УДК 37.013.2
КАСЬЯНОВ Валерий Васильевич, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия [email protected]
ПЕТРОВ Владимир Иванович, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЙСТВИЙ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ ПРАВОПОРЯДКА НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ КАК ОСНОВЫ СТАБИЛЬНОГО ВЗОИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ С ГРАЖДАНСКИМ ОБЩЕСТВОМ
Главной задачей координационного совещания края является совершенствование деятельности по поддержанию правопорядка и отлаженное взаимодействие органов исполнительной власти с общественными организациями края. В настоящее время основное внимание уделяется взаимодействию полиции с силовыми структурами и органами исполнительной власти по получению информации и обмену сведениями о происходящих процессах в целом. Во время проведения праздничных мероприятий всегда планируется привлечение к обеспечению правопорядка добровольно-народных и казачьих дружин. Сотрудниками дорожно-патрульных служб края своевременно обеспечивается безопасность дорожного движения, организуется профилактика и пресечение правонарушений. С целью антитеррористической безопасности населения и социально-инфраструктурных объектов сотрудники правоохранительных органов с применением технических средств, служебных собак заблаговременно обследуют территории мест проведения массовых общественных мероприятий. В настоящее время в Краснодаре ведется наблюдение за более чем 85 дорожными перекрестками, остановками общественного транспорта, транспортными станциями города Краснодара, за автовокзалом, аэропортом и за государственными, муниципальными образовательными учреждениями, административными зданиями, парками, скверами, торговыми, развлекательными центрами, храмами. Одним из главных направлений в 2014-2015 гг. являлась задача повышения результативности оперативно-розыскной деятельности. Это было напрямую связано с реализацией основного принципа правосудия - обеспечения неотвратимости наказания за совершенное преступление. Технические возможности современных видеокамер позволяют даже установить личность человека. Образцами успешной работы по раскрытию особо тяжких преступлений могут быть факты раскрытия различных преступлений в районах и населенных пунктах Краснодарского края. Примерами эффективной работы по раскрытию особо тяжких преступлений могут быть факты раскрытия различных преступлений в Красноармейском районе, в г. Краснодаре, Армавире, Кропоткине и Новороссийске. Полноценная деятельность гражданского общества напрямую зависит от благополучия социальной среды, отсутствия кримино-генности.
DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-1/1 -74-78
KASYANOV Valeriy V., Kuban State University, Krasnodar, Russia [email protected]
PETROV Vladimir I.,
Kuban State University, Krasnodar, Russia [email protected]
FEATURES OF THE ORGANIZATION OF ACTIONS OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES TO MAINTAIN LAW AND ORDER ON THE TERRITORY OF KRASNODAR REGION AS THE BASIS FOR A STABLE COOPERATION OF PUBLIC AUTHORITIES WITH CIVIL SOCIETY
The main objective of the coordination meeting of the region is the improvement of the activities of law enforcement and efficient interaction of Executive authorities with public organizations of the region. Currently the focus is on police cooperation with security agencies and Executive bodies to obtain information and exchange information about the phenomenon in General. During the celebrations is the involvement of law enforcement voluntary national and Cossack teams. Employees of road patrol services region in a timely manner ensures road safety, organized by the prevention and suppression of offenses. For the purpose of anti-terrorist security of the population and socio-infrastructure facilities, law enforcement officers, using technical means, service dogs in advance to survey the territory of places of mass public events. Currently in Krasnodar monitored more than 85 road intersections, public transport stops, transport stations of the city of Krasnodar, at the bus station, the airport and at the state, municipal educational institutions, administrative buildings, parks, squares, shopping, entertainment centers, temples. One of the main directions in 2014 - 2015 was the task of increasing the effectiveness of investigative activities. It was directly related to the implementation of the basic principle of justice - ensuring the inevitability of punishment for the committed crime. Technical possibilities of the modern cameras allow you to set even the personality of the person. Examples of successful work on disclosing especially grave crimes can be facts the disclosure of various crimes in the districts and localities of Krasnodar region. Examples of effective work on disclosing especially grave crimes can be facts the disclosure of various crimes in Krasnoarmeysky district, in cities of Krasnodar, Armavir, Kropotkin and Novorossiysk. A full-fledged activity of civil society depends on the social environment, lack of criminality.
Ключевые слова: Совещание по обеспечению правопорядка, общественный правопорядок, Совет безопасности края, прогноз ситуации, казачьи добровольные дружины охраны порядка.
Keywords: rule of law, public order, Regional Security Council, forecast of situation, Cossack volunteer militias for the protection order
Действия правоохранительных органов Краснодарского края по поддержанию правопорядка осуществляются под руководством нескольких специально созданных структур. В администрации губернатора Краснодарского края создано координационное Совещание (постоян-
ный Совет безопасности) по обеспечению правопорядка. Положение о Совете разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 11 декабря 2010 года N 1535 «О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка» [1, весь документ], постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12. 2005 года -N 725 «О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» [2, весь документ]. Совещание призвано осуществлять согласованные действия территориальных органов исполнительной власти, расположенных в Краснодарском крае, и органов местного управления муниципальных образований по обеспечению правопорядка в пределах края.
Основной задачей постоянного Совета безопасности является координация действий по поддержанию правопорядка и эффективное взаимодействие органов исполнительной власти края, органов местного управления и муниципальных образований с федеральными органами исполнительной власти в регионе в сфере обеспечения порядка и на основе эффективной информационно-аналитической деятельности. К одной из первостепенных задач органа следует отнести обобщение и анализ сведений о состоянии правопорядка в крае, а также прогноз развития обстановки в этой области и всесторонний анализ эффективности совместных мероприятий органов внутренних дел РФ с территориальными органами исполнительной власти, местного управления по обеспечению правопорядка в регионе. Сегодня большое значение имеет совместная работа, взаимодействие государственных органов с общественными организациями и некоммерческими объединениями по вопросу обеспечения порядка на территории края. В Положении о Совете безопасности определяется широкий спектр прав и полномочий координационного совещания. Совет может координировать функционирование правоохранительных органов [3, с. 64]. Так, например, в целях обеспечения общественного порядка во время подготовки и проведения публичных общественных мероприятий, приуроченных к празднованию Первомая и 70-й годовщины Победы, сотрудниками полиции в ушедшем 2015 г. принимались все необходимые меры по организации совокупности мероприятий по предупреждению криминальных ситуаций. Эти мероприятия прошли на высоком уровне, как в плане обеспечения безопасности, так и в плане организационном.
В последние два года наибольшее внимание уделяется обеспечению взаимодействия полиции с силовыми структурами и органами исполнительной власти по получению и обмену информации о происходящих процессах в регионе в целом. Во время проведения праздничных мероприятий в настоящее время обычно всегда планируется привлечение к обеспечению правопорядка добровольно-народных и казачьих дружин [4, с. 12]. Сотрудниками ГИБДД и дорож-но-патрульных служб своевременно обеспечивается безопасность дорожного движения, организуется профилактика и пресечение правонарушений, в том числе таких, как управление транспортным средством в состоянии алкогольного и наркотического опьянения. С целью антитеррористической безопасности населения и социально-инфраструктурных объектов сотрудники правоохранительных органов с применением технических средств, служебных собак заблаговременно обследуют территории мест проведения массовых общественных мероприятий. Серьезное внимание органы уделяют профилактической работе с населением края и туристами. Так, по всем фактам замеченных противоправных действий гражданам предлагается незамедлительно обращаться в дежурную часть ОМВД России по «Телефонам доверия» [5, с. 98].
Ежегодно на обеспечение муниципальной ведомственной целевой программы «Безопасный Краснодар» в бюджете города выделялись значительные средства (27 550 тыс. руб. в 2014 г. и более 21 300 тыс. руб. в 2015 г.). Часть из этих средств направляется на установку, обслуживание и плановую замену камер наблюдения, которых на сегодняшний день уже функционирует более 650 - стационарных, поворотных, купольных. Благодаря этому сегодня ведется наблюдение за более чем 85 дорожными перекрестками, остановками общественного транспорта, транспортными станциями г. Краснодара, за автовокзалом, аэропортом и за государственными, муниципальными образовательными учреждениями, административными зданиями, парками, скверами, торговыми, развлекательными центрами, храмами [6, с. 3]. Изображение с камер постоянно передается на экраны единой дежурной диспетчерской службы города в режиме онлайн, и осуществляется запись. Видео-разрешение современных камер позволяет установить личность человека, попавшего в поле зрения установленного объектива. Информация хранится не менее 21 дня, а сотрудники органов внутренних дел активно и регулярно ее запрашивают. Так, уже выявлено, что в местах, где установлено больше камер, совершается гораздо меньше правонарушений, чем в не контролируемых видеоприборами местах.
В деятельности правоохранительных органов профилактика правонарушений имеет важное значение. В качестве примера можно проанализировать содержание закона «О профилактике правонарушений в Краснодарском крае», который был принят Постановлением Законода-
тельного Собрания Краснодарского края от 22 октября 2013 года (в ред. Закона Краснодарского края от 04.02.2014 N 2879-КЗ) [7, весь документ]. Этот своевременный и важный закон устанавливает главные направления профилактики правонарушений, определяет основные задачи, критерии и принципы профилактики правонарушений на территории нашего края и регулирует отношения, возникающие при осуществлении этой работы по обеспечению законности, правопорядка и общественной безопасности в крае [8, с. 116].
Закон выделил следующие главные направления деятельности по вопросам профилактики правонарушений:
- предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- профилактика посягательств в отношении несовершеннолетних;
- предупреждение деятельности экстремистской направленности;
- предупреждение террористических актов, в том числе выявление и последовательное устранение причин, способствующих совершению террористических атак;
- профилактика среди населения по вопросам наркомании и алкоголизма;
- предупреждение правонарушений среди лиц, освобожденных из мест лишения свободы, а также лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы;
- виктимологическая профилактика и некоторые другие направления.
Так, только в 2014 г. в Краснодарском крае было проведено более 5 тыс. мероприятий с массовым пребыванием граждан, в том числе коммерческих мероприятий, в которых приняло участие около 11 млн человек [9, с. 118]. Для обеспечения общественного порядка задейство-валось почти 180 тыс. сотрудников полиции. Надо отметить, что при этом нельзя было использовать личный состав с маршрутов патрулирования, административных участков оставляя тем самым их уязвимыми для преступных посягательств. Конечно, получая доходы от проведения мероприятий, их организаторы должны были бы выделять денежные средства и на охрану общественного порядка [10, с. 21]. Вполне очевидно, что в таких случаях необходимо возлагать ответственность и на организаторов этих общественных мероприятий.
Одним из приоритетных направлений в 2014-2015 гг. являлась задача повышения результативности оперативно-розыскной деятельности. Это было напрямую связано с реализацией основного принципа правосудия - обеспечения неотвратимости наказания за совершенное преступление. Примерами эффективной работы по раскрытию особо тяжких преступлений могут быть факты раскрытия различных преступлений в Красноармейском районе, в г. Краснодаре, Армавире, Кропоткине и Новороссийске.
Таким образом, правоохранительные органы Краснодарского края в последние годы успешно осуществляли охрану общественного порядка и на высоком профессиональном уровне обеспечили проведение целого ряда крупных общественных мероприятий как регионального, так и общенационального уровня. Свобода деятельности гражданского общества напрямую зависит от благополучия социальной среды [10, с. 118], отсутствия криминогенности, последовательности в миграционной политике государства, оптимального контроля за соблюдением правопорядка всеми членами общества.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Указ Президента Российской Федерации от 11 декабря 2010 года N 1535 «О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка».
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2005 года N 725 «О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти».
3. Петров В.И. К вопросу о национальной безопасности, политико-экономической интеграции России в мировом пространстве: Сборник. Уголовная политика в сфере обеспечения безопасности здоровья населения, общественной нравственности и иных социально-значимых интересов / Материалы II Межд. науч.-практ. конф. / Отв. ред. М.Л. Прохорова. 2013.
4. Петров В.И. К вопросу о политико-экономической интеграции России // Общество: политика, экономика, право.
- 2010. - № 2. - С. 11-13.
5. Петров В.И. Основы обществоведческих и гуманитарных дисциплин в современных условиях: В сб. Современный специалист и профессиональные компетенции: методический аспект подготовки / Материалы Межд. науч.-метод. конф. 2013. - С. 96-102.
6. Косенко В. Предвидеть - значит предупредить // Краснодарские известия. - 17.04.2014.
7. Закон «О профилактике правонарушений в Краснодарском крае» в ред. Закона Краснодарского края от 04.02.2014 N 2879-КЗ.
8. Касьянов В.В., Петров В.И. Развитие гражданского общества Краснодарского края как составной части этноре-гионального полиэтнического сообщества Юга России. // Aspectus. - 2014. - № 3. - С. 114-118.
9. Петров В.И. Особенности развития гражданского общества в России (на примере Краснодарского края) // Вестник Академии знаний. - 2014. - № 1 (8). - С. 18-22.
10. Петров В.И., Федина И.М. Зарождение индустрии гостеприимства в Кубано-Черноморье // Курорты. Сервис. Туризм. - 2014. - № 3-4 (24-25). - С. 116-119.
REFERENCES
1.
2. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 11 dekabrya 2010 goda N 1535 "O dopolnitelnykh merakh po obespecheniyu pravoporyadka" [The decree of the President of the Russian Federation of 11 December 2010 N 1535 "About additional measures on law and order"].
3. Postanovleniye Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 5 dekabrya 2005 goda N 725 "O vzaimodeystvii i koordinatsii deyatelnosti organov ispolnitelnoy vlasti subyektov Rossiyskoy Federatsii i territorialnykh organov federalnykh organov ispolnitelnoy vlasti" [ The decree of the Government of the Russian Federation from December 5, 2005 N 725 "About the interaction and coordination of activity of enforcement authorities of subjects of the Russian Federation and territorial bodies of Federal Executive authorities"].
4. Petrov V.I. K voprosu o natsionalnoy bezopasnosti. politiko-ekonomicheskoy integratsii Rossii v mirovom prostranstve. Sbornik. Ugolovnaya politika v sfere obespecheniya bezopasnosti zdorovia naseleniya. obshchestvennoy nravstven-nosti i inykh sotsialno-znachimykh interesov materialy II Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Ot-vetstvennyy redaktor: M.L. Prokhorova. 2013 [ On national security, political and economic integration of Russia in world space. Collection. Criminal policy in the sphere of ensuring security, public health, public morals and other socially important interests of the proceedings of the II International scientific-practical conference.] Responsible editor: M. L. Prokhorova. 2013.
5. Petrov V.I. To the question of political and economic integration of Russia.]. Society: politics, Economics, law. [K voprosu o politiko-ekonomicheskoy integratsii Rossii]. Obshchestvo: politika. ekonomika. Pravo. 2010. No. 2. Pp. 11-13.
6. Petrov V.I. Osnovy obshchestvovedcheskikh i gumanitarnykh distsiplin v sovremennykh usloviyakh. V sbornike: Sov-remennyy spetsialist i professionalnyye kompetentsii: metodicheskiy aspekt podgotovki materialy Mezhdunarodnoy nauchno-metodicheskoy konferentsii. 2013. Pp. 96-102 [Foundations of social science and Humanities disciplines in modern conditions. In the collection: the Modern expert and professional competencies: methodological aspect of the preparation of the materials of the International scientifically-methodical conference]. 2013. Pp. 96-102.
7. Kosenko V. Krasnodarskiye izvestiya. Predvidet - znachit predupredit. Krasnodar news. To foresee means to warn 17.04.2014.
8. Zakon «O profilaktike pravonarusheniy v Krasnodarskom kraye» v red. Zakona Krasnodarskogo kraya ot 04.02.2014 N 2879-KZ. [ The law "On prevention of offences in Krasnodar territory" as amended by the Law of Krasnodar territory from 04.02.2014 N 2879-KZ.]
9. Kasianov V.V., Petrov V.I. The Development of civil society of Krasnodar territory as an integral part of ethno-regional multi-ethnic community of the South of Russia. [Razvitiye grazhdanskogo obshchestva Krasnodarskogo kraya kak sostavnoy chasti etnoregionalnogo polietnicheskogo soobshchestva Yuga Rossii]. Aspectus. 2014. № 3. Pp. 114-118.
10. Petrov V.I. Features of the development of civil society in Russia (on the example of Krasnodar region. [Osobennosti razvitiya grazhdanskogo obshchestva v Rossii (na primere Krasnodarskogo kraya)]. Vestnik Akademii znaniy. 2014. № 1 (8). Pp. 18-22.
11. Petrov V.I., Fedina I.M. The Origin of the hospitality industry in the Kuban-black sea coast. [Zarozhdeniye industrii gostepriimstva v Kubano-Chernomorye]. Resorts. Service. Tourism. 2014. No. 3-4 (24-25). Pp. 116-119.
Information about the author
Информация об авторе
Касьянов Валерий Васильевич, доктор исторических наук, доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой истории России, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия, [email protected]
Петров Владимир Иванович, кандидат исторических наук, доцент, кафедра истории России, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия, [email protected]
Получена:09.01.2016
Для цитирования статьи: Касьянов В.В., Петров В.И. Особенности организации действий правоохранительных органов по поддержанию правопорядка на террито-
Kasyanov Valeriy V., Doctor of Historical Sciences, Doctor of Social Sciences, Professor, Head of Department of Russian History, Kuban State University, Krasnodar, Russia, [email protected]
Petrov Vladimir I., Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Department of Russian History, Kuban State University, Krasnodar, Russia, [email protected]
Received: 09.01.2016
For article citation: Kasyanov V.V., Petrov V.I. Features of the organization of actions of law enforcement agencies to maintain law and order on the territory of Krasnodar region as the basis for a stable cooperation of public authorities with civil society. [Osobennosti organizatsii deystviy pravookhranitel'nykh organov po podderzhaniyu pravoporyadka na territo-
рии Краснодарского края как основы ста- rii Krasnodarskogo kraya kak osnovy stabil'nogo бильного взаимодействия государствен- vzaimodeystviya gosudarstvennoy vlasti s grazhdan-
ной власти с гражданским обществом. skim obshchestvom]. Krasnodar. Istoricheskaya i Краснодар: Историческая и социально- sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'= Historical and So-образовательная мысль. 2016. Том 8. № cial Educational Ideas. 2016. Tom 8. № 1. Vol. 1. Pp.
1. Часть 1. с. 74-78. 74-78.
doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-1/1-74-78 doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-1/1-74-78