DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -8-219-227 КЛОКТУНОВА Наталья Анатольевна,
NIION: 2018-0076-8/21-117 кандидат социологических наук, доцент,
MOSURED: 77/27-023-2021 -08-316 заведующая кафедрой педагогики,
образовательных технологий и профессиональной коммуникации
ФГБОУ ВО «СГМУ им. В.И. Разумовского», e-mail: atashan77@mail.ru
ЕВДОКИМОВА Анастасия Игоревна,
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики, образовательных технологий
и профессиональной коммуникации ФГБОУ ВО «СГМУ им. В.И. Разумовского», e-mail: anastacia.evdokimowa@yandex.ru
ВОРОБЬЕВА Марина Владимировна,
ассистент кафедры стоматологии ортопедической ФГБОУ ВО «СГМУ им. В.И. Разумовского», e-mail: bmb_ne@mail.ru
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье рассматриваются педагогические аспекты самореализации в профессиональной деятельности. Приводится нормативно-правовая база соблюдения принципов этики и деонтологии в медицинской практике. Авторы полагают необходимым учитывать в качестве обратной связи результаты педагогического взаимодействия в непрерывном образовании, которые отражаются на самореализации специалистов в профессиональной деятельности. Анализируются знания принципов этики и деонтологии врачами-стоматологами и применение их в клинической практике; результаты опроса пациентов о соблюдении медицинской этики и деонтологии врачами-стоматологами на клиническом приеме. Приводятся обобщения и рекомендации по развитию непрерывного образования, как в учебном процессе вуза, так и в период последующей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: высшее образование, непрерывное образование, самореализация, цифровые технологии, профессионализм, ценностный подход, этика, обучающиеся, педагогика.
KLOKTUNOVA Natalya Anatolievna,
œndidate of Sociological Sciences, Associate Professor Head of the Department of Pedagogy and educational technology
and professional communication оf the «SSMU named after V.I. Razumovsky»
EVDOKIMOVA Anastasia Igorevna,
œndidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Pedagogy, educational technologies and professional communication of the «SSMU named after V.I. Razumovsky»
VOROBYEVA Marina Vladimirovna,
Assistant in the Department of Orthopaedic Dentistry of the «SSMU named after V.I. Razumovsky»
PEDAGOGICAL ASPECTS OF SELF-REALIZATION IN PROFESSIONAL ACTIVITIES
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021
Annotation. The article discusses the pedagogical aspects of self-realization in professional activity. The regulatory framework for compliance with the principles of ethics and deontology in medical practice is given. The authors believe it is necessary to take into account as feedback the results of pedagogical interaction in continuing education, which affect the self-realization of specialists in professional activities. The knowledge of the principles of ethics and deontology by dentists and their application in clinical practice are analyzed; the results of a patient survey on compliance with medical ethics and deontology by dentists at a clinical appointment are analyzed. Generalizations and recommendations on the development of continuing education are given both in the educational process of the university and in the period of subsequent professional activity.
Key words: higher education, lifelong learning, self-realization, digital technologies, professionalism, values approach, ethics, trainees, pedagogy.
Сохранение здоровья населения составляет одно из приоритетных направлений в развитии любого государства, включая Российскую Федерацию [19; 26]. Соблюдение принципов этики в медицине во все времена считалось необходимым для здоро-вьесбережения граждан [1; 21], а в современном мире соблюдение этических контекстов взаимодействия системы врач-пациент соотносятся с решением ряда проблем как социальной, так и правовой стороны вопроса [6; 20], составляя инвариантное условие для всех субъектов в данном взаимодействии. На сегодняшний день усложняется ситуация взаимопонимания в системе врач-пациент, обусловленная понижением доверия со стороны населения к врачам [28], что позволяет говорить о важности рассмотрения этического и деонтологического аспектов во взаимоотношениях рассматриваемой системы.
Анализ результатов проведённых исследований позволил установить факт взаимосвязи адекватности выбора профессии ещё до поступления в медицинский вуз с последующей самореализацией в обучении и в последующей профессиональной деятельности, что, в итоге, отражается на взаимоотношениях врача с пациентами [2; 8; 11; 13]. В этом ключе педагогические аспекты самореализации в профессиональной деятельности специалистов носят черты ретроспективно-сти, поскольку начинается данный процесс в студенческие годы и длится на протяжении всего обучения в медицинском вузе, когда закладываются основы будущей профессиональной компетентности [22] работников здравоохранения. В этой связи, необходимо отметить роль непрерывного образования [18], назначение которого не только в сопровождении специалиста всю трудовую деятельность в целях систематического повышения своей квалификации, но и в самореализации в профессии, которая предполагает освоение инновационных технологий [5], позволяющих перейти на новый профессиональный уровень, повысить конкурентоспособность и внести вклад в развитие здоровьесбережения общества в условиях цифровой трансформации [4; 7; 17; 23].
Реализация поставленных задач в непрерывном медицинском образовании требует повышения эффективности усвоения образовательных программ [16; 27], что предполагает участие не только учебных заведений, но и работодателей, и специалистов, участвующих в мониторинге профессиональных достижений [12; 15]. В этой связи, авторская позиция основана на убеждении о необходимости развивать ценностное восприятие медицинской профессии не только в стенах учебных заведений, но и в процессе самореализации в профессиональной деятельности врачей как активных участников формирования моральной стороны общества [3; 9], без которой невозможно полноценное выполнение задач развития государства в целом.
Авторы статьи, представляя собой участников образовательного процесса медицинского вуза, обладающих опытом работы с широким контингентом обучающихся, включая слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки, считают необходимым учитывать в качестве обратной связи результаты педагогического взаимодействия в непрерывном образовании, которые отражаются на самореализации специалистов в профессиональной деятельности. Данная позиция основана на мониторинге преемственности и эффективности педагогических условий реализации образовательных задач. Поскольку повышение квалификации на кафедре педагогики, образовательных технологий и профессиональной коммуникации Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского проводится, в первую очередь, для коллег, большая часть из которых относится к клиническим кафедрам и реализует полученные знания в медицинской практике, нами было проведено пилотное исследование на предмет сфор-мированности у врачей-стоматологов представлений о медицинской этике и деонтологии, составляющих один из аспектов показателей профессиональных достижений.
По современным представлениям, медицинская этика включает в себя следующие компоненты:
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021
• научный - раздел медицинской науки, изучающий этические и нравственные аспекты деятельности медицинских работников;
• практический - область медицинской практики, задачами которой являются формирование и применение этических норм и правил в профессиональной медицинской деятельности [25].
С позиции авторов, гуманное отношение врача к человеку, изначально ориентированное на заботу, помощь и поддержку [14], безусловно, является основной чертой профессиональной врачебной этики.
Если говорить кратко, то медицинская деонтология - это комплекс этических норм, принципов, которыми должен руководствоваться врач [24; 30]. Это совокупность профессиональных, морально-этических и правовых принципов и правил, составляющих понятие «врачебный долг», учение о должном поведении врача, способствующее созданию наиболее благоприятной обстановки для лечения пациентов [1; 29].
Понимание медицинским работником важности оказываемых качественных услуг включает в себя применение деонтологического подхода. Некоторые исследователи в своих работах отмечают факт непозволительности влияния «собственной выгоды на свободу и независимость принятого решения, которое должно отвечать только исключительно интересам пациента» [10, с. 396]. Поскольку один из авторов настоящей статьи имеет непосредственное отношение к стоматологии, дальнейшее исследование проводилось среди врачей указанного профиля.
На сегодняшний день стоматология превращается в особый культурный комплекс, включающий вопросы экономики и менеджмента, высоких технологий и новейших методик. В профессиональной деятельности современных врачей-стоматологов первоочередным является постоянное совершенствование технических аспектов практики, отодвигая на второй план вопросы поведенческих профессиональных взаимоотношений. Среди множества вопросов медицинской этики и деонтологии специалистов стоматологического профиля основными являются профессиональные отношения с пациентами, ввиду постоянно возникающих конфликтов интересов, не имеющих определённых решений.
Авторская позиция основана на убеждении в том, что педагогические аспекты самореализации в профессиональной деятельности основаны на анализе и самоанализе профессиональных достижений. В этой связи, цель исследовательской части нашей работы - анализ уровня знаний основ и принципов медицинской этики и деонтологии
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021
среди врачей-стоматологов. В ходе исследования нами применялся принцип обратной связи - анализировались представления пациентов стоматологических клиник о соблюдении этических моментов в работе врачей-стоматологов.
Объектом исследования стали профессиональные отношения врачей-стоматологов различных специальностей и пациентов стоматологических клиник.
Предмет исследования - этические аспекты профессиональных отношений врачей-стоматологов и пациентов стоматологических клиник.
Для получения объективных результатов применялось анкетирование врачей-стоматологов, а также их пациентов на предмет соблюдения этических норм со стороны врачей, с последующим анализом полученных результатов.
Опрос проводился среди врачей-стоматологов различных специальностей (терапевтов, ортодонтов, ортопедов, хирургов, стоматологов общей практики). Для анкетирования врачей-стоматологов использовалась анкета, состоявшая из 15 вопросов, содержание которых приводится в данной статье в процессе анализа полученных результатов. Анкета предназначена для определения специалистами стоматологического профиля уровня собственных знаний принципов медицинской этики и деонтологии, самооценки применения их на практике, предотвращения возникающих проблем во взаимоотношениях с пациентами, их родственниками, а также с коллегами и другим медицинским персоналом. Всего в опросе принимало участие 20 врачей.
Для анкетирования пациентов использовались анкета, которая состояла из 12 вопросов, которые предназначались для оценки потребителями медицинских услуг соблюдения врачами-стоматологами принципов медицинской этики и деонтологии, возникающих проблем во взаимоотношениях с врачом-стоматологом на приёме и причин их возникновения. Всего в опросе принимало участие 32 пациента. Анкетирование проводилось анонимно, результаты анализировались и обобщались.
В начале опроса врачи-стоматологи, отвечающие на вопросы анкеты, указывали свою специальность. Согласно представленным анкетам: 35% - врачи-стоматологи общей практики; 25% врачей - стоматологи-ортопеды; 25% составили стоматологи терапевтического профиля, 10% -стоматологи-хирурги, 5% - врачи-ортодонты.
В анкете врачи-стоматологи указывали свой стаж работы по специальности и квалификационную категорию. Стаж до 1 года имели 15% врачей стоматологов, менее 5 лет - 30%, не более 10 лет - 20%, не более 15 лет - 5%, не более 20 лет -10%, 20-30 лет - 20%. Фактически большую часть
респондентов составили специалисты, уже имеющие представление о самореализации в профессиональной деятельности.
Среди опрошенных врачей-стоматологов высшую квалификационную категорию имели 30%, первую категорию - 10%, вторую категорию - 10%, не имеющих квалификационную категорию составили 50%, т.е. половину от опрашиваемых. Таким образом, большая часть респондентов -молодые врачи стоматологических специальностей, поэтому квалификационные категории имеют лишь 50% опрошенных врачей, не имеют категории, столько же. Таким образом, официальное признание в профессии имеет половина от всех участников эксперимента.
На вопрос: «Знакомы ли Вы с понятиями этики и деонтологии?», - все 100% опрошенных врачей ответили утвердительно. Это свидетельствует о том, что все врачи-стоматологи получают базовые знания о принципах медицинской этики и основах деонтологии ещё в период обучения в медицинском вузе и к началу своей профессиональной деятельности ознакомлены с ними.
При ответе на вопрос: «Всегда Вы следуете принципам этики и деонтологии в своей практике и насколько важно в практике врача-стоматолога применение принципов этики и деонтологии?», -все врачи-стоматологи ответили утвердительно и посчитали обязательным соблюдение принципов медицинской этики и деонтологии на стоматологическом приёме. У каждого из врачей-стоматологов важность этого качества не вызывает не малейшего сомнения.
На вопрос о знакомстве с Этическим кодексом врача-стоматолога, являющимся основным нормативно-правовым документом, регламентирующим вопросы этики и деонтологии, права, обязанности и ответственность врачей-стоматологов [31], смогли ответить утвердительно лишь 10% из опрошенных врачей. В их число вошли как представители уже имеющих признание специалистов, так и сотрудники из второй подгруппы. Это вызывает определённые вопросы, поскольку Этический кодекс находится на главной странице сайта профессионального сообщества Стоматологической Ассоциации России, где все врачи-стоматологи получают основополагающую информацию по вопросам оказания стоматологической помощи. В этой связи, необходима рекомендация для специалистов стоматологического профиля в качестве ознакомления с данным документом.
При ответе на вопрос о мере важности качеств, которыми должен обладать врач-стоматолог опрошенные специалисты указали следующие результаты. Наиболее высоко все врачи-стоматологи (100%) оценивают собственные профессиональные качества. Также были отмечены такие
качества врача, как доброжелательное отношение (75%), внимательность к пациентам (65%), сочувствие, сострадание (60%) и стремление врачей оказать помощь пациентам (40%). Это свидетельствует о высоком уровне знаний и применении в клинической практике анкетируемыми принципов медицинской этики и деонтологии. Некоторая неравнозначность в оценке важности такого качества врача, как хранение профессиональной тайны, говорит о недостаточном осознании степени ответственности за разглашение профессиональной тайны. Это важное профессиональное качество врача любой специальности и ему должно уделяться особое внимание при изучении вопросов медицинской этики и деонтологии.
Перечисляя основные причины, по которым применение принципов этики и деонтологии на клиническом приёме может быть затруднено, врачи-стоматологи выразили следующие мнения: 71% отметили в качестве возможных причин личностные факторы, 19% - квалификационный фактор, 10% - материальные факторы. Таким образом, большинство опрашиваемых убеждено в том, что врач обязан постоянно совершенствоваться и повышать не только свой профессиональный уровень, но и работать над собой и своими личностными качествами.
В предложенной анкете все врачи отметили, что важный (45%) и наиболее важный (55%) критерий уважительных отношений с коллегами и другим медицинским персоналом способствует созданию комфортного для работы всего персонала психологического климата и доброжелательных отношений в коллективе.
При ответе на вопрос о важности внешнего вида мнения врачей-стоматологов оказались не столь однозначны, как о личностных и профессиональных качествах врача. Это означает нежелание акцентировать внимание на своём внешнем виде, когда обсуждаются более серьёзные вопросы соблюдения врачебной этики или решения конфликтов во взаимоотношениях с пациентами и сотрудниками. Однако внешний вид не может быть неважным качеством для врача, как для носителя ценностей культуры общества.
На вопрос: «К каким возможным результатам приведёт обязательное соблюдение принципов этики и деонтологии врачами-стоматологами в практической деятельности?», - все опрошенные ответили: «К положительным». Такое единодушное понимание важности применения принципов этики и деонтологии свидетельствует о стремлении каждого, без исключения, врача к соблюдению основ медицинской этики и деонтологии в своей клинической практике. При этом появляется необходимость более детального изучения понятия «положительности» с позиции врача - приме-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021
нимо к личности, или применимо к обществу, в целом.
Врачи-стоматологи ответили, что за время своей работы у них возникали проблемы во взаимоотношениях с пациентами (45%), коллегами (20%) и другим медицинским персоналом (35%) этического или деонтологического характера. При этом большинство врачей (85%) решали возникающие проблемы с пациентами или коллегами самостоятельно, остальные 15% - при участии заведующего отделением или главного врача. Решением проблемы были удовлетворены 70% врачей-стоматологов, которые считают, при этом, что возникновение подобных ситуаций можно было избежать при чётком соблюдении всех норм и принципов медицинской этики и деонтологии. 20% врачей были полностью удовлетворены результатами решения данных ситуаций, а 10% врачей решением удовлетворены не были. Данный факт также требует более детального рассмотрения.
Таким образом, конфликтные ситуации и другие проблемы во взаимоотношениях между врачом, пациентом, родственниками пациента, коллегами или другим медицинским персоналом постоянно возникают. Чаще всего решить эти проблемы врачи могут самостоятельно к обоюдному удовлетворению всех её участников (по мнению 70% участников опроса). Но в 20% случаев были привлечены сотрудники администрации, а в 10% - комиссии и эксперты. Нарушение этических и деонтологических норм может повлечь за собой не только административные, но и моральные и даже правовые санкции для врача. Каждая конфликтная ситуация требует индивидуального рассмотрения, но в большинстве случаев чёткое соблюдение врачом этических и деонтологиче-ских норм может предотвратить возникновение подобных проблем в клинике.
На вопрос анкеты о желании врачей систематически повышать свой уровень знаний в области медицинской этики и деонтологии с целью их дальнейшего внедрения в своей врачебной деятельности все опрашиваемые дали утвердительный ответ. Это свидетельствует о готовности врачей стоматологов к непрерывному обучению с целью систематического повышения уровня знаний данного раздела и дальнейшего применения принципов этики и деонтологии в своей практической деятельности.
Приведём анализ результатов опроса пациентов о соблюдении принципов медицинской этики и деонтологии врачами-стоматологами на клиническом приёме. Подводя итоги анкетирования пациентов в количестве 32 человек, можно отметить, что в опросе принимали участие представители разных возрастных групп. Из них: 20%
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021
- в возрасте от 19 до 30 лет; 28% - от 31 до 40 лет; 28% - от 41 до 50 лет; 14% - от 51 до 60 лет и 10%
- в возрасте от 60 лет и старше. Преобладают лица молодого и среднего возраста (54%) от 30 до 50 лет.
При анкетировании пациентов уточнялось, насколько часто они обращаются за стоматологической помощью. Судя по результатам ответов на вопросы, 33% респондентов обращаются за стоматологической помощью не чаще одного раза в год, 20% - приходят на приём один раз в полгода. Остальные 47% опрошенных обращаются за помощью только по необходимости, что значительно реже рекомендованных врачами стоматологами плановых профилактических осмотров и, безусловно, влияет на состояние зубочелюстной системы и объём необходимого стоматологического лечения.
Проанализируем результаты опроса пациентов о качествах врачей-стоматологов, которые являются наиболее важными при оказании медицинских услуг. Наиболее высоко и единодушно всеми пациентами (100%) были оценены профессиональные качества врачей-стоматологов. Но, кроме этого, были отмечены, как наиболее важные, такие качества, как хранение врачебной тайны (80%), стремление врачей оказать помощь пациентам (60%) и уважительное отношение к коллегам и другим медицинским работникам (60%). Это говорит о том, насколько важен для пациента на стоматологическом приёме комфортный психологический климат и доброжелательные отношения среди всего медицинского персонала клиники, в целом.
Более половины анкетируемых (53%) считают культуру общения, вежливость, внимательность, сочувствие, сострадание и доброжелательное отношение к пациентам и их родственникам наиболее важными качествами врача, остальные (47%) считают эти качества важными наряду с другими.
При ответе на вопросы о важности внешнего вида врача-стоматолога лишь 27% пациентов отметили это качество важным, в то время как личностные и профессиональные качества врача стоматолога были оценены гораздо выше (от 67 до 100% пациентов). В этом случае немаловажным фактором, видимо, послужило сравнение внешнего вида врача с качествами, наиболее важными для получения качественной помощи и сохранения здоровья, по мнению самих пациентов. Более того, наблюдается совпадение точек зрения на внешний вид врача-стоматолога со стороны пациентов и со стороны самого медицинского работника.
При ответе на вопросы о возникновении конфликтных ситуаций при обращении к врачу-сто-
матологу лишь 20% из числа опрошенных ответили утвердительно, остальные отрицали подобные случаи. Среди причин возникновения данных конфликтных ситуаций были указаны: «невнимательность врача и длительное время ожидания в очереди» или «формальный подход и недостаточно вежливое общение с пациентом, спешка и небрежность на приёме». Один из пациентов указал причиной конфликтной ситуации с врачом «пренебрежительное отношение к пожилому пациенту и его супруге, отданное врачом предпочтение платному пациенту в виде большего внимания и выделении дополнительного времени на приём в ущерб назначенному на это время пациенту с льготами ветерана».
Все указанные выше ситуации были решены самостоятельно врачом-стоматологом с благоприятным исходом. В одном случае пациент обратился за решением проблемы к заведующему отделением, в результате чего принят лечащим врачом вне очереди и конфликт был исчерпан. В нашем опросе не были выяснены случаи с негативными последствиями для пациента или врача в результате возникновения тех или иных проблем во взаимоотношениях и конфликтных ситуаций на клиническом приёме, но они возникают во врачебной практике и обсуждаются в медицинских сообществах. Эти факты должны мотивировать врачей к проявлению своих самых лучших профессиональных и личностных качеств, соблюдению норм медицинской этики и деонтологии. На вопрос о необходимости врачам-стоматологам уделять больше внимания соблюдению медицинской этики по отношению к своим пациентам, все анкетируемые пациенты ответили «да, это необходимо».
Из пожеланий врачам-стоматологам, которые их пациенты написали в анкетах: «терпения Вам, профессиональных успехов и новых достижений, крепкого здоровья, хорошего настроения, достойной оплаты Вашего нелегкого труда». Всё это свидетельствует о доверии и уважении к врачам-стоматологам со стороны пациентов и понимании всей сложности и ответственности их профессии.
В качестве заключения обобщим, что при проведении данной исследовательской работы были проанализированы знания принципов медицинской этики и деонтологии и применение их в клинической практике среди врачей-стоматологов. Так же было проанализировано мнение пациентов стоматологических клиник о соблюдении принципов медицинской этики и деонтологии врачами-стоматологами. Современному обществу нужны врачи - специалисты, обладающие прочными профессиональными знаниями и нравственными принципами медицинской профессии.
Принципы медицинской этики и деонтологии в работе врача-стоматолога, как и для всех медицинских работников, должны стать предметом постоянного внимания. Стоматологический приём представляет собой межличностный процесс, в котором врач-стоматолог оказывает не только профессиональную помощь пациенту, но и моральную поддержку. Пациент врача-стоматолога испытывает как физические страдания, связанные с болью, страхом перед врачебными манипуляциями, невозможностью приёма пищи, так и моральные. Это нарушение речи, изменение внешнего вида и потеря уверенности в своей привлекательности, невозможность полноценного осуществления своей профессиональной деятельности, проблемы в отношениях с родными и близкими, а также неуверенность в результатах лечения и его благоприятном исходе. Все эти факторы входят в специфику оказания стоматологической помощи, поэтому важными условиями эффективной работы врача-стоматолога является не только проявление навыков оказания медицинской помощи, но и обязательное соблюдение этических и деонтологических принципов в своей практике.
Современная стоматологическая помощь является высокотехнологичным процессом, требующим от врача безупречного владения профессиональными навыками и манипуляциями, использования сложной цифровой и оптической техники, новейших устройств и материалов. В этом процессе врач должен воспринимать пациента не как объект для применения новейших достижений современной стоматологии, а как страдающего человека, требующего сострадания и участия. В этом главная цель врачевания - исцелить больного, ничем не навредив ему. Невнимательность, равнодушие, неучтивость врача или обсуждение состояния здоровья пациента за его спиной наносит вред его здоровью, а иногда сводит к нулю все профессиональные заслуги врача, поскольку это непрофессионально и недопустимо.
Врачам-стоматологам необходимо не только постоянно повышать свой уровень медицинских знаний и врачебную квалификацию, а также непрерывно изучать и совершенствовать для применения в своей профессиональной деятельности знания и опыт в вопросах медицинской этики и деонтологии. Каждый врач-стоматолог должен ознакомиться с «Этическим кодексом специалистов стоматологического профиля» на официальном сайте е^ота^1оду [31]. Необходимо разрабатывать учебные пособия и методические рекомендации для изучения врачами-стоматологами вопросов медицинской этики и деонтологии в рамках циклов повышения квалификации.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021
Список литературы:
[1] Банных С.В. Биомедицинская этика / С.В. Банных, Н.В. Подолужная, Т.С. Сырнев / под ред. А.Я. Евтушенко. - Кемерово, 2008. - 255 с.
[2] Бугаева И.О. Стереотипы восприятия медицинских профессий / И.О. Бугаева, Н.А. Клок-тунова, А.В. Кулигин и др. // Саратовский научно-медицинский журнал. - 2016. - Т. 12. - № 4. -С. 602 - 605.
[3] Габедава И.Б., Евдокимова А.И. К вопросу о профилактике аморального поведения обучающихся // European Social Science Journal. - 2013. - № 5 (33). - С. 46 - 53.
[4] Гиль А.В., Морозов А.В. От информатизации к цифровизации образовательного процесса // Образование и право. - 2019. - № 12. - С. 129 -135.
[5] Глыбочко П.В. Непрерывное профессиональное образование врачей: опыт внедрения инновационных технологий // Медицинское образование и вузовская наука. - 2014. - № 1 (5). - С. 4 - 7.
[6] Губенко М.И. Правовые основы профессиональной этики медицинских работников // Медицинское право. - 2008. - № 4 (24). - С. 17 -21.
[7] Евдокимова А.И. Формат дистанционного обучения в разрезе педагогического опыта освоения цифровых образовательных технологий / Евдокимова А.И., Перевозникова Т.В., Сердюкова Л.О., Славнецкова Л.В. // Образование и право. -2020. - № 9. - С. 377 - 384.
[8] Евдокимова А.И., Евдокимов Н.А. Некоторые аспекты профессионального самоопределения студентов медицинского вуза в условиях непрерывного образования // Философия образования. - 2021. - Т. 21. - № 2. - С. 41 - 52.
[9] Евдокимова А.И. Ценностный подход в педагогике / А.И. Евдокимова, Н.А. Евдокимов, И.В. Таньчева // В сб.: Педагогическое взаимодействие: возможности и перспективы: материалы I науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Саратов, 2019. - С. 48 - 51.
[10] Зябирова Л.Н. Проблемы врачебной этики и деонтологии в стоматологической практике / Л.Н. Зябирова, Ю.А. Кобзева, С.В. Парфенова, Л.В. Аринина // Бюллетень медицинских интернет-конференций. - 2017. - Т. 6. - № 1. - С. 396 - 397.
[11] Клоктунова Н.А. Особенности субъективной оценки удовлетворенности качеством образования в зависимости от степени выраженности мотивов обучения / Н.А. Клоктунова, Е.Б. Князев, З.Э. Кудашева и др. // Высшее образование сегодня. - 2021. - № 3. - С. 55 - 63.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021
[12] Клоктунова Н.А. Значимость сетевого обучения в высшей школе / Н.А. Клоктунова, И.В. Таньчева, А.И. Евдокимова, Н.А. Евдокимов // Автоматизация и управление в машино- и приборостроении: сб. науч. тр. - Саратов, 2020. - С. 129
- 133.
[13] Клоктунова Н.А. Социальные факторы формирования стратегий профессионализации студентов медицинского вуза: автореф. дис. ... канд. соц. наук. -Волгоград, 2013. - 24 с.
[14] Морозов А.В. Гуманность как основа духовно-ориентированного подхода к профессиональной деятельности в контексте объективной психологии В.М. Бехтерева // Образование и саморазвитие. - 2015. - № 3. - С. 178 - 183.
[15] Морозов А.В. Мониторинг как эффективный метод оценки и повышения качества образования // Современное непрерывное образование и инновационное развитие. - Серпухов: МОУ ИИФ, 2017. - С. 405 - 410.
[16] Морозов А.В. Роль и значение современных электронных технологий в образовательном процессе вуза // В сб.: Современные инновационные информационно-образовательные технологии в подготовке будущих бакалавров: материалы итоговой науч.-практ. конф. преподавателей и аспирантов / под ред. Ф.Г. Мухаметзяновой. -Казань: ТИСБИ, 2014. - С. 188 - 194.
[17] Морозов А.В. Трансформация образовательного пространства в условиях цифровой экономики // В сб.: Электронное обучение в непрерывном образовании 2019: VI Междунар. науч.-практ. конф., посвященная памяти А.Н. Афанасьева. - Ульяновск, 2019. - С. 338 - 345.
[18] Морозов А.В. Формирование системы непрерывного образования на основе использования технологий дистанционного обучения и электронных образовательных ресурсов // В сб.: «ЭРНО-2015» Электронные ресурсы в непрерывном образовании: труды IV Междунар. науч.-ме-тод. симпозиума. - Ростов-н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2015.
- С. 60 - 65.
[19] Морозов А.В. Формирование установки на здоровый образ жизни как ресурс сбережения нации // В сб.: Модернизация России: приоритеты, проблемы, решения. Ежегодник: материалы XX Национальной науч. конф. с междунар. участием.
- М.: ИНИОН РАН, 2021. - С. 725 - 727.
[20] Морозов А.В., Анучкин В.А. Правовое обучение врачей как основа совершенствования качества медицинского и фармацевтического образования // Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. - 2010. - Т. 12. - № 3-2.
- С. 356 - 358.
[21] Морозов А.В., Мухаметзянов И.Ш. Медико-психологические аспекты здоровьесбере-
гающей информационно-образовательной среды // Человек и образование. - 2017. - № 2 (51). - C. 48 - 54.
[22] Морозов А.В., Петрова Л.Е. Влияние профессиональной компетентности специалистов на их работоспособность и профессиональное долголетие // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. - 2011. - № 3-1. - С. 82 - 83.
[23] Морозов А.В., Терещенко А.Ю. Специфика здоровьесберегающей деятельности в современных образовательных учреждениях, использующих дистанционную форму обучения // В сб.: Экологическая педагогика и психология здоровья: проблемы, перспективы развития: материалы ежегодной Междунар. науч.-практ. конф. -USA: Primedia E-teunch LLC, 2014. - С. 127 - 130.
[24] Островская И.В. Медицинская этика. -М.: АНМИ, 2001. - 247 с.
[25] Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.02.2012 № 120 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/70039278/ (дата обращения: 12.06.2021).
[26] Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/74304210/ (дата обращения: 25.05.2021).
[27] Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/ (дата обращения: 15.07.2021).
[28] Федонников А.С., Андриянова Е.А. Риски доверия к институту медицины в условиях цифрового здравоохранения: теоретический анализ и практика управления // Саратовский научно-медицинский журнал. - 2020. - Т. 16. - № 1. - С. 94 - 98.
[29] Шамов И.А. Биомедицинская этика. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 286 с.
[30] Шемонаев В.И. Деонтология и личностный подход в системе предупреждения конфликтных ситуаций в ортопедической стоматологии / В.И. Шемонаев, Т.Н. Климова, Т.Б. Тимачева // Волгоградский научно-медицинский журнал. -2014. - № 2 (42). - С. 45 - 49.
[31] Этический кодекс специалистов стоматологического профиля [Электронный ресурс]. URL: https://e-stomatology.ru/star/kodeks/ (дата обращения: 19.05.2021).
Spisok literatury:
[1] Bannyh S.V. Biomedicinskaya etika / S.V. Bannyh, N.V. Podoluzhnaya, T.S. Syrnev / Pod red. A.Ya. Evtushenko. - Kemerovo, 2008. - 255 s.
[2] Bugaeva I.O. Stereotipy vospriyatiya medicinskih professij / I.O. Bugaeva, N.A. Kloktu-nova, A.V. Kuligin i dr. // Saratovskij nauchno-medicin-skij zhurnal. - 2016. - T. 12. - № 4. - S. 602-605.
[3] Gabedava I.B., Evdokimova A.I. K voprosu o profilaktike amoral'nogo povedeniya obuchayushchi-hsya // European Social Science Journal. - 2013. -№ 5 (33). - S. 46-53.
[4] Gil' A.V., Morozov A.V. Ot informatizacii k cifrovizacii obrazovatel'nogo processa // Obrazovanie i pravo. - 2019. - № 12. - S. 129-135.
[5] Glybochko P.V. Nepreryvnoe profession-al'noe obrazovanie vrachej: opyt vnedreniya innova-cionnyh tekhnologij // Medicinskoe obrazovanie i VUZovskaya nauka. - 2014. - № 1 (5). - S. 4-7.
[6] Gubenko M.I. Pravovye osnovy profession-al'noj etiki medicinskih rabotnikov // Medicinskoe pravo. - 2008. - № 4 (24). - S. 17-21.
[7] Evdokimova A.I. Format distancionnogo obucheniya v razreze pedagogicheskogo opyta osvoeniya cifrovyh obrazovatel'nyh tekhnologij / Evdokimova A.I., Perevoznikova T.V., Serdyukova L.O., Slavneckova L.V. // Obrazovanie i pravo. -2020. - № 9. - S. 377-384.
[8] Evdokimova A.I., Evdokimov N.A. Nekotorye aspekty professional'nogo samoopredeleniya stu-dentov medicinskogo vuza v usloviyah nepreryvnogo obrazovaniya // Filosofiya obrazovaniya. - 2021. - T. 21. - № 2. - S. 41-52.
[9] Evdokimova A.I. Cennostnyj podhod v peda-gogike / A.I. Evdokimova, N.A. Evdokimov, I.V. Tan'cheva // V sbornike: Pedagogicheskoe vzai-modejstvie: vozmozhnosti i perspektivy // Materialy I nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarod-nym uchastiem. - Saratov, 2019. - S. 48-51.
[10] Zyabirova L.N. Problemy vrachebnoj etiki i deontologii v stomatologicheskoj praktike / L.N. Zyabirova, Yu.A. Kobzeva, S.V. Parfenova, L.V. Arinina // Byulleten' medicinskih internet-konferencij. - 2017. -T. 6. - № 1. - S. 396-397.
[11] Kloktunova N.A. Osobennosti sub"ektivnoj ocenki udovletvorennosti kachestvom obrazovaniya v zavisimosti ot stepeni vyrazhennosti motivov obucheniya / N.A. Kloktunova, E.B. Knyazev, Z.E. Kuda-sheva i dr. // Vysshee obrazovanie segodnya. - 2021. - № 3. - S. 55-63.
[12] Kloktunova N.A. Znachimost' setevogo obucheniya v vysshej shkole / N.A. Kloktunova, I.V. Tan'cheva, A.I. Evdokimova, N.A. Evdokimov / V sbornike: Avtomatizaciya i upravlenie v mashino- i priborostroenii // Sbornik nauchnyh trudov. Saratov, 2020. - S. 129-133.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021
[13] Kloktunova N.A. Social'nye faktory formirovaniya strategij professionalizacii studentov medicinskogo vuza: avtoref. dis. ... kand. soc. nauk. -Volgograd, 2013. - 24 s.
[14] Morozov A.V. Gumannost' kak osnova duhovno-orientirovannogo podhoda k profession-al'noj deyatel'nosti v kontekste ob"ektivnoj psihologii V.M. Bekhtereva // Obrazovanie i samorazvitie. -2015. - № 3. - S. 178-183.
[15] Morozov A.V. Monitoring kak effektivnyj metod ocenki i povysheniya kachestva obrazovaniya // Sovremennoe nepreryvnoe obrazovanie i innova-cionnoe razvitie. - Serpuhov: MOU IIF, 2017. - S. 405-410.
[16] Morozov A.V. Rol' i znachenie sovremen-nyh elektronnyh tekhnologij v obrazovatel'nom processe vuza // V sbornike: Sovremennye innovacion-nye informacionno-obrazovatel'nye tekhnologii v podgotovke budushchih bakalavrov // Materialy ito-govoj nauchno-prakticheskoj konferencii prepoda-vatelej i aspirantov / pod red. F.G. Muhametzyanovoj. - Kazan': TISBI, 2014. - S. 188-194.
[17] Morozov A.V. Transformaciya obrazova-tel'nogo prostranstva v usloviyah cifrovoj ekonomiki //
V sbornike: Elektronnoe obuchenie v nepreryvnom obrazovanii 2019 // VI Mezhdunarodnaya nauch-no-prakticheskaya konferenciya, posvyashchennaya pamyati A.N. Afanas'eva. - Ul'yanovsk, 2019. - S. 338-345.
[18] Morozov A.V. Formirovanie sistemy nepre-ryvnogo obrazovaniya na osnove ispol'zovaniya tekhnologij distancionnogo obucheniya i elektronnyh obrazovatel'nyh resursov // V sbornike: «ERNO-2015» Elektronnye resursy v nepreryvnom obrazovanii // Trudy IV Mezhdunarodnogo nauchno-metodich-eskogo simpoziuma. - Rostov-na-Donu: Izd-vo YuFU, 2015. - S. 60-65.
[19] Morozov A.V. Formirovanie ustanovki na zdorovyj obraz zhizni kak resurs sberezheniya nacii //
V sbornike: Modernizaciya Rossii: prioritety, prob-lemy, resheniya. Ezhegodnik // Materialy XX Nacion-al'noj nauchnoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. - M.: INION RAN, 2021. - C. 725-727.
[20] Morozov A.V., Anuchkin V.A. Pravovoe obuchenie vrachej kak osnova sovershenstvovaniya kachestva medicinskogo i farmacevticheskogo obrazovaniya // Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk. Social'nye, gumanitarnye, mediko-biologicheskie nauki. - 2010. - T. 12. - № 3-2. - S. 356-358.
[21] Morozov A.V., Muxametzyanov I.Sh. Mediko-pcixologicheckie acpekty zdorov'ecberegay-ushchej informacionno-obrazovatel'noj credy //
Chelovek i obrazovanie. - 2017. - № 2 (51). - C. 48-54.
[22] Morozov A.V., Petrova L.E. Vliyanie professional^ kompetentnosti specialistov na ih rabotos-posobnost' i professional'noe dolgoletie // Chelovecheskij faktor: problemy psihologii i ergono-miki. - 2011. - № 3-1. - S. 82-83.
[23] Morozov A.V., Tereshchenko A.Yu. Speci-fika zdorov'esberegayushchej deyatel'nosti v sovre-mennyh obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah, ispol'zuy-ushchih distancionnuyu formu obucheniya // V sbornike: Ekologicheskaya pedagogika i psihologiya zdorov'ya: problemy, perspektivy razvitiya // Materialy ezhegodnoj mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - USA: Primedia E-launch LLC, 2014. -S. 127-130.
[24] Ostrovskaya I.V. Medicinskaya etika. - M.: ANMI, 2001. - 247 s.
[25] Prikaz Ministerstva zdravoohraneniya i social'nogo razvitiya RF ot 14.02.2012 № 120 «Ob utverzhdenii Kodeksa etiki i sluzhebnogo povedeniya federal'nyh gosudarstvennyh grazhdanskih sluzhash-chih Ministerstva zdravoohraneniya i social'nogo razvitiya Rossijskoj Federacii» // [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 70039278/ (data obrashcheniya: 12.06.2021).
[26] Ukaz Prezidenta RF ot 21.07.2020 № 474 «O nacional'nyh celyah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda» // [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/74304210/ (data obrashcheniya: 25.05.2021).
[27] Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 02.07.2021) «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» // [Elektronnyj resurs] URL: http://www. consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_140174/ (data obrashcheniya: 15.07.2021).
[28] Fedonnikov A.S., Andriyanova E.A. Riski doveriya k institutu mediciny v usloviyah cifrovogo zdravoohraneniya: teoreticheskij analiz i praktika upravleniya // Saratovskij nauchno-medicinskij zhur-nal. - 2020. - T. 16. - № 1. - S. 94-98.
[29] Shamov I.A. Biomedcinskaya etika. - M.: GEOTAR-Media, 2014. - 286 s.
[30] Shemonaev V.I. Deontologiya i lichnostnyj podhod v sisteme preduprezhdeniya konfliktnyh situ-acij v ortopedicheskoj stomatologii / V.I. Shemonaev, T.N. Klimova, T.B. Timacheva // Volgogradskij nauch-no-medicinskij zhurnal. - 2014. - № 2 (42). - S. 45-49.
[31] Eticheskij kodeks specialistov stomatolog-icheskogo profilya // [Elektronnyj resurs] URL: https://e-stomatology.ru/star/kodeks/ (data obrash-cheniya: 19.05.2021).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021