Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ СИМУЛЯЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММАМ ОРДИНАТУРЫ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ'

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ СИМУЛЯЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММАМ ОРДИНАТУРЫ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
высшее медицинское образование / профессиональная подготовка / исследовательские навыки / цифровые технологии / симуляционные технологии / качество образования / компетенции / самостоятельная работа обучающихся / педагогика

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евдокимова А.И., Зотова Ю.А.

В статье рассматриваются современные аспекты симуляционного обучения в формировании компетенций обучающихся по программам ординатуры медицинских вузов. Приводится нормативно-правовая документация по развитию симуляционного обучения ординаторов и слушателей повышения квалификации медицинского вуза. Рассматриваются некоторые аспекты системной подготовки высококвалифицированного врача через модернизацию и совершенствование медицинского образования, которое включает использование в учебном процессе современных концепций, технологий, активных и интерактивных методов обучения, системы оценки знаний и навыков обучающихся. Аргументируются особенности применения средств современных симуляционных образовательных технологий в высшем медицинском образовании. Приводятся результаты исследования по восприятию обучающимися ординатуры эффективности симуляционного обучения в профессиональной подготовке к аккредитации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Евдокимова А.И., Зотова Ю.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ СИМУЛЯЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММАМ ОРДИНАТУРЫ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ»

GS4 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ^D

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-12-202-209 ЕВДОКИМОВА Анастасия Игоревна,

NIION: 2018-0076-12/22-1210 Доцент кафедры педагогики,

MOSURED: 77/27-023-2022-12-1407 образовательных технологий

и профессиональной коммуникации ФГБОУ ВО «СГМУ имени В.И. Разумовского», e-mail: anastacia.evdokimowa@yandex.ru

ЗОТОВА Юлия Александровна,

слушатель ординатуры ФГБОУ ВО «СГМУ имени В.И. Разумовского», e-mail: reddogzerro@yandex.ru

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ СИМУЛЯЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММАМ ОРДИНАТУРЫ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ

Аннотация. В статье рассматриваются современные аспекты симуляционного обучения в формировании компетенций обучающихся по программам ординатуры медицинских вузов. Приводится нормативно-правовая документация по развитию симуляционного обучения ординаторов и слушателей повышения квалификации медицинского вуза. Рассматриваются некоторые аспекты системной подготовки высококвалифицированного врача через модернизацию и совершенствование медицинского образования, которое включает использование в учебном процессе современных концепций, технологий, активных и интерактивных методов обучения, системы оценки знаний и навыков обучающихся. Аргументируются особенности применения средств современных симуляционных образовательных технологий в высшем медицинском образовании. Приводятся результаты исследования по восприятию обучающимися ординатуры эффективности симуляционного обучения в профессиональной подготовке к аккредитации.

Ключевые слова: высшее медицинское образование, профессиональная подготовка, исследовательские навыки, цифровые технологии, симуляционные технологии, качество образования, компетенции, самостоятельная работа обучающихся, педагогика

EVDOKIMOVA Anastasia Igorevna,

Associate Professor of the Department of pedagogy, educational technologies and professional communication Of the «SSMU named V.I. Razumovsky»

ZOTOVA Yulia Alexandrovna,

residency student Of the «SSMU named V.I. Razumovsky»

CURRENT ASPECTS OF SIMULATION TRAINING IN SHAPING THE COMPETENCES OF TRAINEES IN MEDICAL RESIDENCY

PROGRAMMES

Annotation. The article deals with modern aspects of simulation training in the formation of competencies of students in the residency programs of medical universities. The regulatory and legal documentation on the development of simulation training of residents and trainees of advanced training of a medical university is given. Some aspects of the systematic training of a highly qualified doctor through the modernization and improvement of medical education, which includes the use of modern concepts, technologies, active and interactive teaching methods, a system for assessing students' knowledge and skills, are considered. The features of the use of modern simulation educational technologies in higher medical education are argued. The results of a study on the perception

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2022

of the effectiveness of simulation training in professional training for accreditation by students of the residency are presented.

Key words: higher medical education, professional training, research skills, digital technology, simulation technologies, quality of education, competences, independent work of trainees, pedagogy

Актуальность работы обусловлена высокими темпами развития в современном мире высокотехнологичной медицины, которая должна обеспечивать качественное оказание медицинских услуг населению нашего государства [28]. Качество медицинской помощи и качество жизни пациентов должны составлять основу оценки как профессиональной деятельности отдельных специалистов и учреждений, так и соответствующего уровня здравоохранения в целом [9; 14].

Цель работы заключалась в изучении современных аспектов симуляционного обучения при формировании компетенций обучающихся по программам ординатуры медицинских вузов. Изучение проблемы исследования предполагает ответ на вопрос, связанный с рассмотрением восприятия обучающимися ординатуры эффективности симуляционного обучения в профессиональной подготовке для аккредитации. Объектом исследования выбрана профессиональная подготовка врачей-ординаторов. Предметом исследования определено применение симуляционных технологий в сфере медицинского профессионального образования. В задачи работы входило исследование особенностей современных образовательных технологий в сфере профессионального медицинского образования, выявление оснащённости симуляционными технологиями образовательного процесса обучающихся ординатуры, определение оценки эффективности применения технологий симуляционного обучения в профессиональной подготовке на примере ординаторов 1-го и 2-го года обучения по специальности анестезиологии и реаниматологии. Основными методами исследования определены анкетирование обучающихся ординатуры, обобщение и интерпретация полученных результатов. Новизна исследования состоит в изучении реализации обратной связи по использованию современных образовательных технологий обучения в рамках профессионального становления врачей ординаторов в высшей медицинской школе.

В настоящее время подготовка высококвалифицированных медицинских специалистов является актуальной проблемой, требующей поиска оптимальных и эффективных путей обучения в вузе врачей-ординаторов. Подготовка высококвалифицированного врача предполагает модернизацию и совершенствование способов обучения в медицинском вузе, с применением в

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2022

учебном процессе современных технологий, активных и интерактивных методов обучения, адаптированной к цифровой среде системы оценки знаний и навыков обучающихся. Основное предназначение вводимых инноваций в академическое медицинское образование - это повышение качества профессионального образования [17[, формирование всесторонне развитой личности специалиста-медика, готового к осознанному саморазвитию, профессиональному росту, обладающего глубокими знаниями, демонстрирующего аналитические умения и навыки научных исследований [8; 10; 13].

Преимуществом современных методов преподавания, в отличие от традиционных, является увеличение практической составляющей в образовательном процессе [18], развитие потребности в самообразовании и усиление ответственности обучающихся ординатуры за уровень образования, которое они получают. Особенно ответственным моментом в профессиональной подготовке ординаторов следует выделить аккредитацию специалиста.

Обновленная нормативно-правовая документация по аккредитации медицинских работников, в качестве Приказа Министерства здравоохранения РФ от 28 октября 2022 г. № 709н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов», вступает в силу с 1 января 2023 года и действует до 1 января 2029 года [24]. Для обеспечения прохождения аккредитации специалистами в области медицины организуются обучение на разных образовательных уровнях, а также повышение квалификации медицинских кадров.

Применение технологий симуляционного обучения ординаторов и слушателей повышения квалификации медицинского вуза отражено в Приказе Министерства здравоохранения РФ от 15 марта 2021 г. № 205н «Об утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования». В пункте 5 данного приказа отмечается, что «...В список образовательных программ вносятся образовательные программы, реализуемые обра-

зовательными организациями с применением одной или нескольких образовательных технологий: стажировка, симуляционное обучение, в том числе мастер-классы, дистанционные образовательные технологии и электронное обучение, а также образовательные программы, реализуемые в сетевой форме» [25].

Компетентностный подход в медицинском образовании предполагает применение специализированных технологий. Личностно-ориентиро-ванные технологии, активно реализуемые сегодня [16] в условиях высшей медицинской школы, направлены не столько на успешное освоение практических навыков, сколько на формирование компетенций, включающих в себя целый ряд составляющих: когнитивную, операционально-технологическую, мотивационную, этическую, социальную, поведенческую. Компетенцию нельзя перенять, её можно освоить, приняв участие в деятельности по её усвоению.

Важной составляющей учебного процесса в компетентностно-ориентированном подходе в настоящее время является организация фантомного и симуляционного обучения. Исследователи отмечают, что симуляция, при ее соответствующем применении, имеет высокую образовательную ценность и является эффективным способом повышения качества профессионального образования [12]. Симуляционные технологии в медицине - важная и неотъемлемая часть образовательного процесса, позволяющая смоделировать и спрогнозировать практически любые клинические ситуации. Более того, за весь период обучения ординаторы не всегда имеют возможность принять участие в редких клинических ситуациях и получить практические навыки в оказании помощи окружающим. Современные виртуальные роботы-симуляторы позволяют моделировать редкие клинические случаи, а фантомы и симуля-торы позволяют довести до автоматизма выполнение навыков путем многократного повторения одних и тех же действий [12].

По результатам проведённых исследований можно заключить, что применение компетентност-ного подхода в медицинском образовании эффективно реализуется в процессе применения интерактивных технологий обучения [1; 2; 4; 5]. К примеру, применение в профессиональной медицинской подготовке модели «перевернутого обучения», метода кейсов, проектного обучения Problem-Based Learning (PBL) предоставляет возможность оптимально сочетать мультимедийные ресурсы и цифровые технологии [15; 19; 22; 29; 30], что способствует практическому закреплению знаний у студентов и ординаторов, совершенствованию приобретенных компетенций, активизации научно-исследовательской и творческой деятельности обучающихся.

Актуальный в настоящее время запрос сферы профессионального медицинского образования - формирование метапредметных компетенций, а именно умение работать в команде, лидерские качества, высокие коммуникационные навыки - может быть удовлетворен посредством применения современных методик на всех уровнях обучения. Целостный взгляд на применение симуляционного обучения в современной социально-культурной реальности доказывает, что она является личностно-ориентированной образовательной технологией [3; 6; 7; 11]. В то же время внедрение компетентностного подхода в отечественную систему образования требует кардинальных изменений всех ее компонентов. Современные требования к результатам освоения образовательных программ обуславливают разработку новых методик и технологий образовательной деятельности и форм контроля за ее осуществлением. Программа ФГОС определяет, что «реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся» [23]. Компетентностный подход также предполагает организацию самостоятельной деятельности обучающихся, а для того, чтобы освоить деятельность, нужно организовать работу по усвоению данного вида деятельности [26; 27]. В этой связи организация деятельности по развитию самостоятельности при выполнении профессиональных задач врачами, решается путём обеспечения симуляционного обучения, как алгоритмизированной образовательной технологии, которая, в настоящее время, относится к инновационным.

Решающую роль при реализации компетентностного подхода в СГМУ им. В.И. Разумовского играет переход от традиционных форм передачи знаний к инновационным образовательным технологиям. Под термином «образовательные технологии» следует понимать, прежде всего, систему совместной деятельности обучающихся и преподавателей по организации и корректировке образовательного процесса с целью достижения конкретного результата: формирования общих и профессиональных компетенций.

Важнейшей задачей педагогического коллектива СГМУ им. В.И. Разумовского при реализации ФГОС ВО нового поколения является подготовка квалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда. Современные образовательные технологии, используемые университетом (компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разборы конкретных ситуаций, тренинги), направлены на самостоятельное умение добывать и применять знания, носят раз-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2022

вивающий и активный характер. Центральное место занимает действие обучающегося, а преподаватель является консультантом и помощником. При этом, системно-деятельностный подход, положенный в основу нового стандарта образования, проявляется в формировании специалиста и продвижении его в развитии не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».

Опираясь на опыт и интересы самих обучающихся, на их запросы и склонности, преподаватель приобретает союзников в формировании именно тех общих и профессиональных компетенций [20; 21], которые будут важны в будущем выпускникам высшей медицинской школы и работодателю. Освоение клинических дисциплин берёт начало на втором курсе, с изучения пропедевтики внутренних болезней и клинической картины с диагностикой заболеваний, будущие ординаторы осваивают особенности лечения заболеваний и тактику ведения больных. На третьем-чет-вёртом курсе - студенты учатся проводить диагностику неотложных состояний и оказывать медицинскую помощь на догоспитальном этапе; отрабатывают навыки профилактических мероприятий; осуществляют медико-социальная деятельность и организационно-аналитическая деятельность. Все приведённые навыки впоследствии применяются на практике, но при поступлении в ординатуру, специалисты должны освоить новые компетенции, которые необходимо отработать в условиях, приближенных к реальным. Выявим особенности применения средств современных симуляционных образовательных технологий в высшем медицинском образовании.

В настоящее время центр симуляционного обучения СГМУ им. В.И. Разумовского оборудован современными средствами и технологиями обучения, которые представлены тренажерами, робота-ми-симуляторами, манекенами-имитаторами, электронными фантомами, моделями-муляжами и другим интерактивным компьютеризированным оборудованием, а также реальным оборудованием отделений реанимации и интенсивной терапии (аппаратами искусственной вентиляции легких; кувезами, дефибрилляторами, видеоларингоскопами и бронхоскопами и т.п).

Для осуществления всех этапов симуляционного обучения в центре оборудованы залы для отработки простых и сложных мануальных навыков, включая эндоскопические, залы отработки клинических навыков в акушерстве, неонатоло-гии, педиатрии, анестезиологии, реаниматологии и интенсивной терапии; зал отработки навыков сердечно-легочной реанимации и оказания неотложной помощи (этот зал оборудован видеосистемой, позволяющей реалистично имитировать

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2022

чрезвычайные ситуации). Для полноценной реализации симуляционных технологий процесс обучения, транслируется в залы дебрифинга, есть также возможность записи тренинга, что необходимо для детального разбора и анализа работы курсантов.

Первой и основной целью создания обучающего симуляционного центра СГМУ им. В.И. Разумовского была подготовка и повышение квалификации специалистов в области акушерства и гинекологии, неонатологии, анестезиологии, реаниматологии и интенсивной терапии. Возрастающее количество студентов, специфика симуляцион-ного обучения - все это определило достаточно высокие требования к профессионализму сотрудников и высокой степени отдачи от обучающихся.

Проведём оценку эффективности применения технологий симуляционного обучения на примере обучающихся ординатуры. Основным методом исследования было выбрано анкетирование врачей ординаторов, которое проводилось в период обучения на кафедре педагогики, образовательных технологий и профессиональной коммуникации СГМУ в марте-июне 2022. Респондентами были определены обучающиеся ординатуры по специальности анестезиологии и реаниматологии 1-го и 2-го года обучения в количестве 60 человек. В основу вопросов анкеты были заложены аспекты формирования профессиональных навыков врачей-анестезиологов. Профессиональные навыки врачей изучаемой специальности связаны с соблюдением алгоритмов поведения в наиболее типичных экстренных ситуациях, а также редко используемых в реальной клинической практике навыков и форм поведения врача; с соблюдением безопасности работы как для пациента, так и для медицинского персонала; с частотой правильного реагирования в реальных ситуациях оказания неотложной помощи пострадавшим; с упреждением грубых профессиональных ошибок; с уровнем профессиональной мотивации. Рассмотрим экспериментальную оценку эффективности симу-ляционных технологий в обучении ординаторов по результатам анкетирования.

При ответе на вопрос: «Выполнялись ли Вами в процессе обучения отдельные профессиональные навыки на манекенах (фантомах и тренажёрах) и компьютерных симуляторах?», положительный ответ предоставили 54 респондента (93%), отрицательный - 6 (7 %).

Положительный ответ был получен от 57 опрошенных (95%) на вопрос: «Выполнялись ли Вами в процессе обучения алгоритмы поведения в наиболее типичных экстренных ситуациях (острый коронарный синдром (ОКС), кардиоген-ный шок, отёк лёгких, тромбоэмболия легочной артерии (ТЭЛА), острое нарушение мозгового кровообращения (ОНМК) и др.) на манекенах (фанто-

мах и тренажёрах) и компьютерных симулято-рах?», противоположного мнения остались 3 человека (5%).

Отвечая на вопрос: «Выполнялись ли Вами в процессе обучения редко используемые в реальной клинической практике навыки и формы поведения на манекенах (фантомах и тренажёрах) и компьютерных симуляторах?» утвердительно ответили 49 респондентов (82%), отрицательно -11 (18%).

При ответе на вопрос: «Выполнение данных навыков обеспечило формирование акцента на обеспечение безопасности работы как для пациента, так и для медицинского персонала?» положительно ответили 52 человека (87%), ответ «нет» предоставили 8 опрошенных (13%).

Утвердительный ответ предоставили 58 опрошенных (97%) на вопрос: «Повысили ли данные занятия частоту правильного реагирования в реальных ситуациях оказания неотложной помощи пострадавшим?», отрицательный - 2 (3%).

При ответе на вопрос: «Снизилась ли частота грубых профессиональных ошибок после прохождения симуляционного обучения?» положительный ответ дали 55 респондентов (92%), отрицательный - 5 опрошенных (8%).

Большая часть ординаторов - 57 опрошенных (95%), уверена в том, что повысилась безопасность оказания медицинской помощи после прохождения симуляционного обучения, при этом 3 человека (5%) высказали отрицательную точку зрения.

Отвечая на вопрос: «Удалось ли сократить период вхождения в профессию в реальной клинической практике благодаря применяемым при профессиональной подготовке технологиям симу-ляционного обучения?», уверенность продемонстрировало 50 респондентов (83%), 10 человек (17%) выразили сомнения по данному вопросу.

При ответе на вопрос: «Повысился ли уровень профессиональной мотивации?» положительную точку зрения обозначили 53 опрошенных (88%), отрицательную - 7 человек (12%).

Почти все респонденты - 58 человек (97%) считают эффективным симуляционное обучение при освоении специальности анестезиологии и реаниматологии, и только два человека (3%) высказали противоположную точку зрения.

Полученные результаты анкетирования позволяют сделать следующие выводы. Обучение по специальности анестезиологии и реаниматологии предполагает прохождение симуляционного обучения, в котором задействованы более 95% врачей-ординаторов 1-го и 2-го годов обучения. Обучающиеся осваивают алгоритмы поведения как в типичных неотложных ситуациях, встречающихся ежедневно в практике врача анестезиоло-

га-реаниматолога, так и в редких, и в определённой мере уникальных клинических случаях. Более 80% ординаторов испытывают свои профессиональные навыки в равной степени как в типичных, так и в редко встречающихся экстренных ситуациях. Абсолютное большинство опрошенных отмечает, что данные занятия позволяют молодому специалисту эффективнее реагировать в условиях реальной неотложной медицины, а также снизить срок адаптации в процессе вхождения в профессию в условиях профессиональной подготовки. Неограниченное количество попыток проведения манипуляций и отсутствие негативной эмоциональной реакции со стороны трена-жёра-симулятора позволяют молодому специалисту получить достаточный уровень профессиональной мотиваций и значительно повысить безопасность оказания медицинской помощи. Совокупность полученных данных позволяет считать обучение по специальности анестезиологии и реаниматологии посредством симуляционных технологий эффективным.

В заключении считаем необходимым отметить, что актуальный в настоящее время запрос сферы профессионального медицинского образования - формирование компетенций, может быть решен посредством применения современных методик на всех уровнях обучения. Целостный взгляд на применение симуляционного обучения в современной социально-культурной реальности доказывает, что оно является личностно-ориенти-рованной образовательной технологией. Способы реализации представленных в работе интерактивных симуляционных методов, позволяют оптимально сочетать мультимедийные ресурсы и цифровые технологии, способствуя практическому закреплению знаний ординаторов, совершенствуя освоенные ими компетенции, развивая интерес к научно-исследовательской и творческой деятельности.

Список литературы:

[1] Абдуллаева У.К. Значение интерактивных методов обучения в совершенствовании уровня клинических знаний студентов // Медицинское образование и профессиональное развитие. - 2019. - Т. 10. - № 1 (33). - С. 29-34.

[2] Амирханов З.Х. Роль информационных технологий в медицинском образовании. Учебная виртуальная клиника ВГМУ им Н.Н. Бурденко как пример успешного внедрения информационных технологий в медицину / З.Х. Амирханов, Т.В. Жиброва // Педагогическое взаимодействие: возможности и перспективы: материалы I науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Саратов, 2019. - С. 318-321.

[3] Арженевская Т.В. Симуляционные технологии в последипломном образовании интернов и

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2022

ординаторов / Т.В. Арженевская, С.В. Ходус, А.А. Стукалов // Актуальные вопросы медицины критических состояний: материалы ежегод. обл. науч.-практ. конф. анестезиологов-реаниматологов Амур. обл. - Благовещенск: АмГМА, 2016. - С. 128-129.

[4] Бакирова Р.Е. Инновационные технологии в обучении студентов-медиков / Р.Е. Бакирова, С.Д. Нурсултанова, Л.Е. Муравлева [и др.] // Современные проблемы науки и образования. -2018. - № 3. - С. 69.

[5] Барабаш И.В. Влияние интерактивных технологий на результативность обучения студентов медицинского вуза / И.В. Барабаш, С.В. Ходус, В.С. Олексик, А.А. Стукалов // Амурский медицинский журнал. - 2019. - № 3 (27). - С. 90-92.

[6] Викторов В.В. Симуляционные технологии обучения в медицине / В.В. Викторов, М.А. Садритдинов // Инновационные образовательные технологии в формировании профессиональных компетенций специалиста: материалы межвуз. конф. с междунар. участием. - Уфа, 2015. - С. 85-86.

[7] Камышникова Л.А. Возможности использования симуляторов в медицинском образовании / Л.А. Камышникова, О.А. Ефремова, Е.Н. Ивахно,

B.А. Дуброва // Медицинские технологии. Оценка и выбор. - 2019. - № 3 (37). - С. 46-52.

[8] Евдокимова А.И. Педагогические аспекты развития исследовательской деятельности обучающихся медицинских вузов / А.И. Евдокимова, А.В. Морозов, В.В. Сериков // Педагогическая информатика. - 2022. - № 3. - С. 104-117.

[9] Евдокимова А.И. Интеграция научной деятельности вузов с формированием профессиональных компетенций обучающихся / А.И. Евдокимова, А.В. Морозов // Социальная педагогика в России. - 2022. - № 1. - С. 35-41.

[10] Евдокимова А.И. Педагогические аспекты интеграции инноваций в образовательное пространство современных вузов / А.И. Евдокимова, Ю.О. Ершов, Н.А. Евдокимов, Р.М. Шапо-вал // Образование и право. - 2020. - № 11. - С. 191-199.

[11] Заболотная С.Г. К вопросу о коммуникативной ценности симуляционных технологий в медицинском вузе // Современные наукоемкие технологии. - 2015. - № 8 - С. 69-73.

[12] Игнатьев С.А. Применение роботов-си-муляторов в сфере медицинского образования /

C.А. Игнатьев, М.А. Терехова, В.Э. Китаева // Автоматизация и управление в машино- и приборостроении: сб. науч. тр. - Саратов, 2020. - С. 124-128.

[13] Клоктунова Н.А. Педагогические аспекты самореализации в профессиональной деятельности / Н.А. Клоктунова, А.И. Евдокимова, М.В. Воробьева // Образование и право. - 2021. - № 8. - С. 219-227.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2022

[14] Клоктунова Н.А. Развитие человеческого капитала в условиях цифровой экономики / Клоктунова Н.А., Федюков С.В., Барсукова М.И., Сле-сарев С.В. // Педагогическая информатика. - 2021.

- № 2. - С. 138-144.

[15] Морозов А.В. Дистанционное обучение и его обеспечение в системе современного образования в России // В сборнике: Информационные технологии в обеспечении федеральных государственных образовательных стандартов // Материалы Международной научно-практической конференции. - Елец: ЕГУ, 2014. - С. 257-261.

[16] Морозов А.В. Личностно-ориентирован-ное обучение в современном информационном пространстве // В сборнике: Постсоветское пространство - территория инноваций // 3-я Международная научно-практическая конференция: доклады и сообщения. - М.: МРСЭИ, 2016. - С. 146-150.

[17] Морозов А.В. Мониторинг как эффективный метод оценки и повышения качества образования // В сборнике: Современное непрерывное образование и инновационное развитие. - Серпухов: МОУ ИИФ, 2017. - С. 405-410.

[18] Морозов А.В. Психолого-педагогические особенности реализации инноваций в современной информационно-образовательной среде // В сборнике: Инновационные подходы в системе высшего профессионального образования // Материалы итоговой научно-практической конференции преподавателей и студентов / Под ред. Ф.Г. Мухаметзяновой. - Казань: АСО, 2015. - С. 256-261.

[19] Морозов А.В. Роль и значение современных электронных технологий в образовательном процессе вуза // В сборнике: Современные инновационные информационно-образовательные технологии в подготовке будущих бакалавров // Материалы итоговой научно-практической конференции преподавателей и аспирантов / под ред. Ф.Г. Мухаметзяновой. - Казань: ТИСБИ, 2014.

- С. 188-194.

[20] Морозов А.В. Современные подходы к проблеме формирования компетенций и компетентности // В сборнике: Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических и лингводидактических исследований // Сборник материалов Международной научно-практической конференции / Отв. редактор О.И. Кабалина. - М.: МГОУ, 2019. - С. 63-69.

[21] Морозов А.В. Влияние профессиональной компетентности специалистов на их работоспособность и профессиональное долголетие / А.В. Морозов, Л.Е. Петрова // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. - 2011.

- № 3-1. - С. 82-83.

[22] Морозов А.В. Дистанционные образовательные технологии и их правовое регулирование

/ А.В. Морозов, А.Ю. Терещенко // Образование и право. - 2020. - № 3. - С. 262-267.

[23] Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования // [Электронный ресурс]. URL: https://fgosvo.ru/ (дата обращения: 13.10.2022).

[24] Приказ Министерства здравоохранения РФ от 28 октября 2022 г. № 709н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов» // [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/405742919/ (дата обращения 30.10.2022).

[25] Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 марта 2021 г. № 205н «Об утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования» // [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant. ru/400536149/ (дата обращения 05.10.2022).

[26] Сериков В.В. Доказательность результатов педагогического исследования как методологическая проблема // Инновационные проекты и программы в образовании. 2020. № 6 (72). С. 13-18.

[27] Сериков В.В. Педагогическая реальность и педагогическое знание. Опыт методологической рефлексии. - М.: РосНОУ, 2018. - 291 с.

[28] Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_191669 / (дата обращения: 29.09.2022).

[29] Федонников А.С. Цифровая онлайн коммуникация как практика решения социальных проблем института медицины / А.С. Федонников, Е.А. Андриянова, Н.В. Гришечкина // В сборнике: Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов. Сборник докладов VI Всероссийского социологического конгресса / Отв. редактор В.А. Мансуров. - М., 2020. - С. 2645-2656.

[30] Bashkireva T. Problems of the formation of digital competence in the modern educational space / T. Bashkireva, А. Bashkireva, A. Morozov, S. Tsvetkov, A. Popov // В сборнике: Journal of Physics: Conference Series. Krasnoyarsk Science and Technology City Hall. Krasnoyarsk, Russian Federation. - 2020. - Vol. 1691 (1). - C. 012130.

Spisok literatury:

[1] Abdullaeva U.K. Znachenie interaktivnyh metodov obucheniya v sovershenstvovanii urovnya

klinicheskih znanij studentov // Medicinskoe obra-zovanie i professional'noe razvitie. - 2019. - T. 10, № 1 (33). - S. 29-34.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[2] Amirhanov Z.H. Rol' informacionnyh tekh-nologij v medicinskom obrazovanii. Uchebnaya virtu-al'naya klinika VGMU im N.N. Burdenko kak primer uspeshnogo vnedreniya informacionnyh tekhnologij v medicinu / Z.H. Amirhanov, T.V. Zhibrova // Pedagog-icheskoe vzaimodejstvie: vozmozhnosti i perspektivy: materialy I nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchast-iem. - Saratov, 2019. - S. 318-321.

[3] Arzhenevskaya T.V. Simulyacionnye tekh-nologii v poslediplomnom obrazovanii internov i ordi-natorov / T.V. Arzhenevskaya, S.V. Hodus, A.A. Stuk-alov // Aktual'nye voprosy mediciny kriticheskih sos-toyanij: materialy ezhegod. obl. nauch.-prakt. konf. anesteziologov-reanimatologov Amur. obl. - Blagoveshchensk: AmGMA, 2016. - S. 128-129.

[4] Bakirova R.E. Innovacionnye tekhnologii v obuchenii studentov-medikov / R.E. Bakirova, S.D. Nursultanova, L.E. Muravleva [i dr.] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2018. - № 3. - S. 69.

[5] Barabash I.V. Vliyanie interaktivnyh tekh-nologij na rezul'tativnost' obucheniya studentov medicinskogo vuza / I.V. Barabash, S.V. Hodus, V.S. Oleksik, A.A. Stukalov // Amurskij medicinskij zhurnal.

- 2019. - № 3 (27). - S. 90-92.

[6] Viktorov V.V. Simulyacionnye tekhnologii obucheniya v medicine / V.V. Viktorov, M.A. Sad ritdi-nov // Innovacionnye obrazovatel'nye tekhnologii v formirovanii professional'nyh kompetencij specialista: materialy mezhvuz. konf. s mezhdunar. uchastiem. -Ufa, 2015. - S. 85-86.

[7] Kamyshnikova L.A. Vozmozhnosti ispol'zovaniya simulyatorov v medicinskom obrazovanii / L.A. Kamyshnikova, O.A. Efremova, E.N. Ivahno, V.A. Dubrova // Medicinskie tekhnologii. Ocenka i vybor. - 2019. - № 3 (37). - S. 46-52.

[8] Evdokimova A.I. Pedagogicheskie aspekty razvitiya issledovatel'skoj deyatel'nosti obuchayush-chihsya medicinskih vuzov / A.I. Evdokimova, A.V. Morozov, V.V. Serikov // Pedagogicheskaya informa-tika. - 2022. - № 3. - S. 104-117.

[9] Evdokimova A.I. Integraciya nauchnoj deyatel'nosti vuzov s formirovaniem professional'nyh kompetencij obuchayushchihsya / A.I. Evdokimova, A.V. Morozov // Social'naya pedagogika v Rossii. -2022. - № 1. - S. 35-41.

[10] Evdokimova A.I. Pedagogicheskie aspekty integracii innovacij v obrazovatel'noe prostranstvo sovremennyh vuzov / A.I. Evdokimova, Yu.O. Ershov, N.A. Evdokimov, R.M. Shapoval // Obrazovanie i pravo. - 2020. - № 11. - S. 191-199.

[11] Zabolotnaya S.G. K voprosu o kommunika-tivnoj cennosti simulyacionnyh tekhnologij v medicinskom vuze // Sovremennye naukoemkie tekhnologii.

- 2015. - № 8 - S. 69-73.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2022

[12] Ignat'ev S.A. Primenenie robotov-simulya-torov v sfere medicinskogo obrazovaniya / S.A. Ignat'ev, M.A. Terekhova, V.E. Kitaeva // Avtoma-tizaciya i upravlenie v mashino- i priborostroenii: sb. nauch. tr. - Saratov, 2020. - S. 124-128.

[13] Kloktunova N.A. Pedagogicheskie aspekty samorealizacii v professional'noj deyatel'nosti / N.A. Kloktunova, A.I. Evdokimova, M.V. Vorob'eva // Obra-zovanie i pravo. - 2021. - № 8. - S. 219-227.

[14] Kloktunova N.A. Razvitie chelovecheskogo kapitala v usloviyah cifrovoj ekonomiki / Kloktunova N.A., Fedyukov S.V., Barsukova M.I., Slesarev S.V. // Pedagogicheskaya informatika. - 2021. - № 2. - S. 138-144.

[15] Morozov A.V. Distancionnoe obuchenie i ego obespechenie v sisteme sovremennogo obrazovaniya v Rossii // V sbornike: Informacionnye tekh-nologii v obespechenii federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov // Materialy Mezhdunar-odnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Elec: EGU, 2014. - S. 257-261.

[16] Morozov A.V. Lichnostno-orientirovannoe obuchenie v sovremennom informacionnom pros-transtve // V sbornike: Postsovetskoe prostranstvo -territoriya innovacij // 3-ya Mezhdunarodnaya nauch-no-prakticheskaya konferenciya: doklady i soobsh-cheniya. - M.: MRSEI, 2016. - S. 146-150.

[17] Morozov A.V. Monitoring kak effektivnyj metod ocenki i povysheniya kachestva obrazovaniya // V sbornike: Sovremennoe nepreryvnoe obra-zovanie i innovacionnoe razvitie. - Serpuhov: MOU IIF, 2017. - S. 405-410.

[18] Morozov A.V. Psihologo-pedagogicheskie osobennosti realizacii innovacij v sovremennoj infor-macionno-obrazovatel'noj srede // V sbornike: Inno-vacionnye podhody v sisteme vysshego profession-al'nogo obrazovaniya // Materialy itogovoj nauch-no-prakticheskoj konferencii prepodavatelej i studen-tov / Pod red. F.G. Muhametzyanovoj. - Kazan': ASO, 2015. - S. 256-261.

[19] Morozov A.V. Rol' i znachenie sovremen-nyh elektronnyh tekhnologij v obrazovatel'nom processe vuza // V sbornike: Sovremennye innovacion-nye informacionno-obrazovatel'nye tekhnologii v podgotovke budushchih bakalavrov // Materialy itogovoj nauchno-prakticheskoj konferencii prepodavatelej i aspirantov / pod red. F.G. Muhametzyanovoj. - Kazan': TISBI, 2014. - S. 188-194.

[20] Morozov A.V. Sovremennye podhody k probleme formirovaniya kompetencij i kompetentnosti // V sbornike: Aktual'nye problemy teorii i praktiki psi-hologicheskih, psihologo-pedagogicheskih i lingvo-didakticheskih issledovanij // Sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / Otv. redaktor O.I. Kabalina. - M.: MGOU, 2019. - S. 63-69.

[21] Morozov A.V. Vliyanie professional'noj kompetentnosti specialistov na ih rabotosposobnost' i

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2022

professional'noe dolgoletie / A.V. Morozov, L.E. Pet-rova // Chelovecheskij faktor: problemy psihologii i ergonomiki. - 2011. - № 3-1. - S. 82-83.

[22] Morozov A.V. Distancionnye obrazova-tel'nye tekhnologii i ih pravovoe regulirovanie / A.V. Morozov, A.Yu. Tereshchenko // Obrazovanie i pravo.

- 2020. - № 3. - S. 262-267.

[23] Portal federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov vysshego obrazovaniya // [Elektronnyj resurs]. URL: https://fgosvo.ru/ (data obrashcheniya: 13.10.2022).

[24] Prikaz Ministerstva zdravoohraneniya RF ot 28 oktyabrya 2022 g. № 709n «Ob utverzhdenii Polozheniya ob akkreditacii specialistov» // [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/405742919/ (data obrashcheniya 30.10.2022).

[25] Prikaz Ministerstva zdravoohraneniya RF ot 15 marta 2021 g. № 205n «Ob utverzhdenii Pory-adka vybora medicinskim rabotnikom programmy povysheniya kvalifikacii v organizacii, osushchestv-lyayushchej obrazovatel'nuyu deyatel'nost', dlya napravleniya na dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie za schet sredstv normirovannogo stra-hovogo zapasa Federal'nogo fonda obyazatel'nogo medicinskogo strahovaniya, normirovannogo stra-hovogo zapasa territorial'nogo fonda obyazatel'nogo medicinskogo strahovaniya» // [Elektronnyj resurs]. URL: https://base.garant.ru/400536149/ (data obrashcheniya 05.10.2022).

[26] Serikov V.V. Dokazatel'nost' rezul'tatov pedagogicheskogo issledovaniya kak metodologich-eskaya problema // Innovacionnye proekty i programmy v obrazovanii. - 2020. - № 6 (72). - S. 13-18.

[27] Serikov V.V. Pedagogicheskaya real'nost' i pedagogicheskoe znanie. Opyt metodologicheskoj refleksii. - M.: RosNOU, 2018. - 291 s.

[28] Ukaz Prezidenta RF ot 31.12.2015 № 683 «O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii» // [Elektronnyj resurs]. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669 / (data obrashcheniya: 29.09.2022).

[29] Fedonnikov A.S. Cifrovaya onlajn kommu-nikaciya kak praktika resheniya social'nyh problem instituta mediciny / A.S. Fedonnikov, E.A. Andri-yanova, N.V. Grishechkina // V sbornike: Sociologiya i obshchestvo: tradicii i innovacii v social'nom razvitii regionov. Sbornik dokladov VI Vserossijskogo socio-logicheskogo kongressa / Otv. redaktor V.A. Mansu-rov. - M., 2020. - S. 2645-2656.

[30] Bashkireva T. Problems of the formation of digital competence in the modern educational space / T. Bashkireva, A. Bashkireva, A. Morozov, S. Tsvet-kov, A. Popov // V sbornike: Journal of Physics: Conference Series. Krasnoyarsk Science and Technology City Hall. Krasnoyarsk, Russian Federation. - 2020.

- Vol. 1691 (1). - C. 012130.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.