рассогласованием между воспроизводимой деятельностью и изменившимися условиями труда. Важно отметить, что удовлетворение инновационной потребности не имеет ничего общего с приспособлением, адаптацией к изменяющейся внешней среде. Во-вторых, согласно функционалистскому (бихевиористскому) подходу инновационная потребность представляет собой функциональное свойство социальной системы (индивид, группа) активно реагировать на рассогласование между наличным и нормальным состоянием воспроизводимой деятельности.

При более подробном рассмотрении инновационных потребностей можно увидеть их различные типы. По субъектам-носителям инновационные потребности делятся на индивидуальные, групповые, общественные.

На основе анализа происхождения мы выделили три основных типа инновационных потребностей: первичные, вторичные и спонтанные (таблица 1).

Данную причинно-следственную связь (потреб-ность^поведение) промышленные предприятия могут использовать для интенсификации собственной инновационной активности двояко. Во-первых, формировать и актуализировать инновационные потребности работников для стимулирования инновационной активности (например, в целях оптимизации кадрового планирования [7]). Во-вторых, выявлять актуализированные инновационные потребности наиболее активных сотрудников в целях формирования проектных групп для работы по поиску, оценке и разработке инноваций.

Таким образом, на основе проделанного анализа можно прийти к выводу, что инновационная активность промышленных предприятий проявляется в формировании и актуализации инновационных потребностей (потребности в новых знаниях, технологиях, товарах и услугах) и тем самым определяет механизмы инновационного развития [8-13]._

Таблица 1 - Сравнительный анализ инновационных потребностей

№ п/п Критерий анализа Виды инновационных потребностей

первичные вторичные спонтанные

1 Конфликтная область Конфликт между нормальным и имеющимся состоянием системы Конфликт между имеющимся и оптимальным состоянием системы Субъективно переживаемый конфликт между нормальным и имеющимся состоянием системы

2 Условия возникновения (происхождения) Естественны, производны от внешней среды Зависимы, ориентированы на внутреннюю систему Непредсказуемы

3 Режим действия Действуют постоянно в колебательном режиме. На время дезактивируются при удовлетворении Актуализируются периодически при изменений условий (как внешних, так и внутренних) функционирования системы Компенсаторная функция Возникают самопроизвольно, как правило, не дезактивируются. В результате удовлетворения усиливаются

4 Последствия удовлетворения Обеспечение жизнедеятельности предприятия Обеспечение развития предприятия Личное удовлетворение субъекта-носителя

5 Следствия неудовлетворения Физическое разрушение системы (предприятия) Стагнация деятельности предприятия Эмоциональная неудовлетворённость

6 Количество Ограничено масштабом и ресурсами предприятия Ограничено сферами функционирования компании Не ограничено

7 Потенциальные субъекты-носители Инноваторы по должности Инноваторы - последователи Инноваторы по призванию. Творческие личности. Смысл их жизни - поиск нового.

8 Осознаваемость субъектом-носителем Не обязательно, т. к. приравнивается к инстинктивным, поскольку обеспечивают Важно, т. к. необходимо осознавать, что это нужно для развития предприятия Не обязательно, т. к. исходит непосредственно от субъекта-носителя в силу его личностных характеристик

9 Эмоциональная окраска Имеется всегда Нет (или нейтральная), но может быть полезной для мотивации Да, присутствует и обязательно должна быть. Очень ярко окрашены

10 Предмет воздействия Базовая технология Усовершенствования имеющихся технологий, продукта, услуги Вся деятельность субъекта

Подводя итог проведённому анализу, сделаем некоторые выводы.

1. Источником инновационной активности является направленная на научно-техническое творчество хозяйственная деятельность самого предприятия по производству новых продуктов, внедрению новых технологий.

2. Истоки инновационной активности необходимо искать в социальных отношениях, социальной действительности, реальности.

3. Инновационная активность промышленных предприятий проявляется в двух аспектах: предприятия выступают активными разработчиками и производителями инноваций; в то же время они являются основными заказчиками и потребителями инноваций.

4. В экономике инновационного типа происходит смена вектора приоритетов в определении доминирующих общественных ценностей.

5. Авторская модель расширяющейся воронки потребностей позволяет «увидеть» доминирующую структуру потребностей на определённой ступени развития общества.

6. Инновационная потребность представляет собой ощущаемую нужду в обновлении способов видов деятельности, обусловленную рассогласованием между воспроизводимой деятельностью и изменившимися условиями труда (конструктивистский подход).

7. Инновационная потребность представляет собой функциональное свойство социальной системы (индивид, группа) активно реагировать на рассогласование

между наличным и нормальным состоянием воспроизводимой деятельности (функционалистский (поведенческий) подход).

8. Инновационная активность промышленных предприятий проявляется в том, что она формирует и актуализирует инновационные потребности (потребности в новых знаниях, технологиях, товарах и услугах) и тем самым определяет механизмы инновационного развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Грудкина Т.И., Ловчикова Е.И., Артемова Н.В., Чурсин С.С. Организационно-экономические проблемы влияния зарубежных санкций на субъекты рынка, импортозамещения и пути их решения / Т.И. Грудкина, Е.И. Ловчикова, Н.В. Артемова, С.С. Чурсин // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 6-1 (59-1). - С. 631-636.

2. Менш, Г. Неоклассические теории инноваций - М. : Наука. - 1981.

3. Дергачева, Е. А. Особенности глобальной технос-феризации биосферы // Век глобализации. - 2011. -№ 2. - С. 53-61.

4. Кондратьев, Н. Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. - М. : Экономика, 2002. - С. 17.

5. Симкина, Л. Г. Человеческий капитал в инновационной экономике. - С. 77-79.

6. Иноземцев, В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. Учеб.

пособие для студентов вузов. - М. : Логос, 2000 - С. 97103.

7. Кравченко Т.С., Грудкина Т.И., Сухочева Н.А., Вол-ченкова А.С. Формирование системы кадрового планирования на предприятиях АПК / Т.С. Кравченко, Т.И. Грудкина, Н.А. Сухочева, А.С. Волченкова // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 2 (55). - С. 869-877.

8. Донец О.В. Об оценке инновационного потенциала и инновационной активности регионального отраслевого научно-учебного учреждения // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 3. С. 46-50.

9. Желнина Е.В. Социально-экономическое влияние общественного воспроизводства на инновационную активность современных промышленных предприятий // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 110-113.

10. Минакова С.М. Усовершенствование инвестиционно-инновационных механизмов управления предприятием // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 4. С. 59-61.

11. Шнайдер В.В., Ярыгина Н.А. Инвестиционно-инновационная деятельность: сущность и значение // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2014. № 3 (18). С. 76-79.

12. Ильичева О.В., Михайлова А.А. Значение государственного регулирования в инновационном развитии АПК // Вестник НГИЭИ. 2014. № 11 (42). С. 47-52.

13. Кудинова Г.Э., Мазур З.Ф., Кудинова Н.А. Разработка и формирование «инновационной экономики» при обеспечении устойчивого развития страны // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 4. С. 38-41.

INNOVATIVE REQUIREMENTS: CONCEPT, CLASSIFICATION, CHANGE TENDENCIES

© 2015

E. V. Zhelnina, candidate of sociological sciences, associate professor of chair "Sociology"

Tolyatti State University, Tolyatti (Russia)

Abstract. Article is devoted to studying of the concept "innovative requirement". It is revealed that a source of innovative activity is the economic activity of the enterprise for production of new products directed on scientific and technical creativity, to introduction of new technologies. At the same time, sources of innovative activity need to be looked for in the social relations, social reality, reality. In article it is shown that innovative activity of the industrial enterprises is shown in two aspects: the enterprises act as active developers and producers of innovations; at the same time they are main customers and consumers of innovations. In economy of innovative type there is a change of a vector of priorities in definition of the dominating social values. The author's model of the extending funnel of requirements is presented in article allows "to see" the dominating structure of requirements at a certain step of development of society. In article author's definition concept of "innovative need" for aspect of constructivist and functionalistic approaches is given. It is shown that innovative activity of the industrial enterprises is shown that it forms and staticizes innovative requirements (need for new knowledge, technologies, goods and services) and by that defines mechanisms of innovative development. Article is executed within the Project No. 383: "Workers of the industrial and scientific and technical sphere in the conditions of the monotown (on the example of the sociological analysis of Tolyatti)".

Keywords: public reproduction, innovative requirement, industrial enterprise, innovative activity.

УДК 316.334.23

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ОЦЕНКЕ ТОЛЬЯТТИНЦЕВ (ЭМПИРИЧЕСКИЙ ОПЫТ)

© 2015

Т.Н. Иванова, доктор социологических наук, профессор кафедры «Социология»

Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация. Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства. Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем элементом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие. Современный этап российского предпринимательского движения начинается с перестройки нашего общества, провозглашенной в середине 80-х годов и продолжается уже более 12-ти лет, которые имеют поистине судьбоносный характер для российского предпринимательства. В рассматриваемый период, особенно впервые 90-е годы, в обществе происходят радикальные изменения по отношению к частной собственности и предпринимательской деятельности. После 70 лет запрета частной собственности государство впервые признает ее равноправие со всеми другими формами собственности и декларирует свободу предпринимательской деятельности. Принимается ряд важных законодательных актов, закладывающих основы новой смешанной экономики, для которой характерен плюрализм форм собственности и организационных структур. Начинается бурный процесс их развития.

Ключевые слова: предпринимательство, общество, экономика, специальность, город, деятельность, общение, рынок, знание, товары, услуги.

Экономическая сфера, в постиндустриальном обществе, оказывает на жизнь людей, куда большее влияние, чем раньше. В России это можно легко проследить на примере перехода к рыночной экономике, жизнь людей кардинально поменялась, предприятия вышли из-под влияния государства, но кто-то, же должен взять на

себя руководство. Людям пришлось приспосабливаться, брать на себя руководство бизнесом, принимать важные решения, регулировать финансовые потоки. Прошло время и люди стали осознавать, что предпринимательство это полноценная профессия и, занимаясь ею, можно получать высокий доход. Люди стали проявлять всё

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.