УДК 37.016:811.161.1:004
ГРНТИ 14.35.01
Код ВАК 5.8.2
А. М. Мирзаназарова
Наманган, Узбекистан SPIN-код: 2781-3025
К. О. Хабибуллаева
Наманган, Узбекистан
РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА В ЦИФРОВОМ МИРЕ И ИНТЕРАКТИВНОМ РЕЖИМЕ
АННОТАЦИЯ. В данной статье рассматривается развитие русского языка и литературы в условиях цифровой трансформации в эпоху информационных технологий. Рассмотрено: влияние интернет-технологий на изучение языков и восприятие литературы в интерактивном режиме, проблематика цифровой коммуникации, внедрение информационных и коммуникационных технологий в образование. Даны определения таким понятиям, как: сетевая личность, варваризм, сетература. Цель научной работы - выявление и сравнение положительных и отрицательных аспектов цифровизации.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: русский язык; методика преподавания русского языка; восприятие литературы; информационные технологии; интернет-ресурсы; варваризм; сетевая личность; сетература
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ: Мирзаназарова Азиза Мирзаабдуллаевна, старший преподаватель кафедры узбекской и русской филологии, Наманганский государственный институт иностранных языков; 160100, Республика Узбекистан, г. Наманган, ул. Уйчи, 316
Хабибуллаева Камила Ойбек кизи, студент первого курса факультета мировых языков, Наманганский государственный институт иностранных языков; 160100, Республика Узбекистан, г. Наманган, ул. Уйчи, 316; e-mail: [email protected]
A. M. Mirzanazarova, K. O. Khabibullayeva
Namangan, Uzbekistan
RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE IN THE DIGITAL WORLD AND ONLINE MODE
ABSTRACT. This article examines the transformation of the Russian language and literature with the introduction of information technology. Considered: the influence of Internet technologies on the learning of languages and the perception of literature in an interactive mode, the problems of digital communication, the introduction of information and communication technologies in education. Definitions are given to such concepts as: network personality,
© Мирзаназарова А. М., Хабибуллаева К. О., 2023
barbarism, network nature. The purpose of the scientific work is to identify and compare the positive and negative aspects of digitalization.
KEYWORDS: Russian language; methods of teaching the Russian language; perception of literature; Information Technology; Internet resources; barbarism; network personality; seteratura
ABOUT THE AUTHORS: Mirzanazarova Aziza Mirzaabdullaevna, Senior Lecturer of Department of Uzbek and Russian Philology, Namangan State Institute of Foreign Languages (Namangan, Uzbekistan)
Khabibullayeva Kamila Oybek kizi, 1st year Student of Faculty of World Languages, Namangan State Institute of Foreign Languages (Namangan, Uzbekistan)
Цифровая эра, сопровождаемая прогрессом в области информационных технологий, имеет существенное влияние на различные аспекты нашей жизни. Информационная технология - это подход и процесс разработки чего-либо нового или улучшение уже существующего, с целью обеспечения развития и повышения результативности в различных областях деятельности. Термин происходит от понятий инновация (inovatio), что с латинского дословно переводится как «обновление, изменение» и технология (techne) - с греческого «мастерство, искусство».
С развитием информационных технологий появляются и сетевые личности. Понятие «сетевая личность» пока не имеет общепринятой трактовки. Мы понимаем сетевую личность как личность, способную и осознающую ценность своих возможностей и право на удовлетворение гносеологической и коммуникативной потребности в момент её возникновения. Глобальная сеть представляет свободу, возможность. Именно осознание свободы как ценности и есть признак новой личности сетевой. Естественное для сетевой личности удовлетворение познавательной либо коммуникативной потребности на пике интереса. Это может обеспечить повышенную познавательную активность, интерес и в результате высокую производительность умственного труда [Ахаян 2017].
Русский язык со внедрением информационных технологий потерпел большие изменения в сферах коммуникации и образования. Внедрение имеет как свои положительные, так и отрицательные аспекты. Основными преимуществами можно выделить распространение и использование языка.
Введение цифровых коммуникаций изменило привычные формы общения. Цифровая коммуникация обеспечивает быст-
рый и удобный обмен информацией. Раньше людям приходилось встречаться или писать письма для передачи сообщения, а сейчас можно связаться с кем и когда угодно с помощью социальных сетей, мессенджеров или электронной почты. Через социальные сети мы можем связаться с людьми из других стран, это способствует нашей глобализации, расширению границ в общении и помогает взаимодействовать с культурой разных народов мира.
Тем не менее цифровая коммуникация имеет негативные последствия. Она может привести к деградации личного физического контакта между людьми, что в свою очередь, может отдалить их друг от друга. Более того, цифровая коммуникация способствует распространению грамматических и орфографических ошибок, так как быстрота ввода текста приводит к небрежному письму. Это может негативно сказаться на развитии навыков письменной речи у пользователей.
Также очень большое влияние на язык оказывает использование сокращений и сленга. С появлением социальных сетей и мессенджеров, у пользователей появилась потребность в сокращениях и в использовании сленговых выражений. Сокращения и сленг искажают целостность структуры языка. Язык теряет свою эстетическую особенность, упрощается, тем самым ослабевают его выразительные возможности, утрачивается культурная идентичность языка. Особенно распространен сленг среди молодого поколения, взрослое поколение придерживается традиционных выражений русского языка. Отсюда появляются трудности в понимании, недоразумения и путаницы среди представителей разных поколений. Ещё одним неблагоприятным последствием развития информационных технологий является возникновение «варваризма». Варваризм - это слово или словосочетание, взятое с чужого языка или построенное по образцу чужого языка, нарушающее чистоту речи носителя родного языка. Варваризм относится к наименее освоенному виду заимствованной лексики, может употребляться в транслитерационном или даже в иноязычном написании1.
Наряду со сленгом, в сети довольно популярно использование эмодзи, их часто используют в переписках для того, чтобы передать ту или иную эмоцию. С точки зрения эксперта лингвиста Александра Малышева, эмодзи позволяют человеку пра-
1 Варваризм // Википедия. Свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia. org/wiki/варваризм (дата обращения: 10.09.2023).
вильно интерпретировать свои чувства и эмоции собеседнику. «Отмечу и палитру эмоций от легкой улыбки до хохота и слёз или от незначительного огорчения до горестных рыданий», -подчеркнул лингвист. Однако частое использование эмодзи приводит к оскудению словарного запаса, людям всё сложнее объяснить своё состояние, чувства и эмоции словесно.
Цифровые технологии не обошли и систему образования и за последние десятилетия внесли в неё глобальные изменения, к ним можно отнести: изменение методики преподавания; изменение характера, доступа и содержания образовательного контента. Если раньше компьютеры использовались для печати, то сейчас ими заменяют даже учителей. В сферу образования информационные технологии внедрились и изучаются под термином «информационные и коммуникационные технологии», сокращённо «ИКТ», так как педагог при передаче информации коммуницирует с обучающимся.
Целью внедрения ИКТ в образовательную систему является повышение качества образования, повышение заинтересованности со стороны обучающихся и их личностно ориентированное обучение. Целью личностно-ориентированного обучения, в свою очередь, является развитие личности с учетом индивидуальных особенностей. «Современный преподаватель подстраивается под потребности современной молодежи». Посредством информационных технологий он (преподаватель) может наглядно представить информацию, а интерактивный режим обеспечит интересное познавательное восприятие информации.
К ИКТ мы можем отнести электронные учебники, подкасты различные системы обучения, средства необходимые для практических занятий и вспомогательные материалы - все они нацелены на повышение качества образования,
Языковые приложения и игры в первую очередь завлекают обучающегося своим визуалом и простой подачей материала. Зачастую такие приложения многофункциональны, то есть в них могут содержаться: грамматика, примеры использования, слова и даже задания для закрепления пройденной темы.
Также есть отдельные словари: словари-переводчики, толковые словари, словари терминов. В них человек за считанные секунды найдёт всю информацию о том или ином слове, все его значения, правильное произношение и пример употребления. Словари до сих пор совершенствуются, включая в себя всё больше полезных функций.
Следующий полезный ресурс - это онлайн-курсы. Удобство такого формата обучения доступность с любой точки мира и обычно в любое время суток. Однако дистанционное обучение требует немало усилий. Прежде всего человек должен уметь соблюдать самодисциплину, уметь анализировать и отслеживать свой результат.
Литература во все времена играла и играет важную роль в человеческом развитии. Чтение в особенности художественной литературы, обогащает речь, расширяет кругозор, развивает критическое мышление, развлекает и расслабляет. Наблюдая за действиями героев, мы познаём и основы психологии. Литература помогает увидеть мир с точки зрения других людей, позволяя понять идеологию интересы и общественные проблемы людей времени, описанного в произведении. В современном мире чтение литературных произведениях необходимо так, как никогда раньше. Городская суматоха и ряд повседневных проблем оказывают сильное влияние на психику человека, а литература позволяет отвлечься от повседневных забот, переживая различные чувства и эмоции, вызванные сюжетом и героями.
В современном мире литература, так же как и русский язык, подвергается цифровизации. Цифровизация литературы -это её переход в электронный формат. Особенность такого формата практичность и доступность для широкой аудитории. При помощи электронных книг и различных приложений для чтения люди получают доступ к любым произведениям, в любом месте и в любое время. Кроме того, книги такого формата предоставляют множество функций для комфортного чтения. К таким функциям можно отнести: подсветку, поиск слов из текста, добавление закладок и заметок.
Д. А. Золотарев и Т. В. Белько в своём научном труде на тему «Сравнительный анализ особенностей восприятия текста на бумажном носителе и в интерактивной среде» выявили три основные особенности электронного формата:
1) возможность корректировки текста;
2) нелинейное повествование с помощью гиперссылок;
3) дополнение информации мультимедийными элементами: аудио, анимацией и визуальными эффектами [Золотарев, Белько 2010].
«Сетература» или «сетевая литература». Данное понятие не изучено досконально, потому не имеет конкретного пояснения. Однако под сетевой литературой в широком смысле подра-
зумеваются произведения, помещенные в интернет. В первую очередь это классическая художественная или научная литература. Сетература предоставляет большое разнообразие жанров, начиная с небольших рассказов, заканчивая романами. Помимо цифровизации уже имеющихся произведений, сетевая литература даёт возможность создавать новые. И для их создания необязательно иметь широкую известность, достаточно фантазии и знаний в области изучаемой или повествуемой темы.
Также среди молодежи (и не только) набирает популярность явление «фанфикшн» (фанфик, фэнфик) - это фанатские сочинения по мотивам популярных произведений или фильмов. Авторы, обычно, не являются профессионалами, а лишь поклонниками популярных произведений, и зовут они себя «фикрайтерами». Фикрайтеры придумывают дальнейший ход событий или иной исход, судьба героев зависит от воображения фикрайтера.
Стоит также упомянуть различные игровые приложения с интерактивными историями, в которых читатель влияет на сюжет посредством своих выборов, таких как: образ главного персонажа, его имя, раса и некоторые важные действия, в последствии которых преобладают определенные качества характера персонажа.
Несмотря на множество положительных факторов диджи-тализации литературы, А. С. Рослый в своём научном исследовании «Сетевая литература как феномен актуальной словесности» считает, что сетевая литература не смогла стать особый видом искусства, не создала своих индивидуальных средств выразительности. Единственная её заслуга лишь в увеличении литературного пространства [Рослый 2014: 149-153].
ЛИТЕРАТУРА
Ахаян А. А. Сетевая личность как педагогической понятие: приглашение к размышлению // Электронное научное издание (педагогические и психологические науки) 2017 (дата обращения: 10.09.2023).
Акбаева М. Т. Русская литература в современном мире // Экономика и социум 5 (60), 2019 (дата обращения: 12.09.2023).
Герцен С. М. О влиянии средств массовой информации на студентов высших, учебных заведений // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 (дата обращения: 12.09.2023).
Птущенко Е. Б., Тарасенко В. Д., Иванова Н. В., Мегрикян И. Г., Саакова К. Р. Состояние проблемы использования информационных технологий и цифровых ресурсов в образовании // Вестник Адыгейского
государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2022. Вып: 2 (298).
Лукьянова И. В. Русский язык в эпоху цифровой трансформации: проблемы и перспективы // Международный научный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ» 4 (61) Т. 4. 2023 (198-209 с.)
Воронцов А. В. Русский язык в современном мире.
Сарин Л. Сетература как художественное явление между постмодернизмом и массовой культурой // Московский педагогический государственный университет, 2016.
Шуников В. Л. Русская литература в цифровую эпоху // Вестник РГГУ Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология», 2021. (102-114 с.)
Золотарев Д. А., Белько Т. В. Сравнительный анализ особенностей восприятия текста на бумажном носителе и в интерактивной среде» // Поволжский государственный университет сервиса, 2010 (215-220 с.)
Рослый А. С. Сетевая литература как феномен актуальной словесности // Научная мысль Кавказа, 2014 (149-153 с.)
Московкина Е. А. Фанфикшн как феномен читательской культуры: между автором и читателем // Мир науки, культуры, образования, 5 (72), 2018 (458-459 с.)