Научная статья на тему 'МЕТОД CLIL В ИНТЕГРИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА'

МЕТОД CLIL В ИНТЕГРИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интегрированное обучение / метод CLIL / методы обучения / РКИ / русский язык как иностранный / методика преподавания русского языка / integrated learning / CLIL method / teaching methods / Russian as a foreign language / Russian language teaching methodology

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мирзаназарова Азиза Мирзаабдуллаевна, Набижонова Малика Бахтиёр Кизи

В данной статье рассматривается понятие «интеграции» и его актуальность в сфере образования. Также исследован наиболее современный метод обучения иностранному языку CLIL и примеры использования данного метода в преподавании русского языка как иностранного. Цель – раскрыть значимость интегрированного метода обучения в современном образовании. Проблема исследования состоит в анализировании пособий по обучению русскому языку как иностранному, составленных с использованием метода CLIL. Данный научный труд позволил ознакомиться с современными аспектами обучению языку, в том числе и предмету.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мирзаназарова Азиза Мирзаабдуллаевна, Набижонова Малика Бахтиёр Кизи

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF MANUALS ON TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE, COMPILED USING THE CLIL METHOD

This article examines the concept of “integration” and its relevance in the field of education. The most modern method of teaching a foreign language CLIL and examples of the use of this method in teaching Russian as a foreign language are also investigated. The goal is to reveal the importance of the integrated teaching method in modern education. The problem of the study is to analyze the manuals for teaching Russian as a foreign language, compiled using the CLIL method. This scientific work made it possible to get acquainted with the modern aspects of language teaching, including the subject.

Текст научной работы на тему «МЕТОД CLIL В ИНТЕГРИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА»

УДК 37.016:811.161.1

ГРНТИ 14.35.07

Код ВАК 5.8.2

А. М. Мирзаназарова

Наманган, Узбекистан SPIN-код: 2781-3025

М. Б. Набижонова

Наманган, Узбекистан

МЕТОД CLIL В ИНТЕГРИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА

АННОТАЦИЯ. В данной статье рассматривается понятие «интеграции» и его актуальность в сфере образования. Также исследован наиболее современный метод обучения иностранному языку CLIL и примеры использования данного метода в преподавании русского языка как иностранного. Цель - раскрыть значимость интегрированного метода обучения в современном образовании. Проблема исследования состоит в анализировании пособий по обучению русскому языку как иностранному, составленных с использованием метода CLIL. Данный научный труд позволил ознакомиться с современными аспектами обучению языку, в том числе и предмету.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: интегрированное обучение; метод CLIL; методы обучения; РКИ; русский язык как иностранный; методика преподавания русского языка

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ: Мирзаназарова Азиза Мирзаабдуллаевна, старший преподаватель кафедры узбекской и русской филологии, Наманганский государственный институт иностранных языков; 160100, Республика Узбекистан, г. Наманган, ул. Уйчи, 316

Набижонова Малика Бахтиёр кизи, студент второго курса факультета мировых языков, Наманганский государственный институт иностранных языков; 160100, Республика Узбекистан, г. Наманган, ул. Уйчи, 316; e-mail: [email protected]

A. M. Mirzanazarova, M. B. Nabijonova

Namangan, Uzbekistan

ANALYSIS OF MANUALS ON TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE, COMPILED USING THE CLIL METHOD

ABSTRACT. This article examines the concept of "integration" and its relevance in the field of education. The most modern method of teaching a foreign language CLIL and examples of the use of this method in teaching Russian as a foreign language are also investigated. The goal is to reveal the im-

© Мирзаназарова А. М., Набижонова М. Б., 2023

portance of the integrated teaching method in modern education. The problem of the study is to analyze the manuals for teaching Russian as a foreign language, compiled using the CLIL method. This scientific work made it possible to get acquainted with the modern aspects of language teaching, including the subject.

KEYWORDS: integrated learning; CLIL method; teaching methods; Russian as a foreign language; Russian language teaching methodology

ABOUT THE AUTHORS: Mirzanazarova Aziza Mirzaabdullaevna, Senior Lecturer of Department of Uzbek and Russian Philology, Namangan State Institute of Foreign Languages (Namangan, Uzbekistan)

Nabijonova Malika Bakhtiyor kizi, 2nd year Student of Faculty of World Languages, Namangan State Institute of Foreign Languages (Namangan, Uzbekistan)

Понятие «интеграция» уже приобрело общенаучный характер, так как в последнее время им пользуются во многих сферах науки: начиная с точных наук, как математика и биология, заканчивая с социально-гуманитарными, как философия, культурология. Данное понятие прочно обосновалась и в сфере образования. Сущность интеграции в педагогике были исследованы в работах А. П. Беляевой, А. П. Валицкой, А. Я. Данилюка, Г. А. Бордовского и др.

Рассмотрим некоторые из толкований понятия «интеграция», которые предоставлены в педагогической литературе:

По словам С. И. Архангельского, интеграция в образовательном процессе является суммированием средств, содержания, методов и видов обучения. И. Д. Зверев и В. Н. Максимова пишут: «Интеграция есть процесс и результат создания неразрывного связного, единого, цельного. В обучении она осуществляется путем слияния в одном синтезированном курсе (теме, разделе программы) элементов разных учебных предметов, слиянии научных понятий и методов различных дисциплин в общенаучные понятия и методы познания, комплексирования и суммирования основ наук в раскрытии межпредметных учебных проблем» [Чухина 2015].

По словам О. Ю. Ужан, «интеграция учебных предметов приводит к более заинтересованному, лично значимому и осмысленному восприятию знаний, что усиливает мотивацию, позволяет более эффективно использовать учебное время за счет исключения дублирования и повторов, неизбежных при преподавании разнообразных учебных предметов. Систематическое и орга-

ническое подкрепление понятий и навыков на новом предметном материале приводит к формированию у обучающихся умений использовать ранее полученные знания» [Ужан 2011].

М. Н. Берулава, Д. И. Зверев, Ю. И. Дик, Г. Ф. Федорец подчёркивают, что интегративный подход к обучению обеспечивает интенсивный обмен информацией между темами различных учебных дисциплин [Берулава 1998].

Целью интегрированного обучения являются следующие:

• обобщение межпредметных знаний, способствующих повышению эффективности учебно-познавательной деятельности учащихся;

• формирование творческих способностей (умение анализировать, сравнивать, обобщать, переносить знания в новую ситуацию и т. д.);

• расширение познавательного диапазона научных представлений учащегося о целостной картине мира;

• формирование разносторонне развитой личности.

В современной педагогике появляются различные методы преподавания в рамках интегрированного обучения. Одним из них является метод CLIL. CLIL - это интегрированный метод в педагогике, в котором иностранный язык служит для изучения и преподавания определённого предмета. Таким образом в ходе курса обучения учащиеся изучают не только предмет, но и сам язык. Данный метод был введён в науку финским учёным Девидом Маршом в 1994 году. Термин CLIL расшифровывается как «Content and Language Integrated Learning», что на русский переводится как «предметно-языковое интегрированное обучение». При использовании данного метода в обучении необходимо учитывать методику 4«C»: content, communication, cognition и culture:

• Content (содержание) - развитие знаний, умений, навыков, связанных с конкретными элементами учебного предмета.

• Communication (коммуникация) - использование языка для обучения определённому предмету, при этом обучать как им пользоваться.

• Cognition (познание) - развитие способностей мышления, которые формируют абстрактные и конкретные концепции.

• Culture (культура) - знакомство с альтернативными культурами.

Методом CLIL в интегрированном обучении часто пользуются при преподавании английского языка. Использование метода CLIL в обучении к русскому языку началось в прошлом де-

сятилетии. Издательством «Златоуст» в 2012-2014 годах издан ряд выпусков пособий под общим названием «Читаем тексты по специальности». Данные пособия предназначены для иностранных студентов, изучающих русский язык, имеющих базовую подготовку по русскому языку на уровне В1 и специализирующихся в определённых науках. Примеры: Т.В. Васильева «Читаем тексты по специальности». Выпуск 12. Информатика (книга для преподавателя); Н. А. Розова, О. М. Мудриченко «Читаем тексты по специальности». Выпуск 5. Культурология; Н. Д. Афанасьева, Л. А. Лобанова «Читаем тексты по специальности». Выпуск 6. Экономика.

Рассмотрим пособие О. М. Мудриченко «Читаем тексты по специальности». Выпуск 4. Философия:

В предисловии для преподавателя написано, что данное пособие предназначено для иностранных учащихся негуманитарных специальностей, владеющих русским языком на уровне В1. Пособие включает в себя тексты для изучающего чтения и тексты для аудирования. В книге также предоставлены упражнения по грамматике.

Примеры упражнений:

Задание 1. Скажите, от каких слов образованы данные слова, и объясните их значения.

Образец: мир + воззрение (воз + зрение) -► мировоззрение

Мифологический, мотивировка, зрелость, повествование, зарождение.

Примеры текстов:

Ранние мыслители ищут некоторое первоначало, из которого всё произошло). У Фалеса это вода, у Анаксимена -воздух, у Гераклита - огонь.

С примеров можно увидеть, что лексика пособия для учащихся особую трудность не предоставляет.

Такие же книги, адресованные иностранным студентам, изданы издательством «Русский язык. Курсы» в 2014-2019 годах: Н. А. Раннева, Л. П. Донскова «Язык будущей специальности» для студентов медико-биологического направления; Ю. А. Кумбашева «Русский язык для работников консульств» и др.

Рассмотрим пособие Н. А. Ранневой, Л. П. Донсковой «Язык будущей специальности» для студентов медико-биологического направления. Пособие составлено с использованием метода ^^ и предназначается для иностранных учащихся, которые готовятся к освоению профессиональной обра-

зовательной программы медико-биологического профиля. В пособии представлен материал для развития навыков чтения и конспектирования учебно-научной литературы, а также совершенствования навыков монологической речи на основе изучаемых текстов и разнообразных заданий. Материалы пособия готовят учащихся к владению русским языком как иностранным в учебно-профессиональной сфере общения на уровне В1.

ЛИТЕРАТУРА

Берулава М. Н. Интеграция содержания образования. - М.: Совершенство, 1998. - 192 с.

Ужан О. Ю. Интегрированное обучение как следствие модернизации образования // Современные тенденции развития профессионального образования. - 2011. - № 2 (4). - С. 90-94.

Чухина Е. В. Интеграция образования: сущность, современные интегративно-педагогические концепции // Теория и технология образования. - 2015. - № 1 (7). - С. 58-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.