Научная статья на тему 'Современные аспекты административно-правового регулирования отношений общества с государственным аппаратом'

Современные аспекты административно-правового регулирования отношений общества с государственным аппаратом Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
121
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РАСШИРЕНИЕ ПРАВ ГРАЖДАН И ОРГАНИЗАЦИЙ / КОДЕКС АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / НОВОВВЕДЕНИЯ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВЕ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА / EXPANSION OF THE RIGHTS OF CITIZENS AND ORGANIZATIONS / CODE OF ADMINISTRATIVE PROCEDURE / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / INNOVATIONS IN THE ADMINISTRATIVE LAW / LEGISLATIVE INITIATIVE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петров Владимир Иванович, Пилюгина Татьяна Владимировна

В статье рассматриваются нововведения в административном праве России в 2015 г. Раскрываются дополнительные меры правовой защиты граждан Российской Федерации, которые обеспечиваются благодаря законодательной инициативе граждан и общественных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Петров Владимир Иванович, Пилюгина Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern aspects of administrative-legal regulation of relations of society with the state apparatus

In the article innovations in the administrative law of Russia in 2015 are considered. Additional measures of legal protection of citizens of the Russian Federation which are provided thanks to the legislative initiative of both citizens and public organizations reveal.

Текст научной работы на тему «Современные аспекты административно-правового регулирования отношений общества с государственным аппаратом»

Петров Владимир Иванович

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России Кубанского государственного университета (e-mail: history1380@mail.ru)

Пилюгина Татьяна Владимировна

кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права Кубанского социально-экономического института (e-mail: pilyugina_tv@mail.ru)

Современные аспекты административно-правового регулирования

отношений общества с государственным аппаратом

В статье рассматриваются нововведения в административном праве России в 2015 г. Раскрываются дополнительные меры правовой защиты граждан Российской Федерации, которые обеспечиваются благодаря законодательной инициативе граждан и общественных организаций.

Ключевые слова: расширение прав граждан и организаций, Кодекс административного судопроизводства, административная ответственность, нововведения в административном праве, законодательная инициатива.

V.I. Petrov, Master of History, Assistant Professor of the Chair of History of Russia of the Kuban State University; e-mail: history1380@mail.ru;

T.V. Pilyugina, Master of Law, Assistant Professor of the Chair of Criminal and Penal Law of the Kuban Social and Economic Institute; e-mail: pilyugina_tv@mail.ru

Modern aspects of administrative-legal regulation of relations of society with the state apparatus

In the article innovations in the administrative law of Russia in 2015 are considered. Additional measures of legal protection of citizens of the Russian Federation which are provided thanks to the legislative initiative of both citizens and public organizations reveal.

Key words: expansion of the rights of citizens and organizations, the Code of administrative procedure, administrative responsibility, innovations in the administrative law, legislative initiative.

Нельзя не отметить, что в настоящее время расширение прав граждан и организаций в современном российском обществе реально укрепляет основы функционирования гражданского общества [1, с. 245]. Так, в сентябре 2015 г. вступил в силу Кодекс административного судопроизводства, подробно прописывающий процедуру спора гражданина с государственными инстанциями. Зачастую гражданину сложно выиграть в таких спорах. Новый закон закрепляет активную роль суда, который может теперь запрашивать доказательства по своему усмотрению. Чиновников, игнорирующих судебные запросы, будут привлекать к административной ответственности -накажут рублем. Физическое лицо теперь мо-

гут оштрафовать на сумму до 10 тыс. рублей, штраф для ведомства за противодействие суду может составлять до 100 тыс. Суды могут наложить штраф и за неявку чиновника в суд, если его присутствие на заседании обязательно. А того, кто не явится в назначенный час, могут доставить принудительно с помощью судебных приставов, к тому же еще и оштрафуют. Уже с 15 сентября 2016 г. граждане смогут воспользоваться правом подавать документы в суд в электронном виде: в течение года в судах общей юрисдикции будет подготовлена техническая база, которая должна будет обеспечить прием административных исков по сети Интернет. Правда, если кто-то из граждан захочет обжаловать нормативный правовой

313

акт, то к заявлению надо будет приложить диплом о высшем юридическом образовании. У кого такого диплома нет, тому придется нанять представителя-юриста. Еще одно новшество -коллективные иски. Граждане теперь смогут объединяться в группы и коллективы, чтобы отстаивать свои права в суде. Это скоро смогут сделать собственники квартир многоэтажного дома или жильцы микрорайона, не согласные, например, с незаконным повышением местной администрацией коммунальных тарифов. По кодексу для коллективного иска должно будет набраться не менее 20 человек. Такие меры явно пойдут на пользу для развития малого и среднего бизнеса в России.

Также в сентябре Правительство РФ ограничило стоимость товаров и услуг, которые могут закупать госслужащие для своих нужд. Эта мера, безусловно, назрела давно: по данным Росстата, в прошлом году объем госзакупок по стране вырос на 18% и составил 23,8 трлн руб. Это госбюджету выдержать трудно. Постановление Правительства ограничивает максимальную стоимость ряда товаров и услуг, которые смогут приобрести бюджетные организации для нужд сотрудников. Так, для руководителей федеральных государственных органов и их заместителей можно будет закупать автомобили не дороже 2,5 млн руб. Для руководителей федеральных агентств и служб, а также их заместителей - не дороже 2 млн руб., для начальников структурных подразделений федеральных ведомств и замещающих их должностных лиц - не дороже 1,5 млн руб. До 2015 г. расходы на роскошные автомобили не были ограничены. Ценовое ограничение касается и мобильных телефонов. Смартфоны министров и их замов, закупаемые по государственным контрактам, должны стоить не более 15 тыс. руб., помощников и советников - 10 тыс. руб., специалистов - 5 тыс. руб. В документе названы и другие виды оргтехники: компьютеры, ноутбуки, планшеты, принтеры. Помимо этого в документе о государственных закупках указаны грузовые автомобили и автобусы, требования к которым могут быть установлены федеральными государственными органами самостоятельно. Госаппарат ограничивается теперь и в приобретении дорогой мебели. Так, для министров, замминистров и руководителей территориальных органов будет разрешено закупать кресла и диваны, изготовленные из ценных пород дерева и обшитые натуральной кожей, а для помощников и специалистов -

только из хвойных и некоторых других недорогих пород дерева, обитые искусственными материалами [2, с. 3]. Еще один законопроект, внесенный в Государственную Думу, предлагает лишать пенсий по выслуге лет чиновников, осужденных за различные коррупционные и служебные преступления. Инициатива вносит поправку в закон о государственном пенсионном обеспечении, уменьшающую служебную надбавку у всех чиновников, кто был осужден за преступления против государственной власти и интересов государственной службы. Сторонники инициативы ссылаются и на международный опыт, например Сингапура, которому такие жесткие нормы помогли стать одним из наименее коррумпированных государств мира. А Министерство внутренних дел РФ выступило с предложением в десятикратном размере увеличить штрафы для чиновников и ввести наказания за травмы, которые россияне получают из-за плохих дорог и неблагоустроенной инфраструктуры. Предложения оформлены в виде поправок к Административному кодексу. Согласно документу, разработанному в министерстве, чиновники должны будут отвечать за соблюдение безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автодорог, железнодорожных переездов и других инфраструктурных объектов. За нарушения ответственные должностные лица будут подвергаться штрафам в размере от 20 до 30 тыс. руб. В случаях, если из-за плохого состояния дорог граждане получили травмы, чиновников накажут на сумму от 50 до 100 тыс. руб. На такую же сумму будут штрафовать за невыполнение предписаний ГИБДД. Одновременно предлагается ужесточить ответственность для подрядчиков, выполняющих дорожные и ремонтные работы.

Таким образом, мы отмечаем, что нововведения в административном праве 2015 г. для улучшения жизнедеятельности социума своевременны и необходимы. В период сложных экономических условий развития нашего общества дополнительные меры правовой защиты граждан Российской Федерации обеспечиваются благодаря законодательной инициативе как граждан, так и общественных организаций [3, с. 21]. Весьма положительным является факт ответного реагирования законодательных органов, как в субъектах, так и федерального [4, с. 131]. Сокращение расходов на содержание госаппарата находит безусловную поддержку общественности. На повестке дня сегодня -

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2016 • № 2 (56)

314

ужесточение наказаний за коррупционную деятельность [5, с. 338]. Также в настоящее время большое значение имеют законы по профилактике правонарушений, т.к. они определяют задачи и принципы улучшения криминогенной

обстановки на территории России и регионов, регулируют отношения, возникающие в процессе осуществления профилактической работы по обеспечению законности, правопорядка и общественной безопасности [6, с. 116].

1. Петров В.И., Пилюгина Т.В. Организация действий правоохранительных органов по обеспечению правопорядка на территории Краснодарского края - основа стабильного взаимодействия органов государственной власти с гражданским обществом // Общество и право. 2015. № 2(52). С. 244-247.

2. Краснодарские известия. 2015. 2 окт.

3. Петров В. И. Особенности развития гражданского общества в России (на примере Краснодарского края) // Вестн. Академии знаний. 2014. № 1(8). С. 18-22.

4. Петров В. И. К вопросу о национальной безопасности, политико-экономической интеграции России в мировом пространстве // Уголовная политика в сфере обеспечения безопасности здоровья населения, общественной нравственности и иных социально значимых интересов: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. М.Л. Прохорова. Краснодар, 2013. Ч. 1. С. 129-133.

5. Петров В. И. Региональная безопасность как одна из основ государственной стабильности // Уголовная политика в сфере обеспечения безопасности здоровья населения, общественной нравственности и иных социально значимых интересов: III Междунар. науч.-практ. конф. Краснодар, 2014. С. 338-341.

6. Касьянов В.В., Петров В.И. Развитие гражданского общества Краснодарского края как составной части этнорегионального полиэтнического сообщества Юга России // Aspectus. 2014. № 3. С. 114-118.

1. Petrov V.l., Pilyugina T.V. Organization of law enforcement actions of law enforcement on the territory of Krasnodar region is the stable basis of interaction of public authorities with civil society // Society and law. 2015. № 2(52). P. 244-247.

2. Krasnodar news. 2015. Oct. 2.

3. Petrov V.l. Peculiarities of development of civil society in Russia (on the example of Krasnodar region) // Bull. of Academy of knowledge. 2014. № 1(8). P. 18-22.

4. Petrov V.l. On national security, political and economic integration of Russia in world space // Criminal policy in the sphere of ensuring security of public health, public morals and other socially important interests: proc. of the II Intern. sci.-pract. conf. / resp. ed. M.L. Prokhorova. Krasnodar, 2013. Pt. 1. P. 129133.

5. Petrov V.l. Regional security as one of the foundations of state stability //Criminal policy in the sphere of ensuring security of public health, public morals and other socially important interests: the Ill Intern. sci.-pract. conf. Krasnodar, 2014. P. 338341.

6. Kasyanov V.V., Petrov V.l. Development of civil society of Krasnodar region as an integral part of ethno-regional multi-ethnic community of the South of Russia // Aspectus. 2014. № 3. P. 114-118.

315

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.