Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ И МЕРЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА ОРУЖИЯ (БОЕПРИПАСОВ) НА ОСНОВЕ КРАТКОГО АНАЛИЗА ОПРОСА ОСУЖДЕННЫХ ЛИЦ'

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ И МЕРЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА ОРУЖИЯ (БОЕПРИПАСОВ) НА ОСНОВЕ КРАТКОГО АНАЛИЗА ОПРОСА ОСУЖДЕННЫХ ЛИЦ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
384
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРАВОПОРЯДОК / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ ОРУЖИЯ / ВЗРЫВЧАТЫХ ВЕЩЕСТВ / ОСУЖДЕННЫЕ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / НОРМОТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Денисов Денис Михайлович

Рассмотрены вопросы незаконного оборота оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств, в том числе особенности законодательства в разных странах, регулирующих означенную сферу оборота. Определена роль правоохранительных органов в сфере легального и нелегального оборота оружия. Отмечено отсутствие единого системного подхода органов власти к проблематике регулирования оборота оружия. Дано описание темпа развития технологий, способствующих его незаконному обороту. Отражены особенности ответственности за деяния с оружием, боеприпасами или взрывчатыми веществами. Изложены результаты опроса осужденных лиц, выдвинуты предложения по совершенствованию законодательства в данной сфере. Цель статьи: рассмотрение современного положения работы правоохранительных органов в сфере противодействия незаконному обороту оружия, взрывчатых веществ и выработка предложений по совершенствованию законодательства в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Денисов Денис Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN ASPECTS AND MEASURES FOR PREVENTION OF ILLEGAL TRAFFICKING OF WEAPONS (AMMUNITION) BASED ON A BRIEF ANALYSIS OF THE SURVEY OF SENTENCED PERSONS

The article discusses the issues of illegal circulation of weapons, explosives and explosive devices, including the specifics of legislation in different countries. The role of law enforcement agencies in the sphere of legal and illegal arms trafficking is considered. The article notes the lack of a unified systematic approach of the authorities. The rate of development of technologies contributing to the illegal circulation of weapons is described. The article also reflects the peculiarities of responsibility for acts with weapons, ammunition or explosives, and sets out the results of a survey of convicted persons, puts forward proposals for improving legislation in this area. The purpose of the article is to consider the current state of the work of law enforcement agencies in the field of countering the illegal circulation of weapons, explosives and the development of proposals for improving legislation in this area.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ И МЕРЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА ОРУЖИЯ (БОЕПРИПАСОВ) НА ОСНОВЕ КРАТКОГО АНАЛИЗА ОПРОСА ОСУЖДЕННЫХ ЛИЦ»

УДК 343.211.2

DOI: 10.17277/pravo.2021.01.pp.076-090

Рассмотрены вопросы незаконного оборота оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств, в том числе особенности законодательства в разных странах, регулирующих означенную сферу оборота. Определена роль правоохранительных органов в сфере легального и нелегального оборота оружия. Отмечено отсутствие единого системного подхода органов власти к проблематике регулирования оборота оружия. Дано описание темпа развития технологий, способствующих его незаконному обороту. Отражены особенности ответственности за деяния с оружием, боеприпасами или взрывчатыми веществами. Изложены результаты опроса осужденных лиц, выдвинуты предложения по совершенствованию законодательства в данной сфере. Цель статьи: рассмотрение современного положения работы правоохранительных органов в сфере противодействия незаконному обороту оружия, взрывчатых веществ и выработка предложений по совершенствованию законодательства в данной сфере.

Ключевые слова: общественная безопасность; правопорядок; незаконный оборот оружия, взрывчатых веществ; осужденные; правоохранительные органы; нормотворчество.

Денис Михайлович Денисов, полковник полиции, заместитель начальника, центр лицензионно-разрешительной работы, Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Тамбовской области, Тамбов, Россия;

ddm-i@yandex.ru

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ И МЕРЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА ОРУЖИЯ (БОЕПРИПАСОВ) НА ОСНОВЕ КРАТКОГО АНАЛИЗА ОПРОСА ОСУЖДЕННЫХ ЛИЦ

In its resolution 55/255 of 31 May 2001, the General Assembly adopted the Protocol against the Illicit Manufacturing of and Trafficking in Firearms, Their Parts and Components and Ammunition, supplementing the United Nations Convention against Transnational Organized Crime1.

General Assembly Resolutions

1 июля 2020 года состоялось всероссийское голосование в основной закон Российской Федерации - Конституцию, где закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Функции по обеспечению безопасности в Российской Федерации возложены на государственные правоохранительные органы, а также добровольные народные дружины, подразделения ведомственной охраны и частные охранные организации. Их совместная работа обеспечивает надлежащий уровень правопорядка в стране.

1 United Nations Office on Drugs and Crime. URL: http://www.unodc.org/unodc/ en/firearms-protocol/firearmsprotocol.html (дата обращения: 01.02.2021).

При этом потенциальная опасность в разных странах мира анализируется различными институтами как межгосударственными (например, Организация Объединенных Наций - далее ООН), так и частными (Academy of Criminal Justice Sciences - ACJS) 2, но их общая цель - обеспечение безопасности и стабильного развития общества. На основе анализа складывающейся ситуации с преступностью вырабатываются предложения по совершенствованию механизмов нормотворческого регулирования. Например, в Управлении по борьбе с наркотиками и преступностью, функционирующим при ООН (United Nations Office on Drugs and Crime -UNODC) с 1997 года составляется рейтинг безопасности стран, где основным критерием является число преднамеренных убийств на 100 000 человек населения на изучаемой территории. При этом индексы не всегда совпадают, и разные страны имеют собственную систему оценки преступлений.

Согласно анализу уровня преступности, Российская Федерация в 2020 г. занимает 79 место с индексом преступности 40,6 (США 50 место, индекс 47,7; Италия 66 место, индекс 44,24)3. При этом по информации ООН, Россия занимает 187 место (Италия - 33, Канада - 74, Сирия - 88, Иран - 92, Ливия - 93, Эстония - 108, Сомали - 124, Турция -125, США - 140)4.

В некоторых странах при расчете уровня преступности учитывается статистика смертей, связанных с преступными посягательствами, в том числе доведение до самоубийства. Однако указанный индекс преднамеренных убийств ООН всегда определяет уровень безопасности людей в той или иной стране, а также отношение к человеческой жизни в рассматриваемом обществе.

Доктор юридических наук В. Д. Малков рассматривал понятие «общественная безопасность» как состояние общества, характеризующееся его спокойствием и стабильностью, неприкосновенностью личности и собственности, нормальным функционированием государственных и общественных институтов [5].

Кроме этого, «общественная безопасность» понимается как состояние защищенности жизненно важных интересов личности [11, с. 68], общества и государства от общественно опасных деяний и негативного воздействия чрезвычайных обстоятельств, вызванных криминогенной ситуацией и влияющих на нормальное функционирование социума [12].

В своей работе «К вопросу о криминализации изготовления или распространения произведений, пропагандирующих насилие и жестокость» доктор юридических наук Р. Б. Осокин использует схожее понятие «общественная безопасность».

Базисом обеспечения защиты общества являются международные и национальные нормативные правовые акты государств.

2 Academy of Criminal Justice Sciences (ACJS). URL: https://www.acjs.org/ default.aspx (дата обращения: 01.02.2021).

3 Рейтинг стран по уровню преступности [Электронный ресурс] // Инф. портал NoNews. URL: https://nonews.co/directory/lists/countries/crime-index (дата обращения: 01.02.2021).

4 Statistics. United Nations Office on Drugs and Crime. URL: https://www.umdc. org/unodc/en/data-and-analysis/statistics.html (дата обращения: 01.02.2021).

В России применяется Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.19965 для обеспечения неотвратимости наказания за совершение общественно опасных деяний. Наиболее тяжкие и резонансные преступления совершаются с использованием огнестрельного оружия, взрывчатых веществ и изготовленных на их основе взрывных устройств.

Порядок оборота оружия в нашей стране определяет Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии»6. Кроме этого, принят ряд подзаконных нормативных правовых актов. Например, постановление Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 № 814, приказы МВД России от 12.04.1999 № 2887, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардии) от 14.01.2020 № 88 и иных федеральных органов исполнительной власти.

Кроме этого, вопросы контроля за оборотом оружия закреплены в полномочиях федеральных органов исполнительной власти - полиции9, ФСБ России10, войска национальной гвардии (Росгвардия)11. Также на современном этапе в законодательстве Российской Федерации имеются специализированные законы, отражающие особенности обращения с оружием или взрывчатыми материалами. Например, Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» или Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Рассматривая крайнюю меру противоправного общественно опасного посягательства на граждан - преступления с применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, необходимо отметить особенность обеспечения безопасности государственными органами, которая выражается в следующем:

5 О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации: Федер. закон от 13.06.1996 № 64-ФЗ // СЗ РФ от 17.06.1996, № 25, ст. 2955.

6 Об оружии: Федер. закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ // Российская газета. 1996. 18 декабря. С. 24.

7 О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814: Приказ МВД РФ от 12 апреля 1999 г. № 288 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 9 августа 1999 г. № 32, Российская газета. 1999. 7 сентября. № 175. Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 июня 1999 г.

8 Об утверждении Административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия: Приказ Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 14.01.2020 № 8 // Российская газета. 2020. Зарегистрирован 25.06.2020 № 58776. Опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 26.06.2020.

9 О полиции: Федер. закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, № 7, ст. 900.

10 О федеральной службе безопасности: Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ // СР РФ, 10.04.1995, № 15, ст. 1269.

11 О войсках национальной гвардии Российской Федерации: Федер. закон от 03.07.2016 № 226-ФЗ // СЗ РФ, 04.07.2016, № 27 (Часть I), ст. 4159.

- взрывные устройства на основе взрывчатых или легко воспламеняемых веществ, а также огнестрельное оружие и боеприпасы являются источниками повышенной опасности, так как в результате их использования причиняется вред жизни, здоровью и имуществу граждан;

- использование данных предметов в местах с массовым пребыванием граждан непосредственно причиняет физический, имущественный ущерб, а также наносит психологические травмы пострадавшим, их родственникам или другим лицам, получившим информацию о факте взрыва, массовой гибели людей или повреждении имущества.

В таких случаях Уголовный кодекс Российской Федерации является квалифицирующим источником оценки противоправных деяний лиц, устанавливает рамки и ответственность за незаконный оборот оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, а также квалифицирует последствия их применения.

В ходе изучения положений нормативных правовых актов Российской Федерации можно сделать вывод о том, что уголовная ответственность за незаконный оборот оружия (боеприпасов, взрывчатых веществ или устройств, изготовленных на их основе) возникает не в результате причинения вреда здоровью гражданам или ущерба имущества физическим или юридическим лицам, а с момента фактического получения общественно опасных предметов и веществ, находящихся в незаконном обороте. При этом использование оружия (боеприпасов) при совершении иных преступлений в уголовном праве оценивается как отягчающее обстоятельство и соответственно имеет дополнительный квалифицирующий признак или квалифицируется иным составом преступления. Характерными примерами является совершение открытого хищения чужого имущества с применением оружия и без него. Соответственно уголовно наказуемые деяния квалифицируются или по ст. 161 УК РФ - «Грабеж» (без оружия) или ст. 162 УК РФ - «Разбой» (с оружием), исходя из чего, судом выносится обвинительный приговор и назначается наказание.

В целях выработки превентивных мер по пресечению незаконного оборота оружия и минимизации тяжести совершаемых уголовных преступлений, в сентябре 2020 года при взаимодействии с сотрудниками ГУФСИН РФ по Свердловской области (далее - ГУФСИН) проведен опрос лиц, осужденных по ст.ст. 222 - 226 Уголовного кодекса Российской Федерации и отбывающих наказание в уголовно-исправительных учреждениях ГУФСИН России. В ходе опроса и анкетирования проведена беседа с 209 осужденными к лишению свободы, из которых семь отказались принять участие в проводимом исследовании.

Анализ проведенного опроса показал следующее.

Социально-демографическая составляющая: в опросе приняли участие 99,01 % мужчин и 0,99 % женщин. Возраст респондентов: 18 - 25 лет -2,98 %; 25 - 35 лет - 18,81 %; 35 - 45 лет - 43,56 %; 45 - 55 лет - 25,74 %; 55 - 60 лет - 5,94 %; старше 60 лет - 2,97 %.Образование: неполное среднее - 24,75 %; среднее - 41,12 %; среднее специальное - 26,7 %, высшее -7,43 %. Число судимостей опрошенных лиц: 1 раз - 47,5 %; 2 - 4 раза -38,13 %; 5 - 7 раз - 11,89 %; 8 - 10 раз - 1,98 %; более 10 раз - 0,5 %.

Обстоятельства незаконного приобретения оружия (патронов, взрывчатых веществ): нашел - 35,15 %; кража - 6,32 %; трофей (выиграл, вознаграждение) - 3,96 %; приобрел умышленно - 6, 5%; оружие было

у подельников (соучастников) - 3,47 %; спонтанные или случайные обстоятельства - 7,96 %; для себя, в качестве самообороны - 13,37 %; не приобретал (взял на хранение) - 22,77 %; месть - 0,5 %.

На предложенные вопросы о нелегальном обороте оружия (взрывчатых веществ) опрошенные осужденные выразили следующие мнения: 21 % считают, что в 2020 г. сложно приобрести оружие (взрывчатые вещества), при этом 17 % опрошенных считают, что это не сложно и 62 % затруднились с ответом.

На вопрос «За незаконное хранение каких предметов (веществ) необходимо ужесточить наказание?», ответы распределились следующим образом: оружие - 16,33 %; патроны - 3,42 %; боеприпасы (мины, снаряды, гранаты) - 36,06 %; взрывчатые вещества (тротил, порох) - 20,54 %; взрывные устройства - 21,42 %; затруднились с ответом - 2,23 %.

При этом 84 % опрошенных осужденных считают, что необходимо проводить среди населения бесплатные занятия по правовой грамотности; 5 % считают, что нет такой необходимости; 11 % - затруднились с ответом. Более половины респондентов (65 %) считают, что люди будут сдавать из незаконного оборота оружие, боеприпасы и взрывчатые вещества за денежное вознаграждение; 10 % не согласны с данным утверждением; 25 % - затруднились с ответом.

Кроме этого, из анализа проведенного исследования можно сделать вывод, что огнестрельное оружие, боеприпасы к нему и взрывчатые вещества продолжают быть востребованными орудиями противоправных деяний, могут использоваться непосредственно для совершения преступлений с их применением или для совершения незаконных сделок (залог, фактическая купля-продажа, мена). При этом халатное отношение владельцев зарегистрированного огнестрельного оружия приводит к его утрате или незаконной передаче легального оружия и(или) патронов к нему лицам, склонным к совершению преступлений.

Вопросы в области незаконного оборота оружия неоднократно изучались С. Т. Гавриловым, П. Ф. Гришаниным, С. А. Григорянц, Л. М. Колод-киным, В. С. Комиссаровым, Д. Н. Карецким, В. В. Лунеевым и др. Ими отмечено, что находящееся в незаконном обороте огнестрельное оружие влияет как на состояние общественной безопасности и правопорядка в государстве, так и на отдельной территории. В 2020 году наглядными негативными примерами являются конфликтные ситуации в Европе, Республиках: Украина, Армения, Айзербайджан, Йемен, где ежедневно совершаются преступления с применением огнестрельного оружия как против жизни и здоровья граждан, так и в отношении их имущества.

Проводимая статистическая работа МВД России12 учитывает количество зарегистрированных преступлений [17, с. 105], связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. Согласно имеющимся сведениям, в 2002 г. пресечено 53 457 преступлений, предусмотренных ст. 222 УК РФ, в период с 2007 по 2010 гг. регистрировалось более 30 000 фактов незаконного оборота оружия. Для сокращения количества данного вида преступлений и минимизации тяжести применения оружия, в большинстве регионов Российской Федерации приняты профи-

12 Статистика и аналитика [Электронный ресурс] // МВД РФ: офиц. сайт. URL: Шрз^/мвд.рф/Бе^еЬоз^айзйсз (дата обращения: 01.02.2021).

лактические меры [8, с. 254] по приему от населения на возмездной основе незаконно хранящегося оружия и боеприпасов. Так, уже в 2013 г. расследовано 21 733 таких уголовных дела, в 2014 г. - 21 786 уголовных дел данной категории, в 2015 г. - 20 134 дела, в 2018 г. - 27 452 дела и в 2019 г. - 26 557. На территории Тамбовской области сотрудниками правоохранительных органов ежегодно пресекается около 200 таких преступлений (2012 г. - 192, 2013 г. - 174, 2014 г. - 170, 2015 г. - 207, 2016 г. -214, 2018 г. - 199, 2019 г. - 201). На территории Пензенской области пресечено 165 таких преступлений, в Удмуртской Республике - 250, в Волгоградской области - 565, в Республике Крым (КФО) - 20113.

Как отмечается в проведенном исследовании, на количество незаконно хранящегося оружия влияет небрежное отношение владельцев зарегистрированного оружия. Так, в 2018 г. по официальной статистике Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, владельцами оружия было утрачено 4 730 единиц огнестрельного оружия, в 2019 г. - 4 243 единицы и за 6 месяцев 2020 г. - 2195 единиц14.

При этом 13 ноября 2020 г. сотрудниками правоохранительных органов пресечена деятельность подпольных оружейных мастерских в 16 регионах России, задержано 27 человек15. Данные факты свидетельствуют об устойчивом спросе на нелегальное оружие, что требует комплексного подхода к противодействию данного вида преступлений.

Указанные обстоятельства также указывают на низкий уровень духовно-нравственных ценностей [16]. По мнению доктора юридических наук Р. Б. Осокина, в России издавна имели первостепенную роль именно нравственные, духовные, религиозные и иные ценности, а также такие регуляторы, как совесть, честь, долг и т.д., которые оказывали и оказывают мощное определяющее воздействие на поведение людей. Однако в переходный период времени в нашем государстве, они оказались незащищенными [15, с. 236]. На эти же обстоятельства указывают и другие ученые в своих работах [13, с. 3]. Существенным отрицательными факторами, влияющими на состояние преступности, в том числе уровень незаконного оборота огнестрельного оружия и взрывчатых веществ, являются снижение качества образования молодежи и низкий уровень дохода населения. Указанные факторы, обремененные историческим отношением к скрытой латентности противоправных деяний и желанием некоторых руководителей правоохранительных органов укрыть совершаемые преступления для улучшения личной статистической отчетности, влияют, с одной стороны, на поведенческие особенности людей, связанные с насильственным незаконным приобретением имущества, в том числе элементарных продуктов питания или предметов быта, с применением оружия; с другой стороны, нежеланием потерпевших обращаться в правоохранительные органы за помощью в раскрытии преступлений. В целом такое положение дел нега-

13 Отчет о преступлениях, совершенных с применением оружия // Сб. МВД России за 2014 год.

14 Статистика и аналитика [Электронный ресурс] // Росгвардия: офиц. сайт. URL: www/rosgvard.gov.ru/ru/page/listarticles/statistika-i-analitika (дата обращения: 01.02.2021).

15 Сеть подпольных оружейных мастерских выявили в 16 регионах России [Электронный ресурс]. URL: http://tass-ru.turbopages.org/proisshestvia/9992443/ (дата обращения: 01.02.2021).

тивно влияет на все сферы жизнедеятельности общества и требует пересмотра подходов к регистрации, учету сообщений о преступлениях.

Как показало исследование среди осужденных лиц подавляющее большинство опрошенных лиц (83,17 %) указывают на низкий уровень образования и знания права в сфере оборота оружия.

На рост преступлений, в том числе подготовку к их совершению с применением огнестрельного оружия, в современном обществе существенное влияние оказывает информационная среда сети Интернет и различные социальные сети, кроссплатформенные мессенджеры и их каналы.

Так, в свободном доступе в сети Интернет [19, с. 73], для человека любого пола, вероисповедания, возраста, состояния здоровья, воспитания, социального положения имеются многочисленные ссылки и электронные адреса для незаконного:

- приобретения огнестрельного оружия (например: http://xgunpmx. com>pistolety, иные ресурсы «Даркнет»);

- изготовления огнестрельного оружия, в том числе с использованием наглядных видеоматериалов (например: http://p-lab.org/dir/7-1-0-29, https://www.youtube.com/watch?v=6vTMmUBtgp4 - просмотрено за пять месяцев более 75 000 раз, http://www.youtube.com/watch?v=AoRb0ÜY02eM с момента размещения просмотрено более 180 000 раз, http://www.youtube. com/watch?v=MKBa FWfHM84 - более 2 800 000 просмотров, http://www. youtube.com/watch?v=6a10j9PVdnk - более 1 230 000 просмотров, http:// www.youtube.com/watch?v=TV8h8x1Pmnc - около 600 000 просмотров, https://www.youtube.com/watch?v=mU2j9Yo0Dsc просмотрено за шесть месяцев более 1 млн раз);

- изготовления взрывчатых материалов и взрывных устройств (например: https://www.youtube.com/watch?v=-Xg_f3gpcnE - более 203 000 просмотров, https://www.youtube.com/watch?v=FIHhZRCÜZcY -273 000 просмотров).

Отдельное внимание необходимо обратить на развитие технологических процессов и способности доступных 3D-принтеров, в которых система прямой металлической печати позволяет выполнить детали из чистого металла, без пор в соответствии с компьютерной 3D-моделью путем на-плавления тонкого порошка слоями с помощью лазерного луча. Принимая во внимание то, что толщина слоев наплавления составляет от 10 до 100 микрон, таким технологическим аппаратам практически нет никаких ограничений для сложности дизайна. Современные системы поддерживают размеры частиц около 5 мкм, в результате чего изделие выполняется с максимальной детализацией и обработанностью поверхностей. Аналогичный технологический процесс на 3D-принтере возможен с материалами на основе синтетических или природных высокомолекулярных соединений (полимеры). Такие принтеры имеются в свободной продаже и широко используются в аэрокосмической и оборонной отрасли, при изготовлении медицинских инструментов, ювелирных изделий, а также на производстве двигателей или их компонентов, которые эксплуатируются при высоких нагрузках. Соответственно указанные 3D-принтеры способны изготавливать изделия, в том числе оружие, пригодное для своего использования по прямому назначению. В сети Интернет имеются разнообразные видеоролики по изготовлению оружия на таких принтерах (например, https://www.youtube.com/watch?v=c60I5kDDL-U, просмотров более

45 000 раз). При этом оружие из полимеров обладает всеми полноценными свойствами боевого огнестрельного оружия и находится вне спектра обнаружения металодетекторов.

Учитывая повышенную опасность взрывчатых веществ, огнестрельного оружия, боеприпасов, а также то, что в настоящее время имеются негативные тенденции к незаконному изготовлению указанных предметов, перед государством возникает вопрос выработки новых форм противодействия такой преступности [4].

Так, например, сотрудники полиции для обеспечения правопорядка, в том числе при проведении отдельных целевых оперативно-профилактических мероприятий [20, с. 219] («Браконьер», «Арсенал», «Оружие» и т.д.)16, ввели в практику привлечение дополнительных сил и средств из числа сотрудников органов внутренних дел, несостоящих в должностях полиции (штаб, кадры, информационный центр, подразделения тыла и т.д.), а также приданных сил и средств из числа подразделений Росгвар-дии, или частных охранных организаций, добровольных народных дружин, студенческих отрядов правопорядка. Кроме этого, в связи с созданием в 2016 году Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере пресечения незаконного оборота оружия принят ряд организационных мер по совершенствованию контроля за оружием, состоящим на учете.

В то же время принятые меры являются недостаточными, и отсутствует единый подход к комплексному решению данного вопроса. С учетом многообразия национального законодательства, менталитета, социального и образовательного уровня аналогичная ситуация имеется во многих странах мира, в связи с чем, выделить пример для его апробации в Российской Федерации не представляется возможным.

С учетом данных фактов, для пресечения фактов незаконного оборота оружия (боеприпасов, взрывчатых веществ), недопущения преступлений с его (их) применением, в том числе насильственной смены власти (Ливия, Ирак), пиратства, геноцида, многие страны уделяют данному вопросу большое внимание. Так, например, в ООН в 1978 году на первой специальной сессии Генеральной Ассамблеи, посвященной разоружению, была создана Комиссия по разоружению. В настоящее время функционирует специализированный Департамент по вопросам разоружения, который публикует «Ежегодник ООН по разоружению» 17. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 31 мая 2001 года № 55/255 был принят Протокол против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов и боеприпасов к нему, который дополнил Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности.

Увеличение количества оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ у лиц склонных к агрессии, противоправному поведению, психическому расстройству или приверженцам крайних радикальных взглядов оказывает влияние на совершение иных преступлений, в том числе имеющих боль-

16 МВД РФ: офиц. сайт. URL: www.mvd.ru/news/ (дата обращения: 01.02.2021).

17 Ежегодник ООН по разоружению [Электронный ресурс]. Т. 42 (Ч. II). 2017 URL: https://www.un.org/disarmament/wp-content/uploads/2019/12/ru-yb-vol-42-2017-part2.pdf (дата обращения: 01.02.2021).

шой общественный резонанс (например, 5 ноября 2010 года убийство 12 человек, в том числе 4 детей, в станице Кущевская Краснодарского края или 27 февраля 2015 года убийство в городе Москва политического и государственного деятеля Немцова Б. Е. в районе Кремля на мосту у Васильевского спуска).

Аналогичная ситуация с влиянием незаконного оборота оружия на состояние криминогенности складывается и в других странах мира. Например, по словам министра юстиции США Э. Холдера: «Соединенные Штаты несут ответственность за рост в Мексике преступности, связанной с наркотиками, так как большинство оружия, находящегося на вооружении мексиканских наркокартелей, было незаконно ввезено с территории нашей страны». По его словам, более 90 % оружия, включая крупнокалиберное, которое было конфисковано у наркобаронов, имеет американское происхождение. В 2011 году в Мексике от рук представителей организованной преступности и наркомафии погибли 5,63 тысячи человек, а в начале 2012 года - 1600 человек. За этот период правоохранительные органы Мексики изъяли 27 тысяч единиц огнестрельного оружия, 2,5 тысячи гранат, а также большое количество американского военного обмундирования 18.

Многие видные ученые, изучавшие вопросы, связанные с незаконным оборотом оружия, в том числе доктор наук Р. Б. Осокин, профессор социологии Колумбийского университета С. Венкатеш, предупреждали, что после введения ограничительных мер в обществе, некоторые граждане-владельцы оружия откажутся от услуг легальных торговцев и обратятся к подпольным «оружейным баронам», а также примут меры к сокрытию имеющегося оружия.

26.01.2013 в штате Канзас США были задержаны супруги Эберхарт (Джефри и Трейси), которые торговали огнестрельным оружием (пистолетами, карабинами и боеприпасами) в своем салоне красоты. Посетители могли приобрести необходимое оружие или боеприпасы прямо во время косметических процедур. При этом заведение предлагало услуги для всей семьи, в том числе для детей. Джефри Эберхарт не имел права на получение федеральной лицензии на торговлю оружием, так как он был ранее судимый. Понимая это, супруги решили обойти законодательство: разрешение получила жена Трейси. Данная юридическая коллизия и юридическое оформление могло бы исключить их уголовную ответственность. Однако 33 сделки купли-продажи вообще не были ими оформлены19.

Подобные сделки по купле-продаже огнестрельного оружия в некоторых штатах Америки носят формальный характер и, по сути, нигде не фиксируются. Свободный доступ к местам хранения огнестрельного оружия также способствует росту его нелегального оборота. По сообщениям телекоммуникационной компании «АВС», в США ежегодно из магазинов похищают около 25 тысяч единиц оружия.

Необходимо отметить, что в Российской Федерации владельцы организаций по торговле огнестрельным оружием проходят процедуру лицен-

18 Мексика и США создали комиссию по борьбе с незаконным оборотом оружия [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20090403/166907321.html (дата обращения: 01.02.2021).

19 По данным официального сайта AP NEWS. URL: https://apnews.com/hub/ police (дата обращения: 01.02.2021).

зирования данного вида деятельности. В рамках подготовки к получению лицензий и разрешений осуществляется оборудование комнат хранения оружия и витрин с обязательным их подключением на пульты централизованного наблюдения подразделений вневедомственной охраны Росгвар-дии. Ответственные за комнату хранения оружия, а также продавцы магазинов подлежат проверке на отсутствие противопоказаний к владению оружием. Однако в действующем законодательстве отсутствует обязанность о прохождении ими специализированной подготовки (по аналогии с обеспечением пожарной безопасности), а собственники подобного бизнеса в целях сокращения расходов привлекают к организации продажи оружия лиц без должного опыта или с низкой квалификацией. Кроме этого, в данных торговых организациях иные работники вообще не проходят какую-либо проверку и могут быть источниками незаконного приобретения оружия или боеприпасов, а также иной информации для совершения преступлений.

22 июля 2011 года в Норвегии гражданин данной страны А. Б. Брей-вик в форме сотрудника полиции, используя взрывчатые вещества и легально приобретенное оружие пистолет Glock-34 и карабин Ruger Mini-14, совершил два террористических акта, в результате которых погибло 77 человек. Необходимо отметить, что к совершению данных преступлений он готовился заблаговременно и хотел использовать нелегальное оружие, которое не смог приобрести. После чего прошел соответствующее обучение и на законных основаниях приобрел указанное оружие. Данный факт свидетельствует о существенных пробелах в законодательстве Норвегии по принятию превентивных мер и ограничению прав граждан на приобретение огнестрельного оружия.

В 2020 году Франция, Австрия подверглись сериям нападений исламских террористов, которые использовали огнестрельное оружие.

Отметим, что доступность информации об изготовлении оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ снижает у людей реальное восприятие общественной опасности совершаемых деяний и минимизирует их понятие об уголовной ответственности за указанные противоправные деяния. При этом лица, изготавливающие фото- и видеоматериалы об изготовлении взрывоопасных предметов и веществ, а также размещающие вышеуказанные сведения, как правило, избегают какой-либо ответственности или вообще не устанавливаются.

В уголовном законодательстве Европейских стран, США, СНГ, в том числе Российской Федерации, отсутствуют понятия об уголовной ответственности лиц за их действия по размещению на доступных информационных ресурсах (СМИ, Интернет, иные публикации, в том числе смс-рассыл-ки) сведений об изготовлении взрывчатых веществ, взрывных устройств, оружия или боеприпасов к нему, а также уголовной или административной ответственности лиц, которые допустили размещение данной криминальной информации и не приняли соответствующих мер по ее удалению.

В частности, в Российской Федерации целесообразно в ч. 1 ст. 223 Уголовного кодекса - «Незаконное изготовление оружия» добавить квалифицирующий признак: «...или размещение, распространение способов, методов данных противоправных действий в средствах массовой информации, в том числе в сети Интернет или иных сервисах информационных технологий (офлайн-браузеры, RSS-ридеры, Free software offline browser и иные c функцией кеширования).

В данном случае объект преступления - информация. Объективная сторона - распространение и размещение сведений в Интернете или иных сервисах информационных технологий. Субъектами будут лица, непосредственно размещающие информацию о способах, методах незаконного изготовления оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, а также лица, допускающие размещение такой информации (администраторы сетей, провайдеры, собственники информационных ресурсов). Субъективной стороной будут умышленные действия по получению данных сведений и размещению их в информационном поле (загрузка в сеть Интернет, публикация в СМИ, смс-рассылки, изготовление информационных листовок и т.д.). При этом необходимо отметить форму получения субъектами преступления информации, способствующей дальнейшему развитию незаконного оборота оружия: личный пример (запись видео- и аудиоматериа-лов), скачивание из доступной сети Интернет или иного информационного ресурса и дальнейшая пересылка как самой информации, так и ее электронного адреса, размещение данных сведений на личном компьютере для ее применения другими пользователями и т.п.

В целом, пресечение развития незаконного оборота оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ через информационные ресурсы будет способствовать предупреждению совершения тяжких и особо тяжких преступлений и недопущению роста чрезвычайных происшествий с их применением или хранением. Данный вывод основан на интенсивном развитии информационных технологий и массовом появлении людей, имеющих широкие возможности их использования в преступных целях.

В рамках совершенствования законодательства в сфере обеспечения общественного порядка и безопасности целесообразно в правовом поле оборота зарегистрированного оружия принять следующие меры:

1) инициировать внесение изменений в ст. 26 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» и установленные административные регламенты Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по рассмотрению заявлений граждан о выдаче лицензии для приобретения оружия или о его перерегистрации, в части установления прав должностным лицам принимать решения о невозможности выдачи лицензионно-разрешительных документов в связи с наличием компрометирующей информации. Данная информация должна быть объективна, подтверждена не менее чем двумя-тремя источниками. Ограничение конкретного человека в специальном праве на оружие способно сохранить высшую ценность - жизнь других людей;

2) исключить возможность приобретения права на огнестрельное оружие лицам, ранее судимым за тяжкие и особо тяжкие преступления, а также преступления, совершенные с оружием. В рамках закона «Об оружии» установить минимальный срок давности 2 года для получения специального права на приобретение огнестрельного оружия со дня прекращения уголовного дела (уголовного преследования) по нереабили-тирующим основаниям;

3) отдельно рассматривая вопрос оборота оружия в организациях с особыми уставными задачами, использующих в своей деятельности как гражданское, служебное, так и боевое оружие, а также в торговых организациях, целесообразно законодательно закрепить необходимость прохождения лицами, заступающими на работу и получающими оружие, обяза-

тельного медицинского освидетельствования (терапевт, психолог, нарколог и др.) о состоянии здоровья и отсутствии противопоказаний для фактического получения оружия и боеприпасов. Аналогичным образом проходят предрейсовое освидетельствование водители автотранспортных предприятий, в соответствии с письмом Минздрава Российской Федерации от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств».

Кроме этого, в настоящее время имеется технологическая возможность оборудования служебного оружия техническими устройствами связи для обеспечения круглосуточного контроля над ними и учетом числа производимых выстрелов, что не позволит использовать данное оружие в преступных целях или позволит своевременно узнать о его хищении или утрате.

Проводимая работа по совершенствованию нормативно-правовых актов, направленных на регулирование оборота оружия, и мер уголовной ответственности в Российской Федерации способствует реализации положений Конституции Российской Федерации и обеспечению цивилизованного существования общества, а также обеспечению верховенства закона.

Вопросам стабильности в обществе, недопущения насильственной смены власти всегда уделялось большое внимание при любых политических режимах, а учитывая имеющиеся факты провокационных действий агрессивно настроенных представителей общества, провокаторов массовых беспорядков на публичных или политических митингах, а также возможные экономические кризисы в мировой финансовой сфере, власть будет и дальше принимать меры по обеспечению безопасности российского государства, опираясь на достижения науки и техники.

Заключение. Принимаемые меры в условиях изменений Конституции Российской Федерации по совершенствованию нормативных правовых актов в области регулирования оборота оружия, взрывчатых веществ, а также своевременные меры по модернизации уголовной ответственности, способствуют достижению целей по обеспечению общественного порядка и безопасности и отвечают положениям международной Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности, принятой Генеральной Ассамблеей в ее резолюции № 55/255 от 31 мая 2001 года.

Вопросы стабильности в обществе, в том числе недопущения вооруженного захвата власти, всегда требовали большого внимания при любых формах правления государством, а принимая во внимание факты преступных провокаций со стороны агрессивно настроенных граждан (объединений) во многих регионах мира и складывающиеся экономические кризисы, правоохранительные органы России и дальше будут принимать меры по обеспечению безопасности.

Список литературы

1. Белоусов И. В., Буданов С. А., Гаврилов С. Т., Лаптев Е. В. Преступления против общественной безопасности: лекция / под ред. С. Т. Гаврилова и И. В. Белоусова. Воронеж: ВИ МВД России, 2003.

2. Григорянц С. А. Незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств как объект криминологического исследования: дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-н/Д, 2011. 203 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Гуров В. И. Орудия и средства совершения преступления в советском уголовном праве: дис. ... канд. юрид. наук. Свердловск, 1983. 182 с.

4. Кокорев В. Г. Особенности криминализации нарушения права на свободу совести и вероисповеданий и средства воздействия на данное преступление // Современные правовые проблемы: взгляд студентов: сб. материалов VII Всерос. науч. студ. конф. (г. Саратов, 4 декабря 2014 г.). Саратов, 2015. С. 101 - 106.

5. Криминология: учеб. для вузов / под ред. проф. В. Д. Малкова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2006. 528 с.

6. Невский С. А. Правовое регулирование оборота оружия в Российской Империи (науч.-ист. обзор). Краснодар: Краснодарский Юрид. ин-т МВД России, 2001. 34 с.

7. Осокин Р. Б. К вопросу о совершенствовании механизма уголовно -правовой охраны общественной нравственности // Юридическая наука и правоприменение (V Саратовские правовые чтения): сб. тезисов докл. Всерос. науч.-практ. конф. (г. Саратов, 1-2 июня 2012 г.). Саратов, 2012. С. 178 - 179.

8. Осокин Р. Б. К вопросу о роли органов прокуратуры в координации деятельности правоохранительных органов по противодействию преступлениям против общественной нравственности // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 10. С. 254 - 257.

9. Осокин Р. Б. О формировании единой концепции противодействия преступлениям против общественной нравственности в уголовном законодательстве России // Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе: сб. материалов XIV науч.-практ. конф. (Красноярск, 17 февраля 2011 г.): в 2 ч. Красноярск, 2011. Ч. 1. С. 135 - 139.

10. Осокин Р. Б. Общественная безопасность как составной элемент родового объекта изготовления и оборота материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних // Тр. Тамб. филиала за 2004 год / под ред. И. Ф. Амельчакова, М. В. Воропаева, Р. Б. Осокина, А. А. Сафонова. Тамбов, 2005.

11. Осокин Р. Б. Уголовное законодательство Австрийской Республики об ответственности за преступления против общественной нравственности // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2016. № 1 (36). С. 66 - 71.

12. Осокин Р. Б. Уголовное право в схемах (общая часть): учеб. пособие. М.: Щит-М, 2006. 86 с.

13. Осокин Р. Б., Денисенко М. В. Уголовно-правовая характеристика незаконного распространения порнографических материалов или предметов: науч.-практ. пособие. М.: Моск. ун-т МВД России, 2005. 104 с.

14. Осокин Р. Б. Правоохранительная политика в сфере противодействия преступлениям против общественной нравственности // Правоохранительная политика: проблемы формирования и осуществления / под ред. А. В. Малько, Р. В. Пузикова. М., 2012. С. 100 - 113.

15. Осокин Р. Б. О необходимости разработки концептуальных основ противодействия преступлениям против общественной жизни // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 3 (95). С. 236 - 239.

16. Трунцевский Ю. В. О необходимости формирования концепции идеологии патриотизма среди молодежи и организации центров духовно-нравственных традиций // Представительская власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2012. № 2-3. С. 4 - 8.

17. Уголовное право Российской Федерации: учебник / под общ. ред. И. А. Бобракова, А. А. Телегина. Брянск: Моск. ун-т Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2008. 627 с.

18. Уголовно-правовое воздействие: проблемы понимания и реализации (к юбилею д-ра юрид. наук, профессора Натальи Александровны Лопашенко): сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (г. Саратов, 29-30 сентября 2014 г.). Саратов, 2015.

19. Осокин Р. Б. К вопросу об ответственности за размещение объявлений (информации) об оказании сексуальных услуг // Преступления в информационной сфере: проблемы расследования, квалификации, реализации ответственности и предупреждения: материалы Междунар. науч.-практ. конф.. Тамбов, 2013. С. 73 - 76.

20. Осокин Р. Б. Об основных направлениях уголовно-правовой политики в сфере противодействия преступлениям против общественной нравственности // Уголовный закон: проблемы и перспективы: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Тамбов, 2011. С. 219 - 223.

References

1. Belousov I. V., Budanov S.A., Gavrilov S.T., Laptev Ye.V. Prestupleniya protiv obshchestvennoy bezopasnosti [Crimes against public safety], Voronezh: VI MVD Rossii, 2003. (In Russ.).

2. Grigoryants S.A. PhD of Candidate's thesis (Law), Rostov-n/D, 2011, 203 p. (In Russ.).

3. Gurov V.I. PhD of Candidate's thesis (Law), Sverdlovsk, 1983, 182 p. (In Russ.).

4. Kokorev V.G. Sovremennyye pravovyye problemy: vzglyad studentov [Modern legal problems: students' view], sb. materialov VII Vseros. nauch. stud. konf. [Collection of articles. materials VII All-Russia. scientific. stud. conf] (Saratov, December 4, 2014). Saratov, 2015, pp. 101-106. (In Russ.).

5. Malkov V.D. (Ed.) Kriminologiya [Criminology: textbook for universities], 2-ye izd., pererab. i dop. Moscow: Yustitsinform, 2006, 528 p. (In Russ.).

6. Nevskiy S.A. Pravovoye regulirovaniye oborota oruzhiya v Rossiyskoy Imperii (nauch.-ist. obzor) [Legal regulation of arms turnover in the Russian Empire (scientific and historical review)], Krasnodar: Krasnodarskiy Yurid. in-t MVD Rossii, 2001, 34 p. (In Russ.).

7. Osokin R.B. Yuridicheskaya nauka i pravoprimeneniye (V Saratovskiye pravovyye chteniya) [Legal science and law application (V Saratov legal readings)]: sb. tezisov dokl. Vseros. nauch.-prakt. konf. [Collection of articles. abstracts Vseros. scientific-practical conf.] (Saratov, June 1-2, 2012), Saratov, 2012, pp. 178-179. (In Russ.).

8. Osokin R.B. [On the role of the prosecutor's office in coordinating the activities of law enforcement agencies to counter crimes against public morality], Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2015, no. 10, pp. 254-257. (In Russ.).

9. Osokin R.B. Aktual'nyye problemy bor'by s prestupnost'yu v Sibirskom regione [Actual problems of combating crime in the Siberian region], sb. materialov XIV nauch.-prakt. konf. [Collection of articles. materials XIV scientific-practical. conf.] (Krasnoyarsk, February 17, 2011): v 2 parts, Krasnoyarsk, 2011, Part 1, pp. 135-139. (In Russ.).

10. Amel'chakov I.F., Voropayev M.V., Osokin R.B., Safonov A.A. (Eds.). Trudy Tamb. filiala za 2004god [Tr. Tamb. branch for 2004], Tambov, 2005. (In Russ.).

11. Osokin R.B. [Criminal legislation of the Austrian Republic on responsibility for crimes against public morality], Vestnik Volgogradskoy akademii MVD Rossii [Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2016, no. 1 (36), pp. 66-71. (In Russ.).

12. Osokin R.B. Ugolovnoye pravo v skhemakh (obshchaya chast') [Criminal law in schemes (general part)], Moscow: Shchit-M, 2006, 86 p. (In Russ.).

13. Osokin R.B., Denisenko M.V. Ugolovno-pravovaya kharakteristika nezakonnogo rasprostraneniya pornograficheskikh materialov ili predmetov [Criminal-legal characteristics of illegal distribution of pornographic materials or objects: scientific-practical. allowance], Moscow: Mosk. un-t MVD Rossii, 2005, 104 p. (In Russ.).

14. Osokin R.B., Mal'ko A.V., Puzikova R.V. (Eds.). Pravookhranitel'naya politika: problemy formirovaniya i osushchestvleniya [Law enforcement policy: problems of formation and implementation], Moscow, 2012, pp. 100-113. (In Russ.).

15. Osokin R.B. [On the need to develop a conceptual framework for countering crimes against public life], Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnyye

nauki [Bulletin of the Tambov University. Series: Humanities], 2011, no. 3 (95), pp. 236-239. (In Russ.).

16. Truntsevskiy Yu.V. [On the need to form the concept of the ideology of patriotism among young people and the organization of centers of spiritual and moral traditions], Predstavitel'skaya vlast' - XXI vek: zakonodatel'stvo, kommentarii, problemy [Representative power - XXI century: legislation, comments, problems], 2012, no. 2-3, pp. 4-8. (In Russ.).

17. Bobrakov I.A., Telegjn A.A. (Eds.). Ugolovnoye pravo Rossiyskoy Federatsii [Criminal law of the Russian Federation], Bryansk: Mosk. un-t Ministerstva vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii, 2008, 627 p. (In Russ.).

18. [Criminal law impact: problems of understanding and implementation (to the anniversary of Doctor of Law, Professor Natalya Aleksandrovna Lopashenko)], [Collection of articles. materials Intern. scientific-practical conf. (Saratov, September 29-30, 2014)], Saratov, 2015. (In Russ.).

19. Osokin R.B. [Crimes in the information sphere: problems of investigation, qualification, implementation of responsibility and prevention], materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Proc. of the Intern. scientific-practical Conf.], Tambov, 2013, pp. 73- 76. (In Russ.).

20. Osokin R.B. [Criminal Law: Problems and Prospects], Materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf [Proc. of the Intern. scientific-practical conf.], Tambov, 2011, pp. 219-223. (In Russ.).

Modern Aspects and Measures for Prevention of Illegal Trafficking of Weapons (Ammunition) Based on a Brief Analysis of the Survey of Sentenced Persons

D. M. Denisov, Police Colonel, Deputy Head of the Center for Licensing and Permitting Work, Office of the Federal Service of the National Guard of the Russian Federation for Tambov Region, Tambov, Russia;

ddm-i@yandex.ru

The article discusses the issues of illegal circulation of weapons, explosives and explosive devices, including the specifics of legislation in different countries. The role of law enforcement agencies in the sphere of legal and illegal arms trafficking is considered. The article notes the lack of a unified systematic approach of the authorities. The rate of development of technologies contributing to the illegal circulation of weapons is described. The article also reflects the peculiarities of responsibility for acts with weapons, ammunition or explosives, and sets out the results of a survey of convicted persons, puts forward proposals for improving legislation in this area. The purpose of the article is to consider the current state of the work of law enforcement agencies in the field of countering the illegal circulation of weapons, explosives and the development of proposals for improving legislation in this area.

Keywords: public safety; law and order; illegal circulation of weapons; explosives; convicts; law enforcement agencies; rule-making.

© Д. М. Денисов, 2021 Статья поступила в редакцию 21.11.2020

При цитировании использовать:

Денисов Д. М. Современные аспекты и меры по профилактике незаконного оборота оружия (боеприпасов) на основе краткого анализа опроса осужденных лиц // Право: история и современность. 2021. № 1(14). С. 76 - 90. doi: 10.17277/pravo.2021.01.pp.076-090

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.