LEGAL SCIENCES
CRIMINAL LIABILITY FOR ILLEGAL USE AND TRAFFICKING
OF WEAPONS
Himicheva A.V. (Russian Federation) Email: [email protected]
Himicheva Anastasia Vyacheslavovna — Master, DEPARTMENT OF CRIMINAL LAW AND SPECIAL DISCIPLINES, FACULTY OF LAW, RUSSIAN STATE SOCIAL UNIVERSITY, MOSCOW
Abstract: the analysis of the subject of illegal weapons trafficking involves the study of various aspects: the establishment of characteristics, the decision to classify a particular type of weapon as a criminal offense of weapons (exclusion from it) and some others. The history of the use of fire power dates back to ancient Greece. The first mention of the throwing of fire can be found in the description of the Peloponnesian War 432-404. BC". What kind of problems in using weapons arise in modern society?
Keywords: arms trafficking, steel arms, crime, illegal possession of knives, punishment for the use of weapons, legislation, explosive device, arms trafficking, legal liability.
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕЗАКОННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
И ОБОРОТ ОРУЖИЯ Химичева А.В. (Российская Федерация)
Химичева Анастасия Вячеславовна — магистр, кафедра уголовно-правовых и специальных дисциплин, юридический факультет, Российский государственный социальный университет, г. Москва
Аннотация: анализ предмета незаконного оборота оружия предполагает исследование разнообразных аспектов: установление его признаков, решение об отнесении того или иного образца оружия в предмет уголовно-наказуемого оборота оружия (исключения из него) и некоторых других. История использования силы огня берет свое начало еще в древней Греции. Самое первое упоминание о метании огня можно найти в описании «Пелопоннесской войны 432-404 гг. до нашей эры». Так какие же проблемы в использовании оружия возникают в современном обществе?
Ключевые слова: незаконный оборот оружия, холодное оружие, преступность, незаконное хранение холодного оружия, наказание за использование оружия, законодательство, взрывчатое устройство, незаконный оборот оружия, юридическая ответственность.
Методы: Использовался метод сравнения исследуемых объектов.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, которая была утверждена Указом Президента РФ № 683 от 31 декабря 2015 г., говорится, что одной из угроз государственной и общественной безопасности является деятельность преступных организаций и группировок, которая связанна с незаконным оборотом оружия. В 2019 в России было зарегистрировано 28916 преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, в 2018 г. в количество данных преступлений составляло 27 994. Выявляемость таких преступных деяний по сравнению показателем предыдущего года составила (+3,7%).
Практика показывает, что слабый контроль за оборотом оружия создает причины, способствующие насильственной, организованной, террористической преступности. Контроль государства за оружием в Российской Федерации с древности осуществлялся по двум основным направлениям: установление правил законного оборота и определение мер ответственности за незаконный оборот.
Долгое время нормативные акты об оружии устанавливали лишь правила использования конкретных видов холодного оружия в определенных ситуациях или по отношению к отдельным категориям лиц. В «Русской Правде» (1054 г.) первым упоминанием о холодном оружии является наказание за удар рукоятью меча или мечом, не вынутым из ножен, признаваемый как акт оскорбления. Под запретом было и хищение оружия, которое приравнивалось к краже коня.
При царе Алексее Михайловиче Соборное Уложение 1649 г. предусматривало ответственность за обнажение и применение сабель и другого оружия на царском дворе. Чуть позже, в 1682 г. был утвержден перечень должностных лиц, которым разрешалось иметь при себе оружие (запрет распространялся на купцов и низшие сословия), запрещалось у себя дома стрелять из ружей (1684 г.). Петром I был подписан указ от 14 февраля 1700г. «О запрете ношения и продажи остроконечных
ножей». В этот период было запрещено изготовлять, продавать и носить холодное оружие, схожее с кинжалом. В дальнейшем государственный контроль за оружием постоянно усиливался. Первое упоминание об огнестрельном оружии содержится в главе III Соборного уложения. Артикул воинский 1715 г. включал в себя нормы, предусматривающие ответственность за различные правонарушения, связанные с оружием, совершаемые военнослужащими, и отчасти распространялся и на гражданское население. В XIX веке нормативными актами, содержавшими ограничения на распространение оружия, были Уложение о наказаниях уголовных и исправительных (1845 г.), Уставы о предупреждении и пресечении преступлений 1857 г. и 1876 гг., Уголовное уложение (1903 г.). Отсутствие систематизации и единства законодательства в нормативных актах приводило к тому, что правовые нормы нередко дублировали друг друга. В первые годы Советской власти государство перешло к разрешительной системе в отношении оружия. Принятый Советом народных комиссаров (СНК) 10 февраля 1918 г. «Декрет о сдаче оружия» отменил все прежние разрешения на оружие и предписывал его немедленно сдать. После создания СССР на всей его территории Постановлением ВЦИК от 12 декабря 1924 г. все оружие и боеприпасы делились на категории «А», «Б» и «В», по каждой из них устанавливался список конкретных моделей. Из оборота изымалось любое боевое оружие военного образца. Разрешения на оружие всех категорий стали выдавать органы Объединенного государственного политического управления. В дальнейшем система уголовно-правовых норм продолжала совершенствоваться. УК РСФСР 1960 г. предусматривал ответственность за незаконный оборот оружия в трех статьях, а Уголовный кодекс РФ 1996 г. расширил их перечень до восьми (ст. 222-226.1). Значительное количество оружия оказалось в руках преступников в связи с распадом СССР. Закон РФ «Об оружии» от 20 мая 1993 г. № 4992-1 стал первым опытом регулирования оборота оружия на территории постсоветской России. Закон РФ «Об оружии» от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ установил систему правоотношений, возникающих при его легальном обороте, и меры государственного контроля за ним.
В настоящее время контроль за оборотом оружия осуществляют созданные в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 157 подразделения Федеральной службы войск национальной гвардии РФ (Росгвардия), отдельные вопросы контроля находятся в ведении МВД, ФСБ, ФТС.
Следует различать законный (легальный) и незаконный (запрещенный) оборот оружия. Под законным оборотом оружия понимается приобретение, хранение, ношение, изготовление, передача, сбыт, перевозка, ремонт, уничтожение, применение оружия, производимого на законных основаниях под контролем лицензионно-разрешительной системы или ведомственным контролем военизированных организаций. Нарушение правил обращения с оружием влечет наступление административной ответственности (ст. ст. 20.8-20.15 КоАП РФ). Криминальный (преступный) оборот оружия предусматривает привлечение виновных лиц к уголовной ответственности (ст. ст. 222-226.1 УК РФ). Незаконный оборот оружия, взрывчатых веществ, взрывных устройств, боеприпасов представляет опасность охраняемым общественным отношениям, так как такие предметы выпадают из сферы государственного контроля и могут быть использованы в преступных целях, в результате чего создаются внешние и внутренние угрозы личности, социуму и государству.
К причинам и условиям незаконного оборота оружия в Российской Федерации необходимо отнести:
- незаконные раскопки на местах боевых действий времен Великой Отечественной войны (противозаконная деятельность «черных копателей»);
- нарушение порядка учета, хранения, перевозки, ношения оружия и боеприпасов военнослужащими, сотрудниками правоохранительных органов и представителями частных охранных структур;
- несоблюдение владельцами оружия установленных правил обращения с ним.
Д.А. Корецкий, Л.М. Землянухина отмечали, что наиболее предрасположены к совершению преступлений с оружием лица в возрасте 18-29 лет. Данная категория преступников совершает групповые, тяжкие, спланированные уголовно-наказуемые деяния. Лицами в возрасте 30-45 лет также совершаются вооруженные преступления, но несколько реже. После 45-летнего возраста такие преступления преимущественно совершаются на бытовой почве. Большинство преступлений в данной сфере совершается мужчинами, доля женщин незначительна.
Эффективной мерой минимизации объема оружия, находящегося в незаконном обороте, является его возмездное приобретение у населения. Граждане, добровольно сдавшие оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, освобождаются от уголовной ответственности и получают за это вознаграждение. В настоящее время тарифы на добровольную сдачу оружия регулируются региональным законодательством, в связи с чем они значительно отличаются в отдельных субъектах Российской Федерации. Нам представляется, что решение данного вопроса необходимо урегулировать
44
на федеральном уровне. Предупреждение незаконного оборота оружия представляет собой целенаправленную деятельность уполномоченных органов и должностных лиц по устранению (минимизации) криминогенных факторов, общественно опасных последствий, а также предотвращению (пресечению) преступлений, предусмотренных статьями 222-226.1 УК РФ. К мерам предупреждения незаконного оборота оружия относятся:
• обеспечение строгого учета оружия (боеприпасов) на всех стадиях обращения с ним;
• осуществление мероприятий по сохранности оружия и комплектующих его деталей на заводах-изготовителях, объектах реализации (ремонта);
• неукоснительное соблюдение установленных правил при обращении с оружием, в случае их нарушения привлечение виновных к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности;
• дальнейшее развитие автоматизированных информационно-поисковых систем учета оружия, создание единого централизованного межведомственного банка данных;
• контроль за соблюдением правил учета, хранения, ношения, перевозки оружия в военизированных и правоохранительных организациях, а также в частных охранных структурах;
• перекрытие каналов незаконной поставки (контрабанды) оружия.
Подводя итог, учитывая состояние преступности, причин и условий, способствующих незаконному обороту оружия, особенностей личности вооруженного преступника меры предупреждения таких общественно опасных деяний должны реализовываться комплексно и системно. К ним следует отнести:
1) правовые;
2) социально-экономические;
3) политические;
4) организационно-управленческие;
5) информационные;
6) образовательные;
7) воспитательные и иные меры.
Результаты: Согласно проведенным исследованиям, можно сделать вывод, что в законодательной сфере все еще существуют пробелы относительно регулировки незаконного оборота холодного оружия. Необходимо постоянно совершенствовать законодательную базу, чтобы двигаться в ногу со временем, не допуская малейшей возможности просочиться преступным деяниям.
Список литературы / References
1. Глушкова Е.М. История развития законодательства, регулирующего оборот гражданского оружия в России // Успехи современной науки и образования, 2016. № 4. Т. 2. С. 161-164.
2. Сошина ЛА. История развития уголовно-правовых норм, регламентирующих ответственность за незаконный оборот оружия в дореволюционный период в России // Сибирский юридический вестник, 2008. № 2. С. 103-107.
3. Задоян А.А. Незаконный оборот оружия в дореволюционном уголовном праве России // История государства и права, 2011. № 16. С. 17-24.
4. Зайцева Е.В. Уголовно-правовые средства противодействия незаконному обороту оружия и его применению при совершении преступлений: дис. ...канд. юрид. наук. Омск: Омская академия МВД России, 2014. 214 с.
5. Комплексный анализ состояния преступности в Российской Федерации по итогам 2017 года и ожидаемые тенденции ее развития. М.: ВНИИ МВД России, 2018. 54 с.
6. Шалагин А.Е. О приоритетных направлениях деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений и административных правонарушений // Вестник экономики, права и социологии, 2014. № 2. С. 153-157.