© Денисов Д.М., 2018
DOI 10.20310/2587-9340-2018-2-8-78-95 УДК 351.743
ФОРМЫ И МЕТОДЫ УЧАСТИЯ ЧАСТНЫХ ОХРАННИКОВ И ДОБРОВОЛЬНЫХ НАРОДНЫХ ДРУЖИН В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ ОРУЖИЯ
Д.М. Денисов
Центр лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Тамбовской области
392008, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Советская, 187г, корп. 1 E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассмотрены вопросы состояния противодействия правоохранительных органов Российской Федерации незаконному обороту оружия, взрывчатых веществ и боеприпасов на современном этапе. Приведены направления совещаний руководителей подразделений органов внутренних дел, Росгвардии, ФСБ, прокуратуры, Совета безопасности Российской Федерации по указанному вопросу. Отмечена важность профилактики в данном направлении работы с учетом прошедшего кадрового сокращения личного состава МВД России и увеличения роли общественности (ДНД, ЧОП) в вопросах обеспечения безопасности. В том числе затронуты вопросы негативного влияния глобальной сети Интернет на распространение незаконных способов изготовления оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. Приведены статистические данные о выявлении и пресечении преступлений, предусмотренных статьями 222-226 УК РФ. Рассмотрены цели, причины и условия возникновения незаконного оборота оружия, а также составы уголовно наказуемых деяний, связанных с данным видом противоправных деяний; указано на пробелы действующего законодательства. Приведены примеры проводимых контрольных профилактических мероприятий и их результаты. Особое внимание обращено на формы и методы участия частных охранников и членов добровольных народных дружин в профилактике, предупреждении и пресечении фактов распространения нелегального оружия, боеприпасов и взрывчатых материалов, а также снижении рисков чрезвычайных происшествий, преступлений, связанных с применением общественно опасных предметов и веществ.
Ключевые слова: общественная безопасность; общественный порядок; оборот оружия; частные охранные предприятия; добровольные народные дружины
В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются наивысшими ценностями в Российской
Федерации и, соответственно, их признание, соблюдение и их защита -обязанность государства. Правоохранительные органы являются специально учрежденными структурами исполнительной власти государства, на которые возложены обязанности по обеспечению правопорядка и безопасности, а также в соответствии с действующим законодательством им предоставлены специальные права в указанной сфере деятельности.
В Российской Федерации под преступлениями против общественной безопасности понимаются общественно опасные деяния, включенные законодателем в 24 главу Уголовного кодекса Российской Федерации1 (далее - УК РФ), посягающие на безопасные условия жизни общества и причиняющие существенный вред или создающие реальную угрозу причинения такого вреда [ 1].
Доктор юридических наук В.Д. Малков дал такое определение «общественной безопасности» - это состояние общества, характеризующееся его спокойствием и стабильностью, неприкосновенностью личности и собственности, нормальным функционированием государственных и общественных институтов [2].
В обеспечении общественного порядка и общественной безопасно-
2 3
сти участвуют как государственные органы (полиция , ФСБ , Росгвар-дия4), так и негосударственные организации (частные охранные предприятия5, общественные организации правоохранительной направленности6).
Противодействие преступности, в том числе связанной с незаконным оборотом оружия, являлось предметом рассмотрения как в рамках Всероссийского координационного совещания руководителей право-
7
охранительных органов , так и на координационных совещаниях руко-
1 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
2 О полиции: федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
3 О федеральной службе безопасности: федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 15. Ст. 1269;
4 О войсках национальной гвардии Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 03.07.2016 № 226-ФЗ // СЗ РФ. 2016. № 27 (Ч. I). Ст. 4159.
5 О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации: закон Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-I // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 17. Ст. 888.
6 Об участии граждан в охране общественного порядка: федеральный закон от 02.04.2014 № 44-ФЗ // СЗ РФ. 2014. № 14. Ст. 1536.
7 Генеральная прокуратура Российской Федерации: официальный сайт. URL: https://www.genproc.gov.ru/genprokuror/document-482 (дата обращения: 26.10.2015).
водителей правоохранительных органов субъектов Российской Федерации (22 сентября 2015 г. в прокуратуре Республики Адыгея , 31 марта 2016 г. в прокуратуре Московской области9, 29 марта 2018 г. в прокуратуре Тамбовской области). Кроме этого, вопросы противостояния незаконному обороту оружия и профилактики преступлений с применением огнестрельного оружия рассматривались в Совете Безопасности (26 апреля 2010 г., 29 сентября 2010 г., 14 апреля 2016 г., 29 ноября
2017 г.)10, коллегиях МВД России (15 марта 2016 г.)11, ФСБ России
12
(26 февраля 2016 г.) и прокуратуры [3, с. 254] (например: 20 октября 2016 г. - в коллегии прокуратуры Челябинской области13, 26 апреля
2018 г. - в коллегии прокуратуры Тамбовской области14).
13 июля 2015 г. Указом Президента Российской Федерации определена предельная штатная численность сотрудников органов внутренних дел - 835 тыс. 825 аттестованных сотрудников15, которые ежедневно принимают участие в профилактике, предупреждении и пресечении преступлений и правонарушений, в том числе в международной преступности [4, с. 219].
Необходимо отметить, что в 2015 г. было зарегистрировано 2 млн 352 тыс. 98 преступлений16, а сообщений о происшествиях - более
8 Прокуратура Республики Адыгея: официальный сайт. URL: https://www.adyg-proc.ru/news/22.09.2015 (дата обращения: 26.10.2015).
9 Прокуратура Московской области: официальный сайт. URL: https://www.mos-oblproc.ru/news/31.03.2016 (дата обращения: 02.05.2016).
10 Совет Безопасности Российской Федерации: официальный сайт. URL: https:// www.scrf.gov.ru (дата обращения: 30.12.2017).
11 Министерство внутренних дел Российской Федерации: официальный сайт. URL: https://www.mvd.ru/news/15.03.2016 (дата обращения: 18.04.2016).
12 Заседание коллегии Федеральной службы безопасности. URL: https://www. kremlin.ru/events/news/51397/ (дата обращения: 28.03.2016).
13 В прокуратуре Челябинской области состоялось расширенное заседание коллегии // Прокуратура Челябинской области: официальный сайт. URL: https://www. chelproc.ru/iblocks/?id=563 (дата обращения: 23.11.2016).
14 В прокуратуре области состоялось координационное совещание руководителей правоохранительных органов области // Прокуратура Тамбовской области: официальный сайт. URL: https://www.prokuratura-tambov.ru/news/show/id/12922 (дата обращения: 30.05.2018).
15 О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 05.05.2014 № 300 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации»: указ Президента Российской Федерации от 13.07.2015 № 356. Доступ из СПС Гарант.
16 Статистический сборник МВД России за 2015 год. URL: https://www.mvd.ru. (дата обращения: 23.11.2016).
17
30 млн . При этом в 2017 г. этот показатель составляет 2 млн 58 тыс. 476 преступлений и схожее количество сообщений граждан о происшествиях.
Относительно высокий уровень преступности обусловлен немалым падением духовно-нравственных ценностей [5, с. 236], так как, по замечанию Р.Б. Осокина, в России издавна имели первостепенную роль именно нравственные, духовные, религиозные и иные ценности, а также такие регуляторы, как совесть, честь, долг и т. д., которые оказывали и оказывают мощное определяющее воздействие на поведение людей [6, с. 3-4]. Схожая ситуация отмечалась на различных этапах развития и иностранных государств [7, с. 4]. Однако в переходный период времени в нашем государстве они оказались незащищенными, на что обращают многие ученые [8, с. 3].
Несмотря на принимаемые меры, вопрос противодействия нелегальному обороту оружия остается актуальным. Так, в 2002 г. было выявлено 53457 преступлений, предусмотренных статьей 222 УК РФ, а в период с 2007 по 2010 г. регистрировалось более 30 тыс. фактов незаконного оборота оружия. В период с 2013 по 2017 г. ежегодно выявляются около 20000-22000 преступлений, квалифицируемых по статьям 222-226 УК РФ (2013 г. - 21 тыс. 733 преступления, в 2014 г. - 22 тыс. 895 преступлений, в 2015 г. - 201 тыс. 68 таких преступлений). На территории Пензенской области - 165, в Удмуртской Республике -
250, в Волгоградской области - 565, в Республике Крым (КФО) -
18
201)18. На территории Тамбовской области ежегодно выявляется порядка 200 таких преступлений19 (2012 г. - 192, 2013 г. - 174, 2014 г. -170, 2015 г. - 207, 2016 г. - 214, 2017 г. - 191)20.
Правоохранительные органы, исполняя установленные Конституцией Российской Федерации нормы, принимают меры по контролю за оборотом оружия и пресечению фактов его незаконного владения. Однако, учитывая, что преступления, совершаемые с использованием огнестрельного оружия, имеют широкий общественный резонанс и могут
17 URL: https://www.ria.ru/defense_safety/2016/0315/1390080749.html (дата обращения: 18.04.2016).
18 Отчет о преступлениях, совершенных с применением оружия // Сборник МВД России за 2014 и 2015 гг. М., 2015-2016.
19 Министерство внутренних дел Российской Федерации: официальный сайт. URL: https://68.mvd.ru/Dejatelnost/Dokumenti/prav_pom (дата обращения: 30.05.2018).
20 Министерство внутренних дел Российской Федерации: официальный сайт. URL: https://68.mvd.ru/Dejatelnost/Dokumenti/prav_pom/2012/2013/2014/2015 (дата обращения: 30.05.2018).
причинить значительный ущерб жизни и здоровью большому кругу граждан, особенно среди молодежи, склонной к экстремистским действиям [9, с. 6-7], целесообразно применять новые методы противодействия данному виду противоправных деяний. Так, в 2016 г. были соз-
21
даны Войска национальной гвардии Российской Федерации21, на которые возложены задачи по контролю за оборотом оружия, частной охранной и детективной деятельностью.
Также, в соответствии с действующим законодательством, в профилактике и пресечении фактов нелегального оборота общественно опасных предметов и веществ могут участвовать члены добровольных народных дружин22 и работники частных охранных организаций23, но с учетом специфики выполняемых ими функций по охране общественного порядка и безопасности. При этом важное значение имеет исключение фактов лжесвидетельства и клеветы [10, с. 197] при получении сведений о незаконном хранении оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ.
Для регулирования общественных отношений и предупреждения, а также пресечения противоправных общественно опасных деяний применяются нормы уголовного права, а именно система юридических институтов, установленных федеральными органами законодательной власти, определяющих преступность и наказуемость деяния, устанавливающих основания уголовной ответственности, систему, порядок и условия применения наказания, условия освобождения от уголовной ответственности и наказания и т. д. (рис. 1) [11].
Так, в Уголовном кодексе Российской Федерации установлена ответственность в соответствии со статьями:
- 222 УК РФ «Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов»;
- 222.1 УК РФ «Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств»;
- 223 УК РФ «Незаконное изготовление оружия»;
21 О войсках национальной гвардии Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 03.07.2016 № 226-ФЗ // СЗ РФ. 2016. № 27 (Ч. I). Ст. 4159.
22 Об участии граждан в охране общественного порядка: федеральный закон от 02.04.2014 № 44-ФЗ // СЗ РФ. 2014. № 14. Ст. 1536.
23 О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации: закон Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 17. Ст. 888.
Система юридических институтов и норм, установленных федеральными органами законодательной власти, определяющих преступность и наказуемость деяний, устанавливающих основания уголовной ответственности, систему, порядок и условия применения наказания, условия освобождения от уголовной ответственности и т. д.
Преподаваемая в учебных заведениях юридического профиля система знаний, расположенных в формально-логической и юридически обоснованной последовательности в виде самостоятельных тем, охватывающих понятийное и нормативное содержание уголовно-правовой отрасли, цели, основания, условия и практику применения уголовно-правовых норм
Система господствующих на современном этапе взглядов, идей, представлений об уголовном праве и уголовном законе, преступлении и наказании, их социальной обусловленности, значении и эффективности, закономерностях развития и совершенствования, средствах борьбы с преступностью
Рис. 1. Понятие уголовного права [11]
- 223.1 УК РФ «Незаконное изготовление взрывчатых веществ, незаконные изготовление, переделка или ремонт взрывных устройств»;
- 224 УК РФ «Небрежное хранение огнестрельного оружия»;
- 225 УК РФ «Ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств»;
- 226 УК РФ «Хищение либо вымогательство оружия, боеприпа-
24
сов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» .
Необходимо отметить, что ответственность в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации за незаконный оборот оружия (боеприпасов, взрывчатых веществ) наступает с момента реального незаконного получения субъектом указанных нелегальных общественно опасных предметов и веществ. Степень причинения имущественного или морального вреда [6, с. 3-4] от указанных действий на квалификацию преступлений, предусмотренных статьями 222-226 УК
24 Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3. Доступ из СПС Гарант.
РФ, не влияет. Однако применение оружия (взрывчатых веществ) при совершении других преступлений в Российском уголовном праве расценивается как отягчающее обстоятельство, имеющее самостоятельный квалифицирующий признак. Классическим примером является квалификация открытого хищения имущества с применением оружия и без такового (рис. 2).
Рис. 2. Схема наказания за противоправное деяние (хищение) с применением и без применения оружия по статьям 162 и 161 УК РФ
При этом надо учесть, что огнестрельное оружие, боеприпасы к нему и взрывчатые вещества могут использоваться:
- для незаконного хранения в целях самообороны или коллекционирования;
- для совершения преступлений с их применением [12, с. 294];
- для совершения незаконных сделок (фактическая купля-продажа, мена).
Социальным портретом лиц, совершивших преступления, является в основном мужчина в возрасте 30-39 лет, с начальным или общим об-
разованием без постоянного источника доходов. При этом необходимо отметить резкий рост жестокости среди молодежи в возрасте от 16 до 25 лет, что усугубляется пробелами нравственного воспитания, доступностью жестоких компьютерных игр и фильмов, а также провоцирующими на незаконные или опасные действия флеш-мобами в социальных сетях и сети Интернет. При этом разрешенный возраст приобретения оружия начинается с 18 лет, а в ряде случаев возраст, по достижении которого граждане Российской Федерации имеют право на приобретение охотничьего огнестрельного гладкоствольного или длинноствольного оружия, может быть снижен не более чем на два года по решению законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации25.
По нашему мнению, существенное влияние на совершение корыстно-насильственных преступлений с применением оружия оказывает ряд таких факторов, как быстрота «наживы» преступников, освобождение из мест лишения свободы граждан, осужденных в середине 1990-х и начале 2000-х гг. за совершение подобных деяний, наличие в свободном доступе сети Интернет способов и методов изготовления как оружия, так и взрывчатых веществ, иные факторы.
Рассматривая один из указанных негативных элементов, необходимо отметить, что в глобальной Сети доступными для любых пользователей имеются разнообразные ссылки на текстовые сообщения и обучающие уроки [13] незаконного изготовления огнестрельного оружия, в том числе с видеороликами26 (2 млн 10 тыс. 891 просмотренных, одобрено 28 тыс. 326 пользователями), где на одном из каналов пошагово разъясняется порядок изготовления пистолета из запчастей от мебели и электролампы. Аналогичная ситуация с изготовлением гранат
27
(бомб) на основе взрывчатых материалов (просмотрено 3 млн 626 тыс. 727 раз, одобрено 46 тыс. 659 лицами). Данные обстоятельства подтверждают значительный спрос размещенных сведений в области незаконного изготовления оружия или совершение иных противоправных деяний [14, с. 73].
Распространенность указанной информации нивелирует у граждан чувство уголовной ответственности за незаконные деяния в области нелегального оборота оружия и взрывчатых веществ, а граждане, раз-
25 Об оружии: федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ (Ст. 13) // СЗ РФ. 1996. № 51. Ст. 5681.
26 URL: https://www.youtube.com/watch?v=x_8_Qy8HViw (дата обращения: 30.05.2018).
27 URL: https://www.youtube.com/watch?v=Nhehfbh0Fms (дата обращения: 30.05.2018).
мещающие обучающие ролики или такую информацию, избегают наказания или вообще не устанавливаются.
При объективно прогнозируемом росте преступлений мы наблюдаем уменьшение количества сотрудников органов внутренних дел, которые напрямую влияют на профилактику правонарушений, их тенденцию и последствия. Несомненно, реформа органов внутренних дел имеет определенные положительные моменты, однако, в настоящее время технические средства не способны полностью заменить человеческий фактор.
Явная нехватка личного состава полиции привела МВД России к более активному использованию частных охранных предприятий и членов добровольных народных дружин в обеспечении общественного порядка и безопасности. Правовой основой для указанного взаимодействия служат Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-1
«О частной детективной и охранной деятельности в Российской Феде-
28
рации» , Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии
29
граждан в охране общественного порядка» , постановление Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности»30, приказ МВД России от 17 апреля 2013 г. № 211 «Об утверждении типовых форм соглашений о содействии частных охранных организаций правоохранительным органам в обеспечении правопорядка и о содействии частных детективов правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений»31.
Указанными нормативными правовыми актами предусмотрено пять основных форм участия граждан (частных охранников, детективов, дружинников) в охране общественного порядка.
28 О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации: закон Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 17. Ст. 888.
29 Об участии граждан в охране общественного порядка: федеральный закон от 02.04.2014 № 44-ФЗ // СЗ РФ. 2014. № 14. Ст. 1536.
30 Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности: постановление Правительства РФ от 14.08.1992 № 587 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. № 8. Ст. 506.
31 Об утверждении типовых форм соглашений о содействии частных охранных организаций правоохранительным органам в обеспечении правопорядка и о содействии частных детективов правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений: приказ МВД России от 17.04.2013 № 211 // Российская газета. 2013. 26 июня.
Во-первых, это содействие правоохранительным органам. Оно предполагает участие в охране общественного порядка, в том числе при проведении массовых мероприятий, информирование полиции о правонарушениях и угрозах общественному порядку.
Вторая форма - помощь правоохранительным органам в поиске пропавших без вести. Участвовать в ней, согласно Закону, могут только совершеннолетние граждане. Прописаны права и обязанности добровольцев. Власти должны предоставлять им необходимую для поиска пропавших информацию (но только общедоступную).
Третья форма - работа в качестве внештатных сотрудников полиции. В законе установлены требования к таким лицам, определены их полномочия.
Четвертая форма - участие в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности. Основными направлениями работы этих объединений являются содействие в охране общественного порядка, участие в предупреждении и пресечении правонарушений, распространение правовых знаний.
Особое внимание в Законе уделено пятой форме - народным дружинам. Прописаны порядок их создания и деятельности, приема в них граждан. Определены полномочия дружинников. В частности, они могут требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния, применять физическую силу (но лишь в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости). Дружинникам выдаются удостоверения. Они проходят специальную подготовку.
Каждая из этих форм четко не определяет, какой вид противоправных деяний (преступления или административные правонарушения), представляющие угрозу общественной безопасности, может пресекаться с помощью общественных объединений правоохранительной направленности. Соответственно, частные охранники, детективы, дружинники могут принять участие в профилактике и пресечении фактов незаконного оборота оружия, взрывчатых веществ и боеприпасов.
Согласно Федеральному закону от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ
32
«Об оружии»32, под незаконным оборотом огнестрельного оружия понимается: не лицензированное в органах внутренних дел огнестрельное оружие или его основные части и боеприпасы, находящиеся у граждан на неправомерном основании, или хранение оружия (его основ-
32 Об оружии: федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 51. Ст. 5681.
ных частей, боеприпасов) гражданами, не имеющими право на приобретение гражданского огнестрельного оружия.
Основным направлением работы общественных организаций правоохранительной направленности и частных охранных предприятий в области борьбы с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ является следующее.
Во-первых, проведение профилактической работы:
- информационно-разъяснительная работа среди населения о мерах уголовной ответственности за незаконный оборот оружия и боеприпасов;
- доведение до граждан информации о проводимых органами государственной власти, в том числе субъектов Российской Федерации, мероприятиях по стимулированию добровольной выдачи из незаконного оборота оружия и боеприпасов (например: постановление администрации Тамбовской области от 4 мая 2012 г. № 530 «Об утверждении Порядка выплаты денежного вознаграждения гражданам Российской Федерации за добровольную сдачу незаконно хранящегося огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств»);
- создание видеороликов на тематику безопасного обращения с оружием (например: студенческим отрядом «Держава» ТГУ им. Г.Р. Державина смонтирован и размещен в сети Интернет видеоролик на тему:
33
«Сдай оружие! Спаси жизнь!» . Данный видеоклип нацелен на разъяснение гражданам опасности огнестрельного оружия и на то, как в большинстве своем граждане небезопасно владеют им);
- раздача в местах с массовым пребыванием граждан специализированных тематических листовок по вопросам оборота оружия.
Во-вторых, участие в качестве понятых при проведении оперативно-розыскных мероприятий по пресечению фактов незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ.
В-третьих, участие в качестве понятых и в последующем свидетелей при проведении уголовно-процессуальных действий сотрудниками полиции, следствия, дознания.
В-четвертых, участие в совместных профилактических рейдовых мероприятиях (операциях). Например, при проведении целевых проверок в рамках операций «Арсенал» или при операциях «Браконьер»34, где
33 URL: https://law.tsutmb.ru/studenchestvo/studencheskij-operativnyij-otryad-derzha-va.html (дата обращения: 22.06.2018).
34 URL: https://www.68мвд.рф/document/2469248/ (дата обращения: 22.06.2018).
пресечение фактов незаконного оборота оружия и боеприпасов является сопутствующей задачей при проверке соблюдения правил охоты.
В-пятых, инициативное уведомление органов внутренних дел о ставших известными фактах незаконного оборота оружия или боеприпасов, в том числе мониторинг сети Интернет. Данное положение соответствует цели № 1 статьи 8 Федерального закона от 2 апреля 2014 г.
35
№ 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» .
Согласно отчетам сотрудников студенческого отряда охраны правопорядка «Держава» за 9 месяцев 2016 г. при охране общественного порядка совместно с сотрудниками патрульно-постовой службы полиции на территории г. Тамбов у 11 граждан было зафиксировано ношение огнестрельного оружия (в 9 случаях - оружия ограниченного поражения), а за 2015 г. - 8 таких фактов36. Несмотря на то, что нарушений правил оборота оружия в указанных случаях установлено не было, данные факты наглядно демонстрируют совместную работу сотрудников полиции и членов добровольных дружин по контролю за оборотом оружия.
Не меньшую роль во взаимодействии с правоохранительными органами в вопросах профилактики и пресечения фактов незаконного оборота оружия и боеприпасов могут играть частные охранные предприятия.
Данные коммерческие организации правоохранительной направленности могут принять участие в противодействии незаконному обороту оружия (боеприпасов) в следующих формах.
1. Профилактическая работа:
- выполнение договорных обязательств по охране объектов (граждан, имущества). Наличие охраны, в том числе технических средств (видеокамер, систем контроля и охраны), с психологической точки зрения, стимулирует граждан на недопущение противоправных действий, в том числе связанных с незаконным оборотом оружия;
- информационно-разъяснительная работа среди населения о мерах уголовной ответственности за незаконный оборот оружия и боеприпасов;
- раздача в местах с массовым пребыванием граждан специализированных тематических листовок по вопросам оборота оружия.
35 Об участии граждан в охране общественного порядка: федеральный закон от 02.04.2014 № 44-ФЗ // СЗ РФ. 2014. № 14. Ст. 1536.
36 URL: https://law.tsutmb.ru/studenchestvo/studencheskij-operativnyij-otryad-derzha-va.html (дата обращения: 23.06.2018).
- доведение до граждан информации о проводимых органами государственной власти, в том числе субъектов Российской Федерации, мероприятиях по стимулированию добровольной выдачи из незаконного оборота оружия и боеприпасов.
2. Используя потенциал частной охранной организации, ее руководители могут инициировать создание профилактических видеороликов по предупреждению преступлений и иных правонарушений, которые впоследствии демонстрируются на охраняемых объектах по согласованию с заказчиками охранных услуг. Данные видеоматериалы могут содержать предостерегающую информацию о кражах в торговых организациях, а также сведения об уголовной ответственности за незаконный оборот оружия и боеприпасов.
3. Выполнение договорных обязательств по охране объектов (граждан, имущества) при осуществлении режимных, контрольно-пропускных функций. В данном случае существенную помощь в обнаружении оружия и боеприпасов оказывают используемые рамки металл-детекторов. При установлении наличия оружия и боеприпасов, а также при получении информации о фактах незаконного ношения, хранения оружия частные охранники могут инициативно уведомить правоохранительные органы.
4. Самостоятельная работа групп быстрого реагирования (ГБР) частных охранных организаций как по выполнению договорных обязательств с заказчиками, так и при выполнении непосредственных функций по охране общественного порядка и безопасности в соответствии с заключенными с органами внутренних дел соглашениями. Благодаря ГБР большинство преступлений раскрывается по горячим следам, и в вопросах профилактики незаконного оборота оружия, пресечения нарушений Федерального закона «Об оружии» данные должностные лица охранных организаций также имеют важное значение.
5. Участие в качестве понятых при проведении оперативно-розыскных мероприятий по пресечению фактов незаконного оборота оружия.
6. Участие в качестве понятых и свидетелей при проведении уголовно-процессуальных действий сотрудниками следствия, дознания правоохранительных органов.
Привлечение частных охранников и членов добровольных народных дружин для участия в процессуальных действиях сотрудников органов внутренних дел, Следственного комитета, ФСБ, Росгвардии, при пресечении фактов незаконного оборота оружия и боеприпасов поло-
жительно влияет как на независимость и объективность выполняемых государственными служащими своих должностных обязанностей, так и на профилактику коррупционной составляющей данной работы.
Потенциал указанных сил правоохранительной направленности значителен. Так, на сегодняшний день только в Тамбовской области имеются 54 отряда добровольных народных дружин общей численно-
37
стью 1212 человек , 104 частных охранных организаций, в которых
38
работает 2505 охранников .
При этом необходимо отметить, что указанные лица имеют специальную подготовку и прошли соответствующую проверку для выполнения обязанностей, связанных с правоохранительной деятельностью.
Использование дополнительных сил профилактики, предупреждения и пресечения преступности, связанной с незаконным оборотом оружия и боеприпасов, может оказать положительное влияние на национальную безопасность как в отдельном государстве, так и на международном уровне.
Список литературы
1. Белоусов И.В., Буданов С.А., Гаврилов С.Т., Лаптев Е.В. Преступления против общественной безопасности / под ред. С.Т. Гаврилова, И.В. Белоусова. Воронеж: ВИ МВД России, 2003.
2. Криминология / под ред. В.Д. Малкова. М., 2006.
3. Осокин Р.Б. К вопросу о роли органов прокуратуры в координации деятельности правоохранительных органов по противодействию преступлениям против общественной нравственности // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 10. С. 254-257.
4. Осокин Р.Б. Об основных направлениях уголовно-правовой политики в сфере противодействия преступлениям против общественной нравственности // Уголовный закон: проблемы и перспективы: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2011. С. 219-233.
5. Осокин Р.Б. О необходимости разработки концептуальных основ противодействия преступлениям против общественной жизни // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып. 3 (95). С. 236-239.
6. Осокин Р.Б. Теоретико-правовые основы уголовной ответственности за преступления против общественной нравственности: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2014. 46 с.
7. Осокин Р.Б. Уголовно-правовая охрана общественной нравственности: история и зарубежный опыт противодействия. Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2013. 156 с.
8. Осокин Р.Б., Денисенко М.В. Уголовная ответственность за незаконное распространение порнографических материалов или предметов. М.: Москов. ун-т МВД России; Изд-во «Щит-М», 2005. 120 с.
37 URL: https://www.68мвд.рф/news/item/8753046 (дата обращения: 23.06.2018).
38 URL: https://www.68мвд.рф/news/item/6999180 (дата обращения: 23.06.2018).
9. Осокин Р.Б., Сочнев Д.В., Трунцевский Ю.В. Системное противодействие радикальным экстремистским течениям в молодежной среде. Тамбов: Изд-во Перши-на Р.В., 2010. 158 с.
10. Осокин Р.Б. Декриминализация клеветы и оскорбления как одна из форм реализации уголовной политики // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 7-8 (41-42). С. 196-199.
11. Осокин Р.Б. Уголовное право в схемах (общая часть). М.: Щит-М, 2006.
12. Осокин Р.Б. Разграничение составов вовлечения в занятие проституцией и использования рабского труда // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2013. Вып. 2 (118). С. 294-296.
13. Осокин Р.Б. К вопросу о криминализации изготовления или распространения произведений, пропагандирующих насилие и жестокость // Публичное и частное право. 2014. № 1 (21). С. 70-73.
14. Осокин Р.Б. К вопросу об ответственности за размещение объявлений (информации) об оказании сексуальных услуг // Преступления в информационной сфере: проблемы расследования, квалификации, реализации ответственности и предупреждения: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2013. С. 73-76.
Поступила в редакцию 24.07.2018 г. Отрецензирована 26.08.2018 г. Принята в печать 04.10.2018 г.
Информация об авторе
Денисов Денис Михайлович - полковник полиции, заместитель начальника. Центр ли-цензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Тамбовской области, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Для цитирования
Денисов Д.М. Формы и методы участия частных охранников и добровольных народных дружин в противодействии незаконному обороту оружия // Актуальные проблемы государства и права. 2018. Т. 2. № 8. С. 78-95. DOI 10.20310/2587-9340-2018-2-878-95.
DOI 10.20310/2587-9340-2018-2-8-78-95
FORMS AND METHODS OF PARTICIPATION OF PRIVATE SECURITY GUARDS AND VOLUNTARY PEOPLE'S PATROL IN RESPONSE TO ILLEGAL TRAFFICKING OF WEAPONS
D.M. Denisov
Center for Licensing and Permissive Work of the Office of the Federal National Guard
Troops Service in the Tambov Region
187g-1 Sovetskaya St., Tambov 392008, Russian Federation
E-mail: [email protected]
Abstract. In this study, the issues of the state of counteraction of law enforcement agencies of the Russian Federation to illegal trafficking in weapons, explosives and ammunition at the present stage are considered. Given the meetings directions of heads of divisions of law-enforcement agencies, Federal National Guard Troops Service, Federal Security Service, Public Prosecution Office, Security Council of the Russian Federation on the specified question. Noted the importance of prevention in this area of work, based on the past redundancy of personnel of the MIA of Russia and increasing the role of the public (voluntary people's patrol, private security company) in security issues. Among other things, were touched upon the issues of the negative impact of the global Internet network on the spread of illegal methods of manufacturing of weapons, ammunition and explosives. Presented the statistical data on detection and suppression of crimes under articles 222-226 of the Criminal Code of the Russian Federation. The purposes, causes and conditions of illegal arms trafficking, as well as the composition of criminal acts related to this type of illegal acts are considered, the gaps in the current legislation are pointed out. Examples of control preventive measures and their results are given. Particular attention is paid to the forms and methods of participation of private security guards and members of voluntary people's patrol in the prevention, prevention and suppression of the spread of illegal weapons, ammunition and explosives, as well as reducing the risk of accidents, crimes related to the use of socially dangerous objects and substances.
Keywords: public safety; public order; weapon trafficking; private security companies; voluntary people's patrol
References
1. Belousov I.V., Budanov S.A., Gavrilov S.T., Laptev E.V. Prestupleniya protiv obsh-chestvennoy bezopasnosti [Crimes against Public Safety]. Voronezh, Voronezhskiy Institut MVD Rossii, 2003. (In Russian).
2. Malkov V.D. (ed.). Kriminologiya [Criminology]. Moscow, 2006. (In Russian).
3. Osokin R.B. K voprosu o roli organov prokuratury v koordinatsii deyatel'nosti pra-vookhranitel'nykh organov po protivodeystviyu prestupleniyam protiv obshchestve n-noy nravstvennosti [To a question of a role of bodies of prosecutor's office in coord i-nation of activities of law enforcement agencies for counteraction to crimes against
public moral]. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii - Vestnik of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2015, no. 10, pp. 254-257. (In Russian).
4. Osokin R.B. Ob osnovnykh napravleniyakh ugolovno-pravovoy politiki v sfere proti-vodeystviya prestupleniyam protiv obshchestvennoy nravstvennosti [About the main directions of criminal and legal policy in the sphere of counteraction to crimes against public morality]. Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Ugolovnyy zakon: problemy i perspektivy» [Proceedings of International Scientific and Practical Conference "Criminal Law: Problems and Prospects"]. Tambov, TRPO "Business-Science-Society", 2011, pp. 219-233. (In Russian).
5. Osokin R.B. O neobkhodimosti razrabotki kontseptual'nykh osnov protivodeystviya prestupleniyam protiv obshchestvennoy zhizni [About necessity of development of conceptual bases of reaction to crimes against public moral]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnyye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2011, no. 3 (95), pp. 236-239. (In Russian).
6. Osokin R.B. Teoretiko-pravovyye osnovy ugolovnoy otvetstvennosti za prestupleniya protiv obshchestvennoy nravstvennosti: avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk [Theoretical and Legal Basis of Criminal Liability for Crimes Against Public Morality. Dr. jurid. sci. diss. abstr.]. Moscow, 2014, 46 p. (In Russian).
7. Osokin R.B. Ugolovno-pravovaya okhrana obshchestvennoy nravstvennosti: istoriya i zarubezhnyy opytprotivodeystviya [Criminal Law Protection of Public Morality: History and Foreign Experience of Counteraction]. Tambov, R.V. Pershin's Publ., 2013, 156 p. (In Russian).
8. Osokin R.B., Denisenko M.V. Ugolovnaya otvetstvennost' za nezakonnoye rasprostra-neniye pornograficheskikh materialov ili predmetov [Criminal Liability for Illegal Distribution of Pornographic Materials or Objects with Sexual Content]. Moscow, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia Publ.; "Shchit-M" Publ., 2005, 120 p. (In Russian).
9. Osokin R.B., Sochnev D.V., Truntsevskiy Y.V. Sistemnoye protivodeystviye radik-al'nym ekstremistskim techeniyam v molodezhnoy srede [Systemic Resistance to Radical Extremist Movements among Young People]. Tambov, R.V. Pershin's Publ., 2010, 158 p. (In Russian).
10. Osokin R.B. Dekriminalizatsiya klevety i oskorbleniya kak odna iz form realizatsii ugolovnoy politiki [Decriminalization of libel and insult as one of the forms of realization of criminal policy]. Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy - Social and Economic Phenomena and Processes, 2012, no. 7-8 (41-42), pp. 196-199. (In Russian).
11. Osokin R.B. Ugolovnoye pravo v skhemakh (obshchaya chast') [Criminal Law in Schemes (General Part)]. Moscow, "Shchit-M" Publ., 2006. (In Russian).
12. Osokin R.B. Razgranicheniye sostavov vovlecheniya v zanyatiye prostitutsiyey i is-pol'zovaniya rabskogo truda [Compositions distinction of engaging in prostitution and use of slave labor]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnyye nauki -Tambov University Review. Series: Humanities, 2013, no. 2 (118), pp. 294-296. (In Russian).
13. Osokin R.B. K voprosu o kriminalizatsii izgotovleniya ili rasprostraneniya proizvede-niy, propagandiruyushchikh nasiliye i zhestokost' [To the question of the criminaliza-tion of the production or distribution of works promoting violence and cruelty]. Pub-
lichnoye i chastnoye pravo [Public and Private Law], 2014, no. 1 (21), pp. 70-73. (In Russian).
14. Osokin R.B. K voprosu ob otvetstvennosti za razmeshcheniye ob"yavleniy (informat-sii) ob okazanii seksual'nykh uslug [To the question on the responsibility for the advertisements placement (information) on the provision of sexual services]. Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Prestupleniya v informatsion-noy sfere: problemy rassledovaniya, kvalifikatsii, realizatsii otvetstvennosti i predu-prezhdeniya» [Proceedings of International Scientific and Practical Conference "Crimes in the Information Sphere: Problems of Investigation, Qualification, Implementation of Responsibility and Prevention"]. Tambov, Publishing House Tambov State University named after G.R. Derzhavin, 2013, pp. 73-76. (In Russian).
Received 24 July 2018 Reviewed 26 August 2018 Accepted for press 4 October 2018
Information about the author
Denisov Denis Mikhaylovich - Police Colonel, Deputy Chief. Center for Licensing and Permissive Work of the Office of the Federal National Guard Troops Service in the Tambov Region, Tambov, Russian Federation. E-mail: [email protected]
For citation
Denisov D.M. Formy i metody uchastiya chastnykh okhrannikov i dobrovol'nykh naro d-nykh druzhin v protivodeystvii nezakonnomu oborotu oruzhiya [Forms and methods of participation of private security guards and voluntary people's patrol in response to illegal trafficking of weapons]. Aktual'nye problemy gosudarstva i prava - Current Issues of the State and Law, 2018, vol. 2, no. 8, pp. 78-95. DOI 10.20310/2587-9340-2018-2-8-78-95. (In Russian, Abstr. in Engl.).