Научная статья на тему 'СПЕЦИАЛЬНО-КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ ОРУЖИЯ И БОЕПРИПАСОВ'

СПЕЦИАЛЬНО-КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ ОРУЖИЯ И БОЕПРИПАСОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
424
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОРУЖИЕ / БОЕПРИПАСЫ / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / СУБЪЕКТЫ / МЕРЫ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / GUNS / AMMO / ILLEGAL TRAFFICKING / LAW ENFORCEMENT AGENCIES / ACTORS / ACTION / INTERACTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Муркштис Мариус Иокубович

В статье проведен анализ сложившейся в настоящее время практики применения специально-криминологических мер по противодействию незаконному обороту оружия и боеприпасов. Специально-криминологические меры разделены на две группы: оптимизация правового режима оборота оружия; совершенствование деятельности правоохранительных органов борьбе с незаконным оборотом оружия и боеприпасов. Указаны субъекты противодействия незаконному обороту оружия и боеприпасов, при этом отмечено, что среди субъектов специального предупреждения незаконного оборота оружия в современный период ведущая роль принадлежит органам внутренних дел и подразделениям Федеральной службы войск национальной гвардии. Выделены формы взаимодействия правоохранительных органов в деятельности по противодействию незаконному обороту оружия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIALLY-CRIMINOLOGICAL MEASURES FOR PREVENTING AND COMBATING ILLICIT TRAFFICKING IN ARMS AND AMMUNITION

This article analyzes the current practices of specially-criminological measures to counter illicit trafficking in arms and ammunition. The article specifically-criminological are divided into two groups (optimization of the legal regime for arms trafficking; improve law enforcement against the illegal traffic in arms and ammunition). Identifies actors for preventing and combating illicit trafficking in arms and ammunition, while noted that among the subjects of the special prevention of illicit arms trafficking in the modern period the leading role belongs to the internal affairs agencies and offices Federal Services troops of the National Guard. Earmarked form of interaction of law enforcement agencies in activities to combat illicit trafficking in arms

Текст научной работы на тему «СПЕЦИАЛЬНО-КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ ОРУЖИЯ И БОЕПРИПАСОВ»

МУРКШТИС Мариус Иокубович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права, процесса и криминалистики Российского университета дружбы народов e-mail: [email protected]

СПЕЦИАЛЬНО-КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ ОРУЖИЯ И БОЕПРИПАСОВ

Аннотация. В статье проведен анализ сложившейся в настоящее время практики применения специально-криминологических мер по противодействию незаконному обороту оружия и боеприпасов. Специально-криминологические меры разделены на две группы: оптимизация правового режима оборота оружия; совершенствование деятельности правоохранительных органов борьбе с незаконным оборотом оружия и боеприпасов. Указаны субъекты противодействия незаконному обороту оружия и боеприпасов, при этом отмечено, что среди субъектов специального предупреждения незаконного оборота оружия в современный период ведущая роль принадлежит органам внутренних дел и подразделениям Федеральной службы войск национальной гвардии. Выделены формы взаимодействия правоохранительных органов в деятельности по противодействию незаконному обороту оружия.

Ключевые слова: оружие, боеприпасы, незаконный оборот, правоохранительные органы, субъекты, меры, взаимодействие.

MURKSTIS Marius Iokubovich,

PhD in Law,

associate Professor of the Department of Criminal Law, Process and Criminalistics, RUDN

SPECIALLY-CRIMINOLOGICAL MEASURES FOR PREVENTING AND COMBATING ILLICIT TRAFFICKING IN ARMS AND AMMUNITION

Annotation. This article analyzes the current practices of specially-criminological measures to counter illicit trafficking in arms and ammunition. The article specifically-criminological are divided into two groups (optimization of the legal regime for arms trafficking; improve law enforcement against the illegal traffic in arms and ammunition). Identifies actors for preventing and combating illicit trafficking in arms and ammunition, while noted that among the subjects of the special prevention of illicit arms trafficking in the modern period the leading role belongs to the internal affairs agencies and offices Federal Services troops of the National Guard. Earmarked form of interaction of law enforcement agencies in activities to combat illicit trafficking in arms.

Key words: guns, Ammo, illegal trafficking, law enforcement agencies, actors, action, interaction.

Как отмечается в научной литературе, «специальное криминологическое предупреждение - это социальный процесс, основой которого является применение отвечающих требованиям общественной морали и законности специальных методов и приемов, знаний и навыков регулирования социальных отношений в целях ликвидации тех или иных отрицательных последствий, которые могут вызвать совершение преступлений» [9, с. 121, 122].

Специальные меры криминологического предупреждения преступлений, составляющих незаконный оборот оружия, как справедливо, на

наш взгляд, отмечают A.A. Задоян, И.М. Мац-кевич, А.И. Чучаев, зависят, «во-первых, от сферы незаконного оборота оружия (экономическая деятельность, общественная безопасность, сфера военной службы) и, во-вторых, от особенностей структурных элементов незаконного оборота оружия (разработка, производство, изготовление, переделка, снаряжение и ремонт; передача и сбыт; накопление, приобретение (в том числе хищение и вымогательство); хранение, охрана и сбережение; перевозка и ношение; обращение; контрабанда и экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2018

выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники» [7, с. 108].

Как верно подчеркивает И.В. Дирютин, «предупреждение преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, осуществляется на общесоциальном и специально-криминологическом уровнях. Исходя из причин и условий, способствующих совершению преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, предупредительные меры в первую очередь должны быть направлены на осуществление компетентными органами государства контроля за спросом на оружие у законопослушной части населения; исключение возможности его незаконного удовлетворения; перекрытие каналов поступления оружия в нелегальный оборот; изъятие оружия из незаконного оборота» [6, с. 102].

В комплексе специальных мер, направленных на устранение причин и условий, способствующих незаконному обороту оружия, в теории криминологии выделяют два направления противодействия: 1) оптимизация правового режима оборота оружия, исключающего его использование в криминальных целях; 2) совершенствование деятельности правоохранительных органов по сокращению незаконного оборота оружия [2, с. 147].

Существенное значение в предупреждении рассматриваемых преступлений имеет четкая, правильная, отвечающая реалиям современного общества регламентация норм, устанавливающих ответственность за незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств.

Кроме того, как справедливо отмечается в научной литературе, «в современных условиях важнейшим правовым средством борьбы с незаконным оборотом оружия выступает применение к виновному уголовного наказания» [8, с. 187]. Любое наказание должно быть законным, обоснованным материалами уголовного дела, справедливым и свидетельствовать о неотвратимости ответственности за совершенное преступление. Наказание является естественным последствием совершенного преступления и должно соответствовать тяжести преступления и его общественной опасности.

В последние годы изменения вносились и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. В частности, ст. 20.8 КоАП РФ дополнена двумя новыми составами, а именно: ч. 4.1 «Ношение огнестрельного оружия лицом, находящимся в состоянии опьянения» и ч. 4.2 «Невыполнение лицом, осуществляющим ношение огнестрельного оружия,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2018

законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения». Кроме того, в Законе изменена процедура прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения для лиц, находящихся с оружием в состоянии опьянения.

Важное значение в предупреждении незаконного оборота оружия имеет действие Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии», который регулирует правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, направлен на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов, обеспечение развития связанных с использованием спортивного оружия видов спорта, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия. Положения Закона распространяются также на оборот боеприпасов и патронов к оружию.

За период действия Федерального закона «Об оружии» неоднократно вносились изменения и дополнения. Только за 2016 г. в Закон внесены поправки четыре раза. Это свидетельствует о нестабильности Закона и в то же время о стремлении законодателя в его совершенствовании. Как подчеркивают Н.В. Субанова и Е.Д. Шел-ковникова, только «на современном этапе правовое регулирование разрешительной системы оборота оружия впервые приобрело законодательное оформление, соответствующее основным международно-правовым стандартам» [12, с. 71-77].

Специально-криминологическое предупреждение преступности в России осуществляется системой специализированных государственных органов: Советом Безопасности, органами прокуратуры, судами, органами внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, таможенными органами и др.

Субъекты предупреждения незаконного оборота оружия различны по своему правовому положению и назначению, однако элементом, объединяющим их в единую систему, является объект воздействия - преступления в сфере незаконного оборота оружия [10, с. 103].

Среди субъектов специального предупреждения незаконного оборота оружия в современный период ведущая роль принадлежит органам внутренних дел и войскам национальной гвардии.

До 2016 г. лицензионно-разрешительная система находилась в ведении МВД России.

С 2016 г. федеральный государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия возложен на Федеральную службу войск национальной гвардии.

В соответствии с Указом Президента РФ от 30 сентября 2016 г. № 510 «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации» Федеральная служба войск национальной гвардии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны.

В соответствии с Указом одной из основных задач Федеральной службы войск национальной гвардии является осуществление федерального государственного контроля за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» к полномочиям войск национальной гвардии в части контроля за оборотом оружия относятся: выдача гражданам и организациям при наличии оснований, предусмотренных федеральным законом, лицензии на приобретение гражданского и служебного оружия; лицензии на осуществление деятельности по торговле оружием, основными частями огнестрельного оружия и патронами к нему; лицензии на экспонирование и (или) коллекционирование оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к нему; разрешение на хранение или хранение и ношение гражданского и служебного оружия, на хранение и ношение наградного оружия, на транспортирование, ввоз на территорию Российской Федерации вывоз с территории Российской Федерации указанного оружия и патронов к нему; разрешения на хранение и использование или хранение и ношение отдельных типов и моделей боевого ручного и стрелкового оружия, полученного во временное пользование в соответствии с федеральным законом; вести учет оружия и патронов к нему (п. 15); контролировать оборот гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранность, техническое состояние боевого ручного стрелкового и служебного оружия,

находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также соблюдение гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружием (п. 16); производить контрольный отстрел оружия с нарезным стволом (п. 17).

Деятельность лицензионно-разрешитель-ных подразделений Федеральной службы войск национальной гвардии до принятия соответствующих ведомственных актов регулируется ведомственными актами МВД России в сфере контроля за оборотом оружия.

Вместе с тем МВД России также участвует в мероприятиях по контролю за оборотом оружия (п. 11 Положения о Министерстве внутренних дел РФ).

При этом отметим, что среди субъектов специального предупреждения преступности, в том числе незаконного оборота оружия, ведущая роль принадлежит органам внутренних дел. Их роль в борьбе с преступностью определяется широким спектром полномочий, компетенцией, реальными возможностями по осуществлению оперативно-розыскной, административно-юрис-дикционной, уголовно-процессуальными

видами деятельности по предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений. К компетенции органов внутренних дел относится борьба с наиболее распространенными видами преступлений, составляющими до 90% объема преступности [3. с. 146].

Значительная часть оборота оружия - производство, экспорт, импорт контролируется другими органами исполнительной власти. В частности, лицензирование разработки, производства, испытания, ремонта и утилизации гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия осуществляется Министерством промышленности и торговли РФ в соответствии с законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности.

Объем и характер компетенции данных субъектов определяются содержанием реализуемого ими вида разрешительной деятельности. Самые общие для этой категории субъектов разрешительной системы обязанности обеспечивают, с одной стороны, достижение цели функционирования разрешительной системы (безопасность личности, общества и государства), а с другой - соблюдение прав заявителей, обращающихся к властным субъектам разрешительной системы в рамках предоставления государственных и муниципальных услуг [10, с. 74].

В целях предупреждения преступлений в сфере незаконного оборота оружия органы внутренних дел, а также подразделения войск национальной гвардии РФ обязаны тщательно прове-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2018

рять лиц, которым выдается разрешение на приобретение и хранение огнестрельного оружия. Сотрудники полиции, осуществляя профилактические мероприятия в жилом секторе, обязаны выявлять и ставить на учет лиц, высказывающих угрозы убийством, злостных нарушителей общественного порядка, злоупотребляющих алкоголем, психических больных. Важную роль в предупреждении правонарушений и предотвращении несчастных случаев играют проводимые сотрудниками органов внутренних дел, а также подразделений войск национальной гвардии РФ бесед о порядке его хранения и использования, об ответственности за нарушение этого порядка [3, с. 68].

Несмотря на положительные тенденции в деятельности органов внутренних дел и подразделений войск национальной гвардии РФ в противодействии незаконному обороту оружия важен оптимальный подход в совершенствовании такой деятельности. Как справедливо отмечает Л.А. Баранова, «необходим мониторинг всей области оборота оружия, внесение своевременных законодательных инициатив по ключевым вопросам оборота» [3, с .70].

Важное значение в предупреждении незаконного оборота оружия имеет деятельность таможенных и пограничных органов Российской Федерации.

Борьба с контрабандой и иными преступлениями, пресечение административных правонарушений в сфере таможенного дела - одна из задач, возложенных на Федеральную таможенную службу РФ.

Основным стратегическим ориентиром таможенной службы Российской Федерации является обеспечение экономической безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности Российской Федерации и содействие внешней торговле.

Стратегической целью таможенной службы Российской Федерации является повышение уровня экономической безопасности Российской Федерации, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в российскую экономику, полного поступления доходов в федеральный бюджет, защиты отечественных производителей, охраны объектов интеллектуальной собственности и максимального содействия внешнеторговой деятельности на основе повышения качества и результативности таможенного администрирования [11].

В зависимости от географического расположения таможни подразделяются на пограничные, создающиеся на таможенной границе, и внутренние, создающиеся в глубине страны. Таможенный пост - подразделение таможни,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2018

удаленное от ее администрации, уполномоченное в полном объеме проводить таможенное оформление и таможенный контроль. Таможенные посты, как правило, создаются вдоль Государственной границы в пунктах перехода. Незаконно провозимое оружие обнаруживается и изымается в процессе таможенного контроля, т.е. совершения необходимых действий, направленных на соблюдение установленных законом и правил, регулирующих порядок ввоза, вывоза или транзита товаров и транспортных средств [10, с. 103].

Согласно ст. 306 Таможенного кодекса РФ таможенный контроль осуществляется путем проверки документов и сведений, устного опроса, получения пояснений, таможенного наблюдения, таможенного осмотра товаров и транспортных средств, личного досмотра, проверки маркировочных товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков, осмотра помещений и территорий для целей таможенного контроля, таможенной ревизии.

В настоящее время практическая деятельность в сфере противодействия контрабанды оружия базируется на тщательности и методичности таможенного контроля и досмотра перемещаемых через границу грузов, что позволяет выявлять преступления.

Так, за 11 месяцев 2016 г. из общего числа уголовных дел наибольшее количество (883 дела) возбуждено в связи с контрабандой. По ст. 226.1 УК РФ за контрабанду стратегически важных товаров и ресурсов, особо опасных видов контрабанды возбуждено 358 уголовных дел, в том числе 30 уголовных дел - по фактам незаконного перемещения оружия, военной техники, боеприпасов и взрывчатых веществ.

За первое полугодие 2017 г. за контрабанду сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, озонораз-рушающей продукции, вооружения и военной техники, стратегически важных товаров и ресурсов возбуждено 365 уголовных дел по ст. 226.1 УК РФ [13].

При этом, как верно подчеркивает И.А. Хритошин, с целью выявления указанных преступлений «при организации оперативно-розыскной деятельности таможенных органов необходимо оценивать совокупность факторов, включающую следующее: 1) экономический профиль региона расположения таможни, в том числе наличие на территории региона предприятий оборонной отрасли; 2) геополитический фактор региона, в том числе наличие границ с сопредельными государствами; 3) социальный фактор региона, в том числе, уровень социаль-

ного благополучия, уровень безработицы или доля населения с постоянной занятостью, наличие или отсутствие постоянных потоков миграции, туристических маршрутов» [16, с. 19].

Так, к примеру, результаты анализа правоприменительной практики показывают, что в Северо-Западном федеральном округе из числа таможен наиболее напряженными направлениями по незаконному перемещению оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ являются регионы ответственности Выборгской, Псковской и Кингисеппской таможен. При этом регион ответственности Выборгской таможни характеризуется наличием организованных преступных групп, занимающихся ввозом на территорию Российской Федерации высокостоимостных видов охотничьего оружия и боеприпасов с оформлением на подставных лиц, ни разу не пересекавших российско-финляндскую Государственную границу [16, с. 120].

Пограничная политика Российской Федерации направлена на обеспечение суверенитета, неприкосновенности и целостности территории, реализацию и защиту национальных интересов и безопасности Российской Федерации в ее пограничном пространстве.

Направлениями пограничной деятельности являются: защита и охрана Государственной границы Российской Федерации в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы Российской Федерации, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации; защита и охрана экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также охрана за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов ана-дромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации [15].

Осуществляя пограничный контроль, сотрудники пограничных органов выявляют факты контрабанды оружия. В настоящее время существенное внимание уделяется взаимодействию Пограничной службы ФСБ России с пограничными органами других государств СНГ. В частности, проведение совместных пограничных операций и оперативно-профилактических мероприятий по обеспечению оптимальной охраны внешних границ и защите национальных интересов государств - участников СНГ.

Кроме указанного по делам о преступлениях в сфере незаконного оборота оружия существенное значение имеет взаимодействие Федеральной службы войск национальной гвардии с МВД России, ФСБ России, ФТС России, с другими правоохранительными органами при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Периодически проводятся совместные операции «Заслон», «Перехват», «Трап», направленные на пресечение контрабанды и других незаконных действий с оружием.

Отметим, что основными функциями оперативно-розыскных аппаратов является предупреждение преступлений, обнаружений преступлений и лиц, их совершивших, розыск преступников. Кроме того, оперативно-розыскная деятельность направлена на обеспечение важной доказательственной базы для последующего (параллельного) уголовного судопроизводства в рамках, определяемых уголовно-процессуальным законодательством [4, с. 357].

Практика показывает, что оперативно-розыскная деятельность в рамках борьбы с незаконным оборотом оружия осуществляется органами внутренних дел, органами Федеральной службы безопасности, органами пограничной службы, таможенными органами. Из перечисленных органов ведущая роль в борьбе с незаконным оборотом оружия принадлежит оперативным аппаратам органов внутренних дел, среди которых особое место занимает уголовный розыск.

Анализ практики позволяет выделить следующие формы деятельности аппаратов уголовного розыска по борьбе с незаконным оборотом оружия: выявление и пресечение подготавливаемых и осуществляемых преступлений, установление и задержание лиц, их совершивших, с помощью оперативно-розыскных мероприятий; организация оперативного сопровождения предварительного следствия; оперативное обслуживание объектов, на которых происходит оборот оружия; сбор и систематизация оперативной информации и создание на ее основе систематизированных банков данных; организация профилактических мероприятий; организация и руководство специальными операциями по пресечению незаконного оборота оружия [10, с. 114].

Следует подчеркнуть, что до 2008 г. в структуре МВД России существовали подразделения по борьбе с организованной преступностью, которые эффективно противодействовали наиболее опасным формам незаконного оборота оружия. Однако Указом Президента РФ от 6 сентября 2008 г. они были ликвидированы. Как справедливо отмечают А.А. Задоян, И.М. Мац-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2018

кевич, А.И. Чучаев, «ликвидированные подразделения занимались реальной оперативной работой, благодаря чему к уголовной ответственности привлекались лица, причастные к наиболее опасным разновидностям незаконного оборота оружия, а многие организованные преступные группы, причастные к незаконному обороту оружия, в том числе на межрегиональном и международном уровне, прекратили свое существование» [7, с. 120]. Нами поддерживается позиция авторов в том, что в современный период необходимо создать в структуре МВД службу, которая будет специализироваться на борьбе с организованной преступностью, в том числе в сфере незаконного оборота оружия.

Следует выделить формы взаимодействия правоохранительных органов, являющиеся, на наш взгляд, актуальными в современный период при противодействии незаконному обороту оружия: взаимный обмен криминологической информацией; совместное планирование предупредительных мероприятий; проведение совместных совещаний; взаимное консультирование по возникающим в процессе взаимодействия вопросам; совместная практическая деятельность при выявлении, пресечении, раскрытии преступлений в сфере незаконного оборота оружия.

В целом взаимодействие субъектов предупреждения незаконного оборота оружия следует рассматривать как многоуровневую систему согласованных мероприятий, направленных на пресечение и раскрытие преступлений в сфере незаконного оборота оружия, а также на устранение или нейтрализацию фактов, способствующих их совершению [1, с. 89].

Приведем пример взаимодействия правоохранительных органов при противодействии незаконному обороту оружия. Так, в июле 2017 г. сотрудники оперативных подразделений трех ведомств МВД России, ФСБ России и Федеральной службы войск национальной гвардии задержали подозреваемых в незаконном обороте оружия в Ленинградской области. Оружие было спрятано в одном из гаражей на Ленинградском шоссе г. Выборга. Чтобы определить, опасна ли находка, место исследовали взрывотехники. В гараже были обнаружены несколько шашек тратила и пластида, ручные гранаты и запалы к гранатам, приборы бесшумной стрельбы, электродетонаторы, три единицы автоматического огнестрельного оружия, несколько пистолетов, карабинов и винтовок разных модификаций российского и иностранного производства, обрез винтовки Мосина, а также более 3 тыс. патронов разного калибра к нарезному и гладкоствольному оружию [14].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2018

Список литературы:

[1] Аккаева Х.А. Взаимодействие правоохранительных и иных государственных органов в деятельности по борьбе с незаконным оборотом оружия // Теория и практика общественного развития. 2015. № 12.

[2] Байзакова Г.М. Применение оружия как квалифицирующий признак насильственных преступлений: дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2007.

[3] Баранова Л.А. Деятельность органов внутренних дел и национальной гвардии по предотвращению преступлений и административных правонарушений в сфере незаконного оборота оружия // Вестник Уральского финансово-юридического ин-та. 2017. № 1.

[4] Воронцов С.А. Правоохранительные органы и спецслужбы Российской Федерации. История и современность. Ростов н/Д., 1999.

[5] Григорянц С.А. Незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств как объект криминологического исследования: дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д., 2011. С. 146.

[6] Дирютин И.В. Проблемы борьбы с незаконным оборотом огнестрельного оружия // Вестник Удмуртского ун-та. 2010. Вып. 4.

[7] Задоян А.А., Мацкевич И.М., Чучаев А.И. Проблемы криминологического предупреждения незаконного оборота оружия. М., 2017.

[8] Иманбаев С.М. Проблемы назначения наказания за незаконное приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств // Вестник Пермского ун-та. 2010. № 3.

[9] Криминология / под ред. В.Д. Малкова. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2008. С. 121, 122.

[10] Невский С.А. Противодействие незаконному обороту оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. М., 2008.

[11] Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 г. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 2575-р.

[12] Теоретические и правовые основы разрешительной системы оборота оружия в России (современный период) // Военное право. 2017. № 3.

[13] Федеральная таможенная служба Российской Федерации. Официальный сайт // http://www.customs.ru (дата обращения 20.07.2017).

[14] Федеральное агентство новостей. 17 июля 2017 г. URL: https://riafan.ru

[15] Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ (с изм. от 25.12.2008 г.) «О Федеральной службе безопасности».

[16] Хритошин И.А. Региональный аспект оперативно-розыскной деятельности таможенных органов по предотвращению контрабанды вооружения и военной техники // Юридическая мысль. 2014. № 5.

Spisok literatury:

[1] Akkaeva H.A. Vzaimodejstvie pravo-ohranitel'nyh i inyh gosudarstvennyh organov v deyatel'nosti po bor'be s nezakonnym oborotom oruzhiya // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2015. № 12.

[2] Bajzakova G.M. Primenenie oruzhiya kak kvalificiruyushchij priznak nasil'stvennyh prestu-plenij: dis. „. kand. yurid. nauk. CHelyabinsk, 2007.

[3] Baranova L.A. Deyatel'nost' organov vnutrennih del i nacional'noj gvardii po predot-vrashcheniyu prestuplenij i administrativnyh pravonarushenij v sfere nezakonnogo oborota oru-zhiya // Vestnik Ural'skogo finansovo-yuridich-eskogo in-ta. 2017. № 1.

[4] Voroncov S.A. Pravoohranitel'nye org-any i specsluzhby Rossijskoj Federacii. Istoriya i sovremennost'. Rostov n/D., 1999.

[5] Grigoryanc S.A. Nezakonnyj oborot oru-zhiya, boepripasov, vzryvchatyh veshchestv, vzryvnyh ustrojstv kak ob"ekt kriminologich-eskogo issledovaniya: dis. „. kand. yurid. nauk. Rostov n/D., 2011. S. 146.

[6] Diryutin I.V. Problemy bor'by s nezakonnym oborotom ognestrel'nogo oruzhiya // Vestnik Udmurtskogo un-ta. 2010. Vyp. 4.

[7] Zadoyan A.A., Mackevich I.M., CHuchaev A.I. Problemy kriminologicheskogo preduprezh-deniya nezakonnogo oborota oruzhiya. M., 2017.

[8] Imanbaev S.M. Problemy naznacheniya nakazaniya za nezakonnoe priobretenie, pereda-chu, sbyt, hranenie, perevozku ili noshenie oru-zhiya, boepripasov, vzryvchatyh veshchestv i vzryvnyh ustrojstv // Vestnik Permskogo un-ta. 2010. № 3.

[9] Kriminologiya / pod red. V.D. Malkova. 3-e izd., pererab. i dop. M., 2008. S. 121, 122.

[10] Nevskij S.A. Protivodejstvie nezakon-nomu oborotu oruzhiya, boepripasov i vzryvchatyh veshchestv. M., 2008.

[11] Strategiya razvitiya tamozhennoj slu-zhby Rossijskoj Federacii do 2020 g. Utverzhdena Rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 28 dekabrya 2012 g. № 2575-r.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[12] Teoreticheskie i pravovye osnovy raz-reshitel'noj sistemy oborota oruzhiya v Rossii (sovremennyj period) // Voennoe pravo. 2017. № 3.

[13] Federal'naya tamozhennaya sluzhba Rossijskoj Federacii. Oficial'nyj sajt // http:// www.customs .ru (data obrashcheniya 20.07.2017).

[14] Federal'noe agentstvo novostej. 17 iyulya 2017 g. URL: https://riafan.ru

[15] Federal'nyj zakon ot 3 aprelya 1995g. № 40-FZ (s izm. ot 25.12.2008 g.) «O Federal'noj slu-zhbe bezopasnosti».

[16] Hritoshin I.A. Regional'nyj aspekt oper-ativno-rozysknoj deyatel'nosti tamozhennyh organov po predotvrashcheniyu kontrabandy vooruzheniya i voennoj tekhniki // Yuridich-eskaya mysl'. 2014. № 5.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.