Петров Владимир Иванович
кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и культурологии Кубанского государственного университета (e-mail: [email protected])
Пилюгина Татьяна Владимировна
кандидат юридических наук,
доцент кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права Кубанского социально-экономического института (e-mail: [email protected])
Организация действий правоохранительных органов по обеспечению правопорядка на территории Краснодарского края -основа стабильного взаимодействия органов государственной власти с гражданским обществом
В статье рассматривается основная задача координационного совещания по обеспечению правопорядка при администрации губернатора Краснодарского края - совершенствование деятельности по поддержанию правопорядка и отлаженное взаимодействие органов исполнительной власти. Отмечается, что в настоящее время основное внимание уделяется обеспечению взаимодействия полиции с силовыми структурами и органами исполнительной власти.
Ключевые слова: общественный правопорядок, Совет безопасности края, прогнозирование ситуации, народные, казачьи добровольные дружины охраны общественного порядка.
V.I. Petrov, Master of History, Assistant Professor of the Chair of History and Culturology of the Kuban State University; e-mail: [email protected];
T.V. Pilyugina, Master of Law, Assistant Professor of the Criminal and Penal Law of the Kuban Social and Economic Institute; e-mail: [email protected]
Organization of law order protection on the territory of Krasnodar region by law enforcement bodies is the basis for sustainable cooperation of public authorities with civil society
The main objective of the coordination meeting is to improve the activities of law enforcement and smooth interaction of executive authorities of the region with public organizations of the region. Currently the focus is on ensuring police interaction with power structures and bodies of the executive power.
Key words: public order, Security council of the region, forecasting situations, folk, Cossack volunteer militias for the protection of public order.
На протяжении последних полутора десятилетий Россия претерпевает сложный процесс трансформационных изменений, в результате которого в обществе обнажились старые, ранее скрытые и появились новые многочисленные проблемы социального характера. Имевший место социально-экономический кризис повлек за собой углубление процессов социальной деградации российского общества. Небывалый по масштабам процесс социального расслоения и поляризации общества, исчезновение зарождав-
шегося среднего класса, который мог бы стать гарантом демократических преобразований, национальная и конфессиональная неоднородность населения становятся источником социальных конфликтов, что влечет за собой другие, более опасные процессы криминализации общества. По существу, от того, как обеспечивается безопасность общества, ведется борьба с организованной преступностью, представляющей реальную угрозу общественной безопасности как составной части национальной безопасности, зависит будущее Российского государства [1; 2; 3].
244
В связи с многосоставным, мультикультур-ным характером российского общества важен не только общенациональный, но и региональный уровень безопасности, где угрозы безопасности создают серьезное социальное напряжение и ставят под сомнение процесс демократизации и устойчивого развития всей России. Регион Северного Кавказа не исключение.
При администрации губернатора Краснодарского края создано постоянно действующее координационное совещание по обеспечению правопорядка - Совет безопасности. Положение о Совете разработано в соответствии с Конституцией РФ, Указом Президента РФ от 11 декабря 2010 г. № 1535 «О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка», постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. № 725 «О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти». Совещание призвано осуществлять согласованные действия территориальных органов исполнительной власти, расположенных на территории Краснодарского края, и органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края по обеспечению правопорядка в пределах края.
Главной задачей постоянно действующего координационного совещания (Совета безопасности) является совершенствование деятельности по поддержанию правопорядка и эффективное взаимодействие органов исполнительной власти края, органов местного самоуправления и муниципальных образований с территориальными федеральными органами исполнительной власти, расположенными на территории Краснодарского края, в сфере обеспечения правопорядка на территории Краснодарского края на основе эффективной информационно-аналитической деятельности. К одной из самых главных задач Совета относится обобщение и анализ информации о состоянии правопорядка на территории края, прогнозирование развития ситуации в этой области, а также всесторонний анализ эффективности деятельности органов МВД России территориальных органов всех федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления по обеспечению правопорядка в нашем крае. Безусловно, большое значение имеет совместная работа, взаимодействие госорганов с институтами гражданского общества и социально ориентирован-
ными некоммерческими объединениями по вопросам обеспечения порядка на территории Краснодарского края. В Положении о Совете безопасности определены широкие права и полномочия координационного совещания. Совет может «подключаться» к координации деятельности правоохранительных органов [4, с. 64]. Так, в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности во время подготовки и проведения публичных и массовых мероприятий, приуроченных к празднованию Дня Весны и Труда, 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне, сотрудниками полиции будут приниматься все необходимые меры по организации совокупности мероприятий по предупреждению криминальных ситуаций [5, с. 82].
В настоящее время большое внимание уделено обеспечению взаимодействия полиции с силовыми структурами и органами исполнительной власти по получению и обмену информации о происходящих процессах в целом. Во время проведения праздничных мероприятий традиционно планируется привлечение к обеспечению правопорядка добровольно-народных и казачьих дружин [6, с. 12]. Сотрудниками ГИБДД и ДПС будут обеспечиваться безопасность дорожного движения, профилактика и пресечение правонарушений, в том числе связанных с управлением транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения. С целью антитеррористической безопасности населения сотрудники правоохранительных органов с применением технических средств и служебных собак предварительно обследуют территорию мест проведения массовых мероприятий. Немалое внимание органы уделяют работе с населением. Так, по всем фактам противоправных действий гражданам предлагается незамедлительно обращаться в дежурную часть ОМВД России в районах по «Телефонам доверия» [7, с. 98].
Ежегодно на обеспечение муниципальной ведомственной целевой программы «Безопасный Краснодар» в бюджете города выделялись необходимые средства (27550 тыс. руб. в 2014 г.). Часть из этих средств направляется на установку и обслуживание камер наблюдения, которых на сегодняшний день уже более 600 -стационарных, поворотных, купольных. Благодаря этому сегодня ведется наблюдение более чем за 70 дорожными перекрестками, остановками общественного транспорта, автостанциями г. Краснодара, за автовокзалом, аэропортом и за государственными, муниципальными образовательными учреждениями, администра-
245
тивными зданиями, парками и скверами, тор-гово-развлекательными центрами, храмами и т.д. [8, с. 3]. Изображение непрерывно транслируется на экраны единой дежурной диспетчерской службы города в режиме «онлайн». Видеоразрешение камер позволяет установить даже личность человека, попавшего в поле зрения объектива. Информация хранится не менее 21 дня, и сотрудники ОВД активно ее запрашивают. Так, уже выявлено, что в местах, где установлено больше камер, совершается гораздо меньше правонарушений, чем в неконтролируемых местах.
Если говорить о значении профилактики правонарушений, то следует дать высокую оценку Закону «О профилактике правонарушений в Краснодарском крае», который был принят постановлением Законодательного собрания Краснодарского края от 22 октября 2013 г (в редакции Закона Краснодарского края от 4 февраля 2014 г. № 2879-КЗ). Этот своевременный и важный закон устанавливает общие направления профилактики правонарушений, определяет задачи и принципы профилактики правонарушений на территории нашего края и регулирует отношения, возникающие в процессе осуществления профилактической работы по обеспечению законности, правопорядка и общественной безопасности в Краснодарском крае [9, с. 116].
Закон определил основные направления деятельности по вопросам профилактики правонарушений:
профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
предупреждение преступных посягательств в отношении несовершеннолетних;
профилактика экстремистской деятельности; предупреждение терроризма, в том числе
1. Пилюгина Т.В. Национальная безопасность на уровне региона: девиантное поведение неформальных молодежных группировок, способствующее развитию преступности // Экономика, право, печать. 2013. № 1-2.
2. Пилюгина Т.В. Обеспечение законности в деятельности правоохранительных органов как критерий эффективной защиты граждан в правовом государстве // Общество и право. 2013. № 1(43). С. 219-222.
3. Пилюгина Т.В., Пилюгин Д.С. Национальная безопасность на уровне региона как фактор снижения напряженности в обществе и формирования толерантности // Рос. следователь. 2012. № 21. С. 37-38.
выявление и последовательное устранение причин и условий, способствующих совершению террористических актов; профилактика наркомании; профилактика алкоголизма; профилактика правонарушений среди лиц, освобожденных из мест лишения свободы, а также лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы;
виктимологическая профилактика. Только в 2014 г. в крае было проведено около 5 тыс. мероприятий с массовым пребыванием граждан, в том числе коммерческих, в которых приняло участие 11 млн человек [10, с. 118]. Для обеспечения общественного порядка задействовалось около 180 тыс. сотрудников полиции. При этом нельзя было использовать личный состав с маршрутов патрулирования, административных участков, оставляя тем самым их уязвимыми для преступных посягательств. Безусловно, получая доходы от проведения мероприятий, их организаторы должны выделять денежные средства и на охрану общественного порядка [11, с. 21]. Вполне очевидно, что в таких случаях необходимо возлагать ответственность и на организаторов этих общественных мероприятий.
Одним из приоритетных направлений в 2014 г. являлась задача повышения результативности оперативно-розыскной деятельности. Это было напрямую связано с реализацией главного принципа - обеспечения неотвратимости наказания за совершенное преступление.
Примерами успешной работы по раскрытию особо тяжких преступлений могут служить факты раскрытия различных преступлений в Красноармейском районе, в Армавире, Кропоткине, Анапе, Геленджике и Новороссийске.
1. Pilyugina T. V. National security at the regional level: deviant behavior informal youth groups that promote crime // Economics, law, print. 2013. № 1-2.
2. Pilyugina T.V. The rule of law in law enforcement as a criterion for the effective protection of citizens in the state of law // Society and law. 2013. № 1(43). P. 219-222.
3. Pilyugina T.V., Pilyugin D.S. National security at the regional level as a factor in reducing tensions in society and formation of tolerance // Russian investigators. 2012. № 21. P. 37-38.
4. Petrov V.I. On the issue of national security, political and economic integration of Russia into the global space // Criminal policy in the field of
246
4. Петров В. И. К вопросу о национальной безопасности, политико-экономической интеграции России в мировом пространстве // Уголовная политика в сфере обеспечения безопасности здоровья населения, общественной нравственности и иных социально-значимых интересов: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. /отв. ред. М.Л. Прохорова. 2013.
5. Петров В. И. Основные тенденции современного терроризма в условиях глобализации // Вестн. Южно-Уральского гос. ун-та. Сер.: Социально-гуманитарные науки. 2007. № 24(96). С. 78-82.
6. Петров В. И. К вопросу о политико-экономической интеграции России // Общество: политика, экономика, право. 2010. № 2. С. 11-13.
7. Петров В. И. Основы обществоведческих и гуманитарных дисциплин в современных условиях. Современный специалист и профессиональные компетенции: методический аспект подготовки: материалы Междунар. науч.-метод. конф. 2013. С. 96-102.
8. Косенко В. Предвидеть - значит предупредить // Краснодарские известия. 2014. 17 апр.
9. Касьянов В.В., Петров В.И. Развитие гражданского общества Краснодарского края как составной части этнорегионального полиэтнического сообщества Юга России // Аврв^ив. 2014. № 3. С. 114-118.
10. Петров В.И., Федина И.М. Зарождение индустрии гостеприимства в Кубано-Чер-номорье // Курорты. Сервис. Туризм. 2014. № 3-4(24-25). С. 116-119.
11. Петров В.И. Особенности развития гражданского общества в России (на примере Краснодарского края) // Вестн. Академии знаний. 2014. № 1(8). С. 18-22.
health security, public morality and other socially important interests: proc. of the II Intern. sci. and pract. conf. /resp. ed. M.L. Prokhorova. 2013.
5. Petrov V.I. Major trends of modern terrorism in the context of globalization // Bull. of the South Ural State University. Ser.: Social sciences and humanities. 2007. № 24(96). P. 78-82.
6. Petrov V.I. On the question of political and economic integration of Russia // Society: politics, economics, law. 2010. № 2. P. 11-13.
7. Petrov V.I. Basics of social science and the humanities in modern conditions // Modern specialist and professional competence: methodological aspects of training: proc. of the Intern. sci. and methodical conf. 2013. P. 96-102.
8. Kosenko V. Anticipate - means to warn // Krasnodar news. 2014. Apr. 17.
9. Kasyanov V.V., Petrov V.I. Development of civil society of Krasnodar Region as part of a multiethnic community ethnoregional Southern Russia // Aspectus. 2014. № 3. P. 114-118.
10. Petrov V.I., Fedina I.M. The origin of the hospitality industry in the Kuban-Black Sea. // Resorts. Service. Tourism. 2014. № 3-4(24-25). P. 116-119.
11. Petrov V.I. Features of development of civil society in Russia (on the example of Krasnodar region) // Bull. of the Academy of knowledge. 2014. № 1(8). P. 18-22.
247