УДК 37.016:811.161.1
ГРНТИ 14.35.01
Код ВАК 5.8.2
А. М. Мирзаназарова
Наманган, Узбекистан SPIN-код: 2781-3025
Д. В. Умурзакова
Наманган, Узбекистан
СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛАХ И ВУЗАХ
АННОТАЦИЯ. В данной статье рассматриваются методы преподавания русского языка как иностранный в школах и вузах. Рассмотрено: методы преподавания русского в современном мире, которые более эффективно сказываются на учащихся. Даны понятия методам обучения, как: эвристический и визуальный метод, метод Фишбоун, метод использования таблиц. Цель современного преподавания -заинтересовать учащихся в получении образования.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: РКИ; русский язык как иностранный; методика преподавания русского языка; методика русского языка в вузе; методика русского в школе; высшие учебные заведения; общеобразовательные учебные заведения; школьники; студенты; методы обучения; образовательный процесс; эвристический метод; метод визуализации; Фишбоун
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ: Мирзаназарова Азиза Мирзаабдуллаевна, старший преподаватель кафедры узбекской и русской филологии, Наманганский государственный институт иностранных языков; 160100, Республика Узбекистан, г. Наманган, ул. Уйчи, 316
Умурзакова Дарья Владимировна, студент первого курса факультета мировых языков, Наманганский государственный институт иностранных языков; 160100, Республика Узбекистан, г. Наманган, ул. Уйчи, 316; e-mail: [email protected]
A. M. Mirzanazarova, D. V. Umurzakova
Namangan, Uzbekistan
MODERN ASPECTS OF TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE IN SCHOOLS AND UNIVERSITIES
ABSTRACT. This article discusses methods of teaching Russian as a foreign language in schools and universities. Considered: methods of teaching Russian in the modern world that have a more effective impact on students. The concepts of teaching methods are given, such as: heuristic and visual method, Fishbone method, method of using tables. The goal of modern teaching is to interest students in receiving education.
© Мирзаназарова А. М. Умурзакова Д. В., 2023
KEYWORDS: Russian as a foreign language; methods of teaching the Russian language; methods of the Russian language at university; Russian methods at school; higher education institutions; general education institutions; pupils; students; teaching methods; educational process; heuristic method; visualization method; Fishbone
ABOUT THE AUTHORS: Mirzanazarova Aziza Mirzaabdullaevna, Senior Lecturer of Department of Uzbek and Russian Philology, Namangan State Institute of Foreign Languages (Namangan, Uzbekistan)
Umurzakova Daria Vladimirovna, 1st year Student of Faculty of World Languages, Namangan State Institute of Foreign Languages (Namangan, Uzbekistan)
Русский язык один из самых говорящих языков в мире. Приблизительно им владеют почти пол миллиарда населения мира. На русском языке общаются более 140 стран [Абдурахма-нова]. Русский язык активно развивается в настоящее время и с каждым годом все больше стран внедряют русский язык в образовательную программу в школах и вузах. В настоящее время в Узбекистане есть около полутора тысяч школ и 12 вузов с русским языком обучения. Так как грамматика и сама структура языка довольно-таки сложная в особенности для иностранных студентов, лингвисты разрабатывают особые методы преподавания языка в образовательных заведениях, для более эффективного и улучшенного результата.
Методология - это соответствующее изучение или обзор всех методов, используемых в исследовании. Методы - это просто инструменты, используемые для выбора методов исследования. Существует множество различных не схожих между собой методов обучения, например: словесный, наглядный, практический метод и прочие другие [Памплона].
В данной статье приводится несколько дополнительных современных методов, которые по мнению разных исследователей будут весьма эффективны в преподавании, и заинтересует учащихся. Если опираться на традиционную и постсоветскую педагогику, то можно насчитать лишь три вышеперечисленных метода обучения, однако если говорить конкретно о современных методах обучения, то мы можем насчитать еще пару разных методов, которыми довольно хорошо пользуются преподаватели и учащиеся. Говоря о методах, люди могут задаться вопросом зачем создавать и внедрять именно новые методики в образовательную систему. Сомневаясь в эффективности современ-
ных вариантов, люди предпочитаются придерживаться их родной и привыкшей системе. Однако время не стоит на месте, мир развивается и люди вместе с ним. Развивается также и образование. К современным методам можно отнести для начала метод, под названием «Эвристический метод».
«Эвристическое обучение» - это обучение, главная цель которого состоит в конструировании учеником своего настоящего смысла, осознания своих собственных мыслей, целей и смысла в образовании. Для учащихся, эвристический метод -это беспрерывное и постоянное открытие чего-то нового. Эвристическое обучение зародилось еще в древности, ее основателем можно назвать Сократа, который зародил этот способ еще когда обучал своих учеников и постоянно задавал им вопросы, тем самым заставляя их думать, рассуждать и находить ответы. Исходя из этого можно сделать вывод, что метод зародился очень давно, однако в современной педагогике используют его с недавних пор. В задачи эвристического метода обучения входит:
• создание личного опыта у учащихся;
• развитие учащихся и их способности мыслить и размышлять;
• наполнение процесса обучения.
В этом методе преподаватель не предоставляет ученикам готовые знания, он дает конкретную тему или же объект, и ученики дальше уже сами должны искать нужную им информацию, овладеть ею, без посторонней помощи. Это помогает в первую очередь легче закрепить нужную информацию и запомнить ею.
Конечная цель эвристического метода - это не получение конкретных знаний и опыта, а творческая самореализация ребенка.
К формам и методам эвристического метода можно отнести различные творческие занятия: конкурсы, олимпиады, марафоны, интеллектуальные конкурсы, внеклассные занятия. Также можно отнести: сочинения, беседы, самодельные подделки и прочее другое. Все спланированное в рамках эвристического метода помогает учащимся не только освоить какую-то конкретную тему, а также продемонстрировать им свои способности, навыки и умения, коротко говоря, проявить себя [Эвристический метод]. Именно поэтому эвристический метод довольно-таки эффективный в настоящее время.
В настоящее время также часто используется визуальный метод. Суть визуального метода заключается в том, что учащи-
еся принимают нужную им информацию в процессе наблюдения, просмотра и восприятия при помощи органов чувств [Абду-рахмонов, Рахимова, Алимкулов].
В настоящее время этот метод очень широко используется в образовательной системе. Почему? Приведем такой пример: Обычные уроки по химии или физике в школе. К сожалению, не во всех школах еще учителя могут проводить лабораторные работы, показывать ученикам что-то на деле. Так учатся многие, и здесь нет ничего удивительного. Но к чему это приводит? Большинство учеников просто на проста не заинтересованы в таких предметах. Отчасти от того, потому что они их не понимают, или им просто неинтересно. Визуальный метод учителя используют для того, чтобы ученики проявляли больше интереса к предмету и к выполнению задания по нужной теме предмета. Например, подготовленные презентации в PowerPoint так же мотивируют и заинтересовывают, и привлекают студентов участвовать на уроках. Этот метод также позволяет учителям сфокусировать внимание учащихся на уроке [Коваленко, Маслякова].
К визуальному методу также можно отнести такой под метод как просмотр фильмов, сериалов, мультфильмов, различных программ. Тут уже можно сказать, что методика здесь: «от простого к сложному». Это означает постепенный переход от начального, легкого уровня, к интенсивному, более сложному. Например, можно начать с мультиков и постепенно дойти до уровня художественных или документальных фильмов. Исходя из уровня знаний учащихся. Данный метод обучения весьма эффективен, потому что, когда ученик, который изучает русский язык смотрит какой-то фильм или еще что-то на этом языке, и так как мы говорим именно об изучении русского языка, а еще лучше, снятое в России где присутствуют моменты с их культурой, традициями, историей, не только просматривает фильм, ученик также учится много новому, изучает историю, культуру и жизнь народа. Также у учеников развивается навыки аудирования (слушания). Метод также очень хорош в процессе рассказывания, чтения стихотворений или текстов, когда ученик представляет сказанное у себя в голове. Он говорит и видит картину происходящего у себя в уме. Заниматься таким способом детей учат еще с самого детства родители, когда помогали нам учить стихи или читать произведения. В качестве примера эффективности этого метода также можно отнести обычные математические задачи. Что бы лучше понять задание и что от нас требуют,
ученикам советуют рисовать то, что предоставлено им в задачи. После им уже становится на много понятнее, и справиться с заданием становится куда легче чем без визуализации задания.
Среди множества различных методов есть еще один метод, метод составления кластеров, таблиц, графиков.
Метод кластера позволяет визуально преподнести мыслительные процессы. Благодаря кластерам учащиеся могут увидеть любое понятие русского языка. Кластер, по сути, это конспект. Только в другой форме написания. Самый широко используемый вид кластера - Фишбоун (от английского «fishbone method» переводится как «рыбий скелет, кость»). Название этого метода исходит из его внешнего вида, который имеет форму скелета рыбы. В современное время составить красивый и понятный шаблон не трудно как на компьютере, так и на бумаге. «Рыбий скелет» состоит из четырех частей (рис.).
• голова - цель, вопрос, проблема;
• верхние кости - причины, проблемы, понятия темы;
• нижние кости - суть понятий, факты, наличие причин;
• хвост - вывод, обобщение по вопросу [Метод Фишбоун].
Рис.
Помимо кластеров сейчас так же очень много используются схемы и таблицы. Мы можем встретить таблицу в любом учебнике по любому предмету. Вообще, если говорить про виды таблиц, то можно привести много примеров таблиц, широко используемых в учебниках или практических тетрадях. Приведем пример обычной таблице, взятой из учебника русского языка для 6 класса (табл.) [Макарова].
Таблица
I спряжение II спряжение
Все остальные глаголы гола-исключения: брить, + 2 гла-стелить -ИТЬ + 11 глаголов-исключений
Личные окончания
-ЕТ -ИТ
-УТ -АТ
-ЮТ -ЯТ
Грамматическая таблица используется в учебниках чтобы информация о теме была для учащихся более понятной и ясной. Если бы мы записали информацию и объяснения темы в виде текста, не все бы учащиеся поняли суть темы, но в виде таблице, учащимся предоставляется раскрытое и ясное объяснение темы. Помимо грамматических таблиц есть таблицы, которые должны заполнять сами учащиеся, называемые «Таблицы для заполнения» [Кашапова, Яковлева].
Суть внедрения новейших методов - заинтересованность учащихся. Стоит отметить, что в современном мире довольно много учащихся, которым не интересно учиться. И изучая русский, им довольно-таки трудно. И что бы хоть немного облегчить их образовательный путь, разрабатываются новые методы преподавания. Русский язык сложен, тем самым отталкивает многих учеников от изучения. Но время меняется, и методы преподавания тоже меняются. С каждым годом у людей появляется все больше возможностей на пути к получениям знаний. Если раньше люди занимались только по книгам, то сейчас у нас есть интернет, где можно найти практическую любую нужную нам информацию. Также можно обучаться по различным языковым приложениям, где можно найти грамматику, словарь, а также практические занятия по русскому языку [Степаненко, Нахабина, Курлова].
Также стоить подметить, что качество книг довольно улучшилось. Большое внимание в учебниках сейчас также уделяется и оформлению. Да, возможно и говорят: «Не суди книгу по обложке», однако стоит признать, что, почти все изначально судят по форме, а уж только потом по содержанию. Создавая современные учебники более красочными и с картинками, всё равно привлечет внимание намного больше учеников, ежели чем учебники наполненные просто текстом. Многим учащимся скучно читать такие книги. Именно поэтому современные учебники красочные и содержат много картинок, графиков, таблиц
[Российский учебник]. Картинки в учебниках также можно отнести к визуальному методу.
В заключение стоить отметить, что несмотря на то, что все эти методы не могут помочь абсолютно всем учащимся и желающим изучить русский язык, но благодаря разновидности вышеперечисленных методов, каждый учащийся может обучаться по тому методу, который будет интереснее и удобнее лично для него, исходя из того, какой метод будет эффективен для каждого учащегося персонально.
ЛИТЕРАТУРА
Визуальные методы в обучении природоведению. Абдурахмонов Б.М., Рахимова М.А., Алимкулов С.О.
Визуальные методы обучения как средство повышения мотивации. Коваленко Е.В., Маслякова Ю.Ю.
Методология в исследовании. Фабрисио Памплона.
Метод Фишбоун. Pedsovet.su.
Опорные таблицы по русскому языку для 6 класса. Макарова Юлия Александровна.
Приемы работы с таблицей в обучении русскому языку. Кашапо-ва Э.Н., Яковлева Е.В.
Российский учебник https://rosuchebnik.ru
Русский язык в современной школе. Абдурахманова Т.И.
Современные подходы к методике преподавания русского языка как иностранного. Степаненко В.А., Нахабина М.М., Курлова И.В.
Эвристический метод. spravochnick.ru.