Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УЗБЕКИСТАНЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УЗБЕКИСТАНЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВУЗЫ / ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ / УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА / СТУДЕНТЫ-ПЕДАГОГИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / РКИ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА / БАКАЛАВРИАТ / МЕТОДИКА РУССКОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исломова Дилором Асатуллаевна

В статье говорится о реформах в области обучения русскому языку в Узбекистане, о целях и задачах педагогических вузов, готовящих учителей русского языка в иноязычных группах, о внедрении новых учебных дисциплин, ориентированных на подготовку квалифицированных специалистов русского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOME ISSUES IN TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE IN UZBEKISTAN AT THE PRESENT STAGE

The article talks about reforms in the field of teaching the Russian language in Uzbekistan, about the goals and objectives of pedagogical universities that train teachers of the Russian language in foreign language groups, about the introduction of new academic disciplines focused on the training of qualified Russian language specialists.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УЗБЕКИСТАНЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

УДК 378.016:811.161.1 ББК Ш141.12-9-99

ГРНТИ 14.07.07

Код ВАК 5.8.2

Д. А. Исломова

Наманган, Узбекистан

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УЗБЕКИСТАНЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

АННОТАЦИЯ. В статье говорится о реформах в области обучения русскому языку в Узбекистане, о целях и задачах педагогических вузов, готовящих учителей русского языка в иноязычных группах, о внедрении новых учебных дисциплин, ориентированных на подготовку квалифицированных специалистов русского языка.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: педагогические вузы; подготовка будущих учителей; учителя русского языка; студенты-педагоги; образовательный процесс; русский язык как иностранный; РКИ; методика преподавания русского языка; бакалавриат; методика русского языка в вузе

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ: Исломова Дилором Асатуллаевна, преподаватель кафедры русского языка, Наманганский государственный университет; 160136, Узбекистан, г. Наманган, ул. Уйчи, 316; e-mail: islomova76@nbox.ru

D. A. Islomova

Namangan, Uzbekistan

ON SOME ISSUES IN TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE IN UZBEKISTAN AT THE PRESENT STAGE

ABSTRACT. The article talks about reforms in the field of teaching the Russian language in Uzbekistan, about the goals and objectives of pedagogical universities that train teachers of the Russian language in foreign language groups, about the introduction of new academic disciplines focused on the training of qualified Russian language specialists.

KEYWORDS: pedagogical universities; training of future teachers; Russian language teachers; student teachers; educational process; Russian as a foreign language; RCT; methods of teaching the Russian language; undergraduate; methodology of the Russian language at the university

ABOUT THE AUTHOR: Islomova Dilorom Asatullaevna, Lecturer of Russian Language Department, Namangan State University (Namangan, Uzbekistan)

В Узбекистане в последние годы особое внимание уделяется изучению иностранных языков. Известно, что после принятия независимости Республикой Узбекистан русский язык не

© Исломова Д. А., 2022

имел конкретного статуса: он не считался ни родным, ни государственным, ни иностранным. В лучшем случае его назвали второй дополнительный. Количество же часов, отводимых на занятия по русскому языку, соответствовало международным стандартам изучения иностранного языка в общеобразовательных школах, т. е. 2, максимум 3 часа в неделю. Все это привело к тому, что учебники по русскому языку для школ с узбекскими и другими языками обучения иногда являлись просто переводом учебника русского языка школ, где русский считался родным. В результате долгие годы учебники просто переиздавались, но содержание оставалось тем же. Это привело к тому, что ученик, изучая русский язык со второго класса, к окончанию школы практически не владел элементарными навыками русской речи.

В последнее время в Узбекистане проводится ряд реформ в системе образования, которые коснулись и проблем изучения русского языка. Реализовывается ряд проектов, в которых русскому языку дается статус иностранного языка. Это кардинально меняет отношение к русскому языку, требует нового подхода к его продвижению и изменений в методике его обучения на всех этапах системы образования.

Глобальные изменения в мировом сообществе, интеграция образования, развитие техники требуют от членов любого общества, стремящегося не только сохранить свою идентичность, но и развиваться, знания иностранных языков. 6 мая 2020 года Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев отметил, что с 2022 года в Узбекистане планируется ввести обязательное требование знания иностранного языка при приеме на работу и назначении на новые должности в государственных органах. Он отметил: «Мы поставили цель стать конкурентоспособным государством. Отныне каждый выпускник школы, лицея, колледжа и вуза должен знать в совершенстве минимум два иностранных языка» [Знание иностранного языка...]. Президентом анонсировано создание Агентства по популяризации изучения иностранных языков при Кабинете министров.

В октябре 2020 г. Минпросвещения РФ совместно с Министерством народного образования Узбекистана и благотворительным фондом российского бизнесмена Алишера Усманова «Искусство, наука, спорт» подписали соглашение о реализации проекта «Класс!Зур» по повышению уровня владения русским языком в республике. Исполнителями программы выступили Российский государственный педагогический университет имени

А. И. Герцена (РГПУ) и узбекистанский Институт переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов системы народного образования имени А. Авлони. Проект рассчитан на десять лет.

В 2020/2021 учебном году на первом этапе в Узбекистан прибыли методисты из России, которые работали в 14 городах республики. Они провели в Узбекистане три-четыре месяца, их основной задачей было оценить уровень владения русским языком у местных педагогов и знания узбекских школьников.

В 2021/2022 учебном году в образовательные учреждения по всему Узбекистану были отправлены 150 учителей и несколько десятков методистов.

Одна из основных задач данного проекта - подготовка новых учебников для групп с нерусским (узбекским, каракалпакским, казахским, киргизским, таджикским) языком обучения. Необходимо уточнить, что в Узбекистане большое количество смешанных школ, имеющих классы, обучающиеся на разных языках, поэтому мы не можем использовать выражение «школы с узбекским языком обучения», более удачно «группы с узбекским языком обучения».

К 2022/2023 учебному году для групп с узбекским языком обучения совместно с РГПу подготовлены учебники русского языка для 2-11-х национальных классов. В начале учебного года в столице презентованы новые школьные учебники по русскому языку в качестве иностранного для 2-11 классов, созданные группой узбекских и российских авторов. Учебники созданы в рамках Национальной учебной программы Узбекистана с учетом современных стандартов образования, передовых учебных методик и системы оценивания.

19 января 2022 года Кабинет министров Республики Узбекистан принял постановление «О дополнительных мерах по совершенствованию изучения иностранных языков» [Постановление...], согласно которому учителя русского языка в нерусскоязычных образовательных учреждениях с международным сертификатом будут получать дополнительную ежемесячную надбавку. Для получения надбавки учителям необходимо иметь международный сертификат уровня С1 Test of Russian Foreign Language (TORFL), международный сертификат уровня ТРКИ «Тест по русскому языку как иностранному», а также взаимосовместимые международные сертификаты С1 «Тест по русскому

языку как иностранному» и сертификат уровня С1 по методике The Common European Framework of Reference for Languages.

После выхода данного постановления в крупных городах Узбекистана кроме указанного выше РГПУ открыли представительства РУДН, Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина. Ими проводятся подготовка и проведение экзаменов по русскому языку как иностранному. В частности, в Намангане тоже открыто представительство РУДН, где желающие могут проверить свои знания, умения и навыки владения русским языком и получить необходимый сертификат.

Последние реформы в области преподавания русского языка в Узбекистане привели к тому, что даже в частных учебных заведения, в негосударственных учебных языковых центрах от преподавателя русского языка требуется сертификат, подтверждающий квалификацию. Учитывая тот факт, что в учебных языковых центрах работают в основном студенты, в Намангане возрос интерес к краткосрочным курсам по подготовке к сертификационному уровню владения русским языком. На данный момент в Намангане нет такого центра, удовлетворяющего потребности этой группы людей. Большая часть таких потенциальных учителей русского языка обращаются на кафедры вузов. Перед профессорско-преподавательским составом кафедры русского языка встают вопросы курсового обучения практической грамматике русского языка. На таких занятиях мы сталкиваемся с недостаточной дидактической и методической обеспеченностью курса. Необходимо создавать учебные пособия для подготовки к ТРКИ для нашего региона.

Новые подходы в обучении русскому языку требуют и реформ в системе подготовки и переквалификации кадров. Еще в 2020 году были пересмотрены учебные планы бакалавриата по направлению 5112500 «Русский язык в иноязычных группах» и внесены изменения, делающие акцент на увеличение часов по специальным дисциплинам и на включение дисциплин на выбор, спецкурсов, ориентированных на практическое усвоение языка.

24 декабря 2021 года Президент Узбекистана подписал постановление об обеспечении академической и управленческой самостоятельности государственных вузов [Постановление Президента]. Согласно документу с 2022/2023 учебного года 35 государственным вузам дана финансовая самостоятельность, а также дополнительные академические и управленческие полномочия. В числе таких вузов и Наманганский государ-

ственный университет. Дополнительные полномочия включают академическую самостоятельность, в частности: утверждение учебных планов, учебных программ, установление сроков продолжительности обучения по направлениям образования бакалавриата и специальностям магистратуры, введение заочной, внедрение системы присвоения дуальной квалификации, включая практическую квалификацию, по направлениям образования и специальностям; создание и издание учебников, другой учебной и научной литературы для вузов и образовательных учреждений в их структуре на основе собственных грифов и др. Это все дает возможность профессорско-преподавательскому составу вуза готовить выпускников с учетом регионального компонента.

Наш вуз в рамках экспериментального подхода к реформам в области высшего образования еще в прошлом году получил академическую самостоятельность. По этой причине учебные планы вот уже второй год подготавливаются специалистами вуза. Учитывая, что почти все вузы Узбекистана перешли на кредитно-модульную систему обучения, при подготовке учебных планов большое внимание уделяется дисциплинам на выбор. В нынешнем учебном году в учебные программы 1 курсов направления бакалавриата 60111700 - Русский язык в иноязычных группах введена новая обязательная дисциплина «Основы языковых навыков (аудирование, чтение, письмо и говорение)» и ряд дисциплин на выбор: «Современные тенденции развития русского литературного языка», «Проблемы в обучении русскому языку как иностранному», «Лингвистические аспекты обучения русскому как иностранному». В учебные программы направления бакалавриата 60230100 - Филология и обучение языкам (русский язык) введены новые дисциплины на выбор. Введение новых дисциплин - это подготовка дидактического, методического обеспечения дисциплины.

Как видно из вышесказанного, в Узбекистане на данный момент отмечены глобальные перемены в обучении русскому языку. Интерес к изучению русского языка идет не «сверху» от управляющих органов, а «снизу» - от самого населения. Современная система образования должна отвечать этим потребностям.

ЛИТЕРАТУРА

Знание иностранного языка сделают обязательным при приеме на работу в госучреждения. - URL: https://www.gazeta.uz/ ru/2021/05/06/language. - Текст : электронный.

Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан о дополнительных мерах по совершенствованию изучения иностранных языков. - URL: https://lex.uz/en/docs/5831981. -Текст : электронный.

Постановление Президента Республики Узбекистан о дополнительных мерах по обеспечению академической и организационно-управленческой самостоятельности государственных высших образовательных учреждений. - URL: https://lex.uz/uz/ docs/5793264. - Текст : электронный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.