Научная статья на тему 'ФОРМЫ УЧАСТИЯ ЧАСТНЫХ ОХРАННИКОВ И ДОБРОВОЛЬНЫХ НАРОДНЫХ ДРУЖИН В ПРОФИЛАКТИКЕ И ПРЕСЕЧЕНИИ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА ОРУЖИЯ, БОЕПРИПАСОВ И ВЗРЫВЧАТЫХ ВЕЩЕСТВ'

ФОРМЫ УЧАСТИЯ ЧАСТНЫХ ОХРАННИКОВ И ДОБРОВОЛЬНЫХ НАРОДНЫХ ДРУЖИН В ПРОФИЛАКТИКЕ И ПРЕСЕЧЕНИИ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА ОРУЖИЯ, БОЕПРИПАСОВ И ВЗРЫВЧАТЫХ ВЕЩЕСТВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
94
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
незаконный оборот оружия / незаконный оборот взрывчатых веществ / незаконный оборот боеприпасов / частные охранники / добровольные народные дружины / профилактика / illegal arms trafficking / illegal explosives trafficking / illegal ammunition trafficking / private guards / voluntary national squads / prevention

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Денис Михайлович Денисов

Рассматриваются особенности участия охранников и добровольных народных дружин в профилактике и пресечении незаконного оборота оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. В результате делается вывод, что участие общественности и негосударственных служб безопасности в целом оказывает положительное влияние на состояние криминогенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS OF PARTICIPATION OF PRIVATE GUARDS AND VOLUNTARY PEOPLE’S SQUADS IN PREVENTING AND SUPPRESSING ILLICIT TRAFFICKING IN ARMS, AMMUNITION AND EXPLOSIVES

Considered the peculiarities of the participation of guards and voluntary people’s squads in the prevention and suppression of illegal trafficking in weapons, ammunition and explosives. As a result, it is concluded that the participation of the public and non-State security services in general has a positive impact on the state of criminality.

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ УЧАСТИЯ ЧАСТНЫХ ОХРАННИКОВ И ДОБРОВОЛЬНЫХ НАРОДНЫХ ДРУЖИН В ПРОФИЛАКТИКЕ И ПРЕСЕЧЕНИИ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА ОРУЖИЯ, БОЕПРИПАСОВ И ВЗРЫВЧАТЫХ ВЕЩЕСТВ»

УДК 343.3/.7 ББК 67.408.1

DOI 10.24411/2414-3995-2020-10308 © Д.М. Денисов, 2020

Научная специальность 12.00.08 - уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

ФОРМЫ УЧАСТИЯ ЧАСТНЫХ ОХРАННИКОВ И ДОБРОВОЛЬНЫХ НАРОДНЫХ ДРУЖИН В ПРОФИЛАКТИКЕ И ПРЕСЕЧЕНИИ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА ОРУЖИЯ, БОЕПРИПАСОВ И ВЗРЫВЧАТЫХ ВЕЩЕСТВ

Денис Михайлович Денисов,

заместитель начальника Центра лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Тамбовской области (123298, Москва, ул. Ирины Левченко, д. 1, издательство «Юнити-Дана»)

E-mail: ddm140679@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются особенности участия охранников и добровольных народных дружин в профилактике и пресечении незаконного оборота оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. В результате делается вывод, что участие общественности и негосударственных служб безопасности в целом оказывает положительное влияние на состояние криминогенности.

Ключевые слова: незаконный оборот оружия, незаконный оборот взрывчатых веществ, незаконный оборот боеприпасов, частные охранники, добровольные народные дружины, профилактика.

FORMS OF PARTICIPATION OF PRIVATE GUARDS AND VOLUNTARY PEOPLE'S SQUADS IN PREVENTING AND SUPPRESSING ILLICIT TRAFFICKING IN ARMS, AMMUNITION AND EXPLOSIVES

Denis M. Denisov,

Deputy Head of the Center for Licensing and Permitting Work of the Rosgvardia Directorate for the Tambov Region (123298, Moscow, ul. Irina Levchenko, d. 1, Unity-Dana publishing house)

Abstract. Considered the peculiarities of the participation of guards and voluntary people's squads in the prevention and suppression of illegal trafficking in weapons, ammunition and explosives. As a result, it is concluded that the participation of the public and non-State security services in general has a positive impact on the state of criminality.

Keywords: illegal arms trafficking, illegal explosives trafficking, illegal ammunition trafficking, private guards, voluntary national squads, prevention.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Денисов Д.М. Формы участия частных охранников и добровольных народных дружин в профилактике и пресечении незаконного оборота оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. Вестник экономической безопасности. 2020;(5):121-6.

«Шум оружия заглушает голос законов».

Мишель де Монтень, философ, 28.02.1533-13.09.1592

Общественная безопасность понимается как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от общественно опасных деяний и негативного воздействия чрезвычайных обстоятельств, вызванных криминогенной ситуацией, влияющих на нормальное функционирование социума [1-3].

На современном этапе развития государства вопросы обеспечения общественного порядка и общественной безопасности возложены на специально созданные государственные органы. Одним из важ-

ных факторов стабильности правопорядка является обеспечение надлежащего контроля за оборотом оружия и противодействие его незаконному обороту. Ключевую роль в данной работе выполняют следующие учреждения:

- Министерство внутренних дел Российской Федерации1, в структуре которого находится полиция2;

- Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации или Росгвардия3;

1 Указ Президента РФ от 01.03.2011 № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 10. Ст. 1334.

2 Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

3 Федеральный закон от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 27. Ч. I. Ст. 4159.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

- Федеральная служба безопасности Российской Федерации1;

- Следственный комитет Российской Федера-ции2;

- Прокуратура Российской Федерации3;

- Федеральная служба охраны Российской Федерации4.

Кроме этого, в соответствии с действующим законодательством общественности предоставлено право содействовать правоохранительным органам в противодействии преступности, в том числе связанной с незаконным оборотом оружия. Таким правом наделены частные охранные организации5 и общественные организации правоохранительной направленности (добровольные народные дружины)6.

Для определения понимания юрисдикции деятельности указанных правоохранительных структур по противодействию незаконному обороту взрывчатых веществ или изготовленных на их основе взрывных устройств, а также иногооружия, боеприпасов, в Российской Федерации имеются соответствующие нормативные правовые акты, в том числе носящие специальный характер. Основными законами, регулирующими указанную сферу деятельности, являютсяУголовный кодекс Российской Федерации7 и Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии»8. Кроме этого изданы различные ведомственные приказы Министерства внутренних дел России, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардии) и иных федеральных органов исполнительной власти.

1 Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» // СЗ РФ. 1995. № 15. Ст. 1269.

2 Федеральный закон от 28.10.2010 № 403-Ф3 «О Следственном Комитете Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 15.

3 Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 8. Ст. 366.

4 Федеральный закон от 27.05.1996 № 57-ФЗ «О государственной охране» // СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2594.

5 Закон Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» // Российская газета. 1992. 23 апр.

6 Федеральный закон от 2.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» // СЗ РФ. 2014. № 14. Ст. 1536.

7 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

8 Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об ору-

жии» // Рос. газ. 1996. 18 дек.

Незаконный оборот огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ - это по факту не лицензированное в подразделениях Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардии)9 деятельность, а также непосредственно огнестрельное оружие или его основные части, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства находящиеся у граждан на незаконном [2] (нелегальном) основании, или деяния связанные с хранением указанного оружия или его основных частей гражданами, не имеющими право на приобретение какого-либо огнестрельного оружия.

В данном вопросе необходимо отметить, что в Российской Федерации с 2003 года за незаконное приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение огнестрельного гладкоствольного оружия уголовная ответственность [2] декриминализо-вана и в настоящее время установлена мера административного наказания по статье 20.8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации10, за исключением сбыта такого вида оружия11.

Рассматривая уголовную ответственность [2], как крайнюю меру за незаконные действия с огнестрельным оружием, взрывчатыми веществами, взрывными устройствами или боеприпасами, необходимо отметить, что эти деяния являются предметом уголовного права [2] основанном на кодифицированном уголовном законе (Уголовный кодекс) и представляют собой совокупность регулируемых общественных отношений [2]. При этом, в Российской Федерации Уголовный кодекс основан на Конституции Российской Федерации12 для защиты прав и свобод граждан и является единственным источником уголовного права. Применяемый в настоящее время Уголовный кодекс Российской Федерации

9 Федеральный закон от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 27. Ч. I. Ст. 4159.

10 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Рос. газ. 2001. 31 дек.

11 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

12 Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

был введен в действие отдельным Федеральным законом от 13.06.1996 № 64-ФЗ1 после принятия его 24 мая 1996 года Государственной думой Российской Федерации, одобрении 5 июня 1996 года Советом Федерации Российской Федерации, подписания 13 июня 1996 года Президентом Российской Федерации и публикации в официальных источниках информации.

В данном вопросе необходимо отметить особенность защиты государством своих граждан их конституционных прав от противоправного посягательства на них или их имущество с использованием огнестрельного оружия или взрывчатых веществ (взрывных устройств), которая выражается в следующем:

1) Огнестрельное оружие, взрывчатые вещества, взрывные устройства, боеприпасы являются источниками повышенной опасности [4] в связи с тем, что они обладают высокой разрушающей (поражающей) силой. При их применении наносится вред жизни, здоровью граждан, а также имуществу физических и юридических лиц.

2) Использование указанных предметов в местах с массовым пребыванием граждан, кроме прямого физического воздействия, несет психологические травмы родственникам и другим людям, получившим информацию о факте взрыва или массовой гибели людей.

Официальная статистика МВД России2 наглядно показывает, что количество зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, является стабильно высоким. Так, в 2002 году было выявлено 53 457 преступлений, предусмотренных статьей 222 УК РФ, а в период с 2007 по 2010 годы регистрировалось более 30 000 фактов незаконного оборота оружия. В связи с ранее проведенной работой и введением в большинстве регионов Российской Федерации профилактических мер, связанных с приемом от граждан на возмездной основе незаконно хранящегося оружия и боеприпасов, в Российской Федерации отмечается снижение данных преступлений на 28%. Так, в 2013 г. в производстве следственных подразделений и органов

1 Федеральный закон от 13.06.1996 № 64-ФЗ «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2955.

2 www.mvd.ru/news/item/688770

дознания находилось 21 733 уголовных дела по данному виду преступлений, в 2014 г. - 21 786 таких уголовных дел, в 2015 г. - 20 134, в 2018 г. -27 452, 2019 г. - 26 557. На территории Тамбовской области ежегодно выявляется порядка 200 таких преступлений (2012 г. - 192, 2013 г. - 174, 2014 г. -170, 2015 г. - 207, 2016 г. - 214, 2018 г. - 199, 2019 г. - 201).

Данное обстоятельство в немалой степени свидетельствует о падении духовно-нравственных ценностей [5] (так как по замечанию Р.Б. Осокина, в России издавна имели первостепенную роль именно нравственные, духовные, религиозные и иные ценности, а также такие регуляторы, как совесть, честь, долг и т.д., которые оказывали и оказывают мощное определяющее воздействие на поведение людей. Однако в переходный период времени в нашем государстве, они оказались незащищенными [6, с. 236]), на что обращают многие ученые [7]. Также негативными факторами, влияющими на незаконный оборот оружия, являются падение качества образования населения и снижение уровня реальных доходов граждан, в следствии различных финансово-экономических кризисов. Данные обстоятельства, в совокупности со скрытой криминальной латентностью, влияют на поведенческие особенности людей связанные с насильственным незаконным приобретением имущества, в том числе элементарных продуктов питания или предметов быта, с применением оружия.

Учитывая повышенную опасность огнестрельного оружия, взрывчатых веществ (взрывных устройств) и принимая во внимание, что в настоящее время имеются негативные тенденции к незаконному изготовлению указанных предметов, перед государством возникает вопрос выработки новых форм противодействия такой преступности и активизации имеющихся силовых формирований.

Так, например, сотрудники полиции для обеспечения правопорядка, в том числе при проведении отдельных целевых оперативно-профилактических мероприятий («Вихрь-Антитеррор», «Браконьер», «Арсенал», «Оружие» и т.д.)3, ввели в практику привлечение дополнительных сил и средств из числа сотрудников органов внутренних дел, не состоящих в должностях полиции (штаб,

www.mvd.ru/news/item/operacii.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

кадры, информационный центр, подразделения тыла и т.д.).

Кроме этого, для охраны общественного порядка сотрудники полиции, в соответствии с действующим законодательством, привлекают для выполнения данной функции сотрудников и военнослужащих Росгвардии, а также негосударственные силы безопасности - частных охранников, частных детективов и членов добровольных народных дружин.

Необходимо отметить, что содействие частных охранных организаций, по факту коммерческих структур, это не их обязанность и выполняют такую работу, охранники по личной инициативе на основании заключенных соглашений о взаимодействии1 , осознавая свою важность и значимость для обеспечения безопасности в населенных пунктах.

С принятием Федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка»2, граждане получили право содействовать полиции по обеспечению правопорядка и безопасности. В соответствии с указанным законом предусмотрено пять основных форм участия граждан в охране общественного порядка:

- содействие правоохранительным органам по охране общественного порядка, в том числе при проведении массовых мероприятий, а также информирование полиции о правонарушениях и угрозах общественной безопасности;

- помощь полиции в поиске пропавших без вести;

- работа в качестве внештатных сотрудников полиции на основании утвержденной МВД России Инструкции3;

- участие в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности. Основными направлениями работы этих объединений являются содействие в охране общественного порядка, участие в предупреждении и пресечении правонарушений, распространение правовых знаний;

1 Постановление Правительства РФ от 14.08.1992 № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» // СЗ РФ. 1992. № 8. Ст. 506.

2 Федеральный закон от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» // СЗ РФ. 2014. № 14. Ст. 1536.

3 Приказ МВД России от 10.01.2012 № 8 «Об утвержде-

нии Инструкции по организации деятельности внештатных сотрудников полиции» // Российская газета. 2012. 20 апреля.

- организация и формирование народных дружин.

Дружинники и частные охранники - лица, имеющие специальную подготовку и для выполнения функций по охране общественного порядка и соответствующие удостоверения, а в некоторых случаях и специальную форменную одежду.

Каждая из вышеуказанных форм не уточняет какой вид преступлений или административных правонарушений, являющихся угрозой общественной безопасности [8], может пресекаться с помощью общественных объединений правоохранительной направленности. Таким образом, указанные участники общественных отношений могут внести свой вклад в профилактику и предотвращение незаконного оборота оружия.

Раскрывая формы участия общественных организаций правоохранительной направленности и частных охранных предприятий в области борьбы с незаконным оборотом оружия необходимо выделить следующие моменты:

Во-первых, взаимодействие добровольных народных дружинников и частных охранников с правоохранительными органами в области обеспечения общественной безопасности и противодействия незаконному обороту оружия в рамках совместного патрулирования, а также участия в качестве свидетелей и понятых при проверке сотрудниками правоохранительных органов (МВД, ФСБ, ФСО, СК, Росгвардии и прокуратуры) подозрительных лиц, вещей при них находящихся, автотранспорта и капитальных строений, иных помещений.

Во-вторых, привлечение дружинников и охранников к профилактическим мероприятиям по противодействию незаконному обороту оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ. Так, на территории Тамбовской области реализуется постановление администрации области о принятии от населения незаконно хранящегося оружия, боеприпасов, основных частей оружия, взрывчатых веществ на возмездной основе4. Дополнительные силы негосударственной безопасности принимают активное участие в созда-

4 Постановление администрации Тамбовской области от 04.05.2012 № 530 «Об утверждении Порядка выплаты денежного вознаграждения гражданам Российской Федерации за добровольную сдачу незаконно хранящегося огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» / «Тамбовская жизнь» (специальный выпуск). 2012. 11 мая.

нии видеоклипов и информационных (агитационных) листовок на указанную тему.

В-третьих, частные охранники и дружинники при выполнении прямых обязанностей по охране общественного порядка могут проводить разъяснительные беседы о незаконном обороте оружия, ответственности за данное правонарушение, а также распространять информационные листовки.

В-четвертых, с учетом активного развития сети Интернет и расширения круга его пользователей, отмечается еще одна форма оказания содействия работниками частных охранных организаций и членами добровольных народных дружин сотрудникам правоохранительных органов - мониторинг информационного пространства, в том числе широко представленных различных социальных сетей и видеоресурсов.

Анализ процессов, происходящих в структуре и динамике преступлений с использованием оружия, взрывчатых веществ показывает, что идет смещение в сторону усиления организованности, жестокости, дерзости и наглости действий преступников. В психологическом плане у них это создает уверенность в достижении поставленных целей и в полной безнаказанности. Ярким примером являются действия А.И. Музычко (Сашко Белый), который в Украине с автоматическим оружием беспрепятственно проходил на совещания в органы власти1 , правоохранительные органы, где требовал исполнения его указаний. Аналогичную тактику используют вербовщики будущих шахидов-смертников. Результатом такой работы является применение взрывчатых веществ в местах с массовым пребыванием и гибелью людей в Санкт-Петербурге, Волгограде, Волгодонске, Москве и других населенных пунктах Российской Федерации (Например, в 2000 году преступниками совершено 9 террористических актов, в 2007 году -6, 2010 году - 25, 2011 году - 12, 2013 году - 3, в 2017 году уже по официальным данным совершено 6 террористических актов2, в том числе с применением самодельных взрывных устройств.

На фоне активизации экстремистско-террори-стических проявлений в Российской Федерации явным становится отсутствие какой-либо ответственности граждан за создание и распростране-

1 www.ntv.ru/novosti/849676/

2 www.mvd.ru/news/item/688770

ние способов незаконного изготовления оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Также отсутствует ответственность собственников информационных ресурсов за хранение указанной информации и фактически пассивное содействие в ее распространении.

Так, в свободном доступе в глобальной сети Интернет [9, с. 73], для людей любого пола, вероисповедания, возраста, состояния здоровья, воспитания, социального положения имеются многочисленные ссылки и электронные адреса для незаконного приобретения огнестрельного оружия (например: http://guns-market.ru, http://prodajastvolov.net) или его изготовления, в том числе с использованием наглядных видеоматериалов (например: Ы^/ф-lab.org/dir/7-1-0-29 или http://www.youtube.com/ watch?v=VmHy KFnLW6E более 24000 просмотров http://www.youtube.com/watch?v= AoRb0OY02eM более 172000 просмотров http://www.youtube.com/ watch?v=MKBa FWfHM84 более 2700000 просмотров http://www.youtube.com/watch?v= 6a10j9PVdNk более 1210000 просмотров, http://www.youtube.com/ watch?v=TV8h8x1Pmnc около 510000 просмотров).

Данные факты свидетельствуют о высоком спросе размещенной информации у граждан и возможности беспрепятственного доступа к ней в любое время суток.

Специально созданные подразделения в МВД России, ФСБ России осуществляют мониторинг указанного информационного ресурса, однако данная задача не является их основным видом деятельности и имеющиеся физические ресурсы не позволяют полностью пресечь данное распространение информации влияющей на состояние общественного порядка и безопасности.

При этом, необходимо отметить, что доступность сведений об изготовлении взрывчатых веществ, взрывных устройств или оружия снижает у людей чувство ответственности за данные противоправные действия, а лица, размещающие вышеуказанные сведения, как правило, избегают какой-либо ответственности или вообще не устанавливаются. При этом, чаще всего для изготовления взрывных устройств используют энергетические конденсированные системы с высокими экзотермическими характеристиками, снаряженными поражающими элементами (металлические шарики, гвозди, шуру-

пы, обрезки арматуры и т.д.) для причинения максимально возможного ущерба. В связи с этим приоритетным значением для профилактики экстремизма и терроризма является сокращение количества взрывчатых веществ, незаконно хранящихся у граждан. В данном вопросе также положительную роль играют профилактические программы различных субъектов Российской Федерации.

Существенное значение имеет количество частных охранников, членов добровольных народных дружин и организация их морально-психологической [10, с. 17], а также правовой подготовки.

Принимая во внимание отсутствие единого организационно-штатного построения указанных формирований и регламентацию их штатного количества, по состоянию на 01.06.2020 в Российской Федерации насчитывается более 1 200 000 лиц, получивших правовой статус «частный охранник», и около 300 000 дружинников.

Резюмируя данный доклад об участии частных охранников и членов добровольно-народных дружин в противодействии незаконному обороту оружия, взрывчатых веществ, взрывных устройств, боеприпасов, можно сделать вывод, что участие общественности и негосударственных служб безопасности оказывает положительное влияние на состояние криминогенности как в конкретно взятом регионе, так и на территории Российской Федерации в целом.

Литература

1. Осокин Р.Б. Уголовное законодательство Австрийской Республики об ответственности за преступления против общественной нравственности // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2016. № 3 (36). С. 66-71.

2. Осокин Р.Б. Уголовное право в схемах (общая часть): учебное наглядное пособие. М.: Московский университет МВД России, 2006. 86 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Кокорев В.Г. Особенности криминализации нарушения права на свободу совести и вероисповеданий и средства воздействия на данное престу-

пление // Современные правовые проблемы: взгляд студентов: сборник материалов VII Всероссийской научной студенческой конференции. Саратов: Саратовская государственная юридическая академия, 2015. С.101-106.

4. Латов Ю.В., Осокин Р.Б., Сочнев Д.В., Трун-цевский Ю.В. Системное противодействие радикальным экстремистским течениям в молодежной среде: монография. Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2010. 158 с.

5. Трунцевский Ю.В. О необходимости формирования концепции идеологии патриотизма среди молодежи и организации центров духовно-нравственных традиций // Представительская власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2012. № 2-3. С. 4-8.

6. Осокин Р.Б. О необходимости разработки концептуальных основ противодействия преступлениям против общественной жизни // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. Вып. 3 (95). С. 236-239.

7. Осокин Р.Б., Денисенко М.В. Уголовная ответственность за незаконное распространение порнографических материалов или предметов: учебное пособие. М.: Московский университет МВД России, Изд-во Щит-М, 2005. 120 с.

8. Осокин Р.Б. Разграничение составов вовлечения в занятие проституцией и использования рабского труда // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. Вып. 2 (118). С. 294-296.

9. Осокин Р.Б. К вопросу об ответственности за размещение объявлений (информации) об оказании сексуальных услуг // Преступления в информационной сфере: проблемы расследования, квалификации, реализации ответственности и предупреждения: материалы Международной научно-практической конференции. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2013. С. 73-76.

10. Закарин А.М. Кризис духовно-нравственного воспитания молодежи // Научный поиск. 2012. № 4.3. С. 17-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.